Заседание № 224
О проекте федерального закона № 625207-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся сбора подписей в поддержку кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем 24-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон... "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон... "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Уважаемые депутаты Государственной Думы, - стало быть, государственные люди, облечённые властью, которую вам предоставил народ России, а значит, он ждёт от вас истинно государственных решений в интересах народа, в интересах государства, а не в интересах выполнения заданий власти, эксплуатирующей свой дорогой и любимый народ! Рассматриваемым законопроектом предлагается освободить кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвигаемых политическими партиями, представленными в Государственной Думе Федерального Собрания, от необходимости сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в свою поддержку, от необходимости прохождения так называемого муниципального фильтра, установленного для кандидата на указанную должность. Такой аргумент, что все кандидаты должны иметь равные условия, так скажем, не выдерживает никакой критики - нет никакой надобности собирать эти подписи, тем более что прошедшие выборы 2014 года показали весь негатив, всю несостоятельность нормы, прописанной нами в принятом законе. Когда выдвигались кандидаты в различных регионах, они выдвигались политическими партиями, и вот справка: для поддержки кандидата, скажем, в Липецкой области, необходимое количество подписей не было собрано, хотя в итоге на выборах в Государственную Думу в 2011 году Компартия получила почти 23 процента голосов своих избирателей, второе место заняла; в Нижегородской области подписи за кандидата также собрать не смогли, хотя мы получили 29 процентов голосов на выборах в Государственную Думу, второе место. Норма, которая прописана сегодня в законе, абсолютно неприемлема даже с точки зрения арифметики. Опять приведу конкретные цифры по Нижегородской области: выдвигались 12 кандидатов, нужно было собрать 326 подписей за каждого кандидата, следовательно, в представительных органах городских округов и муниципальных районов им понадобилось бы собрать 1 тысячу 416 подписей, фактически же на момент сбора подписей, да и по сей день реально существуют 1 тысяча 180 депутатов, то есть их численности не хватает для сбора подписей для этого количества претендентов на пост главы области. Можно, конечно, сказать, что надо было снизить уровень сбора подписей с 7 процентов, как было установлено в Нижегородской области, до 5 процентов, но кто гарантирует, что будут выдвинуты на пост главы региона 12 кандидатов, а не двадцать?! Так что как бы мы ни хотели доказать состоятельность этой нормы, но она абсолютно, ещё раз говорю, нежизнеспособна, тем более что ни у комитета, ни у правительства аргументов в пользу того, что эту норму нужно оставить и на будущие выборы, нет. Вот, скажем, правительство пишет, что якобы Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П отмечает: "Участие выборных лиц местного самоуправления - депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) имеет своё предназначение", - вот это и есть аргумент, почему надо собирать подписи! (Оживление в зале.) Естественно, комитет заимствует эту фразу, переносит в свой отзыв и пытается аргументировать с помощью только этой фразы из постановления Конституционного Суда, хотя мы прекрасно знаем, что в постановлении Конституционного Суда есть фраза и о том, что в каких-то случаях сбор этих подписей практически жёстко не утверждается, и дело Государственной Думы - принять такой законопроект или не принять, но это ни в коем случае не конституционная норма, это всего лишь положение, которым мы с вами пытаемся доказать, что сбор подписей отсеивает неугодных кандидатов - якобы неугодных кандидатов. А что, разве выборы, голосование, которое проходит в день выборов, это не отсев неугодных кандидатов? Получается, мы не доверяем избирателям, а пытаемся им, как на блюдечке, предоставить угодных кандидатов! Поэтому давайте мы реально всё-таки обсудим этот законопроект. Я cчитаю, что сегодня восторжествует всё-таки логический подход к данному законопроекту, мы отменим сбор подписей и на будущих выборах предоставим право выбирать глав администраций регионов самим избирателям, а не будем производить отсев неугодных кандидатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, собственно говоря, подобного рода законопроекты мы рассматривали и на прошлой неделе, и до этого, аргументы "за" и "против", в общем-то, известны. Я вкратце скажу, что действующая система сбора подписей кандидатами, которые пытаются участвовать в выборах в порядке самовыдвижения, - сбора подписей избирателей и сбора подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, - а также кандидатами, выдвинутыми политическими партиями на должность главы субъекта