Заседание № 208

23.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 623891-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 671 по 686 из 3875
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский.                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемые коллеги, это закон-спутник, он также прошёл все       
экспертизы и готов к принятию в третьем чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Депутат Мархаев. Ещё есть? Нет.    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2814 по 2858 из 3875
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
По мотивам - Вячеслав Михайлович Мархаев.                                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, мой коллега Лазарев Константин Александрович   
говорил о том, что данный законопроект вызывает немало вопросов, а Восточная    
Сибирь вообще выброшена, так сказать, на задворки. В связи с этим депутаты,     
представляющие субъекты Восточной Сибири, не согласны с тем, что территории     
опережающего развития должны создаваться в первую пятилетку только в            
Дальневосточном федеральном округе. Восточная Сибирь представлена такими        
регионами, как Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область,       
Красноярский край, Республика Хакасия, и имеет колоссальный промышленный и      
производственный потенциал, а остаётся, как я уже сказал, брошенной. Депутаты   
регионов провели немалую работу, внесли немало поправок, но, к сожалению, они   
все оказались отклонёнными. Поправки вносили ни много ни мало двадцать три      
депутата (и не только представляющие Восточную Сибирь) и три сенатора,          
кстати, имеется ещё и поручение Президента России. В связи с этим я прошу       
вернуть законопроект во второе чтение и проголосовать за мою отклонённую        
поправку. Комментарии будут дополнительно изложены.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Михайлович, такой процедуры нет.                 
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 207

19.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 623891-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (принят в первом чтении 12 ноября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4655 по 4705 из 9818
36-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием         
Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического        
развития в Российской Федерации".                                               
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Николаевич.                                                   
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемые коллеги, законопроект был принят в первом чтении 12   
ноября 2014 года. Ко второму чтению поступило тридцать пять поправок,           
двадцать семь из них рекомендуется к принятию и восемь - к отклонению. Проект   
прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Прошу        
перейти к рассмотрению таблиц поправок.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.53,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    241 чел.                                          
Не голосовало                 209 чел.46,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.53,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    241 чел.                                          
Не голосовало                 209 чел.46,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8508 по 8526 из 9818
36-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в          
Российской Федерации", второе чтение.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.33,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 197

12.11.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4261 по 5136 из 6852
19-й вопрос, проект федерального закона "О территориях опережающего             
социально-экономического развития в Российской Федерации", и 20-й вопрос -      
проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные    
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О            
территориях опережающего социально-экономического развития в Российской         
Федерации". Докладывает Кирилл Игоревич Степанов, заместитель министра          
Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему    
вниманию представляется проект федерального закона "О территориях               
опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", а       
также связанный с ним проект федерального закона о внесении изменений в         
некоторые законодательные акты. Законопроекты разработаны во исполнение         
поручения президента по итогам послания Федеральному Собранию.                  
                                                                                
Проекты федеральных законов устанавливают правовые основы создания территорий   
опережающего развития на Дальнем Востоке, а в последующем и на всей             
территории России с особыми условиями осуществления предпринимательской         
деятельности. Ключевой идеей законопроектов является обеспечение на таких       
территориях привлекательных условий деятельности резидентов по аналогии с       
подобными территориями в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.               
                                                                                
Из чего мы исходили при подготовке этих законопроектов? Рынок Дальнего          
Востока крайне мал и характеризуется низкой плотностью населения, перевозка     
продукции в европейскую часть экономически невыгодна. Вместе с тем рядом        
находится гигантский и быстрорастущий рынок стран АТР. Один из главных          
инструментов экономического роста на данном рынке - это аналогичные             
территории опережающего развития. Их более четырёхсот в Китае, почти            
пятьдесят в Южной Корее, только в одном городе Сингапуре создано пять таких     
территорий. На территории Дальнего Востока предлагается создание именно таких   
точек роста.                                                                    
                                                                                
Согласно законопроекту территория опережающего развития создаётся по решению    
правительства на основании предложений уполномоченного органа. Принятию         
указанного решения предшествует глубокий анализ социально-экономических         
факторов и географических характеристик конкретной местности. Таким образом,    
при принятии решения о создании территории опережающего развития реализуется    
принцип индивидуального подхода, который учитывает все конкретные               
характеристики конкретной местности. Решение о создании территории              
согласовывается с высшим органом исполнительной власти субъекта и с органом     
местного самоуправления, с которыми также заключается соглашение о создании     
территории.                                                                     
                                                                                
Полномочия по управлению территорией возлагаются на уполномоченный              
федеральный орган, управляющую компанию и наблюдательный совет. Система         
управления территорией опережающего развития реализована по принципу "одного    
окна" для инвестора. Уполномоченный федеральный орган реализует регулирующие    
контрольные и надзорные полномочия. Управляющая компания создаётся на           
основании решения правительства в виде акционерного общества со стопроцентным   
государственным участием и реализует управленческие                             
административно-хозяйственные функции. Наблюдательный совет создаётся в целях   
координации деятельности и контроля за выполнением соглашения о создании        
территории опережающего развития. По нашему мнению, консолидация функций по     
управлению территорией в единой системе управления, предусматривающая в том     
числе выполнение органами управления территории отдельных полномочий            
федеральных, региональных и муниципальных органов власти, обеспечивает полную   
ответственность органов управления ТОР за достижение целей создания             
территории и формирование благоприятного инвестиционного климата на ней.        
                                                                                
Принципиально важное значение в законопроекте придаётся установлению особых     
режимов предпринимательской деятельности: первое - это особенности трудовой     
деятельности и особенности осуществления медицинской и образовательной          
деятельности на территории; второе - это особенности осуществления              
государственного контроля и муниципального контроля; третье - приоритетное      
подключение к объектам инфраструктуры территории опережающего развития;         
четвёртое - предоставление государственных услуг на территории опережающего     
развития, в том числе по принципу "одного окна" и путём наделения управляющей   
компании полномочиями по созданию многофункциональных центров; пятое -          
установление льготных ставок арендной платы за пользование объектами            
недвижимого имущества; шестое - возможность установления процедуры свободной    
таможенной зоны; седьмое - устанавливаемые в соответствии с налоговым           
законодательством налоговые льготы и преференции; восьмое - пониженные тарифы   
страховых взносов (совокупный тариф - 7,6 процента).                            
                                                                                
