Заседание № 280
17.02.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 623267-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" (в части, касающейся ведомственного архивного хранения документов по личному составу).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1974 по 2028 из 6712
Следующий - 4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Зоя Михайловна Степанова. СТЕПАНОВА З. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, законопроект подготовлен ко второму чтению. Напомню, что он касается хранения документов по личному составу в государственных и муниципальных архивах. К проекту закона поступило четыре поправки: две поправки рекомендуются к принятию, две - к отклонению. Замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется. В случае принятия законопроекта во втором чтении Комитет по культуре предлагает принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 24 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Таблица принимается. Есть ли замечания по поправкам из таблицы № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 49 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5206 по 5240 из 6712
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 39 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 05 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 211
23.01.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 623267-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" (в части, касающейся ведомственного архивного хранения документов по личному составу).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2676 по 2809 из 6637
Следующий, 12-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации". Григорий Петрович Ивлиев, пожалуйста. ИВЛИЕВ Г. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" предполагает законодательное закрепление положений об установлении особенностей хранения документов по личному составу - это личные дела, ведомости начисления заработной платы, лицевые счета. В соответствии с действующими правилами организации хранят их 75 лет - прежде всего для документационного обеспечения пенсионных прав граждан, - и объём, число таких документов огромно: на 2009 год только в организациях, являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, хранилось более 122 миллионов дел по личному составу, при этом 33 миллиона таких дел с 91-го по 2009 годы было принято архивами в результате массовых ликвидаций организаций. Можно сократить эту массу, так как сейчас осуществляется полный переход к порядку подтверждения страхового стажа граждан для персонифицированного учёта. В соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в настоящее время создана и ведётся информационная база индивидуального (персонифицированного) учёта, её сведения пополняются в отношении каждого застрахованного лица в период его трудовой деятельности. Начиная с 2003 года создавались и на данный момент созданы все необходимые условия для назначения в будущем трудовых пенсий по старости, расчёт пенсий производится самим Пенсионным фондом по собственным электронным базам документов и документам в его ведомственных архивах, и, таким образом, отпадает необходимость длительного хранения дублетных бумажных документов о заработках граждан, ныне оседающих и в других архивах. Мы видим, что закон о персонифицированном учёте имеет не только утилитарное значение для назначения пенсий, но и повлиял на все сферы нашей жизни, поэтому законопроект предусматривает сокращение сроков временного хранения документов по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, с 75 лет до 20 лет, то есть почти в три раза, что позволит сократить расходы на их хранение, а кроме того, у нас появятся дополнительные площади для хранения документов. Одновременно законопроект предусматривает обеспечение длительной сохранности документов по личному составу за тот период времени, когда персонифицированного учёта ещё не было, то есть до 2003 года; для документов, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет, срок хранения остаётся прежним. Замечания, сформулированные Комитетом по культуре и Правовым управлением, будут обязательно учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Петрович, присаживайтесь. С содокладом выступает Зоя Михайловна Степанова. СТЕПАНОВА З. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации". В настоящий момент срок хранения документов по личному составу, как уже сказал Григорий Петрович, в соответствии со статьёй 22 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" составляет 75 лет. В целях оптимизации архивного хранения документов по личному составу и сокращения их физических объёмов данным проектом федерального закона предусматривается сократить срок хранения документов по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, до 20 лет. В настоящее время создана и ведётся информационная база индивидуального персонифицированного учёта, её сведения пополняются в отношении каждого застрахованного лица в период его трудовой деятельности. Расчёт пенсии производится самим Пенсионным фондом Российской Федерации по электронным базам данных и документам из его ведомственных архивов. Информационная база индивидуального персонифицированного учёта разработана в полном объёме в 2003 году и отражает трудовые отношения работника и работодателя, например поощрение, присвоение звания. Срок хранения документов по личному составу, созданных до 2003 года, когда персонифицированный учёт не осуществлялся, законопроектом предлагается оставить прежним - 75 лет. Кроме того, для документов, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о чём уже сказал Григорий Петрович, и пенсии за выслугу лет, остаётся такой же срок хранения - 75 лет. По мнению Правительства Российской Федерации, сокращение сроков временного хранения документов по личному составу с 75 до 20 лет позволит сократить расходы на их содержание в государственных и муниципальных архивах, в архивах органов государственной власти и местного самоуправления, в организациях независимо от формы собственности. Кроме того, в данных архивах появятся дополнительные площади для приёма документов постоянного хранения. Согласно статье 3 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" к документам по личному составу относятся архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Такими документами являются приказы, распоряжения, личные дела, счета работников. В перечень документов по личному составу входят не только документы, по которым работник может подтвердить стаж и размер заработной платы, сведения по которым собирают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, но и другие юридически значимые документы, которые отражают трудовые отношения работника и работодателя, - документы о поощрении, о присвоении званий, об аттестации. В связи с этим мы в Комитете по культуре подняли вопрос о том, что в тексте законопроекта следует отразить не все названные документы по личному составу, а только документы, связанные с пенсионным обеспечением граждан. Мы считаем, что при установлении срока хранения документов по личному составу необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о столь значимом его сокращении - с 75 до 20 лет. Кроме того, при подготовке законопроекта ко второму чтению комитет считает возможным предусмотреть, каким образом предлагаемые особенности хранения документов по личному составу будут осуществляться в двух новых субъектах Российской Федерации - на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. На законопроект получено тридцать три положительных отзыва от законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, а также отзывы от высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации: тридцать шесть положительных, а в семи содержатся замечания. С учётом изложенного Комитет по культуре считает возможным поддержать концепцию данного законопроекта и принять его в первом чтении и просит депутатов поддержать данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает принятие данного проекта закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зоя Михайловна. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2827 по 3061 из 6637
Переходим к вопросам. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Григорий Петрович, скажите, а исходя из каких критериев был выбран именно вот такой срок - 20 лет? Пояснительная записка к законопроекту причин этого не раскрывает. ИВЛИЕВ Г. П. Иван Иванович, разрешите на этот вопрос ответить руководителю Росархива Артизову Андрею Николаевичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АРТИЗОВ А. Н., руководитель Федерального архивного агентства. Это было сделано для того, чтобы был переходный период безопасности, так скажем. В 1996 году в нашей стране был запущен персонифицированный учёт - тогда был принят закон - и установлен семилетний переходный период для подстраховки, ещё семь лет, чтобы документы по личному составу 75 лет хранились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Если можно, тоже Андрею Николаевичу вопрос. Андрей Николаевич, у нас в законодательстве, в положении о Пенсионном фонде не прописано, нет гарантии сохранности именно бумажного варианта. Не может ли случиться так, что потом, со временем эти документы постановлением правительства или каким-то другим актом будут ликвидированы? Повторяю: сегодня в законе норма об обязательном сохранении бумажных копий у нас не прописана. АРТИЗОВ А. Н. Елена Григорьевна, я хочу сказать, что мы ведём речь о документах временных сроков хранения, то есть о документах, которые никогда не хранились вечно. Всё, что касается носителей, бумажных или электронных, это самостоятельная тема. Сегодня, конечно, это не прописано в положении о Пенсионном фонде, но в работе Пенсионного фонда предусматриваются и те, и другие носители, и у нас по всей стране развёрнуты ведомственные архивы Пенсионного фонда, они