Заседание № 225

11.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 620203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 803 по 966 из 5326
2-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской            
Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство",        
"социальное предприятие". Доклад Дмитрия Валерьевича Сазонова.                  
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Валерьевич.                                                 
                                                                                
САЗОНОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект о социальном     
предпринимательстве готов к принятию в третьем чтении, замечаний                
юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Комитетом         
подготовлены все необходимые документы. Просьба поддержать законопроект в       
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций?   
Есть желающие.                                                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР.                       
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Очень важный закон - речь идёт о самых незащищённых людях,    
и только мы, депутаты, могли бы их, так сказать, защитить. Мы, конечно,         
помогаем этим законом, в основном это рассчитано на малоимущих и касается и     
социально-бытовых, и медицинских - всех видов услуг. Ну вот в городе            
Дорогобуже, в Смоленской области, такое предприятие уже есть. Просто нам надо   
как-то рекламировать их, чтобы мы могли поехать посмотреть: ещё мы закон не     
приняли, а оно уже давно работает в этом формате.                               
                                                                                
Мы обязательно поддержим законопроект в третьем чтении. Нам и в советский       
период обещали больше внимания уделять этой категории - это и многодетные, и    
инвалиды, и одинокие, и выпускники детских домов, наконец, беженцы и            
переселенцы - и на них это должно распространяться. Ну, при Горбачёве это       
дело вообще, как говорится, в сторону отбросили, такая была система. Сейчас     
мы улучшаем закон, но, видимо, желательно установить и контроль, чтобы закон    
в полной мере исполнялся, потому что иначе никто их не защитит. И               
естественно, надо бюджет посмотреть - чтобы выделяемые средства на поддержку    
вот таких социальных предприятий расходовались по назначению.                   
                                                                                
Депутаты любых фракций, от любых партий, и Государственной Думы, и местные      
депутаты (видимо, в других регионах тоже уже есть такие образцы), должны этот   
опыт распространять дальше. Это ведь люди, которые очень упорно работают. Я     
вот помню, взял на работу двух инвалидов, так они работали лучше, чем десять    
неинвалидов, то есть в 5 раз меньше средств мы могли тратить. Это же нам всем   
выгодно и им помощь. Я их перевёл в другое помещение, где нужно подниматься     
по лестнице, а здесь лифт... ну, простую вещь не учёл, что у людей проблема с   
движением. Поэтому понятно, что рабочие помещения для них должны быть на        
первом этаже, надо строить малые предприятия, и только первый этаж, никаких     
лестниц, своя какая-то кухня, чтобы питание там было и всё остальное. Это       
важно, просто, к сожалению, на всё это уходит столетие - мы всё вносим          
поправки в закон "О развитии малого и среднего предпринимательства..." А что,   
в первый вариант закона нельзя было эти понятия ввести - "социальное            
предпринимательство" и "социальное предприятие"? Поэтому хорошие законы         
готовят, но к ним тоже претензии: ну вот как бы забыли... Для них это мелочь,   
а для сотен тысяч, наверное, миллионов людей, которые нуждаются в том, чтобы    
работать именно на таких предприятиях, это будет улучшение климата в стране,    
они будут с улыбкой идти на работу. Может быть, там рядом и общежитие как-то    
надо для них делать. Всё это поможет улучшить и доходы, и жизнь людей.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Павлова Ольга Ивановна.                    
                                                                                
ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, я полностью       
соглашаюсь с Владимиром Вольфовичем, и не случайно в подготовке этого           
законопроекта, в подготовке поправок ко второму чтению участвовали              
представители всех фракций Государственной Думы.                                
                                                                                
Конечно, социальное предпринимательство - это сфера с особой зоной влияния.     
Это направление, наверное, не приносит больших прибылей, но оно очень важно     
для общества и государства, и поэтому именно в этом году нашим президентом      
Владимиром Путиным принятие этого закона как можно скорее было обозначено в     
качестве приоритета.                                                            
                                                                                
