Заседание № 41
О проекте федерального закона № 61700-7 "О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в целях совершенствования требований к организации и функционированию платёжных систем).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматривается 4-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платёжной системе". Доклад Юрия Павловича Олейникова. Пожалуйста, Юрий Павлович. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, предлагаемый вашему вниманию для принятия в третьем чтении, был принят во втором чтении 19 апреля. Как вы знаете, он прошёл все необходимые процедуры обсуждения: были проведены "круглые столы", были проведены экспертные сессии, на которых в полной мере были найдены ответы на все замечания. Напомню, что законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений в платёжной сфере, на развитие национальных платёжных инструментов, в том числе, как вы знаете, прежде всего платёжной системы "Мир", которая нам крайне необходима в условиях блокады и противодействия иностранных систем подобного направления. Законопроект, ещё раз говорю, прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Прошу вас поддержать наше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли от фракций желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. От фракции ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня основная новость - в США наконец-то додумались, по какой статье можно привлечь Джулиана Ассанжа. Казалось бы, при чём здесь это, как связаны национальная платёжная система, законопроект, принимаемый в третьем чтении, и Джулиан Ассанж? А я вам объясню и напомню. Вот этот товарищ, который сейчас находится в посольстве Эквадора в Англии, является основателем сайта "Викиликс", где размещено огромное количество секретных материалов, украденных или каким-то другим образом добытых у американцев. И вот ровно семь лет назад, в 2010 году, Государственная Дума рассматривала законопроект "О национальной платёжной системе", причина была следующая: по экспертным оценкам, в 120 миллиардов рублей, или 4 миллиарда долларов - тогда доллар стоил 30 рублей - оценивается оплата услуг, операций по вот этим пластиковым картам - MasterCard и Visa. И вот эту информацию Джулиан Ассанж опубликовал, а форма подачи информации была приблизительно следующая: "Кошмар! В российском парламенте рассматривается законопроект о национальной платёжной системе - "MasterCard" и "Visa" будут терять до 4 миллиардов долларов в год! Срочно поработайте, уважаемые американские коллеги, со своими российскими коллегами, чтобы этого не случилось!" И вы знаете, уважаемые коллеги, этого не случилось: раздел о национальных пластиковых картах - о карте "Мир", которую кто-то сейчас может получить, - был изъят из этого законопроекта, не было его, всё! И когда кто-то здесь с трибуны, повышая голос, говорит "Не забывайте, в каких мы условиях живём!" и "Где взять деньги?" - хочется ответить: а вот где взять деньги!.. Мы только сегодня, через семь лет, принимаем маленькую поправочку, которая разрешает, то есть предоставляет условия, даёт возможность всем желающим получить вот эту платёжную карту "Мир", а по 4 миллиарда долларов семь лет получали и получают до сих пор товарищи из-за бугра! Поэтому, уважаемые коллеги... Кстати о птичках, если кому-то интересно: в те годы нефть стоила тоже 53-54 доллара за баррель, а доллар стоил 27 рублей. И вот эти товарищи до сих пор сидят в Минфине! И вот эти товарищи до сих пор сидят в правительстве! Так что, дорогие коллеги из партии большинства, прежде чем говорить... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. И в Думе, совершенно верно. Так вот, прежде чем говорить о том, что мы тут ничего не соображаем и не знаем, где взять деньги, вы разберитесь с теми, кто семь лет тормозил принятие вот этого закона, кто семь лет по 4 миллиарда долларов ежегодно перечислял за бугор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Дивинский Игорь Борисович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Внедрение платёжной карты "Мир" будет способствовать защите интересов российских граждан и обеспечению национальной безопасности России. Карта "Мир" абсолютно конкурентоспособна и по функционалу, и по тарифам: по факту сейчас тариф на 20-70 процентов меньше, чем у международных карт. С 1 июля 2017 года все банки уже должны будут обеспечить возможность предоставления карты национальной платёжной системы "Мир" всем обратившимся. Законопроект в третьем чтении отвечает всем требованиям, содержит абсолютно все условия, на которых в целях защиты интересов наших граждан настаивала "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а именно: пенсионерам для начисления пенсий карта "Мир" будет выдаваться бесплатно, за обслуживание карты с пенсионеров также деньги взиматься не будут, им не нужно будет специально куда-то идти, чтобы получить новую карту, когда закончится срок действия текущей карты, причём не важно, к какой платёжной системе она относилась. Подчёркиваю: всё бесплатно! Если гражданин привык получать пенсию или иные социальные и прочие выплаты из бюджета Российской Федерации наличными, то он так и будет получать деньги наличными на руки, пока не поймёт, что с картой "Мир" удобнее. Приобретение карты "Мир" - это дело добровольное, это важно. Вся необходимая инфраструктура для перевода на карту "Мир" уже создана, участниками платёжной системы "Мир" уже являются 352 банка, 72 банка выпускают карту "Мир", 168 - обслуживают, 98 процентов банкоматов и 79 процентов платёжных терминалов в магазинах принимают карту "Мир". Малые предприятия, которые имеют оборот от 40 миллионов до 120 миллионов рублей в год, должны приобрести соответствующий терминал, чтобы принимать платёжные карты, не до 1 июля текущего года, как это предлагалось первоначально, а до 1 октября сего года. Переход должен быть достаточно быстрым, но плавным, чтобы людям было комфортно. В ходе эксплуатации национальной платёжной карты "Мир" к карте по желанию владельцев будут подключаться социальные жилищно-коммунальные программы. В недалёком будущем она сможет стать социальной картой россиянина. В законопроекте заложены возможности распространения географии пользования картой за пределы Российской Федерации, то есть она станет международной. Расчётно-процессинговый центр, который посетили депутаты всех фракций из Комитета по финансовому рынку, убедителен. При этом удивительно, что, как говорится, начинка его действительно из всего российского и за мониторами сидят высококвалифицированные российские специалисты. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Борисович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 4 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 40 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Коллеги, поздравляю!
