Заседание № 18

10.04.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 625497-5 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статьи 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения; принят в первом чтении 25 января 2012 года с наименованием "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статью 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2805 по 2860 из 6354
10-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 28     
Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".    
Доклад председателя Комитета по охране здоровья Сергея Вячеславовича            
Калашникова.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, фракция ЛДПР.                                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается законопроект, название которого, как вы видите, отличается от      
названия того законопроекта, который мы приняли 25 января 2012 года. Внесена    
юридическая правка. Всего к этому законопроекту поступило семь поправок. В      
таблице поправок, рекомендуемых к принятию, содержится четыре поправки, и       
есть три отклонённые, это таблица № 2. Таблицы поправок вам розданы,            
объяснения в таблицах есть. Предлагаю проголосовать по таблицам.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли какие-то вопросы? Нет вопросов? Тогда таблица поправок №    
1 ставится на голосование.                                                      
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По таблице № 2 есть ли какие-то замечания, вопросы? Нет. Ставится на            
голосование таблица № 2.                                                        
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4952 по 4970 из 6354
Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений    
в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии    
населения" и статьи 6.7 и 23.7 Кодекса Российской Федерации об                  
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.67,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.32,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 4

25.01.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 625497-5 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статью 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (новые редакции статей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2168 по 2293 из 6141
Следующий пункт повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении         
изменений в статью 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом       
благополучии населения" и статью 6.7 Кодекса Российской Федерации об            
административных правонарушениях". Докладывает Максим Анатольевич Топилин,      
заместитель министра здравоохранения и социального развития.                    
                                                                                
Пожалуйста, Максим Анатольевич.                                                 
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию   
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 28       
Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и   
статью 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".   
                                                                                
На протяжении предыдущих лет в Российской Федерации руководством страны         
достаточно большое внимание уделялось теме, связанной с проведением и           
упорядочением механизмов летней оздоровительной кампании. Принят целый ряд      
решений, связанных с обеспечением финансирования этого процесса, с              
разработкой регламентных процедур, санитарных норм и так далее, и так далее.    
То есть этот комплекс вопросов был достаточно серьёзно отработан с точки        
зрения нормативно-правового регулирования, с тем чтобы обеспечить безопасный    
отдых детей в летний период и в другие периоды, когда они уезжают               
организованно в целях оздоровления или проведения свободного времени.           
                                                                                
Правительство Российской Федерации также приняло ряд решений, направленных на   
ужесточение и упорядочение проверок с целью обезопасить детей во время их       
нахождения в оздоровительных лагерях, это касается принятых решений по          
частоте проверок. Несмотря на то что общие правила позволяют проверять          
объекты надзора исключительно в плановом порядке, в отношении лагерей были      
приняты особые решения: такие проверки проводятся раз в смену с целью того,     
чтобы не было несчастных случаев, не было отравлений, не было различных         
заболеваний, в частности всплесков инфекционных заболеваний. Такие решения      
были приняты. Единственная проблема, которая до настоящего времени не была      
решена, - это поправки в Кодекс об административных правонарушениях в целях     
усиления ответственности должностных лиц и юридических лиц за несоблюдение      
требований в отношении безопасного нахождения детей в оздоровительных           
учреждениях.                                                                    
                                                                                
Первое, о чём необходимо сказать. У нас сегодня в законодательстве вообще       
отсутствует такой состав правонарушения, поэтому данным законопроектом          
предусмотрено введение специальной статьи, которая устанавливает именно         
административную ответственность за правонарушения, связанные с организацией    
оздоровления детей. Это позволит в комплексе оценивать действия должностных     
лиц, выносить соответствующие предписания об устранении правонарушений и        
налагать соответствующие административные штрафы.                               
                                                                                
И второй момент, который представлен в этом законопроекте, - это именно         
усиление ответственности по разным составам, связанным, например, только с      
питьевой водой или с безопасностью пищевых продуктов. Существующие штрафы       
предусмотрены для физических лиц - максимально 3 тысячи рублей, для             
юридических лиц - максимальный штраф составляет 30 тысяч рублей.                
Законопроектом предусматривается увеличение штрафов: для физических лиц - до    
7 тысяч рублей, а для юридических лиц при повторном нарушении - до 150 тысяч    
рублей, то есть увеличение в пять раз. И при повторном правонарушении           
предусматривается возможность административного приостановления деятельности    
учреждения.                                                                     
                                                                                
Как нам представляется, данные меры в случае их принятия позволят уже в         
течение подготовки к оздоровительной кампании этого года навести более          
серьёзный порядок в части качества предоставления таких услуг населению и в     
совокупности с другими статьями административного кодекса обеспечить должный    
надзор в этой сфере.                                                            
                                                                                
Мы постоянно мониторим ситуацию, связанную с подготовкой детских                
оздоровительных лагерей, и на самом деле нам очень важно, чтобы этот закон      
был принят в ближайшее время, с тем чтобы, ещё раз повторю, мы смогли должным   
образом подготовиться и обеспечить безопасность нахождения в них детей уже в    
период летней кампании 2012 года.                                               
                                                                                
