Заседание № 109
10.04.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 617570-5 "О культуре в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6808 по 7438 из 8224
38-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О культуре в Российской Федерации". Доклад Елены Григорьевны Драпеко. Пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я сейчас вам расскажу трагическую историю создания проекта закона "О культуре в Российской Федерации". Значит, дело было так. Закон, по которому сейчас живёт российская культура, старше российской Конституции на целый год. В 1992 году были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре, и уже тогда, в начале 90-х годов, они стали претерпевать всяческие изменения, а после так называемой могилы, монетизации, были ликвидированы очень многие гарантии государства в социальной сфере и Основы законодательства о культуре тоже претерпели очень тяжёлые изменения, много раз их латали. И культура в лице своих деятелей, в лице граждан и организаций много раз обращалась с просьбой принять новый закон о культуре, который был бы более современен и соответствовал бы в том числе положениям действующей российской Конституции. И вот на протяжении более чем 20 лет идёт борьба, и судьба этого закона отражает трансформации, происходящие в нашем обществе, потому что борьба идёт между разными отношениями к национальной культуре. Что есть культура, обуза на шее государства?.. Ещё 15 лет назад господин Лавров, ныне заместитель министра финансов, объявил Комитету по культуре: много вас слишком, не может Российская Федерация такой объём культуры выдержать. Тогда он не был заместителем министра, прошли годы, сейчас он уже определяет политику этого экономического блока, но придерживается той же позиции. А в Конституции Российской Федерации написано, что культура есть благо, которое государство гарантирует каждому гражданину Российской Федерации, у каждого гражданина есть право на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни. Значит, ждали-ждали, три версии правительство родило, но так и не внесло, и тогда в пятом созыве Комитет Государственной Думы по культуре внёс свою версию законопроекта - это, по-моему, был 2011 год. Мы внесли и стали ждать, но тут правительство встрепенулось: нет, забирайте вашу версию, мы будем разрабатывать свою. Разрабатывали до 2014 года, а когда разработали, мы посмотрели на то, что они разработали, - у нас волосы встали дыбом, и мы убедили не только Государственную Думу, но и правительство, что не надо такое вносить в Государственную Думу, и правительственный законопроект не был внесён. Мы же к тому времени доработали свой законопроект, который мы забирали на доработку, и в 2014 году, в Год культуры, объявленный указом президента, в Государственную Думу был официально внесён законопроект о культуре. На этот законопроект мы получили положительное заключение Правительства Российской Федерации, мы получили положительное заключение нашего Правового управления, и только администрация президента всё время откладывала и откладывала рассмотрение. Два раза Председатель Государственной Думы Нарышкин давал распоряжение в письменном виде: рассмотреть этот законопроект - к сожалению, он так и не был рассмотрен. И вот сегодня мы вам его представляем. Наш законопроект, во-первых, долгожданный, а во-вторых, решает две главные задачи: он соответствует и Конституции Российской Федерации, и Основам государственной культурной политики, которые в 2014 году в том числе с нашим участием, то бишь с участием Государственной Думы, были приняты и утверждены специальным указом президента. Конституция гарантирует нам участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям - вот эти положения мы раскрываем в целом ряде концептуальных, реперных точек в нашем законопроекте: права граждан, обязанности государства и взаимоотношения государства, общества и культуры. И может быть, самое главное достижение этого законопроекта в том, что мы наконец разрешаем вопрос, который был неразрешимым, о финансировании культуры, изменяя существующую парадигму, остаточный принцип, вернее, принцип "от достигнутого". Мы предлагаем изменить систему и опираться на две главные вещи - на нормативы, которые прописаны, и на майские указы президента о средней заработной плате (социальные нормативы утверждены правительством, поручение президента о заработной плате есть). Вот эти две составляющие должны формировать финансовую базу культуры, причём не надо увеличивать эту базу, такой подход