Заседание № 233

18.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 619411-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части исключения операций, связанных с получением региональным оператором денежных средств, из перечня операций, подлежащих обязательному контролю).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3596 по 3790 из 5450
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7    
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,         
полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Доклад и содоклад    
Аркадия Николаевича Свистунова.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данным законопроектом       
предлагается исключить из перечня операций, подлежащих обязательному контролю   
в соответствии с законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,    
полученных преступным путём, и финансированию терроризма", операции по          
получению денежных средств так называемыми региональными операторами фондов     
капитального ремонта и общего имущества в многоквартирных жилых домах. Дело в   
том, что все операции, которые по счетам этих фондов осуществляются, носят      
вполне очевидный экономический характер и низкорискованный, потому что это      
специализированные счета, которые в соответствии с Жилищным кодексом            
открываются в банках и по которым могут осуществляться только операции,         
связанные с зачислением и использованием этих средств на цели                   
функционирования этих фондов, то есть на капитальный ремонт. В связи с этим     
проектируемые изменения не приведут к снижению эффективности                    
противолегализационного контроля, но при этом снимут избыточную нагрузку с      
организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным            
имуществом.                                                                     
                                                                                
Настоящий законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации,      
Центральным банком. Комитет по финансовому рынку также поддерживает настоящий   
законопроект и просит вас поддержать его и принять в первом чтении.             
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Погорелый Дмитрий Викторович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Аркадий Николаевич, у меня вопрос следующего содержания. Конструкцией нормы     
вы предусматриваете исключение получения денежных средств специализированной    
некоммерческой организацией в той сфере, о которой вы сказали. Вместе с тем     
действующее законодательство не содержит понятия "специализированная            
некоммерческая организация", поэтому любая некоммерческая организация,          
которая включит в свои цели непосредственно проведение капитального ремонта,    
будет исключаться из сферы государственного контроля. Предложение: как вы       
считаете, нет ли необходимости ко второму чтению конкретизировать данную        
норму, чтобы все однозначно понимали, что это некоммерческие организации,       
созданные в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации, и чтобы другие       
некоммерческие организации не подменяли свой непосредственный вид               
деятельности на другой, размывая таким образом возможность исключения из        
сферы государственного контроля?                                                
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо вам большое. Я думаю, что нужно это обсудить в рамках   
работы ко второму чтению, и вполне очевидно, что может быть принято такое       
изменение.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Аркадий Николаевич, во-первых, какова цена вопроса,     
то есть каковы издержки на проведение отменяемого контроля, и,                  
соответственно, насколько значима будет экономия? И во-вторых, правильно ли я   
понимаю, что такой законопроект означает, что сфера капитального ремонта не     
может использоваться для легализации доходов, полученных преступным путём, и    
не используется таким образом с точки зрения разработчиков законопроекта?       
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Да, вы в принципе правильно понимаете. Дело в том, как          
осуществляется этот контроль. Этот контроль осуществляется так: по каждой       
операции идут сообщения в службу финансового мониторинга, формируются они       
банком по каждой операции, и сообщения туда идут. Соответственно, это затраты   
на персонал, это затраты на программное обеспечение в любом банке или           
внебанковской организации, которая занимается расчётами, и если они             
исключаются, то это вызовет определённую экономию. Это во-первых.               
                                                                                
Ну а во-вторых, что касается, так скажем, очевидности этих операций. Закрытый   
перечень предусмотрен Жилищным кодексом, это, по-моему, статья 177 Жилищного    
кодекса, часть 1, где приводится конечный перечень операций, которые по этому   
счёту могут производиться, никаких других банк не проведёт. Всё, в общем-то,    
исходя из этого понятно. Вы, наверное, имеете в виду, что дальше может          
происходить, уже среди подрядчиков и так далее, но я обращаю ваше внимание,     
что то, что дальше, - это дальше, потому что каждый подрядчик подлежит          
контролю в рамках работы по своим счетам.                                       
                                                                                
