Заседание № 217

30.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 618625-7 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4269 по 4548 из 5506
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон     
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений                
несовершеннолетних". 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении        
изменений в статью 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской              
Федерации". И 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в   
статью 92 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель   
Верховного Суда Российской Федерации Татьяна Анатольевна Петрова.               
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Анатольевна.                                                
                                                                                
ПЕТРОВА Т. А., представитель Верховного Суда Российской Федерации,              
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель    
Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Помещение несовершеннолетних, не   
подлежащих уголовной ответственности либо осуждённых, но освобождённых от       
уголовного наказания, в специальные учебно-воспитательные учреждения            
закрытого типа либо в центры временного содержания несовершеннолетних,          
применяемое в качестве предусмотренной законодательством принудительной меры    
воспитательно-профилактического воздействия, сопряжено с ограничением           
конституционного права указанных лиц на свободу и личную неприкосновенность,    
что в соответствии со статьёй 22 Конституции требует осуществления              
обязательного судебного контроля за помещением и пребыванием указанных лиц в    
названных учреждениях, за соблюдением их прав и законных интересов. Данный      
контроль может быть эффективным только в том случае, если имеется единое и      
системное правовое регулирование порядка рассмотрения таких дел. Вместе с тем   
действующий Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности   
и правонарушений несовершеннолетних" не обеспечивает объём даже тех             
процессуальных гарантий, которые уже на сегодняшний день закреплены             
действующими процессуальными кодексами (на это неоднократно указывалось и       
международными органами). В частности, не предусмотрена возможность             
апелляционного и кассационного обжалования, да и вообще, закон не определяет    
вид судопроизводства и, соответственно, принципы его осуществления.             
                                                                                
Вместе с тем только в 2018 году судами общей юрисдикции рассмотрено почти 800   
материалов о направлении несовершеннолетних в специальные                       
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, свыше 4 тысяч материалов о     
направлении несовершеннолетних в центры временного содержания                   
несовершеннолетних, свыше 400 материалов о рассмотрении вопросов о пребывании   
несовершеннолетних лиц в названных учреждениях. Конечно, это не просто сухие    
статистические данные - за каждой цифрой ребёнок, находящийся в сложной         
жизненной ситуации, которая требует скорейшего разрешения.                      
                                                                                
С учётом этого, а также в целях обеспечения максимальных процессуальных         
гарантий указанным лицам Верховным Судом был разработан и представлен сегодня   
на ваше обсуждение пакет законопроектов, которыми предусматривается             
следующее. Прежде всего, предлагается внесение дополнений в Кодекс              
административного судопроизводства, предусматривающих регулирование вопросов    
рассмотрения дел, связанных с помещением несовершеннолетних в центры            
временного содержания и в специальные учебно-воспитательные учреждения          
закрытого типа. Одновременно в Федеральный закон "Об основах системы            
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" вносится       
корреспондирующее изменение, связанное с признанием утратившим силу             
действующего порядка рассмотрения таких дел. Изменения вносятся и в статью 92   
Уголовного кодекса Российской Федерации, и, соответственно, в статью 432        
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные изменения      
направлены на исключение процессуальных вопросов, которые будут подробно и      
надлежащим образом регламентированы в нормах, вводимых в Кодекс                 
административного судопроизводства. Законопроектом предусматривается            
распространение на несовершеннолетних уже существующих, широкого круга          
процессуальных гарантий в Кодексе административного судопроизводства и          
одновременное введение новых специальных правовых средств. В частности,         
закрепляется положение о необходимости обеспечения наиболее благоприятных       
интересов несовершеннолетнего, которое выражается в том, чтобы суд был обязан   
исследовать определённый круг имеющих значение для дела обстоятельств,          
высказать по ним суждение и отразить их в судебном акте. Сюда относятся         
обстоятельства, позволяющие исправить поведение несовершеннолетнего без         
помещения в учреждение закрытого типа, вопросы, связанные с обсуждением         
соответствия последствий содержания несовершеннолетнего в указанных             
учреждениях интересам его психического, физического и нравственного развития.   
                                                                                