Спасибо. Доклад закончен.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Сергея Вячеславовича Калашникова. Пожалуйста.                          
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, фракция ЛДПР.                                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья      
рассмотрел представленный законопроект и считает его принятие весьма            
актуальным. Каждое лето происходят скандалы, связанные с теми или иными         
нарушениями в сфере соблюдения санэпидтребований к условиям отдыха детей,       
дети постоянно заболевают, возникают мелкие, частные эпидемии и так далее.      
                                                                                
До сегодняшнего дня в законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии       
населения" были обозначены требования, невыполнение которых приводит к тем      
или иным нарушениям в сфере санитарно-эпидемиологического состояния, но не      
было конкретной адресации. Этим законопроектом вносится поправка в статью 28    
соответствующего закона, которой дополняется перечень учреждений                
организациями отдыха детей и их оздоровления.                                   
                                                                                
Ну и вторая новелла данного законопроекта - это то, что увеличиваются штрафы    
за соответствующие нарушения. В частности, для должностных лиц на сегодняшний   
день существует штраф за нарушение требований к условиям отдыха детей в         
размере 500 рублей, предлагается - от 3 тысяч до 7 тысяч рублей. Для            
юридических лиц на сегодняшний день существует штраф в размере от 10 тысяч до   
20 тысяч рублей, предлагается - от 30 до 70 тысяч рублей.                       
                                                                                
У комитета есть ряд замечаний по данному законопроекту. В частности, мы         
считаем, что на сегодняшний день не определено понятие организации отдыха       
детей и их оздоровления. По существующей классификации Гражданского кодекса     
это могут быть самые странные организации, поэтому требуется пояснение или по   
крайней мере определение термина.                                               
                                                                                
И второе наше замечание. Мы считаем, что предлагаемое на сегодняшний день       
увеличение штрафов всё-таки недостаточно. Речь идёт о здоровье детей, и         
согласитесь, что 7 тысяч для соответствующего предпринимателя - это не те       
деньги. Я думаю, что во втором чтении нужно рассмотреть возможность повышения   
данных штрафов.                                                                 
                                                                                
В целом же концепция закона поддерживается комитетом, и я прошу вас принять     
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вячеславович.                             
                                                                                
Есть ли вопросы? Вопросы есть. Давайте запишемся.                               
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Четыре депутата.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2313 по 2850 из 6141
Продолжим обсуждение законопроекта. Вопрос задаёт депутат Нилов Ярослав         
Евгеньевич. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. У меня вопрос к докладчику. В 2004 году в Челябинской области в     
лагере "Чайка", если вы помните, был такой чудовищный случай, когда восемь,     
по-моему, подростков тринадцатилетних отравились суррогатным алкоголем,         
который они приобрели в соседних деревнях, и ещё каких-то таблеток              
наглотались. Детей долго откачивали.                                            
                                                                                
Вопрос следующий: если, не дай бог, такие случаи повторятся у нас в будущем,    
то возникает ли состав административного правонарушения со стороны              
руководства лагеря, предусмотренный диспозицией статьи административного        
кодекса, в которую вносятся сегодня изменения?                                  
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, да, безусловно, состав такой        
возникает, и ответственность руководства лагеря, должностных лиц будет          
рассматриваться уже в рамках предлагаемого законодательства. Здесь я хотел бы   
обратить внимание на самое существенное: мы в пять раз увеличиваем штраф - до   
150 тысяч рублей - и вплоть до приостановления деятельности для юридических     
лиц. Это очень серьёзное повышение в рамках административного кодекса.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Виктор Андреевич.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Вопрос заместителю министра.                                                    
                                                                                
Законопроектом вводятся штрафы для должностных лиц за нарушение                 
санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления        
детей. Это правильно, конечно, но решение этих проблем требует денег. В связи   
с этим вопрос: какое наказание понесут чиновники Минздравсоцразвития за         
неосвоение в 2011 году 34 миллионов рублей федерального бюджета по подразделу   
санитарно-эпидемиологического благополучия населения? Это данные Федерального   
казначейства. Почему само министерство так неэффективно работает в этом         
направлении?                                                                    
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо, уважаемый Виктор Андреевич.                              
                                                                                
