Заседание № 262

17.11.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 623860-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части ограничения права иностранных юридических лиц, иностранных граждан, а также российских юридических лиц с иностранным участием участвовать в закупках, предметом которых является оказание услуг по производству и распространению рекламы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5390 по 5688 из 7439
34-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в    
Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами           
юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок     
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".    
Докладывает Максим Андреевич Шингаркин.                                         
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект о наших с вами     
деньгах: ни много ни мало - речь идёт о деньгах муниципалитетов, деньгах        
субъектов Российской Федерации, бюджетах министерств и ведомств Российской      
Федерации, а также о деньгах государственных корпораций и тех акционерных       
обществ, где доля участия государства чрезвычайно велика или как минимум        
значительна.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня в редких случаях в соответствии с внутренними        
желаниями управляющих коммерческих организаций с государственным участием, а    
в основном в результате требования закона министерства, ведомства, органы       
государственного управления субъектов Российской Федерации, муниципалитеты      
обязаны информировать граждан о том, какие решения принимаются, как             
проводится государственная политика, как получить доступ к государственным      
услугам, - и ещё много разной информации доводится до граждан посредством       
размещения специальной рекламной продукции не только в газетах, журналах и на   
телевидении, но и на билбордах (и вы все это видели в городе Москве, в том      
числе и в метро), - а также в сети Интернет на специализированных сайтах. Всё   
это касается государственных закупок в области размещения информационных        
продуктов государственных и муниципальных организаций, то есть за счёт наших    
с вами денег проводятся конкурсы на проведение вот этой информационной          
политики. И что мы видим? Мы видим, что требуется урегулировать вопрос, кто     
является исполнителем и, самое главное, кто будет получать доходы от            
реализации мероприятий по информационной политике.                              
                                                                                
Содержание законопроекта предельно простое. Не должны зарабатывать на           
выполнении, по сути дела, государственных функций, муниципальных функций -      
если речь идёт об информировании граждан Российской Федерации органами          
государственной власти или муниципалитетами на территории Российской            
Федерации - представители иностранных государств, владельцы и акционеры         
иностранных организаций, которые работают в сфере рекламы. Нужно, чтобы наши    
с вами деньги оставались нашими и чтобы не получалось так, что на выполнении    
государственной функции об информировании граждан зарабатывал некий             
гражданин, живущий за пределами Российской Федерации, имеющий иностранное       
гражданство, имеющий активы в иностранной собственности, но удачно              
вписавшийся в конкурс, который проводит отдельно взятый муниципалитет, орган    
государственного управления субъекта или управления государственной             
корпорации в Российской Федерации. В целях пресечения вывода наших с вами       
государственных и муниципальных средств в виде доходов                          
рекламно-информационных агентств за пределы Российской Федерации,               
законопроектом предлагается исключить из участия в конкурсах те организации,    
которые зарегистрированы в иностранной юрисдикции, и те, которые                
зарегистрированы в России, но при этом основное количество их акционеров        
являются иностранцами, то есть в результате доход уйдёт за рубеж. Иными         
словами, законопроект направлен на то, чтобы оплата предусмотренных услуг по    
информированию населения оставалась в юрисдикции нашего государства.            
                                                                                
