Заседание № 207
19.12.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 624433-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облучённого ядерного топлива исследовательского реактора ИИН-3М".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3576 по 3882 из 9818
23-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облучённого ядерного топлива исследовательского реактора ИИН-3М". Доклады официальных представителей правительства. Первым докладывает заместитель министра иностранных дел Сергей Алексеевич Рябков. Пожалуйста. РЯБКОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Реализация программы вывоза высокообогащённого топлива реакторов советского дизайна и российского производства осуществляется довольно давно - речь идёт о работе в рамках российско-американского соглашения, заключённого в 2004 году, - программа достаточно эффективная. Главная её задача с точки зрения внешнеполитических интересов Российской Федерации - это снижение рисков распространения опасных ядерных материалов. Понятно, что высокообогащённое топливо потенциально может быть применено при производстве боезарядов, при производстве взрывных устройств на урановой базе. Конкретно соглашением с Узбекистаном предусматривается вывоз топлива исследовательского реактора типа ИИН-3М, в рамках соглашения предполагается осуществить транспортировку в Россию топлива, находящегося в жидком состоянии. Есть определённый нюанс, который, собственно, и потребовал решения о ратификации: действующим законодательством, действующим порядком ввоза в Российскую Федерацию облучённого ядерного топлива в тепловыделяющих сборках не предусмотрено соответствующее положение, которое позволяло бы осуществлять такой ввоз, если топливо находится в жидком состоянии, в жидком виде. В связи с этим на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах..." мы совместно с "Росатомом" выступили с инициативой о ратификации соглашения и подготовили проект соответствующего федерального закона. Со всеми профильными ведомствами документ согласован. Мы считаем, что соглашение полностью соответствует сложившейся практике в области ввоза в Россию облучённого топлива и его ратификация не повлечёт дополнительных расходов для Российской Федерации, учитывая, что сама операция по транспортировке оплачивается Соединёнными Штатами, а расходы на хранение топлива покрываются Узбекистаном. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется заместителю генерального директора - директору блока международной деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Николаю Николаевичу Спасскому. Пожалуйста. СПАССКИЙ Н. Н., заместитель генерального директора - директор блока международной деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Соглашение, которое сегодня предлагается вашему вниманию, было заключено в целях вывоза из Узбекистана отработавшего ядерного топлива исследовательского реактора ИИН-3М (импульсный источник нейтронов). Это уникальный реактор российской конструкции, работающий на жидком высокообогащённом ядерном топливе. Несколько фактов. В настоящее время на ташкентском предприятии "Фотон", к которому относится реактор, находится около 30 литров жидкого высокообогащённого облучённого ядерного топлива, содержащего около 5 килограммов урана 90-процентного обогащения. Это отработавшее ядерное топливо планируется доставить в специальном контейнере авиаперевозкой в Екатеринбург, а оттуда автомобильным транспортом - на производственное объединение "Маяк". "Маяк" располагает всеми необходимыми технологиями и оборудованием для переработки такого вида топлива с соблюдением требований ядерной, радиационной и промышленной безопасности. Продукты переработки будут остеклованы, объём этих радиоактивных отходов будет несущественным, по сравнению с теми объёмами радиоактивных отходов, которые ежегодно производятся на производственном объединении "Маяк", и не окажут сколько-нибудь значимого дополнительного влияния на окружающую среду региона. Как уже было доложено, каких-либо расходов из российского федерального бюджета не предполагается. Программа осуществляется в рамках российско-американского соглашения по возврату ядерного топлива исследовательских реакторов. Уважаемые депутаты, с учётом актуальности этого вопроса хотел бы сделать краткое дополнение. Работа по возврату в Россию ядерного топлива исследовательских реакторов российской конструкции - это одно из тех направлений нашего сотрудничества с США, которые, несмотря на нынешнюю политическую обстановку, продолжают успешно реализовываться. С учётом важности этих работ на нынешнем этапе мы не возражаем против участия Соединённых Штатов в этой программе. Потребуется заново проанализировать плюсы и минусы - значит, совместно с МИДом и другими федеральными ведомствами проведём такой анализ и будем готовы доложить Госдуме. Суммируя, хотел бы подчеркнуть, что Госкорпорация "Росатом" реально заинтересована в осуществлении операции, предусмотренной настоящим соглашением. Во-первых, это действительно уникальная операция, которая демонстрирует наши технологические возможности. Во-вторых, это реальный вклад в укрепление режима ядерного нераспространения, потому что хранение материала, содержащего уран с обогащением 90 процентов, в пределах городской черты города Ташкента - это, конечно, очевидный нераспространенческий риск. Ну и наконец, в-третьих, Узбекистан не чужая страна для российской ядерной отрасли, у нас есть своя история, свои традиции, и такие проекты - это инвестиции в будущее наших отношений, потому что тем самым мы поддерживаем каналы общения с узбекскими ядерщиками. Сергей Алексеевич доложил о юридических обстоятельствах, по которым требуется ратификация. В Республике Узбекистан соглашение прошло все внутригосударственные процедуры. Очень просил бы поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Василий Николаевич Лихачёв, пожалуйста. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я должен прежде всего отметить, что на фоне вулканизации проблем и вопросов внутренней политики мы всё-таки иногда обращаемся к процедуре ратификации, и это очень важно - всё-таки международные отношения, внешняя политика и внутренняя политика - это, что называется, братья-близнецы. Комитет поддерживает ратификацию данного международного соглашения. Мы внимательно в течение длительного времени рассматривали все аспекты проекта федерального закона, в том числе связанные с вопросами безопасности, финансовыми, юридическими и экологическими вопросами, и пришли к выводу, что этот документ нужно выносить на ратификацию: он соответствует и действующему законодательству Российской Федерации, и принятым в мире международным стандартам. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Николаевич, ну, наверное, с вами можно согласиться, но только США в филантропии замечены не были, поэтому не могли бы вы пояснить, не за счёт наших ли денег мы строим аналогичный завод в США? СПАССКИЙ Н. Н. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. Коротко докладываю, как будет работать эта программа. Наших денег здесь не привлекается никаких: ни федерального бюджета, ни местных бюджетов, ни госкорпораций. Общая цена всего проекта - 4,5 миллиона долларов, большая часть - это американские деньги, частично, в части хранения остеклованных продуктов переработки, - это узбекские деньги. Напрямую мы с американцами никаких контрактов не заключаем, мы общаемся с юридической точки зрения только с узбекскими партнёрами. Соответственно, каких-либо рисков в плане срыва финансирования мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Николай Николаевич, ну, я думаю, что уже не уместен такой пафос - что мы собственные деньги, федеральные, не тратим на то, что здесь захороним ядерные отходы. Я думаю, что мы во взаимоотношениях с нашими иностранными партнёрами, которым мы гасим огромные ссуды, совсем уже потерялись, вообще не понимаем, где приоритет и паритет. Что значит "мы их не тратим"? У нас есть высокотехнологическая отрасль, у нас Челябинская область живёт в достаточно сложной экологической обстановке. Что значит, "мы ничего не тратим"? Вообще так вопрос не должен стоять, надо говорить о том, что мы зарабатываем на этом! Довезёте вы их за счёт американцев, а что будет иметь "Росатом" и в результате федеральный бюджет за счёт того, что эти, скажем так, остеклованные остатки будут здесь храниться? Скажите, пожалуйста, сколько заработает на этом Россия? СПАССКИЙ Н. Н. Спасибо за вопрос, Сергей Михайлович. Докладываю. Постановка вопроса совершенно справедливая. Когда мы говорили о привлечении средств федерального бюджета, речь шла о международной программе. Поскольку отработавшее ядерное топливо ввозится из-за рубежа, соответственно, при этом разрабатываются программы, составляются единые лимиты на ввоз. Далее. Подготовлен единый проект. Этот единый проект включает... (Шум в зале.) Одну минуту, позвольте доложить. ...он предусматривает единую экологическую программу для Челябинской области. Цена этой программы порядка 800 тысяч долларов США. Таким образом, будет осуществлён комплекс мероприятий, которые при этом не лягут дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет. Что касается наших технологических преимуществ, я об этом докладывал, такая операция действительно осуществляется впервые в мире, кроме нас никто такую операцию осуществить не может, поэтому это реальная демонстрация наших возможностей, повышающая нашу репутацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Я позволю себе выступить по этой теме, поскольку проработал в Минсредмаше почти тридцать лет и мне эта проблема и знакома, и близка. Хочу сказать, что здесь дело не в том, сколько мы чего-то затратим, это не главный вопрос, не в деньгах, как говорится, счастье, и не в деньгах дело. Главное, чтобы мы выполнили свои обязательства по нераспространению, это важнее всего. Представьте себе, что где-то, в каком-то городе или населённом пункте, хранится радиоактивный материал, из которого можно сделать, слепить какое-то террористическое устройство, - потом всем нам будет не очень весело от этого. С этой точки зрения перемещение вот этого количества - пяти килограммов - урана с территории Узбекистана на территорию России играет очень важную