Кроме того, законопроект предусматривает набор мер для ускорения создания и     
развития инфраструктуры ТОРов: во-первых, это особенности осуществления         
градостроительной деятельности, в том числе упрощённый порядок подготовки и     
утверждения документации по планировке территорий; во-вторых, ускорение         
проведения государственной экологической экспертизы; в-третьих, изъятие и       
предоставление земельных участков, расположенных на них объектов недвижимого    
имущества; в-четвёртых, возможность ускоренного, упрощённого установления       
сервитутов в отношении земельных участков; в-пятых, возможность использования   
лесов для размещения объектов инфраструктуры ТОРов.                             
                                                                                
Проектом федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные   
акты предусматривается изменение положений порядка двадцати федеральных         
законов, в основном изменения направлены на законодательное обеспечение и       
изъятия из общих правовых режимов. Кроме того, в Федеральный закон "Об          
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" вносятся            
изменения, устанавливающие пониженные тарифы страховых взносов,                 
соответственно в Федеральном законе "О страховых взносах в Пенсионный фонд      
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,        
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусматриваются      
порядок и условия применения пониженных тарифов для резидентов.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроекты направлены на стимулирование притока           
инвестиций в территории опережающего развития и создание новых рабочих мест.    
В конечном итоге законопроекты приведут, по нашему мнению, по нашей оценке, к   
кардинальному ускорению экономического роста и привлечению инвестиций в         
первую очередь на территории Дальневосточного федерального округа. Проекты      
законов максимально ориентированы на интересы инвесторов и соответствуют        
самым высоким мировым стандартам. Мы рассчитываем, что такие территории в       
течение десяти лет обеспечат приток более 600 миллиардов рублей частных         
инвестиций только на Дальний Восток России и позволят создать не менее 37       
тысяч рабочих мест.                                                             
                                                                                
Прошу принять проекты федеральных законов.                                      
                                                                                
Благодарю вас за внимание.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Кирилл Игоревич, присаживайтесь.                 
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский.                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической    
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектами о территориях   
опережающего развития устанавливается правовой механизм создания и              
функционирования территорий опережающего социально-экономического развития      
прежде всего на Дальнем Востоке. Сегодня удалённость территорий Дальнего        
Востока, несбалансированность транспортной инфраструктуры, ограниченность       
доступа к единому энергетическому рынку и низкая мобильность трудовых           
ресурсов ограничивают привлечение инвестиций для создания производств с         
высокой добавленной стоимостью. Вместе с тем этот край обладает значительным    
потенциалом, разнообразными богатыми природными ресурсами и всеми               
возможностями для благоприятного развития высокотехнологичных производств.      
                                                                                
Целью законопроектов является создание условий для обеспечения глобальной       
конкурентоспособности на территории опережающего социально-экономического       
развития. Законопроектами предложены максимально возможные условия для          
эффективного и ускоренного развития стартовых площадок - так называемых         
территорий-локомотивов - путём создания инфраструктурных проектов,              
обеспечения благоприятных условий для ведения предпринимательской               
деятельности и предоставления налоговых льгот для участников территорий         
опережающего развития. Очевидно, что представленные законопроектами             
преференции и дебюрократизационные меры сделают территории опережающего         
развития максимально привлекательными и открытыми для инвесторов. Это           
позволит создать на Дальнем Востоке, а через три года и в других субъектах      
Российской Федерации высокотехнологичные производства и, как следствие,         
наладить выпуск конкурентоспособной экспортно ориентированной продукции.        
                                                                                
В комитет поступили заключения Счётной палаты, также Общественной палаты, и     
замечания, которые в них содержатся, конечно же, мы учтём ко второму чтению.    
Также получены заключения комитетов-соисполнителей Государственной Думы - все   
они поддерживают концепцию законопроектов. Получены также отзывы и              
предложения от субъектов Российской Федерации.                                  
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию представленных законопроектов и рекомендует      
Государственной Думе принять их в первом чтении при условии доработки ко        
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Владимир Владиславович Семёнов.                                                 
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Кирилл Игоревич, вопрос такой: обязаны ли управляющие компании отслеживать,     
какие предприятия находятся вокруг территории опережающего развития и какие     
будут размещены на самой территории? Поясню: если мы, например, возведём        
новый завод панельного домостроения внутри территории, то умрёт аналогичный     
завод, расположенный на границе с этой территорией, то есть мы не получим       
новые рабочие места, а, наоборот, потеряем, и предприниматели, которые          
проживают рядом с данной территорией, потеряют свой бизнес, потеряют работу.    
                                                                                
И второй короткий вопрос: не считаете ли вы, что многие инвесторы из соседних   
государств будут заинтересованы в строительстве новых предприятий, для того     
чтобы рабочая сила их?.. (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Мы компетенцию управляющих компаний от компетенции               
уполномоченного органа не отделяем. С одной стороны, эти полномочия будут       
развиты в соглашениях, которые будут заключаться между субъектом,               
муниципалитетом и уполномоченным органом, с другой стороны, также               
предусмотрено заключение соответствующих соглашений между управляющей           
компанией и региональными муниципальными органами власти. Содержание этих       
соглашений должно ответить на те вопросы, скажем так, которые напрямую не       
урегулированы в законе.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федот Семёнов Тумусов.                                                          
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня к заместителю министра вопрос.                                           
                                                                                
