Заседание № 214
О проекте федерального закона № 619179-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению критериев и порядка включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения из него).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Докладывает Сергей Иванович Крючек. КРЮЧЕК С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Указанный законопроект принят во втором чтении и подготовлен к третьему. По представленному законопроекту замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Сергей Иванович, спасибо, присаживайтесь. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович, с места. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного закона. Наконец-то мы наводим порядок в вопросе об установлении тех, кто может заниматься аффинажным делом, и это чрезвычайно важно. Это чрезвычайно важно для Республики Саха (Якутия), потому что в нашей экономике огромное место занимает добыча драгоценных металлов и камней и многие в разных случаях пострадали от разного рода отрицательных явлений. Я приведу только два примера: недавно на Колымском аффинажном заводе исчезли тонны золота - пострадали наши золотодобытчики - и буквально в прошлом году, 18 марта, все мы, весь мир стал свидетелем того, как над Якутском посыпался золотой дождь, 3,5 тонны золота высыпалось из самолёта. Это как раз последствия того, что нет ещё установленного порядка в обороте драгоценных металлов и камней. И этот закон, который мы с вами принимаем, будет большим вкладом в наведении порядка в этом деле. Спасибо. Поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Ищенко Александр Николаевич. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в третьем чтении, потому что действующим законодательством о драгоценных камнях и драгоценных металлах не определены порядок и критерии включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения из этого перечня. Принятие решения о включении организаций в данный перечень и исключении из него осуществлялось без установленных законодательством Российской Федерации критериев. Вместе с тем перечень Минфина России требует от организаций наличия свидетельства о постановке на государственный учёт объектов, так как они оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также собственной охраны, охранной службы и имущественного комплекса для осуществления аффинажа. Ну и для справки: в среднем для аффинажа 3 тонн драгоценных металлов необходимо 1500 квадратных метров производственных площадей, а на производство 1 тонны аффинированного драгоценного металла затрачивается около 50 тысяч киловатт. Много критериев, этот закон отрегулирует все неточности, установит точные критерии для организаций; перечень будет определяться Правительством Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 22 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 619179-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению критериев и порядка включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения из него; принят в первом чтении 13 марта 2019 года с наименованием "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Доклад члена комитета по природным ресурсам Сергея Ивановича Крючека. Пожалуйста. КРЮЧЕК С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению критериев и порядка включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения аффинажных организаций из перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов. По мнению автора законопроекта - Правительства Российской Федерации, данные изменения вносятся в целях создания прозрачного механизма, а также установления чётких критериев и порядка включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения таких предприятий. Законопроект был внесён в Государственную Думу 29 декабря 2018 года Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении 13 марта 2019 года. К законопроекту представлены две поправки технического характера, которые предлагаются к принятию. С учётом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 12 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 35 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон. КРЮЧЕК С. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект подготовлен к третьему чтению. Прошу включить его в порядок работы Госдумы на 23 мая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 195
О проекте федерального закона № 619179-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению критериев и порядка включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения из него).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который направлен на устранение правовой неопределённости, существующей в настоящий момент в части порядка включения аффинажных заводов в перечень организаций, в перечень заводов, которые имеют право осуществлять аффинаж драгоценных металлов. В настоящее время законом предусматривается, что данный перечень формирует правительство, которое делегировало свои полномочия Министерству финансов, тем не менее законом не предусматривается установление порядка и критериев для включения или невключения предприятий в перечень аффинажных заводов. Таким образом, получается так, что, по сути, по усмотрению чиновников Министерства финансов принимается решение о включении или невключении в перечень данных заводов, при этом никаких оснований для принятия тех или иных решений законом в настоящий момент не предусмотрено. Поэтому правительство разработало и внесло законопроект, которым поручается правительству разработать порядок включения предприятий в перечень аффинажных заводов, организаций, которые имеют право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения из него. Данный порядок сейчас правительство не имеет права разрабатывать, так как законом такое право правительства не предусмотрено. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Сергея Ивановича Крючека. Пожалуйста. КРЮЧЕК С. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представитель Правительства Российской Федерации подробно изложил суть законопроекта. Законопроект был внимательно и всесторонне рассмотрен на заседании комитета, с учётом представленного в пояснительной записке обоснования предлагаемые изменения в Федеральный закон № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" видятся целесообразными. Счётная палата Российской Федерации поддерживает данный законопроект, равно как и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации поддерживает концепцию законопроекта. Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Было пять организаций, исключили две, осталось три - сколько же их у нас будет в перспективе по тем новым критериям, которые вы будете устанавливать? И в связи с этим требования ужесточатся или нет? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Сейчас у нас 11 организаций; порядок, по сути дела, отсутствует, и в принципе эти 11 организаций - это в основном те, которые ещё с советских времён аффинаж осуществляют. Дело в том, что некоторые из них уже фактически никакой деятельностью не занимаются, даже девелоперские проекты на территории некоторых заводов реализованы, при этом у нас нет формальных оснований их исключить, это с одной стороны. С другой стороны, сейчас развивается промышленность, особенно на Дальнем Востоке, и люди хотели бы осуществлять аффинаж, но опять же у нас нет формальных критериев, чтобы включить организацию в перечень. Что касается критериев, там есть ряд чисто технологических критериев: во-первых, требуется, чтобы технология аффинажа позволяла доводить до установленного законом уровня в четыре девятки, то есть содержание золота в продукции аффинажного завода должно быть 999,9; во-вторых, производство довольно-таки грязное, поэтому необходимо соблюдать экологические требования; в-третьих, достаточно высокое потребление электроэнергии при аффинажных работах. То есть имеется целый ряд технологических вопросов, которые мы хотели бы в порядке отразить, с тем чтобы это реализовать. Что касается заводов, которые сейчас работают, - там никакого сокращения не предполагается. Всего 11 заводов имеют лицензии, из них пять заводов, правильно вы сказали, по факту осуществляют аффинаж, а оставшиеся шесть заводов, имеющие лицензии, являются спящими, и мы, конечно, эти лицензии ликвидировали бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопросы к докладчику. Уважаемый Алексей Владимирович, в своём докладе вы обратили наше внимание на то, что целью данного проекта федерального закона является установление критериев и порядка включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения из него. Уточните, пожалуйста, как в настоящее время регулируются данные отношения с точки зрения установления критериев? И насколько эти критерии согласуются с положениями действующего законодательства, например с нормами Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности...", в части, касающейся критерия охраны объектов? Ведь согласно данному закону оказание охранных услуг разрешается только организациям, учреждённым именно для этой цели и имеющим соответствующую лицензию. Заранее благодарю. МОИСЕЕВ А. В. Что касается закона об охране, дополню, что у нас есть предприятия, которые имеют право на собственную охранную организацию, такие как, например, "Газпром" или "АЛРОСА", и внесением поправок в этот закон этим организациям было разрешено такие службы у себя иметь. Что касается проекта постановления, который мы совместно с ассоциацией аффинажных заводов разработали, там в части охраны предполагается наличие либо собственной охраны (что маловероятно, если учесть, то, что мы сейчас с вами обсудили), либо договора, заключённого с охранной организацией, которая действует в рамках закона об охранной деятельности. Здесь простой критерий: при подаче документов нужно будет принести копию договора с охранным предприятием, потому что, конечно, обеспечение охраны - это одно из ключевых требований для аффинажного завода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Алексей Владимирович, вообще, удивительно, что до сих пор нет порядка включения в перечень аффинажных организаций и исключения из него, - это преступная халатность или же специально созданы такие условия? Видимо, результатом этого и стало то, что год назад, 15 марта 2018 года, над городом Якутском прошёл в буквальном смысле золотой дождь: из самолёта "Ан-12" авиакомпании "Нимбус", летевшего с рудника "Купол" в Красноярск, высыпалось 3,5 тонны золотых слитков - с неба, просто из самолёта! Вот очень интересно: вы разбирались в причинах этого инцидента? И вообще, как это случилось? Это же не чисто техническая ошибка, это следствие именно вот этого нормативно-правового беспредела в нашей стране? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Федот Семёнович, с первой частью вашего вопроса полностью согласен. Честно говоря, когда я выяснил, что мне, по сути, приходится решать, включать или не включать в перечень аффинажный завод, я сразу поручил разработать такой законопроект, потому что не должен чиновник сам решать, должны быть критерии и порядок. Я с вами согласен: отсутствие порядка - это, конечно... Ну, я не думаю, что это чья-то злая воля, но это упущение, поэтому, как только я выяснил, что действительно приходится, по сути, мне, как чиновнику, решать, кого включать, а кого нет, я понял, что должен быть акт правительства, которым будет установлен порядок, и чиновники будут в рамках порядка только проверять, соответствует или не соответствует. Ну а что касается золотого дождя. То золото, которое посыпалось из грузового люка самолёта в Якутске на взлётно-посадочную полосу якутского аэропорта, принадлежало не аффинажному заводу, это было золото, которое было отправлено на аффинажный завод для целей аффинажа его собственником, компанией, которая его добыла, то есть той компанией, о которой вы сказали. В данном случае красноярский аффинажный завод свою работу уже выполнил, золото передал заказчику, который, собственно, своими силами его транспортировал, поэтому здесь вопрос, связанный с обеспечением безопасности при перевозке золота, и другие вопросы, которыми мы тоже занимаемся... Ну, слава богу, все до единого слитки были найдены, ничего не пропало, поэтому никакого ущерба нанесено не было, но, согласен с вами, нам, конечно, очень повезло, что всё это просыпалось так, что смогли потом найти, а могло бы попасть на дно реки Лены, и тогда мы, конечно, искали бы его, как искали золото Колчака на Байкале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, ну, вы отчасти ответили, но на самом деле это форменное безобразие: 20 лет прошло, как закон был принят, он работал, но, оказывается, ни порядок, ни критерии не были установлены. Вы сказали, что вы разработали и внесли эти поправки после того, как ознакомились, и после того, как вам пришлось с этим столкнуться. В связи с этим, раз вы ознакомились, у меня вопрос: это единственная поправка, отсутствие которой мешает нормальной реализации данного направления, либо будут ещё какие-то поправки? Поправки вносились и в 2015 году, и в 2017 году, но никто не обращал внимания ни на эти критерии, ни на порядок. МОИСЕЕВ А. В. Есть несколько законопроектов, которые предполагаются к рассмотрению, есть ряд законопроектов, которые сейчас уже внесены в Государственную Думу, некоторые из них уже приняты в первом чтении, и это законопроекты, разработанные в соответствии с поручением президента по усилению ответственности и наведению порядка в целом в этой отрасли. Прежде всего, это законопроект об усилении ответственности в рамках внесения поправок в КоАП. Кроме того, это законопроект о предоставлении права контрольным организациям входить с проверками не раз в три года, а чаще (вы знаете, был принят закон, которым в целом запрещается контрольным органам чаще, чем раз в три года, осуществлять проверки); президент поручил сделать исключение не только для медицинских организаций, но и для организаций, которые стоят на спецучёте юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными камнями и драгоценными металлами. И третьим законопроектом у нас вводится новый элемент лицензирования: будут лицензироваться не только аффинажные заводы, мы предложили вам в рамках законопроекта, внесённого правительством, поддержать лицензирование скупок драгоценных металлов, чтобы мы могли правильно понимать, каковы источники попадания металлов на аффинажные заводы, потому что основной источник прихода металла на аффинажные заводы - это скупка, и поскольку скупка сейчас не лицензируется, мы реально не понимаем, откуда это золото берётся, что это за люди и так далее; вот будет там лицензирование - будет больше ясности. Это с точки зрения ужесточения. Ну, поскольку нам поручено наказывать виноватых и делать легче жизнь для добросовестных, мы другой пакет проектов готовим, и это касается либерализации. Мы в рамках проекта правительства по так называемой реабилиторной гильотине изучаем закон № 41-ФЗ, с тем чтобы убрать избыточное регулирование, и вот сейчас уже можно объявить, что мы готовимся провести значительное послабление по надзору за оборотом серебра. Поскольку удельная стоимость серебра уже где-то совпала со стоимостью чёрной икры, то требовать специальной отчётности по всем переводам серебра, наверное, не имеет смысла. То есть если это не монетарное серебро, а ложечки и крестики, что-то такое, то уже нет смысла за ними такой контроль устанавливать, а это, собственно, основное производство в России, у нас пять шестых всего производства ювелирных изделий - это небольшие серебряные изделия. Поэтому мы дадим бизнесу как раз возможность без надзора спокойно оперировать там, где надзор не нужен. Таким образом, у нас сейчас готовится целый ряд поправок, некоторые проекты уже внесены в Государственную Думу, а некоторые будут вноситься в ближайшее время, так что я, наверное, буду здесь вам часто по этим законопроектам докладывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет. Полномочные представители президента и правительства? Нет. Заключительное слово, Алексей Владимирович? Нет желания. Сергей Иванович, заключительное слово будет? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 01 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.