Те объёмы средств, о недоосвоении которых вы говорите, не связаны никоим        
образом с подготовкой лагерей. За подготовку лагерей к оздоровительной          
кампании несут ответственность организации либо частные собственники, на        
балансе которых находится учреждение. И те 34 миллиона рублей, о которых вы     
говорите - надо, конечно, уточнить, что это за строчка, - совершенно точно не   
выделялись на подготовительные мероприятия к летней оздоровительной кампании.   
У нас в бюджете министерства таких средств на подготовку к оздоровительной      
кампании не существует. Есть из федерального бюджета субсидии субъектам         
Российской Федерации - в размере 14,6 миллиарда рублей, - которые               
направляются в субъекты Российской Федерации в соответствии с соглашениями. А   
общий объём (для справки) всех средств, которые направляются на приобретение    
путёвок из таких источников, как федеральный бюджет, субъектовые бюджеты,       
местные бюджеты, средства работодателей, средства родителей, - это порядка 50   
миллиардов рублей.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виталий Сергеевич Золочевский.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, я один из самых молодых депутатов                 
Государственной Думы, мне двадцать пять лет, и совсем недавно, всего лишь       
десять лет назад, я был последний раз в лагере. Я прекрасно помню, как ребята   
в шесть часов вечера, когда начинается дискотека, несутся сломя голову в        
магазины, на трассу и покупают алкоголь, сигареты, кто-то их просит ещё         
дополнительно что-то купить. Есть проблемы, которые не решить                   
административной ответственностью, здесь действительно нужно серьёзно           
ужесточить не только административный, но и Уголовный кодекс - относительно     
вопросов летних лагерей.                                                        
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо, Виталий Сергеевич.                                       
                                                                                
Безусловно, с точки зрения соблюдения внутреннего режима, внутреннего           
распорядка и соответственно ответственности должностных лиц, воспитателей,      
преподавателей, пионервожатых, которые находятся в лагере, тема существует.     
Мы готовы предложения рассматривать, но предметом данного закона является       
именно соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства. Это           
требования к продуктам питания, требования к размещению, требования к наличию   
площадок, требования к комнатам, требования, так сказать, к различным           
процедурам с точки зрения безопасности различных составляющих.                  
                                                                                
С точки зрения как бы возможности, вернее, невозможности ребят покидать         
лагерь и в неустановленном порядке приобретать какие-то товары, о чём вы        
говорили, это в большей степени требования внутреннего распорядка, которые к    
предмету данного закона не имеют отношения. Это предмет отдельного              
рассмотрения, и мы готовы такие предложения рассматривать и с ними работать.    
Наверное, в этом есть определённая необходимость.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, уже вся страна знает, что, после того как фонд    
соцстраха по предложению Минздравсоцразвития переадресовал ответственность за   
оздоровление детей субъектам, те переадресовали это муниципалитетам или         
позакрывали лагеря. Сегодня, вместо того чтобы организовывать летний отдых      
детей в пионерских лагерях бывших, большая часть оздоравливается... так         
называемое оздоровление происходит в школах.                                    
                                                                                
Не считаете ли вы, что с переходом в автономные учреждения большая часть        
директоров просто закроют это оздоровление и у нас более полутора миллионов     
детей останутся опять на улице? Не считаете ли вы возможным вернуться           
всё-таки к практике осуществлять летний отдых детей через федеральный бюджет,   
Фонд социального страхования? Потому что никакой коммерсант не испугается       
никакого вашего административного наказания, потому что вы его... (Микрофон     
отключён.)                                                                      
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Николай Васильевич, мы неоднократно обсуждали этот      
вопрос, и в стенах Государственной Думы в прошлом году были специальные         
рассмотрения и министерство докладывало по этому вопросу. Я прямо отвечу: мы    
не считаем целесообразным возвращаться к старой практике. Данные виды           
финансирования, как вы помните, были выведены из бюджета Фонда социального      
страхования в связи с наведением порядка и соотнесением страховых выплат,       
страховых возмещений и, соответственно, нестраховых выплат. То есть это был     
элемент как бы освобождения Фонда социального страхования от непрофильных       
расходов.                                                                       
                                                                                
По сути этого вопроса я могу сказать, что при той конструкции, когда эти        
мероприятия финансировались за счёт бюджета Фонда социального страхования,      
путёвками пользовались исключительно крупные страховщики. Население регионов    
и дети из семей, в которых родители работали не на крупных предприятиях, а в    
малом бизнесе или на мелких предприятиях, фактически не имели возможности       
получать путёвки. По сравнению с 2009 годом у нас значительно увеличилось       
количество детей, которые оздоравливаются, увеличилось кратно, выросла          
прозрачность процедуры закупки путёвок. А что касается ответственности юрлиц,   
то при той конструкции, когда это финансировалось через Фонд соцстраха, всё     
равно Фонд соцстраха закупал путёвки у таких же юридических лиц, тоже по        
конкурсу. Это несколько другая тема, тема конкурсного отбора, и она требует     
своего решения в рамках, наверное, другого законодательства - о конкурсах.      
                                                                                
Вот мой ответ такой.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Желающие есть. Прошу записаться.     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Четыре депутата.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Максим Андреевич Шингаркин.                                         
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Я прочитал этот законопроект,        
возможно, несколько более широко, потому что речь идёт не только об отдыхе,     
но и об учебных учреждениях. Сейчас я хотел бы высказать свою точку зрения о    
том, как это важно для наших учебных заведений.                                 
                                                                                
Не секрет, что демографическая ситуация в стране и способность женщин к         
деторождению определяются в большинстве случаев способностью девочек дожить     
до того возраста, когда они могут рожать, не приобретя при этом болезней,       
которые мешали бы им иметь потомство. Это существенная, важная проблема. Мы     
должны понимать, что демографическую ситуацию, в случае если у нас санитария    
и гигиена будут запущены, мы с вами никогда не выправим.                        
                                                                                
Мы все знаем, что мужчины и женщины принципиально отличаются друг от друга и,   
собственно говоря, теория и практика отправления естественных надобностей у     
мужчин и женщин в разных социальных условиях, в том числе и в Российской        
Федерации, несколько разная. Так вот, товарищ Онищенко - я сейчас приближаюсь   
к обсуждаемой теме, - выпускает требования, которые строго регламентируют,      
как должны быть оборудованы места общего пользования - санузлы - в школах. Мы   
можем проверить, каждый из вас может спросить своих детей, а у кого есть        
внуки, и внуков, как это реализуется на практике.                               
                                                                                
Приезжаю я в город Тюмень. Идёт учебный год: половина школы закрыта, ученики    
учатся в коридорах, на всю школу два санузла. В санузлах стоят унитазы          
крупные, и девочки малых возрастов не в состоянии пользоваться таким унитазом   
для отправления естественных надобностей. Унитазы не оборудованы местами для    
сидения, в умывальниках отсутствует вода, естественно, отсутствуют мыло и       
полотенца, раз нет воды в умывальниках. Это у нас Тюмень.                       
                                                                                
Приезжаем в Московскую область, в город Железнодорожный. Всё лето ремонт в      
школе не шёл - накануне выборов выделяются средства. Опять-таки полшколы        
закрывается. Количество санузлов не соответствует норме, санузлы для взрослых   
и маленьких одни и те же - опять малолетние девочки не могут пользоваться       
унитазами, не прикасаясь к ним. Что мы имеем? Одними и теми же средствами       
пользуются разные возрастные группы, передаются заболевания, передаются         
микробы - после этого способность девочек, вырастая, воспроизводить потомство   
падает. Это важнейшая демографическая проблема.                                 
                                                                                
Сегодня, когда мы говорим о том, что нужно ужесточить требования в отношении    
должностных лиц, которые должны санитарные нормы в школах реализовывать и       
отслеживать их выполнение, мы с вами должны понимать, что решаем не узкую       
задачу комфорта, а главнейшую задачу - задачу прибавления населения             
Российской Федерации, которое у нас, как вы знаете, убывает.                    
                                                                                
Я хочу обратить внимание на то, что вот этот переход... Помните наше детство,   
да? Мы пользовались санузлами типа "сортир", а цивилизация подвела нас к        
ватерклозетам. Так вот, во всём цивилизованном мире от ватерклозетов уже тоже   
ушли. Существует гораздо более сложная система, обеспечивающая гигиену и        
санитарию в полном объёме для разных возрастных групп. Это у нас, в             
Российской Федерации, не реализовано не то что повсеместно, это не              
реализовано даже в лучших, элитных школах.                                      
                                                                                
Допустим, в городе Карабаш Челябинской области учительницы младших классов      
сопровождают детей на переменах, причём и мальчиков, и девочек, в помещение,    
но не потому, что боятся оставить их одних в санузлах, а потому, что там        
такая аварийная обстановка, во 2-й школе города Карабаша, что может произойти   
обрушение потолка, и учитель следит за тем, чтобы потолок не упал на ребёнка,   
когда он отправляет свои естественные надобности. А мы знаем, что если          
сложные, большие потребности человек ещё может регулировать, то молодой         
организм не может регулировать, в том числе малые потребности, ему нужно их     
реализовывать гораздо чаще, чем представляется возможным учителю бегать и       
сопровождать его.                                                               
                                                                                
Эти все требования должны быть ужесточены, а также должна быть усилена          
ответственность должностных лиц, которые приняли эти школы как пригодные к      
эксплуатации в начале учебного года. Я считаю, что при работе над               
законопроектом мы должны в полной мере разграничить ещё ответственность по      
этажам власти, увеличив её, увеличить её для должностных лиц, которые имели     
полномочия провести финансирование, реализовать и добиться конкретного          
результата, но не сделали этого для школ в установленные сроки, допустим в      
каникулярный период, чтобы мы их могли наказывать и привлекать к                
ответственности.                                                                
                                                                                
Таким образом, этот законопроект направлен на то, чтобы в школах в учебный      
период никогда не проводился ремонт. Ещё раз я это подчёркиваю и обращаюсь к    
тем партиям, которые перед выборами заявили, что школы будут отремонтированы:   
поймите правильно, всю осень по всей стране десятки школ ремонтировались, а     
дети учились в коридорах! Это недопустимо, нельзя этого делать в последующие    
годы! Если кто-то собирается помочь школе сделать ремонт, обратите внимание,    
что санузлы являются основным местом, где мы закладываем будущее здоровье       
нации. Это не фигура речи, это реальность, которая нас с вами накроет через     
двадцать лет, когда мы будем смотреть на статистику рождаемости.                
                                                                                