Законопроект направлен в том числе на улучшение инвестиционного климата в       
целом регионов Дальнего Востока. Эксперты, когда рассматривается вопрос об      
инвестиционном климате в регионах, всегда приводят в пример Калужскую область   
и связывают это с авторитетом первого лица - руководителя этого субъекта        
Федерации. У меня вопрос такого порядка: когда вы будете отбирать проекты       
резидентов, инвестиционные проекты, вы будете отбирать экспортно                
ориентированные производства или производства, которые будут ориентированы на   
внутренний рынок, что всё-таки будет превалировать при отборе резидентов        
территорий опережающего развития?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Уважаемый Федот Семёнович, ни в законопроекте, ни у нас нет      
однозначного ответа на вопрос о том, какие резиденты будут отобраны. Могут      
быть отобраны как иностранные, так и отечественные инвесторы. Есть конкретные   
критерии, которые мы будем применять: это уровень привлечения внебюджетных      
инвестиций на один бюджетный уровень, это, соответственно, преференциальные     
виды экономической деятельности, которые должны осуществляться на той или       
иной территории в соответствии с её профилем и которые будут установлены в      
решении правительства о создании этой территории. Таким образом, будет          
создана гибкая система отбора резидентов. Естественно, и уполномоченный         
орган, и управляющая компания будут отвечать в конечном итоге за то, чтобы      
при решении всех вопросов, в том числе привлечения трудовых ресурсов, были      
обеспечены права наших граждан.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Львович Резник.                                                           
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Кирилл Игоревич, проектом закона возбраняется размещать ТОРы,         
создавать ТОРы в границах особой экономической зоны или зоны территориального   
развития. Насколько мне известно, в пределах Хабаровского края предусмотрено    
пока создать три территории опережающего развития: это Советская Гавань,        
Комсомольск-на-Амуре и село Ракитное близ Хабаровска, но Советская Гавань -     
это зона особого экономического развития. Как тут быть?                         
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Поскольку такое ограничение предусмотрено проектом               
федерального закона, мы, естественно, при формировании границ территорий        
опережающего развития будем исходить из того, чтобы они не пересекались, это    
необходимо сделать просто по чисто формальным основаниям, потому что в особых   
экономических зонах и на территориях опережающего развития применяются разные   
налоговые режимы, разные режимы осуществления предпринимательской               
деятельности. Что касается границ, в любом случае будем следить за тем, чтобы   
они не совпадали.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемый Кирилл Игоревич, законопроект, который внесён правительством,         
предполагает, что территории опережающего развития в ближайшие три года могут   
создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. При этом               
неоднократно отмечалось, что создание территорий опережающего развития          
целесообразно осуществлять и в Прибайкалье, об этом говорил и президент Путин   
в своём послании Федеральному Собранию. Я в Государственной Думе представляю    
Иркутскую область, и правительство региона обратилось ко мне с просьбой         
поставить вопрос о необходимости предоставления возможности создания            
территорий опережающего развития в Прибайкалье, тем более что в той же          
Иркутской области находится Ковыктинское месторождение, которое играет важную   
роль в освоении нами азиатско-тихоокеанского рынка энергоресурсов и является    
ресурсной базой газопровода "Сила Сибири". Поддержите ли вы соответствующие     
поправки?                                                                       
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Уважаемый Андрей Дмитриевич, на данный момент правительство      
приняло решение, что Дальний Восток пойдёт в первую очередь как пилотный        
регион. В законопроекте предусмотрено, что в остальных субъектах тоже будут     
создаваться соответствующие территории и, соответственно, будут определены      
уполномоченные федеральные органы. Если этот опыт удастся, распространим его    
в дальнейшем на остальную часть Российской Федерации.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Викторович Корниенко.                                                   
                                                                                
КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Вопросы заместителю министра.                                                   
                                                                                
Уважаемый Кирилл Игоревич, когда знакомишься с этим документом, возникает       
достаточно много вопросов по, мягко говоря, коррупционной составляющей. В       
частности, это касается управления данными территориями: огромные права         
даются руководителям, которые могут принять, а могут и не принять               
компанию-резидента, могут отказать компании, уже работающей там, и так далее.   
Вопрос: проходил ли данный законопроект антикоррупционную экспертизу? Это       
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
И второй: какие будут последствия для компаний, не являющихся резидентами       
данных территорий?                                                              
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Уважаемый Алексей Викторович, в процессе рассмотрения            
правительством законопроект, безусловно, проходил и независимую                 
антикоррупционную экспертизу, и экспертизу в Минюсте - коррупциогенные          
факторы не были выявлены.                                                       
                                                                                
Что касается отбора резидентов и заключения с ними соглашений, то основания,    
по которым с резидентом может быть не заключено соглашение, напрямую            
установлены в законопроекте. Негативных последствий для бизнеса мы не ожидаем   
- наоборот, мы полагаем, что создание территорий опережающего развития и        
привлечение частных инвестиций создаст возможности для появления новых          
бизнесов вокруг этих территорий, связанных с обслуживанием якорных              
инвесторов, которые будут в этих территориях.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Кирилл Игоревич, вот в основе этого законопроекта лежит идея,    
которую уже не раз высказывали, в том числе и вы сегодня, но у меня опасение,   
что это будет прежде всего связано с добычей полезных ископаемых, с             
разработкой леса, то есть с сырьевым использованием. А вы не рассматривали      
вопрос, почему выбран Дальний Восток, а не центр России? Здесь очень много      
огромных стратегических предприятий, которые не работают: стены, крыша,         
станки, кадры есть, готовый мощнейший научный комплекс - а работы нет.          
Потребуется, может, в десятки раз меньше денег, чтобы запустить весь этот       
научно-производственный комплекс, можно получить огромные деньги и помочь       
кому угодно - Дальнему Востоку и другим регионам. Так было бы дешевле достичь   
того же самого эффекта, совершить рывок, о котором постоянно говорит            
Президент России. Вы рассматривали вот вариант Центрального федерального        
округа, где всё уже есть, нужен только маленький толчок финансовый? Или это     
будет потом, планируется на 2030-2040 годы?                                     
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Уважаемый Владимир Николаевич, законопроект был разработан       
исходя именно из тех экономических диспропорций развития, которые характерны    
для Дальнего Востока. Как вы помните, в своём послании президент отметил        
приоритетность стратегического развития именно Дальнего Востока в течение XXI   
века, и этот законопроект на стадии разработки предусматривает в первую         
очередь меры по развитию достаточно сложной территории, составляющей больше     
трети Российской Федерации, - Дальнего Востока. Мы готовили законопроект,       
исходя из необходимости формирования точек роста именно на Дальнем Востоке,     
при этом для остальной части России применяются иные меры поддержки, те же      
самые особые экономические зоны. А через три года этот закон позволит           
создавать территории опережающего развития в любом регионе страны.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Юрьевич Тен.                                                             
                                                                                
