Заседание № 58
О проекте федерального закона № 61916-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка информационного взаимодействия при внесении сведений об объектах культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос рассматривается, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Светланы Борисовны Савченко. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Доброе утро, высокое собрание! Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект прошёл все нужные экспертизы, благодаря работе депутатов, экспертов, консультантов, специалистов замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера по проекту федерального закона нет. Уважаемые коллеги, принятие данного закона позволит каждому иметь беспрепятственный доступ и право получать информацию о территории, защитной зоне и охранной зоне каждого объекта культурного наследия. Пожалуйста, поддержите законопроект! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выступить по мотивам от фракций есть желающие? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 14-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Коллеги, вы не возражаете, когда у нас в зале напряжение будет расти, если мы будем давать возможность Светлане Борисовне обратиться к залу? Я думаю, что страсти утихнут. (Оживление в зале, аплодисменты.) Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 22 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Видите, принимается единогласно федеральный закон. Поздравляем, Светлана Борисовна!
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 61916-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка информационного взаимодействия при внесении сведений об объектах культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
51-й вопрос рассматривается, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Светлана Борисовна Савченко. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, высокое собрание! Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напоминаю вам, что данный законопроект был принят в первом чтении при широком обсуждении и дискуссии 19 апреля 2017 года. Законопроект направлен на обеспечение Единого государственного реестра недвижимости полными и достоверными сведениями о защитных зонах объектов культурного наследия, территориях, зонах охраны объектов культурного наследия и, соответственно, на информирование правообладателей земельных участков, расположенных в пределах указанных территорий и зон, об ограничениях и запретах. Предложенные законопроектом меры позволят обеспечить сохранность объектов культурного наследия и прилегающих к ним территорий, а владельцам земельных участков в границах таких территорий избежать рисков и убытков от несанкционированной строительной и хозяйственной деятельности. К законопроекту поступило семь поправок, шесть из них учтены, одна отклонена. Замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера по проекту федерального закона не имеется. Комитет по культуре поддерживает данный законопроект и просит принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, предложенных комитетом к принятию, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 54 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 27 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вопрос 51. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 07 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня приняли двадцать девять федеральных законов и в этой связи... Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. САВЧЕНКО С. Б. Уважаемые коллеги, комитет просит включить данный законопроект в порядок работы Государственной Думы на 20 июля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Принимается.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 61916-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка информационного взаимодействия при внесении сведений об объектах культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматривается 12-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Светланы Борисовны Савченко. Пожалуйста. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Доброе утро, высокое собрание! Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В 2016 году в законодательстве об охране объектов культурного наследия были установлены так называемые защитные зоны объектов культурного наследия как особый механизм охраны памятников истории и культуры. Этот механизм очень важен, особенно в условиях, когда ведётся такая бурная строительная и хозяйственная деятельность. С 1 января 2017 года вступил в действие Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", и этот закон предусмотрен как полный свод достоверных сведений о недвижимом имуществе, в том числе о тех ограничениях, которые существуют по отношению к данному имуществу. В связи с этим необходимо регулирование данного вопроса, и представленный вам в первом чтении законопроект предполагает именно такие шаги. Статьями 1 и 2 законопроекта предусмотрено дополнить федеральные законы соответственно "Об объектах культурного наследия..." и "О государственной регистрации недвижимости" положениями, устанавливающими порядок взаимодействия органов охраны объектов культурного наследия и органов регистрации прав, чтобы внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об этих самых защитных зонах объектов культурного наследия. С учётом того что основным информационным ресурсом об объектах культурного наследия является единый реестр объектов культурного наследия, предусмотрено дополнение статьи 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия..." положением о внесении в указанный реестр также информации о защитных зонах. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в документах, на основании которых осуществляются новое строительство, реконструкция имеющихся объектов и хозяйственная деятельность, учитываются зоны с особым использованием территорий. Мы хотели бы, чтобы данным законопроектом зоны охраны объектов культурного наследия были отнесены именно к зонам с особыми условиями использования территорий, поэтому в статье 3 законопроекта предложено внести в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение, предусматривающее отнесение защитных зон объектов культурного наследия к зонам с особыми условиями использования территорий. Это позволит отображать сведения о защитных зонах объектов культурного наследия в материалах по подготовке документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в правилах землепользования и застройки, а также в градостроительных планах земельных участков. Предлагаемым в законопроекте изменением в часть 3 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено предоставление органами охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав не только сведений об утверждении или изменении границ территории и зоны охраны объекта, но и для более полной информации об объекте культурного наследия описания местоположения границ таких территорий, содержания ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких границ и иных сведений, которые необходимы для внесения информации об указанных территориях и зонах в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости, что предусмотрено статьёй 10 указанного федерального закона. Таким образом, предлагаемый к рассмотрению в первом чтении нашим комитетом законопроект направлен на обеспечение Единого государственного реестра недвижимости полными и достоверными сведениями о территориях, зонах охраны, защитных зонах объектов культурного наследия и, соответственно, на информирование правообладателей земельных участков, расположенных в пределах указанных территорий и зон, об установленных запретах и ограничениях, чтобы люди, получающие документы из единого реестра, при получении документа на свой объект знали, какие ограничения существуют в отношении данного объекта, что там невозможна или запрещена деятельность по строительству и реконструкции, хозяйственная деятельность. Предложенные меры позволят владельцам земельных участков избежать рисков и убытков от несанкционированной строительной и хозяйственной деятельности. Комитет по культуре поддерживает данный законопроект, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющийся соисполнителем по проекту закона, рекомендует Государственной Думе принять проект закона в первом чтении. На законопроект поступили отзывы от законодательных органов власти сорока одного субъекта Российской Федерации, из них сорок - положительные, от исполнительных органов власти поступило сорок девять отзывов, из них сорок два - положительные. На проект федерального закона получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации. У Государственно-правового управления Президента Российской Федерации замечания концептуального характера по законопроекту отсутствуют. Уважаемые коллеги, общество, теряющее памятники, теряет память, а общество, потерявшее память, теряет себя. Для того чтобы мы сами себя не потеряли, мы предлагаем принять этот законопроект в первом чтении. Прошу поддержать законопроект и благодарю за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы. К Светлане Борисовне есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Борисовна, безусловно, законопроект очень важен, поскольку направлен на обеспечение охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем я хотел бы обратить ваше внимание, может быть, узнать ваше мнение, есть ли возможность в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению дать регионам право на исключение объектов культурного наследия регионального значения из реестра? Например, в городе Перми, который я представляю, есть горевший, ветхий дом, который включён в реестр объектов культурного наследия регионального масштаба. Объекта практически нет, историческая значимость его весьма сомнительна, а охранные обязательства по определению есть. По сути