Заседание № 33
О проекте федерального закона № 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами; принят в первом чтении 25 мая 2012 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. 17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Андрея Васильевича Палкина. Пожалуйста. ПАЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона № 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами, внесённый группой депутатов Государственной Думы и членами Совета Федерации в период исполнения ими своих полномочий и принятый в первом чтении 25 мая 2012 года. Понятно желание авторов законопроекта навести порядок в сфере управления многоквартирными жилыми домами, мы все в той или иной мере зависим от порядочности так называемых управляек, однако федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлен иной подход к регулированию деятельности по управлению многоквартирными домами - лицензирование. В связи с этим проект федерального закона № 623780-5 утратил свою актуальность. В соответствии со статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Такой же позиции придерживается и Минстрой России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у кого-нибудь желание выступить по мотивам? Нет. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона, ранее принятый в первом чтении? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 43 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Отклоняется проект федерального закона.
Заседание № 30
О проекте федерального закона № 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами; внесён членами Совета Федерации С. Ю. Орловой, В. Е. Межевичем, С. М. Киричуком, Ю. В. Росляком, А. М. Чернецким, депутатами Государственной Думы В. А. Пехтиным, О. В. Морозовым, М. Л. Шаккумом, Е. Л. Николаевой, а также В. П. Парфёновым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, у нас 25-м пунктом, первым среди законопроектов, рассматриваемых в первом чтении, стоит законопроект № 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Поскольку это законопроект совместного ведения, убедительная просьба поставить его сейчас на рассмотрение. Он неоднократно рассматривался на Совете Госдумы, прошу рассмотреть его сейчас. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте мы пойдём сейчас по повестке, а потом вернёмся к вашему предложению. Мы понимаем ту аргументацию, которую вы привели, это действительно законопроект совместного ведения, и, если мы не рассмотрим его сегодня, рискуем отложить всё это надолго.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Докладывает Елена Леонидовна Николаева. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам дам слово. Пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемые коллеги, я благодарю вас за возможность доложить об этом законопроекте сейчас. Постараюсь выступить максимально кратко. Вашему вниманию предлагается законопроект № 623780-5. В данном случае мы говорим о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, связанных с управлением многоквартирными домами. Отрасль управления многоквартирными домами развивается очень динамично, и по состоянию на 1 января 2011 года количество частных управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, превысило тринадцать тысяч. При этом около 80 процентов многоквартирных домов фактически управляются именно управляющими компаниями, непосредственно или по договору с ТСЖ. В то же время регулирование в этой сфере явно недостаточное: отсутствуют правила профессиональной деятельности и требования к ней, не разработаны стандарты качества услуг по управлению многоквартирными домами, фактически отсутствует ответственность участников рынка, в том числе финансовая. Всё это приводит к злоупотреблениям, недобросовестной конкуренции и некачественным услугам, что непосредственно затрагивает граждан. Чтобы навести порядок в отрасли, необходимо выработать порядок и условия допуска на этот рынок, и это возможно лишь либо в форме государственного регулирования, то есть лицензирования, либо в форме саморегулирования. Основным преимуществом саморегулирования относительно других способов является солидарная (коллективная) ответственность членов в виде формирования компенсационного фонда, что позволяет гарантировать реальную финансовую ответственность и компенсацию вреда в случае оказания некачественных услуг. Только институт саморегулирования стимулирует создание профессиональных стандартов деятельности, формирование ответственных участников рынка и самоочистку рынка от недобросовестных участников, за которых приходится платить самим участникам рынка. Таким образом, предлагается законопроект, которым вводится институт саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. Деятельность по управлению многоквартирными домами будет осуществляться на основе обязательного членства в саморегулируемой организации. Требования