По статистике прошлого года, у нас в Российской Федерации насчитывается более   
30 тысяч социальных предпринимателей. Наверное, это капля в море по сравнению   
с теми же самозанятыми, но сегодняшний закон определяет большое количество      
мер - практически в 2 раза увеличивается поддержка социальных                   
предпринимателей, - и мы ожидаем, что количество социальных предпринимателей    
тоже возрастёт в разы. Кроме того, закон имеет прямое действие, напрямую        
стимулирует занятие бизнесом различных категорий граждан. Он способствует       
развитию предпринимательской деятельности, направленной на содействие           
гражданам, которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации, направленной на      
содействие трудоустройству людей, которые освободились из мест лишения          
свободы, достижение социально полезных целей, решение социальных проблем с      
участием самих граждан.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня это абсолютный приоритет работы партии "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ" по реализации национальных идей, поставленных нашим президентом.        
Руководствуясь этими доводами, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие    
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Осадчий Николай Иванович, фракция КПРФ.                             
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи, коллеги! Наша фракция не     
поддерживает принятие данного законопроекта. В чём заключаются наши сомнения    
по его поводу? Коротко.                                                         
                                                                                
Если согласно Конституции государство является социальным - и мы все это        
хорошо помним, - то почему постепенно происходит отказ государства от ряда      
его неотъемлемых социальных функций, их перекладывание на самих граждан, на     
какие-то негосударственные структуры? У нас есть сложившаяся за многие годы     
система, которая решает многие социальные вопросы, точнее, многие системы       
решают социальные вопросы в интересах граждан. Их основная проблема в том,      
что им не хватает средств, не хватает бюджетного финансирования. Вместо того    
чтобы решать этот вопрос, мы с вами сегодня ищем варианты, чтобы                
предприниматель оказывал помощь, причём не просто за свои средства какие-то,    
а ему будет оказываться целый ряд мер государственной поддержки - финансовых,   
имущественных, материально-технического характера, инфраструктурного и так      
далее. Вот вчера, например, прозвучало заявление о том, что нам уже не нужна    
программа, связанная с развитием пенсионной реформы. Это колоссальный круг      
вопросов. В любом случае, если государство уходит из сферы реализации           
социальных функций, нарастает объём платных услуг населению. Вот посмотрите,    
это ведь известные цифры: ежегодно на 25-30 процентов растёт объём платных      
услуг в здравоохранении. Но ведь кто-то может оплачивать эти самые платные      
услуги, а кто-то не может - многие не могут.                                    
                                                                                
Такие действия государства, когда оно самоустраняется, ведут к дальнейшему      
социальному расслоению общества, нашего, российского, к тому, что у нас будет   
уже не 19 миллионов бедных, официальной статистикой определённых, а гораздо     
больше. Всё-таки любое предпринимательство имеет своей первичной целью          
получение прибыли, иначе оно не имеет смысла и никто не будет им заниматься.    
Давайте не путать социальное предпринимательство с благотворительностью:        
благотворительные фонды создаются меценатами, спонсорами, которые вкладывают    
свои деньги, - здесь речь идёт о том, что государство должно вложиться и        
поддержать сферу социального предпринимательства. Повторяю, предполагается      
большой пакет мер господдержки социальных предприятий - инфраструктурной,       
финансовой, имущественной, - и получается, что непосредственно на общественно   
полезные цели государство свои средства ограничивает с каждым днём всё          
больше, а через посредников готово направлять.                                  
                                                                                
Наша фракция не будет поддерживать данный законопроект.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в           
Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное                   
предпринимательство", "социальное предприятие", 2-й вопрос нашей повестки.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 223

09.07.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 620203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие" (принят в первом чтении 5 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3153 по 3242 из 6098
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской            
Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство",        
"социальное предприятие". Доклад Дмитрия Валерьевича Сазонова.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЗОНОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет         
Государственной Думы по экономической политике, промышленности,                 
инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект закона "О       
внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего            
предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий         
"социальное предпринимательство", "социальное предприятие", принятый            
Государственной Думой в первом чтении 5 марта. В рамках подготовки              
законопроекта к рассмотрению во втором чтении была проведена большая работа,    
прошли парламентские слушания, при комитете создан экспертный совет по          
социальному предпринимательству, который стал площадкой для обсуждения всех     
острых вопросов и проблем социального бизнеса. Комитетом предлагаются две       
таблицы поправок - рекомендованных к принятию и к отклонению. Авторами          
поправок стали депутаты всех четырёх фракций, активное участие в подготовке и   
согласовании принимали Минэкономразвития, корпорация малого и среднего          
предпринимательства, были проведены все процедуры согласования с                
Государственно-правовым управлением президента, налоговой службой и             
министерством труда, что позволило существенно доработать данный                
законопроект. Комитет предлагает утвердить таблицы поправок и поддерживает      
принятие данного законопроекта во втором чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Проект закона принят во втором чтении.                                          
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
САЗОНОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, все юридико-технические и         
лингвистические правки подготовлены. Законопроект готов к принятию в третьем    
чтении. Просьба поставить его в повестку дня на 11 июля.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Нет возражений? Спасибо.                          

