Заседание № 191

05.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 620139-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3437 по 3694 из 5433
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс   
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О                 
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных   
(муниципальных) услуг в социальной сфере". Доклад официального представителя    
правительства заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея        
Михайловича Лаврова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Данный законопроект, так же как и предыдущий, связан с подготавливаемым в       
настоящее время ко второму чтению законопроектом "О государственном             
(муниципальном) социальном заказе...", но здесь рассматривается этот вопрос     
уже с точки зрения бюджета: каким образом предоставлять средства из бюджета     
как государственным (там всё в основном сохраняется), так и негосударственным   
некоммерческим организациям, которые будут оказывать услуги гражданам -         
подчеркну сразу: бесплатные услуги - за счёт бюджетных средств? В настоящее     
время в Бюджетном кодексе уже есть соответствующие инструменты, но они          
распылены по разным статьям и не систематизированы, поэтому у субъектов         
Федерации и на федеральном уровне возникают проблемы с трактовкой и             
правоприменением. В связи с этим предлагается четырьмя точечными поправками     
ввести следующие новации в Бюджетный кодекс.                                    
                                                                                
Во-первых, предлагается выделить бюджетные ассигнования на исполнение           
государственного (муниципального) социального заказа в отдельный вид            
бюджетных ассигнований, примерно так, как это сделано в отношении оплаты        
труда или бюджетных инвестиций, то есть будет самостоятельная сфера             
регулирования.                                                                  
                                                                                
Во-вторых, в составе этого нового вида бюджетных ассигнований предлагается      
предусмотреть три конкретных вида субсидий, в принципе они уже существуют и     
сейчас, нужно просто их прописать, расположив друг за другом. Первое - это      
субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, которая уже   
есть, применяется сейчас и будет применяться как основной инструмент. Второе    
- это субсидия на предоставление таких средств по результатам конкурса в тех    
случаях, когда будут отобраны государственные или негосударственные             
организации. И третье - это субсидия на возмещение затрат на оказание услуг     
по сертификатам, которые дают гражданам право на получение бесплатных услуг в   
любой организации любой организационно-правовой формы и формы собственности.    
Все эти механизмы подробно описаны и урегулированы в базовом законе, в данном   
случае пока это законопроект "О государственном (муниципальном) социальном      
заказе...". Таким образом, изменения в Бюджетный кодекс сопровождают            
законопроект, в котором описываются конкретные виды субсидий, полномочия по     
определению порядка их предоставления и регулирования.                          
                                                                                
В-третьих, предлагается поправка, связанная с тем, что услуги могут             
оказываться долгий период, например в сфере обучения, в сфере медицинских       
услуг и в других случаях, когда сроки оказания таких услуг превышают срок       
действия лимитов бюджетных обязательств. Предлагается в явном виде описать      
возможность заключения долгосрочных соглашений с любой организацией, которая    
оказывает такие длящиеся услуги гражданам в соответствии с соглашением.         
                                                                                
В-четвёртых, на эти субсидии распространяется общий для всей бюджетной          
системы принцип, предусмотренный в случае такой неприятной, но, к сожалению,    
имеющей определённую вероятность ситуации, как сокращение лимитов бюджетных     
обязательств. Описывается порядок действий в этом случае, аналогичный порядку   
действий в отношении государственных (муниципальных) контрактов. Обе стороны    
должны договориться о новых условиях оказания услуг либо сократить объём        
услуг и увеличить срок реализации, чтобы уложиться в действующие лимиты.        
                                                                                
Просим поддержать законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова.                             
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам        
поддержал концепцию законопроекта, который внесло Правительство Российской      
Федерации, поскольку он действительно будет способствовать реализации           
законопроекта № 519530-7 "О государственном (муниципальном) заказе на           
оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", который     
был рассмотрен и принят в первом чтении 5 декабря прошлого года. Этим базовым   
законопроектом предполагается ввести конкурентные способы определения           
исполнителей услуг наряду с тем, который действует сейчас при исполнении        
государственных заданий. Соответственно, в целях финансового обеспечения этих   
новых направлений наряду с действующим механизмом оплаты оказываемых            
бюджетными и автономными организациям услуг предполагается ввести ещё два       
вида бюджетных ассигнований: оплата соглашения об оказании услуг,               
заключённого по результатам конкурса, в том числе и негосударственными          
предприятиями, организациями и компаниями, и оплата затрат, связанных с         
оказанием услуг в соответствии с сертификатом на получение государственной      
(муниципальной) услуги в социальной сфере, об этом подробно доложил Алексей     
Михайлович.                                                                     
                                                                                
Комитет обратил внимание на то, что ко второму чтению нам всё-таки нужно        
будет доработать этот законопроект, прежде всего в связи с реализацией          
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в части          
установления в Бюджетном кодексе прямого запрета на предоставление              
государственной поддержки в виде субсидий компаниям, которые находятся в        
офшорной юрисдикции, и не только им, но и российским юридическим лицам, в       
уставном капитале которых доля компаний, находящихся в офшорных зонах,          
превышает 50 процентов.                                                         
                                                                                
Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию, которое              
представило правительство, принятие данного законопроекта не потребует          
дополнительных расходов. Ну а мы, члены комитета, посчитали, что предлагаемая   
в законопроекте система реализации государственного социального заказа          
предполагает новую организационно-управленческую работу и для исполнительных    
органов субъектов Российской Федерации, и для муниципальных образований в       
рамках их полномочий. Мы полагаем, что всё-таки здесь, возможно, потребуются    
дополнительные расходы с их стороны, и поэтому считаем, что вот эта тема -      
потребуются или нет дополнительные расходы на внедрение вот этих позиций -      
требует дополнительной проработки. Ну и нуждаются в синхронизации, о чём        
Алексей Михайлович уже сказал, сроки исполнения заказов, с одной стороны, и     
сроки установления лимитов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий,   
с другой стороны. Есть и другие замечания, мы считаем, что все они могут быть   
доработаны ко второму чтению.                                                   
                                                                                
