Заседание № 305
О проекте федерального закона № 617880-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы" (принят в первом чтении 19 июня 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это законопроект-спутник. Поскольку финансовая платформа позволяет получать удалённо финансовые услуги различного вида - это и кредиты, и вклады, и страховые услуги, и на рынке ценных бумаг, и инвестиционные услуги, - соответственно, необходимо внести изменения в ряд законодательных актов, и вот в 13 законодательных актов в сопутствующем законопроекте предлагается внести изменения. Законопроект был принят в соответствующее время в первом чтении, к нему поступило 16 поправок, все они в таблице поправок, рекомендованных к принятию. Прошу утвердить таблицу и рассмотреть и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть у Николая Васильевича Коломейцева. Больше нет вопросов? Нет. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, здесь ещё более парадоксально: ко второму чтению появился фактически новый текст, увеличенный на 35 страниц по отношению к первому. Ну, может, его проще было бы вынести на рассмотрение в первом чтении и в целом, потому что, с моей точки зрения, здесь нарушена концепция и в принципе это новый проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Ну, концепция абсолютно не нарушена, поскольку предлагается дать возможность нашим гражданам получать различные финансовые услуги. Да, ко второму чтению перечень финансовых услуг, которые предлагается предоставлять удалённо нашим гражданам (этого потребовала в том числе, кстати, и пандемия), был расширен: предлагалось только по вкладам и кредитам, а теперь и по страховым услугам, и по ценным бумагам. И жизнь показывает, что, во-первых, это востребовано, во-вторых, наши технические возможности это позволяют. Кстати, экспериментально было проведено размещение облигаций федерального займа, соответственно, государство сможет размещать через эти платформы облигации займа и не надо будет использовать посредников в виде каких-то агентов, которые берут комиссию и зачастую вместо продажи государственных облигаций предлагают свои, говоря о том, что они более выгодные, то есть здесь в определённой степени мисселинг наблюдается. Платформа этого делать не будет, от этого все выиграют. Вот почему появились дополнительные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других вопросов по таблице поправок № 1 нет. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 26 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 287 чел. Не голосовало 163 чел.36,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 49 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу его рассмотреть в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Те, кому невтерпёж, могут встать и поехать домой, а мы с вами тут, в Госдуме, обязаны относиться ответственно к своим полномочиям. Я вот не пойму, чем у нас занимается Комитет по контролю и Регламенту? Уважаемые товарищи, откройте свои интранет-ресурсы и посмотрите: здесь совершенно новый текст, ни одного слова из старого законопроекта. Ну это же профанация законотворчества! Возможно, то, о чём сказал Анатолий Геннадьевич, заслуживает внимания и, возможно, это полезно, хотя всякая забота об избирателях зачастую при изменении текста приводит к увеличению проблем, а не возможностей избирателей. Мне кажется, что нам, вообще-то, несмотря на... Желание побыстрее завершить и побольше рассмотреть в законотворчестве совершенно не синхронизируется с необходимым для страны, поэтому мы не можем голосовать за законопроекты, которые в принципе в первом чтении никто не рассматривал. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Ольга Викторовна Савастьянова. Ей был адресован вопрос. САВАСТЬЯНОВА О. В. Николай Васильевич, а где в Регламенте вы видели норму о том, что Комитет по контролю и Регламенту каждый законопроект должен рассматривать на предмет соответствия концепции? Такой нормы нет, её и быть не может! Это полномочие ответственного комитета, он рассматривает законопроект, внесённый в Государственную Думу, и в соответствии с содержанием поправок формирует четыре таблицы. А вот если у кого-то из депутатов или из других субъектов права законодательной инициативы возникнут сомнения, тогда наш комитет на основании конкретного заявления, обращения рассмотрит этот вопрос. Поэтому ваше замечание необоснованно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги обменялись замечаниями. Ставится законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 47 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 219