Наряду с этим законопроектом предусматривается и право на личное участие        
несовершеннолетнего в процессе, то есть реализуется его право быть              
выслушанным. Безусловно, закрепляется право на участие в деле адвоката, если    
у суда не имеется сведений о заключении соглашения с представителем, который    
отвечает требованиям статьи 55 Кодекса административного судопроизводства.      
Это безусловное расширение прав несовершеннолетних по сравнению с               
действующими правовыми подходами. С учётом состоявшихся вчера ваших             
обсуждений обращаю ваше внимание на то, что законопроектом предусматривается    
обязательное информирование уполномоченного по правам ребёнка в субъекте, с     
тем чтобы уполномоченный мог принять решение и оперативно вмешаться в           
рассмотрение дела, реализовав тем самым свою собственную компетенцию в          
интересах несовершеннолетнего.                                                  
                                                                                
Безусловно, это общие проектные положения, они являются общими для двух         
категорий дел, однако законопроект устанавливает и особенности рассмотрения     
каждой из названных категорий дел. В частности, что касается вопросов,          
связанных с помещением несовершеннолетних в центры временного содержания, в     
законопроекте закреплено положение, которое является фактической реализацией    
статьи 22 Конституции, о недопущении задержания без судебного решения           
несовершеннолетнего на срок до 48 часов, вводится обязанность уполномоченного   
органа обратиться в суд с административным исковым заявлением не позднее чем    
за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в центре           
временного содержания. Аналогичным образом этот правовой подход                 
распространяется на рассмотрение дел в суде: суд должен рассмотреть дело до     
истечения срока содержания несовершеннолетнего в центре.                        
                                                                                
В данной главе решаются ещё многие актуальные вопросы, в частности вопросы      
территориальной подсудности дел... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты: у нас доклад по трём                 
законопроектам.                                                                 
                                                                                
ПЕТРОВА Т. А. Спасибо, я завершаю.                                              
                                                                                
Особенно важной мне представляется регламентация рассмотрения дел, связанных    
с помещением в учреждения закрытого типа, в частности предусмотренные           
законопроектом положения о возможности заключения соглашения о примирении, в    
том числе по вопросам контроля за поведением несовершеннолетнего. Данное        
положение направлено на укрепление семейных связей, однако соглашение будет     
заключено только в том случае, если оно будет обеспечивать наиболее             
благоприятные интересы несовершеннолетнего.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, этот проект впитал в себя всю лучшую практику действия       
федерального закона, учитывает международные стандарты осуществления            
правосудия и, полагаю, безусловно повысит уровень защиты несовершеннолетних.    
                                                                                
Я прошу вас поддержать данные законопроекты.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Анатольевна.                             
                                                                                
По ведению - Владимир Вольфович Жириновский.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Я включил своевременно. Ну, если мы фиксируем время, то это должно быть         
святое, понимаете? Вы даёте слово докладчику по 20-му вопросу, а меня ждёт      
сто человек на 10-м этаже! Вот она выступала бы сейчас, а мы уже закончили бы   
рассматривать тот вопрос, по календарю. Ну это же святое: календарь, законы,    
инструкция, Регламент! А мы раз: потом давайте!                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, если бы вы через своего               
представителя сделали нам намёк, мы немножко раньше начали бы. Дело в том,      
что ещё 15.45 не было, когда мы начали рассматривать этот вопрос, а если бы     
было, я, конечно, как и положено, перешёл бы к проекту постановления. Если бы   
вы сказали, что есть такая проблема, мы, конечно, переставили бы вопросы, тут   
ничего невозможного нет, а сейчас мы должны закончить рассмотрение этих трёх    
вопросов.                                                                       
                                                                                