Российской Федерации, которые собирают только подписи муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, направлена на то, чтобы кандидаты, которые будут участвовать в выборах и фамилии которых будут указаны в избирательном бюллетене, действительно имели серьёзную поддержку как со стороны избирателей, со стороны политических партий, так и со стороны муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, с которыми потенциальному руководителю субъекта Российской Федерации придётся взаимодействовать по самым различным вопросам. С учётом того что на главе субъекта Российской Федерации лежит достаточно серьёзная ответственность не только в рамках тех полномочий, которые отнесены непосредственно к ведению региональных органов государственной власти, но и в рамках выполнения целого ряда федеральных полномочий и функций, которые переданы, - и Конституционный Суд об этом говорил неоднократно, - двоякая природа должности главы субъекта Российской Федерации предполагает наличие специальных требований как непосредственно к самим главам, так и к кандидатам на должность главы субъекта Российской Федерации, и мы считаем, что действующий порядок выдвижения кандидатов, которым предусматривается сбор подписей, необходимо оставить в неизменном виде. Что же касается постановления Конституционного Суда, то, конечно же, нельзя не согласиться с Николаем Фёдоровичем в том, что Конституционный Суд не предписывает собирать подписи, это право законодателя - установить сбор подписей или не устанавливать, как было до этого, но тем не менее признаёт такой порядок соответствующим Конституции, не имея по этому поводу, собственно говоря, каких-либо претензий. Поэтому мы предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Николаю Фёдоровичу Рябову. Николай Фёдорович, вы неоднократно говорили, что те или иные кандидаты не сумели собрать необходимое число подписей. Моя практика, мой анализ показывают, что часто не то что не сумели, а не дали им возможности собрать эти подписи, хотя в нормальных условиях они могли бы их собрать. Вы, по-моему, в прошлом году как раз участвовали в этой битве за губернаторское место, и там проблема была со сбором подписей - поясните всё-таки, какие основные трудности у вас, как у кандидата в губернаторы от неправящей партии, были - объективные или искусственно созданные? Каких трудностей всё-таки было больше реально? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рябову включите микрофон. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Владимир Николаевич. Вы правы в том, что искусственно были созданы трудности, абсолютно искусственно они были созданы, и на будущих выборах также будут созданы. Ну, скажем, были такие кандидаты: Максим Сурайкин - председатель партии "Коммунисты России", Михаил Кузнецов - председатель партии "Патриоты России", Рустам Дасаев - представитель партии "Гражданская платформа". Максим Сурайкин вообще не житель Нижегородской области, его в Нижегородской области никто и знать-то не знал до начала выборов, но когда стали собирать подписи, то почему-то приезжий Максим Сурайкин собрал необходимое их количество. Почему? Понятно, что команда губернатора собрала все подписи и предоставила их этим кандидатам для регистрации, то есть был нарушен не только закон о выборах, но практически было совершено преступление. Что касается нашего кандидата, которого мы выдвинули и в пользу которого собирали подписи, сложности возникли следующие. Когда мы начали собирать подписи и когда, естественно, необходимо было, как вы знаете, подписные листы у нотариуса заверять, то нотариусы, которые получили команду, сразу же подавали сведения губернатору в его штаб, и там раньше нас знали, сколько мы собрали подписей и какой депутат подписался за нашего кандидата, соответственно, когда через несколько дней они поняли, что мы достаточно активно ведём сбор подписей и можем выйти на желаемый результат, была дана команда всем оставшимся, ещё не охваченным депутатам прекратить давать подписи за кандидата от КПРФ. Таким образом, мы искусственно были ограничены в работе с депутатским корпусом в Нижегородской области, что в итоге вылилось в невозможность сбора подписей и в отсутствие регистрации нашего кандидата, а это нарушение всех конституционных прав не только конкретного кандидата, но и политической партии, каковой является Коммунистическая партия Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Вопрос Дмитрию Фёдоровичу. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, мы на прошлой неделе обсуждали концепцию подобного законопроекта, месяцем ранее обсуждали, и такие законопроекты выносятся на обсуждение регулярно. У меня такой вопрос: вы в комитете рассматривали вопрос о том, чтобы вообще отменить выборы губернаторов и закрыть этот вопрос? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Маргарита Николаевна, вопрос об отмене всеобщих прямых выборов глав субъектов Российской Федерации в комитете не обсуждался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, мы постоянно возвращаемся к таким законопроектам в той или иной их версии, а сама проблема остаётся, в общем-то, очень серьёзная проблема - получается, что мы нарушаем Конституцию Российской Федерации, потому что выборы оказываются двухступенчатыми: сначала нужно собрать подписи выбранных, а потом уже, если эти выбранные согласятся, только на основе этой регистрации выдвинуть кандидатов для голосования в субъектах Российской Федерации. Это требует дополнительных затрат для партий, вот я посчитал: у нас в Чувашской Республике, чтобы собрать подписи, а необходима триста одна подпись, нотариально заверенная... с нотариусом переговорил сегодня утром - требуется от 500 рублей до тысячи за каждую подпись, а кроме того надо на машине возить бесплатно, кормить бесплатно и ещё заработную плату целому ряду людей заплатить, так что получается примерно 600 тысяч рублей, - ну скажите, зачем мы на федеральную партию, которая представлена в Государственной Думе, возлагаем эти дополнительные расходы?! Тем более что это - я хочу возразить коллеге Вяткину - никакого смысла не имеет, потому что, например, Сурайкин прошёл в Нижегородской области кандидатом в губернаторы, и это насмешка, издевательство над всей нашей политической системой! (Шум в зале.) Мы предлагаем сегодня поддержать этот законопроект, во втором чтении в него можно будет вносить какие-то изменения, дополнения, но федеральные партии, представленные в Государственной Думе, должны быть в нём учтены, тем более, что осенью нас ожидает - я посчитал - восемнадцать выборов губернаторов, и ещё досрочные отставки могут быть. Ведь вместо того чтобы содержательно говорить о путях выхода из кризиса, мы направляем всё внимание и энергию групп людей, партий на то, чтобы преодолеть вот этот так называемый муниципальный фильтр, который никому не нужен! А самое главное - это не нужно для развития страны, потому что в условиях кризиса мы как раз должны быть заинтересованы в консолидации, должны быть солидарны, чтобы решить вопросы, которые стоят перед страной. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Абрамов Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно, в очередной раз поддержит законопроект на эту тему - он актуальный, и недаром каждую неделю - вот сегодня Дмитрий Фёдорович на это указал - этот вопрос поднимается в стенах Государственной Думы. Вот сегодня наш коллега Сергей Владимирович, докладывая о своём законопроекте, напомнил, что, когда принимался закон о выборах губернаторов, коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорили, что назрел в обществе вопрос о выборах, - ну, вопрос, может быть, и назрел, но то, как дальше всё это выходит, - это уже ни в какие рамки, конечно, не лезет! Сегодня очевидно, что реальный избиратель всех кандидатов, которых он хотел бы видеть на выборах губернаторов, просто не видит: регистрируют либо лояльных к власти кандидатов, либо вообще двух-трёх кандидатов, и никого больше! Для того чтобы сегодня зарегистрироваться, нужно либо пройти огонь, воду и медные трубы и собрать вот эти триста подписей, что практически невозможно! Я сам проходил эту процедуру и понимаю, что сегодня все имена депутатов, подписавшихся за кандидата, известны власти, все они на учёте, и я не понимаю, каким образом можно выпросить подпись у представителя "ЕДИНОЙ РОССИИ", например, если губернатор говорит ему, что подпись ставить не рекомендуется. Таким образом, вы действительно ограничиваете конституционные права кандидата, ведь он имеет право быть выдвинутым, тем более если речь идёт о парламентских партиях. Ну о каком доверии муниципальных депутатов может идти речь, если нам непосредственно население доверило представлять их интересы в парламенте Российской Федерации?! Зачем нужно получать подпись муниципального депутата из деревни Кукуевки, чтобы выдвинуть своего кандидата в губернаторы, если сегодня парламентская партия имеет право выдвигать кандидата в президенты Российской Федерации?! (Шум в зале.) Я вообще не понимаю, зачем в кризис тратить деньги! Сегодня непростые времена для Российской Федерации - давайте отменим выборы, давайте де-факто будем назначать, как это было десять лет подряд, но сэкономим средства! Сейчас мы сначала на предвыборную агитацию тратим деньги, в том числе и государственные, бюджетные, потом на организацию выборов тратим немалые средства, а эффекта-то не достигаем! Народ копит в себе негатив... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. АБРАМОВ И. Н. ...и во что это потом выльется, никому не известно! Сегодня мы видим уже такое последствие этого негатива, как низкая явка на выборы; назовите хоть один субъект, где пришло, например, 50-60 процентов населения проголосовать на выборах губернатора, - нет такого! Приходит 25, 30, 35 процентов граждан - только каждый третий гражданин считает нужным прийти на выборы и отдать свой голос, но это же никуда не годится, и это происходит в том числе из-за того, что люди не видят своих кандидатов в списках! Ещё раз повторяю: фракция ЛДПР данный законопроект поддержит! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. Николай Васильевич, вы от фракции? Семь минут. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот Дмитрий Фёдорович... его нет? Наверное, пошёл готовиться выступать в Конституционном Суде. Я специально взял Конституцию и просто зачитаю вам статьи, а вы сами оцените, насколько правомерно это ограничение - сбор подписей - в условиях, когда мы с вами фактически американизируем систему выборов даже местных депутатов, получается фильтр даже не двойной, а тройной. Почему? На сегодняшний день у нас 25 тысяч муниципальных районов, и у нас имеется закон, по которому в каждом из муниципальных районов есть ещё, я специально посмотрел, от 7 до 22 местных поселений, которые избирают свои собрания депутатов, - вот умножьте. И получается, мы с вами фактически сначала избираем местные собрания, потом эти собрания выбирают депутатов, а затем выбранные из выбранных должны давать подписи. Но вы поймите, они же выбранные из выбранных, это уже ограничение - почему? Потому что, если они начнут самостоятельность проявлять, их сразу же отзовут и вместо них направят других. Аналогичная система с главами администраций, которые имеют право ставить подпись в этих подписных листах. Но самое главное противоречие состоит в следующем (для Дмитрия Фёдоровича зачитываю, надеюсь, он слышит меня): государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти; в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. То есть если мы с вами избираем высшее должностное лицо - а это заключительная ступень государственной власти, - то как же независимое местное самоуправление может быть фильтром для государственной власти, если оно независимо?! (Шум в зале.) Если говорить по существу, смотрите, к чему это привело: за последние пять лет у нас в 6 раз уменьшилось число регионов-доноров, на сегодня субъекты Российской Федерации должны 2 триллиона 150 миллиардов (это последние данные). Но если в этой ситуации вы ограничиваете доступ способных людей к власти только таким фильтром, то желаете ли вы оздоровить ситуацию? С моей точки зрения, ограничение, когда губернаторов убрали из Совета Федерации (а члены Совета Федерации тоже люди назначаемые, не избираемые), создаёт препятствие, которое не позволяют власти иметь обратную связь, но ведь если обратной связи нет, то идёт искажение информации, если идёт искажение информации, то принимаются неправильные решения, а неправильные решения мультиплицируют кризис, и в данной ситуации мы с вами имеем нарастающий кризис. Смотрите, Центробанк не выполнил ни одного конституционного полномочия, которое за ним записано, из всего, что он обещал, не выполнен ни один, даже самый пессимистичный прогноз, не выполнен хотя бы на 50 процентов, можете меня проверить - посмотрите прогнозы Центробанка! Получается, что на самом деле у нас вертикаль власти уже дошла до того, что скоро указами президента будут назначаться участковые инспекторы, понимаете?! Но в данной ситуации вы просто перегружаете высшее должностное лицо. С моей точки зрения, если мы провозглашаем, что мы демократичное государство, что мы действительно боремся за мировые критерии в части выборов, в части чистоты этих выборов, то давайте мы хотя бы политическим партиям... Ведь ваш лидер - Дмитрий Анатольевич Медведев, когда был президентом, за что ратовал? В первом чтении вы приняли законопроект, который позволял избираться по спискам партий даже в собрания депутатов местного поселения, однако дальше первого чтения он не пошёл. Почему? Потому что ваш лидер перестал быть президентом, а у нынешнего лидера другое видение этого процесса. Дмитрию Фёдоровичу надо на совете "ЕДИНОЙ РОССИИ" спросить у Дмитрия Анатольевича, поменялась концепция в отношении демократических преобразований в стране или нет! (Шум в зале.) Кроме того, по нашему мнению, парламентские партии - у нас здесь всего четыре партии, преодолевшие семипроцентный барьер, - не должны собирать подписи, тогда хотя бы видимость демократии будет, потому что странно выглядит, когда за партию проголосовало более 80 миллионов, а её представителя не регистрируют в качестве кандидата! Более того, вы уже обожглись, ведь уже комнатами собирают взятки губернаторы, - скажите, неужели вы не видите, что есть необходимость всё-таки хотя бы в народном фильтре?! А народный фильтр - это выборы, поэтому, с нашей точки зрения, главным фильтром является наличие партийных структур. Вот если партия есть и она представлена в парламенте - этого достаточно, всё остальное от лукавого! Как бы Дмитрий Фёдорович ни объяснял здесь, что фильтр нужен (а ему надо отдать должное, он повысил квалификацию, ему уже пора дать звание академика юриспруденции!), но в данной ситуации всё это не имеет никакого отношения к государственному строительству, а тем более к оздоровлению государственного организма. Почему? Потому что я глубоко сомневаюсь, что один Хорошавин у нас комнатами взятки собирает, и это можно проверить, посмотрев возбуждённые и закрытые дела! Мы призываем вас прислушаться к себе, обратиться к здравому смыслу: если мы хотим, чтобы субъекты Российской Федерации были дееспособнее, нам надо расширить возможности участия в выборах людей, которые представляют политические партии, прошедшие в парламент. Я от имени фракции призываю голосовать за законопроект! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Постараюсь говорить не так долго, как Николай Васильевич, но не потому, что так долго не могу, на самом деле могу часами, а потому, что вопрос, мне кажется, всем давно понятен, - думаю, нет в зале тех, кто не понимал бы ситуацию, суть проблемы, но, к сожалению, эта тема, тема муниципальных фильтров, становится такой же долгоиграющей, как, например, тема прогрессивной шкалы подоходного налога: такие законопроекты вносились и будут постоянно вноситься! Теоретически, вообще, дело хорошее, особенно для парламентских партий - разве может любая партия, за исключением парламентской, собрать подписи муниципальных депутатов, если у неё нет отделений, нет своих депутатов? Конечно нет! Но это всё только теория, с прискорбием приходится говорить, что практика совершенно иная, практика, на которую ссылались и говорили, что она формируется, уже сформировалась, и результатом этой практики является снижение явки избирателей, низкая легитимность избираемых губернаторов и растущее недоверие к уже избранным губернаторам. Это, к сожалению, так, мы должны это признать, и нужно думать, что с этим делать. Теперь по содержанию. За последние два года я точно так же участвовал в разных форматах в губернаторских кампаниях в двух регионах и могу сказать тем, кто ещё не участвовал, что технология, которая реализуется, особенно в прошлом году, достаточно проста: по действующему законодательству нужно не просто собрать установленное количество подписей муниципальных депутатов, а иметь голоса муниципальных депутатов из муниципальных районов, причём это должно быть три четверти районов, и здесь ставится главный блок, когда губернаторы или исполняющие обязанности губернаторов пытаются нейтрализовать одну четвертую муниципальных депутатов, с тем чтобы эти муниципальные депутаты не отдали голоса нежелательным кандидатам. Доходило до смешного - я вспоминаю прошлый год, когда объявляли голодовку депутаты от КПРФ, потому что муниципальным депутатам, избранным от КПРФ и являющимся членами Компартии, не позволяли подписываться в пользу своего кандидата! Эти факты известны, и есть масса других фактов, когда в силу каких-то причин муниципальные депутаты - а ими являются и директора школ, и директора детских садов, и муниципальные служащие - хотят поддержать другого кандидата, в том числе от парламентских партий, будь то ЛДПР, КПРФ или "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но им не дают этого сделать и всякими посылами и угрозами либо заставляют отзывать свою подпись, либо применяют иные меры воздействия, вплоть до увольнения с работы. К сожалению, таких фактов достаточно много; боюсь предсказывать, но такая ситуация будет повторяться и в этом, и в следующем году. Ну и в заключение хочу обратить внимание на то, что в решении Конституционного Суда, который рассматривал запрос большой группы наших депутатов в отношении законности так называемого муниципального фильтра, указано... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте: выступление от фракции. ТАРНАВСКИЙ А. Г. ...указано - я с коллегой Соловьёвым из фракции КПРФ принимал участие в этом заседании Конституционного Суда, - что никто не имеет права собирать больше голосов, или листов, муниципальной поддержки, нежели установлено в региональном законодательстве, - 5, 6, 7 процентов. А что делают наши исполняющие обязанности? Они, наверное в силу отсутствия большого ума, собирают до 100 процентов, а это называется злоупотреблением правом, на что указывал Конституционный Суд. И при желании, если кто-то захочет проверить, это очень легко сделать, потому что всё фиксируется в нотариальных книгах, и не все они уничтожаются, их можно всегда взять, подсчитать и всё это увидеть - было бы желание! Учитывая всё это - а эти вещи достаточно общеизвестные, - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и этот законопроект будет поддерживать, а в случае отклонения будет участвовать в подготовке иных законопроектов, потому что мы хотим, чтобы выборы были честными, а легитимность выборных губернаторов была максимально высокая. Мы будем поддерживать законопроект! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо двум фракциям - ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ": я так понял, что они поддержат. А вот у представителей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" я блеска в глазах так и не увидел - плохо, уважаемые товарищи, депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ"! По всей видимости, вы руководствуетесь принципом Дмитрия Анатольевича Медведева, который как-то сказал: "Говорите, что угодно, мы вас слышим, но делать будем так, как считаем нужным". Очевидно, вы этим принципом постоянно и руководствуетесь! (Шум в зале.) А я ещё раз возвращаю вас к отзыву правительства на данный законопроект - единственный аргумент, который они выдвигают, вызывает просто улыбку, не более того! Вот что означают подписи, о которых мы с вами говорим, читаю их текст: "Поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем прежде всего факт наличия у него - как облечённого в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его участии в политической системе общества". Видите, как закрутили-завертели?! Где тут что - почему нельзя отменить сбор подписей и почему этот депутат не принимает участия в политической системе общества через сами выборы, когда идёт голосование за кандидата в губернаторы?! (Шум в зале.) И дальше, опять читаю: "Соответственно, такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации..." - ещё одна фраза, хитромудро заверченная! И это все аргументы, которые прописаны в отзыве правительства! (Шум в зале.) Возвращаясь мысленно опять к принципу Дмитрия Анатольевича Медведева... Правительство считает, что подписи не нужно собирать, - такую команду фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", очевидно, продемонстрировали. Дмитрий Фёдорович, вы назовите конкретно, кто всё-таки дал команду не поддерживать данный законопроект, чтобы мы этого, так сказать, чудика знали по имени, по фамилии, а может быть, даже и в лицо! Надеюсь, поддержите. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, несмотря на то что много копий было сломано вокруг этой идеи, вокруг этого законопроекта, и не только в этом зале, а в том числе и в Конституционном Суде, и на страницах прессы, бесспорно только одно, коллеги: избирательный процесс не начинается и не заканчивается в день голосования. Совершенно очевидно, что избирательный процесс как часть общеполитического процесса, процесса политической борьбы в какой бы то ни было стране, в том числе в нашей, - это сложный и многогранный процесс, и он включает в себя работу в парламенте, работу в законодательных органах регионов и работу на местах, он включает в себя как работу непосредственно с нашими гражданами каждой партии, которая участвует в этом политическом процессе, так и работу с теми представителями партии, которые были избраны, поэтому достаточно удивительно слышать из уст наших коллег, что закон плохой, что депутаты, избранные от ваших партий, не ставят подписи за вашего кандидата, - либо кандидат плохой и их не устраивает, либо вы плохо работаете со своими депутатами, которые избраны на местном уровне! (Шум в зале.) Коллеги, как заставить депутатов вылезти из удобных, мягких думских кресел здесь, в центре Москвы, и поехать в глубинку работать с гражданами? Да вот именно этот механизм и заложен в настоящий момент в законе, который вам не нравится, потому что нужно работать "в поле", потому что нужно работать, пахать на муниципальных выборах, в городах и весях! (Шум в зале.) А что касается муниципальных депутатов, - я со многими работаю, дружу, ежедневно созваниваюсь - знаете, у них есть такая поговорка... правда, возможны варианты в каждом регионе, так вот в Челябинской области из уст моих товарищей она звучит следующим образом: "Ниже учителя не разжалуют, дальше Еткуля не сошлют". Но если муниципальный депутат, избранный от вашей партии, не хочет за вашего кандидата ставить подпись, если он не верит в вашего кандидата, так работайте со своими депутатами на местах - почему они так себя ведут?! Это не проблема закона, это проблема партии в первую очередь! (Шум в зале.) Мы видим, что результатом в том числе и политической работы, политических переговоров - достаточно сложных - на местном, на региональном уровне является регистрация кандидатов от самых различных политических партий, которые боролись за места глав субъектов Российской Федерации, и этих партий уже больше десяти, по-моему, около пятнадцати партий выдвигали своих кандидатов, которые прошли все фильтры, как вы это называете, а на самом деле выполнили условия, предусмотренные законодательством, поэтому нечего пенять на закон, нужно работать, коллеги! (Шум в зале.) За этот законопроект мы голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 38 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 200 чел. Не голосовало 250 чел.55,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 219
О проекте федерального закона № 625207-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся сбора подписей в поддержку кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, я чувствую, до 25-го вопроса не дойдём - это законопроект № 625207-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - я прошу вас перенести его на 17 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.