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 61700-7 "О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в целях совершенствования требований к организации и функционированию платёжных систем; принят в первом чтении 22 февраля 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки. Поправки сейчас раздаются. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платёжной системе". Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, данный законопроект направлен на развитие национальной платёжной системы, на защиту наших национальных интересов и интересов россиян, которые используют платёжные карты, ну и также этот законопроект направлен на продвижение новой российской карты, которая будет конкурировать с картами ведущих международных платёжных систем, что должно повысить качество обслуживания и снизить плату за использование этих платёжных инструментов. Хотел бы подчеркнуть, что закон не обязывает переходить на использование этих карт тех, кто использует наличные, получая заработную плату или пенсию, и предусмотрен плавный переход от использования карт других платёжных систем к использованию платёжной карты "Мир". Поступило двенадцать поправок к законопроекту, четыре из них были включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, но мы предлагаем поправку 4 исключить из таблицы и проголосовать только три поправки из таблицы поправок № 1, рекомендованных к принятию, и восемь поправок из таблицы поправок № 2, рекомендованных к отклонению. В поправке 4 говорится о том, что малые предприятия, которые имеют оборот в год 40 миллионов рублей и больше, должны приобрести соответствующие терминалы, чтобы принимать платёжные карты, до 1 июля текущего года. Но мы откликнулись на обращения бизнес-сообщества и поправкой, которая раздаётся в зале, предлагаем передвинуть срок до 1 октября текущего года, таким образом, будет больше времени для подготовки к работе с картой "Мир". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы с вами обсуждаем таблицу поправок № 1, предлагаемых ответственным комитетом к принятию. С учётом того что докладчик предложил исключить поправку 4 из таблицы поправок № 1, есть ли замечания и предложения по таблице поправок № 1, за исключением поправки 4? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Для чего такая пожарность с принятием этого закона: здесь читаем, здесь - не читаем? Всё-таки надо уточнить, чтобы мы опять не попали впросак, как с предпринимателями и кассовыми аппаратами в малом бизнесе: есть ли эти терминалы в наличии? А то ж потом мы начнём штрафовать людей, а терминалов нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, назовите номер поправки и просьба не... КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А вот та, которую не раздали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...и просьба не использовать слово "впросак", потому что оно здесь неуместно. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Это литературное слово. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, но вы просто возьмите и прочитайте, что оно означает. Ну, я просто знаю, о чём говорю, поэтому лучше о нём забыть. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию, за исключением поправки 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 17 мин. 44 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1 за исключением поправки 4. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, в поправке, розданной в зале, как раз предлагается изменить срок, до которого должны предприниматели приобрести соответствующее устройство: устанавливается 1 октября текущего года вместо 1 июля текущего года. Ну и хотел бы, отвечая Николаю Васильевичу, сказать, что, прорабатывая этот вопрос, мы выяснили, что соответствующие терминалы имеются, то есть их можно либо взять в аренду, либо приобрести в собственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 4 из таблицы № 1. Комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 18 сек.) Проголосовало за 47 чел.10,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 52 чел. Не голосовало 398 чел.88,4 % Результат: не принято Отклоняется. Уважаемые коллеги, теперь ставлю на голосование поправку, розданную в зале вместо поправки 4. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 54 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Принимается поправка, розданная в зале. Переходим к рассмотрению таблицы поправок № 2. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предлагаемых ответственным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 36 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование во втором чтении законопроект под пунктом 5 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 08 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении единогласно.