О проекте федерального закона № 617880-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 18-й и 19-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом. 18-й вопрос, о проекте федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы". И 19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на активное задействование цифровых технологий в финансовой сфере. Он определяет правовые условия работы так называемых электронных платформ, через которые обеспечивается взаимодействие финансовых организаций с физическими лицами - клиентами или потенциальными клиентами этих организаций, а также определяет правила работы оператора электронной платформы. Электронная платформа представляет собой информационную систему, соответствующий программный продукт, с помощью которого человек может удалённо получать информацию о разных услугах и при желании может получить соответствующую услугу, причём опять же удалённо. Например, если у вас есть, условно говоря, 5 миллионов рублей и вы хотите открыть вклад - а 5 миллионов рублей у нас полностью не страхуются системой страхования, только 1,4 миллиона рублей, - то вам надо пойти в одну организацию, во вторую и в третью. А электронная платформа позволяет, если вы зайдёте на её страничку, увидеть информацию об условиях, которые предлагают разные банки - участники этой платформы, и, увидев, например, самые высокие проценты, которые предлагают несколько банков, эту сумму разделить (чтобы не бояться, что у банка вдруг отзовут лицензию) так, чтобы эти суммы были меньше 1,4 миллиона рублей, и тогда вы будете полностью защищены системой страхования, разложив при этом свои деньги в разные кредитные организации не выходя из дома. Эти платформы будут оказывать услуги не только на банковском рынке. Предполагается в том числе, если говорить о банковском сегменте, удалённое предоставление кредитных ресурсов гражданам, если говорить о страховых компаниях, все виды страховых услуг, и на рынке ценных бумаг вы также с помощью электронной платформы сможете получить соответствующие услуги, опять же удалённо. Для того чтобы получать услугу, надо идентифицироваться - кстати, предусматривается возможность использования биометрических данных для идентификации клиентов удалённо, - надо зарегистрироваться в ЕСИА и стать участником электронной платформы. Может быть, вы слышали слово "marketplace" - вот эти электронные платформы называют "marketplace". Законопроект направлен на создание удобств для граждан при получении финансовых услуг в различных организациях, он действительно двигает вперёд нашу финансовую систему. Конечно, есть замечания, потому что вопрос новый. Хотел бы отметить, что Московская биржа запустила пилот: она заключила соглашение с десятками кредитных организаций, и на этом проекте как раз отрабатывается технология электронной платформы. При этом надо опять же иметь в виду, что будет вестись реестр финансовых транзакций, в котором должна быть информация обо всех обязательствах финансовых организаций перед физическими лицами, получившими соответствующую услугу. Если вдруг возникнут какие-то споры, какие-то коллизии во взаимоотношениях между клиентом и финансовой организацией, то информацию, которая будет храниться в реестре, - а реестр будет вести депозитарий в статусе центрального депозитария - можно будет использовать для защиты прав клиентов соответствующих организаций. Прошу поддержать. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в части 3 статьи 3 и в части 5 статьи 4 данного законопроекта предоставляются определённые полномочия Банку России, который сможет своим нормативным актом ввести дополнительные требования к правилам электронной платформы, к порядку регистрации их и вносимых в них изменений и так далее. Какие это могут быть нормативные акты, в законопроекте не говорится. Поясните, пожалуйста, если можно, с конкретным примером. АКСАКОВ А. Г. Да, я об этом не сказал. Реестр электронных платформ должен вести Центральный банк, и капитал электронных платформ должен составлять не менее 100 миллионов рублей. При этом правила работы электронной платформы определяет оператор платформы, но он может, скажем так, не учесть некоторые моменты, связанные с идентификацией клиента либо с требованиями в отношении кредитной организации. Например, у Центрального банка вызывает вопросы надёжность кредитной организации и возможен отзыв лицензии, при этом данная кредитная организация хотела бы, используя marketplace, оказывать финансовые услуги удалённо, соответственно, возникают риски неисполнения обязательств и так далее. Вот в этом плане Центральный банк мог бы установить более жёсткие требования, определив, что такие организации не могут пользоваться электронными платформами и оказывать услуги гражданам удалённо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, как будут защищены данные при использовании электронной платформы? Уже сейчас началось, даже квартиры присваивают через удалённый доступ. АКСАКОВ А. Г. Ну