к таким организациям: объединение в составе СРО в качестве её членов не менее ста управляющих компаний, обеспечение имущественной ответственности членов СРО в соответствии с требованиями Федерального закона "О саморегулируемых организациях", в том числе формирование компенсационного фонда за счёт минимального взноса каждого члена в СРО в размере не менее 100 тысяч рублей. В обязанности СРО входит разработка и утверждение условий членства в СРО, стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами, правил контроля в области саморегулирования, документов, устанавливающих систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами организации Жилищного кодекса, разработка порядка ведения реестра договоров управления многоквартирными домами и порядка предоставления отчётности в СРО её членами, порядка плановых проверок один раз в два года, порядка прекращения членства в СРО и запрета на реорганизацию СРО в сфере управления многоквартирными домами. Огромное количество жалоб именно в сфере ЖКХ, которые на сегодняшний день поступают, мы считаем, можно сократить именно введением такого рода формы регулирования в сфере управления многоквартирными домами, поскольку это разовьёт добросовестную конкуренцию между участниками рынка. Саморегулируемые организации, конкурируя, вправе устанавливать для своих членов повышенные требования к качеству работ и услуг относительно минимальных требований, установленных государством. В саморегулируемых организациях будут создаваться дисциплинарные комиссии, которыми будут рассматриваться жалобы на действия членов СРО и применяться меры дисциплинарного воздействия, как я уже говорила. В настоящее время идёт процесс объединения управляющих компаний на добровольной основе в СРО в сфере управления многоквартирными домами. В реестре зарегистрировано уже семьдесят три СРО, объединяющих более 15 процентов управляющих компаний. Но сейчас получается так, что добросовестные управляющие компании берут на себя повышенные требования, а деятельность недобросовестных компаний не регулируется никоим образом. Необходимо отметить, что введение института саморегулирования не создаст дополнительной финансовой нагрузки на граждан, я хотела бы обратить на это внимание. Взнос в компенсационный фонд управляющей компанией уплачивается единовременно, за исключением случаев выплат из компенсационного фонда, которые должны быть возмещены членами саморегулируемой организации. В соответствии с разрабатываемым законопроектом размер взноса составляет 100 тысяч рублей с каждого члена СРО. При фактическом объёме платежей населения за жилищные и коммунальные услуги за 2010 год в размере около 1,5 триллиона рублей общая сумма взносов управляющих компаний в компенсационный фонд составит около 1,3 миллиарда рублей. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день, по данным экспертов, в силу того что не сформирован качественный и профессиональный рынок жилищных услуг, совокупные финансовые потери граждан и бюджетов всех уровней составляют около - обратите внимание! - 160 миллиардов рублей в год, в том числе: около 65 миллиардов рублей - злоупотребление правом распоряжения деньгами со стороны управляющих компаний и их преднамеренное банкротство, около 7,5 миллиарда рублей - одновременное выставление квитанций за услуги различными компаниями на оплату жилищно-коммунальных услуг, около 1 миллиарда рублей - выписки квитанций от компаний-однодневок, около 85 миллиардов рублей - техническая безграмотность специалистов. Учитывая сложность задачи, одновременно с усилением государственных надзорных функций необходимо создавать и развивать предпосылки для контролируемого формирования и обеспечения нормального функционирования института саморегулирования. Для создания эффективного механизма саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами предлагается включить в Жилищный кодекс раздел IX - о саморегулировании в сфере обеспечения безопасности в процессе управления многоквартирными домами. При этом предусматриваются положения, устанавливающие государственный контроль за деятельностью СРО со стороны уполномоченного федерального органа власти. Поправками в том числе предусмотрено, что по обращению государственных органов власти субъектов Федерации или муниципальных органов власти в СРО недобросовестно или неоднократно нарушившие установленные требования управляющие организации исключаются из СРО. Потребуется не менее одного года для создания нормального и эффективного механизма функционирования института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. Должны быть подготовлены соответствующие стандарты и правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, разработаны и опробованы образовательные программы для подготовки специалистов в сфере ЖКХ, должны сформироваться профессиональный и конкурентоспособный рынок, поэтому введение обязательного членства управляющих компаний в саморегулируемых организациях в сфере управления многоквартирными домами предусмотрено с 1 марта 2013 года. Нам кажется принципиально важным доработать данный законопроект ко второму чтению в части введения института национального объединения саморегулируемых организаций в данной сфере, для того чтобы обеспечить защиту прав граждан в различных конфликтах, которые возникают между гражданином и управляющей компанией и управляющей компанией и саморегулируемой организацией. Поступило много предложений, которые мы обсуждали в том числе и на парламентских слушаниях 17-го числа. 