Надеюсь, ответил на ваш вопрос.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Аркадий Николаевич, всё-таки какой объём средств? Ну вот            
прозвучало в вашем докладе, что это какие-то сущие копейки, - ну, что их        
контролировать, что там можно украсть, да ещё использовать на финансирование    
терроризма, ну, давайте типа не тратить время и ресурсы на мелочи. Какие        
мелочи, о чём идёт речь? Назовите, если есть информация, сколько составляет     
сумма отчислений в год со всех граждан на капитальный ремонт. Это первое.       
                                                                                
И второе. Ну, вы знаете, утверждение, что эти деньги не могут пахнуть           
коррупцией, преступностью и экстремизмом, терроризмом, как-то вот не            
соответствует времени. У нас, к сожалению, даже деньги в Министерстве обороны   
при всём контроле, который должен был осуществляться со всех сторон...          
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, в данном законопроекте речь         
вообще не идёт о суммах средств, которые получает фонд, речь идёт о порядке     
контроля за операциями, то есть нет здесь упоминания о суммах. Если вы хотите   
уточнить эти суммы, ну, пожалуйста, можно обратиться, но это скорее не в наш    
комитет, а в те, которые занимаются капитальным строительством и                
жилищно-коммунальным хозяйством. Сделать можно запрос в Минстрой, и там есть    
такая информация.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Аркадий Николаевич, в свете установленного контроля над финансовыми   
потоками НКО, не только касающихся отмывания доходов, но и являющихся           
иностранными агентами, представьте ситуацию: специализированная НКО получит     
средства с пометкой "Для формирования фондов капитального ремонта", которые     
на самом деле будут являться незаконным финансированием завуалированных         
иностранных структур, в итоге такое финансирование будет одобрено и пропущено   
всеми фискальными службами и направлено по назначению. Возможно ли это?         
Думаю, да. Вопрос: как в рамках закона о противодействии легализации            
(отмыванию) доходов, не говоря о контроле финансирования от иностранных         
структур, можно говорить о снижении регуляторной нагрузки и избыточных          
обязанностей, тем более что в нашей стране достаточно высокий уровень           
коррупции?                                                                      
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Вячеслав Михайлович. Дело в том, что банк    
открывает специализированные счета только некоммерческим организациям,          
которые являются региональными операторами. Они имеют свои уставные             
документы, предоставляют их в банк при открытии счёта, и только после этого     
им открывается счёт. То есть какая-то любая, как говорите, другая, иная         
некоммерческая организация или, ещё хуже, иноагент, например, и так далее,      
придя и сказав: "Я региональный оператор", - не подтвердив это документами,     
не сможет получить такой счёт и такой режим этого счёта.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Аркадий Николаевич, вопрос, который вы сегодня           
докладываете, на мой взгляд, находится, безусловно, не только в компетенции     
вашего комитета. Я попыталась оперативно выяснить, рассматривал ли этот         
вопрос комитет по безопасности, - нет, а полагаю, что должен. Поэтому           
предложение: данный вопрос рассмотреть совместно с комитетом по безопасности.   
Те актуальные вопросы, которые задавали коллеги, обозначают ровно эту           
проблему: предлагаемое вами решение пока что не сбалансировано с точки зрения   
действующего законодательства и с точки зрения общих задач обеспечения          
безопасности.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемая Ирина Анатольевна, дело в том, что взаимодействие     
со службой финансового мониторинга осуществляется напрямую нашим комитетом,     
ну и, наверное, комитетом по безопасности, и от них, от самой этой службы       
финансового мониторинга, получено положительное заключение - вы можете с ним    
ознакомиться, если хотите.                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Ну, Ирина Анатольевна, дело в том, что я как бы в данной        
ситуации могу это ваше предложение только передать комитету, и мы его           
обязательно рассмотрим. Благодарю вас.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Ирина Анатольевна, вы считаете, что к первому чтению это нужно или в рамках     
подготовки ко второму чтению? Ко второму чтению. Хорошо.                        
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента?             
Правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)     
доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
У меня тогда просьба к комитету по безопасности подключиться к работе над       
этим законопроектом ко второму чтению.