Заседание № 303
О проекте федерального закона № 620146-7 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере; принят в первом чтении 5 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Доклад Александра Алексеевича Носова. Пожалуйста. НОСОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступила одна поправка, носящая технический характер. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. Если Государственная Дума примет законопроект во втором чтении - он прошёл все экспертизы, замечаний нет, - рекомендуем также принять его сразу и в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по поправке? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 55 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 23 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Комитет предлагает рассмотреть в третьем чтении проект закона. Есть ли возражения? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 14 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 191
О проекте федерального закона № 620146-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Второй представляемый правительством сегодня законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс также связан с уже принятым в первом чтении проектом федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Напомню, что этот законопроект позволяет юридическим лицам всех организационно-правовых форм участвовать в выполнении государственного заказа в таких отраслях социальной сферы, как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также туризм. Напомню, что в настоящее время оказание услуг в рамках выполнения государственного задания за счёт субсидий, которые выделяются учреждениям на оказание социальных услуг, освобождается от налога на добавленную стоимость. Представленным законопроектом предлагается освободить от налога на добавленную стоимость также операции по оказанию услуг за счёт средств, которые выделяются в форме субсидий в рамках соглашений, заключаемых в рамках государственного (муниципального) социального заказа, организациям всех форм собственности в соответствии с уже принятым законопроектом. Как я уже сказал, законопроект непосредственно связан с уже принятым, необходим для его реализации, расширит доступность и повысит конкуренцию в сфере оказания государственных (муниципальных) социальных услуг. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Александра Алексеевича Носова. Пожалуйста. НОСОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данный законопроект и, в связи с тем что он направлен на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Илье Вячеславовичу. Илья Вячеславович, вот какая-то негосударственная структура, какая-то НКО будет оказывать социальную услугу, предположим уход за тяжелобольным, и в случае если это будут субсидии государственные, то это будет одна цена, а в случае если эта же услуга будет оказываться в частном порядке, то, получается, она будет стоить дороже, поскольку будет начисляться НДС. Нормальная ли это ситуация или в принципе надо освобождать услугу, а не субсидии от обложения налогом в данном случае? ТРУНИН И. В. Алексей Владимирович, уход за больными - не совсем корректный пример, поскольку услуги по уходу за больными и престарелыми и так освобождены от налога на добавленную стоимость по виду услуги, а не по форме заказа. В настоящее время так и происходит: если учреждение оказывает услугу, финансируемую за счёт субсидии по госзаданию, то эта услуга освобождена от НДС; если человек приходит за не освобождённой от НДС услугой, например в области туризма, и получает эту услугу за свои собственные деньги (при условии, что такое возможно), то эта услуга облагается налогом на добавленную стоимость. В законопроекте предлагается расширить перечень освобождаемых от налога на добавленную стоимость услуг, финансируемых за государственный или муниципальный счёт. Речь идёт о не освобождённых сейчас от НДС услугах, таких как, например, информирование населения - государство финансирует учреждение, которое оказывает услуги по информированию туристов, допустим туристический центр, - и в случае принятия этого закона и основного закона государство сможет выделить такую же субсидию организации иной формы собственности, не учреждению, то есть это не будет стоить государству дороже, чем в случае если бы это было учреждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Уважаемый Илья Вячеславович, статья 149 Налогового кодекса уже содержит большой перечень освобождаемых от обложения НДС услуг, оказываемых в социальной сфере. В связи с этим возникает вопрос: не произойдёт ли удвоения перечня с принятием данного закона и не появится ли в нашем законодательстве дополнительная правовая неопределённость? ТРУНИН И. В. Игорь Андреевич, спасибо за вопрос. Мы считаем, и это указано также в заключении комитета, что таких рисков не возникнет, поскольку всегда можно разъяснить, что если льгота оказывается по более чем одному основанию, то в любом случае льгота предоставляется, то есть не возникнет ситуации, что в льготе будет отказано. Если у Правового управления, у депутатов Государственной Думы есть вопросы, то в случае принятия законопроекта в первом чтении это необходимо и можно доработать при подготовке его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня к Илье Вячеславовичу вопрос. Я тот же вопрос хотела задать - по поводу того, что в 149-й статье это уже прописано. Но при правоприменении 23-й статьи Налогового кодекса тоже двоякое трактование будет. У меня предложение - вот вы приводите в пример туристический бизнес, конечно, территории разные, у каждого может быть своя какая-то особенность - ко второму чтению всё-таки найти правовую основу, для того чтобы в правоприменении не было двоякого трактования, чтобы судебную практику мы не набирали, не нарастала она после принятия этого закона. ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос, Ирина Михайловна. Действительно, над этим можно поработать при подготовке законопроекта ко второму чтению. Хотя возьмём, например, медицинские или образовательные услуги - они не облагаются НДС, и в случае появления в 149-й статье этого пункта, устанавливающего дополнительное освобождение, не перестанут освобождаться, тогда как туристические услуги не освобождены от НДС, а по тому основанию, которое возникнет, они будут освобождены в случае финансирования по этим соглашениям. Тем не менее давайте посмотрим, я согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к представителю Правительства России. Уважаемый Илья Вячеславович, при подготовке данного проекта федерального закона вами наверняка были истребованы аналитические данные, которые легли в обоснование этой законодательной инициативы. В связи с этим вопрос: скажите, пожалуйста, сколько негосударственных организаций оказывают государственные услуги в соответствии с соглашениями о государственном (муниципальном) социальном заказе в настоящее время? И предполагается ли сокращение налоговых поступлений в связи с реализацией данного федерального закона в случае его принятия? ТРУНИН И. В. Анатолий Борисович, как я уже сказал в своём выступлении, данный законопроект связан с законопроектом именно о расширении доступа негосударственных учреждений, негосударственных организаций к государственному заказу, к выполнению государственных (муниципальных) услуг, финансируемых из государственного (муниципального) бюджета. Соответственно, пока этот вопрос не урегулирован, организаций негосударственных, которые оказывают государственные (муниципальные) услуги, не так много, хотя они есть. Мы надеемся - и это, собственно, основная цель как этого законопроекта, так и законопроекта базового, который также внесён правительством, - что количество таких организаций возрастёт и это повлечёт за собой повышение как качества оказываемых услуг за счёт роста конкуренции, так и доступности этих услуг за счёт увеличения количества тех, кто их оказывает. Но точной статистики, сколько организаций сейчас работает, поскольку соглашений пока нет, соответственно, тоже не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ, безусловно, выступает за то, чтобы в социальной сфере государственные (муниципальные) услуги оказывали прежде всего государственные (муниципальные) предприятия, учреждения, организации. Вместе с тем мы понимаем, что не везде, в общем-то, они могут быть доступны, и в плане расширения сферы этих услуг и повышения их качества, как здесь уже докладчики сказали, законопроект заслуживает определённой поддержки. Если негосударственные, немуниципальные организации будут оказывать социальные услуги и при этом действительно будет обеспечиваться качество и расширяться сфера услуг, то, безусловно, законопроект заслуживает поддержки. Фракция КПРФ в первом чтении поддерживает законопроект, вместе с тем хотел бы напомнить, что при рассмотрении его на заседании комитета по бюджету у нас возникли вопросы, касающиеся, как уже коллеги сказали, удвоения перечня услуг и в конечном счёте разного подхода, разного понимания этого. Если все эти противоречия будут устранены, фракция поддержит законопроект и во втором чтении. В первом чтении мы голосуем за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция не будет поддерживать этот законопроект, несмотря на важность поднятой в нём проблемы. Со многим, что здесь было сказано и что написано в законопроекте, мы согласны, но есть одно замечание. Мы считаем, что налогообложение не должно зависеть от того, за чей счёт, скажем так, производится та или иная услуга. Получается, что у нас разные формы собственности не равны перед законом, - мы с этим не можем согласиться. Когда туристическую услугу оказывает частная компания за счёт гражданина, НДС берётся, а когда она оказывается за счёт государства - не берётся. Коллеги, ну, вообще-то, мне кажется, вы не замечаете здесь несоответствия, и это проблема. Если это не будет устранено - а мы сейчас пока не видим, как концептуально можно изменить законопроект, чтобы это было устранено, - мы не поддержим этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ооржак Мерген Дадар-оолович, пожалуйста. ООРЖАК М. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. Прежде всего он позволит стимулировать организации различных организационно-правовых форм активно участвовать в оказании услуг в социальной сфере, поэтому мы призываем коллег поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 55 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается.