Заседание № 228
О проекте федерального закона № 621312-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части участия Российской академии наук в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Владимирович Смирнов. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен Комитетом по просвещению к рассмотрению в третьем чтении. Просим поддержать позицию комитета и принять федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, мы, естественно, предлагаем поддержать данный законопроект и надеемся, что принятие закона скажется на качестве школьных учебников для наших ребят. Вместе с тем я хотел бы обратить внимание на три обстоятельства. Первое, мы совместно с председателем комитета Сергеем Владимировичем давали поправку по поводу того, чтобы наряду с Российской академией наук в экспертизе участвовала Российская академия образования, и думаю, что эта идея остаётся актуальной. Правда, это уже не в закон, а в подзаконный акт. Второе, коллеги, нужно менять не только тех, кто экспертирует, но и сам характер проводимой экспертизы. До недавнего времени предполагалось, что эксперты могут работать с авторами учебников, для того чтобы улучшать тексты этих учебников в процессе работы над ними, а не потом, задним числом принимать решение - да или нет. Вот возвращение к прежней процедуре экспертизы учебников нам кажется очень важным. И третья позиция. Уважаемые коллеги, я уже её озвучивал и повторю ещё раз. Как мне представляется - а я читаю школьные учебники по гуманитарным предметам, - у нас есть ещё одна важная проблема: школьные учебники крайне переусложнены, что мешает детям усваивать материал и, соответственно, понижает общий уровень, в частности, гуманитарной грамотности. Мне кажется, что к работе над учебниками должны быть привлечены и школьные учителя, и популяризаторы науки. Законопроект просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Уважаемые коллеги, на рассмотрении этого вопроса у нас присутствуют президент Российской академии наук Геннадий Яковлевич Красников и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Гумерова Лилия Салаватовна. Давайте их поприветствуем. (Аплодисменты.) Ольга Михайловна Казакова, пожалуйста. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта. И мотив здесь совершенно очевиден: улучшение качества подготовки наших учебников и улучшение качества процедуры - это тема очень важная. Мы с вами, коллеги, все депутаты Государственной Думы, всегда в этом зале говорим о том, что нам необходимо (и занимаемся этим) совершенствовать все механизмы, которые связаны с качеством обучения, воспитания, формирования полезных навыков у наших детей. И безусловно, повышение качества образования - это важнейшая государственная задача. Учебники и учебные пособия являются важным элементом выполнения этой задачи - повышения качества образования, поэтому мы с вами в 2022 году приняли закон о том, что теперь готовятся государственные учебники для наших школ. Уважаемые коллеги, подготовка, экспертиза, апробация учебников входят в процесс их создания. И, подключая накопленный потенциал, опыт Российской академии наук, безусловно, мы усилим и укрепим процедуру подготовки этих учебников и качество экспертизы. Это очень важно, потому что экспертиза - это контроль за тем, что получают, знают в результате наши дети. Поэтому мы поддерживаем данный законопроект и будем в дальнейшем заниматься совершенствованием повышения качества образования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция ЛДПР также поддерживает данный законопроект. И мотивы все понятны. Непонятны только две вещи: первое - почему в какой-то момент Российская академия наук была исключена из участников экспертизы, и второе - кто это сделал и по каким основаниям? Вот это действительно остаётся непонятным. Так же, как непонятно и то, что при общественных обсуждениях вносился ряд инициатив, которые, по сути, при принятии данного законопроекта с теми изменениями, которые могли бы быть в рамках дополнений, поправок, пересмотров каких-то позиций, могли бы уменьшить влияние Российской академии наук на проводимую экспертизу. Да, долгое время мы видели, как проходила эта экспертиза и само написание учебников. За авторскими правами, которые получали авторы учебников, крылись достаточно серьёзные гонорары, которые чуть ли не пожизненно эти авторы получали, однако содержание их и содержание тех предметов, которые преподавались в школе, зачастую вызывали вопросы и смех в Интернете. Бурное обсуждение вызывало то, что, ну, зачастую были дурацкие примеры, какие-то задачи, решения, идеи - всё это транслировалось в российских учебниках. Сейчас же, с принятием данного законопроекта, мы надеемся и уверены, эксперты Российской академии наук, академики, членкоры, безусловно, внесут решающий вклад в то, что наши учебники, с одной стороны, перестанут содержать какие-то ляпы, а с другой стороны, станут более серьёзно проработанными. Сегодняшняя школа нуждается в учебных пособиях, которые не просто содержали бы какие-то примеры или задачи, но, по сути, выстраивали вот эту линейку безотрывного образования, которое сказывается всецело позитивно на создании личности обучающегося, школьника. Это было бы правильно. Ещё раз, высказывая позицию фракции ЛДПР о поддержке данного законопроекта, мы понимаем, что сегодня, помогая Российской академии наук, повышая её статус, мы помогаем не только себе, но и всей нашей стране. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. Геннадий Яковлевич и Лилия Салаватовна, если вы считаете нужным что-то сказать, мы вам с удовольствием предоставим такую возможность. Пожалуйста, Лилия Салаватовна Гумерова. ГУМЕРОВА Л. С., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотела бы поблагодарить вас за поддержку. Уверена, что вы и сегодня в третьем чтении поддержите наш законопроект. Выступая в Кремлёвском дворце на мероприятиях по случаю 300-летия Академии наук, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин очень чётко сказал, как важно повышать роль Российской академии наук с учётом современных вызовов. Буквально несколько месяцев назад у нас состоялся "правительственный час" с участием президента Российской академии наук Геннадия Яковлевича Красникова, и эта инициатива, которая разработана под председательством Валентины Ивановны Матвиенко, является результатом как раз одного из решений, принятых по итогам "правительственного часа". Безусловно, это только первый значимый шаг, об этом говорил Олег Николаевич. Мы обязательно продолжим работу, и с Сергеем Владимировичем мы уже это обсуждали, будет создана система мер по повышению качества не только учебников, но и в целом системы образования в нашей стране. Благодарю вас, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лилия Салаватовна. Геннадий Яковлевич, пожалуйста. КРАСНИКОВ Г. Я., президент Российской академии наук. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые депутаты! Я хотел бы отметить, что подрастающее поколение - это сегодня важнейший вопрос для нашей страны. В своё время президент Кеннеди после полёта первого космонавта Юрия Гагарина сказал знаменитые слова: космическую гонку Соединённые Штаты Америки проиграли за школьной скамьёй. Так что школьное образование сегодня как никогда актуально. Хотел бы отметить, что на определённом этапе Академия наук вышла из экспертизы, и в разговоре Владимир Владимирович у меня тоже интересовался, как так произошло. Это произошло где-то в период 2015-2018 годов, когда Министерство просвещения исключило Российскую академию наук, - мы считаем, что это на пользу не пошло. Мы будем комплексно смотреть - не только контент учебников, но и, учитывая, что в Российской академии наук фактически все направления есть (и психология, и общественные науки, и точные, в том числе и медицинское отделение), конечно, будем принимать во внимание, в состоянии ли школьник освоить конкретный материал, как это будет влиять на его психологию, здоровье, какие сопутствующие дисциплины даются, чтобы это также помогало освоить материал. И конечно, мы будем привлекать Российскую академию образования, для того чтобы была правильная экспертиза. Я считаю, что сегодня рассматриваются важнейшие вопросы. Академия наук готова активно принимать участие в этом для проведения объективной экспертизы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Большое спасибо, Геннадий Яковлевич. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию по законопроекту. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 30 мин. 31 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Закон принят единогласно. Геннадий Яковлевич, Лилия Салаватовна, спасибо большое за участие в работе.
Заседание № 227
О проекте федерального закона № 621312-8 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части участия Российской академии наук в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
26-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Виктор Владимирович Смирнов. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается установить, что в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий участвует федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук". Ко второму чтению поправок к законопроекту не поступило. Все необходимые экспертизы законопроект прошёл и подготовлен нами к рассмотрению во втором чтении. Предлагается одобрить текст законопроекта и принять его во втором чтении. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Коллеги, поправок нет. