Заседание № 219
О проекте федерального закона № 621437-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений". Александр Петрович Петров, пожалуйста. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется для рассмотрения в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений, касающихся наркотических средств и психотропных веществ. Данный законопроект прошёл юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы получено, замечаний нет. Комитет Государственной Думы по охране здоровья предлагает принять данный федеральный закон. Я хочу добавить, что мы вносим принципиальные изменения по вопросам, связанным с производством обезболивающих лекарственных препаратов в Российской Федерации. Этот закон обеспечит лекарственную безопасность Российской Федерации в части обезболивающих лекарственных препаратов. Я прошу вас поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 28 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 621437-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений". Александр Петрович Петров, пожалуйста. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который был принят Государственной Думой в первом чтении 14 марта 2019 года. Я вам хочу кратко напомнить, что данный законопроект направлен на импортозамещение в сегменте обезболивающих лекарственных препаратов, принятие закона позволит организовать полный цикл производства наркотических средств и психотропных веществ из культивированных на территории Российской Федерации наркосодержащих растений. Необходимо подчеркнуть, что правом на культивирование наркосодержащих растений для производства лекарственных препаратов будут наделены только два государственных унитарных предприятия, которые подведомственны Минпромторгу России и имеют отработанную эффективную систему обеспечения безопасности и многолетний опыт осуществления деятельности в данной сфере. Сейчас они из импортной субстанции производят готовые обезболивающие лекарственные препараты и у них финальная стадия отлажена. Мы говорим о полном цикле. В своё время Российская Федерация подписала и ратифицировала международное соглашение о борьбе с наркотиками, и в соответствии с этим соглашением Российская Федерация добровольно отказалась от производства субстанций на нашей территории. Своевременно Российская Федерация подала заявление, и единогласно было принято решение разрешить Российской Федерации производить то необходимое количество субстанций, которое наше государство заявило для производства обезболивающих лекарственных препаратов. Я хочу отметить, что из всех стран бывшего Советского Союза только Россия и Украина подавали такие заявления и получили такие разрешения. После получения этого разрешения был разработан данный законопроект. К законопроекту поступило пять поправок. Четыре из них включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, одна поправка - в таблицу поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Положительные отзывы на данный законопроект дали 76 регионов. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы получено, замечаний правового характера не имеется. Комитет предлагает проголосовать за таблицу поправок № 1 и таблицу поправок № 2 и рекомендует Государственной Думе принять во втором чтении проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 07 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 36 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 59 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Уважаемые коллеги, комитет просит включить данный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 20 июня текущего года для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 621437-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений". Доклад официального представителя правительства первого заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергея Анатольевича Цыба. Пожалуйста. ЦЫБ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений". Законопроект предусматривает внесение изменений в части разрешения культивирования наркосодержащих растений в целях производства, изготовления наркотических средств и психотропных веществ исключительно для медицинского применения. Использование наркотических, психотропных анальгетиков при оказании паллиативной медицинской помощи, а также при оперативных вмешательствах обуславливает их острую социальную значимость. 