85 процентов выступающих, внёсших свои предложения, высказались в поддержку данного института, и мы считаем, что мы можем доработать эти предложения. В том числе могут быть учтены при доработке ко второму чтению замечания, изложенные в положительном отзыве правительства. Обсуждение законопроекта уже прошло в регионах, подавляющее большинство регионов поддерживает данную идею. Прошу вас также поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на указанный законопроект получен положительный отзыв правительства. Государственно-правовое управление президента также дало положительное заключение и с учётом некоторых замечаний рекомендует принять законопроект в первом чтении. Комитет-соисполнитель дал положительное заключение. На законопроект поступило восемь отзывов из субъектов Федерации, все они положительные. Как сказала Елена Леонидовна, мы проводили на прошлой неделе парламентские слушания и подавляющее большинство их участников высказались за введение института саморегулирования в области управления многоквартирными домами. Хочу отметить, что те, кто высказывался против, говорили лишь о том, что членство в таких организациях должно быть добровольным. Но мы все понимаем, что финансово ответственные и дорожащие своей репутацией управляющие компании уже и так входят в СРО на условиях добровольности, а мошеннические схемы реализуют те, кто туда никогда не войдёт, поэтому очевидно, что решением тех проблем, которые обозначила в своём докладе Елена Леонидовна, могло бы стать только обязательное членство в саморегулируемых организациях. Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству большинством голосов рекомендует палате принять указанный законопроект в первом чтении, а высказанные замечания могут быть устранены в ходе его широкого обсуждения ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Будут. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Константин Константинович Ильковский. ИЛЬКОВСКИЙ К. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к разработчикам законопроекта: скажите, а какая сумма, как ожидается, будет собрана с управляющих организаций при вступлении в СРО? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Резника микрофон включите. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемые коллеги, в настоящий момент в законопроекте указана фиксированная сумма, но я даже не хочу её озвучивать, поскольку принято уже консолидированное решение, что ко второму чтению мы предложим установить зависимость вступительного взноса от объёма того фонда, который обслуживает та или иная управляющая компания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Елена Леонидовна, вы, вероятно, изучали опыт работы СРО в других отраслях. Вот, скажем, создание СРО в строительстве погубило все малые предприятия и уничтожило кучу рабочих мест. Сегодня общеизвестно (это данные Минрегиона), что 3 триллиона 300 миллиардов собирается в сфере ЖКХ. Вот вы всё-таки скажите, какой процент вы планируете получить и кто это хочет сделать, потому что СРО - это убийство конкуренции, о которой вы тут много говорите, СРО - это монополизация рынка и присвоение колоссального количества средств, которые управляющие компании опять же возьмут с жителей, и так, вообще-то, задушенных нехваткой денег. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон по карточке Резника ещё раз включите. НИКОЛАЕВА Е. Л. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. На самом деле я знаю достаточно большое количество саморегулируемых организаций в строительстве, которые как раз объединяют предприятия малого и среднего бизнеса. Буквально на прошлой неделе состоялось общее собрание одной из них, на котором присутствовали около полутора тысяч представителей из всех регионов, поэтому я с вами не соглашусь в том, что СРО убивает малый бизнес. Наоборот, именно возможность дифференцированного подхода к малым, средним и крупным компаниям даёт возможность профессионалам, работающим на рынке, более чётко оценивать свою деятельность и как раз квалификацию поддерживать, а не объём и размер рынка. Это первое. Второе. Что касается сбора средств. В настоящий момент, я ещё раз говорю, ущерб от деятельности недобросовестных управляющих компаний огромен, только