роль. Это первое. Второй момент. Я хочу сказать, что никакой новизны в этом нет, это давно наработанная практика: мы привозим облучённое топливо с территории Финляндии, где есть построенные нами ядерные реакторы, мы привозим облучённое топливо с территории Украины, где до сих пор работает четыре атомные станции, пятнадцать блоков, перерабатываем это топливо и, с одной стороны, получаем ценный материал для дальнейшей работы, для дальнейшего функционирования, а с другой стороны, обеспечиваем себе спокойствие в плане нераспространения ядерного оружия. Так что в данном случае, мне кажется... Единственное, здесь речь идёт не о твёрдом отработавшем топливе, а о жидком отработавшем топливе, но наши технологические возможности, которые существуют, позволяют спокойно переработать и жидкие радиоактивные отходы, получить оттуда ценные составляющие, а остальное остекловать и захоронить. Это совершенно небольшой объём, здесь ничего страшного нет. Я призываю, прошу коллег поддержать ратификацию этого договора. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, мы не первый раз рассматриваем вопрос ратификации, и меня всё-таки настораживает тенденция - то, что мы всё время ищем какой-то синергетический эффект от взаимодействия с нашими иностранными партнёрами. Я сегодня в перерыве смотрел телевизор: белорусские коллеги, которые фактически являются членами нашего Союзного государства, поставили вопрос о переводе расчётов с нами в доллары. Я не говорю уже про другие страны. Каждая страна, которая с нами взаимодействует, всё время ставит задачу с точки зрения выгоды для собственной экономики, а как только мы здесь начинаем рассматривать эти процессы, то всё время говорим о том, что необходимо поддерживать товарищеские связи, о том, что мы когда-то обещали нераспространение, и так далее. Я так и не получил ответа, каким образом всё-таки с нами будет рассчитываться Узбекистан, но... Для Министерства иностранных дел, я понимаю, может быть, финансовый аспект не так важен, для министерства важнее, конечно, поддержание отношений, но тем не менее я хочу сказать, что последние соглашения, ратификации, которые мы ратифицировали, наносят нам прямой экономический ущерб. Ну, в частности, совсем недавно мы рассматривали на заседании комитета вопрос о ратификации соглашения с Кипром. Кипр присоединился к санкциям, ввёл против нас определённые ограничения, а мы ему понизили ставку в два раза, практически до 2,5 процента, при этом сами мы не можем занять, а если занимаем, то под 4,7 процента как минимум. Мы Кипру отсрочили погашение долга - с 2016-го перенесли срок на 2021 год. В последнее время, подходя к вопросу международных ратификаций, мы не поднимаем вопрос наших интересов: ни одно соглашение - ни с Кореей, ни с Кубой - не защищает наших экономических интересов. Я уже не раз говорил, что если вы, уважаемые представители МИДа, хотите, чтобы с нашей страной считались, то это не значит, что мы должны идти на уступки и очень легко принимать те решения, о которых нас просят, всё должно быть как раз с точностью до наоборот! Возвращаюсь к этому соглашению. Что такое атомная станция? После вывода из эксплуатации по времени и затратам она живёт ещё ровно столько же, сколько и строилась, поэтому тот же Узбекистан должен иметь статьи затрат по таким отходам, и, естественно, это бремя бюджета Узбекистана. У нас что, нет возможности договориться с ним относительно расчётов, платы за то, что мы будем хранить эти отходы у себя, на своей территории? У нас там есть военная база и так далее. Вот эти расчёты обязательно должны быть. Кроме общего понимания того, что мы это обещали, мы должны видеть, что для бюджета Федерации это является доходом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лебедев Олег Владимирович, пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я поддерживаю коллег, которые говорили об экономической выгоде данного соглашения, действительно, мы должны отслеживать экономическую выгоду для нашей страны, но, как уже было сказано, мы также должны понимать как минимум, что не должно быть экономических потерь для нас. В данном случае ратификация этого соглашения не приведёт к потерям для бюджета Российской Федерации. Это первое. Второе, что не менее важно, чем первое, - об этом в принципе коллеги тоже уже вскользь говорили, но я сделаю на этом акцент: мы не должны забывать о системе международной безопасности. Основным пунктом данного соглашения является в первую очередь не получение экономической выгоды, а решение проблем, связанных с международной безопасностью, а именно с терроризмом и другими проявлениями агрессии в мире, с войнами и прочими катаклизмами. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного соглашения. Прошу и всех остальных коллег независимо от фракционной принадлежности поддержать это решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8124 по 8142 из 9818
23-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облучённого ядерного топлива исследовательского реактора ИИН-3М". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 39 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.