Заседание № 191

05.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 620203-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие")".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4090 по 4505 из 5433
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской            
Федерации" (в части закрепления понятий "социальное предпринимательство",       
"социальное предприятие")". Докладывает официальный представитель               
правительства заместитель министра экономического развития Вадим                
Александрович Живулин.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен        
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
развитии малого и среднего предпринимательства...". Законопроект очень важный   
и значимый. Основная его новелла в том, что он закрепляет понятия "социальное   
предпринимательство" и "социальное предприятие". Вводится несколько             
критериев, в соответствии с которыми та или иная компания, организация может    
быть отнесена к социальным предприятиям. Первый критерий - социальные           
предприниматели или предприятия должны обеспечивать занятость тех категорий     
граждан, которым трудно трудоустроиться, людей, которые находятся в непростой   
жизненной ситуации, и таких работников на предприятии должно быть не менее      
половины, доля их заработной платы в фонде оплаты труда должна составлять не    
менее 25 процентов. Вторым критерием, основанием для отнесения компании к       
социальным предприятиям является обеспечение такой организацией доступа         
товаров, работ или услуг, которые были произведены социально уязвимыми          
категориями граждан, на рынок сбыта. Такая поддержка очень востребована: как    
правило, эти граждане производят специальные виды продукции, у которых          
специальный, нишевый потребитель. Как правило, это мелкосерийное или штучное    
производство, поэтому такая помощь очень востребована. Третий критерий          
заключается в том, что социальный предприниматель должен производить такие      
товары или оказывать такие услуги, которые помогают социально уязвимым          
категориям граждан. И последнее - это деятельность, когда благополучателем      
является общество в целом. Сюда относятся такие направления деятельности, как   
образование, работа с детьми, деятельность по переработке отходов, в области    
экологии и так далее.                                                           
                                                                                
Законопроект предусматривает закрепление постановлениями правительства          
порядка отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства к             
социальным предприятиям плюс установление перечня социально значимых видов      
деятельности.                                                                   
                                                                                
В законопроекте помимо определения понятий "социальное предпринимательство" и   
"социальные предприятия" также вводится норма, предусматривающая оказание мер   
поддержки. Как правило, это такие меры поддержки, как инфраструктурная          
поддержка, развитие межрегионального сотрудничества, организация                
профессионального обучения, профессиональное образование работников субъектов   
малого и среднего бизнеса, - это те меры, которые сейчас по факту уже           
оказываются, и нам очень важно закрепить, предусмотреть их в федеральном        
законе.                                                                         
                                                                                
Законопроект неоднократно рассматривался на всевозможных площадках, которые     
так или иначе связаны либо с развитием бизнеса, либо с развитием социальных     
предприятий, и прошёл несколько десятков обсуждений именно с этой точки         
зрения. Законопроект очень долгожданный, востребованный. Просим вас             
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Александрович. Присаживайтесь.             
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Валерьевич Сазонов.                              
                                                                                
САЗОНОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Комитет                
Государственной Думы по экономической политике, промышленности,                 
инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел данный законопроект,   
который разработан в целях реализации положений Стратегии развития малого и     
среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и    
направлен на законодательное определение понятий "социальное предприятие" и     
"социальное предпринимательство".                                               
                                                                                