6 марта Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в закон "Об основах охраны здоровья граждан..." в части вопросов оказания паллиативной медицинской помощи, которая предусматривает в том числе право пациентов на обезболивание наркотическими и психотропными лекарственными препаратами. И, Александр Дмитриевич, пользуясь случаем, я хотел бы выразить большую признательность всему депутатскому корпусу за принятие закона, который обеспечивает оказание паллиативной помощи в Российской Федерации. Представляемый законопроект является одним из инструментариев реализации государственной политики, которая направлена на оказание паллиативной помощи нуждающимся пациентам, в части их лекарственного обеспечения, обеспечения доступности лекарственных препаратов. Хотел бы напомнить, что действующее законодательство не позволяет культивировать и перерабатывать наркосодержащие растения для медицинских целей. В связи с этим отечественные производители, которые выпускают готовые для применения лекарственные препараты в форме таблеток, капсул или в иной форме, вынуждены закупать сырьё за рубежом. Ежегодно в нашу страну ввозится более 400 килограммов восьми опийных фармацевтических субстанций, из которых производятся уже готовые лекарственные формы. Таким образом, мы видим, что основными поставщиками сейчас являются зарубежные компании - производители субстанций. В основном это группа компаний, которую представляют государства - члены Европейского союза, что обуславливает, на наш взгляд, очень высокую импортозависимость нашей страны в этом важном сегменте лекарственных препаратов. В конечном счёте снижение импортозависимости, на наш взгляд, это один из элементов национальной лекарственной безопасности нашей страны. Внесение изменений в действующее законодательство позволит организовать на территории Российской Федерации полный цикл производства всех наркотических лекарственных средств и психотропных веществ именно этой группы для использования лекарственных препаратов в медицинских целях. Необходимо отметить, что в целях соблюдения государственного контроля за культивированием наркосодержащих растений при производстве лекарственных препаратов предполагается установить требования к осуществлению указанного вида деятельности, сохранив государственную монополию на культивирование и синтез фармсубстанций, обеспечив надлежащую государственную охрану. Организация производства лекарственных препаратов опийной группы по полному циклу позволит обеспечить гарантированное право пациентов на улучшение качества жизни, избежать возможной социальной напряжённости, негативных последствий и снижения уровня доступности опиоидных анальгетиков в случае возникновения риска ограниченного доступа к импортному сырью, о чём я сказал ранее. Просим поддержать данный законопроект. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по охране здоровья Александра Петровича Петрова. Пожалуйста. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В своё время Российская Федерация, ратифицировав ряд международных соглашений, добровольно приняла решение - и мы в Государственной Думе приняли такой закон - о запрете культивирования наркосодержащих растений, в том числе для медицинских целей. Сейчас, когда ситуация в мире поменялась, а мы абсолютно все субстанции - сырьё для производства готовых форм лекарственных препаратов для медицинского применения ввозим из-за рубежа, причём из стран, которые против нас вводят санкции, этот закон уже становится политическим оружием в руках наших зарубежных партнёров. Более того, на это сырьё установлены монопольно высокие цены, и Российская Федерация в рамках государственных закупок вынуждена приобретать его по монопольно высоким ценам. В Российской Федерации есть кадры для работы в этой сфере, установлены требования к качеству и стандарты производства, которые позволяют производить качественные наркосодержащие лекарственные препараты, и принятие закона, может быть, даже позволит нам экспортировать их за рубеж. Лекарственные препараты готовой формы входят в список жизненно важных, государство тратит на них огромные деньги. Нам нужно организовать производство полного цикла. Этот закон позволит культивировать растения, для того чтобы мы могли производить обезболивающие лекарства центрального действия и помогать безнадёжно больным людям. На заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 6 марта мы приняли положительное решение и просим Государственную Думу принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Анатольевич, вы совершенно правильно ставите вопрос, но есть ли у нас возможность обеспечения безопасности производства? Просто мы видели это на югах, у нас там были промышленные производства, прежде всего конопли, конечно, но даже в то время, когда там были очень серьёзные охранные структуры, и то это было, ну, не без ущерба, скажем, для общества. У нас 7 миллионов наркоманов. Как мы сделаем так, чтобы эти промышленные объёмы были не для дальнейшей наркоманизации, а для подъёма фармацевтической промышленности? Это важно, все понимают. ЦЫБ С. А. Спасибо большое за вопрос, Николай Васильевич. Сейчас в рамках закона уже разрешено культивирование в научных, в экспертных целях, и в данном случае обеспечение охраны со стороны государства выполнено в полном объёме. Предполагается внесение изменений в соответствующие законодательные акты, в том числе и в полномочия Росгвардии, которая получит, соответственно, полномочия на разработку требований к режиму охраны посевов наркосодержащих растений. На наш взгляд, все необходимые меры, которые нужно принять для соответствующей охраны всего производства такого рода препаратов, будут обеспечены. В данном случае у нас опасений в плане проникновения чего-то в незаконный оборот не возникает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, я хочу сказать, что к третьему чтению мы обязательно попросим правительство представить проекты подзаконных актов, чтобы мы убедились в том, что всё будет безопасно, всё будет под контролем государства, несмотря на то что всего два государственных унитарных предприятия будут производить, и если мы в этом убедимся, то в третьем чтении примем законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евланов Владимир Лазаревич. ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Анатольевич, в Уголовном кодексе Российской Федерации есть статья 228-2 "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ", и статистика за 2018 год говорит о том, что ввиду наличия этой статьи около трети медработников, особенно это касается профессиональных участников хосписной помощи, опасаются выписывать наркотические препараты больным из-за воможного уголовного преследования. По этой статье, в общем-то, они могут быть привлечены к ответственности в том числе за разбитую ампулу с наркосодержащим препаратом, что уже становилось источником больших проблем. Кстати, хочется отметить, что медицинское сообщество неоднократно поднимало этот вопрос. У меня вот такой вопрос: рассматриваемый законопроект очень важный, но скажите, на ваш взгляд, не следует ли внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс? ЦЫБ С. А. Спасибо большое за вопрос, Владимир Лазаревич. Абсолютно очевидно, что есть проблема с медицинским применением и выпиской соответствующих медицинских документов с целью назначения подобных препаратов. Мы знаем, что Министерство здравоохранения проводит активную работу в части выработки соответствующих мер, для того чтобы таких опасений было как можно меньше и как можно меньше было подобных случаев, чтобы врачи могли комфортно назначать определённые препараты данной группы. Мы понимаем, что ответственность за это прописана достаточно суровая в действующем законодательстве. Мы, со своей стороны, параллельно той работе, которую ведём по данному законопроекту, работаем над изменениями в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности, для того чтобы не было проникновения наркотических средств в незаконный оборот вследствие принятия этого закона, когда такое производство будет налажено, дополнительную меру ответственности в Уголовный кодекс мы, соответственно, внесём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопрос к докладчику, и он также касается обеспечения безопасности - темы, которую затронул Николай Васильевич. Вот смотрите, согласно проектируемым новеллам культивирование наркосодержащих растений в промышленных целях может осуществляться в том числе индивидуальными предпринимателями. На ваш взгляд, уважаемый Сергей Анатольевич, будут ли достаточными меры контроля за данным видом деятельности, прежде всего за деятельностью индивидуальных предпринимателей, не потребуется ли принятия новых правовых механизмов как в части, касающейся качества и эффективности, так и в части, касающейся безопасности данного вида деятельности? Я подчеркну: мы разрешаем данный вид деятельности для индивидуальных предпринимателей... (Микрофон отключён.) ЦЫБ С. А. Спасибо большое за вопрос, уважаемый Анатолий Борисович. Ну, прежде всего хочу констатировать, я уже сказал об этом, что и культивирование, и переработка, и производство в рамках данного законопроекта - это государственная монополия, индивидуальные предприниматели ничего культивировать, перерабатывать не смогут, я имею в виду именно наркосодержащие растения маковой группы. Вы, наверное, говорите о том, что сегодня индивидуальные предприниматели имеют право культивировать коноплю и другие наркосодержащие виды этого растения в промышленных целях. В данном случае речь идёт именно о маке, в данном случае речь идёт о том, что полностью распространяется государственная монополия на это и только государственные предприятия будут иметь право культивировать, перерабатывать и производить соответствующие препараты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Анатолий Борисович, я хотел бы добавить и ещё раз пояснить. Для удовлетворения потребностей Российской Федерации в субстанциях для производства наркосодержащих лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения нам необходимо около 500 килограммов сухого вещества, это будут обеспечивать два государственных предприятия. А что касается промышленного выращивания конопли индивидуальными предпринимателями, я хочу пояснить, что конопля бывает разная, есть и ненаркосодержащая, и мы расширяли эти понятия. В данном законопроекте речь идёт о государственной монополии, я это подтверждаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, в своём докладе вы сказали, что нам необходимо... вернее, что мы завозим порядка 400 килограммов субстанций. А можете сказать, на какую сумму мы импортируем