Заседание № 233
18.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 623458-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4067 по 4347 из 5450
Переходим к рассмотрению 21-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Доклад Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, глубокоуважаемые коллеги! Концепция законопроекта заключается в усилении госконтроля за производством и оборотом спиртосодержащей продукции, подчёркиваю, непищевой. Актуальность проекта заключается в том, что производители спиртосодержащей непищевой продукции стабильно закупают большие объёмы этилового спирта, в 2023 году - 4,5 миллиона декалитров, имея определённые регуляторные изъятия, предоставляемые в целях поддержки отечественных производителей. Например, недобросовестные производители, формально декларируя производство парфюмерно-косметической продукции в малой ёмкости, по 100 миллилитров, закупают пищевой этиловый спирт в безакцизном порядке, а в дальнейшем реализуют такую продукцию по существенно более низким ценам, чем алкоголь в магазинах, и создают стимул для приобретения гражданами такой спиртосодержащей продукции в целях употребления либо выводят пищевой спирт в незаконный оборот для дальнейшего незаконного производства алкогольной продукции. Законопроект содержит две основные новеллы. Первая. На сегодняшний день у нас есть запрет, действующий в розничной торговле, мы предлагаем установить запрет на оптовую покупку и поставки - за исключением, естественно, импорта и экспорта - спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов ниже цены, по которой осуществляется оптовая закупка и поставка алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов. И вторая. Вместо формального декларирования объёмов производства спиртосодержащей непищевой продукции ввести автоматическое предоставление указанных сведений в соответствующую госинформационную систему. При этом в отношении спиртосодержащей непищевой продукции, перечень которой установит правительство, с содержанием этилового спирта более 10 процентов также ввести обязательную маркировку средствами идентификации в соответствии с законом об основах регулирования торговой деятельности. Кроме того, вводится запрет на производство спиртосодержащей непищевой продукции обособленными подразделениями организаций, которые осуществляют производство алкогольной продукции. Вот совокупность этих мер должна дать нужный результат: на полках не будет или будет значительно меньше нелегально произведённого алкоголя. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сергея Викторовича Алтухова. АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Владислав Матусович подробно высказал позицию авторов законопроекта, я выскажу позицию Комитета по экономической политике. Комитет по экономической политике продолжает системную работу по донастройке законодательства и пресечению незаконного оборота и производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, этот законопроект - одна из соответствующих новелл. Как уже было сказано, целью проектируемых норм является ужесточение оборота этилового спирта при производстве непищевой продукции - так называемых лосьонов-дезинфекторов, может быть, моющих средств. Зачастую такие недобросовестные производители декларируют сотни миллионов единиц соответствующей продукции, но на самом деле сырьё для её производства попадает на рынок бутлегеров. Соответствующим образом мы ужесточаем требования к таким производителям. Как уже было сказано, мы обязуем производителей маркировать соответствующую непищевую продукцию крепостью более 10 процентов в системе ЦРПТ. Мы вводим запрет на оптовую продажу соответствующей непищевой продукции ниже установленной цены, это так называемая МРЦ (минимальная розничная цена). Мы вводим необходимость декларировать объёмы производства соответствующих производителей в необходимых государственных системах. И также мы предусматриваем законопроектом дополнительную мотивацию для аннулирования лицензии на производство и оборот алкогольной продукции: в случае продажи соответствующей продукции без маркировки лицензия будет аннулирована в судебном порядке, в случае продажи соответствующей продукции ниже МРЦ лицензию будет аннулировать уже Росалкогольтабакконтроль. Комитет концептуально поддерживает законопроект, вместе с тем отмечает следующее. Не вызывает возражений необходимость установить минимальную цену на спиртосодержащую непищевую продукцию, для того чтобы граждане увидели экономическую нецелесообразность покупки соответствующей продукции. Вместе с тем такое регулирование необходимо соотнести с положениями протокола Евразийского экономического союза. Соответствующие поправки мы также будем предлагать в комитете. И есть замечание, касающееся маркировки. По мнению комитета, у правительства уже есть необходимые полномочия, они уже предусмотрены 381-м федеральным законом, и законодательное дублирование полномочий может привести к возникновению правовой неопределённости. Мы планируем доработать это в комитете ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет по экономической политике рекомендует принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые Владислав Матусович и Сергей Викторович, вот в заключениях и профильного комитета, и Правового управления целый ряд обоснованных замечаний, и самое главное - что это приведёт к росту цен. Насколько это будет соответствовать антимонопольному законодательству? Ну и, с вашей точки зрения, какие нагрузки будут вот на те компании, которым мы будем вменять, ну, установку параллельного ЕГАИС, или как она там называется, ваша система? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Резнику на карточку Баженова. РЕЗНИК В. М. Вообще, совокупность предлагаемых мер, по нашему мнению, позволит исключить эти злоупотребления, связанные с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции. Одновременно, вот отвечаю на ваш вопрос, в законодательстве остаётся целый ряд регуляторных изъятий для добросовестных производителей спиртосодержащей непищевой продукции, которые позволяют иметь низкие издержки, создают экономические стимулы для ускоренного развития отечественного производства, успешной конкуренции с импортной продукцией, которая используется гражданами в косметических, хозяйственных целях. Какие меры предусмотрены, чтобы цены не были подняты? Например, мы не вводим требования - его реализация весьма дорогостоящая - по оборудованию производства средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции. И в Налоговом кодексе сохраняется возможность безакцизной покупки денатурированного спирта для целей производства непищевой спиртосодержащей продукции. То есть хочешь - покупай денатурированный спирт, никаких проблем у тебя вообще не возникает, на самом деле только именно он и нужен. Так что цены, мы в этом убеждены, не поднимутся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. АЛТУХОВ С. В. Спасибо большое. Я дополню Владислава Матусовича. Уважаемый Николай Васильевич, Владислав Матусович в своём выступлении рассказал уже о рынке (он, к сожалению, существует) нелегальной продукции, которая поступает от соответствующих производителей. На наш взгляд, когда речь идёт о дополнительных издержках соответствующих недобросовестных производителей, мы не можем рисковать жизнью и здоровьем наших граждан. В первую очередь - забота о жизни и здоровье наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна, пожалуйста. ГЛАЗКОВА А. Е. Уважаемый Владислав Матусович, в законопроекте сказано, что он направлен на усиление государственного контроля за производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции. Сейчас граждане употребляют, к сожалению, такую продукцию - вы об этом тоже сказали, - потому что она дешевле. На мой взгляд, связано это, конечно, с тем, что с 1 мая произошёл рост акцизов на качественную алкогольную продукцию. И с 2025 года планируется увеличение акцизов. Может быть, кроме контроля ещё стоит рассмотреть всё-таки снижение акцизов на качественный алкоголь, чтобы люди, как и во всём мире, могли употреблять вино и шампанское? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Ну, вообще, в мире акцизы значительно больше, чем у нас. У нас по сравнению, скажем, со странами, которые у нас называют недружественными, то бишь с вражескими, акцизы значительно выше. И это во всём мире происходит. Ну и соответственно, если мы посмотрим минимальную цену в розничной торговле, то она повысилась, по-моему, до 299 рублей с 282 за бутылку - не так сильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Я хотел бы тоже дополнить. Я хочу напомнить, что у нас всё-таки одной из стратегий является деалкоголизация населения. И соответственно, мы должны сделать определённым образом алкогольную продукцию всё-таки менее доступной. Повышение акцизов благоприятно на это влияет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Владислав Матусович, что касается борьбы с бутлегерами, абсолютно правильное предложение, мы его поддерживаем. А вот что касается медицинской отрасли, вопрос и докладчику, и содокладчику. Скажите, пожалуйста, если есть информация, как это отразится на бюджете каждого медицинского учреждения и всей отрасли? Есть ли информация, сколько сегодня туда направляется спирта и по какой цене? И что будет после принятия этого закона? И кто, что называется, заплатит за соответствующее повышение - из каких ресурсов, из каких бюджетов? Предусмотрено ли это, просчитано ли это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Естественно, это не просчитывалось, поскольку это к медицинскому спирту никакого отношения не имеет, законопроект не об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Хотелось бы, чтобы вы уточнили, во-первых, по маркировке как всё-таки будет решаться вопрос. Абсолютно правильно, что сегодня есть уже такие полномочия, но как всё-таки разойтись в этом вопросе? Ну и второе. Откуда была взята цифра именно 10 процентов? Может быть, это из какого-то технического регламента или ещё откуда-то? Для понимания вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. По поводу 10 процентов. Было проведено много консультаций с парфюмерами, и мы поняли, что, если менее 10 процентов, не используется этот спирт в производстве у так называемых бутлегеров - невыгодно. Выгодно, когда больше, там, 28 процентов (но это другая история), 15 процентов. А 10 процентов и менее - нет, не используется. Отсюда была взята эта цифра. И первый вопрос был по поводу маркировки. Ну, как предложило правительство - так мы и сделаем. Действительно, мы допустили ошибку, мы её поправим во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Самылин Ярослав Алексеевич. САМЫЛИН Я. А., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемые коллеги, приветствую! Ну, в общем-то, уже отметили, что у нас с 5 сентября на regulation.gov.ru висит проект постановления правительства. Завтра последний день слушаний о маркировке косметики, парфюмерии и бытовой химии, завтра внесут последние комментарии, и, я так понимаю, решение будет принято в ближайшее время, поэтому мне кажется, что в контексте маркировки вопрос теряет свою актуальность. Это первое. И второе. Целесообразно ли вводить запрет на закупку в случае введения маркировки, которая обеспечивает экземплярную прослеживаемость? Почему задаю этот вопрос? Потому что, на мой взгляд, первое и второе решения, маркировка и запрет, - функции немножко дублируются. И то и другое решение ведёт к повышению цен, и, как вы упомянули, это касается и оптовой закупки. Это будет бить по товарам, в частности бытовой химии самого низкого ценового сегмента. Понятно, чем полезен законопроект, но тут нужна глубокая отраслевая экспертиза просто для того, чтобы дважды не выполнять одну и ту же функцию. Может быть, маркировки экземплярной будет вполне достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос или выступление? На трибуне, если уловили смысл, ответьте. АЛТУХОВ С. В. Давайте так, если я правильно понял ваш вопрос. У нас существует минимальная розничная цена, которую мы устанавливаем, на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 градусов. И мы вводим также запрет на оптовую продажу между юридическими лицами соответствующей непищевой продукции крепостью свыше 28 градусов. Вот, если я правильно понял ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункт 21. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 59 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.