Действительно, как сказал Вадим Александрович, проект долгожданный,             
многократно обсуждавшийся. Сегодня, кстати, у нас тоже состоятся                
парламентские слушания по этой теме, поэтому я сразу, уже очно, приглашаю       
всех принять в них участие, изложить свои идеи и предложения в части            
дополнения и доработки законопроекта. Социальное предпринимательство не         
только воспринимается сейчас в мире как направление развития коммерческого и    
некоммерческого секторов, но и успело зарекомендовать себя в качестве           
эффективного способа решения многих социальных проблем, уже получило            
достаточно широкое распространение в нашей стране, хотя пока нет                
законодательно закреплённых понятий. Действительно, законопроект определяет,    
закрепляет само понятие, а также меры поддержки, критерии отнесения к таким     
предприятиям, о чём уже было сказано представителем правительства.              
                                                                                
Вместе с тем комитет обращает внимание на необходимость внимательно             
рассмотреть меры государственной поддержки в уже имеющихся сферах               
деятельности, например меры, направленные на улучшение условий трудовой         
занятости для членов Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского          
общества слепых, для тех организаций, которые и так уже в соответствии со       
своими основными критериями трудоустраивают, имеют среди своих сотрудников      
более 50 процентов инвалидов. Есть работающие меры поддержки, но часть мер      
поддержки сегодня не работает, поэтому комитет обращает внимание                
правительства на то, чтобы более подробно и внимательно были рассмотрены те     
меры поддержки, которые необходимо дополнительно прописать в данном законе. В   
первую очередь это необходимо сделать для того, чтобы выравнять условия         
ведения деятельности государственных и негосударственных организаций, в том     
числе СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций) и            
социальных предпринимателей.                                                    
                                                                                
Комитет считает, что при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо   
устранить юридико-технические и лингвистические недоработки, внести             
соответствующие правки.                                                         
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает поддержать данный законопроект в        
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Валерьевич. Задержитесь, пожалуйста,     
могут быть вопросы.                                                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Вопрос представителю правительства.                             
                                                                                
Мы данным законопроектом пытаемся установить такие рамочные, пограничные        
определения и фактически отдаём всё на откуп правительству. Это касается и      
определения мер поддержки, это касается и определения перечня социально         
ответственных субъектов бизнеса. Скажите, а почему всё-таки вы, входя с этой    
инициативой в Государственную Думу, не вносите конкретный перечень? Ну, в       
противном случае вы сейчас должны были бы приложить все нормативные правовые    
акты, постановления правительства, которые корреспондировали бы с этим          
законом.                                                                        
                                                                                
Ну и ещё один момент. Всё-таки для малого и среднего бизнеса основная мера      
поддержки - финансовая, но об этом вообще ничего не говорится. А каким          
образом вы хотите привлечь в эту сферу малый бизнес, если ничего в этом         
законопроекте о финансовой поддержке данной отрасли не говорится?               
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А. Спасибо за вопросы, Сергей Михайлович. Действительно,             
законопроект напрямую не предусматривает перечень видов деятельности или тех    
лиц, которые могут быть отнесены к этой категории. Но уже сейчас есть проекты   
актов правительства, и мы, безусловно, ко второму чтению должны их              
подготовить, с удовольствием их вам представим. Уже сейчас я могу привести      
примерный перечень лиц, который в этих проектах документов содержится.          
Например, вот тот перечень лиц, который мы сегодня предлагаем закрепить:        
инвалиды, одинокие и (или) многодетные родители, которые воспитывают            
несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, пенсионеры или граждане           
предпенсионного возраста, выпускники детских домов в возрасте до 23 лет,        
лица, освобождённые из мест лишения свободы и имеющие неснятую или              
непогашенную судимость, беженцы и вынужденные переселенцы. Также приведу,       
например, перечень видов деятельности, которые могут быть отнесены к            
социальному предпринимательству: образование в области культуры,                
предоставление услуг по дневному уходу за детьми, предоставление социальных     
услуг без обеспечения проживания, деятельность в области исполнительских        
искусств, деятельность музеев и так далее.                                      
                                                                                
Почему мы предлагаем закрепить эти виды деятельности и критерии в акте          
правительства? В том числе и потому, что очень широка сейчас дискуссия, кого    
всё-таки относить к социальным предпринимателям. Мы рассчитываем, что           
постепенно, по мере наработки практики по реализации закона будем               
корректировать, уточнять и расширять этот перечень.                             
                                                                                