данное сырьё? Это первый вопрос. И второй вопрос. Я хотел бы повторить, конкретизировать, чтобы у нас не было недопонимания или каких-то опасений: может быть, мы на самом деле исключим индивидуальных предпринимателей из этой цепочки? У нас есть госпредприятия: одни работают по медицинскому направлению, другие - по промышленному направлению. Может быть, на этом и остановиться, не запускать в эту цепочку индивидуальных предпринимателей, пусть всё это делают госпредприятия под жёстким контролем государства? ЦЫБ С. А. Спасибо большое за вопросы. Андрей Геннадьевич. По поводу индивидуальных предпринимателей я сказал уже, что это имеет отношение именно к конопле, которая выращивается в промышленных целях, к отдельным её сортам. К теме данного законопроекта индивидуальные предприниматели не имеют никакого отношения, здесь речь идёт о полностью государственной монополии, только государственные предприятия смогут это делать. Что касается ввоза. Ввозится, действительно, более 400 килограммов именно опиоидной группы фармацевтических субстанций на сумму приблизительно 150 миллионов рублей. Но здесь не в деньгах дело, дело в зависимости - российские предприятия вынуждены сегодня импортировать, так как есть ограничения по культивированию, по переработке и производству этих фармсубстанций в Российской Федерации, поэтому импортозависимость в этом сегменте практически стопроцентная, всё сырьё сегодня мы завозим из-за рубежа, так как закон не позволяет делать иначе. Именно снижение импортозависимости как элемент лекарственной безопасности - это касается группы анальгетиков центрального действия, используемых для оказания реальной помощи большому количеству пациентов, которые нуждаются и в паллиативной помощи, и в обезболивании, - вот это, на мой взгляд, основная цель законопроекта, который действительно снимает такого рода ограничения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня тоже к Сергею Анатольевичу вопрос. Сергей Анатольевич, в каких регионах планируется возделывание? Я так понимаю, речь идёт об опиумном маке в основном. Это первое. Второе. Насколько мы закроем нашу потребность в этом сырье для лекарственных препаратов? И третье. Будут ли готовы все необходимые нормативные акты - а их будет большое количество - к принятию законопроекта в третьем чтении? ЦЫБ С. А. Спасибо большое за вопросы, Алексей Владимирович. Мы все проекты нормативных актов к принятию законопроекта в третьем чтении подготовим, их сегодня около одиннадцати разного уровня - это и изменения в нормативные акты Правительства Российской Федерации, и изменения в законодательство. В этой части мы уже активно работаем, и весь перечень документов будет подготовлен. Что касается производства. Мы закроем на сто процентов, в полном объёме всю потребность Российской Федерации по этой группе препаратов и будем полностью независимы, не будем зависеть ни от каких импортных поставок, ни от каких импортных производителей, которые сегодня поставляют сырьё в Российскую Федерацию. И третий вопрос, о регионах. В советское время, если брать опыт Советского Союза, это был Центрально-Чернозёмный район, поэтому, скорее всего, это будут регионы Центрально-Чернозёмного района Российской Федерации. И ещё хотелось бы сказать, что объём посевных площадей не такой значительный. По расчётам, для того чтобы закрыть потребность Российской Федерации, нужно приблизительно 200 гектаров. Будем определять те регионы, где будет происходить выращивание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, выращивание в промышленных объёмах даже якобы не содержащей наркотики конопли, которую собирались выращивать на Дальнем Востоке, было, слава богу, остановлено лет пять-десять назад. Вы говорите о санкционных странах. Иссык-Кульская долина - это Казахстан и Киргизия, они даже в единое экономическое пространство с нами входят. Рассматривался ли в рамках интеграции вопрос выращивания там? Там уже всё это растёт, даже без промышленного выращивания. Может, это лучше, чем открывать ящик Пандоры в нашей стране? 400 килограммов - это 4 тонны сухого мака, потому что опиаты идут один к десяти. Почему вот эта тема не звучит? И как-то очень... (Микрофон отключён.) ЦЫБ С. А. Уважаемый Геннадий Григорьевич, спасибо большое за вопрос. Ну, прежде всего хотелось бы сказать, что инициатива, которая сейчас предлагается в рамках законопроекта к принятию, согласована с Международным комитетом по контролю за наркотиками. В 2017 году, напомню, осенью, 120-я сессия ассамблеи данного комитета приняла решение, которое позволило Российской Федерации подготовить такой законопроект и внести соответствующие изменения. На сегодняшний день конвенцией запрещено это выращивать во всех странах на постсоветском пространстве, кроме Российской Федерации и Украины, то есть сейчас ни одна из этих республик не имеет права этого делать. И речь идёт о том, чтобы под полным государственным контролем и надзором создать производство именно той группы препаратов, которая нужна для медицинских целей с точки зрения потребностей Российской Федерации, для того чтобы полностью исключить импортозависимость в этом сегменте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Уважаемый Геннадий Григорьевич, у нас есть материальная база для производства и технологии для качественной переработки и получения высококачественного сырья - почему Россия должна отдавать этот вид производства? 