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 55 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно во втором чтении. Пожалуйста, Виктор Владимирович. СМИРНОВ В. В. Коллеги, просим поддержать предложение о включении законопроекта в порядок работы на 24 июля, на завтра, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 621312-8 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части участия Российской академии наук в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Людмила Николаевна Скаковская. СКАКОВСКАЯ Л. Н., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен в целях улучшения качества учебной литературы, для чего предлагается закрепить участие Российской академии наук в проводимой Минпросвещения России экспертизе учебников и разработанных с ними в комплекте учебных пособий, которые включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. До внесения в 2019 году изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее экспертизу учебников, РАН проводила научную экспертизу учебников. Учебники являются важнейшим элементом образовательного процесса, а их уровень, их качество зависят от экспертизы. Сейчас каждый день происходит удвоение объёма научных знаний, поэтому контроль за соответствием содержания учебной литературы современным научным представлениям становится особенно актуальным. Эффективное функционирование системы научной экспертизы было обусловлено в том числе наличием специальной методики и проведением экспертизы представителями высочайшей научной квалификации. Предложение РАН о возобновлении проведения экспертизы учебников поддержал всецело наш президент Владимир Владимирович Путин. При обсуждении данного вопроса на пленарном заседании Совета Федерации Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко отметила, что учебники не должны выходить в свет без экспертизы, заключения Академии наук. Уважаемые коллеги, принимая во внимание изложенное и социальную значимость законопроекта, просим поддержать рассматриваемый законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Николаевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее. Прежде всего, уважаемые коллеги, в соответствии с изменениями, внесёнными нами в Федеральный закон "Об образовании...", с сентября 2022 года был введён новый порядок разработки учебников для общеобразовательных организаций, в котором существенным элементом является государственный заказ на разработку учебников и в комплекте с ними учебных пособий. Содержание учебников и учебных пособий должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным основным общеобразовательным программам, в связи с чем комитет отмечает необходимость участия экспертов Российской академии наук в подготовке указанных основополагающих документов по организации общего образования в нашей стране. В соответствии с тем порядком, который утверждён Министерством просвещения Российской Федерации, на сегодняшний день в экспертизе учебников участвует не менее трёх экспертов, а также двух экспертных организаций, их отбором занимается уполномоченная Министерством просвещения подведомственная организация, обязательное участие, присутствие РАН среди экспертов не предусмотрено. На наш взгляд, концепция рассматриваемого законопроекта, обеспечивающая привлечение экспертов РАН к экспертизе всех учебников, используемых при реализации программ общего образования, безусловно, будет способствовать улучшению их качества. Вместе с тем, уважаемые коллеги, комитет отмечает, что потенциал экспертных возможностей РАН может быть в большей степени использован при участии научных руководителей авторских коллективов из числа членов Российской академии наук непосредственно в подготовке учебников и учебных пособий. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по просвещению рекомендует принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И. Людмила Николаевна, ну, нынешние школьные учебники не систематизированы, информация там очень тяжёлая для восприятия. Труды Циолковского, труды Вернадского понятны и популярны, но научность Академии наук приводит к тому, что эти труды переделываются и представляются таким образом, что становятся непонятными для людей. Вот кураторство Академии наук не сделает ли учебники ещё более, так сказать, научностными и сложными для восприятия? И когда вообще учебники станут понятными не только для детей, но и для родителей? Ведь не секрет, что сейчас родители вместе с детьми разбирают то, что написано в учебниках, и не всегда всё понимают. СКАКОВСКАЯ Л. Н. Могу ответить, Иван Иванович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно. СКАКОВСКАЯ Л. Н. Уважаемый коллега, вопрос ваш понятен, и я думаю, что вопрос о содержании учебников, вопрос об оформлении учебников, вопрос о преподнесении материала в учебниках детям, родителям, бабушкам, дедушкам, потому что в учебники смотрят все, - это вопрос национальной безопасности и, я считаю, очень серьёзная и государственная задача. Уважаемые коллеги, если вы сейчас откроете в своём телефоне Интернет и наберёте в поисковой