Надо сказать, что указанный законопроект поддержал Комитет по федеративному     
устройству и вопросам местного самоуправления, Счётная палата и 52 региона из   
53, которые представили свой отзыв.                                             
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной   
Думе принять этот законопроект и установить срок подачи поправок ко второму     
чтению в течение 30 дней.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Коллеги, будут вопросы? Есть.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот Надежда          
Сергеевна уже высказалась по многим замечаниям, сказала о том, что при          
рассмотрении отметил комитет по бюджету, но вместе с тем здесь остаётся         
основное противоречие. В основном законопроекте о социальных услугах сказано,   
что порядок предоставления субсидий бюджетной системы определяется              
правительством и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а в   
данном законопроекте устанавливается, что это происходит на основе конкурсов.   
И вот вопрос: каким образом при втором чтении мы будем подходить к решению      
этого вопроса? Ну и второй вопрос, дополняющий первый: а как мы сможем          
определить эффективность вот этих услуг? Есть какие-то нормативы в              
правительстве, чтобы можно было сказать: вот эти нормативы выполняются,         
значит, это эффективно, нет - значит, неэффективно?                             
                                                                                
ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валентин Сергеевич, уважаемые депутаты! Действительно,   
Счётная палата обратила внимание на то, что полномочия по определению порядка   
предоставления субсидий в явном виде в этот законопроект не включены. Мы        
исходили из того, что они уже определены в базовом в данном случае законе "О    
государственном (муниципальном) социальном заказе...", - там ровно та запись,   
которую Валентин Сергеевич процитировал: каждый уровень власти сам определяет   
порядок предоставления таких субсидий. Но для того чтобы избежать постоянного   
обращения то к одному закону, то к другому, мы согласны с тем, чтобы внести     
юридико-техническую правку, ввести, по сути, дублирующую норму, но она ничему   
мешать не будет, поскольку будет встроена в основное тело Бюджетного кодекса,   
и продублировать эти полномочия в Бюджетном кодексе.                            
                                                                                
Что касается проверки эффективности, доступности и качества, то мы исходим из   
того, что главный контролёр - это потребитель. И реализация принципа, что       
деньги следуют за потребителем, означает, что, если граждане выбирают ту или    
иную государственную или негосударственную организацию, идут именно к ней за    
бесплатными, финансируемыми бюджетом услугами, эта организация и получает       
больший объём финансовых ресурсов. Таким образом, вступает в силу механизм не   
чисто рыночный, но всё-таки похожий на рыночную конкуренцию: во-первых, на      
этот рынок выходят новые организации и, во-вторых, действующие организации      
стараются повышать качество своих услуг. При этом в базовом законопроекте       
предусмотрен очень разветвлённый механизм контроля качества, описана            
процедура, кто и куда должен обращаться и как реагировать, есть меры            
ответственности организации: исключение из реестров, прекращение                
предоставления субсидий в случае оказания некачественных услуг, фиксирование    
жалоб потребителей, то есть весь механизм контроля, который сейчас существует   
со стороны отраслевых органов, будет задействован.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ооржак Мерген Дадар-оолович.                                                    
                                                                                
ООРЖАК М. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" поддерживает принятие в первом чтении данного законопроекта, который    
прежде всего позволит полноценно и качественно реализовывать нормы базового     
закона. На заседании профильного комитета законопроект также обсуждался         
достаточно подробно с участием представителей всех фракций. Призываем коллег    
поддержать данный законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
С места включите микрофон.                                                      
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы в принципе        
концепцию законопроекта поддерживаем, но с учётом того, что в послании          
президента особо подчёркивалось, что офшорные компании или компании, которые    
имеют в своём уставном капитале более 50 процентов средств иностранных          
инвесторов, не должны иметь права участвовать в этих заказах. Вот с учётом      
этого и многих других предложений, которые я уже высказал в своём вопросе       
уважаемому Алексею Михайловичу, фракция КПРФ воздержится от поддержки           
законопроекта в первом чтении. Но мы уверены, что мы совместно поработаем,      
все эти поправки примем, и тогда во втором чтении фракция действительно может   
изменить свою позицию.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Нет.              
                                                                                
Надежда Сергеевна?                                                              
                                                                                
Депутату Максимовой включите микрофон, пожалуйста.                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Иван Иванович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что сейчас мы           
рассмотрели два законопроекта - и о льготах по НДС, связанных с выполнением     
социального заказа, и о бюджетных субсидиях на исполнение тоже этих заказов     
по трём позициям, - но мы связаны тем, что у нас базовый закон, который мы      
приняли в первом чтении в декабре прошлого года, во втором чтении пока даже     
не рассмотрен, а в принципе время нас поджимает, потому что на самом деле       
сейчас уже начинается работа над бюджетом на 2020 год, и мы должны будем        
предусмотреть в бюджете 2020-2022 годов средства на предоставление вот этих     
субсидий, о чём идёт речь в законопроекте, который мы с вами сегодня            
рассматриваем. Поэтому просьба всё-таки к профильному комитету, за которым      
закреплён проект базового закона, законопроект № 519530-7, ускорить             
рассмотрение этого законопроекта. В принципе он должен идти впереди этих двух   
законопроектов - о внесении изменений в налоговое и бюджетное                   
законодательство.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.