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба законопроекты под пунктами 5, 6 и 7 поставить на рассмотрение в третьем чтении на пятницу, 21 апреля. Все проекты нормативных документов Центральный банк в Госдуму представил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 61700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в целях совершенствования требований к организации и функционированию платёжных систем).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Три года назад предыдущая американская администрация приняла решение о введении санкций против России, в том числе потребовала заблокировать операции международных платёжных систем ряда наших кредитных организаций. В результате десятки тысяч россиян оказались в сложной ситуации, поскольку не могли оплатить товары и услуги с помощью карт, эмитированных этими банками. Тогда было принято решение - и мы с вами его в этом зале узаконили - о создании национальной системы платёжных карт, предусматривающее выполнение двух принципиальных действий: во-первых, создание операционно-клирингового центра, который должен обрабатывать все транзакции, осуществляемые с помощью платёжных карт на территории России; во-вторых, создание национальной платёжной карты. Первый шаг был сделан в рекордно короткие сроки - и здесь надо сказать слова благодарности Центральному банку, - такой операционный процессинговый и клиринговый центр был создан менее чем за год. Сегодня все транзакции, осуществляемые внутри страны любыми платёжными картами, как российскими, так и не российскими, обрабатываются в этом процессинговом центре. Теперь настала пора установить срок для перехода части наших граждан на использование новой платёжной карты. Ещё в 2014 году было принято решение, что бюджетники, те, кто имеет платёжные карты, должны получать платежи - пенсии, заработную плату - на счета, привязанные к российской платёжной карте, но не был обозначен срок, поскольку тогда ещё не была подготовлена инфраструктура для реализации этой идеи. Сейчас мы можем смело говорить о том, что инфраструктура создана и российская платёжная карта может приниматься повсеместно, по всей нашей стране, в том числе, кстати, в Крыму. Сто восемьдесят пять банков стали участниками российской платёжной системы "Мир", 98 процентов банкоматов, 80 процентов POS-терминалов принимают карту "Мир". Таким образом, мы можем смело обозначить срок - в законопроекте предложено 1 января 2018 года. В законопроекте также предлагается расширить перечень участников платёжной системы "Мир" за счёт иностранных банков, центральных зарубежных банков, иностранных юридических лиц, которые занимаются вопросами платежей и расчётов. Для чего это делается? Для того чтобы больше вовлекать другие государства в использование этой карты, и прежде всего мы имеем в виду, конечно, страны СНГ, те страны, которые сейчас активно с нами сотрудничают, в том числе на этом рынке. Законопроект устанавливает новые критерии отнесения платёжных систем к системно и социально значимым. В действующем законе установлены абсолютные цифры, которым необходимо соответствовать, для того чтобы система называлась системно или социально значимой. Мы предлагаем ввести относительные цифры: доля на рынке, доля в секторе, которую занимает соответствующая карта, будет определять, является ли она системно значимой, является ли она социально значимой. Ну и как я уже сказал, в законопроекте определён срок, начиная с которого платежи, выплата пенсий, заработной платы должны будут осуществляться на счета, привязанные к карте "Мир". Уже после внесения законопроекта были проведены активные консультации с Центральным банком, с правительством, с экспертным сообществом, и в результате мы пришли к выводу, что можно подкорректировать законопроект, для того чтобы сделать более гармоничным вхождение наших граждан в новую платёжную систему. В заключении комитета эти предложения изложены. Мы предлагаем сделать более плавным переход: начать не с 1 января 2018 года, а уже с 1 июля текущего года, поскольку инфраструктура готова, - по мере выбытия карт, которыми пользуются наши граждане, заменять, замещать их картами "Мир". Я хотел бы, уважаемые коллеги, подчеркнуть ещё один очень важный момент: иногда неправильно понимают и считают, что якобы этот законопроект обязывает всех перейти на платёжную карту "Мир". Если граждане по разным причинам, в том числе по своим религиозным убеждениям, не хотят пользоваться платёжной картой, то они и дальше могут получать деньги либо наличными, либо на счёт, который не привязан ни к какой платёжной карте. А те, кто пользуется платёжными инструментами, конечно же, должны будут перейти - я имею в виду бюджетников, они будут постепенно переходить на использование карты "Мир". Также было много вопросов, касающихся разовых социальных выплат, которые получают граждане, в том числе из бюджета, - это выплаты, связанные, скажем, с расходами на ритуальные услуги, налоговые вычеты, компенсационные выплаты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу. Мы в заключении написали, что предлагаем не делать в данном случае эту норму обязывающей, поскольку это действительно может создать сложности для многих граждан. Ну и третий дискуссионный вопрос, который тоже поднимался на заседании комитета, - это тарифная политика. В законопроекте написано, что тарифы по картам "Мир" не должны быть выше тарифов международных платёжных систем. По факту сегодня те, кто пользуется картой "Мир", платят на 20-70 процентов меньше, чем те, кто пользуется международными платёжными системами. Естественно, если примем в первом чтении законопроект, при подготовке ко второму чтению вопрос тарифов мы будем обсуждать и обязательно учтём в том числе мнение депутатов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, спасибо. Мы на заседании Совета Думы говорили о том, что вы будете докладывать сразу четыре законопроекта. Вам необходимо дополнительное время по вопросам 26, 27 и 28, чтобы с единым докладом мы могли это всё рассмотреть? Меня коллеги поправили, когда я об этом не упомянул, а вы стали докладывать один вопрос, поэтому возьмите, если можно, документы, и тогда сделаете доклад сразу по 26, 27 и 28-му вопросам. Вы в любом случае один докладчик, просто сделайте один доклад. Коллеги, давайте я назову вопросы. Мы с вами рассматриваем 25-й вопрос, по которому выступил докладчик; 26-й вопрос - речь идёт о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по этому вопросу мы тоже сейчас будем заслушивать Анатолия Геннадьевича; 27-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)"; 28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10-2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". По ведению - Решульский Сергей Николаевич. Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Чтобы не занимать время, может быть, Анатолий Геннадьевич нам сразу пояснит, почему по этим законопроектам нет заключения Центрального банка? Статья 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации..." обязывает нас получать такое заключение, когда законопроекты касаются вопросов функционирования Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте с этого начнём. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Николаевич, уважаемые коллеги! Есть заключения Центрального банка. Если они не выложены на сайте и в документах отсутствуют, то я приношу свои извинения. Здесь присутствуют первый заместитель председателя Центрального банка и заместитель председателя Центрального банка - они могут подтвердить, что Центральный банк все эти законопроекты поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы тогда так и поступим. Кто от Центрального банка прокомментирует вопросы? Пожалуйста. СКОРОБОГАТОВА О. Н., заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации. Скоробогатова Ольга Николаевна, зампред Центрального банка. Что касается платёжной системы, мы поддерживаем и законопроект, и те уточнения, о которых шла речь в рамках обсуждения в комитете. Считаем действительно абсолютно правильным сейчас уточнить сроки, поскольку и мы, и банки готовы к выпуску карт "Мир" и к переводу на карты "Мир" бюджетников и пенсионеров поэтапно, в мягкой форме. Поэтому мы за этот закон. Действительно, мы свои заключения представляли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Итак, Анатолий Геннадьевич, пожалуйста, по 26, 27, 28-му вопросам повестки дня сделайте обобщённый доклад, как это было принято ранее. АКСАКОВ А. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я постараюсь покороче, поскольку не учёл решение Совета Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это была ваша просьба, насколько помню. АКСАКОВ А. Г. По следующему законопроекту, касающемуся многоуровневой банковской системы. У нас на российском рынке сейчас действует около шестисот двадцати кредитных организаций, естественно, это банки с разным капиталом, при этом требования к этим кредитным организациям одинаковые - что к Сбербанку, что к банку с капиталом, скажем, 300 миллионов рублей. Но у них разные ниши, разные задачи и разная сложность бизнеса, и в результате мы пришли к выводу, что необходимо разное регулирование банков в зависимости от размера капитала, и в этом законопроекте предложили разделить все банки на банки с базовой лицензией, с капиталом от 300 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей, и на банки, которые имеют капитал свыше 1 миллиарда рублей. Требования к банкам с капиталом от 300 миллионов до 1 миллиарда рублей будут более щадящими, для них предусматривается исполнение нормативов примерно в 2 раза меньше, чем для универсальных банков, меньше будет отчётности, больше свободы, но при этом устанавливаются ограничения на деятельность таких организаций: они не смогут открывать корреспондентские счета в заграничных банках, они не смогут осуществлять операции с рискованными активами, например с высокорискованными ценными бумагами. Главная ниша, главное направление работы этих кредитных организаций - малый и средний бизнес. Для банков с универсальной лицензией все требования Центрального банка, в том числе сложные и очень затратные, связанные с реализацией так называемого "Базеля-3", сохраняются. Мы рассчитываем, что уменьшение регуляторного прессинга на малые банки приведёт, с одной стороны, к снижению процентных ставок, к большей гибкости, оперативности работы этих банков, а с другой стороны, мы рассчитываем, что они не будут проводить рискованные операции. Ну и считаем, что такая система регулирования будет более эффективной и более адекватной состоянию банков, а также более востребованной нашей экономикой. Следующий законопроект касается так называемого фонда консолидации, сегодня он направлен на изменение системы оздоровления кредитных организаций. Я думаю, в этом зале всем понятно, что лучше всё-таки сохранить банк, чтобы он продолжал свою работу, чем отзывать у него лицензию, осуществлять процедуры банкротств, но при этом очень важно, чтобы оздоровление происходило эффективно. К сожалению, мы видим, что действующие процедуры и механизмы, заложенные в законодательстве, не позволяют это делать, и в этом зале многие критиковали конкретные случаи проведения оздоровления кредитных организаций. Деньги, выделенные Центральным банком в виде кредитов под довольно низкий процент - 0,5 процента годовых - на много лет, довольно приличные суммы, не зачастую, но иногда использовались не для санации банка, а для оздоровления или улучшения экономического положения самого банка-санатора. По действующему законодательству банк, который находится в состоянии оздоровления, не обязан выполнять нормативы Центрального банка, в результате он оказывается в тепличных условиях, и многие организации просто не хотят выходить из состояния вот этого оздоровления, поскольку они работают на рынке, они практически все операции осуществляют, но при этом не должны соблюдать нормативы Центрального банка. В этом законопроекте мы предлагаем изменить механизмы, усилить контроль, повысить роль Центрального банка в процедурах оздоровления. Предлагается создать так называемый фонд консолидации, предлагается создать управляющую компанию для проведения процедуры оздоровления, а банк, который попал в сложную ситуацию и который необходимо санировать, должен будет сразу выполнять нормативы Центрального банка, для этого ему будет выделен определённый ресурс, который позволит выйти на выполнение нормативов. Мы считаем, что эта процедура более эффективная, менее затратная и позволит реально и эффективно осуществлять процедуры