Поэтому, когда мы говорим о принятии этого законопроекта, мы с вами должны      
говорить о том, что должностные лица самых разных уровней должны в полной       
мере нести жёсткую, неотвратимую ответственность, но мы должны понимать, что    
должен работать механизм привлечения к этой ответственности. Вот чего не        
хватает в законопроекте, так это того, что мы не предусмотрели, кто и как       
часто - я ещё раз подчёркиваю: это нужно делать часто и повсеместно - будет     
проверять, надзирать, контролировать все аспекты жизнедеятельности учебных      
заведений и мест отдыха. И этот контроль должен быть реализован на всех         
уровнях государственного управления - на муниципальном, на субъектовом и на     
общефедеральном. А то получается, что Онищенко выпускает документ, читаем -     
документ замечательный, а по факту что имеем? Мы не имеем                       
санитарно-гигиенических нормативов, реализованных на практике, по учебникам,    
не имеем мы их по учебникам. У меня дети, - я, честно говоря, с 94-го года      
повторно учусь в школе и буду ещё учиться десять лет, - и я вижу, с каждым      
годом учебники и портфель становятся всё тяжелее, но никто не несёт             
ответственности, не происходит такого, что директор школы берёт и взвешивает    
портфель. А это не просто осанка, это целая группа заболеваний внутренних       
органов!                                                                        
                                                                                
Ответственность должна быть распределена как по высоте, по широте, так и по     
множеству других объектов, относящихся к здоровью наших малолетних граждан.     
Так вот, нормативов по учебникам нет, ДСП-мебель до сих пор закупается в        
школы, в школах используется линолеум. Это всё недопустимо ни с                 
противопожарной точки зрения, ни с точки зрения санитарии и гигиены школьных    
помещений. Мы должны с вами понимать, что фенольная мебель, которой             
пользуются дети, обивая углы... Вот в Государственной Думе практически вся      
мебель из натурального дерева, а в школах, извините меня, из опилок, которые    
заварены фенолформальдегидными смолами. Практически по всей стране такая        
ситуация!                                                                       
                                                                                
Мы должны принять такой закон, который исключал бы подобный подход к детям.     
Они часами сидят в помещениях, а открывать окна нельзя - выпадут. Приходится    
закрывать: дети сидят, фенольные смолы постоянно истекают, из линолеума         
истекают тоже, и дети приходят вот с такой головой домой, у них заболевания,    
расфокусированность внимания. Мы получаем нездоровое и необученное поколение.   
                                                                                
Законопроект, который мы должны поддержать, должен быть направлен на защиту     
прав и интересов граждан Российской Федерации, которые обучаются, отдыхают в    
специально предназначенных для этого учреждениях. И ко второму чтению           
ответственность должностных лиц, обеспечивающих санитарно-гигиенические         
требования в отношении оборудования этих учреждений, должна быть усилена,       
должна быть наиболее жёсткой.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом       
деле закон не о смолах, а о том, чтобы увеличить штрафы в случае невыполнения   
санитарно-эпидемиологических норм с 3 тысяч до 7 тысяч рублей для физических    
лиц и с 30 тысяч до 70 тысяч рублей - для юридических лиц, а при повторном      
попадании в отрицательную зону - с 10 тысяч до 15 тысяч рублей для физических   
лиц и со 100 тысяч до 150 тысяч рублей - для юридических лиц.                   
                                                                                
Мне кажется, что и заместитель министра, и комитет, и предыдущий выступающий    
немножко упрощают систему. Всем депутатам рекомендую пойти в нашу библиотеку    
и взять стенограмму последнего "круглого стола" об итогах летнего отдыха        
детей в прошлом году. Вот на нём, к сожалению, Максим Леонидович, от            
Минздравсоцразвития присутствовал только восьмая вода на киселе, даже не        
руководитель департамента. Там были люди, которые как раз организовывают этот   
отдых, причём присутствовали люди, которые хорошо организовывают отдых, - это   
бывшие руководители или директора пионерских лагерей Подмосковья, где           
сохранилась база, где люди понимают, чем они занимаются, которые в нарушение    
требований Фурсенко и ваших сохранили старую методику оздоровления с учётом     
всех компонентов.                                                               
                                                                                
Так вот, они там говорили о другом, они говорили как раз о том, уважаемый       
предыдущий выступающий, что их задушили контролёры. И когда послушал я, что     
говорили представитель прокуратуры, представители милиции и других              
контролирующих органов, - ну это мрак, понимаете? Люди пришли не отчитываться   
о том, как организовали летний отдых детей, а пришли рассказать, скольких они   
оштрафовали. Я у них спрашиваю: вы скажите, пожалуйста, почему у вас в          
динамике (вот я люблю цифру видеть в динамике, меня производство приучило)      
количество отравившихся и утопившихся увеличилось при наличии всех ваших        
контролёров?                                                                    
                                                                                