даёт возможность более рационально использовать те же деньги, а стало быть, выполнить все обязательства перед гражданами, которые берёт на себя государство, правительство. Мы охраняем традиции, и это главное, мы говорим, что именно традиционная культура является основой, мы закладываем основу развития культуры тем, что гарантируем творческим работникам и их организациям право на участие в обсуждении очень важных вещей. Пожалуй, единственный недостаток этого законопроекта - фамилия автора, Государственная Дума. Но мне, как и моим коллегам, представляется, что это достаточно хорошее имя, и если бы Государственная Дума поддержала этот законопроект, то, наверное, общество и культура были бы очень довольны. Я закончила. Спасибо большое за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по культуре Александр Михайлович Шолохов. ШОЛОХОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по культуре всесторонне рассмотрел и законопроект, и доводы, которые только что Елена Григорьевна так эмоционально высказала. И безусловно, нельзя не согласиться с тем, что существующая базовая основа законодательства о культуре относится к доконституционным временам, то есть к тому времени, когда ещё не была заложена современная правовая основа страны, и совершенно бесспорным представляется факт, что эта законодательная база нуждается в усовершенствовании. При этом по указанному законопроекту у комитета есть ряд существенных замечаний, прежде всего они сводятся к тому, о чём Елена Григорьевна уже сказала. Этот законопроект вносился практически в то же время, тем не менее до принятия Основ государственной культурной политики, которые в 2014 году, в конце года, утвердил наш президент, и, соответственно, в полной мере материалы этого документа в законопроекте использованы быть не могут. При этом Комитет по культуре считает, что определённые в законопроекте принципы и цели прежде всего требуют как раз соотнесения с этим документом (я имею в виду Основы государственной культурной политики). И в частности, принципиально необходимо отметить, чётко обозначить, что культура - это не оказывающая услуги отрасль социальной сферы, это одна из важнейших сфер общественных отношений. Как сказал Владимир Владимирович в своём выступлении на декабрьском заседании Совета по культуре и искусству, "важно чётко отразить особенности, специфику сферы культуры, её всеобъемлющий характер и значимость - как миссии, как общественного блага". Ещё раз подчёркиваю: не как отрасли социальной сферы, а как нашего общественного блага. Требуются существенная доработка используемой в тексте законопроекта терминологии, соотнесение положений законопроекта с нормами действующих федеральных законов. По этому поводу имеется целый ряд существенных замечаний, высказанных комитетами-соисполнителями, Правовым управлением Аппарата Госдумы, комитетами Совета Федерации, субъектами Российской Федерации. Правительство в своём официальном заключении также указывает на необходимость существенной доработки законопроекта. Комитет по культуре полагает, что дальнейшую работу над базовым законодательством в сфере культуры целесообразно проводить в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам упомянутого мною заседания Совета по культуре и искусству. Напомню, президентом было дано поручение администрации президента и Совету по культуре и искусству разработать и представить концепцию проекта федерального закона о культуре и на её основе обеспечить разработку законопроекта. С учётом изложенного Комитет по культуре считает, что принятие данного законопроекта в предложенном виде в настоящее время представляется нецелесообразным, и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге Шолохову. Мы видим много различных заключений комитетов. Как правило, отрицательное заключение имеет в себе три мотивировочные линии: первая - не нужен законопроект вообще, вторая - он требует денег, а денег в бюджете нет и третья - в нём неправильно изложена концепция, требуются иные подходы. В данном случае заключение комитета выглядит крайне удивительно: комитет не отрицает необходимости принятия рамочного закона, введения некой модели, глоссария, то есть дефиниций, терминов, регулирования отношений между Федерацией и субъектами, но всё заключение сводится к тому, что есть поручение президента и надо выполнять поручение президента. Что мешает выполнять, приняв данный законопроект в первом чтении, детализируя, уточняя те или иные его нормы при подготовке ко второму