в Центральном федеральном округе заведено несколько десятков уголовных дел по фактам вывода денежных средств, которые собраны с граждан Российской Федерации, и вот последнее уголовное дело, возбуждённое в Центральном федеральном округе: 10 миллиардов рублей было выведено за рубеж и, соответственно, недоплачено ресурсопоставляющим организациям, разбирательство идёт уже более двух лет. Дело в том, что именно, так скажем, профессионалы рынка могут определить, насколько добросовестна или недобросовестна та или иная управляющая компания, и данный механизм позволит сохранить не только деньги граждан, но и деньги ресурсоснабжающих организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович Юрченко. ЮРЧЕНКО С. И., фракция КПРФ. Уважаемая Елена Леонидовна, понятно, что данный законопроект лоббируется управляющими организациями - здесь сомнений нет, и это приведёт к ещё большему взрыву. А где в данном законопроекте главный субъект гражданско-правовых отношений, ради которого мы что-то делать пытаемся, - собственник жилья, где он? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон по карточке Резника включите. НИКОЛАЕВА Е. Л. Мне кажется, вы задали ключевой вопрос, и мы, когда обсуждали данный законопроект на парламентских слушаниях, как раз говорили о том, что необходимо очень серьёзно его дорабатывать. Для того чтобы защитить права и интересы собственников, будет создаваться национальное объединение, именно в целях защиты прав граждан, которые являются собственниками недвижимости. В данный момент мы уже подготовили соответствующие поправки, и я абсолютно уверена, что именно эта сбалансированная конструкция позволит сделать равными партнёрами по переговорной площадке гражданина, управляющую компанию и - я ещё раз обращаю на это внимание - ресурсоснабжающую организацию, потому что на сегодняшний день в переговорном процессе эти стороны не равны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Вопрос к авторам. Очень радует, что институт саморегулирования получил такую высокую оценку в вашем докладе. Скажите, а как вы относитесь к тем суррогатам, которые появились в области профессионального саморегулирования до введения и принятия законов о саморегулировании и которые ну не вписываются в современную систему? И считаете ли вы возможным во втором чтении, так сказать, расширить законопроект и исключить такие суррогаты, как, например, Российский союз автостраховщиков, который у нас не работает по принципу саморегулируемых организаций, но в то же время выполняет контрольные функции? Вот сейчас планируется в этой области по всем видам обязательного страхования наплодить подобные получиновничьи организации, где право принятия решения будет находиться в руках двух, трёх, четырёх крупнейших игроков бизнеса, которые отлаживают все эти моменты под себя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон по карточке Резника включите, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л. Максим Станиславович, спасибо большое за вопрос. Я с вами категорически согласна в том, что недопустимо просто наблюдать за тем, как возникают фальшивые СРО - фальшивые организации, которые лишь имитируют деятельность, но на самом деле ставят другие цели и задачи. С такими саморегулируемыми организациями мы уже боремся в строительстве и в других сферах. Я некомпетентна сейчас говорить по остальным сферам деятельности, но данным законопроектом и особенно теми поправками, которые мы обсудили на парламентских слушаниях, мы постараемся исключить возможность создания фальшивых СРО, создания недобросовестных управляющих компаний. Мы считаем, что данный законопроект позволит создать конкурентную базу, при которой именно профессионалы рынка, а не чиновники на местах будут активно развивать этот институт саморегулирования и управления недвижимостью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Хотя я удивлён, что вы не дали возможности выступить по ведению до этого. Это существенно: мы нарушили сейчас норму Регламента... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, я дам по ведению слово и вам, и Елене Борисовне. РУДЕНКО А. В. Спасибо. Я задаю вопрос Елене Леонидовне. Елена Леонидовна, вы знаете, что в комитете по ЖКХ обсуждался данный вопрос, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" была против столь поспешного рассмотрения такого сложного вопроса, как введение саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами. Дело в том, что сейчас параллельно рассматривается внесение поправок в 315-й, базовый закон - закон "О саморегулируемых организациях", которые в корне меняют подход к делу: будут определены органы надзора, созданы реестры и так далее. Вы торопитесь, и в вашем законопроекте не учтены поправки, которые будут внесены в 315-й закон. Прошу вас ответить: почему вы не дождётесь, пока будут внесены поправки в закон "О саморегулируемых организациях"? НИКОЛАЕВА Е. Л. Андрей Викторович, спасибо за вопрос. Действительно, мы обсуждали этот вопрос в комитете и на парламентских слушаниях, мы также это обсуждали на заседаниях комитетов-соисполнителей - комитетов по собственности и по гражданскому законодательству - и договорились о том, что создадим совместную рабочую группу по доработке данного законопроекта с учётом изменений в 315-й закон совместно с разработчиками поправок в 315-й закон, поэтому я абсолютно уверена, что ко второму чтению мы сумеем данный вопрос урегулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Записался на вопрос Владимир Иванович Бессонов, но я не вижу его в зале. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Покажите список записавшихся. Семь человек. По одному от фракции. Нет возражений? До семи минут. Абалаков, пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые товарищи, коллеги! Мы обсуждаем очень важный законопроект, который на самом деле уже достаточно давно будоражит умы представителей экспертного сообщества, профессионалов. Надо признать, что действительно очень много накопилось зла в жилищно-коммунальной сфере, и, как это ни прискорбно, крайними делают управляющие организации. Хотя много говорят о росте цен на услуги ЖКХ, много говорят о злоупотреблениях, почему-то в тени остаются естественные монополии, а весь удар принимают на себя управляющие компании. Мне кажется, что сегодня, обсуждая этот законопроект, мы, конечно, выбираем из двух зол. Законопроект, который нам предложен, очень сырой, он требует серьёзной доработки. Елена Леонидовна говорила, что ко второму чтению будет принята масса, просто масса разных поправок, которые могут существенно поменять этот законопроект. Мне кажется, что сегодня необходимо говорить о гнёте естественных монополий, которые ежегодно поднимают цены на 15 процентов, управляющие компании поднимают цены на 5 процентов в год, и в результате мы вымываем средства из управляющих организаций. Поможет ли этот законопроект решению этой проблемы, вообще неизвестно, хотелось бы, чтобы он помог. Главная мысль в этом законопроекте - это обязательное членство в СРО. Поможет ли это развитию конкуренции, это, вообще, вопрос, улучшит ли качество работы, это тоже вопрос. Сегодня действует норма о добровольном членстве в СРО, многие организации вступили туда, и они это используют как дополнительный фактор в конкурентной борьбе против других компаний. Окажет ли это дополнительное положительное воздействие, очень трудно сказать. В этом законопроекте есть, скажем так, интересные положения, которые, на наш взгляд, подрывают саму сущность саморегулирования. Например, в статье 170, часть вторая, подпункт 2, написано, что причиной исключения организации из СРО может служить обращение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования. Что же получается? У нас есть саморегулируемая организация, которая вроде как должна жить сама по себе, но в то же время, ежели глава администрации либо глава муниципального образования обращается и говорит: ребята, этого парня исключите, - по закону СРО должна его исключить. В прессе полно информации о "придворных" управляющих компаниях, созданных главами администраций, там пишут о низком качестве, о том, что деньги уводят, - и что мы делаем? Мы пишем статью 170 и сами, своими руками даём право главам администраций легально создавать эти компании. Совершенно непонятно, кто и зачем, с какой целью включил этот пункт в данную статью. Второй вопрос, который встаёт, - это вопрос о компенсационном фонде. Кроме компенсационного фонда в СРО, вообще-то, существуют ежемесячные платежи и членские взносы, и тогда вопрос возникает, откуда они возьмутся - из воздуха, что ли? Вот поэтому тезис о том, что это никак не повлияет на тарифы, он совершенно неочевиден. Сегодня у нас добровольное членство, взносы компенсационные составляют 3 тысячи рублей (что касается страховки, то об этом я скажу дополнительно), но я думаю, что, как только возникнет обязательное членство, компенсационные взносы возрастут многократно, и мне кажется, Елена Леонидовна, что ко второму чтению в законопроект нужно включить в первую очередь законодательное ограничение размеров компенсационного, членского и ежемесячного взносов, потому что иначе мы получим, как вы правильно сказали в своём докладе, такую большую кормушку для многих, многих людей, которые не работают в ЖКХ, но припали, присосались к нему. Теперь несколько слов о страховании. Существует два способа компенсации убытков, нанесённых управляющей организации: либо компенсационный фонд, либо страхование рисков управляющей компании. Опыт управляющих организаций, опыт СРО в Сибирском федеральном округе свидетельствует: ни разу ни одна компания не обратилась за компенсацией своих убытков в СРО. Были случаи, когда обращались в страховые компании, но страховые компании после