С моей точки зрения, законы должны приниматься для того, чтобы исключить        
повторение проблемы или найти алгоритм её решения в будущем. В данной           
ситуации чистое увеличение, по моему глубокому убеждению, приведёт,             
во-первых, к закрытию лагерей дневного пребывания, которых, к сожалению,        
сегодня в стране большинство, во-вторых, приведёт, вообще-то, к коррупции.      
Почему? Потому что любой контролёр имеет возможность вместо 3 тысяч рублей      
написать 7 тысяч, он лучше 3,5 тысячи рублей или 5 тысяч возьмёт и уйдёт и      
ничего писать не будет, понимаете? Но от этого ни в Ейске, ни в Анапе, ни в     
Челябинске, ни в Подмосковье, ни в других местах не уменьшится число людей,     
которые будут травиться. Из-за чего? Из-за 94-го закона, который говорит, что   
надо тендер организовать и мусором детей кормить, вместо того чтобы кормить     
высококачественными молоком, картошкой и другими продуктами. Вот в чём          
вопрос! Вопрос не в штрафе, вопрос в том, что в комитете по экономической       
политике и в Минэкономразвития уже два года лежит пятьсот поправок только       
думских, направленных на исправление этого 94-го закона, о котором президент,   
подчёркиваю, высшее должностное лицо государства, говорил в двух посланиях, а   
воз и ныне там. Вот где проблема!                                               
                                                                                
И я убеждён, что, пока Минздравсоцразвития будет реализовывать либеральную      
политику по отстранению государства от наблюдения за сохранением здоровья       
нации, вот это будет продолжаться, хоть 1 миллион рублей штраф введите.         
Государство должно восстановить систему, об этом говорю не я, об этом говорят   
люди, которые посвятили свою жизнь организации летнего оздоровления и отдыха    
детей, понимаете? Вы её разрушили и железобетонно, по-гайдаровски стоите и не   
хотите ничего восстанавливать.                                                  
                                                                                
Вы дали школе несвойственную ей функцию, поймите! Я согласен с выступившим      
коллегой. Действительно, когда же ремонтировать школу, если летом там как бы    
летнее оздоровление осуществляется в пыльных помещениях и на пришкольных        
участках, а осенью надо уже учиться? А во всех пионерских республиках - там     
шалманы и бордели. В Ростовской области, под Ростовом, на знаменитом левом      
берегу была пионерская республика, там были сотни, тысячи пионерских лагерей,   
за которые когда-то отвечали предприятия, но их все угробили, и там остались    
десятки, понимаете? А школьники теперь в школах отдыхают, если есть             
возможность.                                                                    
                                                                                
И не надо сказки рассказывать! Пока соцстрах принадлежал профсоюзу и работал    
под его ведомством, брали путёвки все члены профсоюза, это стимулировало и      
вступление в профсоюз, понимаете? Сегодня, когда вы сделали это непонятно       
чьим... Кстати говоря, там, где произошла массовая драка на Черноморском        
побережье на межнациональной основе, директором лагеря был человек, восемь      
лет отсидевший. Вот в чём проблема!                                             
                                                                                
И не 50 миллиардов, а 19,5 миллиарда из бюджета Фонда социального страхования   
мы исключили и передали нищим субъектам на финансирование оздоровления детей,   
а субъекты очень мудро сделали: приняли местное законодательство и возложили    
эту обязанность на ещё более нищие местные бюджеты, 90 процентов которых        
дотационные, я вам ответственно заявляю. У нас двадцать четыре тысячи с         
небольшим районов, и, я вас уверяю, 90 процентов бюджетов муниципалитетов       
дотационные. Поэтому, с моей точки зрения, для государства, для наших 11        
триллионов рублей даже 50 миллиардов - это капля в море. И если мы хотим,       
чтобы дети были здоровы, то здоровьем надо заниматься системно. Любая система   
лучше анархии, даёт больший результат. У вас же по принципу: лишь бы не я,      
сбросили с себя, а там хоть трава не расти.                                     
                                                                                
Мы настаиваем на том, что... Вы можете увеличивать штрафы сколько угодно, но    
уверяю вас, что в это лето - я, конечно, против этого - опять будут массовые    
отравления. Почему? Потому что разрушена система, она отсутствует, потому что   
Максим Леонидович не занимается этой системой.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он Максим Анатольевич.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я слушала замминистра внимательно и поразилась вот тому      
факту, что он сказал, что, в общем-то, проблемы решены, осталось только         
ужесточить наказание. Слушаю выступающих и понимаю, что ни одна проблема не     
решена, в том числе и проблема, рассматриваемая этим законопроектом, потому     
что наказания там действительно никакие.                                        
                                                                                