По поводу финансовых инструментов поддержки. Удивительно, но большинству        
предпринимателей вот этой категории, которую мы сегодня рассматриваем,          
требуется в первую очередь даже не столько финансовая поддержка, сколько        
организационная, операционная: необходимо помочь с рынками сбыта, обеспечить    
возможность найти помещение, в котором они будут размещаться, и так далее.      
Но, несмотря на это, для чего мы сегодня определяем эту категорию? Для того     
чтобы в дальнейшем можно было разработать специальные финансовые продукты. В    
рамках Федеральной корпорации по развитию малого и среднего                     
предпринимательства, например, уже сегодня ведётся разработка специального      
продукта, который можно будет предложить такой категории, как социальные        
предприятия. Ваши опасения имеют право на существование, мы очень внимательно   
над этим поработаем. Вот так постарался ответить на ваш вопрос.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста.                            
                                                                                
САЗОНОВ Д. В. Можно я тоже добавлю?                                             
                                                                                
Сергей Михайлович, в части, касающейся поддержки, в первую очередь              
финансовой. В результате анализа того мониторинга, который мы проводим в        
рамках работы над данным законопроектом, выяснилось, например, что              
предприниматели в основном говорят о востребованности такой меры поддержки,     
как содействие в организации сбыта. Здесь эта история вполне может быть         
реализована совместно с той же корпорацией по развитию малого и среднего        
предпринимательства, как это, например, работает с учётом 209-го федерального   
закона, когда мы вводим квоты по закупкам у компаний с государственным          
участием в рамках 223-го федерального закона, а именно: 15 процентов, 17        
процентов; для социальных предпринимателей, как для особой категории            
поставщиков таких компаний, тоже можно обсуждать такую меру поддержки. Я могу   
привести пример по своему избирательному округу: у нас есть организация         
"Всероссийское общество слепых", они приобрели дорогостоящее оборудование, но   
при этом не имеют возможности запустить производство, потому что у них не       
организован сбыт, поскольку эти организации не подпадают под действие 209-го    
федерального закона, относящего организации, учреждённые общественными          
организациями, к субъектам малого и среднего предпринимательства. Поэтому это   
вопрос дискуссии, которая может быть сейчас организована в рамках наших         
парламентских слушаний.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Терентьев Михаил Борисович.                                                     
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Вадим Александрович, я по поводу третьего критерия данного законопроекта, где   
чётко обозначено: субъектами малого и среднего предпринимательства              
осуществляется деятельность, направленная на производство товаров (работ,       
услуг), ориентированных на социально уязвимые категории граждан, в целях        
преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности. При этом в тексте         
законопроекта нигде не говорится, что это за группа товаров, которые            
предназначены для преодоления этих ограничений жизнедеятельности, и не          
планируется их утверждать. Мне кажется, нужно разъяснить мне и всем коллегам,   
как планируется определять товары, которые предназначены для преодоления        
ограничений жизнедеятельности, - это что, технические средства реабилитации,    
продукты питания или что-то ещё?                                                
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А. Большое спасибо, Михаил Борисович. Речь идёт о средствах          
реабилитации, о всевозможном оборудовании, которое может помогать ежедневно в   
быту (например, есть специальные программы, производятся фитнес-браслеты,       
которые позволяют отслеживать кардиоактивность, и людям с                       
сердечно-сосудистыми заболеваниями это помогает вовремя отследить риски и       
угрозы жизни и здоровью), о средствах, которые производятся вот этими           
организациями для больных сахарным диабетом, о всевозможных средствах,          
помогающих людям с ограниченной мобильностью. На это Министерство труда и       
социальной защиты, когда мы с коллегами обсуждали этот законопроект, обращало   
внимание, у них было похожее замечание о необходимости уточнить                 
терминологически, состыковать это с законодательством о социальном              
благополучии, чтобы привести терминологию в соответствие, поэтому обязательно   
посмотрим. Спасибо за ваше предложение.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к Вадиму Александровичу вопрос.                           
                                                                                