Это я говорю для того, чтобы вы понимали и могли честно и уверенно сказать      
избирателям, что за замечательную рекламу, которую мы видим по телевизору, о    
том, как нам всем становится тепло от участия ОАО "Газпром", за эту             
информацию не было заплачено иностранным гражданам и иностранным фирмам.        
Почему это важно? Мало того что будет восстановлен принцип национальной         
юрисдикции: министерство информирует о том, как граждане должны получить        
госуслугу, и за сайт, за информационную политику в Интернете отвечает           
российская фирма, с российской юрисдикцией, - важно, что будет исключена, в     
первую очередь для госкомпаний, для компаний с большим участием государства,    
возможная лазейка, когда отдельные менеджеры заключают договоры с               
иностранными агентствами и прибыль, в том числе доходы этих                     
рекламно-информационных агентств, оказывается за рубежом, а негодные            
чиновники, негодные сотрудники государственных корпораций получают на свои      
скрытые счета за рубежом или на счета своих родственников либо каких-то         
офшорных подставных фирм дополнительный доход, который наше государство, к      
сожалению, проверить не может. Мы говорим о том, что должна быть закрыта        
такая лазейка для этих людей, которые злоупотребляют нашим доверием и           
используют свои полномочия для получения полезного не государству, а им самим   
дохода, и смысл законопроекта заключается в том, чтобы этой лазейки больше не   
было. Тогда на внутреннем российском рекламном рынке в секторе                  
государственных информационных услуг не будут доминировать крупнейшие           
иностранные информагентства с многомиллиардным оборотом; тогда российские       
государственные и муниципальные органы получат прямой доступ к избирателю,      
без дополнительных схем через Нью-Йорк, Вашингтон и Лондон; тогда мы сможем     
государственными деньгами оплачивать государственные услуги, а доходы и         
налоги будут идти в государственный бюджет; и тогда мы с вами сможем сказать,   
что до последней копейки деньги остались в национальной, российской экономике   
и работают в интересах нашего государства.                                      
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Сергей Владимирович Кривоносов.                          
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В законопроекте    
предлагается ввести достаточно серьёзный запрет на участие иностранных          
юридических лиц и граждан, а также российских юридических лиц с иностранным     
участием в закупках, проводимых для обеспечения государственных и               
муниципальных нужд. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным          
законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"    
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать приоритет товаров,      
работ, услуг российского происхождения по отношению к товарам и услугам,        
происходящим из иностранного государства. Таким образом, законодательство       
Российской Федерации в этой сфере основывается на иных механизмах поддержки     
отечественных производителей.                                                   
                                                                                
На основе изложенного комитет предлагает отклонить указанный законопроект.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Максим Андреевич, хотел бы отметить, что иностранный    
капитал внутри России представлен очень широко, все это знают, и часть          
проблем связана с аффилированной зависимостью. Скажите, если бы ваш закон был   
принят, мы по аффилированным связям в рекламном деле смогли бы порядок          
навести или это осталось бы за пределами действия закона?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Уважаемый Валентин Степанович, законопроект предусматривает,    
что иностранная юрисдикция запрещена полностью, бенефициары при значимом        
пакете запрещены полностью, причём я говорю "значимый пакет", потому что мы     
можем ко второму чтению подправить процентовку. Соответственно, нужна и         
национальная юрисдикция, и наличие бенефициаров, которые обладают российской    
юрисдикцией. Таким образом, вот эта двухступенчатая, с уводом в офшоры          
доходов схема закрывается.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос Сергею Владимировичу.                                   
                                                                                
В преддверии саммита "двадцатки" Президент Российской Федерации в течение       
недели провёл, наверное, порядка двадцати совещаний. На пресс-конференциях в    
том числе звучало прямое указание на максимальное ограничение возможностей      
иностранного капитала. В то же время мы знаем, что Караулова, например,         
фактически через рекламу, через Интернет была вовлечена и завербована.          
Насколько позиция комитета корреспондируется вот с этими указаниями             
президента?                                                                     
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Николай Васильевич, всё дело в том, что мы           
говорили о своём мнении, о том, что есть другие механизмы, то есть мы           
понимаем, что нельзя допускать, чтобы иностранные участники, так скажем,        
наживались на нашем бюджете, но здесь скорее вопрос контроля за определённой    
категорией чиновников, которые должны чётко и честно выполнять свои             
обязанности.                                                                    
                                                                                
На сегодняшний день, мы считаем, эти меры могут навредить, так как многие       
компании используют западных подрядчиков, западные технологии. Если мы          
слишком сильно ограничим их участие, то это может навредить в том числе и       
нашему рынку.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопросы к Максиму Андреевичу.                             
                                                                                
