Заседание № 233
О проекте федерального закона № 618480-6 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о назначении членов избирательных комиссий с правом решающего голоса).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится норма, по которой наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса. Одновременно в этом же законе, в пункте 1 статьи 29, установлены ограничения для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, их список включает в себя все указанные ограничения для наблюдателей, кроме одного: действующая редакция закона допускает включение в состав избирательных комиссий лиц, находящихся в непосредственном подчинении у выборных должностных лиц, у депутатов, у высших должностных лиц субъектов Федерации, у глав местных администраций. Это противоречит пункту 12 статьи 20, согласно которому комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления, - таким образом, включение в состав избирательных комиссий указанных лиц делает невозможной реализацию принципа независимости избирательной комиссии от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, исключение такого существенного пункта из списка ограничений для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, обладающих более широким перечнем полномочий, чем наблюдатели, противоречит логике. В связи с этим считаю необходимым устранить эту коллизию, а именно дополнить статью 29 федерального закона нормами, согласно которым членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, находящиеся в непосредственном подчинении у выборных должностных лиц, у высших должностных лиц субъектов Федерации, у депутатов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов местного самоуправления и у глав местных администраций, - по аналогии с нормой, прописанной в статье 30 настоящего закона. Кроме того, по тем же основаниям считаю необходимым расширить перечень ограничений для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, включив в него лиц, находящихся в непосредственном подчинении у судей и прокуроров. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации не отрицается факт включения в состав избирательных комиссий лиц, находящихся в непосредственном подчинении у глав местных администраций. Также в отзыве сказано, что принятие закона приведёт к необходимости досрочного прекращения полномочий членов избирательных комиссий, на которых распространятся вводимые законом ограничения, но, во-первых, уважаемые коллеги, в этом году, в декабре, по всей России будет происходить смена членов территориальных комиссий, то есть можно во втором чтении дополнить законопроект, чтобы он вступил в силу с 1 января 2016 года, что сделает отзыв правительства положительным в данной части. Во-вторых, предлагаю ко второму чтению совместно подготовить поправки о введении в действие с момента смены состава участковых комиссий: через три года будет смена состава членов, соответственно, данная норма вступит через три года; у областных избирательных комиссий субъектов - то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня на ваше рассмотрение будет представлен целый ряд законопроектов, которые касаются изменений, вносимых в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В принципе мы предлагаем следующий подход: без абсолютной, точно выверенной концепции не вносить больше изменений в избирательное законодательство, позволить сформированному нами избирательному законодательству действительно надлежащим образом работать, выстраивать институты, связанные с избирательной системой, на основе принципа доверия, политическими методами, а не только правовыми. Имеется в виду, что надо использовать и другие технологии, а к инструменту федерального законодательства прибегать в реально необходимых случаях, понимая, что наше избирательное законодательство очень системное, глубокое, то есть достаточно предметно развито. Ян Викторович подробно остановился на предмете законопроекта, в котором он предложил использовать принцип аналогии права в отношении института членов избирательных комиссий и института наблюдателей. В этой связи, может быть, не останавливаясь предметно на самом законопроекте, не останавливаясь предметно на тех документах, которые находятся в вашем распоряжении, я хотел бы отметить, что принцип аналогии права в отношении членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и наблюдателей на выборах неприемлем в силу различной конституционно-правовой природы названных субъектов избирательных правоотношений. Я не буду останавливаться подробно, но хотел бы отметить также, что при осуществлении своих полномочий, таких как регистрация (учёт) избирателей, организация голосования, подсчёт голосов избирателей, определение итогов голосования и результатов выборов, избирательные комиссии действуют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 