Вадим Александрович, первый момент - в отношении формулировок (уже задавались   
такие вопросы) есть претензии, в законопроекте недостаточно точно               
сформулировано либо отдано на откуп Правительству Российской Федерации, и это   
касается и категории социально уязвимых, и всех остальных моментов. Не нужно    
ли это прописать чётко в законе, чтобы не было двойных трактовок?               
                                                                                
И второй момент: как этот закон будет соотноситься с законом о предоставлении   
социальных услуг, изменения в который мы рассматривали совсем недавно? То       
есть фактически любая компания, которая будет оказывать социальные услуги или   
выиграет соответствующий конкурс, автоматически будет приравниваться к          
социально ориентированной, так как она именно эти функции выполняет, но за      
счёт бюджета?                                                                   
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А. Алексей Владимирович, мы всё-таки разделяем социально             
ориентированные некоммерческие организации, или организации, которые            
выполняют социальный заказ, и социальных предпринимателей. Социальное           
предприятие - это в первую очередь организация, основная задача которой         
связана с извлечением прибыли так или иначе, это коммерческие организации, и    
их основная задача - зарабатывать деньги, но просто в специальной нише, со      
специальными продуктами, которые имеют строго ограниченный характер.            
                                                                                
По поводу терминологии мы уже говорили, что обязательно посмотрим и уточним.    
А по поводу критериев, о которых вы сейчас спросили, я ответил, когда           
задавали первый вопрос; если необходимо, с удовольствием повторю.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Вадим Александрович, в случае принятия закона потребуется      
также принятие на самом деле достаточно большого объёма подзаконных актов, и    
вы сказали, что ко второму и третьему чтениям у нас есть шансы их увидеть и     
ознакомиться с ними. Понятно, что законопроект важный, нужный, особенно с       
учётом вашего доклада и той специфики, которая в данном законопроекте           
отражена, но у меня вопрос следующий: а почему он вступает в силу по            
истечении шести месяцев со дня официального опубликования, почему он не сразу   
вступает в силу, а вы берёте вот эти шесть месяцев? Почему, в чём причина?      
Может, вы хотите его донастроить, может, есть какие-то нюансы, про которые      
мы, к сожалению, не знаем? Почему именно шесть месяцев?                         
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А. Большое спасибо. Отличный вопрос. Речь идёт о том, что основные   
меры поддержки будут оказывать в том числе регионы, - необходимо, чтобы         
субъекты Российской Федерации успели подготовиться, принять необходимое         
региональное законодательство. Мы всё-таки рассчитываем, что к моменту          
принятия закона все необходимые подзаконные акты уже будут приняты, но речь     
идёт о том, чтобы и успеть проинформировать сами социальные предприятия, и      
провести всю необходимую организационную работу, для того чтобы закон вступил   
в силу без каких-либо сложностей.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович.                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос докладчику, уважаемому Вадиму Александровичу.                            
                                                                                
В законопроекте даётся определение социальному предпринимательству и это        
понятие соотносится с понятием общественно-полезных целей, говорится о          
достижении общественно-полезных целей. Кроме того, в законопроекте вводится     
новая статья - 24-1, в которой речь идёт о том, что "социальным                 
предпринимательством не может являться деятельность по производству и (или)     
реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных   
ископаемых" и так далее. Может быть, всё-таки постараться определить, что это   
за "общественно-полезные цели"?                                                 
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А. Спасибо за вопрос. Это как раз один из тех вопросов, которые мы   
сейчас вместе с Министерством труда и социальной защиты прорабатываем, о        
стыковке терминологии, для чего сделали оговорку, что не может быть             
реализации или производства подакцизных товаров, чтобы в число социальных       
предприятий не попали те, кто одновременно с реализацией, например, средств     
реабилитации занимается ещё и реализацией подакцизной продукции. В этом         
смысле речь идёт всё-таки о специальных организациях, которые ничем другим      
заниматься не должны.                                                           
                                                                                
А общественно-полезные цели - это и образование, и культура, и экология, и      
вопросы, связанные с просвещением, возможно, и реабилитация, и так далее. Всё   
это сейчас уже есть в законодательстве о социальной защите, просто мы здесь     
должны будем действительно более корректно состыковать эти определения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста.                 
                                                                                
САЗОНОВ Д. В. Дополню.                                                          
                                                                                