Первый вопрос: вы пишете об ограничении права иностранных юридических лиц, а    
не о запрете - значит, всё-таки остаются возможности, лазейки для участия в     
рекламных кампаниях. Насколько этот закон всё-таки сработает, не останутся ли   
лазейки, по которым они всё равно будут рекламу вести?                          
                                                                                
И второй вопрос: вы знаете, многие телевизионные каналы живут за счёт           
рекламы, то есть они прокручивают огромные деньги и за счёт этого показывают    
другие передачи - социального плана и так далее. Не вызовет ли этот закон       
противодействия под девизом "Вы отнимаете деньги, так компенсируйте их          
как-то!"?                                                                       
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Владимир Николаевич, большое спасибо за вопрос. Поясню: им      
запрещается непосредственно участвовать в конкурсе и запрещается выступать      
субподрядчиками по такого рода конкурсам. В чём суть ограничений? Никто не      
запрещает отдельным производителям создавать рекламный продукт и представлять   
его, но не на конкурсах. Допустим, сняла иностранная компания хороший           
социальный ролик, она в конкурсе не участвовала, и этот ролик был закуплен -    
но не по конкурсу и не на условиях субподряда, а как самостоятельный продукт,   
были переданы права, и вот тогда в рамках будущего технического задания на      
какую-то рекламную продукцию реализуется эта технология. То есть вводятся       
ограничения на получение прямого дохода от государственного конкурса или        
аукциона, от муниципального конкурса или аукциона, от субподряда. Не            
запрещается работа на российском рекламном рынке как таковая, не запрещается    
работа по изготовлению любых форм информационного продукта, от слогана до       
какого-нибудь длинного художественного фильма, наполненного                     
продакт-плейсментом.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич.                                 
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Максим Андреевич, я с удовольствием послушал вашу такую          
озабоченную речь с патриотическим содержанием, но вы же прекрасно знаете, что   
у нас вообще нет компаний без иностранного капитала. Крупный бизнес у нас на    
90 процентов в офшорах, туда идут дивиденды, туда идут в том числе и наши       
деньги, которые должны были попасть в бюджет. Так вот у меня к вам вопрос: с    
этим-то что будем делать? Реклама - это хорошо, хотя и в этом смысле тоже не    
совсем понятно, были бы там ещё закупки для военной отрасли, для обороны, но    
реклама есть реклама... А вот что делать с теми серьёзными вопросами, о         
которых я говорил перед этим?                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Андреевич, пожалуйста.                             
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Иван Игнатьевич, в данном случае мы говорим только о норме,     
которая касается именно конкретного сегмента рынка, в частности                 
государственной рекламы. Я напомню, что данный законопроект был внесён          
приблизительно год назад - как говорится, не прошло и года, - как раз в тот     
самый момент, когда мы по средствам массовой информации провели работу и, по    
существу, ограничили на территории Российской Федерации деятельность средств    
массовой информации, оплачиваемых иностранными представителями, владельцами.    
Вот именно по этой логике мы распространяем механизм и на государственные       
муниципальные закупки. Действительно, и Минобороны, как федеральное             
ведомство, и госкорпорации "Росатом", "Роснано", "Ростех" не должны иметь       
возможности заказывать рекламу для российского потребителя, да в принципе,      
кстати говоря, и для иностранного, на конкурсах, в которых участвуют            
иностранные компании.                                                           
                                                                                
