Заседание № 204
О проекте федерального закона № 618947-6 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориями граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко второму чтению. Всего поступило шестьдесят девять поправок: шестьдесят восемь включено в таблицу № 1, которую Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует к принятию, и одну поправку комитет не поддерживает. Комитет предлагает утвердить таблицы № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 08 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел.36,2 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 33 сек.) Проголосовало за 283 чел.62,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 283 чел. Не голосовало 167 чел.37,1 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Михаил Васильевич, вы третье чтение хотели заявить? Нет? Вы перепроверьте это, а потом скажите, ладно? Выносим законопроект на "час голосования" в любом случае.
ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я был не прав: законопроект под пунктом 25 действительно подготовлен к третьему чтению, и просьба в случае принятия его во втором чтении рассмотреть сегодня и в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.
25-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 09 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 34 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 618947-6 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
41-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Докладчик - Сергей Фёдорович Вельмяйкин, первый заместитель министра труда и социальной защиты. Пожалуйста. ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Он направлен на урегулирование вопросов, связанных с интеграцией в систему социальной защиты Российской Федерации социальных прав граждан, постоянно проживающих на территориях Крыма и Севастополя. Законопроектом устанавливаются особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию. Предусматривается сопоставление категорий граждан, которым меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с законодательством Украины, с аналогичными категориями граждан, которым оказывается помощь в рамках российского законодательства. Устанавливаются особенности получения ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг по категориям граждан. Что касается мер по реализации прав граждан на социальную защиту в натуральной или денежной форме в размере и объёмах, установленных законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, они будут осуществляться с 1 января 2015 года. Предусматривается возможность замены документов, подтверждающих право граждан на меры социальной защиты, выданных в соответствии с украинским законодательством, на документы российского образца по желанию гражданина. Порядок замены будет урегулирован актом Правительства Российской Федерации. Особенности правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию связаны с вопросами исчисления размеров пособий, а также сохранения объёма тех выплат, которые ранее назначались гражданам по законодательству Украины. Отдельно предусмотрено, что лицам, имеющим ранее установленную инвалидность первой, второй и третьей группы, не потребуется прохождение переосвидетельствования для получения социальной поддержки. Указанные лица смогут использовать документы, выданные им ранее в соответствии с действовавшим тогда законодательством. В целом проектом закона по возможности исключается подход, при котором у граждан возникали бы затруднения, связанные с их обращением и представлением любых документов либо сведений в правоприменительные органы либо в связи с заменой им ранее выданных документов. Для этого предусматривается, что все необходимые юридически значимые действия будут осуществляться на основании тех данных, которые имеются в органах соцзащиты населения и в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Одновременно с рассмотрением сейчас нами настоящего проекта закона законодателями Крыма и Севастополя рассматриваются законы, направленные на сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты по отдельным видам выплат и пособий в том случае, если украинский уровень превышал российский. В частности, это будет касаться сохранения льгот по бесплатному проезду на внутригородском транспорте и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Расходы, необходимые для реализации закона, в законе о федеральном бюджете, проект которого сегодня здесь рассматривался, предусмотрены и составляют 7,4 миллиарда рублей на 2015 год, 7,8 - на 2016 год, 8 миллиардов - на 2017 год. Расходы на обязательное социальное страхование будут осуществляться за счёт средств Фонда социального страхования России, привлечение дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется. Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территориях Крыма и города федерального значения Севастополя, в систему социальной защиты Российской Федерации. Законопроектом предусматривается сохранение после 1 января 2015 года гражданам, постоянно проживающим на территориях Крыма и Севастополя, уровня мер социальной защиты, которые предоставлялись им до 21 февраля 2014 года. При этом меры социальной защиты в размере и объёмах (включая условия предоставления), превышающих размер и объёмы таких мер, предусмотренных российским законодательством, согласно законопроекту будут установлены законодательством Республики Крым и города Севастополя и обеспечиваться их средствами. У комитета есть ряд замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания юридико-технического характера. У Комитета Государственной Думы по охране здоровья, поддерживающего данный законопроект, также есть ряд замечаний, которые могут быть учтены. В поступивших отзывах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации замечаний нет, все поддерживают. Счётная палата также поддерживает данный законопроект, высказав замечания, которые также могут быть учтены. С учётом высказанных замечаний и предложений Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также считает необходимым поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И. Уважаемый Сергей Фёдорович, может быть, вопрос не совсем по этому законопроекту, но я бы хотел, чтобы вы ответили, поскольку тогда я буду знать, что мне отвечать на встречах с избирателями. Скажите, пожалуйста, не обсуждается ли в правительстве вопрос о том, чтобы отменить ежегодные осмотры инвалидов, у которых нет руки или ноги? Они каждый год приезжают, для того чтобы медицина убедилась, что за год у них не выросла ни рука, ни нога. Как решается эта проблема в правительстве? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич, я всё-таки прошу задавать вопросы, которые связаны с нормами обсуждаемого законопроекта. Прокомментируйте коротко. ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемый Иван Игнатьевич, правительство эти меры не просто обсуждает - оно на самом деле, если мне не изменяет память, ещё в 2008 году приняло необходимое решение, согласно которому лицам, имеющим необратимые морфологические и анатомические дефекты, группа инвалидности может устанавливаться бессрочно, без необходимости, как вы совершенно справедливо заметили, ежегодно подтверждать невозможность возникновения ампутированной конечности. В этой связи, наверное, просто имеет место какой-то дефект правоприменительной практики. Если соответствующие случаи вы нам представите, то мы с ними, конечно, разберёмся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос к Сергею Фёдоровичу. Сергей Фёдорович, очень важный, очень нужный законопроект, и его, конечно, необходимо принимать, но вот мы знаем, что с пропиской и получением гражданства сейчас возникают некие коллизии, когда определённые граждане с территории материковой Украины заезжают в Крым и пытаются получить крымскую прописку и крымский паспорт, - наверняка такие же вопросы будут возникать и в ходе реализации данного закона, например, в отношении инвалидности и других льгот, которые положены людям. Скажите, пожалуйста, насколько министерство готово к тому, чтобы установить определённый фильтр, чтобы, с одной стороны, под него не попали честные граждане, которые имеют право на эти льготы, а с другой стороны, соответственно оградить от, скажем так, некорректного включения в эти списки? ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемый Кирилл Игоревич, этот вопрос урегулирован нормами рассматриваемого законопроекта, поскольку в нём прямо предусмотрено, что его действие касается только тех людей, в том числе граждан Украины, которые стали российскими гражданами и постоянно проживали на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. На всех тех, кто, как вы говорите, заезжает потом, действие этого закона распространяться не будет. В отношении тех, кто будет заезжать, будет действовать российское законодательство в той части, в которой оно касается иностранных граждан, общий порядок, либо, если они по каким-то основаниям получат российское гражданство, на них будут распространяться общие нормы федерального законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Фёдорович, как я понял, те натуральные льготы, в том числе коммунальные и транспортные, которые в России были ликвидированы (что печально, заметим) законом о монетизации, на Украине сохранились и теперь мы их пролонгируем применительно к Крыму. Вопрос у меня комплексный. Первая часть: скажите, какие ещё льготы, которые были на Украине, сохранились в Крыму, которых нет в России соответственно и которые мы будем гарантировать этим законом? И вторая часть вопроса: как вообще получилось, что на Украине при пустом бюджете уровень социальной поддержки инвалидов по целому ряду показателей оказался выше, чем в России, где профицитный бюджет был в течение более чем десяти лет? ВЕЛЬМЯЙКИН С. Ф. Уважаемый Олег Николаевич, первое, что касается льгот по проезду и по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Что касается оплаты проезда, я имею в виду сейчас внутригородской проезд, мы провели соответствующий мониторинг на федеральном уровне, и смею вас заверить, что, хотя на федеральном уровне этих льгот действительно нет, но абсолютное, подавляющее большинство субъектов Российской Федерации эти льготы в том или ином виде сохранили на основании тех документов, которые они принимали самостоятельно. Мы этот мониторинг, повторяю, проводили, и, если это необходимо, мы готовы представить соответствующую аналитику вам лично либо в комитет по труду и социальной политике. Это что касается льгот. Теперь что касается объёма мер социальной поддержки при пустом бюджете и полном. Должен сказать, что мы эту ситуацию специально изучали. На Украине при принятии государственного бюджета ежегодно, как у нас было некоторое время назад, вы это, Олег Николаевич, безусловно, помните, к нему прилагался огромный список законов, которые признавались на этот финансовый год недействующими в связи с тем, что денег не было, поэтому номинально льготы существовали, но они не финансировались. Так, например, из двадцати семи льготных категорий граждан, которые имели право на бесплатный проезд, по факту украинский бюджет оплачивал этот проезд не более, чем трём; путёвки на санаторно-курортное лечение предоставлялись очень ограниченному числу лиц - только инвалидам Великой Отечественной войны. В связи с этим ситуация там был такова, что при внешнем многообразии мер социальной поддержки в натуральной форме эти меры социальной поддержки, как вы справедливо заметили, из-за дырявого бюджета фактически не предоставлялись. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Олег Николаевич Смолин записался на выступление. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, безусловно, закон надо поддерживать: мы в ответе за тех, кого приручили, - Владимир Владимирович об этом совершенно определённо говорил, и, конечно, мы будем поддерживать крымчан, но хотелось бы сказать вот о чём. Уважаемые коллеги, когда принимался федеральный закон № 122-ФЗ о так называемой монетизации, мы предупреждали, что вреда от него будет намного больше, чем пользы. И я ведь не случайно спрашиваю об этом, потому что сам постоянно слышу вопросы. Первый вопрос такой: почему в России житель, скажем, Омска, приезжая в Челябинск, уже не может воспользоваться никакими льготами, например, транспортными, которые существуют в данном регионе, разве Россия не единая страна? И люди постоянно требуют вернуть натуральные транспортные льготы, которые в нашей стране существовали до принятия закона о монетизации. Вопрос второй ещё более сложный, в сибирских городах, скажем, спрашивают: "А почему пенсии в Крыму, где они, вообще-то, были намного ниже, оказались теперь выше, чем у нас? Не переехать ли нам в Крым?" Коллеги, я никоим образом не призываю вас не поддерживать крымчан, моё предложение заключается ровно в другом: внимательно посмотреть и рассмотреть возможность возвращения тех гарантий, которые мы сохраняем для Крыма, в отношении граждан всей Российской Федерации. Я понимаю, что это недёшево, но ещё раз хочу подчеркнуть, что поддерживать отечественного товаропроизводителя можно разными способами - можно в том числе способом, который часто применяется, то есть не с помощью прямой поддержки, а вообще через поддержку граждан Российской Федерации. Многие страны в условиях кризисных явлений идут как раз путём накачивания экономики дополнительными деньгами, для того чтобы она не стояла. Скоро мы будем рассматривать большой законопроект, принимаемый в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, и мы будем вносить соответствующие предложения. Просим поддержать и этот закон, и наши предложения при рассмотрении следующего большого закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Законопроект выносим на "час голосования".
41-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", также первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 54 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.