января 2007 года № 160-О-П, прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются важнейшей обязанностью государства, органов и должностных лиц. В этом смысле формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий как самих комиссий, так и их членов приобретают по существу статус гарантии избирательных прав граждан. Общие условия формирования избирательных комиссий, в частности, на основе предложений политических партий, избирательных объединений и другие принципы предполагают коллегиальность принятия решений. Мы полагаем, что вводить дополнительные ограничения для лиц, находящихся в непосредственном подчинении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, глав местных администраций, а также судей, прокуроров, и обозначать, что эти лица не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, неоправданно, и поэтому мы предлагаем данный законопроект отклонить. Ещё раз повторю: общий призыв, который будет распространяться и на другие представляемые сегодня проекты законов, заключается в том, чтобы относиться к избирательному законодательству сдержанно и без крайней необходимости более его не менять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Николаевич, или я ослышался, или вы оговорились: вы предлагаете в избирательном праве руководствоваться не правовыми нормами, а политическими - я правильно понял? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, в данной ситуации вы не ослышались и абсолютно правильно поняли. Я говорю о том, что российское избирательное законодательство исключительно детализировано, и поэтому, несомненно, нужно руководствоваться теми правовыми нормами, которые им уже установлены, дополнительная детализация вряд ли представляется необходимой. Более того, я сейчас не буду объяснять, почему оно оказалось таким, может быть, в ряде случае избыточно детализированным, но в принципе избирательное законодательство могло бы выйти на общие, генеральные нормы, и на определённой стадии оно, возможно, выйдет на общие нормы регулирования, а все проблемы, возникающие в области избрания депутатов различных уровней, избрания должностных лиц, должны регулироваться формами политических обыкновений развития политической системы. То есть необязательно вводить дополнительную детализацию правовых норм, иногда это не необходимо. Спасибо за вопрос, он позволил уточнить и разъяснить прозвучавшую позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемый Владимир Николаевич, в федеральном законе сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления независимы от избирательной комиссии, а на практике всё по-другому, и органы местного самоуправления одновременно являются членами избирательных комиссий с правом решающего голоса. Объясните это, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, видимо, речь идёт не об органах всё-таки, а о конкретных лицах, являющихся членами избирательных комиссий. Они могут быть представителями политических партий, они действительно могут быть представителями различного рода органов, но это конкретные лица, и они руководствуются в своей деятельности законом. Что касается вашего законопроекта, то вводить дополнительные ограничения для ещё одной категории лиц, как вы определили, находящихся в непосредственном подчинении, с нашей точки зрения, нет необходимости: это не приведёт к формированию дополнительного института независимости, то есть те цели, о которых вы в настоящее время говорите, и так уже законодательством достигаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Яну Викторовичу. В общем-то, ваша идея, как говорят, благородная и правильная, ибо тема выборов - тема довольно грязная, и об этом постоянно говорят в этой Думе, но, согласитесь, латать совершенно прогнившую систему невозможно, её можно только менять. Не кажется ли вам, что в этой ситуации более правильной была бы другая идеология законопроекта, идеология, о которой говорила фракция КПРФ неоднократно, - формировать избирательные комиссии пропорционально числу фракций в Госдуме? То есть четыре фракции - по 25 процентов представителей от каждой фракции должно быть в избирательных комиссиях, и вот тогда, наверное, будет всё честно, тогда, может, не нужен будет и ваш законопроект - появится доверие к избирательным комиссиям, о котором пытался говорить Владимир Николаевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Владимир Николаевич, абсолютно с вами согласен, но, что касается первого вашего вопроса, получается, в Государственной Думе следует молчать, не говорить, если мы не можем сломать эту систему? Есть такая пословица в России: вода камень точит - вот мы эту воду и подливаем: есть какие-либо нарушения, несоответствия в системе избирательного законодательства - мы и работаем в этом направлении. По поводу второго вашего вопроса, о том, что фракция КПРФ предлагала определённую законодательную инициативу, я вам больше скажу: фракция ЛДПР предлагала ранее именно аналогичную законодательную инициативу, в частности я лично два года назад вносил такой законопроект. Так что полностью с вами согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Юрьевич Максимов. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Яну Викторовичу. Сегодня, как известно, комиссии избираются на довольно длительный срок, и за это время очень многие члены комиссий могут оказаться чьими-то подчинёнными, потому что слишком большой круг лиц очерчен в вашем законопроекте, - таким образом, за пять лет мы можем потерять всех членов комиссий, если будет принята ваша версия закона. Поясните, пожалуйста, как практически будете выходить из такой ситуации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо за вопрос, Василий Юрьевич. В соответствии с действующим законодательством существует резерв, то есть существует резерв в избирательной комиссии соответствующего уровня и, если член избирательной комиссии уходит по той или иной причине, идёт ротация членов комиссии, никаких проблем в этом плане нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Владимир Николаевич, в действующей редакции 67-го федерального закона предусмотрено, что наблюдателем не может быть лицо, находящееся в непосредственном подчинении у депутата, у главы муниципального образования и так далее. Вот скажите, с вашей точки зрения, чем вызваны такие ограничения именно для наблюдателей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, прежде всего мы, конечно же, говорим о разных по своей природе институтах - об институте наблюдателей и о той роли, которую в конечном результате должны будут играть наблюдатели, о доказательной силе тех сведений, которые будут представлять наблюдатели, в том числе в целом ряде случаев в тех системах оспаривания, которые представлены в действующем законодательстве, поэтому мы предложили... (Шум в зале.) Я понимаю, что сегодня сложно начинается заседание Государственной Думы, у многих есть большое желание обменяться информацией, которая была получена во время праздников. Тем не менее комитет отметил и я в своём выступлении сослался на то, что, как мы считаем, в этом случае распространять аналогию с одного института на другой институт нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Владимиру Николаевичу - мой любимый вопрос. Вот тут поднимался уже представителями "ЕДИНОЙ РОССИИ" вопрос о ротации в избирательных комиссиях членов с правом решающего голоса. Владимир Николаевич, мы с вами всё-таки рассмотрели в первом чтении законопроект, внесённый Медведевым, тогда ещё президентом, о том, что члены избирательных комиссий с правом решающего голоса могут заменяться по решению политических партий, но он лёг на полку и уже два года лежит в вашем комитете. Ситуация такая: пять лет почти прошло с момента формирования комиссий, резервы уже исчерпаны, надо какие-то действия предпринимать. Каково мнение комитета: что мы будем делать, как мы будем решать эту проблему? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Андрей Викторович, как только вы привяжете эту проблему, по которой задали вопрос, к проекту федерального закона № 618480-6, обязательно на этот вопрос детально отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, вообще, мне кажется, из уст правовика фраза о том, что закон о выборах должен быть интерпретирован политически, а не с точки зрения права, - это попахивает, Владимир Николаевич, опасными делами! Ведь в определённый момент матрос Железняк, однофамилец нашего зампреда, может прийти и сказать: "Караул устал, и дальше считать будем не так, будем считать под ружьём!" - ну, на примере Украины мы видим, что это такое. Так что, с моей точки зрения, вы в корне не правы, инициативу надо поддержать, пока нет изменений базового закона. Вы понимаете, проблема в чём? У нас ведь и так уже масса коллизий! Например, во многих сельских территориях родственники занимают места в избирательной комиссии, учитывая, что это один из немногих видов заработка, хотя бы на выборах, и по усмотрению семьи определяют победителя. Вот ко мне лично поступило обращение из одной республики: человек, у которого в ауле девяносто процентов - родня, проиграл, не набрав даже десятой части голосов. Он говорит: вы можете себе представить, что такое может быть?! Он принес в суд подписи, но суд сказал: нет, комиссия посчитала - всё правильно. Это же вообще путь к революции, понимаете?! С моей точки зрения, пока мы с вами не осознаем, что... Изуродованная избирательная система, которая у нас сегодня есть, когда "нарисованные" депутаты "рисуют" ещё депутатов, а народ вообще ни при чём, - это в корне неправильно! Комиссии должны быть независимыми! И если мы говорим о формировании