строке "ошибки или ляпы в школьных учебниках", вы просто удивитесь, какое количество ляпов в учебниках на сегодняшний день. Есть специальные разделы, есть специальные сайты, где можно посмотреть эти ошибки. Но я думаю, что каждый из нас прекрасно знает, видел и у собственных детей и внуков все эти ошибки. Я думаю, что экспертное сообщество Российской академии наук будет представлять именно вот ту часть, научную часть, которая, будучи изложенной простым, доступным, ясным языком, но очень грамотно, позволит понять каждому ученику, каждому ребёнку, каждому родителю и каждому учителю то, что содержится в серьёзных научных теориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. Уважаемая Людмила Николаевна, в своём докладе вы сказали, что до 2019 года Российская академия наук проводила научную экспертизу учебников. У меня вопрос: почему тогда она была прекращена? И можете ли вы привести примеры ошибок в учебниках истории, которые Российская академия наук выявила? СКАКОВСКАЯ Л. Н. Благодарю за вопрос. Есть замечательная презентация Российской академии образования, там более 50 слайдов, показаны ошибки, которые вольно или невольно сделаны, из многих учебников - и по истории, и по литературе, и по математике, и по естественным наукам. Возможно, это некачественно прочитанные материалы, возможно, кто-то недосмотрел или недобросовестно отнёсся к делу. Я считаю, что фактических ошибок, я уже не говорю о ляпах пунктуационных, стилистических и грамматических, просто не должно быть. И я уверена, что с приходом как можно большего количества солидных научных экспертов учебники станут более качественными. Но вот, вы совершенно правы, в 2019 году как-то получилось так, что Академию наук не включили в экспертное сообщество, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. СМИРНОВ В. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы пояснить. Мы с вами принимали изменения в закон все вместе в связи с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт не содержал компонент и основным параметром, который задавал содержание школьного образования, были контрольно-измерительные материалы и кодификаторы при проведении единого государственного экзамена. Коллективно мы эту практику стали изменять, теперь федеральный государственный образовательный стандарт содержит содержательный компонент, и, соответственно, исходя из этого содержание образования уже задано. А что касается экспертизы учебников, Российская академия наук была исключена из числа экспертов учебников только потому, что было записано, что учебники и учебные пособия точно должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту и федеральным основным образовательным рабочим программам. В связи с этим сейчас мы с вами вносим просто уточнение, не отказываясь от главного - что отправной точкой для написания учебника является федеральный государственный образовательный стандарт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемая Людмила Николаевна, безусловно, поддерживаем закон, мы обсуждали эту инициативу на Совете законодателей, это были предложения и депутатов Государственной Думы. Но вот в настоящее время в том законопроекте, который мы видим, не даётся ответ на вопрос: а какова будет процедура? Понимаете, ведь все нюансы и все детали влияют на качественный результат. Да, мы имели опыт, когда фактически ООО "Лютик" и "Ромашка" были экспертами образовательных программ, учебников. Сейчас, вводя правильный подход и нормы о включении Российской академии наук, мы всё-таки должны законодательно закрепить требования к процедуре. Если мы это оставим в зоне неопределённости и если это уйдёт на подведомственный уровень, то мы... Вот, например, видели сейчас программы по воспитанию и для вожатых - остаётся огромное множество вопросов. Для того чтобы нам качественно довести до правильного результата, предложение: давайте ко второму чтению вместе подумаем над тем, чтобы заложить безусловные требования к процедуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, это предложение. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Людмила Николаевна, мы поддержим законопроект, но у меня вопрос вот какой. Долгое время каждый российский учебник подвергался трём экспертизам - научной (Российская академия наук), педагогической (Российская академия образования, как правило), общественной (различные общественные организации), а учебники по истории - ещё и культурно-исторической (Российское историческое общество). Скажите, почему при этом за эти годы количество претензий к школьным учебникам практически не сократилось? СКАКОВСКАЯ Л. Н. Уважаемый Олег Николаевич, я думаю, что Ирина Яровая совершенно права, качество экспертов, выбор экспертов и ответственность экспертов должны быть определены на очень серьёзном законодательном уровне. И думаю, что постановлениями и приказами