С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов.                          
                                                                                
Пожалуйста, Даниил Владимирович.                                                
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно,     
очень важные законопроекты подготовлены и внесены на наше рассмотрение          
Верховным Судом. В соответствии с Конституцией мы являемся социальным           
государством, политика которого направлена на создание условий,                 
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором         
осуществляется государственная поддержка детства. И такая поддержка, конечно,   
нужна ребятишкам с девиантным поведением, которые в силу разных причин, порой   
просто из-за равнодушия взрослых, встали на путь совершения правонарушений,     
но в то же самое время они обладают всеми правами и могут рассчитывать на       
широкий объём процессуальных гарантий обеспечения судебной защиты при           
рассмотрении указанных категорий административных дел.                          
                                                                                
По мнению комитета, законопроект направлен на закрепление системного            
правового регулирования рассмотрения судами дел, связанных с пребыванием        
несовершеннолетних в учебных заведениях закрытого типа и в центрах временного   
содержания, обеспечение соблюдения и, что ещё более важно, повышения уровня     
защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних, приоритета             
наилучшего обеспечения интересов ребёнка в административном судопроизводстве.   
Со всей очевидностью и ответственностью можно сказать, что принятие этих        
инициатив Верховного Суда позволит нашей правовой системе выйти на первые       
позиции, собственно говоря, во всём мире с точки зрения защиты процессуальных   
прав детей.                                                                     
                                                                                
В то же самое время комитет указал в своём заключении ряд замечаний, которые    
не носят по своей сути концептуального характера и вполне могут быть учтены     
во втором чтении. В связи с этим я хотел бы отметить, что также состоялось      
обсуждение законопроектов и в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей, и в   
Комитете по охране здоровья, и эти инициативы были поддержаны. Замечаний у      
Правового управления нет.                                                       
                                                                                
Просил бы поддержать законопроект в первом чтении.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? А, вопрос?         
Извините.                                                                       
                                                                                
Депутат Драпеко. Пожалуйста, Елена Григорьевна. Пожалуйста, задавайте вопрос.   
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Прошу прощения, коллеги, но у меня действительно вопрос.                        
                                                                                
В моём субъекте Российской Федерации существует учреждение закрытого типа       
негосударственной формы собственности, его учредили добровольцы, оно            
существует уже около 20 лет на добровольные пожертвования. Учтено ли в вашем    
законопроекте существование таких учреждений, тем более что я видела решения    
судов, когда ребёнок получает условное наказание и направляется именно в этот   
центр воспитания? То есть это вполне легальное учреждение, существующее на      
Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Учитываете ли вы вот такую             
особенность? У нас не существует социальной группы "дети в конфликте с          
законом", и, таким образом, мы не можем финансировать через социальные          
выплаты содержание детей в этом учреждении - это тоже для нас большая           
проблема.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Анатольевна, вы ответите?                         
                                                                                
ПЕТРОВА Т. А. Спасибо большое за вопрос, он очень важный. Уважаемые коллеги,    
я хотела бы сказать, что весь этот пакет законопроектов фактически изменяет     
процессуальную составляющую этого вопроса. Материальные нормы, которые          
содержатся в федеральном законе и касаются этих учреждений, закрепляют          
основания для помещения несовершеннолетних правонарушителей в центры, в         
частности в центры временного содержания для несовершеннолетних                 
правонарушителей органов внутренних дел (они так и называются), это             
материальный закон, и вы сами вольны принять решение о необходимых              
изменениях. Все наши изменения направлены на закрепление процессуальных         
гарантий с учётом действующего материального права.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Анатольевна.                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Нет.                                               
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской       
Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности   
и правонарушений несовершеннолетних", 20-й вопрос повестки дня.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 21-й         
вопрос повестки дня.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.                                        
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в    
статью 92 Уголовного кодекса Российской Федерации", 22-й вопрос повестки дня.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.