Заседание № 88
О проекте федерального закона № 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся порядка проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Сергей Александрович Жигарев, пожалуйста. ЖИГАРЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и полностью готов к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 49 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся порядка проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к 17-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Сергей Александрович Жигарев, пожалуйста. ЖИГАРЕВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 17 февраля 2015 года. Законопроектом предусматривается введение новых определений поставщиков электронных процедур, которые с 1 января 2019 года должны будут в обязательном порядке применяться государственными и муниципальными заказчиками. Перевод государственных закупок в электронную форму даст отрасли целый ряд преимуществ. Основное преимущество - это значительное расширение конкуренции в конкретных закупках, которое произойдёт благодаря снижению издержек потенциальных поставщиков. Сокращение апелляционных расходов и времени на подачу заявки позволит поставщику участвовать в большом количестве тендеров одновременно, что также повышает конкуренцию. Электронные процедуры будут предусматривать подачу заявок, их рассмотрение и заключение контрактов в электронной форме с использованием функционала отобранных Правительством Российской Федерации операторов электронных площадок. К законопроекту поступило 120 поправок, 88 поправок комитетом предлагаются к принятию, 32 - к отклонению. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 19 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. По таблице поправок № 2, предложенных комитетом к отклонению, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Кто за? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 00 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 17-й вопрос нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 42 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Включите микрофон на трибуне. ЖИГАРЕВ С. А. Вячеслав Викторович, комитет также просит включить законопроект в проект порядка работы на 21 декабря для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Сергей Александрович, уважаемые коллеги! Если вы не возражаете, давайте законопроекты, которые не только очень чувствительные, вот о чём мы с вами буквально в рамках рассмотрения 16-го вопроса говорили, но и очень важные для страны, обсуждать, и обсуждать не только в рамках комитета, но и проводить слушания, и на экспертных площадках дополнительно изучать все стороны. Тема закупок и всё, что с этим связано, очень важна для всех сторон, и было бы хорошо, чтобы она публично звучала и чтобы наша позиция звучала. Ну и важно, чтобы правительство, как инициатор законопроекта, свою точку зрения отстаивало. Ладно? Потому что иначе у нас это всё будет сказываться на качестве, и то, что мы с вами с голоса обсуждаем такие темы, не очень правильно, потому что можем ошибиться.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 623906-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части, касающейся порядка проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Игорь Николаевич Игошин. ИГОШИН И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект достаточно логичен, его основная, базисная идея понятна - перевести максимальное число сделок по продаже госимущества в тех случаях, когда это возможно, в публичный, электронный вид, унифицировав алгоритм. Эта идея обсуждалась ещё в тот момент, когда мы с вами обсуждали новый закон о госзакупках, но тогда мы с правительством не смогли найти в этом вопросе общий язык, но сейчас мы понимаем намного больше, да и сами электронные системы стали более совершенными, более эффективными и позволяют принять такое решение. Процесс отладки системы, несомненно, займёт определённое время, но после того, как он завершится, мы получим целый ряд плюсов, которых без этого решения мы получить не сможем, а именно: достаточно серьёзно повысится конкуренция, потому что существенно большее количество людей сможет реально участвовать в процессе государственных закупок (для того чтобы участвовать в электронных аукционах, не нужно будет переезжать, скажем, из Владивостока в другой город Российской Федерации); очевидно, что будет меньше коррупции, потому что недобросовестным членам комиссий будет сложнее договориться по каким бы то ни было недобросовестным шагам, так как процессы будут более публичны и более алгоритмизированы; будет выше прозрачность и больше контроля, в том числе и со стороны общественности, о чём постоянно говорится как о необходимой составляющей в сфере государственных закупок, в сфере использования государственных денег. Ну и конечно, для государства, особенно в нынешней экономической ситуации, очень важна экономия. У нас есть статистика, она тоже публичная, с ней сложно спорить: при проведении стандартных аукционов, молоточных, непубличных, неэлектронных, средняя экономия по государственным закупкам у нас получается порядка 5 процентов от выставленных первоначально цен, а при электронной форме аналогичных аукционов мы сейчас получаем экономию 12 процентов. При этом мы понимаем, что, приняв новый закон о госзакупках, мы чётко прописали алгоритм определения начальных цен, то есть здесь нельзя играть на ценах и аргумент, что это из-за неправильного определения цены, сейчас не работает. Статистика говорит сама за себя: если просто взять эту разницу, эти 7 процентов, которые сейчас есть, по уже накопленной статистике работы закона, то понятно, что речь идёт минимум о сотне миллиардов рублей за год - это тот минимум экономии, который государство получает сразу. Все необходимые доработки, понятно, мы можем сделать ко второму чтению, в том числе по срокам вступления закона в силу, по всем необходимым переходным периодам. Просьба законопроект поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, задержитесь: вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Игорь Николаевич, вот тут говорили о большей прозрачности, об открытости, об эффективности, мы не первый раз эту проблему обсуждаем, и всё время возникает один и тот же вопрос, вопрос этот возникает у практиков, но ответа на него никто из докладчиков не даёт. При электронном способе проведения торгов один и тот же молодой человек, находясь в одной комнате, бегая между тремя компьютерами, выступает на одном компьютере от одной фирмы, на другом - от другой, на третьем - от третьей, сам же повышает ставки, сам же понижает ставки, и при любом раскладе он обязательно этот торг выиграет. Где же здесь открытость, где же эффективность? То есть получается шельмование, ещё больше шельмование! Когда мы с вами сидим, я вижу вас, и я вижу, кто вы - представитель одной фирмы, а когда я вас не вижу, то вы можете пять фирм представлять и обязательно выиграете, но государство проиграет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ИГОШИН И. Н. Владимир Николаевич, мы с вами в процессе обсуждения законопроекта на заседании комитета поднимали эти вопросы, постоянно дискутируем. Мне кажется, такая постановка вопроса не совсем укладывается в логику самого законопроекта. Если мы говорим о предотвращении злоупотреблений, нарушений, то мы должны понимать, что, даже если идёт, скажем так, молоточный аукцион, можно просто всего лишь пригласить трёх разных молодых людей от трёх разных компаний, и будет та же самая картина, то есть мы ничем возможность вот такого конкретного злоупотребления, если оно рассматривается как злоупотребление, переходом на электронную форму не ухудшим и не улучшим. Здесь должны быть другие критерии для борьбы с этими злоупотреблениями, и в первую очередь должны быть чёткое, понятное, добросовестное определение государственным заказчиком цены контракта, чтобы она изначально не была занижена или завышена, и допуск к аукциону всех желающих, всех конкурентов, которые могут в нём участвовать. Если все конкуренты будут участвовать, то и эти три организации или эти тридцать организаций, которые в реальности являются одной организацией, ничего не изменят, и как раз доступ через электронную процедуру позволяет усилить конкуренцию. Мне кажется, мы вместе должны всё ещё раз посмотреть внимательно, и ответ на ваш вопрос содержится в этом законопроекте. Просьба поддержать сам законопроект, с тем чтобы дорабатывать его вместе ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Игорь Николаевич, вероятно, вы глубоко изучали вопрос, поэтому скажите, пожалуйста, а есть посчитанные потери? Каков в процентах объём потерь от действий выигравших аукцион государственный, взявших аванс, а потом исчезнувших? ИГОШИН И. Н. Мы могли говорить о такой статистике, когда действовал старый закон, 94-й закон, а сейчас, в процессе создания 44-го закона, закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", мы предусмотрели механизмы, в том числе залог и гарантии, банковские гарантии, которые защищают от злоупотреблений, от невыполнения обязательств при получении аванса, и статистика по новому закону, который мы с вами приняли два года назад, очень