Заседание № 233
18.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 619411-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части исключения операций, связанных с получением региональным оператором денежных средств, из перечня операций, подлежащих обязательному контролю).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3596 по 3790 из 5450
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад и содоклад Аркадия Николаевича Свистунова. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данным законопроектом предлагается исключить из перечня операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", операции по получению денежных средств так называемыми региональными операторами фондов капитального ремонта и общего имущества в многоквартирных жилых домах. Дело в том, что все операции, которые по счетам этих фондов осуществляются, носят вполне очевидный экономический характер и низкорискованный, потому что это специализированные счета, которые в соответствии с Жилищным кодексом открываются в банках и по которым могут осуществляться только операции, связанные с зачислением и использованием этих средств на цели функционирования этих фондов, то есть на капитальный ремонт. В связи с этим проектируемые изменения не приведут к снижению эффективности противолегализационного контроля, но при этом снимут избыточную нагрузку с организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Настоящий законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, Центральным банком. Комитет по финансовому рынку также поддерживает настоящий законопроект и просит вас поддержать его и принять в первом чтении. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Погорелый Дмитрий Викторович, пожалуйста. ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Аркадий Николаевич, у меня вопрос следующего содержания. Конструкцией нормы вы предусматриваете исключение получения денежных средств специализированной некоммерческой организацией в той сфере, о которой вы сказали. Вместе с тем действующее законодательство не содержит понятия "специализированная некоммерческая организация", поэтому любая некоммерческая организация, которая включит в свои цели непосредственно проведение капитального ремонта, будет исключаться из сферы государственного контроля. Предложение: как вы считаете, нет ли необходимости ко второму чтению конкретизировать данную норму, чтобы все однозначно понимали, что это некоммерческие организации, созданные в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации, и чтобы другие некоммерческие организации не подменяли свой непосредственный вид деятельности на другой, размывая таким образом возможность исключения из сферы государственного контроля? СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо вам большое. Я думаю, что нужно это обсудить в рамках работы ко второму чтению, и вполне очевидно, что может быть принято такое изменение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Аркадий Николаевич, во-первых, какова цена вопроса, то есть каковы издержки на проведение отменяемого контроля, и, соответственно, насколько значима будет экономия? И во-вторых, правильно ли я понимаю, что такой законопроект означает, что сфера капитального ремонта не может использоваться для легализации доходов, полученных преступным путём, и не используется таким образом с точки зрения разработчиков законопроекта? СВИСТУНОВ А. Н. Да, вы в принципе правильно понимаете. Дело в том, как осуществляется этот контроль. Этот контроль осуществляется так: по каждой операции идут сообщения в службу финансового мониторинга, формируются они банком по каждой операции, и сообщения туда идут. Соответственно, это затраты на персонал, это затраты на программное обеспечение в любом банке или внебанковской организации, которая занимается расчётами, и если они исключаются, то это вызовет определённую экономию. Это во-первых. Ну а во-вторых, что касается, так скажем, очевидности этих операций. Закрытый перечень предусмотрен Жилищным кодексом, это, по-моему, статья 177 Жилищного кодекса, часть 1, где приводится конечный перечень операций, которые по этому счёту могут производиться, никаких других банк не проведёт. Всё, в общем-то, исходя из этого понятно. Вы, наверное, имеете в виду, что дальше может происходить, уже среди подрядчиков и так далее, но я обращаю ваше внимание, что то, что дальше, - это дальше, потому что каждый подрядчик подлежит контролю в рамках работы по своим счетам. Надеюсь, ответил на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Аркадий Николаевич, всё-таки какой объём средств? Ну вот прозвучало в вашем докладе, что это какие-то сущие копейки, - ну, что их контролировать, что там можно украсть, да ещё использовать на финансирование терроризма, ну, давайте типа не тратить время и ресурсы на мелочи. Какие мелочи, о чём идёт речь? Назовите, если есть информация, сколько составляет сумма отчислений в год со всех граждан на капитальный ремонт. Это первое. И второе. Ну, вы знаете, утверждение, что эти деньги не могут пахнуть коррупцией, преступностью и экстремизмом, терроризмом, как-то вот не соответствует времени. У нас, к сожалению, даже деньги в Министерстве обороны при всём контроле, который должен был осуществляться со всех сторон... (Микрофон отключён.) СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, в данном законопроекте речь вообще не идёт о суммах средств, которые получает фонд, речь идёт о порядке контроля за операциями, то есть нет здесь упоминания о суммах. Если вы хотите уточнить эти суммы, ну, пожалуйста, можно обратиться, но это скорее не в наш комитет, а в те, которые занимаются капитальным строительством и жилищно-коммунальным хозяйством. Сделать можно запрос в Минстрой, и там есть такая информация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Аркадий Николаевич, в свете установленного контроля над финансовыми потоками НКО, не только касающихся отмывания доходов, но и являющихся иностранными агентами, представьте ситуацию: специализированная НКО получит средства с пометкой "Для формирования фондов капитального ремонта", которые на самом деле будут являться незаконным финансированием завуалированных иностранных структур, в итоге такое финансирование будет одобрено и пропущено всеми фискальными службами и направлено по назначению. Возможно ли это? Думаю, да. Вопрос: как в рамках закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, не говоря о контроле финансирования от иностранных структур, можно говорить о снижении регуляторной нагрузки и избыточных обязанностей, тем более что в нашей стране достаточно высокий уровень коррупции? СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Вячеслав Михайлович. Дело в том, что банк открывает специализированные счета только некоммерческим организациям, которые являются региональными операторами. Они имеют свои уставные документы, предоставляют их в банк при открытии счёта, и только после этого им открывается счёт. То есть какая-то любая, как говорите, другая, иная некоммерческая организация или, ещё хуже, иноагент, например, и так далее, придя и сказав: "Я региональный оператор", - не подтвердив это документами, не сможет получить такой счёт и такой режим этого счёта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Аркадий Николаевич, вопрос, который вы сегодня докладываете, на мой взгляд, находится, безусловно, не только в компетенции вашего комитета. Я попыталась оперативно выяснить, рассматривал ли этот вопрос комитет по безопасности, - нет, а полагаю, что должен. Поэтому предложение: данный вопрос рассмотреть совместно с комитетом по безопасности. Те актуальные вопросы, которые задавали коллеги, обозначают ровно эту проблему: предлагаемое вами решение пока что не сбалансировано с точки зрения действующего законодательства и с точки зрения общих задач обеспечения безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемая Ирина Анатольевна, дело в том, что взаимодействие со службой финансового мониторинга осуществляется напрямую нашим комитетом, ну и, наверное, комитетом по безопасности, и от них, от самой этой службы финансового мониторинга, получено положительное заключение - вы можете с ним ознакомиться, если хотите. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СВИСТУНОВ А. Н. Ну, Ирина Анатольевна, дело в том, что я как бы в данной ситуации могу это ваше предложение только передать комитету, и мы его обязательно рассмотрим. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ирина Анатольевна, вы считаете, что к первому чтению это нужно или в рамках подготовки ко второму чтению? Ко второму чтению. Хорошо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 58 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении. У меня тогда просьба к комитету по безопасности подключиться к работе над этим законопроектом ко второму чтению.