200 гектаров - это не ящик Пандоры. Мы можем обеспечить их безопасность техническими средствами: органы Росгвардии и органы МВД дали положительное заключение, они готовы это обеспечить; у нас очень много друзей, но лучшие друзья - армия и флот. Кроме того, производство полного цикла - это решение задачи Российской Федерации по самообеспечению. Я думаю, нам надо и в этом вопросе обеспечить собственную национальную безопасность. К тому же мы не выполняем указ президента в части обеспечения производства 90 процентов лекарств из списка жизненно необходимых, ведь большинство этих наркотических лекарственных препаратов входит в этот список - я считаю, что России ничего не мешает... Более того, мы точно сделаем эту субстанцию не дороже, даже чисто технологически. Конечно, с партнёрами надо работать, но и про себя не надо забывать - мне кажется, это правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Петрович, идея законопроекта правильная, но я хотел бы напомнить, что не так давно по инициативе Председателя Государственной Думы у нас была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, возглавляет её Брыкин Николай Гаврилович, и, если кому-то неизвестно, в состав группы помимо депутатов и членов Совета Федерации вошли руководящие работники из всех 25 заинтересованных федеральных ведомств и известные учёные. Так вот данный законопроект поступил в рабочую группу, но пока никаких решений не принято, да, собственно, ещё и не было его обсуждения. Может быть, до того, как здесь решать, дождаться позиции рабочей группы? Сами создали группу - и сами же её сейчас игнорируем! ПЕТРОВ А. П. Уважаемый Юрий Петрович, на законопроект получены положительные заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, Комитета по охране здоровья, Комитета Совета Федерации по социальной политике, 76 положительных отзывов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ни одного отрицательного, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы - замечаний никто не имеет. Чего мы хотим ждать? Мы хотим запретить производство? Мы хотим дальше работать с импортными субстанциями и ждать, когда нам прекратят их продавать, а потом будем работать по принудительной лицензии? Мне кажется, не надо смешивать два вопроса. Вопрос уголовный, может быть, надо рассматривать, и здесь, скорее всего, будут дополнения после принятия законопроекта в первом чтении, но этот законопроект станет основой для развития в том числе и уголовного права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Сергей Анатольевич, понятно, что вопрос имеет два аспекта: первый - безопасность, второй - экономический эффект. Безопасность мы, наверное, обеспечим, когда организуем собственное производство. А вот экономический эффект? Тут прозвучало, что мы закупаем сейчас по монопольно высоким ценам, - если мы организуем собственное производство, сколько мы сэкономим бюджетных средств благодаря этому проекту? ЦЫБ С. А. Федот Семёнович, по предварительным расчётам, субстанция, которая будет производиться на территории России, будет дешевле на 20 процентов, это существенная экономия. Ещё раз говорю: здесь, конечно, есть и экономический эффект, но главное, что мы полностью снимем зависимость государства от поставщиков сырья из-за рубежа по этой очень чувствительной и очень важной группе лекарственных препаратов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЕТРОВ А. П. Уважаемый Федот Семёнович, монопольно высокая цена... Цена - это понятие, связанное со стоимостью одного килограмма или единицы веса, а сумма закупки - это другое понятие. 150 миллионов рублей - это вроде бы небольшая сумма (такова сумма закупки для Российской Федерации в целом), закон, безусловно, даст экономию, но это не приоритетный вопрос. Вопрос национальной безопасности, вопрос оказания своевременной паллиативной помощи, вопрос производства качественных лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения - вот наиважнейшие вопросы. Мы этот законопроект видим как социально значимый прежде всего, он, безусловно, экономически выгоден, но это на втором месте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Сергей Анатольевич, законопроект, несомненно, полезный, наша фракция поддержит его в первом чтении. Однако вот уже коллеги задавали вопросы: будет осуществляться охрана посевов наркосодержащих растений, объекты будут оснащаться инженерно-техническими средствами охраны - есть ли прогноз, каким образом предлагаемые меры повлияют на ценообразование в отношении лекарственных средств? ЦЫБ С. А. Игорь Андреевич, как я уже сказал, предварительные расчёты показывают, что