этих случаев прекратила всякие отношения с СРО, с управляющими компаниями. И мне кажется, что в законопроект необходимо включить пункт относительно компенсационного взноса либо страхования ответственности. Причём страхование ответственности должно быть на полную сумму, и нужно обязать страховые компании заключать договора, а не уклоняться от этого. Есть там ещё один момент очень интересный - это компенсация расходов компенсационных фондов в случае выплат. Тоже очень интересный пункт. Получается так, что управляющая компания платит деньги в компенсационный фонд либо страхует ответственность, а если этот фонд расходуется, то кем он должен компенсироваться? Он должен компенсироваться либо той управляющей компанией, которая нарушила свои обязательства, либо другими компаниями. Тогда возникает вопрос: а чего ради другие компании за счёт своих собственников будут оплачивать компенсационный фонд? То есть это тоже не отрегулировано. Но я, честно говоря, рассчитываю, что ко второму чтению все эти вопросы будут отрегулированы и закон вообще получит, можно сказать, статус закона прямого действия, мы прямо в законе укажем максимальные ставки, максимальный актив, чтобы исключить возможность злоупотреблений для управляющих компаний, для СРО и для национального объединения, которое, наверное, возникнет. Я считаю, что законопроект, конечно, необходим, но сейчас он очень сырой и требует большой доработки ко второму чтению. Я надеюсь, что авторы законопроекта его доработают и он будет очень хороший и правильный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Сергеевич Селезнёв переместился поближе к трибуне. Я так понимаю, что вы от фракции ЛДПР уполномочены выступить. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич, за проницательность. На самом деле меня в очередной раз удивляет то, что мы можем элементарный вопрос превратить в тему для политических дискуссий. Утром, когда выступала в десятиминутке госпожа Хованская, председатель профильного комитета - комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, она клеймила позором данный законопроект. То ли она непрофессиональна, то ли, когда она намекала на то, что этот законопроект принимается в пользу определённых лиц, она имела в виду непонятно кого. Стыдно сказать, но может быть, она имела в виду себя? Потому что не далее как вчера было заседание саморегулируемых организаций управляющих компаний, где ей предлагали, в общем-то, должность будущего руководителя национального объединения СРО, но, чувствуя свою неуверенность, по всей видимости, она решила затянуть этот вопрос. Ну да Бог ей судья! Что касается собственно законопроекта, то мне хотелось бы, уважаемая Елена Леонидовна, обратить ваше внимание на то, что законопроект касается, к сожалению, только компаний, управляющих многоквартирными домами, но это необходимо применить в будущем вообще в области управления в принципе, необходимо задуматься над этим, и комитет по собственности готов с вами сотрудничать, с вашим комитетом я имею в виду. Какая разница - это многоквартирные жилые дома или это любой другой сектор, к примеру, коммерческая недвижимость, где постоянно находится одновременно большое количество людей и мы должны обеспечить как минимум соблюдение техрегламента о безопасности зданий и сооружений? А соблюдение техрегламента о безопасности зданий и сооружений мы можем обеспечить, только если будем думать о всех жизненных циклах здания. Самый длительный жизненный цикл здания, период его жизни, так сказать, это, собственно говоря, его эксплуатация, и в процессе эксплуатации никто не может более профессионально его обслуживать, чем управляющая компания. Ещё одно заблуждение - это то, что управляющие компании заинтересованы в создании СРО и в обязательном членстве в этом СРО. Я могу сказать вам ответственно: я разговаривал с членами управляющих компаний - они как чёрт от ладана шарахаются от того, что предлагается в данном законопроекте, потому что понимают, что среди них масса серых управляющих компаний (я уж не буду говорить, что совсем чёрных управляющих компаний), которые живут только благодаря тому, что демпингуют цены, предлагая свои услуги. Так вот что хотелось бы отметить? Что на сегодняшний день это всё в пользу конечного бенефициара, данный законопроект действительно направлен на защиту интересов собственников жилья. Почему? Потому что кто будет выступать контрагентом, допустим, по инвестициям, которые необходимо вкладывать в сферу ЖКХ? Если вы думаете, что этим контрагентом может выступить перед финансовыми институтами ТСЖ, то вы заблуждаетесь, потому что ТСЖ - это некий механизм, ТСЖ ни за что не отвечает, только нанимает профессиональную управляющую организацию. Дальше. В сущности, в сложившейся сегодня ситуации может ли управляющая компания быть контрагентом по получению субсидий, субвенций, кредитов и так далее? Нет, потому что управляющая компания сегодня заключила договор с ТСЖ, а завтра она его по надуманным причинам расторгла или ТСЖ расторгло этот договор, и все это понимают. Поэтому мы приветствуем принятие данного законопроекта как от фракции ЛДПР, так и от комитета - я возьму на себя ответственность в отсутствие председателя Комитета по вопросам собственности сказать, что и Комитет по вопросам собственности также поддерживает данный законопроект. И остаётся лишь посочувствовать тем, кто пытается обсуждение данного вопроса превратить в дебаты и принятие политических решений. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто-то выступит? Депутат Абубакиров. Пожалуйста, микрофон включите. АБУБАКИРОВ Р. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В настоящее время регулирование в данной сфере явно недостаточное: отсутствуют правила и требования к профессиональной деятельности, не разработаны стандарты качества работ и услуг по управлению многоквартирными домами, фактически отсутствует и ответственность участников рынка. Безусловно, всё это приводит к злоупотреблениям, недобросовестной конкуренции и некачественным услугам, непосредственно затрагивает права граждан - об этом Елена Леонидовна говорила. Какие аргументы в пользу этого законопроекта? Прежде всего то, что у госорганов появляется контрагент, который, с одной стороны, может представлять отрасль и распространять положительную практику, оказывая помощь добросовестным участникам рынка и выявляя недобросовестных, а с другой - обязан взаимодействовать как с субъектами рынка и госорганами, так и с гражданами и их объединениями. Принятие закона при условии его доработки с учётом высказанных здесь замечаний, безусловно, позволит снизить риски присутствия в отрасли недобросовестных управляющих компаний, при вступлении в СРО каждая управляющая организация должна будет отвечать заявленным в стандартах и правилах СРО требованиям, должны будут снизиться риски банкротства управляющих компаний и нецелевого использования средств. Таким образом, законопроект направлен на создание нормального, эффективного механизма функционирования института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами и определяет соответствующие стандарты и правила деятельности, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие этого законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна, вы будете выступать? Пожалуйста, Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я немножко более подробно остановлюсь на том, о чём я говорила сегодня утром. Хочу сказать для выступавшего передо мной коллеги от ЛДПР: я не собираюсь возглавлять никакие национальные объединения, о каких-то встречах мне стало известно только после вашего выступления, но тем не менее я вам благодарна за информацию, полученную хотя бы вот таким образом. Теперь я вас сильно удивлю, но я за саморегулирование в жилищной сфере, за - вот это всем понятно? За саморегулирование в жилищной сфере. Но я категорически против несвоевременного введения обязательного саморегулирования - вот против чего я выступаю сегодня. А теперь конкретно. Обращаюсь сейчас к юристам, которые в зале сидят. Уважаемые коллеги, не предмет регулирования Жилищного кодекса внесённый законопроект. Не предмет регулирования, поэтому как минимум его нужно перевнести - либо сделать отдельным законопроектом, либо внести в качестве раздела в базовый закон о саморегулировании, который, кстати сказать, будет рассматриваться только в июне и уже содержит внутренние противоречия с представленным сегодня вам документом. Мы поспешили дважды: мы опережаем базовый закон, уважаемый Сергей Евгеньевич, и опережаем закон, который должен был сегодня рассматриваться, но не рассмотрен, посвящённый надзору в этой сфере, потому что мы должны привести в соответствие с этим принимаемым во втором чтении законопроектом вот этот внесённый сегодня законопроект тоже. Идём дальше. На сегодняшний день введение института саморегулирования просто задавит нарождающийся бизнес, особенно малый бизнес в этой сфере, - вот против кого направлен, по существу, этот законопроект. То есть, вы знаете, мы индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и представителя малого бизнеса зажмём в тисках между государственным и муниципальным вводимым сейчас контролем (вот мы не рассмотрели документ во втором чтении), и вот в этих объятьях задохнётся сфера управления жилищным фондом, то есть просто задохнётся и государственное регулирование, и саморегулирование. При этом стандарты у нас утверждают и правительство, и саморегулируемые организации. Ну как-то надо вот это дело-то состыковать, да? По каким стандартам в итоге должны жить управляющие организации? Мне кажется, что всё-таки приоритет у тех стандартов, которые будет правительство нам утверждать, а уже потом можно расширять эти стандарты дальше для саморегулируемых