говоря, городские власти или потенциальный инвестор обязаны его восстановить в первоначальном виде. Соответственно, экономики никакой здесь нет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Борисовна. САВЧЕНКО С. Б. Спасибо, уважаемый Игорь Вячеславович, вопрос понятен, понятна ваша боль. Такой объект просто не будет подпадать под регулирование этого закона. Сейчас у нас в комитете на рассмотрении будет законопроект, если я не ошибаюсь, воронежского законодательного органа, они как раз предлагают механизм исключения объектов из реестра. Мы будем рассматривать, что называется, отдельным вопросом то, каким будет механизм исключения уже утраченного объекта из единого реестра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Светлана Борисовна, у нас объекты культурного наследия бывают федерального значения, регионального значения и местного значения. Когда мы с этим сталкиваемся на практике, оказывается, что реестр объектов местного значения порой толком и не ведётся, то есть формально они есть, в некоторых документах присутствуют, а самого реестра как такового нет. Я уже не говорю про чёткую привязку всех трёх зон охраны: строгой охраны, вы знаете, регулируемой и третьей, это уже ограничивающий вариант. Так что же мы будем вносить, если реестры не ведутся, участки на учёт не поставлены, а мы их должны сегодня с реестром недвижимости чётко по координатам сопоставить, что называется? САВЧЕНКО С. Б. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Действительно, очень серьёзная тема. И я хочу сказать, что, с моей точки зрения, вопрос сдвинется с места в том случае... серьёзно, мне кажется, сдвинется с места в том случае, если у нас будет создан тот самый отдельный федеральный орган - росохраннаследие или роскультурнаследие, не знаю, как его назовут, - потому что это будет уже, что называется, специализированная вертикаль, которая сверху донизу будет заниматься этим вопросом, в том числе и реестрами. Тем не менее из-за того, что пока где-то в отдельных субъектах - а мы знаем, что у нас уже практически в двух третях регионов созданы именно отдельные органы, которые занимаются охраной культурного наследия, - пока ещё не во всех, к сожалению, занимаются этим вопросом, из-за того, что где-то ещё не создано, мы не должны отказываться от систематизации в рамках единого государственного реестра, понимаете? Это вещи, которые должны идти параллельно, поэтому мы предлагаем принять этот закон. А что касается единого реестра объектов культурного наследия, нужно продолжать с этим работать, и, на мой взгляд, созданный отдельный орган нам очень в этом помог бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В. Светлана Борисовна, законопроект действительно очень важен и нужен. Дело в том, что мы в регионах много раз сталкивались с ситуациями, когда территории застраивались прямо под обрез памятников. Это важно. Но при этом из проекта закона непонятно, какая ответственность предусмотрена для этих региональных органов, отвечающих за подачу соответствующих данных. В случае несоблюдения сроков либо неподачи данных какая ответственность для этого органа? САВЧЕНКО С. Б. Вы имеете в виду органы охраны культурного наследия? Ну, это предусмотрено в законе № 73-ФЗ. У нас есть 73-й закон "Об объектах культурного наследия...", и там предусмотрена ответственность органов, которые вовремя не представляют эти сведения. Другое дело, что чаще всего они не по своей вине это делают, а потому, что, ещё раз повторяю, сами органы охраны культурного наследия у нас, к сожалению, маленькие, куценькие, с ограниченными полномочиями. Вот поэтому я и говорю о том, что создание подобного федерального органа нам очень помогло бы, и работа эта велась бы на качественно более высоком уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гильмутдинов Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Светлана Борисовна, на самом деле в регионах несколько структур, которые ведут реестр таких объектов: у Росимущества, например, свой реестр, у Росреестра - свой, и там, кстати, полное несовпадение. Это тоже нужно как-то решать. Это первое. Ну и второе. Скажите, пожалуйста, всё-таки какой процент по крайней мере федеральных объектов у нас находится под защитой, то есть какой процент находится в реестре? САВЧЕНКО С. Б. Сейчас в реестре недвижимости около 175 тысяч объектов культурного наследия разного значения. Что касается тех, о которых мы с вами сегодня говорим и которые будут внесены в единый реестр, то речь идёт в основном о зданиях и сооружениях, потому что археологические объекты, могильники, памятники как таковые, мемориалы из этого списка исключены. По сути дела, сейчас речь идёт где-то об одной четвёртой или об одной пятой части объектов культурного наследия, зарегистрированных в едином реестре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Светлана Борисовна, реестр - одна из самых проблематичных сегодня для наших территорий, скажем так, система