чтению, как, собственно, испокон веков парламент и делает? ШОЛОХОВ А. М. Спасибо, Олег Васильевич, за вопрос. Я отчасти упомянул, даже не отчасти упомянул, а указал на принципиальное отличие: культура должна быть выведена из сферы услуг, и это концептуально. В связи с этим возникает ряд других необходимых новелл, в частности, по вопросу о социальном нормировании Комитет по культуре занял очень жёсткую позицию в диалоге с Министерством финансов и с министерством труда. Дело в том, что нормирование, применимое к сфере социальных услуг, трудноприменимо, а часто вообще неприменимо к сфере творческой, к сфере культуры. Если, конечно, рассматривать культуру как систему учреждений, подведомственных одному министерству, то можно идти и по этому пути. Но мы предлагаем вариант надведомственный, вариант, который в соответствии, кстати, с Основами государственной культурной политики требует и своего управления - управления не на уровне одного министра, а если говорить о правительстве, то, скорее всего, вице-премьера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Михайлович, вы знаете, что и сегодня Ольга Юрьевна Голодец в принципе функционально отвечает в правительстве в том числе за культуру. Но вопрос у меня в другом. Если не выполнены два поручения президента, если в комитете понимают, что надо, но не сделали, а один из ваших коллег сделал и правительство пишет, что надо дорабатывать, может, было бы правильнее принять в первом чтении? И потом, у нас ведь были законы, которые ко второму чтению становились на тысячу листов толще, и их принимали. Может, всё-таки этот путь? Сейчас вы отложили, а предложений никаких нет, ну и опять в долгий ящик. ШОЛОХОВ А. М. Спасибо, Николай Васильевич. Дело в том, что ящик короткий, если пользоваться этой терминологией. Поручение звучит максимально конкретно: до 15 марта должна была быть внесена концепция, и рабочая группа это уже сделала - концепция внесена; как только она будет утверждена, будет продолжена работа над законопроектом. Причём хочу подчеркнуть: все наработки наших коллег, которые ложатся в эту предложенную концепцию, усовершенствованную, безусловно, будут использованы. Это не значит, что мы нынешний законопроект откладываем в полном объёме и начинаем работу с нуля, нет, мы используем всё лучшее, что в нём есть, и совершенствуем благодаря новому пониманию, которое появилось в отношении культуры, ещё раз повторю, как всеобщего блага, а не как раздела социальной сферы. Поэтому, я думаю, мы с Еленой Григорьевной будем ещё много-много и продуктивно работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Елена Григорьевна, спасибо вам за нужный закон. Лет десять назад мы с вами инициировали закон о творческих союзах, к сожалению, он не был принят - был большой бой с русофобами, которые оккупировали культуру. Я не думаю, что они дадут ход этому закону и сейчас, поскольку есть поручение президента и русофобы пишут свой отдельный закон. Вопрос: какое место занимают творческие союзы? Я имею в виду не театральные, не кинематографистов, которые из ненависти к России снимают и ставят свои мерзкие фильмы и спектакли, а творческие союзы - Союз писателей, Союз художников. Вы знаете, что в реестре профессий нет профессии писателя, если он заболеет, ему больничный не оплатят, гонорары не платят, у художников отнимают мастерские. Вот какое место творческие патриотические союзы могут занять в данном законопроекте и как государство может их поддержать? Потому что театралам, всем этим райкиным, серебренниковым мы не миллионы - миллиарды выделяем, чтобы они пакостили Россию, а патриотическим писательским организациям... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Драпеко включите микрофон. ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо большое. Да, у нас был готов проект закона о творческих работниках и их союзах, и в новый проект закона о культуре мы вписали основные параметры, которые дают гарантии творческим работникам и их общественным организациям участвовать в обсуждении, принятии решений на всех уровнях. Это первое. И второе. Вот сейчас мы направляем в Минтруд... По поручению президента они сегодня должны как бы урегулировать социальное положение всех самозанятых. А писатели, композиторы, поэты и другие творческие работники, не имеющие договоров с организациями, то есть не служащие в организациях, как раз относятся к самозанятым гражданам. Мы надеемся, что и в рамках этого законопроекта нам удастся улучшить их положение, в том числе писателей. Ну а творческие