ТЕН С. Ю. Уважаемый Кирилл Игоревич, аналогичный вопрос уже прозвучал, но я     
хотел бы, чтобы вы уточнили. Вот президент в своём послании говорил не только   
про Дальний Восток, он говорил и про Байкальский регион, про Хакасию, про       
Красноярский край. В одной только Иркутской области на высочайшем уровне        
проработанности находится вопрос по созданию ТОРов. Десять городов, десять      
районов, более 23 тысяч рабочих мест, более 30 миллиардов планируется           
поступление средств в бюджеты, в бюджет Иркутской области. Зачем нам ждать      
три года, зачем этот срок? Почему мы не можем сразу сделать пилотными и         
Байкальский регион, и Красноярский край, и Республику Хакасия? Президент об     
этом говорил в своём послании.                                                  
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Уважаемый Сергей Юрьевич, я могу лишь повторить то, что сказал   
ранее: поскольку не было аналогичного закона, который касался бы такой          
большой части страны, несмотря на то что этот закон вобрал в себя опыт          
реализации отдельных законодательных актов в ряде отдельных регионов, при       
принятии решения о первичной апробации норм этого закона на Дальнем Востоке     
как раз учитывалось, что необходимо сначала реализовать пилотный проект,        
провести работу над ошибками, а потом уже давать старт новым территориям        
опережающего развития, в том числе и прежде всего в Байкальском регионе - это   
действительно в послании есть, - с учётом того опыта, который даст нам          
применение этого закона на территории Дальнего Востока.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Георгиевич Поздняков.                                                  
                                                                                
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
У меня вопросы к Кириллу Игоревичу.                                             
                                                                                
Я депутат от Забайкальского края и согласен с представителем Байкальского       
региона, согласен с некоторыми ответами, которые вы дали, но я хотел бы,        
чтобы вы уточнили следующее: каковы сроки вот этого пилотного проекта,          
сколько лет он займёт, когда начнётся развитие других территорий? Это первый    
вопрос.                                                                         
                                                                                
Второй вопрос касается ГОКов, вернее, не только ГОКов, а вообще моногородов:    
там есть предприятия, много народу работает, имеется инфраструктура - их        
возрождение вы предусматриваете в дальнейшем?                                   
                                                                                
И третий: нам роздан документ Счётной палаты - как вы отреагировали на          
замечания, изложенные в этом документе? Они, на мой взгляд, справедливы.        
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Спасибо большое за вопросы. Начну с последнего. Замечания        
Счётной палаты мы внимательно изучили...                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. А, вы имеете в виду замечания Общественной палаты? Мы            
присутствовали на общественных слушаниях, на нулевом чтении, выступали,         
слушали всех участников, были абсолютно разные, полярные позиции, как за, так   
и против. Мы услышали больше позиций, больше аргументов за территорию. Мы       
предложили рассматривать плюсы и минусы конкретной территории применительно к   
абсолютно конкретным проектам территорий опережающего развития. У нас, как вы   
знаете, предварительно отобрано четырнадцать таких площадок, пять из них мы     
планируем реализовать до конца 2017 года. Вот на стадии принятия решений        
правительства мы, безусловно, будем обращаться ко всем замечаниям, в том        
числе и ранее высказанным, по законопроекту.                                    
                                                                                
Что касается первой части вашего вопроса. Ну, естественно, как я уже говорил,   
территории опережающего развития будут создаваться с учётом опыта применения    
этого закона на Дальнем Востоке, это принципиальное решение.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Константин Александрович Лазарев.                                               
                                                                                
ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Кирилл Игоревич, у меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, в какой мере         
положения законопроекта будут направлены на снижение себестоимости выпущенных   
товаров и оказанных услуг на территории ТОРов? То есть я хотел бы конкретно     
услышать, насколько законопроект позволит уменьшить себестоимость?              
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Уважаемый Константин Александрович, учитывая, что мы             
предусматриваем в рамках этого законопроекта и второго законопроекта о          
внесении изменений в Налоговый кодекс меры налогового стимулирования,           
понятно, что себестоимость будет снижаться.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Заместителю министра вопрос.                                      
                                                                                
Уважаемый Кирилл Игоревич, вы не удивляйтесь подходу: у нас восемьдесят пять    
субъектов, семьдесят шесть депутатов от семидесяти шести субъектов будут        
задавать вопрос, почему территории опережающего развития не создаются в их      
субъектах, забывая, что вы - заместитель министра по развитию Дальнего          
Востока, и положительный ответ означал бы, что такое министерство вообще не     
нужно.                                                                          
                                                                                
Вопрос у меня следующий. Вот у фракции ЛДПР немножко иной подход, и мы много    
раз об этом говорили в Государственной Думе: нужно создавать специальный        
налоговый режим на территории всего Дальнего Востока, во всех девяти            
регионах. На наш взгляд, подобный подход - создание ТОРов - это полумера. Вот   
от ответа на ваш вопрос будет зависеть позиция фракции при голосовании:         
является ли это неким промежуточным шагом и будут ли в дальнейшем подобные      
налоговые режимы распространены на территории всего Дальнего Востока, как,      
например, в Особой экономической зоне в Магаданской области, где создан такой   
режим на территории всего субъекта?                                             
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Уважаемый Алексей Николаевич, мы, безусловно, это                
поддерживаем, как представитель Минвостокразвития, я могу поддержать создание   
таких режимов, и аналогичные меры предусматриваются в законопроекте, который    
подготовлен в Совете Федерации, но, как представитель правительства, я могу     
ответственно заявить, что те меры налогового стимулирования, на которые         
сейчас с учётом бюджетных ограничений пошло правительство, на настоящий         
момент дают возможность создать только отдельные точки роста на территории      
Дальнего Востока. Хотя формирование этих точек роста, по нашему мнению, даст    
большой задел: в соответствии с нашей моделью в первые десять лет после         
создания таких территорий налоги не очень большие, порядка 50 миллиардов        
рублей, но на одиннадцатый год с момента начала функционирования ТОРов          
уровень поступления доходов в бюджеты бюджетной системы сразу возрастает        
ежегодно на сумму более 70 миллиардов рублей.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
А пока идёт запись, я приглашаю к микрофону представителя Общественной палаты   
Лидию Юрьевну Михееву для выступления в соответствии с решением Совета          
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся на выступление.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Лидия Юрьевна.                                                      
                                                                                