позитивная, то есть эту проблему мы в принципе решили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Абрамов Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, конечно, это хорошо, что мы вводим электронную форму аукциона, но, наверное, злоупотребления зарождаются ещё тогда, когда подаются заявки на участие в аукционе и когда представители комитетов имущества просто открывают нужным людям информацию о том, сколько заявок поступило, от кого они поступили, кто эти люди, какие они предприниматели. То есть уже на этом этапе идёт определённый сговор по поводу цены, по поводу ещё каких-то воздействий и так далее, и так далее. Я думаю, в этом направлении тоже необходимо поработать, может быть, ко второму чтению, - как вы видите решение этой проблемы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ИГОШИН И. Н. Уважаемый Иван Николаевич, мне кажется, на этот вопрос есть ответ в законопроекте, внесённом для рассмотрения в первом чтении. Как раз электронная форма позволяет разбить процедуру внесения информации на три этапа: первый этап - это внесение информации о самом предложении, это публичная информация, с ней можно ознакомиться заранее, в том числе членам комиссии, но только тем, кто имеет доступ; второй этап - это внесение информации о самом заказчике, она закрытая, открывается в последний момент, уже после подведения итогов подачи заявок, чтобы невозможно было воздействовать; третий этап - этап внесения информации о цене, точно так же она определяется в последний момент, открывается в последний момент. Электронные механизмы сейчас позволяют обеспечить конфиденциальность, у нас это отработано на площадках, эти механизмы показывают достаточно эффективную работу, и все эти механизмы могут действовать. Как раз тогда, когда идёт личный контакт, имеется практика таких договорённостей, а когда идёт контакт электронный и анонимный, унифицированный, этих договорённостей будет существенно более сложно достичь и будет легче отследить такие злоупотребления. В любом случае я приглашаю вас, если законопроект будет поддержан, присоединиться к нам для доработки этих положений ко второму чтению, для более близкого ознакомления с ним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, данный закон, конечно же, необходим, и у меня будет вопрос, может быть, не касающийся конкретно данной темы, но увязанный с ней: правильно ли в условиях объявленного конкурса прописывать допуск к участию в нём компаний с обязательным исполнением ими в течение последних пяти лет трёх контрактов стоимостью свыше 150 миллионов каждый и чтобы эти контракты обязательно были с бюджетным финансированием? В связи с таким положением ни один участник не может участвовать в торгах, за исключением избранных, одной или двух, компаний. ИГОШИН И. Н. Уважаемый Вячеслав Михайлович, я думаю, что здесь идёт речь не напрямую о том законопроекте, который мы сейчас внесли, то есть не о переходе от процедур, скажем так, аукциона молоточного вида к электронной форме, вопрос ставится более широко, в целом о законе о государственных закупках. В любом случае мы с вами имеем возможность во втором чтении, используя процедуру его открытого обсуждения, внести такие поправки тоже, я думаю, что надо просто их внести и обсудить на заседании комитета уже более предметно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Потапов Александр Владимирович. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, я считаю, что были и другие какие-то моменты, по которым, как вы говорите, нам не удалось договориться с правительством, но если эта договорённость определяет выход законопроекта, это в конце концов тоже положительный шаг. Но я хотел бы обратить внимание на обстоятельства, которые изменились за то время, когда мы с вами дискутировали по закону о федеральной контрактной системе, - это внешние обстоятельства, связанные с риском внешних угроз. Вот в этом плане не считаете ли вы, что ту терминологию, которую вы в глоссарий вводите, в частности в отношении определения электронной площадки, может быть, было бы правильно уточнить, указав, что их можно регистрировать только в районе российских, так сказать, доменов, иначе потом мы с вами концов не найдём? И то же самое в отношении операторов электронных площадок, которые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, Игорь Николаевич? ИГОШИН И. Н. Александр Владимирович, я так понимаю, что в целом вы поддерживаете саму идею о переходе от молоточных, непубличных процедур к процедурам электронным, более публичным, с более понятным алгоритмом, с чётким и публичным контролем. Действительно, много