Так почему же у нас всё-таки каждый год всё больше и больше больных детей       
рождается и всё больше детей заболевает? В пояснительной записке к этому        
законопроекту представлены данные, что только за один год - сто восемьдесят     
шесть детей. Это, конечно, несерьёзно, несерьёзно давать такие данные, и если   
комитет взял их в министерстве, то тем более несерьёзно, потому что это         
неправда. Почти каждый месяц в каждой области заболевают дети то в детском      
саду, то в школе, то в пионерском лагере. Так отчего они заболевают? Причины    
надо вскрыть, отчего всё-таки.                                                  
                                                                                
Первая причина - это некачественные продукты. А где мы эти некачественные       
продукты получаем? У нас нет специальных баз для обеспечения детских            
учреждений. Директора наших школ, лагерей подписывают договоры абсолютно с      
любыми фирмами, которые имеют лицензию, снабженцы привозят продукты, но мы      
знаем, какие они, эти продукты. Очень много идёт продуктов из-за рубежа, их     
сегодня в России даже больше, наверное, чем своих. Поэтому первая задача        
государства - это контроль. Когда я смотрю по телевидению "Контрольную          
закупку" (журналист хорошо ведёт передачу), мне всегда смешно: нас,             
потребителей, учат, чтобы мы пришли в магазин и всё-всё знали - какие товары    
некачественные, как нам выбрать. Да это же задача государства, государство в    
первую очередь обязано учить, лечить, охранять своих граждан, а детей - в       
первую очередь! Таким образом, первое - это продукты, их закупка. Зачастую      
приходишь в магазин, берёшь продукт, смотришь дату выпуска - всё нормально, а   
приходишь домой - отравился. И не только дети травятся, но и взрослые без       
конца травятся, просто о взрослых меньше говорят. Потому что там дату           
перебивают зачастую, постоянно перебивают, а в некоторых магазинах продукты,    
которые уже некачественные, ставят впереди на полке, а качественные             
отодвигают, ставят сзади, потом их подвинут, и так постоянно продают            
некачественные продукты, особенно молочные.                                     
                                                                                
Вторая причина - это, конечно, антисанитария, антисанитария сплошная. Я не      
говорю, что наши люди такие - грязнули, нет, просто зачастую в школах,          
детских садах экономят на всём, у той же технички, у техслужащей, нет даже      
нормальных порошков и прочих средств гигиены, для того чтобы помыть всё.        
Именно антисанитария приводит к этому. Вот говорят, что у нас охвачено летним   
отдыхом огромное количество детей, а в процентах так чуть ли не все. Я летом    
очень часто - мне интересно, как бывшему учителю, - бываю в этих лагерях: в     
школу, в спортивный зал, принесут свои матрасы или раскладушки - и вот они      
там отдыхают, так сказать, - питаются плохо очень, кухни нормальной никакой     
нет. Но зато ставят галочку и сообщают в центр или в область, что охвачены      
почти все дети. Это безобразие!                                                 
                                                                                
Я была директором школы-интерната и помню, что когда приходили проверять из     
СЭС к нам, это был самый страшный день. Уж кажется, всё мы там мыли, всё мы     
там чистили, но... придут из СЭС, посмотрят, смывы возьмут - и ждём неделю,     
что там и как. Сегодня вот эти карточки СЭС покупают зачастую. Вы понимаете,    
коррупция дошла уже до самых, казалось бы, невозможных низов: покупают          
карточку - можно работать и поварихой, и воспитателем, можно работать кем       
угодно, лишь бы только, так сказать, иметь такой доступ.                        
                                                                                
Третья причина заболеваемости - это экология. Какая сегодня экология, все мы    
знаем. Прежде всего - это наша вода. Посмотрите, что случилось в                
Карачаево-Черкесии... или в Кабардино-Балкарии с водой! Это же было просто      
бедствие! А такое везде сейчас. Воду из крана нельзя уже пить, а эти бутылки,   
которые мы покупаем, - тоже сомнительные, неизвестно, где их наливают.          
Родники все загажены! Поэтому вот этим нужно прежде всего заниматься, и надо    
начинать не только со школы, детского сада или лагеря, а нужно смотреть         
промышленные предприятия, которые сегодня тоже перешли в частные руки и         
начинают гнать себе доходы, используя все методы, а очистные сооружения         
превращаются ужас во что!                                                       
                                                                                
И кроме того, следующая причина - это, конечно, болезни. Вы знаете, что         
профилактика - я обращаюсь к замминистра здравоохранения - у нас                
предусмотрена только до сорока пяти лет, а дальше - уже как знаешь, ты уже не   
подлежишь вообще профилактическим работам, ты старый, и всё. То есть только с   
восемнадцати до сорока пяти лет! В школе детям медсестра как воздух             
необходима, она должна заниматься не только болезнями, но за той же кухней      
следить в детских лагерях.                                                      
                                                                                