оздоровления кредитных организаций. Следующий законопроект касается индивидуальных инвестиционных счетов. По действующему законодательству граждане могут открывать индивидуальные инвестиционные счета, на эти счета может зачисляться сумма до 400 тысяч рублей в год и предусмотрены две формы налогового вычета. Первая форма - ежегодно с 400 тысяч рублей по 52 тысячи (это 13 процентов от 400 тысяч рублей). Это должно было стимулировать граждан к тому, чтобы они использовали вот этот инструмент, вкладывали свои средства, и действительно активизация использования этого счёта произошла: открыто более двухсот тысяч индивидуальных инвестиционных счетов, они всё активнее используются. Вторая форма вычета: вы не получаете налоговый вычет ежегодно, но если в течение трёх лет вы эти 400 тысяч рублей, в совокупности до 1 миллиона 200 тысяч рублей, вкладываете в разные активы, получаете доход, то с этого дохода по истечении трёх лет вы не платите подоходный налог. Так вот вторая форма активно не использовалась, и мы предложили увеличить до 1 миллиона рублей совокупную сумму средств для зачисления на индивидуальный инвестиционный счёт в первый год, чтобы в том числе заинтересовать в использовании второй формы налогового вычета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Пожалуйста, вопросы, есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Анатолий Геннадьевич, мы действительно очень хорошо помним ситуацию, когда нам перекрыли движение средств по картам. Вместе с тем, если мы вспомним, как мы шли к этому... Я совсем недавно держал в руках книгу Владимира Жириновского (вот я тоже покажу), который в 1997 году, ещё тогда, как раз определил, что необходимо этому уделить особое внимание, в том числе создавать своего оператора и карту свою выпускать. Вот как вы оцениваете, это была ошибка - то, что мы пошли на использование карт других стран, - или это был правильный манёвр? АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Михайлович, не только Владимир Вольфович ставил такую задачу, я скажу, что и Сергей Михайлович Миронов об этом говорил, призывал создать национальную платёжную систему. К сожалению, эта идея не получила поддержки. Почему этого не произошло? Нам, видимо, в голову не могло прийти, в том числе в Комитете по финансовому рынку, что могут быть приняты какие-то решения на государственном уровне о введении санкций против России, в том числе о введении, вообще, абсолютно непопулярных и неправильных решений о блокировке использования карт. Я знаю, что руководство "Visa" и "MasterCard" сами были возмущены, но были вынуждены выполнить требование Госдепа, а решение американского Госдепа ударило по репутации этих же платёжных систем и сейчас они, конечно же, с некоторым разочарованием смотрят на то, как мы создаём свою систему, которая, я уверен, будет успешно конкурировать на российском рынке и выходить на международный рынок тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в 2010 и 2011 годах Правительство Российской Федерации пыталось этот вопрос вынести на рассмотрение, и была надежда, что Дума откликнется, примет положительное решение, но так получилось, что это решение не было принято, может быть, в том числе из-за активной позиции тех систем, о которых говорил докладчик. Пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вопрос на понимание: в случае технического сбоя работы карты "Мир" будут созданы какие-то банки, которые будут производить тем же бюджетникам, пенсионерам выплаты наличным расчётом? Как это предусмотрено? АКСАКОВ А. Г. Я знаю, что сама национальная система платёжных карт имеет разные резервные возможности, если возникают сбои. Я, кстати, предлагаю организовать экскурсии - я сам побывал - в офис национальной системы платёжных карт, там вы увидите, насколько высокие технологии используются: если на отдельном участке какие-то проблемы возникают, моментально их преодолевают с помощью резервных возможностей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич. Подготовиться Лебедеву. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, вот я нашёл информацию в СМИ: почти три миллиона карт эмитировано этой платёжной системой, но, мне кажется, особенно важно, с учётом того что иногда мы слышим об угрозах ответных информационных, хакерских атак, в законопроектах, которые мы сейчас рассматриваем, предусмотреть полномочия ФОИВов или Центробанка по формированию стратегии защиты от хакерских атак из-за рубежа? Я так понимаю, что до 2018 года мы должны почти всех бюджетников, внебюджетные фонды перевести на эту платёжную систему, соответственно, удар в случае таких атак будет нанесён по самым незащищённым, по самым уязвимым категориям граждан. Вы можете сформулировать позицию комитета по этому вопросу: работа будет вестись в виде подготовки поправок ко второму чтению либо уже принято решение? АКСАКОВ А. Г. В Центральном банке создано специальное подразделение, которое занимается хакерскими атаками, и, естественно, Центральный банк в технологическом, техническом плане здорово защищён. Но и хакеры, как известно, на месте не стоят. Я высказал недавно идею о том, что необходимо создать, может быть, на аутсорсинговой основе аффилированную с Центральным банком структуру - так же как НСПК, - которая будет заниматься непосредственно обеспечением безопасности и сохранности средств клиентов и на счетах, и в ходе транзакций, поскольку все эти технологии очень дорогостоящие и многим не по карману. Если бы ЦБ взял на себя эту миссию, я уверен, что потом эта инфраструктура окупилась бы. В принципе ЦБ этим занимается. Да, кстати, советую опять же сходить на экскурсию - там на большом экране всё видно: чуть только где-то проблема возникла, сразу же загорается лампочка и они эту проблему купируют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Анатолий Геннадьевич, вот вы в своём выступлении достаточно витиевато обошли вопрос о необходимости перевода всех наших бюджетников на систему платёжных карт "Мир", но всё-таки хотелось бы получить чёткий ответ. Если это будет носить