документов, мы с этим столкнулись при оценке кадастровой стоимости земли, при оценке кадастровой стоимости недвижимости и так далее. Вот скажите, если сегодня с учётом несовершенства вот этих документов ведётся строительство, то после того как мы с вами примем этот закон, многие застройщики де-факто окажутся на таких территориях, хотя они не были уведомлены заранее, не знали об этом, - какие будут последствия, что произойдёт с ними, как они должны будут себя вести? Ведь фактически они не были ознакомлены с тем, что существуют ограничения по УПП на этих территориях. Как мы будем выходить из этого положения? САВЧЕНКО С. Б. Ну, смотрите, эти защитные зоны образованы, что называется, не на пустом месте. То, что памятник там был, и так было всем известно, то есть памятник на месте и охранное обязательство на этот памятник есть, поэтому все согласования, которые были, наверняка учитывали, должны были учитывать наличие данного памятника и так называемой не защитной, а охранной зоны, они уже там находятся, по сути дела. Сейчас речь идёт о единичных памятниках, потому что, скажем, для таких больших городов, как Москва и Санкт-Петербург, вопрос практически решён, и всё это единая охранная зона, не защитная, а охранная зона. Что касается тех застройщиков, которые есть, они будут ознакомлены с новыми обязательствами. Но, по идее, мы сейчас защищаем объекты культурного наследия, которые только будут внесены в реестр, которые там ещё не находятся, от дальнейшей застройки, реконструкции и прочего. То есть эту работу всё равно мы с вами должны вести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Светлана Борисовна, вопрос следующего порядка. Я живу в городе Азове, в Ростовской области, у нас половина города - зона культурного наследия, и естественно, когда вы сегодня продекларировали, что госреестр будет вести регистрацию защитных культурных зон, у меня возник вопрос: кто будет финансировать эту работу? Это первое. И второе. Я поддерживаю своего коллегу Сапко в том, что необходимо принимать вместе, параллельно сразу два закона, потому что у нас ряд объектов уже давно утрачены, разрушены - и федерального значения, и областного, и муниципального значения, - и сегодня город не развивается. САВЧЕНКО С. Б. Спасибо за вопрос. Законы мы будем принимать по мере того, как они будут готовы и будут поступать. Если будет подготовлен законопроект об исключении из реестра - пожалуйста, мы можем и им, что называется, заниматься. Что касается вашего первого вопроса: кто будет финансировать и какие будут расходы. Смотрите, здесь речь идёт о защитной зоне, она отсчитывается - 50 метров, 100 метров, 200 метров - картометрическим способом, то есть это достаточно незатратно, поэтому мы, собственно говоря, и предлагаем этот механизм и приравниваем в своём законопроекте защитные зоны к особым территориям, чтобы их оформление было малозатратным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемая Светлана Борисовна, ваши последние слова тронули меня за сердце, вы сказали о памяти, о беспамятстве и о том, что надо помнить всё. Вот мы говорим о культурном наследии, и мне хотелось бы спросить: как вам кажется, не нужно ли прописать в законопроекте - восстановить всё, что было в демократическом угаре снесено, в том числе и памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому скульптора Вучетича, который Боровой и Станкевич в демократическом угаре снесли при попустительстве ФСБ? А сегодня на Лубянке себя чувствуют беззащитными без Дзержинского, хотя в каждом кабинете имеется и бюст, и картина, да и в сердце у каждого. Вот в рамках культурного наследия не пора ли восстановить всё, что было снесено? САВЧЕНКО С. Б. Спасибо за вопрос, Николай Михайлович. Я историк по образованию, и, честно говоря, я считаю, что все памятники, в каком бы угаре они ни сносились, сносятся абсолютно неправильно. Памятник и называется памятником потому, что свидетельствует о некоей памяти. И то, что сносилось после революции, наверное, зря сносилось, и мы восстанавливаем, и то, что сносилось в 90-е годы, наверняка зря сносилось. Этот вопрос, по сути, мне кажется, община города Москвы должна ставить перед городским начальством, надо восстанавливать память. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кравченко Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Борисовна, изучение и сохранение объектов культурного наследия - это действительно очень важная, одна из важнейших задач для нас, как нации. Больше того, это направление отражено в одном из ключевых проектов партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - "Историческая память", который возглавляет наш уважаемый коллега, сенатор Попов. Однако на практике нередко возникает следующая проблема. Например, в подмосковном Королёве есть старый дом, общежитие колледжа космического машиностроения, он находился в аварийном состоянии, стоял на очереди на капремонт, два года назад был признан объектом культурного наследия федерального значения и, как следствие, из муниципальной программы по ремонту выпал, а в декабре прошлого года он полностью сгорел от небольшого возгорания в одной из квартир, было много пострадавших, люди остались без жилья, двое погибли. Общими усилиями совместно с администрацией Королёва мы расселили всех уже к марту... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это выступление уже. Коллеги, давайте исходить из того, что у нас сейчас вопросы, дальше будут выступления - пожалуйста, выступайте. Пожалуйста, отвечайте. САВЧЕНКО С. Б. Спасибо за вопрос, Денис Борисович. Рассматриваемого сегодня законопроекта это в принципе не касается. Мы совместно с комитетом Галины Петровны Хованской проводили "круглый стол", который был посвящён именно проблемам объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами. Этот вопрос будет решён, мы уже выходим на первые, предварительные решения, которые обязательно будут приняты. Действительно, это проблема практически для всех исторических центров всех крупных городов России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Светлана Борисовна, буду краток. Вы сказали, что у нас порядка 147 тысяч памятников... 170 тысяч, я прошу прощения. Скажите, пожалуйста, по всем этим объектам у нас установлены охранные зоны? Если да, то хорошо, а если нет, то почему? Проводили ли вы в рамках подготовки, внесения, рассмотрения данного законопроекта какой-то анализ? Есть ли какая-то проблема и что необходимо сделать? И второй момент, по поводу проблемы выявления новых памятников. Это достаточно дорогостоящая процедура - проведение экспертиз и так далее. Понятно, что власти на это не идут и тратить деньги не собираются, не хотят, общественные организации не владеют такими средствами на проведение экспертиз, необходимых для получения заключения, что это памятник, и внесения его в реестр. Каково ваше мнение: что нам необходимо сделать для того, чтобы вновь выявленные памятники более оперативно включались в этот реестр для сохранения? САВЧЕНКО С. Б. Спасибо за вопрос. Видите, даже количество памятников варьируется: 140, 170, 175 тысяч - 5 тысяч туда, 5 тысяч сюда... Действительно, каждый памятник должен быть сохранён, это очень важно. Законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, - я уже, кажется, отвечая на вопрос, говорила - касается где-то одной четвертой или одной пятой части всех памятников, речь идёт о порядка сорока тысячах объектов культурного наследия, сведения о защитных зонах которых будут внесены в единый реестр. Что касается охранных зон. Защитная зона - это одна история, мы ввели это понятие в законодательство - слава богу, что мы это в 2016 году сделали, - и сейчас мы должны дальше регулировать это законодательство. Положение об охранных зонах было введено ранее действующим законодательством, но, к сожалению, они установлены только для одной трети памятников, потому что, действительно, процесс установления охранных зон дорогостоящий. Наша задача, наша позиция: мы должны на это выделять достаточно средств, мы с вами, как законодатели, должны предусмотреть при рассмотрении бюджета, чтобы были деньги у органов, отвечающих за охрану культурного наследия, на установление охранных, а затем защитных зон. Я повторю, защитные зоны устанавливаются в основном для объектов архитектурного наследия - обычно это здания, сооружения, дома. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Борисовна, законопроектом мы устанавливаем срок не более пяти рабочих дней, в течение которого региональный орган охраны объектов культурного наследия должен направить в орган регистрации прав решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных законом, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы. Вместе с тем порядок принятия такого решения определён постановлением правительства № 1357, а в нём не предусмотрены обязательства регионального органа охраны объектов культурного наследия направлять указанное решение в орган регистрации прав. Обсуждался ли на заседании комитета вопрос, возможно с представителями правительства, о необходимости подготовки соответствующих изменений в указанное постановление правительства? САВЧЕНКО С. Б. Этот вопрос обсуждался не на заседании комитета, этот вопрос обсуждался на заседании рабочей группы, мы вчера собирались и говорили в том числе об этих сроках. Срок пять дней тоже вызывает вопросы, потому что есть другая норма, которая предусматривает срок пятнадцать дней. Что касается самого механизма и необходимости внесения изменений, это как раз вопрос второго чтения, а сегодня мы обсуждаем концепцию. Вот есть какие-то концептуальные вопросы по данному законопроекту? Если нет, давайте его примем в первом чтении, а что касается сроков, порядка и всего остального, будем обсуждать и принимать это здесь на заседании палаты - сначала на заседании комитета, а потом здесь, на заседании палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Афонский Владимир Игорьевич. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Борисовна, я хотел бы, так же как и мои коллеги Катасонов, Сапко, Водолацкий, высказать опасения по поводу обеспечения комфортности взаимодействия органов, которое порой носит очень сложный характер и может привести к торможению развития территорий с учётом градостроительных планов, ну и вообще планов освоения территорий, притом что участки принадлежат частным лицам. А вопрос у меня такой: правильно ли я понял, что финансирование охранных зон должно предполагать внесение изменений в региональные бюджеты, если это памятники регионального значения, и в федеральный, если это памятники федерального значения? САВЧЕНКО С. Б. Спасибо за вопрос. Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, охранных зон вообще не касается - мы говорим о защитных зонах. И конечно, финансирование здесь будет небольшое, как я говорила, это картометрические, что называется, откладки на карте, а это недорого. Естественно, это должно быть предусмотрено в бюджетах: если это памятники федерального значения, то, я так полагаю, в федеральном бюджете. Ну а что касается охранных зон - это совсем другая история, это регулируется другими законами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович от фракции. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Безусловно, наша фракция поддержит этот законопроект, так как речь идёт о культурном наследии, об историческом наследии. Учитывая это, мне тем более хотелось бы ещё раз напомнить вам, уважаемые коллеги, что в этом году мы празднуем 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, и все те, кто стоял у истоков Великого Октября, в том числе и Феликс Эдмундович Дзержинский, памятник которому на Лубянской площади снесли в демократическом угаре в 91-м году боровые и станкевичи, которые, кстати, и сегодня порой на телевидении пытаются нам давать советы, как жить, как на международной арене бороться и так далее, и так далее... Мне хотелось бы, дорогие друзья... Вот почему я увязываю эту тему с памятником Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому? В своё время Хакамада и Немцов подарили мне вот здесь, в этом зале, копию памятника Дзержинскому, сделанную в Ереване, во весь мой "гигантский" рост - 171 сантиметр, она у меня стоит до сих пор в кабинете. Тогда Государственная Дума проголосовала за восстановление памятника, и Шанцев, будучи заместителем мэра Лужкова, сказал: "Государственная Дума проголосовала - конечно поставим". Правда, здесь начали активно работать представители президента Ельцина, через неделю это отработали и переголосовали заново. Но я уверен, убеждён: пусть День милиции, 10 ноября, который мы с вами праздновали, переименовали в день полиции, но мы на генетическом уровне, по генетической памяти не можем смириться с этим названием! Если раньше День милиции, 10 ноября, вся страна, весь Советский Союз знал - бывших сотрудников МВД сейчас среди депутатов много, они помнят, - то сегодня мы как бы стесняемся этот праздник назвать днём полиции, и это не случайно: мы на генетическом уровне не можем смириться, не можем принять такое название, потому что наши отцы и деды, вы понимаете, в годы Великой Отечественной войны и в другие времена с полицией воевали. Так что, Светлана Борисовна, тема исключительно важная. То, что было до революции и что, может быть, поспешно убрали, снесли, - надо каждый конкретный случай в каждом городе, на каждой территории рассмотреть - и то, что воскрешает нашу память и настраивает на добрые дела, я считаю, необходимо вернуть. И в первую очередь, я думаю, памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому на Лубянке надо восстановить. Буквально позавчера у меня в кабинете был внучатый племянник Дзержинского, было много товарищей из Белоруссии - в газетах читал, видел, как там празднуют день рождения Феликса Эдмундовича Дзержинского, а мы сегодня фактически почему-то стесняемся вслух его имя произнести. А ведь Феликс Эдмундович показал пример, как бороться с преступностью, с необразованностью, как всё организовать. В том числе ему было поручено в западносибирском регионе промышленность оживить - мы сегодня это пытаемся сделать, но всё никак не оживим. Сегодня мы будем слушать отчёт председателя правительства. Вот если бы в те годы Феликс Эдмундович Дзержинский или Иосиф Виссарионович Сталин сказал: "Я гарантирую каждому ученику в каждой школе стакан натурального молока"... В этом зале есть депутаты прошлого созыва - помните, как это обещал Медведев, высокого уровня руководитель? Где этот стакан натурального молока в каждой школе каждому ученику?! А когда будет государственная программа по возвращению в оборот земель сельскохозяйственного назначения? Под 40 миллионов гектаров сегодня брошено, - вы же все ездите в регионы, сами всё знаете! - и земля не просто брошена, она зарастает лесом. Вот мы сегодня говорим, что экологически чистые продукты можно