Когда мы пишем, что штраф заплатит вот столько-то должностное лицо, это опять   
хитрый ход: в законе не прописано, кто это должностное лицо - руководитель      
лагеря, директор школы или тот, с кем подписали договор на поставку             
продукции. Ничего не указано! Написано только, что должностное лицо, а у нас    
всегда стрелочник виноват, по любому, так сказать, делу, никто из               
высокопоставленных никогда не ответил, и эти 10-20 тысяч рублей, - а сумма      
штрафа начинается с 500 рублей - для них раз плюнуть. Для примера скажу, что    
в Китае вообще приравнивается к убийству, если отравили человека где-то там     
на общей кухне. Понимаете, мы своих людей, детей нисколько не жалеем, нам       
сегодня глаза застит вот этот зелёный доллар, и больше ничего. У нас раньше     
был госстандарт, стандарт, была стандартизация во всех регионах! Сертификат     
на воду, на питание надо вернуть обязательно, всё это нужно вернуть, тогда не   
надо будет, наверное, больших штрафов делать, если мы действительно будем       
заботиться об этом.                                                             
                                                                                
Ну вы спросите: а как голосовать? Мы, конечно, за этот закон будем              
голосовать, это первая попытка хотя бы обратить внимание, что за это будет      
наказание. А вот Сергею Вячеславовичу Калашникову - он ведь у нас возглавлял    
Фонд социального страхования, если я не ошибаюсь, - я напомню, что каждый       
год, сидя в Думе, правящая партия всё снижала и снижала выплаты в Фонд          
социального страхования, потому что богатые путёвки себе сами могут купить, а   
остальные пусть отдыхают на улице.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яковлева Татьяна Владимировна.                                                  
                                                                                
ЯКОВЛЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" давно   
работает с Правительством Российской Федерации и соответствующими               
министерствами именно по совершенствованию подходов к решению проблемы          
организации отдыха и оздоровления детей. Это является важнейшей, я считаю,      
составной частью государственной политики в области детства. Подводя итоги      
работы по оздоровлению детей, мы должны не только считать, сколько детей        
прошло через оздоровительную кампанию, а, самое главное, оценивать, какими      
они оттуда вернулись. А они должны вернуться здоровыми и окрепшими.             
                                                                                
Я хочу напомнить нашим депутатам, что по определению Всемирной организации      
здравоохранения здоровье - это прежде всего психическое, духовное и затем уже   
физическое состояние организма ребёнка. И поэтому мы должны создать такие       
условия в наших учреждениях по оздоровлению, которые положительно влияли бы     
на все три составляющие здоровья. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"               
поддерживает введение специальных норм, устанавливающих обязательность          
выполнения в организациях отдыха и оздоровления детей санитарных требований,    
а также ответственность должностных и юридических лиц за их нарушения. Я        
напомню, что Федеральным законом от 30 марта 1999 года "О                       
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Кодексом Российской      
Федерации об административных правонарушениях такие нормы раньше не были        
предусмотрены. И я не согласна с коллегой Николаем Васильевичем Коломейцевым,   
что не нужно ужесточать именно ответственность юридических и других лиц, -      
обязательно это нужно делать! Также я не согласна с теми коллегами, которые     
считают, что принятие этого закона решит все проблемы, - мы только делаем ещё   
один шаг по совершенствованию законодательства в этой области. Фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" и дальше будет работать с соответствующими министерствами по    
совершенствованию законодательства в сфере укрепления здоровья детей. Я сама    
лично принимаю в этом участие и могу привести конкретные примеры того, что мы   
сейчас с Минздравсоцразвития прорабатываем.                                     
                                                                                
Конечно, надо устанавливать критерии направления детей в наши оздоровительные   
учреждения, это нужно обязательно. К примеру, нужно не просто писать, что       
ребёнок не имел контакта с больными инфекционными заболеваниями, а указывать,   
что ребёнок, скажем, с пониженной массой тела, с низким уровнем физического     
развития, имеет вредные привычки, и должны быть специалисты в таких             
оздоровительных учреждениях, которые индивидуально должны работать с данными    
детьми. Надо менять критерии и самого оздоровления. Если говорить               
приземлённо, то у нас сейчас прибавил в весе - оздоровился, не прибавил в       
весе - не оздоровился.                                                          
                                                                                
Конечно, здесь идёт огромная работа, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет            
продолжать конструктивно работать с Правительством Российской Федерации по      
совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья детей и              
организации оздоровительных мероприятий в Российской Федерации среди детского   
населения.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочные представители президента и правительства хотели бы выступить?       
Нет.                                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вынужден вам отказать, вы всё-таки не успели            
записаться.                                                                     
                                                                                
Докладчик и содокладчик? Нет. Выносим на "час голосования".                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4818 по 4836 из 6141
Следующий законопроект - "О внесении изменений в статью 28 Федерального         
закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статью 6.7     
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Голосуется   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.