МИХЕЕВА Л. Ю., представитель Общественной палаты Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!           
Общественная палата Российской Федерации благодарит вас за возможность          
принять участие в этом обсуждении. И особенно хотим обратить внимание на то,    
что по этому законопроекту действительно была проведена тщательная              
общественная экспертиза, поскольку он вызвал серьёзный общественный резонанс.   
Нами были проведены онлайн-совещания с представителями прежде всего             
Дальневосточного региона и так называемые нулевые чтения, о которых уже         
сказал представитель министерства. На этих чтениях участники обсуждения, к      
сожалению, так и не пришли к общему знаменателю. По результатам проработки      
законопроекта с экспертами в области экономики, финансов, права,                
регионального развития Общественная палата подготовила заключение, оно в        
установленном порядке представлено в Государственную Думу. В целом,             
безусловно, поддерживая идею и само стремление максимально развивать регионы,   
требующие определённого толчка для роста, Общественная палата полагает, что     
представленным в Государственную Думу законопроектом не решаются довольно       
серьёзные проблемы, которые во всяком случае требуется отметить.                
                                                                                
Первый вопрос, на котором следует заострить внимание, - это управляющие         
компании и их дочерние структуры, которые почему-то будут организовываться с    
участием коммерческих структур, юридических лиц. А больше всего волнует,        
безусловно, правовое положение управляющей компании: с одной стороны, она       
отчасти замещает государственные органы, ведёт реестры резидентов, организует   
строительство, развитие инфраструктуры, предоставляет земельные участки,        
получает при этом значительную государственную и муниципальную собственность    
в руки, наполняется средствами бюджетов, а с другой стороны, при этом           
серьёзно ограничиваются полномочия органов государственной власти, достаточно   
посмотреть статьи 21 и 22. Упрощение многих процедур, которое                   
предусматривается проектом, в том числе процедур градостроительных, процедур    
изъятия земельных участков, что немаловажно, диктует необходимость задать       
вопрос: а кто будет нести ответственность перед населением региона,             
предпринимателями региона в тех случаях, когда будут приниматься ошибочные      
решения? Сегодня, когда эти полномочия осуществляют органы государственной      
власти, органы местного самоуправления, ответственность понятна - она           
строится на Конституции, она может быть в том числе имущественной, в виде       
возмещения всего ущерба, причинённого вследствие не вполне точного или          
ошибочного решения органа власти, а вот ответственности управляющей компании,   
к сожалению, из проекта мы не видим.                                            
                                                                                
Есть ещё и другие претензии к этому тексту, в частности к статье 18. Как        
отмечено в заключении Общественной палаты, статья 18, в которой говорится о     
привлечении иностранной рабочей силы, предусматривает весьма серьёзные          
исключения из общих правил миграционной политики в Российской Федерации, и      
это требует, по крайней мере, дополнительного обсуждения.                       
                                                                                
Завершая своё выступление, я хотела бы подчеркнуть, что Общественная палата,    
как и все, искренне заинтересована в гармоничном развитии регионов Российской   
Федерации, но убедительно просит Государственную Думу учесть высказанные        
замечания при рассмотрении законопроекта.                                       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лидия Юрьевна.                                   
                                                                                
Переходим к выступлениям представителей фракций. От КПРФ выступает Константин   
Александрович Лазарев.                                                          
                                                                                
ЛАЗАРЕВ К. А. Уважаемые депутаты, уважаемый Кирилл Игоревич! По поводу          
законопроекта я хочу вот что сказать. Мы проголосуем за этот законопроект,      
он, безусловно, направлен на решение проблем Дальнего Востока, однако я сразу   
хочу обратить внимание на то, что результат от этого закона будет мизерный.     
                                                                                
Кирилл Игоревич, вы сейчас не ответили на вопросы по существу, вы ответили на   
вопросы, которые являются сопутствующими. Ваш законопроект тоже в основном      
решает сопутствующие проблемы, но первоочередная проблема для экономики         
Дальнего Востока - проблема сбыта, и хотя вопрос об этом сегодня задавался,     
ответ на него мы от вас не получили. Куда будет сбываться та продукция,         
которая будет производиться на Дальнем Востоке? Это будет сам Дальний Восток,   
его территории или это будет экспортно ориентированная продукция? Если это      
экспортно ориентированная продукция, то сразу вам могу сказать, что, скорее     
всего, это будет сырьевая отрасль. Даже из вашей презентации следует, что       
большая часть потенциальных резидентов, инвестиционные проекты которые готовы   
к реализации, - это производства сырьевой направленности. Но законопроект       
никаким образом проблемы сырьевых отраслей не решает. Если у нас на Дальнем     
Востоке сегодня "Ургалуголь" продаёт добываемый уголь по 50 долларов за         
тонну, а год назад он стоил 110 долларов за тонну, то есть цена упала более     
чем в два раза, то в какой мере может решить проблемы данного предприятия ваш   
закон? Он ни в коем случае не будет стимулом для развития данного               
предприятия!                                                                    
                                                                                
Вы не ответили практически на вопрос о том, насколько законопроект повлияет     
на снижение себестоимости выпускаемой продукции. Да, безусловно, будут          
улучшения в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс, но это мизер, вот   
ровно таких же мизерных результатов стоит ожидать от реализации закона.         
                                                                                
Вообще, складывается такое ощущение, что сегодня не сам результат, а движение   
к этому результату является целью вашей деятельности. Законопроект - это как    
раз и есть попытка пустить пыль в глаза, чтобы всем нам показать, что мы        
движемся в направлении развития Дальнего Востока, но он не решает ключевые      
вопросы Дальнего Востока - не решает проблему транспорта, не решает проблему    
сбыта, не решает проблему высокой себестоимости продукции, выпускаемой на       
Дальнем Востоке. Говорить о том, что данный закон кардинально улучшит           
экономическое положение на Дальнем Востоке, - это откровенная попытка ввести    
в заблуждение нас всех, это ложь, никаким образом этот закон не решит           
проблемы Дальнего Востока! Какие конкурентные преимущества получат              
дальневосточники, если вы сами сегодня сказать не можете, что конкретно в       
этих территориях опережающего развития будет производиться?!                    
                                                                                