есть во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Крыма и Севастополя, о чём совершенно справедливо сказала Зоя Михайловна Степанова, поэтому при доработке законопроекта ко второму чтению, безусловно, придётся не распространять его действие на Крым и Севастополь, учитывая, что сегодня мы ещё не имеем полной базы данных по новым гражданам нашей страны. Ещё раз повторю: Пенсионный фонд имеет ведомственные бумажные архивы и электронную базу данных. Что касается того, как дальше будет развиваться ситуация в отношении бумаги и электронных носителей, технологий - это общий вопрос, который касается не только пенсионных документов, но и документов парламента, и документов органов местного самоуправления, и документов других органов власти; наша позиция здесь - не торопиться. И, конечно, в процессе доработки законопроекта ко второму чтению мы готовы вместе с вами, депутатами, высказать соответствующие рекомендации Пенсионному фонду. Во всяком случае, решения по составу своих документов они должны согласовывать с нами, но мы их не согласовывали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемый Григорий Петрович, несколько раз в пользу принятия этого законопроекта звучал аргумент о сокращении бюджетных расходов. А о каких деньгах, собственно говоря, идёт речь? ИВЛИЕВ Г. П. Мы подсчитали, что без внесения изменений в существующий закон для хранения этих документов в течение периода, который предусмотрен данным законом, необходимо 4,5 миллиарда рублей, если же мы будем избавляться от некоторых документов, то сэкономим на прямых расходах 1 миллиард 200 миллионов рублей - это очень существенные затраты для архивных организаций. Обращаю ваше внимание на то, что это касается экономии не только муниципальных, государственных архивов, но и архивов организаций, ведь сейчас к ним тоже предъявляются требования по хранению документации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Спасибо. В продолжение вопроса коллеги Щепинова. Мы говорим просто о расходах, но понимаем, что в архивы вложено очень много труда. Но ведь там работают люди - не повлечёт ли принятие данного закона их сокращение? Не знаю, как здесь, в Москве, но в регионах эти ставки, наверное, не такие высокие, и специалисты, которые там работают много лет... очень обидно, если будет так же, как сейчас, например, с "Почтой России", где сокращают людей, имеющих очень большой опыт, - их просто выгоняют на улицу, и им тяжело найти новую работу. То есть не повлечёт ли принятие этого закона сокращение? АРТИЗОВ А. Н. Кирилл Игоревич, я смело могу вас заверить, что никакого сокращения муниципальных архивистов принятие этого закона не повлечёт, наоборот, они будут больше заниматься тем, чем и должны заниматься: не сохранностью пенсионных документов, которую должен обеспечивать Пенсионный фонд, не дублированием его работы, а ответом на те запросы и те вопросы, которые поступают к ним от граждан, то есть выполнять свои основные профессиональные обязанности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Григорий Петрович, при обсуждении этого законопроекта на заседании фракции ряд моих коллег говорили о том, что уничтожить вообще всё легко, но почему бы прежде не заняться оцифровкой этих архивов, всё-таки сохранив и бумажный носитель? Потому что, когда дело касается уничтожения важных документов, обычно происходит так: уничтожили - и, как говорится, концы в воду, а потом будем кое-что чесать и думать, зачем мы это сделали. Тем более что за семидесятипятилетний срок бумагооборот в организациях, наверное, увеличился, но количество людей, живущих в России, не увеличилось, и если говорить о документах по личному составу, то 75 лет проходит, и бумаги выводятся из оборота. Всё-таки повторю: почему бы ещё раз не поговорить о преимуществе оцифровки всей информации за 75 лет и о возможности сохранения образца на бумажном носителе, чтобы задокументировать всё, что нам необходимо? ИВЛИЕВ Г. П. Оцифровка архивных документов уже сейчас стала одним из основных направлений деятельности, в этой сфере оцифровка ведётся, но прежде всего оцифровывается наиболее ценная часть архивов, так сказать, наиболее историческая их часть. Идёт процесс перехода на электронный документооборот в целом: обеспечена целая программа принятия документов на электронных носителях, созданы специальные организации, куда такие документы отправляют сейчас на хранение, и, конечно, мы продолжим движение в этом направлении. Что касается уничтожения документов, то они уничтожаются, когда проходят специальную оценку ведомственной комиссии, в случае если эти документы не особо ценные, а особо ценные документы уничтожаются только по решению межведомственной комиссии. Ценность документов является основанием для их хранения, и если какие-то документы ценные, то такие комиссии принимают решение их не уничтожать и они хранятся, ни один архивный документ не выбрасывается автоматически! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, наша фракция не будет голосовать за представленный законопроект, потому что память - это действительно очень дорогое для всех нас, и если государство по каким-то причинам не заинтересовано в том, чтобы эту память хранить... Я не хочу подозревать власть в следовании принципу "нет информации - нет и вопроса" (это из той же категории, что и "нет человека - нет проблемы"), но ведь дело в чём? Мы сегодня очень часто сталкиваемся с такой ситуацией: на приём приходят граждане с жалобами на то, что им начисляют минимальную пенсию, вот эту позорную прожиточную, вернее, она даже не позорная прожиточная, она даже для выживания не годится - 5 тысяч с копейками! Им говорят: принесите информацию о том, где вы работали, сколько работали и как зарабатывали, - и вот граждане носятся по городам, по предприятиям, это становится их проблемой. А архивы где-то сгорели, где-то их затопило, информации нет - ну, им и говорят, что тогда и перерасчёта пенсии не будет. Мы подозреваем, что здесь замысел именно такой: как можно меньше хранить необходимые документы. Но, кроме всего прочего, существует ещё и моральный аспект, вот для примера расскажу. В прошлом году, когда все мы отмечали 100-летие начала Первой мировой войны, я нашёл дело своего деда, родного деда, который служил в Кронштадте с 1909 по 1917 год, - это дело, написанное от руки писарем, до сих пор хранится в архиве. Если бы мне предложили выкупить его, я заплатил бы любые деньги, но мне этого, конечно, не предложили, я снял копии - и на том спасибо. Я говорю спасибо этим замечательным людям - работникам архива, которые это дело сохранили: там настолько ценная информация - её невозможно оценить по-другому! То же самое и с этими делами. Я, например, считаю, что, кроме всего прочего, нужно в обязательном порядке поставить вопрос - и я, возможно, его поставлю и внесу соответствующие поправки к этому законопроекту, несмотря на то, что мы с ним не согласны, - о том, что по истечении срока эти документы, эти дела, не должны уничтожаться. В первую очередь нужно предложить самому гражданину либо его близким забрать дело и хранить в своём личном архиве - я считаю, что работник архива перед уничтожением документов обязательно должен проинформировать, сообщить об этом гражданину и предложить такую форму хранения его дела. А говорить, что у нас просто не хватает денег для того, чтобы выполнять какие-то обязанности власти... ну мы уже много раз говорили об этом, и мы снова скажем вам, где взять деньги, чтобы хватало и на архивы, и на зарплату работникам архивов, и на остальное! Предлагаем не поддерживать представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Григорий Петрович, будете ещё раз выступать? Пожалуйста, Андрей Николаевич. АРТИЗОВ А. Н. Я очень коротко отвечу уважаемым депутатам фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Дело ведь в том, что это общий вопрос - какую форму предпочесть, электронную или бумажную. Здесь выступали, убеждая не торопиться отказываться от бумаги, и в то же время настаивали на том, чтобы быстрее переходить на электронные носители - всё это правильно, но всё это стоит денег, и жизнь должна показать, что для нас более предпочтительно. Жизнь показывает, что рано или поздно всё равно электронных носителей будет больше, а бумажных станет гораздо меньше, но это произойдёт постепенно. О чём бы ещё хотелось сказать. Понимаете, архивы России никогда не были организациями, не обеспечивающими сохранность действительно ценных документов, - и 90-е годы это доказали, да и нынешний век, и благодаря работе архивистов вы приходите и находите основную информацию. Но при всём том мы тоже считаем денежки - мы не настолько богаты, чтобы иметь две дублетные системы: у нас есть документы, которые хранятся в архивах, и это мы сегодня сохраняем, и появилась дублетная база данных в Пенсионном фонде, используемая только для пенсионного начисления, - во всём цивилизованном мире нет такого! Что же, мы будем и там, и там это содержать?! Мы хотим, чтобы пришедшему в Пенсионный фонд за начислением пенсии гражданину сразу по имеющимся там базам данных рассчитали и назначили пенсию (какую - это другой разговор), а мы запускаем его по второму кругу, чтобы он ещё по всем архивам ходил, справки собирал и доказывал, что он честный и действительно работал! Пусть Пенсионный фонд за своё дело отвечает, а государственные и муниципальные архивы - за своё, вот в этом и есть смысл данного законопроекта. Мы благодарим депутатов за высказанные замечания, и я уверен, что в процессе доработки законопроекта ко второму чтению мы общими усилиями вместе со всеми фракциями, все ваши, так сказать, опасения все нивелируем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зоя Михайловна, будете выступать ещё раз? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5451 по 5467 из 6637
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 31 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.