политической системы, гражданского общества - именно политические партии должны контролировать избирательный процесс! Вот смотрите, в Великобритании даже Конституции нет, но у них оппозиция контролирует и правительство, и избирательный процесс, и у них не случится то, что у нас на Болотной площади, а вы всё зажали, всё себе в карман и кому хотите, тому голоса и даёте, - это неправильно, понимаете?! Мы выступаем в поддержку этого законопроекта. И мы считаем, что здесь коллега Руденко верно сказал: Дмитрий Анатольевич, будучи президентом, внёс правильный законопроект, но ваш комитет его пока похоронил. Но вы поймите, что такая неопределённость, метание из стороны в сторону - то мы за широкую демократию, то мы за жёсткую вертикаль - в условиях кризиса порождает в умах людей совсем другие ассоциации, поэтому давайте поддержим и доработаем законопроект ко второму чтению: это правильный законопроект! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. Выступление от фракции, семь минут. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Да, чтобы там диспетчер не спутал. Ну, все наши очень важные законы связаны именно с демократией, с выборным процессом. Вот я 8-го числа еду в конце дня и слушаю "Коммерсантъ FM", рубрику "Демократия" Эггерта и Кузичева: внаглую говорят, что три парламентские фракции звонят в администрацию президента и там консультируются, какую занять позицию, - ну что это такое, вообще?! Вот вам свобода прессы - внаглую облили грязью почти весь парламент! (Шум в зале.) А когда мы пытаемся журналистов в чём-то уличить, то они начинают визжать об ограничении свободы слова. Но первыми-то они нападают, так сказать, на общественное мнение, на людей, на политические партии клевещут! (Шум в зале.) Эггерт со мной учился в одном вузе - я вообще не помню, каким он был тогда, а потом вырастают вот такие люди, которые внаглую клевещут! Ну ни в одном парламенте мира этого нет, ни один журналист в мире так не делает! Он что, сидит в наших кабинетах и все телефоны прослушивает, что ли?! Я уверен, я гарантирую, что мы, ЛДПР, никогда не звонили! Вот сегодня повестка дня - я что, звонил кому-нибудь, чтобы выяснить, как голосовать?! И коммунисты, я уверен, никогда не звонят, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"... хотя их всё меньше и меньше - может быть, кто-то и звонит. (Шум в зале.) Теперь по закону о выборах. Ну кто нам мешает кодекс издать наконец, чтобы там всё было обозначено: и условия формирования комиссий, и статус наблюдателей, и порядок проведения выборов - и чтобы ничего больше не менялось?! Смотрите, в Западной Европе один месяц на выборы - и никакой бешеной пропаганды: уже все всё знают! Вот Кэмерон остался, и никакой проблемы нет. У поляков некоторые нюансы возникли, считали-считали, но потом оказалось, Коморовский почти догнал - видите, власть всегда умеет подсчитать: сперва был большой отрыв, а к вечеру уже совсем мало осталось - наверное, у наших считать научились! Здесь ведь депутат Плигин правильно сказал, что политическая система должна влиять, что право не может всё урегулировать. Владимир Николаевич, мы этого тоже хотим, но вы же не даёте политической системе возможности развиться, вы её сделали под себя! КПСС - под себя, "Наш дом - Россия" - под себя, теперь вы - под себя! И вы не понимаете, что это тормозит развитие всей нашей страны, ведь если бы вы этого не делали, никакой Болотной не было бы - вы же Болотную сами устроили! Сегодня на улицы не рабочий класс выходит, сегодня выходит средний класс, выходят состоятельные люди, которые прекрасно знают, что они голосовали не так, и им противно, им неприятно видеть результаты выборов - действительно, уже выросло новое поколение! А вы что делаете? Вы решили: а давайте-ка сделаем смешанную систему, - вы теперь в округах выставите двести двадцать пять чемпионов, известных писателей, драматургов, героев-полярников и, конечно, по округам заберёте все голоса и обеспечите себе большинство. А что нам делать?! (Шум в зале.) А почему так происходит? Так произошло и на первых выборах, 15 ноября 1917 года: исполнительная власть у одной партии, - а результаты выборов - в пользу других партий. И что сделали? Разогнали этот парламент в январе 18-го года! И так начиная с января 18-го года: в исполнительной власти одни, а народ голосует за других. Как это совместить? Расстрелять парламент, Верховный Совет! Ельцин не имел необходимого большинства, внаглую дал команду - и расстреляли! Никто в мире такого не делал ещё, никто! (Шум в зале.) И Запад всё признаёт, всё признаёт - пожалуйста! Вот референдум 11 мая прошлого года на Донбассе Запад не признаёт - как это, народ на Донбассе выразил своё мнение, ну что вы! А Верховный Совет танками расстреляли - всё, признают, внаглую смеются над нами! (Шум в зале.) Конечно, мы были бы рады, если