Правильно Борис Львович сказал, три территории опережающего развития в          
Хабаровском крае - это Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань и село            
Ракитное, они уже сами по себе, по своей природе не будут локомотивами          
развития Хабаровского края. Советская Гавань - это порт Ванино, ворота, через   
которые товары проходят, в силу чего эта территория не будет являться           
площадкой для какого-то производства. Село Ракитное - это сельское хозяйство    
и логистика, его доля в валовом внутреннем региональном продукте Хабаровского   
края мизерная, соответственно, и конечный выход будет мизерный. И               
Комсомольск-на-Амуре - это единственное, что может что-то как-то немножечко     
сдвинуть с места.                                                               
                                                                                
Основным направлением деятельности территорий опережающего развития станет      
именно добыча сырья - добыча угля, добыча леса. И через три года, когда         
зайдёт речь об отчёте о том, как продвигается реализация этого закона, вы       
снова будете нам рассказывать об успехах, но в основе всех цифр у вас будут     
лежать результаты деятельности именно сырьевых компаний. А я думаю, что целью   
реализации этого закона не должна быть поддержка сырьевых компаний, как я уже   
сказал, они и без этого закона совершенно спокойно могут развиваться, тем       
более что ваш законопроект проблемы сырьевых компаний не решает, по большому    
счёту, ваш закон не решает никакие дальневосточные проблемы, это только лишь    
мизер, соответственно, мизер мы и получим в результате.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР выступает Иван Николаевич Абрамов.                              
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы очень много раз в этом зале поднимали проблемы Дальнего   
Востока, в последние два года на всех уровнях, даже на уровне президента,       
например, в посланиях президента говорится о том, что приоритетом для нас       
является развитие Дальнего Востока. И что же мы видим? Мы видим, что за два     
года профильное министерство разработало закон о ТОРах. Вот буквально вчера в   
этом зале мы слушали министра по делам Крыма, который нам представлял           
законопроект по развитию Крыма, а именно законопроект об особой экономической   
зоне в Крыму, - там предполагалось дать всему Крыму налоговые преференции,      
повторяю, всему, а не локальным точкам. А что же мы сегодня видим? Вы в         
законе о ТОРах предлагаете создать локальные точки экономического роста, то     
есть, условно говоря, это будет 100-200 гектаров, где будут располагаться       
два, три, пять предприятий, которые будут иметь льготы по налогам. И вы         
думаете, что в результате этого у нас исчезнут проблемы на Дальнем Востоке? Я   
думаю - нет. Вы думаете, из-за этого у нас перестанут уезжать люди с Дальнего   
Востока? Да конечно же нет!                                                     
                                                                                
Судя по вашей пояснительной записке, вы за три года потратите 42 миллиарда      
рублей на создание этих территорий опережающего развития и тем самым            
впоследствии создадите порядка 35 тысяч рабочих мест. Но в то же время есть     
два нюанса. Первый нюанс - вы даёте право завозить на эти территории (ТОРы)     
иностранную рабочую силу без каких-либо квот. Мы все понимаем, что на Дальний   
Восток поедут гастарбайтеры, труд которых стоит дешевле, либо из соседнего      
Китая, либо из Кореи, либо из стран СНГ, - с ними и обращаться можно проще и    
так далее, и так далее. Мы и так видим, что сегодня многие предприятия не       
имеют возможности найти квалифицированных рабочих на месте, в то же время вы,   
планируя создать эти 35 тысяч рабочих мест, предлагаете дать возможность        
привозить людей из-за рубежа без квот. Даже если на эти рабочие места придут    
местные граждане... Что такое 35 тысяч рабочих мест? Да это ничего! У нас из    
Амурской области уезжает в год столько людей, а вы ставите такую цель в         
рамках всего министерства!                                                      
                                                                                
Дальше. В вашем законопроекте очень много отсылочных норм, всё у вас будут      
решать постановления правительства, распоряжения профильных министерств и так   
далее, и так далее. Человек-бизнесмен, прочитав ваш законопроект, для себя      
никакого вывода не сделает, тем более не примет решение размещать какие-то      
средства, открывать производство на Дальнем Востоке.                            
                                                                                
Дальше. Вы установили срок: по истечении трёх лет со дня вступления данного     
закона в силу его действие будет распространяться на территории всей страны     
(в первоначальной редакции этого не было у вас), то есть вы думаете, что        
бизнесмены всё-таки ринутся развивать производство на Дальнем Востоке, зная,    
что через три года они смогут воспользоваться точно такими же льготами в        
других субъектах, там, где есть потребление продукции, производимой на          
предприятиях? Да я вам скажу, что за три года там не будет построено ни         
одного предприятия! Посмотрите опыт особых экономических зон, далеко ходить     
не надо - Москва, технико-внедренческая зона "Зеленоград": в 2005 году вышло    
постановление об открытии этой зоны, и финансирование было нормальное - так     
там, по-моему, одно или два предприятия пока на стадии строительства,           
остальные - на стадии планирования, а ведь прошло уже девять лет!               
                                                                                
Что мы видим? Возьмите вчерашний закон по Крыму: Крым с 1 января 2015 года      
получит реальные налоговые льготы. А мы в соответствии с законом о ТОРах        
будем создавать на Дальнем Востоке территории опережающего развития,            
создавать инфраструктуру, проводить туда железные дороги и электричество, газ   
и так далее, и так далее - я думаю, это будет в течение трёх-четырёх лет;       
после этого там построят предприятия - это ещё года два-три, то есть, условно   
говоря, через семь-восемь лет мы получим вот эти 35 тысяч рабочих мест, что,    
по мнению Министерства по развитию Дальнего Востока, даст мощный толчок         
экономике Дальнего Востока. Да за эти семь-восемь лет уедут ещё тысяч           
триста-четыреста, а вы создадите лишь 35 тысяч рабочих мест! Вот, наверное,     
об этом нужно думать!                                                           
                                                                                