добровольно-принудительный характер в отношении всех наших бюджетников, то возникает вопрос: почему принята такая безальтернативная норма для наших граждан и не стоило бы прописать в законе всё-таки рекомендательный характер в отношении перехода на эту платёжную систему? А если это не будет носить добровольно-принудительный характер, а будет зависеть от волеизъявления гражданина, то, как вы думаете, какой процент наших граждан согласится перейти на эту карту? АКСАКОВ А. Г. Могу ответить, что я уже перешёл на карту "Мир" и уже на своём опыте убедился в том, что это очень эффективная карта, отвечающая всем требованиям. Более того, наша НСПК заключила соглашения и с "MasterCard", и с другими международными платёжными системами, которые позволяют гражданам использовать эту карту внутри страны как российскую карту, а выезжая за рубеж, пользоваться ею уже как международной картой. Что касается добровольного или обязательного характера. Если вы сейчас пользуетесь не картой "Мир", а картой другой платёжной системы, мы вам скажем, как бюджетнику, как депутату Государственной Думы, что вы должны к определённому сроку начать получать деньги всё-таки на карту "Мир", - я считаю, что таким образом мы, Государственная Дума, государство, покажем, что надо поддерживать отечественного производителя, отечественные организации, которые должны выйти на уровень, позволяющий успешно конкурировать на российском рынке, и в том, что мы поддержим отечественный институт, по моему мнению, ничего плохого нет. Но в отношении частных лиц мы не можем принять такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в первую очередь, наверное, надо говорить о защите денежных средств населения. Речь идёт даже не столько о поддержке отечественного производителя, сколько в первую очередь о том, что средства граждан будут защищены, потому что это национальная платёжная система. Сегодня человек пользуется международными системами, а завтра может остаться ни с чем - вот и всё, и надо прямо об этом говорить. Внутри страны любой человек может без проблем пользоваться картой "Мир" - картой национальной системы, в случае выезда за рубеж эта карта также адаптируется к другим платёжным системам, но её преимущество в том, что здесь государство может давать гарантии, а другие платёжные системы таких гарантий, как сказал Аксаков, не дают, ни "Visa", ни "MasterCard", так как им могут начать вкручивать, так сказать, поручения со стороны Госдепа и других ведомств. Так, Анатолий Геннадьевич? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну так и скажите, вы же специалист в этой сфере, ваш голос люди услышат и поймут, где надо хранить деньги - в Сберегательном банке на платёжной карте "Мир". Вот о чём речь, коллеги. А тот, кто на карте Visa их держит, завтра проснётся, увидит, что денег нет, и куда пойдёт? Люди пойдут в Госдуму и скажут: "Где наши деньги?" А за "Visa" гарантии кто может дать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Госдеп. Это представители фракции КПРФ говорят, которые знают, откуда может всё это прилететь. Так что, коллеги, мы должны нашего российского гражданина защитить, что и делает Аксаков вместе с соавторами. Этот законопроект депутатский - осознайте! - но его поддерживает Центральный банк и Минфин. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В Минфине уже перешли на карту "Мир", они всегда на шаг впереди, когда видят угрозу. (Оживление в зале.) Коллеги, продолжаем обсуждение. Карамышев Виктор Николаевич. КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, уважаемые коллеги! Карта "Мир" - это, наверное, правильно, но существует проблема, касающаяся доступности банковских услуг или хотя бы просто банкоматов в сельской местности. Ведь зачастую только в районном центре есть банкоматы, и пенсионер вынужден отдать 1 тысячу рублей, чтобы его туда отвезли и он смог снять свои 9-12 тысяч рублей с карты. Вопрос к вам или к представителям Центробанка - тем более, мы рассматриваем ещё и вопрос 26, связанный с лицензированием: может быть, предписать банкам в добровольном или в добровольно-принудительном порядке расширять сеть своих офисов в сельской местности, устанавливать банкоматы? А то вот, например, Греф заявил, что до 50 процентов отделений он сократит, так что проблема действительно серьёзная. АКСАКОВ А. Г. Отвечая на ваш вопрос, я хотел бы ещё и поспорить, немного не согласиться с Вячеславом Викторовичем. У нас не только Сбербанк есть, ещё есть "ВТБ", есть "Альфа-Банк", есть "Газпромбанк", есть "Почта Банк", и принято решение о том, что как раз "Почта Банк" будет разворачивать сеть своих банковских офисов в отделениях почты. Мы рассчитываем на то, что "Почта Банк" в значительной степени решит проблему с сокращением офисов, которые должны были бы оказывать услуги нашему населению. Проблема реальная, она существует, и я согласен с вами в том, что мы должны её решать, в том числе и, скажем так, требуя от государственных банков, чтобы они оказывали соответствующие услуги в удалённых местностях, в том числе ставили банкоматы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Карта "Мир", карта "Мир"... Ну перейдём мы на карту "Мир" - я понял, что с такой защитой Анатолий Геннадьевич докажет, что это надо делать. Я, вообще-то, хочу привлечь ваше внимание, коллеги, к 28-му вопросу, который касается индивидуальных инвестиционных счетов. Надеюсь, многие представляют, о чём идёт речь. Да, это очень нужный финансовый инструмент - прямо говорю, но вот что меня поражает. Анатолий Геннадьевич, мы с вами уже говорили об этом: вы увеличиваете максимальную годовую сумму до 1 миллиона рублей, а вычет оставляете 52 тысячи, но вы же понимаете, что 52 тысячи - это 13 процентов от 400 тысяч, а от 1 миллиона - это 5,2 процента. Это уже непривлекательный инструмент! Почему вы не поставили себе целью, чтобы с той суммы, которую человек, участвующий в этом финансовом инструменте, разместил, он и получал вычет?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время Решульскому Сергею Николаевичу. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Почему вы от всей суммы не считаете? Это первое. И второе. Почему вы привлекательность не повышаете? Можно же повысить привлекательность, даже не увеличивая сумму, - просто обеспечив страхование, как по вкладам. Это же невыгодно: по вкладам у нас 1 миллион 400 тысяч рублей страхуется, и каждый их получает, если разоряется банк, а здесь вообще по нулям! Хочешь - верь, хочешь - не верь, но если поверил, то на три года ты свои 1 миллион 200 тысяч заморозишь в надежде на то, что какой-то выдающийся человек с твоими деньгами на бирже сыграет и тебе какую-то прибыль принесёт. Вы же знаете, если меньше 20 процентов обещают по этому инструменту, это невыгодно, из этих 20 процентов только вычет составляет 13 процентов, а вы его сокращаете до 5,2 процента. Кто мешает вам - или нам вместе, - вообще-то, ввести страхование этого инструмента? АКСАКОВ А. Г. Сергей Николаевич, ну, прежде всего, мы не сокращаем сумму вычета - она остаётся 52 тысячи рублей, это 13 процентов от 400 тысяч рублей. Что касается вычета с миллиона, то первая версия законопроекта, которую мы подготовили, предусматривала налоговый вычет с миллиона. Минфин нас в этом вопросе не поддержал, так как считает, что будут потери для бюджета, поэтому пришлось вот этот вариант предложить вам. При этом я полагаю, что возможности для физических лиц как инвесторов в том числе и с таким предложением возрастают, и я уверен, что многие будут использовать индивидуальные инвестиционные счета, для того чтобы разместить свои свободные средства в различные активы, потому что они с помощью миллиона смогут заработать больше, чем с помощью 400 тысяч рублей. Что касается страхования инвестиций аналогично страхованию вкладов. Мы получаем вклад обратно, если банк обанкротился, то есть если аналогию проводить, то надо дать право инвестору получить деньги в случае банкротства брокера или профессионального участника рынка. Такой законопроект подготовлен, но он не предусматривает страхования вашего инвестиционного риска: если вы вложились в какие-то бумаги, а они не принесли вам доход, то вот от этого ваши средства не будут застрахованы, а если, скажем, брокер неправильно себя повёл и обанкротился, тогда возмещение предполагается. Мы внесли законопроект в Госдуму, и я надеюсь, что в течение этой сессии мы его рассмотрим и примем хотя бы в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к выступлениям. Кто хотел бы выступить по 25, 26, 27 и 28-му вопросам? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. Подготовиться Шулепову. КАТАСОНОВ С. М. Сложно, конечно, сразу по всем четырём законопроектам выступать, Центральный банк только законопроект по разделению требований готовил на протяжении трёх лет. Вот он три года работал, а мы должны тут за полторы минуты пытаться как-то проанализировать, но тем не менее попытаемся. Я прошу семь минут поставить, постараюсь уложиться, как и Анатолий Геннадьевич. Начнём с карт. Задавая вопрос, я уже сказал, и не первый раз, что всё-таки к позиции фракции ЛДПР надо, наверное, внимательнее относиться в седьмом созыве: мы эту тему уже поднимали, почему-то мы предвидели, что возможно ограничение движения средств. Мы сегодня говорили в том числе о возможной военной угрозе - ну тогда это тем более нужно было предусмотреть! Если бы мы рассуждали в военной области таким образом, у нас тогда, наверное, не было бы сдерживающих инструментов. Что в вопросе Игоря Владимировича прозвучало, какой принцип? Что мы хотим? Не надо всё-таки до абсурда доходить, когда мы будем это внедрять. Я, например, ярый сторонник того, чтобы всё-таки в отношении бюджетников в добровольно-принудительном порядке это проводить, мы должны пример показать, но здесь нужно чётко отслеживать, принимать во внимание категорию людей: одно дело - депутаты, те люди, которые всё-таки имеют высокий уровень образования, и другое дело - люди, которым довольно сложно в этом разобраться, особенно в сельской местности, у них нет таких возможностей. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, всё-таки нужна мягкая мотивация. Дело в том, что формально, если не снимать наличные средства с этой карты, никаких потерь во время операций не происходит, но вот при взаимодействии ретейлера и банка уже другие процессы идут, и, конечно, определённая сумма, комиссия взимается, сегодня это 0,6 процента. Если мы ставим вопрос о тотальном переходе на безналичный расчёт, то должны понимать, что по карте "Мир" должны быть предложены, в том числе во взаимодействии с магазинами, где она будет обслуживаться, другие условия, то есть мы должны не заставлять, а предложить другие условия. Центробанку, я думаю, три года на это не понадобится, нужно как-то вот в этом направлении двигаться, нужно посмотреть, как быть с отдельными категориями граждан, например с пенсионерами, которым сложно пользоваться электронными носителями... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё минуту. КАТАСОНОВ С. М. Их тоже не нужно заставлять, они должны сами постепенно к этому прийти, ведь речь идёт о социально незащищённых гражданах. Ну а есть категория, которая как бы в добровольно-принудительном порядке попадает: наша великая госкорпорация - здесь можно было бы и посмотреть, пусть государственная корпорация тоже поучаствует в продвижении отечественного продукта, надо поддержать отечественного производителя. Может быть, не в рамках федерального закона, но в рамках подзаконных актов или, скажем, так, правительственных решений надо этот вопрос решить. Теперь о том, что касается банковской системы, градации банков, базовых и универсальных лицензий. Мы об этом говорили всегда, единственное отличие нашей концепции в том, что мы всё-таки планировали только снизить требования к банкам, а вы, снижая требования, ограничиваете их возможности. Центробанку необходимо понимать, что этих банков через три года не будет, то есть вот эти двести банков, которые имеют капитал меньше 1 миллиарда рублей, при ограничении инструментария погибнут. Исходя из этого, возникает вопрос