препараты, которые будут производиться по принципу полного цикла на территории Российской Федерации, будут дешевле на 20 процентов. Поскольку это сфера государственной монополии, государство сможет регулировать и ценообразование в отношении этих препаратов: как сказал Александр Петрович, вся группа препаратов, которые производятся из этих субстанций, входит в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, цены на которые регулирует государство. Я думаю, есть все экономические и административные ресурсы, которые позволят сделать ценообразование комфортным как для бюджета, так и для пациентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Совсем недавно мы обсудили и приняли закон о паллиативной медицине, что, в общем-то, было очень благоприятно воспринято нашими гражданами. И мы заявили о том, что с учётом реализации этого закона мы действительно столкнулись с массовым дефицитом соответствующих лекарственных препаратов, сейчас на этот счёт высказываются определённые опасения. Вы помните, что, обсуждая законопроект о внесении в законы "О средствах массовой информации" и "О рекламе" изменений, касающихся запрета рекламы активных психотропных веществ, мы уже затрагивали эту тему и говорили о том, что посетили ряд эндокринных предприятий. Сейчас я вижу среди тех, кто представляет этот законопроект, руководителей соответствующих эндокринных предприятий, причём в их числе исключительно те, кто прошёл длительную службу в органах по контролю за незаконным оборотом наркотиков, в частности Михаил Юрьевич Фонарёв. Я думаю, что Михаилу Юрьевичу в самый раз дать слово. Почему? Потому что эти люди чувствуют свою ответственность за контроль над распространением и применением этих медицинских препаратов. Михаил Юрьевич, не уходите от дискуссии, ведь, когда мы рассматривали законопроект о паллиативной медицине, одна из инициаторов здесь сумела достучаться до депутатского корпуса и доходчиво объяснить необходимость его принятия! Замечу, что мы ужесточаем административную и уголовную ответственность теми законами, которые принимаем, мы возлагаем на себя ответственность и правоохранительные органы берут на себя ответственность. Ну а не выполнив поставленные нами задачи в части паллиативной медицины, мы просто скомпрометируем ранее принятые нами решения, у нас нет сейчас другого выхода, кроме как подкрепить принятые решения очередным законодательным актом. Я прошу всех осознать важность момента и поддержать данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кобзев Юрий Викторович. КОБЗЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Знаете, есть законопроекты, которые надо было бы принять ещё вчера, и данный законопроект относится именно к таким. Вопрос обеспечения пациентов обезболивающими - это всё-таки и вопрос национальной безопасности. Если кто не видел страданий людей, которые не получают обезболивания, я вам желаю никогда этого не увидеть. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, потому что, во-первых, это наша безопасность, во-вторых, это наши люди, в-третьих, это наше производство. Если мы поднимаем вопросы контроля за производством таких фармацевтических субстанций, то, коллеги, наверное, надо сделать так, чтобы кто-то съездил на эти заводы и посмотрел, под каким контролем находится процесс производства. В процессе обсуждения данного законопроекта в Комитете по охране здоровья мы уже проследили, какие меры предполагаются Росгвардией для осуществления контроля за производством фармацевтических субстанций на территории России. Мы будем голосовать за и призываем всех коллег подумать о наших гражданах и проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Уважаемые коллеги, совсем недавно в нашей истории принимался закон о запрете культивирования на территории нашей страны наркотиков, прежде всего опиатной группы, тяжёлых наркотиков, и основания для такого запрета были очень серьёзные. Для того чтобы обеспечить всех шприцевых наркоманов в нашей стране, пять лет назад нужно было 42 тонны опия, он в ассортименте поступает, конечно, из Афганистана через наши среднеазиатские республики. И вот на фоне этого мы прежде всего из уст врачей слышим о том, что всё просмотрено, всё готово и будет обеспечена защита; уважаемый докладчик сказал об изменениях в каком-то одном из законов; наш коллега сказал, что ко второму чтению нам будут представлены некие подзаконные акты. Но я хотел бы сказать, что для меня эта тема не новая, она очень серьёзная, я знаю её, может быть, даже глубже, чем докладчик и содокладчик, поэтому я не хотел бы слушать от своего коллеги взамен ответа на вопрос нравоучения. Конечно же, мы этот законопроект сегодня примем в первом чтении, но я просил бы обратить внимание на всю серьёзность принятия этого решения. И если мы не увидим ко второму чтению серьёзных, продуманных, проработанных изменений в законодательные акты, а может быть, даже каких-то дополнительных мер, представленных прежде всего со стороны силовых структур, а не со стороны