Фракция ЛДПР всегда предлагала более радикальные методы для того, чтобы         
решить проблему дальневосточников. Мы должны дать, во-первых, всей территории   
налоговые преференции. Мы должны создать такие благоприятные условия, чтобы     
всё-таки те миллионы граждан, которые уехали в своё время оттуда, или хотя бы   
треть из них задумались о своём возвращении туда. Мы говорили в этом зале и     
вносили законопроекты и по отсрочке от армии. Мы говорили о том, что            
необходимо обеспечивать жильём молодых специалистов и стимулировать каким-то    
образом их переезд на Дальний Восток. Мы что, думаем, что создадим, например,   
в Амурской области два ТОРа (один - газохимический, второй -                    
сельскохозяйственный) и туда ринутся тысячи граждан, которые в своё время       
оттуда уехали? Да не будет этого! Давайте честно посмотрим правде в глаза и     
скажем, что этого не будет!                                                     
                                                                                
Конечно, фракция ЛДПР данный законопроект поддержит, но он, знаете, внесён      
для того, чтобы показать хоть какую-то работу министерства. К сожалению, мы     
сегодня не видим нормальных решений для поднятия Дальнего Востока...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, Михаил Алексеевич Моисеев.                                                 
                                                                                
МОИСЕЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый заместитель министра Кирилл Игоревич!    
Мне, человеку, прожившему, прослужившему на Дальнем Востоке всю свою жизнь,     
этот вопрос очень близок и понятен. Он требует незамедлительного решения, но    
такими методами, такими подходами, которые нам сегодня предлагают, мы его       
никогда не решим.                                                               
                                                                                
Вот я внимательно прочитал заключение Общественной палаты. Конечно, если мы     
во главу угла ставим то, что написано в 1-м пункте, - что "развитие новых       
производств на территориях опережающего социально-экономического развития       
должно осуществляться с обязательным условием сохранения нынешнего              
предпринимательского потенциала и стабильного функционирования уже имеющихся    
предпринимательских структур и организаций и не должно создаваться условий,     
порождающих их вытеснение или закрытие", - то мы никогда ничего не продвинем    
и никогда ничего не сделаем!                                                    
                                                                                
Уважаемый Кирилл Игоревич, неужели вы не понимаете, как замминистра, что        
территории опережающего развития на Дальнем Востоке?.. Ну, Президент            
Российской Федерации, он может сказать руководителям других государств: не      
суйтесь в Россию, да, Россия - это медведь, и никто вас не просит к нам в       
тайгу лезть! Но Дальний Восток - это же не просто забытый край! Да, он          
сегодня вымирает: когда я был командующим округом, было 7,5 миллиона            
квадратных километров и население 6,5 миллиона человек, сегодня территория та   
же, а население - 5,4 миллиона человек. Мы этим законом ничего не сделаем и     
ничего не заселим - ничего! Мы создали объекты, которые, думали, поднимут       
край. Приведу в пример Ванино - я там частый гость, в месяц один раз            
обязательно бываю, я знаю все семнадцать районов Хабаровского края и всех       
муниципальных руководителей, - в Ванино построили мощнейший перерабатывающий    
комплекс, а перерабатывать-то уже и нечего - леса-то нет: и по малым, и по      
большим рекам он уже вывезен в Китай. Мы двадцать лет говорили о постройке на   
Дальнем Востоке перерабатывающих комплексов по границе с Китаем - ни одного     
нет, кроме Ванино! И то же самое будет с территориями опережающего развития.    
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
Мне больно об этом говорить, ведь это была мощная база, там были мощные         
руководители-производственники, и мне посчастливилось служить и работать с      
таким первым секретарём крайкома партии, как Чёрный Алексей Клементьевич,       
который девятнадцать лет создавал этот край: здесь были и оборонная             
промышленность, и сельское хозяйство, и соцструктура, и транспортная сеть -     
сегодня этого ничего нет! Мы хотим на новом месте создавать что-то - для        
меня, человека, живущего там, защищающего этот край, это непонятно, я думаю,    
что база есть и нужно грамотно этой базой распорядиться.                        
                                                                                
Недавно президент прилетел из Китая. Куда? В Большой Камень, где посетил        
предприятие "Звезда". Раньше там строили субмарины, которые по полгода          
находились в автономке, затем двадцать лет мы резали эти подводные лодки,       
которые обеспечивали нашу национальную безопасность. Теперь там будет           
создаваться мощная база - у нас будут базы теперь не только на Севере, но и     
на Дальнем Востоке. Вот какие должны быть опорные точки для этого проекта       
территорий опережающего развития! Ведь у нас в Комсомольске мощнейший завод,    
где строят современные самолёты, мы продолжаем его реконструкцию, и китайцы     
сразу ухватились за нашу машину "Су-35", ей сегодня аналога в мире нет! Но в    
Комсомольске есть и судоремонтный завод, на котором строят дизельные            
подводные лодки и надводные корабли - это тоже база, не говоря уже о десяти     
военно-промышленных комплексах в моём родном Хабаровске, таких как              
"Амуркабель", "Дальдизель"! А Владивосток - это же мощнейшая ремонтная база,    
где ремонтировались и подводные лодки, и надводные корабли! Почему мы должны    
на голом месте где-то что-то создавать?!                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МОИСЕЕВ М. А. Да, мне больно, конечно, и за Шимановск, и за Белогорск, и за     
Благовещенск, и за Райчихинск, и за Биробиджан, и за Хабаровск, и за            
Комсомольск-на-Амуре, и за Ванино, и за Владивосток, равно как и за Сахалин,    
и за Камчатку, и за Чукотку, и, наверное, вам, министерству... У нас большой    
отряд депутатов-дальневосточников: и амурчане, и хабаровчане, и приморцы        
здесь - вы почему, с нами не посоветовавшись, выносите этот законопроект на     
обсуждение? Закон нужен, но давайте мы ко второму чтению доработаем             
законопроект и сделаем такой закон, который действительно даст толчок           
развитию Дальнего Востока! Для этого нужно провести ревизию объектов            
военно-промышленного комплекса: что сегодня есть и в каком состоянии            
находится, и на этой базе, а не на голом месте создавать. Необходимо            
использовать это всё, и тогда, может быть, и за три года деньги будут освоены   
- я не сомневаюсь, что деньги будут освоены, на это у нас есть мастера на все   
руки, но при этом прибавится что-то за эти три года или нет?                    
                                                                                