бы не надо было всё регулировать дотошно, но ведь мы же с вами не можем ввести в закон норму о том, что наблюдатель имеет право стоять за спиной члена комиссии и смотреть, куда, в какую стопку кладут бюллетени. Я сам сколько раз приходил в качестве наблюдателя и видел, как их сбивают в кучу, наблюдатели где-то там стоят и ничего не видят - профанация полная! И всем процессом руководит исполнительная власть! Вы же нарушаете Конституцию - выбирают законодательную власть, а руководит всем исполнительная: там все - только ваши чиновники, ваша полиция, ваши главы управ сидят, ваши представители от всех остальных структур. (Шум в зале.) И члены комиссии, которые "хорошо считают", - учителя. Как они будут потом учить, если вы их заставляете искажать результаты?! Вот такие учителя были у трёх негодяев из Тёплого Стана, которые сбросили с балкона кресло и убили пенсионера, - это те самые учителя работают в школе в Тёплом Стане, которые каждый раз на выборах занимаются искажением результатов! Как им заниматься с детьми, когда они уже свою душу ночью на выборах вывернули?! (Шум в зале.) Так что нам, конечно, надо всё-таки принять избирательный кодекс. И если мы хотим, Владимир Николаевич, чтобы политика влияла - вы правильно говорите, - то для этого нужно перейти к выборам только по партийным спискам. Прекратите навязывать конкретного человека! Ну как можно людям узнать, кто этот конкретный человек?! Как можно сегодня стать известным - преступление совершить? Вот все знают Васильеву и Хорошавина, и, если они пойдут на выборы, они победят. У Хорошавина миллиард дома - молодец мужик, умеет жить! А Васильевой наплевать на всё Министерство обороны, на всю армию: прогуляли 3 миллиарда рублей, за 500 миллионов два года отсидит - кофе будет пить и кушать бутерброды с икрой. И они победят на выборах! (Шум в зале.) Вам нужны такие депутаты?! А другие не победят: они же нормальные, спокойные люди - как о них можно узнать? Поэтому голосовать должны за партию, пока этого не будет, мы не добьёмся настоящей демократии! (Аплодисменты. Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. Коллеги, я постараюсь коротко. И хотя у нас много вопросов в повестке, но я вынужден выйти на трибуну, чтобы возразить Владимиру Николаевичу. И я увяжу законопроект, внесённый Дмитрием Анатольевичем Медведевым, тогда ещё Президентом Российской Федерации, с сегодняшним законопроектом и сразу скажу, что фракция его поддержит. Я согласен с Владимиром Вольфовичем в том, что нужно нам уже принимать избирательный кодекс. У нас совсем не работают комиссии, и вы это прекрасно понимаете, Владимир Николаевич, - надо что-то делать! Я знаю, что комиссии сформированы почти пять лет назад, там у нас есть наши представители - члены комиссий с правом решающего голоса, мы сформировали в том числе и резерв, часть парламентских партий дала в комиссии своих представителей, часть не успела дать, часть не успела сформировать резерв: было очень мало времени. Но я хочу сказать, что нам, как парламентариям, нужно, конечно, подумать, как всё-таки сделать систему прозрачной. Я поясню на примере своего любимого Краснодарского края - я всегда его в пример привожу, - как у нас работает избирательная система. Губернатор даёт команду главам районов обязательно обеспечить преимущество правящей партии, те берут под козырёк, вызывают глав поселений и говорят, что нужно обеспечить, чтобы правящая партия была в лидерах, но не ставят цифры, и начинается - каждый пытается выслужиться! Вот в 2012 году у нас дошло до того, что (Рамзан Кадыров даже в затылке почесал!) в общей сложности 95 процентов проголосовало за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", 20 процентов бюллетеней были признаны недействительными, поэтому получилась вот такая большая разница. Получается, что голоса людей, которые пришли, не были учтены, - а почему? А потому, что, во-первых, так сработали члены комиссий с решающим голосом, которых не обучают должным образом в участковых комиссиях, в территориальных, в краевых, а во-вторых (мы, оппозиционные партии, проводили анализ), каждый глава района, вместо того чтобы у него в районе прошёл действительно достойный кандидат... Ну зачем гнать этот процент валовый - мы же не в Советском Союзе живём, когда нужно было за кандидата обязательно 90 процентов показать! Ведь если человек пользуется уважением в своём районе, он и так наберёт 50-60 процентов, ну и достаточно! Вот пример показал наш президент, когда в 2012 году сказал: "Давайте проведём демократические выборы!" - тогда поставили камеры, и мы увидели, сколько людей пришло на избирательные участки, и согласились, что за него действительно было отдано столько голосов. Хотя мэр Анапы Евсикова, которая сделала 98 процентов голосов за президента, сейчас в бегах находится, то есть ей это не