продавать дороже, чем мы продаём газ и нефть, а это вот всё те люди, памятники которым мы посносили, они дали нам, нашему поколению это богатство! Поэтому, Светлана Борисовна, великолепный закон, но обязательно надо где-то дописать либо дополнить после принятия в первом чтении: всё, что было снесено необдуманно и одним, и вторым, и третьим поколениями, восстановить по согласованию с городскими властями, с депутатами, с общественностью - это будет нас только облагораживать, и тогда, может быть, мы эту память вернём и начнём созидать, начнём созидать так, чтобы нас боялись, как в советское время, уже не говоря о какой-то ракете (нас спрашивали, запускать ракету или нет). Вот нам надо вернуть это великое экономическое могущество, но мы это не сможем вернуть, пока не вернём память - память о наших предках! Спасибо за внимание. Мужества в принятии закона! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Вот вы говорили о генетической памяти: она может у кого-то быть до семидесяти лет, а у кого-то она, скорее всего, должна быть - всё-таки правильно - и свыше ста лет, и двухсот, и трёхсот, и тысячи лет. И по поводу поколений: первое, второе, третье, а надо учитывать и четвёртое, и пятое, и тогда у нас вся история восстановится такой, какой она была, - это вот правильно вы говорите. Пожалуйста, Шолохов Александр Михайлович. Подготовиться Рыжаку. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, во-первых, очень примечательно то, что мы рассматриваем предложенный законопроект практически в рамках дня всемирного наследия, который отмечался вчера, с чем я вас всех и поздравляю. Во-вторых, я хочу всё-таки вернуться к букве той нормы, о которой мы говорим, и подчеркнуть два крайне важных момента, содержащихся в этом законопроекте. Первый момент - это то, что мы подключаем к охране нашего наследия такой мощный инструмент, как единый реестр недвижимости. Это статус, в то же время это унификация, это приведение, вот как раз о чём говорилось... У нас у семи нянек, как обычно, дитя без глазу. В данном случае мы можем говорить о том, что мы сводим данные в едином реестре - это самый мощный кадастровый инструмент, который на сегодняшний день имеется в стране. Второй момент - мы возлагаем обязанность по внесению в этот реестр данных. На сегодняшний день таких обязанностей нет практически ни у кого, и это приводит как раз к ситуациям, о которых совершенно справедливо сегодня говорилось, когда добросовестный приобретатель не имеет никакой информации о том, что он приобретает недвижимость либо в зоне охраны, либо, собственно, облечённую статусом памятника. Вот эти моменты я прошу учесть, поддержать этот законопроект и, естественно, в дальнейшем поработать вместе над предложениями, которые звучали, но которые, к сожалению, в большинстве не относятся собственно к этой норме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Катасонову. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Действительно, когда перед нами выступал наш религиозный лидер, он подчеркнул, что каждый законопроект должен иметь духовно-нравственную составляющую, духовно-нравственный аспект. Это совершенно верно. Совершенно верно и то, что законопроект, который Светлана Борисовна представила, имеет такой подтекст. И я целиком согласен с замечанием Вячеслава Викторовича о том, что мы не должны быть сторонниками возврата истории столетней, пятидесятилетней давности - вся наша история овеяна высокой памятью, высокой духовностью, и она должна иметь отражение в нашем законодательстве. Я помню события 91-го года, тогда снесли памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. (Кстати, имейте в виду, пожалуйста, что Антону Павловичу Чехову математику преподавал старый Эдмунд, отец Дзержинского, это исторический тоже такой момент, который о многом говорит, о многогранной политике и многогранных традициях этой семьи.) И вот в августе 91-го года, проезжая утром мимо уже снесённого памятника, я увидел картину, которая до сих пор стоит у меня перед глазами: курсанты Голицынского пограничного училища, преклонив колени, сняв зелёные фуражки, образовали каре и просили прощения у Феликса Эдмундовича Дзержинского. Я думаю, что у этих двадцатилетних молодых людей навсегда осталось в сердце что-то большое, что-то святое, которое будет сопровождать их всю жизнь. По роду службы я бывал в разных городах и в Будапеште всегда останавливался у памятников венгерским королям в виде каре. Среди них были разные люди - сатрапы, ненавистники, которые давали многое и забирали тоже многое, и вот как проявляется отношение людей: у одного памятника много цветов, у другого памятника вообще ничего нет, и маленькие таблички говорят о том, какой след каждый из них оставил в истории. Я думаю, что и мы должны вот таким же образом поступать и вот то, что утеряно, но, может быть, ещё не ушло безвозвратно, каким-то образом восстановить. Вот недавно вернулся из Томска, там есть улица с брусчаткой, я