Сегодня Владимир Владимирович посетил на острове Русский наше высшее учебное    
заведение - Дальневосточный федеральный университет. Почему не привлечь         
пацанов и девчонок, не подготовить кадры, которые будут поднимать Дальний       
Восток? Ведь мы в Свободном-20 завершаем строительство космодрома, с которого   
в 2015 году поднимется тяжёлая ракета - 30 тонн никогда в жизни не поднимало    
ни одно государство! Это самая нужная точка в мире! Поэтому нужно готовить      
специалистов, ведь там, в Свободном-20, нужно 30 тысяч учёных! Тогда,           
конечно, появится какая-то перспектива у того плана, у того законопроекта,      
который мы с вами будем принимать, тогда его поддержат, он получит одобрение    
нашего депутатского корпуса.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федот Семёнович Тумусов.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной   
Думы! Почти двести лет назад личная портниха французской королевы               
воскликнула: "Новое - это хорошо забытое старое!" Вот и сегодня нам             
представлен законопроект как совершенно новый метод государственного            
управления развитием территории, причём территории Дальнего Востока - всё       
начнётся оттуда, ведь солнце встаёт с востока.                                  
                                                                                
Коллеги, давайте вспомним, как создавался последний город Советского Союза,     
последний город СССР - город Нерюнгри, что находится в Якутии: советское        
правительство заключило компенсационное соглашение с правительством Японии,     
был получен кредит, если я не ошибаюсь, в 1 миллиард долларов, было объявлено   
о создании Южно-Якутского территориально-производственного комплекса - и        
территория Южной Якутии превратилась в территорию опережающего развития!        
Конечно, мотивация, методы, инструменты управления были совершенно другие.      
Лично я горжусь тем, что был непосредственным участником этих в общем-то        
недавних событий. Сегодня совершенно другое время: социализма давно нет и       
методы государственного управления нужны, конечно, другие. И главный            
философский смысл законопроекта, если так можно выразиться, заключается в       
стимулировании предпринимательской инициативы посредством создания особого      
предпринимательского и инвестиционного климата, начиная с условий               
предоставления земель и заканчивая привилегированными условиями привлечения     
иностранной рабочей силы и освобождением от налогов и сборов.                   
                                                                                
В законопроекте, как в инструкции по созданию новой системы управления          
территорией для развития бизнеса, всё достаточно чётко и подробно расписано,    
надо отдать должное авторам законопроекта, определены приоритеты и стимулы -    
в общем, концепция законопроекта ясна как божий день. Но вот возникает вопрос   
другого порядка: как это будет работать, как это будет влиять в целом на        
социально-экономическую, демографическую и, наконец, на криминогенную           
обстановку в регионе? Президент Российской Федерации Владимир Владимирович      
Путин 1 сентября этого года на совещании в городе Якутске, в работе которого    
я принимал участие, чётко сказал: "От того, как мы будем хозяйствовать на       
Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, очень многое будет зависеть в развитии     
нашего государства в целом". На этом же совещании Минвостокразвития отметил,    
что снятие точечных инфраструктурных ограничений фактически распечатывает,      
запускает 18 крупнейших инвестиционных проектов, которые дают Дальнему          
Востоку 2,5 триллиона рублей частных инвестиций. Это был бы мощный ресурс       
развития и подъёма экономики. Там же было заявлено, что отобрано 14 наиболее    
перспективных площадок, где могут быть созданы соответствующие территории       
опережающего развития.                                                          
                                                                                
Получается, уважаемые коллеги, что на территории Дальнего Востока будут         
действовать одновременно три "климатические" зоны в жизнедеятельности           
бизнеса: первая - зона крупных инвестиционных инфраструктурных проектов;        
вторая - зона территорий опережающего развития и, наконец, третья - зона        
обычной жизнедеятельности обычного малого и среднего бизнеса (не хочется        
упоминать, что раньше были зоны ГУЛАГа). Сразу возникает вопрос: а не           
превратятся ли территории опережающего развития в некие взрывоопасные           
этнические анклавы? Понятно, что рабочая сила будет из-за границы, а            
продукция, вырабатываемая там, будет ориентирована только на экспорт, - но      
как же внутренний рынок? В общем, нам очень не хотелось бы, чтобы               
Минвостокразвития в один прекрасный день превратилось бы в                      
минтероперразвития. Мы за комплексный подход к развитию всех территорий         
Дальнего Востока, и особенно северных территорий.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию         
законопроекта в первом чтении, и мы готовим поправки ко второму чтению.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кирилл Игоревич, будете ещё раз выступать? Пожалуйста.                          
                                                                                
СТЕПАНОВ К. И. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                            
                                                                                
Буквально на два момента хотел бы обратить внимание.                            
                                                                                
Первый. Общественной палатой было отмечено, что система управления              
территориями опережающего развития, которая предусматривает, что управляющая    
компания, уполномоченный орган реализуют отдельные полномочия органов           
исполнительной власти субъектов и муниципалитетов, - это плохо, а мы,           
наоборот, считаем, что это хорошо: не будет территорий опережающего развития,   
если не будет единого центра ответственности.                                   
                                                                                
И второй. Хотел бы прокомментировать в части, касающейся привлечения трудовых   
ресурсов. У нас есть соответствующее поручение, мы дополнительно проработаем    
вопросы, чтобы чётко установить приоритет привлечения граждан Российской        
Федерации, в первую очередь дальневосточников, к работе в территориях           
опережающего развития. И безусловно, мы сохраним в той или иной форме           
гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и            
приравненных к ним местностях именно в части, касающейся территорий             
опережающего развития, но только путём формирования новой системы мотиваций.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5472 по 5507 из 6852
19-й вопрос, проект федерального закона "О территориях опережающего             
социально-экономического развития в Российской Федерации".                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые       
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.