Заседание № 235
25.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 619706-8 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части развития института федеральных учебно-методических объединений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3239 по 3434 из 5347
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад и содоклад Сергея Владимировича Кабышева. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный на ваше рассмотрение законопроект подготовлен в ответ на запрос наших ведущих университетов, который связан с необходимостью повышения роли учебно-методических объединений в формировании единых методических подходов к содержанию образования. Предложения по усилению роли учебно-методических объединений в части повышения качества медицинского образования были высказаны на расширенном заседании президиума Российского союза ректоров в начале года. Аналогичный запрос мы получили от Координационного совета Минобрнауки по области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки", от ряда ФУМО, в частности по укрупнённым группам специальностей - по юриспруденции, компьютерным информационным наукам, аэронавигации, эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники, а также по иным направлениям подготовки. Учебно-методические объединения в системе высшего образования существуют более 30 лет и обладают существенным потенциалом для формирования научно обоснованных единых методических подходов к содержанию высшего образования, а также направлений и мер по повышению его качества. Действующее федеральное законодательство содержит общие целевые ориентиры и правила создания учебно-методических объединений, но ряд важных вопросов, включая их разграничение по территориальному уровню, комплектованию с участием работодателей, не получил необходимого законодательного разрешения. Ввиду недостаточно чёткой правовой регламентации федеральных учебно-методических объединений эффективность их деятельности в последние годы снижалась. В разных вузах расхождения в образовательных программах, в учебных планах по одной и той же специальности достигают 70 процентов, что осложняет обеспечение единого образовательного пространства, сокращает академическую мобильность. В связи с этим значение научно-методического обеспечения принципиальной соотносимости, согласованности подходов к реализации высшего образования на всей территории страны существенно возрастает, как и объективная потребность в активном, действенном участии ФУМО в совершенствовании федеральных государственных образовательных стандартов. Законопроектом предлагаются обязательность создания ФУМО в системе всех уровней образования, включение в учебно-методические объединения (УМО) представителей работодателей. Таким образом, реализация законопроекта предполагает перезапуск системы учебно-методических объединений, что позволит реализовать следующие задачи. Первое, повысить эффективность работы ФУМО в разработке и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в рамках укрупнённой группы. Второе, вырабатывать оптимальные критерии оценки качества образования, формировать рекомендации по повышению качества образования, минимизации рисков снижения качества образования. Третье, разрабатывать минимальные типовые требования к условиям реализации образовательных программ укрупнённых групп специальностей. Четвёртое, готовить согласованные участниками образовательного процесса рекомендации по учебным изданиям, методической литературе, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. И пятое, создавать центры повышения квалификации и оценки квалификации профессорско-преподавательского состава по соответствию требованиям и условиям реализации образовательных программ. Комитет по науке и высшему образованию рассмотрел и поддержал законопроект. Комитет Государственной Думы по просвещению также рекомендует принять законопроект при рассмотрении в первом чтении. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддерживает концепцию законопроекта. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний в части обязательности участия представителей работодателей и их объединений в учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования и высшего образования. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний не имеет. На представленный законопроект поступили отзывы от 35 законодательных органов субъектов Российской Федерации, из них 34 положительных, от 55 высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, также из них 54 положительных. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Владимирович, вы сказали в своём выступлении о необходимости создания УМО для всех форм образования. Между тем в предложенном законопроекте речь идёт о включении в состав УМО представителей работодателей, исполнительной власти только в системе среднего профессионального образования и высшего образования. А вот у меня вопрос, касающийся всё-таки общеобразовательных организаций, ведь сегодня даже в школах есть тоже профильные классы, обучение даже может давать дополнительные баллы для ЕГЭ: это упущение? Можно ли дополнить это? Или есть какая-то такая целесообразность, из которой вы исходили, что не затрагиваете всё-таки общеобразовательные организации? КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос. Я сказал в своём выступлении, что ФУМО для всех уровней образования, просто я не аргументировал конкретно по общему образованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р. Сергей Владимирович, я считаю существенным и очень важным пункт, или новеллу, о вхождении, об обязательном вхождении в состав УМО представителей работодателей и их объединений. Это очень важно для средних специальных учреждений с точки зрения качества подготовки специалистов, высококвалифицированных специалистов. Скажите, как обеспечить, поскольку это разные ведомства, не совсем ясно представляется (для меня во всяком случае), каким образом это может быть системно, последовательно и, самое главное, результативно? КАБЫШЕВ С. В. Спасибо большое за вопрос. Нам необходимо создавать систему социального партнёрства в сфере образования, поскольку выпускников высшие учебные заведения, учреждения среднего профессионального образования готовят для работодателей, и рынок должен понимать и чувствовать, что происходит. Сейчас это всё фрагментарно, добровольно и нет системного характера, поэтому мы и предлагаем первый шаг - ввести обязательность в системе, - а дальше выстраивать эту систему на принципах социального партнёрства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Самокиш Владимир Игоревич. САМОКИШ В. И. Сергей Владимирович, абсолютно правильная инициатива. Я хотел бы всё-таки уточняющий вопрос задать. Вот абсолютно поддерживаю новеллу, которая связана с тем, что объединения работодателей должны войти в ФУМО, а как вы относитесь к тому, чтобы студенческие сообщества входили в ФУМО, поскольку уже такой опыт, я так понимаю, существует, но он в законе не закреплён. То есть хотел узнать, как вы к такой инициативе относитесь? КАБЫШЕВ С. В. Дело в том, что этот вопрос поднимается неоднократно, на протяжении, наверное, вообще существования студентов. Они хотят участвовать в этих процессах, но опыт подсказывает, что всё-таки нужно учиться, нужно сначала научиться, а потом уже обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Сергей Владимирович, предложение полностью соотносится с законом о целевом обучении, где мы предоставили особенные права работодателям, да, и в части методологии. Но у меня вопросы вполне конкретные. Вот какими будут качественные требования к самим участникам УМО? Методические рекомендации будут ли носить обязательный характер для определения специалитета, можем ли мы это соотнести с оценкой качества обучения и образования? Потому что здесь очень важно, что методики универсальные, они позволят тогда и универсальные требования предъявлять к специалисту, которого готовим, - что вы думаете? КАБЫШЕВ С. В. Спасибо, Ирина Анатольевна. Это сложный вопрос, поскольку это предполагает перезапуск всей системы образования. Мы сейчас этим законопроектом предлагаем навести порядок в системе федеральных учебно-методических объединений. Действительно, в соответствии с действующим законом работодатели имеют право участвовать в составлении программ, в их аккредитации, но они этим не очень активно пользуются. Поэтому нам очень важно - я ещё раз говорю, это очень важно - выстроить систему социального партнёрства. Работодатели должны понимать, что они... У нас у всех много прав, но мы забываем, что у нас есть и долг перед обществом, перед окружающим миром, где мы живём, поэтому это последовательный процесс. Но вы видите, что правительство обратило внимание на то, что не может оно заставить работодателей. Здесь я бы обратил внимание на то обстоятельство, что ФУМО - это не общественное объединение, государство создаёт это объединение для выполнения публично-правовых значимых функций. И здесь мы не заставляем, мы говорим, что если вы на этом рынке присутствуете, работаете, то вы должны обязательно понимать свою ответственность и ваше предложение здесь не в добровольном порядке, вы должны высказать свою позицию, от которой зависит и будущее вашего предприятия, и будущее, по большому счёту, всей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 57 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.