Для чего компании, которая должна довести до сведения тех, кто ездит в метро,   
информацию о сайте, условно говоря, "Новые технологии.ру", рекламной            
компании, которая будет выполнять эту работу, необходимо иметь подтверждённый   
лизинг на нью-йоркской бирже, иметь действующие контракты на размещение         
рекламы в нью-йоркском, лондонском и сингапурском метро и ещё какие-нибудь      
другие изыски, которые вообще не имеют отношения к рекламе в российском         
метро? Они на самом деле вводятся в условия конкурсных процедур исключительно   
для того, чтобы отсеять наши компании, те, которые работают в российской        
юрисдикции, которые платят налоги здесь, которые каждый заработанный рубль      
либо израсходуют при выполнении муниципального или государственного             
контракта, либо это станет доходом работников компаний - опять-таки             
российских граждан, а они израсходуют эти деньги здесь, сработав на             
общенациональный спрос, то есть, по сути дела, эти деньги на сто процентов      
вернутся в национальную экономику в виде оборотных средств или доходов.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Юрьевич Максимов.                                                       
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Максим Андреевич, вопрос вам. Вот у вас речь идёт об ограничениях для           
иностранных юридических лиц, иностранных граждан, а также российских            
юридических лиц с иностранным участием, где доля составляет более 20            
процентов. А как вы в данном случае будете рассматривать граждан, у которых     
двойное гражданство, как 50 процентов?                                          
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. У нас есть процедура установления российского гражданства,      
которая не предполагает наличия двойного гражданства. Я скажу по секрету:       
есть только одна страна, Таджикистан, с которой у нас договор о двойном         
гражданстве. Во всех остальных случаях это различные виды гражданства, и        
здесь в рамках подготовки ко второму чтению можно чётко установить, допустим,   
запретительную процедуру. Причину я поясню: для граждан, которые имеют два      
паспорта, например российский и американский, при получении дохода на           
территории Российской Федерации, в российской юрисдикции обязательным           
условием является декларирование этого дохода в Соединённых Штатах, и           
установленную разницу в налогах эти граждане обязаны в юрисдикции США           
уплатить. Соответственно, если у нас будет такой случай, то рассматривать       
этого человека надо как иностранного гражданина, потому что иначе наш           
муниципальный или государственный заказ принесёт доходы американскому           
бюджету. В целях исключения попадания наших с вами общественных и               
государственных средств в доходы иностранных государств такая процедура         
однозначно должна трактоваться как запретительная.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста.              
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к содокладчику.                                  
                                                                                
Сергей Владимирович, как известно, рекламный бизнес, как и другие сферы, -      
это поле деятельности международных корпораций, и наши компании, как правило,   
не могут с ними конкурировать, поскольку у нас и ресурсов не хватает, и         
стоимость кредитов совершенно другая, да и технологий нет. Таким образом, мы    
это заведомо отдаём иностранному бизнесу. Чтобы как-то ситуацию поменять,       
нужна политическая воля. Иногда у нас она проявляется, например в том, что мы   
сейчас сделали с рейтинговыми агентствами, когда решили так называемую          
большую тройку подвинуть и создать своё рейтинговое агентство.                  
                                                                                
Всё-таки в комитете, когда обсуждался вопрос, вы сказали, что есть какие-то     
другие механизмы, которые могут эту ситуацию изменить. Не могли бы вы           
приоткрыть завесу тайны: какие наработки есть в комитете, чтобы эту ситуацию    
поменять, что за механизмы, о которых вы говорили?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Кривоносов, пожалуйста.               
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо за вопрос. Уважаемый Александр Георгиевич, вы сами     
ответили на свой вопрос: когда привлекаются новые технологии, которые, может    
быть, не всегда доступны на нашем рынке, это является залогом того, что они     
будут развиваться у нас, и в первую очередь мы должны заботиться о том, чтобы   
наше телевидение шло в ногу со временем и было конкурентоспособно. Поэтому      
любые ограничения такого характера могут навредить развитию нашего              
телевидения.                                                                    
                                                                                
Комитет считает, что эти предложения и меры преждевременны.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6431 по 6451 из 7439
Продолжаем рассмотрение 34-го вопроса повестки дня. Были заданы вопросы и       
получены ответы.                                                                
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              191 чел.42,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    192 чел.                                          
Не голосовало                 258 чел.57,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.