помогло, её всё равно разыскивают прокуратура и ФСБ. Хочу вам сказать следующее: нужно сделать так, чтобы люди поверили, что избирается нормальный человек. Мэр Москвы Собянин показал это - он провёл действительно демократические выборы, допустил к ним даже Навального, при всём моём отношении к нему... я его не уважаю, могу это прямо сказать, потому что человек зовёт за собой других и тут же их бросает, но это вопрос другого порядка... Так вот, он красиво победил, претензий нет! В других же регионах, мы видим, члены комиссий с решающим голосом выполняют некий план. Давайте уйдём от этого, давайте сформируем так эти комиссии, чтобы не было стыдно перед избирателями, не было стыдно за парламент и вообще за нашу Конституцию! Нам надо систему в корне менять, Владимир Николаевич, поэтому я увязываю этот законопроект и тот, который внёс Дмитрий Анатольевич Медведев, о возможности замены членов комиссий с решающим голосом, и надеюсь, что всё-таки на избирательных участках со временем что-то отшлифуется. У нас, конечно, у оппозиционных партий, у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", у ЛДПР, у КПРФ, не такой большой резерв, но мы направим туда своих представителей, проведём обучение, прежние члены комиссий будут нами заменены, и тогда хоть какой-то, может быть, порядок будет наведён! Спасибо, коллеги, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович, будете ещё раз выступать? Пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Два слова буквально хотел бы сказать, хотел бы обратиться ко всем депутатам, в особенности к партии парламентского большинства. В конце концов, господа, мы живём уже двадцать пять лет в современной России, с новыми федеральными законами, но нужно постепенно всё-таки приходить к демократии, вновь менять законодательство. Всё-таки был уже в истории страны пример, когда была только одна партия, и к чему это привело, все мы прекрасно знаем. Действующее законодательство, те нормы, которые мы пытаемся изменить, приведёт только к тому, что останется одна партия - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но народ это не поддержит! И мы прекрасно помним, какие события произошли после подобного. Так что, коллеги, прошу поддержать. Большое спасибо. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Несомненно, что обсуждение очень конкретного текста вылилось в обсуждение общеполитических проблем без концентрации на данном тексте. Ни в коей мере нельзя соглашаться, когда даются оценки, причём крайне негативные оценки, избирательной системы. Я бы хотел сказать спасибо выступавшим, в том числе в прениях, за то, что они привели очень конкретные примеры, в частности, Андрей Викторович привёл примеры точной, конструктивной работы избирательной системы, которые показывают, каким образом эта избирательная система позволяет формировать легитимные органы власти. Также хотел бы нашим коллегам напомнить и о том, что все мы присутствуем в этом зале в результате предметного и точного действия именно данной избирательной системы. Несомненно, хотел бы поблагодарить Владимира Вольфовича за оценку соотношения политических и правовых средств, и я думаю, что именно в рамках этой оценки мы должны будем строить дальнейшее развитие законодательства. Но представляется, что те нормативные акты, которые имеются в настоящее время, формируют достаточный свод законодательства, и не знаю, требуется ли какая-либо дополнительная дискуссия, но вряд ли мы должны выходить на единый кодекс. Андрей Викторович в своём выступлении - я ещё раз хочу сказать ему спасибо - остановился на конкретных примерах, демонстрирующих действенность системы. В то же время употреблять слова "революция", "негативные оценки" применительно к законопроекту вряд ли возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 10 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 618480-6 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о назначении членов избирательных комиссий с правом решающего голоса).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По ведению - Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, 40-й вопрос по просьбе представителя субъекта Российской Федерации мы всё же просили бы перенести на май, то есть снять его сегодня и перенести на май текущего года, а вопрос 17, если можно, включить в повестку дня на пятницу, то есть исключить его из сегодняшней повестки дня и перенести на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Согласимся с предложением комитета? Согласимся.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 618480-6 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о назначении членов избирательных комиссий с правом решающего голоса).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, по просьбе докладчика прошу перенести пункт 28 на следующую пленарную неделю.