Заседание № 204
О проекте федерального закона № 618847-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" (в части проведения тестирования лиц, назначаемых на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах". Доложит Тамерлан Кимович Агузаров. Включите микрофон. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По данному законопроекту проведены все необходимые экспертизы, комитет предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 02 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 202
О проекте федерального закона № 618847-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" (в части проведения тестирования лиц, назначаемых на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов; принят в первом чтении 18 ноября 2014 года с наименованием "О внесении изменения в Федеральный закон "О судебных приставах").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах". Докладывает Тамерлан Кимович Агузаров. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 18 ноября текущего года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило две поправки, обе рекомендуются к принятию. Прошу проголосовать таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 22 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 47 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 618847-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О судебных приставах" (в части проведения тестирования лиц, назначаемых на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О судебных приставах". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, заместитель министра юстиции. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О судебных приставах", который подготовлен нами в целях совершенствования порядка назначения граждан на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов. Предлагается статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" дополнить положением о проведении в отношении лиц, назначаемых на отдельные должности службы, психофизиологического исследования, тестирования в целях выявления возможной склонности к злоупотреблению спиртными напитками, употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Компетенцией по установлению порядка проведения психофизиологического исследования, тестирования, а также категорий должностей, при назначении на которые они проводятся, предлагается наделить наше министерство. Принятие законопроекта будет способствовать формированию профессионального кадрового состава службы, что в конечном итоге отразится на обеспечении законных прав и интересов граждан. Проект закона согласован Минздравом, Минтрудом, Минфином, Генпрокуратурой, получено положительное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения. Принятие закона позволит повысить эффективность деятельности службы и не повлечёт необходимости выделения дополнительных финансовых средств. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич. С содокладом выступает Тамерлан Кимович Агузаров. АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Юрий Сергеевич довольно подробно остановился на концепции данного законопроекта. По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать формированию профессионального кадрового состава Федеральной службы судебных приставов, повышению дисциплины и эффективности профессиональной служебной деятельности судебных приставов, что в конечном итоге отразится положительно на обеспечении законных прав и интересов граждан. Комитет отмечает, что концепция законопроекта, направленного на формирование кадров судебных приставов, способных не только по уровню образования, но и по своим личностным и психофизическим качествам гарантировать соблюдение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в целом вызывает поддержку. Имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с некоторыми замечаниями и предложениями, которые будут учтены в случае принятия законопроекта в первом чтении в ходе подготовки его ко второму чтению. Комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамерлан Кимович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня короткий вопрос к обоим докладчикам. Конечно, мы поддержим эту инициативу, судебных приставов будем тестировать, но, может быть, всех государственных служащих, в том числе муниципальных, всех депутатов, чиновников, всех, кто находится на службе у государства, одним законом обяжем проходить регулярное тестирование и не будем тратить время на то, чтобы десятки аналогичных законопроектов пропускать через Государственную Думу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Олег Анатольевич. Ну, это даже скорее не вопрос, а предложение, я так понимаю, да? Сейчас в других отраслевых законах такая норма есть, а вот в нашем не было, только поэтому мы вносим законопроект, отвечая за свой, так сказать, блок. Но наверное, против такой идеи не возражали бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамерлан Кимович, добавите, да? Депутату Агузарову включите микрофон. АГУЗАРОВ Т. К. Олег Анатольевич, уважаемый, вопрос действительно закономерный. Хочется сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, служба судебных приставов пока не входит в систему правоохранительных органов, но вместе с тем необходимо отметить тот факт, что сегодня служба судебных приставов вооружена, подразделение по обеспечению деятельности судов действительно имеет огнестрельное оружие, поэтому введение такой обязательной нормы - большая необходимость, и мы поддерживаем в этом плане Федеральную службу судебных приставов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Сергеевич Сикорский. СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу. Юрий Сергеевич, хорошая инициатива, исключительно важная, она будет поддержана в том числе и фракцией ЛДПР, но у меня вопрос следующего порядка. Конечно, это усилит кадровый потенциал непосредственно службы судебных приставов, но существует одна проблема. Когда мы бываем в регионах, к нам часто обращаются судебные приставы с тем, что им не на чем даже выехать в другой раз на исполнение судебного акта. При этом соответственно и финансовое обеспечение этой службы оставляет желать лучшего, поэтому очень высокая текучесть и некомплект кадров. Что планирует министерство делать в этом направлении? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Анатолий Сергеевич, за ваш вопрос. Мы ситуацию эту знаем, конечно, я сам курировал работу службы судебных приставов примерно полтора года, об этих проблемах хорошо известно. Чтобы сделать работу приставов более лёгкой, есть три блока мер. Во-первых, нужно, конечно, снизить то колоссальное количество исполнительных документов, которые сегодня на них сваливаются, просто убрать ненужные документы и вводить какие-то консолидированные исполнительные документы. Это первый блок. И кстати, благодаря усилиям в том числе депутатов Государственной Думы мы постепенно эти проблемы решаем, я вот лично здесь неоднократно докладывал законопроекты, которые упрощают эту ситуацию. Второй блок - это общее укрепление процессуального законодательства, которое делает конечный результат работы приставов более, что ли, предсказуемым и эффективным, наделяет его дополнительными процессуальными гарантиями. Здесь тоже большая работа министерством ведётся. Ну и наконец, укрепление социального пакета пристава. Мы давно уже поддерживаем идею о наделении службы правоохранительным статусом, и вот с 2016 года предусмотрена возможность введения особого статуса службы, что является шагом на пути к этой инициативе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Я полностью присоединяюсь к тому, что сказал коллега, потому что судебные приставы выполняют решения судов и зачастую их работа связана с очень серьёзным моральным давлением и риском для жизни. Юрий Сергеевич, я вот хотел такой вопрос уточнить. Несомненно, конечно, это очищает службу от людей, которые склонны к употреблению наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача. А вот те сотрудники, у которых будет назначение врача применять подобные средства, на них будут какие-то ограничения распространяться? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Александр Николаевич, за ваш вопрос. Я думаю, что такие сотрудники просто не пройдут врачебную комиссию, которая в службе существует при назначении. Там и сейчас есть механизмы, которые позволяют вот таких сотрудников от службы отстранять. В основном, мы не скрываем, эта инициатива направлена на укрепление так называемого блока обеспечения работы судов, то есть тех, кто охраняет здания судов, сопровождает процесс, потому что там оружие, там есть риски, которые непосредственно связаны с этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Алексеевич Литвинцев. ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Уважаемый Юрий Сергеевич, на самом деле инициатива хорошая, но возникает вопрос такой интересный. Как часто вы собираетесь обследовать своих сотрудников, ну, не вы, а служба судебных приставов, насколько часто позволяет закон? И ещё вопрос. Неужели это самая большая проблема сегодня у службы? Дело в том, что, например, неисполнение решений судов в муниципалитетах - это уже нечто такое, с чем невозможно никак справиться. Фактически мы с населения пытаемся содрать последнюю копейку, но что касается наших муниципалитетов и других органов власти, то там решения судов лежат неисполненными годами и никто нигде об этом слова не говорит. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Дмитрий Алексеевич, за ваш вопрос, ну, фактически два вопроса. Отвечая на первый, скажу, что такое тестирование будет проводиться однократно, при назначении на должность. Что касается второго вопроса, то я, наверное, тоже был бы рад доложить только самую главную и самую действенную инициативу, но мы исходим из того, что это система предложений, которые с разных сторон совершенствуют работу службы, укрепляют механизм исполнения и увеличивают показатели, которые, в общем, у службы всё-таки растут из года в год, и это одна из инициатив, которой мы пытаемся укрепить кадровый потенциал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу. Позвольте мне с вами не согласиться в том, что это не потребует никаких денег, ну, может быть, у вас есть благие намерения, но потом это выльется всё равно в деньги, так как поголовное тестирование, особенно на наркотики, потребует средств. А вопрос у меня следующий. Вот когда заканчивают наши ребята юридические факультеты, они готовы работать адвокатами, юристами, следователями, ну, кем угодно, только не приставами. Всё-таки это не главная вот такая беда, по поводу которой вы сегодня нам предлагаете принять закон, мы проголосуем за, но скажите, пожалуйста, почему не хотят идти в приставы? Почему огромная такая текучка среди этой категории? ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо вам за вопрос. Ну почему не хотят идти в приставы? Потому что, понятно, низкая зарплата, много тяжёлой, неблагодарной технической работы, риски есть персональные: идёшь исполнять решение, а там можно и по голове получить. И тут способ-то очень простой - должна повышаться культура исполнения решений, в том числе судебных, административных решений, тогда будет существенно меньше производств, тогда можно будет сокращать численность, наращивать материальный пакет. Вот, собственно, очень простое решение, но это, видимо, не быстрое решение, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Юрий Сергеевич, в продолжение вопросов предыдущих коллег. Отвечая на вопрос, вы сейчас сказали о сокращении численности при росте, так сказать, технической обеспеченности. Ну совершенно очевидно, что численность юристов слишком мала - вы сами сказали, что полтора года курировали эту службу, - они просто не успевают, и даже если будет транспорт, то всё равно их очень мало, при этом действительно есть текучка из-за низкой зарплаты. Отсюда простой вывод: увеличение численности при повышении зарплат, ведь они в том числе взыскивают деньги по судебным решениям и в пользу казны Российской Федерации, то есть, по сути, они приносят прямой доход. Вы уж простите за такую вот аллегорию. Прокомментируйте, пожалуйста. ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Дмитрий Иванович, вы знаете, мы являемся одной из немногих стран мира, где система исполнения судебных решений является публичной, государственной, такая система существует только в нескольких странах Скандинавии, в отдельных странах Европы. В очень большом количестве стран эта система вообще работает как частная, то есть работают просто частные исполнители, как бы коллекторы, по сути дела, и они справляются. Почему они справляются в других правовых системах? Потому что другая культура исполнения решений: там человек штраф получил - он его обязательно оплачивает. У меня нет точной статистики, какое количество штрафов у нас добровольно оплачивается, но я думаю, что это даже не половина. Куда это всё идёт? Это дальше валится на службу приставов, а у них огромное количество, у них миллионы исполнительных производств в год, отсюда и такая нагрузка. Но нет другого способа сокращать количество производств, стратегически нет, потому что мы можем увеличивать численность, мы можем увеличивать их пакет, нам служба будет обходиться всё дороже и дороже... Единственный способ - это поднимать культуру исполнения решений, без этого количество производств не сократится никогда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Юрий Сергеевич, безусловно, положительный законопроект, и это концептуальная идея партии ЛДПР, мы неоднократно об этом говорили, вносили законодательные инициативы по данному направлению. Вы в своём докладе, а также в ответах на вопросы заявили о том, что данное тестирование планируется проводить в отношении претендентов, которые хотят работать в органах судебных приставов. А намерены ли вы проверять действующих сотрудников - судебных приставов или же нет? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Ян Викторович, за ваш вопрос. Нет, мы не планируем проверять действующих сотрудников. Честно говоря, при той текучести кадров, которая сегодня есть в службе приставов, там действующих сотрудников не такое большое количество, то есть каждые два-три года, наверное, практически полностью обновляется состав, поэтому я думаю, что здесь... И хотя формально мы будем проверять только новых сотрудников, но де-факто через два-три года это будет означать проверку всей службы заново. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О судебных приставах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 10 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.