воды утекло за эти два года, что мы с вами дискутировали по поводу самого закона. Вы помните о том, что мы сразу внесли запрет на участие по оффшорам и законопроект полтора года у нас пролежал без движения, а сейчас правительство само внесло аналогичный законопроект. Но здесь, наверное, не нужно бороться за авторство, важно, что саму идею восприняли, включили в пакет антикризисных мер и в итоге закон будет принят. У нас сейчас на рассмотрении будет законопроект - надеюсь, что мы тоже его поддержим, - о том, чтобы вот те 15 процентов объёма госзаказов, которые мы дали малому бизнесу, считать не по заявкам на размещение, а по фактически размещённым заказам: мы увидели, что недобросовестные государственные заказчики борются таким образом с участием малого бизнеса, что просто вносят в списки большое количество компаний малого бизнеса, которые потом заведомо отказываются и не выполняют контракт, и так считают проценты, чтобы отчитаться об участии малого бизнеса. Есть ряд других вопросов, но мы уже знаем практику и то, что надо, исправляем, поэтому во втором чтении, я думаю, у нас будет достаточно возможностей и эти, и другие вопросы, в том числе и те, которые вы сейчас обозначили, эффективно доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, вот слушаю сейчас докладчика, уважаемого Игоря Николаевича, и думаю, что независимо от того, электронная ли форма площадки или это молоточный аукцион, к сожалению, этот законопроект не решает основной проблемы - проблемы закоррумпированности. Вы посмотрите на все эти комиссии по муниципальному заказу, комиссии по федеральному заказу - там случайных людей практически нет, побеждают компании, которые аффилированы с главой администрации города или с губернатором, и этот законопроект системно эту проблему не решает, к сожалению. Здесь надо, я думаю, подходить более системно, прорабатывать вопрос в том числе с силовыми структурами, с органами прокуратуры, потому что, ещё раз повторю, электронные торги или молоточные торги - случайных людей и случайных компаний среди победителей никогда не бывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Семёнов Владимир Владиславович. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. И безусловно, таких законопроектов, которые способствуют переходу к механизму электронного документооборота, должно быть гораздо больше. В чём проблема? Даже не в том, что мы решаем в какой-то части успешно или не совсем успешно вопросы коррупции, а в том, что у нас сейчас основная проблема - это низкая конкурентоспособность экономики Российской Федерации. Когда же мы начинаем анализировать, почему так происходит, мы видим, что в первую очередь причиной является низкая производительность труда, а низкая производительность труда определяется не только работой производителей товаров и услуг, но ещё и работой чиновников. У нас такая армия чиновников образовалась, которой не было даже в советский период, у нас сейчас огромное количество чиновников на душу населения, превышающее все разумные, мыслимые и немыслимые, параметры, - как нам с этим бороться? И мы как раз не учитываем, что подобные законопроекты позволяют нам сократить армию чиновников, и чем быстрее и эффективнее мы будем это делать, тем правильнее и эффективнее будет работать экономика всей страны. Данный законопроект разработан во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года - что мы целый год делали?! Мне кажется, что у нас армия чиновников сопротивляется принятию подобных законов, потому что это связано с сокращением рабочих мест тех же самых чиновников. Давайте более эффективно работать в данном направлении - начнём с себя, начнём с чиновников, и у нас сразу всё в стране начнёт потихонечку налаживаться! Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Включите микрофон депутату Игошину. ИГОШИН И. Н. Уважаемые коллеги, действительно, то, что мы выходим на законопроект, который обсуждался с правительством, притом что это депутатский законопроект, прошу на это обратить внимание, - это тоже определённый результат: мы добились, чтобы наше мнение слышали. И очень важно, что здесь мы все понимаем друг друга и принципиально саму идею все поддерживаем. А другие идеи, которые сейчас звучат, они, по сути дела, в развитие законопроекта, в расширение его тезисов. Я думаю, что мы постараемся эффективно поработать ко второму чтению и сделать так, чтобы все фракции вместе добились результата и законопроект ещё больше расширился и стал ещё более эффективным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 37 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.