союзы... вот мы прописали в новом проекте закона о культуре, я всем рекомендую познакомиться с текстом этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ШОЛОХОВ А. М. Я хотел бы добавить. Во-первых, какое-то не совсем справедливое разделение: кинематографисты и театралы - это не очень творческие союзы, а вот писатели и художники - это творческие. Я хочу сказать, что уже в концепции нового закона о культуре деятельность общественных организаций и творческих союзов - это отдельный раздел, который имеет большое значение прежде всего исходя из понимания творчества, понимания того, что есть творчество и насколько государство может участвовать в этом процессе. Давайте всё-таки исходить из того понимания, что культура - это не плод деятельности государства. Государство должно обеспечивать возможность культурного развития, возможность творческой деятельности, но государство не является её источником. Это один момент. И второй момент. Вы знаете, в 2013 году, в ноябре, по инициативе нескольких потомков писательских фамилий и с участием президента был собран литературный съезд, на котором вы призвали всех писателей объединиться и создать наконец единый союз, - их до сих пор около четырёх в рамках всероссийского исчисления, и я не могу подсчитать, какое количество на уровне субъектов, по крайней мере на уровне нашей Ростовской области два. Тут вопрос всё-таки и к творческим людям: надо объединяться. Как Лев Николаевич в своё время говорил, если злые люди объединяются для злых дел, то добрые должны делать ровно то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович. У вас вопрос, да, Николай Иванович? РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, я, наверное, всё-таки вынужден буду выступить, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Коллеги, вопросы завершены. Александр Михайлович, присаживайтесь, пожалуйста. Есть желающие выступить. Давайте проведём запись. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пятеро выступающих. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Наступает такой этап в развитии нашего государства, в нашей духовно-нравственной сфере, в понимании существа переживаемого момента, что мы должны посмотреть на себя очень внимательно, ещё раз оценить свою историю, тот мир, в котором мы живём, роль государства, роль общественных организаций. Вот Владимир Анатольевич, как мы констатировали, очень своевременно, пронзительно, порой жёстко говорил о вызовах и угрозах, которые встали во весь рост перед Россией. И когда из уст очень тонкого, интеллигентного человека, каким, несомненно, является Александр Михайлович, звучит, что это не плод деятельности государства, когда в нашей Конституции не прописаны никакие идеологические обязательства, когда государство слагает с себя функции воспитания, хочется задать вопрос: а зачем нам такая политическая надстройка, которая практически самоустраняется от решения фундаментальных задач? Ведь мы можем забыть свои исторические коды, когда государство не ставит перед нами задач по перестройке нашего общества и не зовёт нас к чему-то возвышенному. Да мы же никогда не выполним ни одного послания президента, потому что для этого мы должны выйти совершенно на другой уровень - созидания, решения важнейших задач, которые мы ещё никогда не решали, с учётом современных технологий, с учётом степени угроз, перед которыми мы непосредственно уже стоим, у нас нет ресурса и манёвра. Неужели мы не понимаем, что живём сейчас совершенно в другом обществе, не в том, которое было ещё два-три месяца назад? Я от фракции выступаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. РЫЖАК Н. И. И если сейчас мы не перестроимся и серьёзным образом не отнесёмся к тому, что эти вызовы непосредственно связаны с нашими мечтами, с нашим бытом, с нашей внутренней культурой, с нашей, ещё раз повторяю, возвышенностью, мы просто не выживем как нация, как цивилизация. Вот сейчас, 4-5 апреля, в Москве состоялась конференция по вопросам международной безопасности. Мы об этом не говорим, как будто этого нет: 70 представителей, 70 государств посчитали необходимым откликнуться на инициативу Министерства обороны. Во всём мире народ интуитивно почувствовал, что запахло войной. А мы до сих пор руководствуемся основными законодательными актами, о которых я, помните, как-то говорил: в 90-е годы закон о печати, о средствах массовой информации, закон о культуре ваялись с помощью наших заокеанских партнёров. Нужно стряхнуть с себя эту пелену, посмотреть на наши новые