Заседание № 15

20.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 619759-5 "О внесении изменения в статью 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности; внесён Е. А. Шумейко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4528 по 4625 из 5832
Пункт 14 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменения в    
статью 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский, пожалуйста.                                 
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7.24 Кодекса          
Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленный и     
внесённый Шумейко в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.     
Суть изменений, предлагаемых разработчиком законопроекта, заключается в         
установлении административной ответственности за нарушение порядка              
распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности субъекта    
Российской Федерации либо муниципальной собственности, и порядка                
использования указанных объектов. Практика показывает, что такие нарушения      
выявляются повсеместно в субъектах Российской Федерации, однако в статье 7.24   
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена    
ответственность только в отношении объектов нежилого фонда, находящихся в       
федеральной собственности.                                                      
                                                                                
В связи с этим в ряде субъектов Российской Федерации предпринята попытка на     
региональном законодательном уровне восполнить существующий пробел              
федерального законодательства. На сегодняшний день более сорока субъектов       
Российской Федерации своими законами установили административную                
ответственность за нарушение порядка распоряжения объектами нежилого фонда,     
находящимися в собственности субъектов Российской Федерации либо                
муниципальных образований, и порядка использования указанных объектов. Однако   
Верховный Суд Российской Федерации признал не соответствующими федеральному     
законодательству нормы законодательств субъектов Российской Федерации по        
данному вопросу, в частности, такие решения были приняты в отношении            
законодательных актов Белгородской области и Республики Якутия Саха (Якутия).   
В данном случае Верховный Суд Российской Федерации руководствовался нормой      
статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,    
в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области               
законодательства об административных правонарушениях относится установление     
административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в   
том числе административной ответственности за нарушение правил и норм,          
предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами     
Российской Федерации. Таким образом, налицо существующий пробел в правовом      
регулировании данного вопроса. Обозначенные проблемы требуют законодательного   
решения на федеральном уровне, и в этом смысле законопроект направлен на        
разрешение возникших правовых коллизий.                                         
                                                                                
Однако, по мнению Комитета по конституционному законодательству и               
государственному строительству, данный законопроект имеет один недостаток,      
носящий концептуальный характер. В предлагаемой в законопроекте редакции        
части 1 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных            
правонарушениях нарушением признаётся распоряжение объектом нежилого фонда,     
находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской      
Федерации либо муниципальной собственности, без разрешения специально           
уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В данном             
конкретном случае таким федеральным органом является Федеральное агентство по   
управлению государственным имуществом (Росимущество).                           
                                                                                
Вместе с тем хочу обратить внимание коллег на тот факт, что согласно            
Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом,     
утверждённому постановлением правительства от 5 июня 2008 года № 432,           
Росимущество осуществляет функции по управлению лишь федеральным имуществом.    
Что же касается имущества субъектов Российской Федерации и муниципальных        
образований, то здесь есть совершенно чёткая позиция законодателя. В            
соответствии со статьёй 26-12 Федерального закона от 6 октября 1999 года №      
184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и     
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно     
распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской      
Федерации. В свою очередь, в соответствии со статьёй 132 Конституции            
Российской Федерации и частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября      
2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в    
Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно владеют,    
пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Таким образом,             
возложение на федеральные органы исполнительной власти полномочий по            
распоряжению имуществом субъектов Российской Федерации и муниципальным          
имуществом противоречит указанным нормам действующего федерального              
законодательства.                                                               
                                                                                
Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть, что обозначенная разработчиками         
законопроекта проблема безусловно требует законодательного решения на           
федеральном уровне, но в концептуально иной редакции, и, поскольку вернуть      
представленный законопроект автору на доработку не представляется возможным в   
связи с прекращением его полномочий как члена Совета Федерации, комитет         
рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект, отмечая при     
этом, что существующий законодательный пробел можно устранить в рамках вновь    
внесённой законодательной инициативы, предусмотрев при этом необходимость       
получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта      
Российской Федерации, органа местного самоуправления на распоряжение            
объектами нежилого фонда, находящимися в собственности субъекта Российской      
Федерации или муниципального образования.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы по докладу? Нет вопросов.                                      
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Александрович.                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Тоже нет. Выносим на "час голосования".             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5044 по 5061 из 5832
Пункт 14 повестки. Ставлю на голосование проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 7.24 Кодекса Российской Федерации об                
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              184 чел.40,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    184 чел.                                          
Не голосовало                 266 чел.59,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.