организаций. На самом деле, исходя из моей практики, уже могу сказать: на сегодняшний день мешает не отсутствие обязательного саморегулирования, а отсутствие конкуренции и давление местных органов власти на только зарождающийся вот этот малый бизнес, потому что, если приходит нормальная частная управляющая организация... я много раз приводила такие примеры, вот по Московской области: управляли жилищным фондом от Министерства обороны профессионалы, честные ребята, пришли в город, решили расширить свой бизнес, провели общее собрание, есть решение - всё по закону. Как вы думаете, подмётные письма от кого? От представителей как раз руководителя органа местного самоуправления - чтобы дискредитировать эту организацию. Вот где опасность реальная! Что у нас сейчас происходит? У нас создаются повсеместно административные СРО, с чем я вас поздравить никак не могу. О какой конкуренции после этого мы будем говорить?! Их всех будут вызывать к начальнику в орган местного самоуправления, им будут давать те же установки. Зачем мы тогда приватизировали эти организации? Надо оставить всё как есть - МУПы, ФГУПы, и будем жить счастливо. Тогда ни о какой конкурентной среде речи не будет, а это как раз сфера, где она возможна, может быть и должна быть. Причём это сфера стабильного, устойчивого бизнеса при всех кризисах, вот на это обратите тоже внимание. Я хочу напомнить, что у нас саморегулирование вводится в основном в тех сферах, которые раньше лицензировались, и государственный контроль заменяется вот этим контролем профессионального сообщества. В сфере управления жилищным фондом такого лицензирования не было. Мне кажется, что членство в саморегулируемой организации - это вещь престижная, это статус, понимаете? И если бы мы просто рекомендовали тем, кто не вчера пришёл и не завтра убежит с этого рынка, выбрать ту управляющую организацию, которая войдёт абсолютно добровольно, взяв на себя дополнительные обязательства, - вот это была бы правильная политика сейчас. Но и это ещё не всё: мы даём колоссальные полномочия жилищным инспекциям, вводим муниципальный контроль. Надо немножко погодить, понимаете? Более того, по закону, который мы сегодня не рассмотрели из-за того, что мы раньше рассматриваем законопроект, который должен был идти позже, вводится муниципальный контроль, муниципальные проверки без предупреждения, управляющих организаций. Такое же право есть у жилищных инспекций. Слушайте, во что превратится жизнь управляющей организации?! Вот о ней сейчас хочется замолвить слово: она будет не управлять, а "отрабатывать" вот этих проверяющих. Естественно, штрафы заплатим мы. Я вообще считаю, что главное, чего мы должны добиться и на чём сделать акценты, - это поднять профессиональный уровень, не допускать к управлению без соответствующего документа об окончании хотя бы курсов повышения квалификации, например, при Московском государственном строительном университете или при какой-то другой структуре (их много очень, они есть практически во всех регионах, отделения этого университета, во всех субъектах Федерации). Не каждая кухарка может управлять государством, понимаете? То есть надо учиться, учиться и учиться. Это первое. И второе. Не обязательное саморегулирование, а обязательное страхование ответственности... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, Андрей Викторович, вы будете выступать? Докладчик и содокладчик? Нет? Ставлю на голосование в первом чтении данный проект федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 22 мин. 47 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 120 чел.26,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Сергей Евгеньевич, я хотел бы под стенограмму всем нашим коллегам сказать, что сегодня у нас очередной вопиющий факт - грубое нарушение статьи 50 Регламента Государственной Думы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РУДЕНКО А. В. Подождите, не перебивайте, пожалуйста. Если такая практика будет продолжаться, то мы превратим наш парламент неизвестно во что. Давайте отменим тогда наш Регламент! Дело в том, что внеочередным рассмотрением 25-го вопроса мы грубо нарушили статью 50 Регламента, которая гласит, что в первую очередь рассматриваются вопросы в третьем чтении, потом - во втором, потом - в первом. У нас были ещё не рассмотрены вопросы, стоящие в повестке раньше. Я хотел бы, чтобы в стенограмме, уважаемый Сергей Евгеньевич, было отражено: на сегодняшнем заседании была грубо нарушена статья 50 Регламента. Наша фракция будет фиксировать подобные случаи. Кроме того, мы всё равно будем обращаться в Конституционный Суд по поводу нарушений законодательства и Конституции Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Мы, конечно, зафиксируем в стенограмме ваше выступление, но я всё же отреагирую, скажу: данное предложение было поставлено на голосование и палата проголосовала за него.