Всё это действительно прописано и касается в первую очередь социально           
ориентированных некоммерческих организаций. Конечно, необходимо                 
распространить эти направления деятельности и на социальных предпринимателей.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Вадим Александрович, скажите, пожалуйста, в случае     
принятия федерального закона какое количество предприятий потенциально может    
быть включено в реестр социальных предприятий, сколько подпадает под эти        
критерии и уже работает в настоящее время? И есть ли прогноз насчёт             
эффективности тех видов поддержки, которые предусмотрены в проекте              
федерального закона для таких субъектов предпринимательства, на предмет         
реализации государственной политики в сфере развития социального                
предпринимательства в целом?                                                    
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А. Спасибо за вопросы. Мы рассчитываем, что в реестр социальных      
предприятий войдёт несколько тысяч компаний. Точную цифру сейчас назвать не     
получится, потому что эти компании должны подтвердить фактически своё           
соответствие тем критериям, о которых мы говорим, но, по предварительным        
подсчётам, это по несколько сотен организаций в каждом субъекте Российской      
Федерации. К слову, эти организации нередко по факту уже существуют, ведут      
деятельность, у них есть определённая активность, но меры поддержки сейчас им   
невозможно оказать, потому что такого критерия, по которому мы могли бы         
отнести их к социальным предприятиям, в нормативных актах не предусмотрено.     
                                                                                
И к вопросу о мерах поддержки. Это, можно сказать, стартовый пакет мер          
поддержки. В зависимости от того, как дальше будет реализовываться              
федеральный закон уже непосредственно на местах, мы можем говорить о            
расширении, может быть, о дополнительной корректировке, но фактически,          
повторяю, речь идёт об организациях, которые уже действуют. К слову, с 2012     
года Министерство экономического развития развивает сеть центров инноваций      
социальной сферы в субъектах Российской Федерации и, в общем-то, такие меры     
поддержки уже оказывает.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон, пожалуйста.                 
                                                                                
САЗОНОВ Д. В. Я тоже скажу буквально два слова.                                 
                                                                                
По данным экспертов, сейчас социальная сфера, где работают социальные           
предприятия, составляет примерно около 1 процента в целом от экономики          
страны. А в мониторинге, который мы недавно проводили, приняли участие более    
6 тысяч организаций - это те, кто уже соотносит себя с социальными              
предприятиями, - я думаю, их в разы больше.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николаев Олег Алексеевич.                                                       
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
У меня вопрос к Вадиму Александровичу.                                          
                                                                                
Вадим Александрович, вот здесь говорили, что в число социальных предприятий     
попадут в основном предприятия обществ инвалидов, и вы, отвечая на множество    
вопросов, говорили, что финансовые меры поддержки не особенно ими на            
сегодняшний день запрашиваются. Так вот хочу вам сообщить, что ранее эти        
предприятия, помимо мер финансовой поддержки, обладали ещё определёнными        
налоговыми преференциями, поэтому довольно эффективно работали, а после того,   
как налоговые льготы были ликвидированы, начали обращаться в региональные       
парламенты, в том числе за поддержкой в финансовой сфере. Вот ввиду того что,   
как вы говорите, львиную долю поддержки будут обеспечивать субъекты             
Российской Федерации, насколько это всё-таки будет эффективно? И нет ли         
необходимости ввести налоговые льготы для такого рода предприятий?              
                                                                                
ЖИВУЛИН В. А. Олег Алексеевич, речь идёт о том, что другие меры поддержки       
тоже востребованы, в их числе есть и меры поддержки финансового характера. И    
я хотел бы уточнить, что речь идёт не только о компаниях или организациях       
обществ инвалидов, которые вы упомянули, перечень таких компаний довольно       
широкий. Но законопроект действительно не предусматривает каких-либо            
специальных налоговых послаблений, льгот или особенностей налогового режима.    
Думаю, что со временем мы вместе с Министерством финансов, оценив, каково       
количество таких организаций, сколько из них зарегистрировано, какие виды       
деятельности они осуществляют, сможем к этому вопросу вернуться.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Валерьевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу желающих, всё в вопросах          
прозвучало. Тогда ставлю законопроект на голосование.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.