да, через удалённый доступ с использованием электронной подписи. В правительстве готовится законопроект, в ближайшее время он либо через парламентариев, либо через правительство будет внесён на рассмотрение Госдумы, - он касается ужесточения требований к удостоверяющим центрам, выдающим электронную подпись. В нашем законопроекте речь идёт об удалённом взаимодействии, поэтому, естественно, будет использоваться электронная подпись. Так вот защита будет обеспечиваться, во-первых, законом, проект которого в ближайшее время должен поступить в Госдуму (он в высокой степени готовности), во-вторых, всеми механизмами, которые у нас есть сейчас, в-третьих, тем, что хотя в законопроекте прописана норма, предполагающая использование в определённых случаях при передаче информации простой электронной подписи, но в заключении комитета мы указали, что должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись для максимальной защиты граждан при совершении таких сделок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Анатолий Геннадьевич, законопроект устанавливает, что Банк России может исключать сведения об операторе электронной платформы из реестра в случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором "требований, установленных настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами". Данная норма при буквальном её толковании предусматривает иные нарушения - получается, список оснований открыт, не исключён субъективный подход и любые, даже незначительные нарушения субъекта могут стать причиной прекращения доступа к электронной площадке. Как вы считаете, возможно, стоит конкретизировать, подробно прописать основания для принятия подобных мер? АКСАКОВ А. Г. Очевидно, что ко второму чтению надо посмотреть предложения и, возможно, конкретизировать случаи, в которых Центральный банк может прекратить деятельность оператора электронной платформы и, соответственно, самой платформы. Подавайте поправки, с удовольствием рассмотрим их ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шилков Данил Евгеньевич. ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР. Спасибо большое. Анатолий Геннадьевич, принятие данного закона не только увеличит доступность кредитования, что хорошо, но и, по нашему мнению, приведёт к омоложению аудитории. Не считаете ли вы, что необходимо и целесообразно интегрировать в эту платформу курсы по тестированию финансовой грамотности населения либо делать это при регистрации на данной платформе? АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Мы приняли в первом чтении законопроект, в котором говорится о категоризации инвесторов (электронная платформа будет оказывать услуги в том числе этим инвесторам), там идёт речь о тестировании инвестора и определении его качества для принятия решения, дать ему возможность инвестировать, либо не давать такой возможности, либо ограничить в сумме инвестирования. Считаю, надо учесть это в законопроекте, регулирующем использование электронных платформ. Эти нормы надо бы синхронизировать, в принципе это очень близкие вопросы, поэтому, я думаю, ваше предложение о синхронизации этих законов - разных, но определяющих работу примерно на одних и тех же рынках - является разумным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анатолий Геннадьевич, в конце марта Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства раскритиковал законопроекты о цифровых платформах, эксперты также не поддержали законопроекты, которые мы сейчас обсуждаем. Скажите, пожалуйста, разработчиками были приняты во внимание замечания, которые были высказаны, если да, то какие, и будут ли приняты? АКСАКОВ А. Г. Во-первых, мы имеем положительные заключения правительства, администрации президента и ряда других организаций, которые поддерживают данный законопроект и просят нас быстрее его принять. Во-вторых, конечно, много замечаний: есть замечания и у правительства, есть замечания и у администрации, и мы в комитете все эти замечания будем внимательно рассматривать при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Более того, скажу, что уже сегодня в 17.30 всех приглашаю: будет экспертный совет с участием экспертов, представителей государственных институтов, и как раз будет рассматриваться этот законопроект. Мы уже начинаем подготовку ко второму чтению, работа с замечаниями ведётся, и всё, что будет полезно, обязательно будет учитываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Присаживайтесь. Будут ли желающие выступить? Нет. Тогда переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы", 18-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 55 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы", 19-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 28 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.