спросил: "А чем она знаменита, эта брусчатка?" - "А вот по ней вели декабристов в 1825 году". Ну почему нет какой-то таблички, какого-то свидетельства, что это памятник нашей истории? Я думаю, что надо к этому возвращаться. Надо возвращаться и к малой истории. Каждый пятый кемеровчанин погиб на Даманском острове - скоро пятьдесят лет, и вот сейчас мы проводим акцию, чтобы была стела в честь наших пограничников, погибших на Даманском. Это не далёкая история, но это та история, которая призывает нас к ответственности, к исторической ответственности. Я думаю, что в области борьбы идеологий - вот сейчас мы пытаемся каким-то образом реагировать на деятельность таких организаций, как "Радио "Свобода", "Голос Америки", что мы обсуждали вчера на заседании комитета, - мы должны сформировать такой, скажем, иммунитет против того, что есть. Пресечь деятельность наших идеологических противников мы не можем, а вот сформировать защитные функции - это мы должны сделать. Так вот памятники имеют, я думаю, первостепенное значение для того, чтобы вот эта защитная система функционировала, поэтому всё, что нам дорого, всё, что работает на сохранение исторической памяти, на сплочение нации, должно быть востребовано и должно быть отражено в нашей законодательной деятельности. Спасибо большое за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович, фракция ЛДПР. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Мы считаем, что Единый государственный реестр недвижимости действительно станет основой для очень многих решений, которые коснутся не только памятников, но и практически каждого из нас, потому что это связано и с землёй, и с другими объектами недвижимости. Вот те проблемы, которые мы сегодня имеем, - кстати, это касается и налогов, которые приходят, - эти проблемы как раз связаны с единым реестром недвижимости, его форма, мягко говоря, оставляет желает лучшего, и, наверное, те бюджетные учреждения, которые будут созданы в субъектах, желательно в обязательном порядке, как раз этим и займутся. Вопрос, который я задал в отношении этого законопроекта, остаётся: после того как мы установим ограничения, к сожалению, там, где сейчас ведётся какое-то строительство, на этих территориях, появятся самовольные постройки, а ведь те, кто раньше получил разрешение на строительство, не нарушали закон в тот момент. То есть мы получим ситуацию, когда, может быть, индивидуальные дома, многоквартирные дома - не знаю, всё зависит от того, что произойдёт, - окажутся вне закона. Вот нам эту ситуацию ко второму чтению нужно как-то разрешить. Светлана Борисовна, у меня к вам предложение, попытайтесь проанализировать. Даже если по одному объекту в зону попадёт, то это 140 тысяч объектов - ну многовато, понимаете? Получится, что мы поставим людей в ситуацию, когда они должны оправдываться, объяснять, а это в принципе невозможно, потому что закон обратной силы не имеет. Человек придёт подписывать акт ввода на дом, а ему скажут: ты не имеешь права. Что делать - сносить? Вы представляете, какая это вообще трагедия будет! Мы же испытали это здесь, в Москве, в Московской области. Поэтому предложение: вы ко второму чтению оцените ситуацию, сколько таких объектов попадает, сделайте запросы в субъекты, для того чтобы мы реально это понимали. Это первое. И второй момент. Сейчас ситуация такова, что мы фактически ничего не можем пока предположить, - ещё раз говорю, кадастр, вот этот реестр, единый реестр находится в ужасном состоянии. Давайте ко второму чтению введём пункт о переходном периоде, то есть, если технические условия были получены до установления этих ограничений, давайте дадим возможность людям каким-то образом выйти из этой ситуации, потому что в противном случае появится много самовольных построек и целый ряд людей, застройщиков и просто жителей окажутся вне закона, а это ситуация ненормальная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Кто ещё хотел бы выступить по данному вопросу? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Светлана Борисовна, пожалуйста. САВЧЕНКО С. Б. Уважаемые коллеги, благодарю вас от всей души за такое заинтересованное, горячее обсуждение вопроса, за то, что вы неравнодушны к нашему прошлому, к нашему настоящему, а главное - к нашему будущему! Все предложения, которые прозвучали, конечно, внимательно будут рассмотрены. Если будут предложения ко второму чтению - пожалуйста, мы открыты, мы готовы с этим работать. По цифрам ещё раз скажу. Коллеги, это не затронет все 175 тысяч памятников, речь идёт о примерно 40 тысячах зданий и сооружений, которые нуждаются в защитных зонах, предусмотренных этим порядком. Конечно, мы все ваши предложения учтём и проработаем. Прошу поддержать законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Борисовна. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 12 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 50 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.