задачи и наше состояние. Вот мы говорим, что участвовали в Играх, - надо было поддержать инициативу Петра Олеговича, не ехать на эти Олимпийские игры, вот тогда уже был Рубикон, вот тогда они почувствовали слабину. Сейчас, используя эту слабину, они идут дальше, и пределов этому не будет. Я считаю, Александр Михайлович, надо поддержать представленный законопроект, создать рабочую группу, не затягивать с этим. Всё это должно вплетаться в один поток. Не бывает развития общества без культуры, без идеологии, в противном случае общественные отношения просто обречены на смерть. Я думаю, что дальше отступать некуда, уважаемые, дорогие коллеги, давайте вернёмся и к средствам массовой информации, и к культуре. Государство должно быть в ответе вместе с нами, с парламентскими структурами, с общественными организациями, с правительством, с администрацией. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Коллеги, если не возражаете, до конца заседания мы рассмотрим этот законопроект, семь законопроектов по сокращённой процедуре и три проекта поручений. Нет возражений? Нет. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Это проект рамочного закона, и оппоненты этого законопроекта сами говорят: да, нам нужен рамочный закон, рамочный закон - правильная вещь. Я спросил, почему в этом случае комитет против принятия проекта рамочного закона, над которым можно было бы работать при подготовке ко второму чтению. Мне ответили, что в этом законопроекте культура воспринимается как услуга. Но если мы возьмём текст, прочитаем его, то увидим, что там нет никакого слова "услуга". Следующий аргумент. В законопроекте слишком много говорится по поводу государственных инстанций, бюджетирования, вложения денег, но ведь это же вполне естественно: если мы хотим чего-то добиться, мы не должны всё перекладывать на плечи общества, общество без нас само справится в той части, где оно к этому будет способно. Вот детские школы искусств требуют финансирования? Требуют. Сегодня школы искусств находятся на финансировании местного самоуправления, которое, к сожалению, вынуждено их ликвидировать. Это означает, что дети лишены возможности раскрытия своего творческого потенциала на самом раннем старте, когда возникают навыки, умения. Ввиду отсутствия денег в местном самоуправлении школы искусств закрываются. Библиотечный фонд. Я вот сейчас пишу книгу про события 100-летней давности, произошедшие на астраханской земле. И удивительная вещь: Гражданская война, холера, у нас в Астрахани еще и чума, Деникин, Колчак, и в это время местный комиссариат образования закупает в Москве 40 библиотечных комплектов. Вот о чём думали люди! Они стремились приобщить общество, этнос, народ к цивилизации, причём литература была самая разная - и техническая, и художественная. Библиотечные фонды, безусловно, требуют оцифровки, что невозможно без серьёзных вложений государства, кстати, не только библиотечные фонды, но и государственные архивы. Поддержка творческих коллективов - ведь им всё необходимо! - начиная от наших этнических, национальных обществ и заканчивая творческими группами. Мини-театры могут справиться с приобретением какого-то оборудования, костюмов без государственной поддержки? Очевидно, нет, ведь это очень дорого стоит и у людей при средних заработных платах в России нет такой возможности. Я, помню, был в маленькой французской деревеньке, а там у людей скульптуры, которые они, полицейские, домохозяйки, почтальоны, сами сделали, - это поддерживается государством, той самой страной, которую мы все воспринимаем как одну из наиболее культурных в мире. Историко-культурное наследие... Николай Иванович не весь объём времени использовал, поэтому я прошу добавить, если это возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, у нас нет такой процедуры. ШЕИН О. В. Тогда просьба добавить 30 секунд, чтобы завершить мысль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. ШЕИН О. В. ...по всей стране разваливаются уникальные здания XIX века, начала XX века, на их восстановление нет денег ни в местных бюджетах, ни у населения, а здесь который год подряд откладывается принятие решения о поддержке из федерального бюджета. Это тема культуры? Да. Это тема наших истоков? Да. Мы в это вкладываем средства? Нет, не вкладываем, нам говорят: не надо пока этого делать. И очевидно, что данный законопроект рамочный, он требует в том числе определённости с терминами, с дефинициями, но когда нам говорят, что надо отклонить и работать над законопроектом, я не очень понимаю как. Чтобы работать над законопроектом, надо его принять в первом чтении, а потом уже при подготовке ко второму чтению можно над ним работать в рамках поправок. Безусловно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за принятие данного законопроекта, чтобы можно было двигаться вперёд. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Казакова Ольга Михайловна. КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы уже заслушали позицию Комитета по культуре, был назван ряд причин, по которым предлагается отклонить законопроект, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает это решение. На что я хотела бы обратить внимание. Мы знаем, что за последние несколько лет очень сильно изменились обстоятельства и условия, в которых живёт Россия, это касается и внешнеполитической ситуации, и ситуации в стране. В современных условиях все сферы и отрасли нашей жизни стоят перед новыми вызовами, требующими новых подходов и решений, и, безусловно, культура не исключение, культура требует таких же новых подходов, поскольку всегда выполняла важнейшую историческую миссию объединения наших граждан как в стране, так и за её пределами. Культурные достижения России были и остаются предметом национальной гордости, именно по ним судят о нас другие народы мира. Будущий закон о культуре, который разрабатывается по поручению Президента Российской Федерации, о чём уже говорили с этой трибуны, и над которым ведётся кропотливая и, надо сказать, непростая работа, только готовится к внесению в Государственную Думу, и он станет важнейшей частью работы по законодательному обеспечению реализации положений послания президента Федеральному Собранию. Почему это потребовалось именно сейчас? О силе государства судят не только по уровню его экономического развития, не только по военной мощи, но и, безусловно (и, может быть, даже в первую очередь), по уровню его культурных достижений, по вкладу этих достижений в мировую культуру. Российский народ всегда оставался сильным народом - и в дни больших потрясений и войн, и в периоды мира и созидания. И сейчас, в новых реалиях жизни, задачи и миссия культуры обрели особую важность. Уважаемые коллеги, нам предстоит разработать и закрепить новым федеральным законом такие подходы, правила и механизмы, сформировать такие условия развития, которые позволили бы, объединяя наш великий и многонациональный народ, не только сохранить наше историческое и культурное наследие, но и выйти на качественно новый уровень культурной жизни наших людей, достичь новых культурных вершин и побед, обеспечить условия для самореализации и творчества каждого человека и, как было сказано в послании президента, раскрыть в человеке созидательное начало, сохранить и приумножить культурные, нравственные, духовные ценности - всё то, что делает нас единым народом, способным к достижению больших целей. Уважаемые коллеги, я приглашаю всех вас принять активное участие в работе над тем законопроектом, который будет внесён в кратчайшие сроки в Государственную Думу, а этот законопроект фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект о культуре внесён представителями всех фракций. Елена Григорьевна уже второй десяток лет возглавляет эту работу - честь и хвала! - именно её усилиями в программе партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" первое место отведено культуре. Мы считаем, что это и есть главное, в этом сила нации, государства, не в долларе и даже не в правде, потому что правды с этой трибуны звучит много, но силы не прибавляется, а вот культура - это и есть основа. Давайте поразмышляем: если что-то происходит, значит, это кому-то выгодно. Кому выгодно, чтобы 20 с лишним лет в России не было закона о культуре? Видимо, тем, кто хорошо усвоил истину: свято место пусто не бывает. Посмотрите, кто занимает место на экранах телевизоров, экранах кинотеатров, в средствах массовой информации, кто пропагандирует другие ценности и другую культуру. Вот кому это выгодно? Кто им способствует? Те, кто, видите ли, не согласен с концепцией в очередной, пятьсот первый раз за 20 лет! А почему вы не согласны? Да, мы говорим, что культура - сфера ответственности, это обязанность, государства, вот в чём концепция, всё остальное давайте обсуждать во втором, третьем чтениях. Уважаемые коллеги, Иван Иванович! У меня радикальное предложение: не отпускать в полном составе Комитет по культуре ни на какие каникулы, ни в какой отпуск. Они сами призвали: давайте в кратчайшие сроки проделаем, завершим эту работу - работайте, товарищи! 