исполнительной власти, наверное, тут не обойтись, поэтому работа предстоит очень серьёзная и большая, ведь любой учебник должен быть эталонным. Мы представить себе не можем, чтобы в Советском Союзе в каком-то учебнике нашли ошибку или опечатку или что-то неправильно где-то было сказано. Ну вот сегодня, к сожалению, нам приходится разбираться с данным вопросом. Я не сомневаюсь, что общими усилиями мы его решим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Николаевна. Виктор Владимирович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, прежде чем я спрошу, будут ли желающие выступить, я хочу проинформировать, что у нас сегодня выступлений представителей фракций не будет, все высказали пожелание сегодня не выступать. Поэтому мы с вами ещё поработаем с законопроектами: завтра и послезавтра у нас не будет практической возможности рассматривать законопроекты в первом чтении, поэтому мы сегодня ещё немножко поработаем. Коллеги, по 22-му вопросу будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, в любом вопросе, который мы рассматриваем здесь, в этом зале, да и вообще в жизни, главное - это целеполагание. Так и в написании учебника самое главное - мы должны для себя выбрать, для чего мы это делаем, для чего мы создаём тот или иной учебник. Возможно, мы это делаем для того, чтобы воспитывать и образовывать полноценную личность, вот как это написано во ФГОС. Однако всё это скатывается к тому, что мы готовим к тому или иному экзамену, либо проверочной работе, либо временно проверочной перед проверочной работе и так далее и тому подобное. Какие бы мы ни принимали законы об уменьшении бюрократической нагрузки на педагога, педагогического работника, какие бы мы ни принимали законы о том, что мы снимаем тот или иной гнёт контрольных, или какие-то внутриведомственные акты, которые так или иначе что-то регулируют, воз и ныне там. И нормотворческая практика, связанная с тем, что мы контролируем те или иные решения, особенно во фракции ЛДПР, от которой я выступаю и которая поддерживает принятие данного законопроекта, показывает, что, к сожалению, как бы мы ни упражнялись в этом, проблемы серьёзные есть именно исходя из того, что целеполагание в образовании, особенно в школьном образовании, связано с итоговой аттестацией. И мы видим, к чему это приводит. Хочу сказать ещё раз о том, что фракция ЛДПР поддержит принятие данного законопроекта. Мы также поддерживаем усиление роли Российской академии наук на площадке школьной, особенно в вопросах, связанных с анализом школьной программы теми институтами, теми учёными, которые сегодня в составе РАН работают очень активно. И в вузовском контуре усиление, особенно в вопросах, связанных с аттестационной комиссией, мы тоже поддерживаем. Ну и конечно же, нам очень важно, чтобы были понятные правила работы этих экспертов, - то, о чём сказала Ирина Анатольевна, здесь наши мысли соотносятся. Безусловно, мы должны проанализировать то, как и почему было отменено решение в 2019 году. В чём здесь основная проблема - в том, что всё перекидывалось на плечи, условно, тех организаций, которые безответственно подходили к экспертизе, или просто кто-то в министерстве хотел уже при обновлении состава всё больше и больше контролировать процесс издательской деятельности? Ведь смотрите, что получается: у нас министерство контролирует через уполномоченные советы и внутри ряда издательств те или иные процессы, определяет государственную программу, некоторые чиновники определяют политику в сфере подготовки экспертизы, а воз и ныне там, ляпы, которые можно увидеть в Интернете и посмеяться вместе с родителями или поплакать вместе с учителями, присутствуют, как и были до этого. Я от фракции выступлю, но не буду всё время использовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Безусловно, нам важно будет понять экспертный потенциал тех, кто будет этим заниматься, именно парламенту, потому что парламент, принимая данное решение, несёт ответственность в том числе за то, какие эксперты будут работать при подготовке учебников. Это было бы для нас крайне важно. Ну и наверное, самое главное - не допускать, чтобы те или иные полномочия переходили, что называется, на аутсорсинг, переходили тем или иным организациям, в которых вся ответственность будет растворяться. Поэтому фракция ЛДПР, безусловно, поддерживает, мы считаем, что образование является для государства крайне важной сферой и темой. Пару лет назад я уже подготовил национальный доклад о нацификации образования на Украине, большой аналитический труд. Мы понимаем, как сильно в "умелых" руках образование может быть и политизировано, и идеологизировано. В России мы этого не допускаем, и это крайне важно сегодня, чтобы не допустить тех ударов, просчётов и, самое главное, глупостей, которые потом переходят из поколения в поколение, уничтожая самое главное - потенциал великого государства. Фракция ЛДПР, поддерживая данный законопроект, призывает доработать его во втором чтении и, безусловно, сделать так, чтобы документ был правильно реализован и мы получили качественные учебники, а не удобные для кого-то. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Мы тоже поддержим этот законопроект, считаем, что он движется в правильном направлении, но также считаем, что он решает далеко не все проблемы. Для начала я отвечу на свой собственный вопрос. Почему у четырёх нянек дитя было без глазу, почему, например, после четырёх экспертиз в учебнике по истории (в одном из, не говорю в каком) было написано, что с 1 сентября 1939 года по 22 июня 1941 года Советский Союз был фактически невоюющим союзником Германии? (Представляете? Ни больше ни меньше!) При этом я не говорю о том, что это унижает память наших отцов и дедов, я говорю о другом. Все же прекрасно понимают, что Гитлер и Сталин всегда считали себя главными врагами, создавался специально Антикоминтерновский пакт, соответственно, когда заканчивалась война, фашисты предпочитали сдаваться кому? Союзникам, но не советским войскам. И все понимают, что Сталин и Гитлер это время потратили на то, чтобы готовиться к войне, потому что мы прекрасно понимали, что фашизм - наш главный враг. И вот это написано в одном из учебников после всех экспертиз! Когда я спросил уважаемого Вячеслава Алексеевича Никонова, в то время председателя комитета, как такое возможно, он ответил: а вот такая либеральная тусовка у нас в историческом сообществе. Ответ мой на мой же вопрос очень простой: надо менять характер экспертизы. Целью является не отсев учебников, а их улучшение, поэтому в процессе работы эксперты должны работать с авторами. Не просто написать, что есть такие-то ошибки, а предложить, как изложить соответствующий материал. Это первое. Второе. Коллеги, учебник должен соответствовать стандарту, но стандарту и программе федеральной должен соответствовать и единый государственный экзамен. Я не знаю, многие ли в этом зале читали, например, новейший учебник по истории под руководством Мединского, я его читал и читал вопросы единого государственного экзамена. Я вас уверяю: если вы прочитали только учебник Мединского, единый государственный экзамен по истории вы не сдадите. Прошу продлить, хотя тоже всё время не использую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. И третье. Уважаемые коллеги, Евгений Иванович Бессонов был абсолютно прав, когда указал на одну из главных проблем нашего учебного книгоиздания - его чрезмерную переусложнённость. Коллеги, если вы откроете учебник, по-моему, для шестого класса и прочитаете там определения причастия и деепричастия, вы их не сразу воспроизведёте (хотя любой грамотный человек легко отличит одно от другого), потому что это наукообразное изложение. Между тем Гёте когда-то говорил о том, что есть четыре уровня овладения материалом: первый уровень - просто и плохо, второй - плохо и сложно, третий - хорошо и сложно, четвёртый - хорошо и просто. Вот вузовский учебник можно писать на третьем уровне, а школьный - на четвёртом. Я говорю это к тому, что я, как академик Российской академии образования, вполне способен и даже написал как-то учебное пособие для высших учебных заведений, но для того, чтобы учебники были написаны к тому же и простым языком, нужно привлекать практически работающих учителей и популяризаторов науки. Не каждый может подать научный материал так, как, например, Сергей Петрович Капица, - те, кто в советское время учился и смотрел телепередачу "Очевидное - невероятное", наверняка это помнят. Сейчас же у нас учебники переусложнены, и нарушается принцип Льва Семёновича Выготского, выдающегося нашего психолога с мировым именем, - принцип зоны ближайшего развития. Попросту говоря, он сводится к следующему: если вы даёте ребятам слишком простой материал, они развиваются медленно, если вы даёте им слишком сложный материал, они не осваивают даже того, что могли бы освоить, если бы материал был изложен проще. Вот эти очень важные факторы нужно учитывать при работе над законопроектом. И последнее. Уважаемые коллеги, как мне представляется, нужно дать возможность участвовать в экспертизе не только Российской академии наук, но и Российской академии образования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Людмила Николаевна, если есть необходимость, вы можете выступить с заключительным словом. СКАКОВСКАЯ Л. Н. Спасибо за предоставленное слово. Я хочу поблагодарить коллег, мы делаем одно важное государственное дело. И думаю, что мы обязательно должны принять этот закон уже в этом году. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Владимирович, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 04 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо. Людмила Николаевна, спасибо.