комитета по здравоохранению, не увидим, что будет принято, для того чтобы это было безопасно, я думаю, надо будет более серьёзно к этому вопросу подойти. В противном случае мы, кроме почти открытого шлюза для прохождения через нашу страну наркотрафика, получим ещё и своё выращивание. А как находятся лазейки, чтобы вместо 400 килограммов производить несколько тонн, но при этом их не учитывать, мы знаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, добрый день! Хотел бы два слова сказать о законопроекте. От фракции поставьте время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступление. НАТАРОВ С. В. Мы, как всегда, запаздываем лет на двадцать, наверное. Сейчас сложилась такая ситуация, что практически 100 процентов субстанций для производства наркотических препаратов в России мы завозим, не имеем вообще ничего своего. Вот в 90-е годы был введён запрет на массовое выращивание мака, это было сделано ещё в рамках антиалкогольной кампании, которая началась с 1987 года. На сегодняшний день все компании, производящие субстанции, находятся в Европе, они зарегистрированы в основном в Америке, в Великобритании, поэтому, конечно же, в любой момент в рамках санкций может прекратится завоз субстанций в Россию, и наши больные останутся без препаратов, в том числе дети. На сегодняшний день фармацевтическая промышленность в России очень сильно продвинулась: по данным за 2017 год, доля жизненно важных препаратов, которые производятся в России, составляет 80 процентов - такого рывка никогда не было. Но есть ещё препараты для лечения сложных заболеваний, онкологических и других, в части производства которых у нас всё-таки сохраняется зависимость, в том числе это касается и наркотических препаратов, производство которых мы сегодня обсуждаем. Буквально вчера мы рассматривали законопроект нашего коллеги Тумусова о борьбе с сахарным диабетом - ряд препаратов для лечения таких больных тоже завозится из-за рубежа, здесь мы тоже зависимы. Этот вопрос необходимо разделить на несколько частей. Что касается национальной безопасности, то, безусловно, России необходимо восстановить своё производство, которое было в своё время закрыто. И 200 гектаров будет достаточно, чтобы обеспечивать производство практически ста процентов соответствующей субстанции. Конечно, остаётся много моментов, которые необходимо ко второму чтению скорректировать. Более того, я хочу вам доложить, что под действие этого закона подпадёт и промышленное производство конопли в России. В 2018 году промышленное производство осуществляли пять крупных производителей и около 30 мелких, а на входе стоят ещё около 100 производителей, готовых развивать эту отрасль. В рамках регулирования Минсельхоза и в соответствии с постановлением правительства в 2018 году было засеяно коноплёй порядка 8 тысяч гектаров, в 2019 году будет засеяно вдвое больше, к 2020-2024 годам будет засеяно коноплёй около 600 тысяч гектаров в России. Из этой конопли производят волокно, композиты, всё, что касается промышленности. Ассоциация коноплеводов, конечно, обеспокоена тем, что, возможно, в связи с принятием этого закона произойдёт некое ужесточение в данной сфере. Но и сегодня меры безопасности в рамках производства промышленных сортов конопли, которые не содержат психотропных веществ (там содержится не более 0,1 процента тетрагидроканнабинола, на сегодня выращивание только таких сортов разрешено в России), такие жёсткие, что обеспечение безопасности в отношении 200 гектаров посевов мака, который будет у нас выращиваться, думаю, не может вызывать никакого беспокойства. Сегодня в России нужно собственное производство наркотиков, которые будут применяться при оказании медпомощи больным, в том числе паллиативной помощи, закон о которой мы недавно приняли. Фракция ЛДПР поддерживает развитие собственного производства, мы считаем, что зависимость от западных стран, тем более в нынешнее время, с учётом того что речь идёт о помощи нашим больным, должна быть устранена. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово. ЦЫБ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В первую очередь хотелось бы поблагодарить за такой конструктивный подход. Мы обязательно учтём все замечания и предложения, которые сегодня поступили. Уважаемый Геннадий Григорьевич, мы понимаем всю ответственность, понимаем, что нужно дополнительно принять соответствующие изменения в большое количество нормативных документов, перечень таких нормативных документов уже есть, он идёт приложением к данному законопроекту. Мы подготовим все соответствующие изменения в законодательные нормы, в нормативно-правовую базу, которая обеспечивает в том числе и все режимы безопасности. Мы ведём очень активную работу совместно с силовыми структурами в этом направлении, поэтому обязательно все эти замечания учтём. Ещё раз благодарю за такой подход, будем так же активно работать и в дальнейшем. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 28 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.