8 мая ждём от вас новую редакцию законопроекта о культуре. Закон о культуре должен быть, иначе сбережение чего мы будем осуществлять? Сбережение электората, сбережение граждан? Поставлена задача - сбережение народа, а это сделать без культуры невозможно, поэтому, извините, не согласен с фракцией большинства и предлагаю ей работать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Бортко Владимир Владимирович, с места. Включите микрофон. БОРТКО В. В. Да, с места. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос совершенно простой, правда, сначала нужно сделать несколько замечаний. Я, например, оказался тем самым русофобом! Чёрт его знает, снимал "Тараса Бульбу", вроде как не русофоб, а теперь вот с подачи уважаемого коллеги... Ну наверное, просто все кинематографисты - русофобы. Хотя ни я, ни... Как бы я ни относился к творчеству, не знаю, Михалкова, который возглавляет союз, он ну никак не русофоб - ну кто угодно, только не русофоб! Это первое замечание. Второе замечание по поводу того, что нам надо всем сидеть и что-то такое делать. Мы не можем сидеть все! Давайте тогда вместе с президентом сядем, потому что от него же должны исходить основополагающая идея и всё остальное! А теперь к сути. Итак, у нас есть законопроект, и, по-моему, он недурён, поскольку все сначала согласились, а второго законопроекта, который должен внести президент, нет - тогда что же мы будем делать?.. А почему, кстати сказать, он обязательно должен быть хорошим, что, президент не может ошибаться? А вдруг он будет плохим? У нас есть хороший законопроект, который поддержали все, почему мы должны от него отказываться, исходя из каких, собственно говоря, соображений? Я предлагаю - извините, пожалуйста, понятно совершенно: это не я предлагаю, это здравый смысл предлагает - принять законопроект, который есть, и дождаться идеи президента, а потом объединить их, если такое будет нужно, или вообще выкинуть этот, новый принять. Сейчас-то у нас есть законопроект, над которым 20 лет работали, а второго нет, так что делать будем?.. Наша фракция за принятие законопроекта, мы на этом настаиваем и предлагаем вам не выкручиваться здесь, на трибуне, - ах, вот так вот и вот так вот, - и так вот поворачиваться, и говорить всякие слова, нести всякую ересь про высокие материи, а ответить на простую вещь: этот есть, а того нет - и из этого исходить! Всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Елена Григорьевна, заключительное слово. Пожалуйста, депутату Драпеко включите микрофон. ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я очень рада, что обсуждение нашего законопроекта вызвало такую бурю эмоций, и мы надеемся, что это принесёт пользу нашей национальной культуре. Я совершенно согласна с коллегами из КПРФ, мы ещё не знаем, что же там будет написано. Концепции никто не видел, а мы уже боимся альтернативного законопроекта и снимаем свой, дабы освободить поле для другого, президентского. Давайте примем сейчас в первом чтении, дождёмся президентского закона, ведь свой мы всегда сможем отозвать, если тот окажется лучше, грамотнее, профессиональнее. Но в любом случае мы оставляем за собой право, если не родится закон о культуре с пометкой "президентский", к концу года перевнести этот законопроект с исправлениями. Мы учтём замечания, которые уже были сделаны и могли бы быть учтены при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Александр Михайлович. Депутату Шолохову, содокладчику, включите микрофон. ШОЛОХОВ А. М. Вообще я высказался, единственно, хотел бы кое-что подчеркнуть. Николай Иванович, глубокоуважаемый, я как раз говорил о том, что государство должно обеспечивать функционирование учреждений культуры, поддержку творчества и так далее (я ни в коей мере не имел в виду, не говорил, что государство и культура - это два разделённых понятия), в этом состоит одна из концептуальных основ государственной культурной политики и на этом базируется концепция, о которой мы только что говорили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. Я в соответствии со статьёй 46 Регламента хотел бы для справки сказать уважаемым Владимиру Владимировичу и Елене Григорьевне, что по нашему Регламенту в случае принятия законопроекта в первом чтении на эту же тему другой законопроект уже не может быть внесён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, это правильное замечание. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 11 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.