господину Тулину, на который хотелось бы получить ответ, если будет возможно, в заключительном выступлении. Вы создаёте фонд помощи и планируете все банки переводить на санацию, потому что по идее это хорошо, там же есть деньги не только частных вкладчиков, но и предприятий, или всё будет так же, в том же виде, как сейчас, и только в случае санации будет задействован вот этот фонд? Если вы планируете перейти на общую санацию и в результате мы лишимся двухсот банков, что потеряет бюджет? Ведь у нас доходная часть бюджета - это дивиденды Центрального банка. Вот мы сейчас часть средств будем отвлекать на санацию этих банков, то есть вы уничтожаете их как класс, выписываете им приговор, а так они могли бы, условно, как малый бизнес, существовать, и цена вопроса здесь - федеральный бюджет страны. Вот какую-то оценку в этой части хотелось бы услышать. Анатолий Геннадьевич, я понимаю, что невозможно в одном выступлении доложить о настолько разных законопроектах, тем не менее хотя бы в заключительном слове хотелось бы что-то услышать об этом. Что касается взаимодействия в наших средних, региональных банках, нужно понимать, что вы оставляете нишу кредитования малого и среднего бизнеса, но кредитовать сегодня некого. Банки выживают всё-таки за счёт того, что занимаются торговлей ценными бумагами, валютными операциями и так далее. Если сегодня их ограничить и сказать им, что они будут только кредитовать малый бизнес, это значит практически остановить их работу, поэтому хотелось бы от вас услышать и какие-то другие предложения по поддержке, может быть через наши институты развития, ведь у нас есть корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Давайте мы их каким-то другим образом поддержим. Наша идея, которую мы с регионом пытались до вас донести, - это всё-таки снижение требований к банкам, но возможность маневрирования, иначе говоря, выживания надо было им оставить. Вы говорите о требовании к капиталу - 1 миллиард рублей, то надо было бы, на мой взгляд, поступить более честно и установить это требование для всех, тогда бы мы одномоментно как-то всё поняли, а отрезание вот этого хвоста по частям приведёт к потерям бюджета. Сегодня все банки, понимая это, начнут, скажем так, плановое отступление, и вы со своим фондом не успеете их все сохранить. Надеюсь, при внесении этих законопроектов у вас был какой-то системный взгляд, какой-то план, что в ближайшие два-три года будет вот с этими банками. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шулепов Евгений Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пожалуйста. Семь минут, пожалуйста, поставьте, от фракции выступление. ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела проект федерального закона № 61700-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и поддерживает его концепцию. Данный законопроект, направленный на дальнейшее становление, укрупнение и укрепление национальной платёжной системы "Мир", является важным шагом, по нашему мнению, на пути развития наших собственных компетенций в сфере безналичных финансовых расчётов, повышает устойчивость, прозрачность и самостоятельность нашей финансовой системы. Сегодня коллеги много говорили и спорили насчёт главной новеллы - об обязательности и порядке проведения всех видов бюджетных выплат. Об этом, наверное, мы ещё поговорим и ко второму чтению внесём какую-то ясность, потому что спор на самом деле небезосновательный и вопросы есть. С другой стороны, надо сказать, уважаемые коллеги, что законопроект также вводит обязательство для предприятий, выручка которых превышает 40 миллионов рублей в прошедший отчётный период, устанавливать инфраструктуру для национальных платёжных инструментов, что тоже будет мощным толчком для развития нашей национальной платёжной системы. Как сказал Анатолий Геннадьевич, сегодня сто восемьдесят шесть банков уже работают с этой системой. Я не хочу сейчас проводить ревизию, у кого из уважаемых депутатов есть карта "Мир", а у кого её нет, - вот у Анатолия Геннадьевича есть, и я буквально позавчера заказал для себя такую карту, на следующей неделе её получу, - я, уважаемые коллеги, приглашаю всех депутатов Государственной Думы в течение месяца присоединиться к этому очень важному государственному проекту - милости просим! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает уважаемым коллегам из других фракций проголосовать за него в первом чтении. Что касается следующего, 26-го вопроса, проекта федерального закона № 66477-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания многоуровневой банковской системы), наша фракция также поддерживает этот законопроект, он тоже, на наш взгляд, является чрезвычайно важным - трёхуровневая система, о которой докладывал председатель комитета, сегодня выстрадана, банковский бизнес к этим нововведениям относится тоже очень положительно. Более всего банковский бизнес устраивает то, что малые банки и небанковские кредитные организации избавятся от того жёсткого прессинга со стороны регулятора, под которым они сегодня находятся. И второй момент - малые банки с объёмом средств от 300 миллионов до 1 миллиарда рублей смогут сосредоточить свои ресурсы именно на малом и среднем бизнесе, что позволит упростить процедуру получения банковских кредитов, которые чрезвычайно сложно получить на сегодняшний день. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, также прошу поддержать его в первом чтении. 27-й вопрос, законопроект № 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)". Наша фракция также поддерживает данный законопроект. Этим законопроектом предусматривается, что Банк России сможет активно участвовать в мероприятиях по предупреждению банкротств банков путём создания специальной организации - Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора. Мы считаем, что меры, которые отражены в данном законопроекте, дают возможность банкам, оказавшимся в трудном положении, привлечь, во-первых, специалистов, а во-вторых, средства Банка России, чтобы выправить ситуацию. Но, на наш взгляд, самое главное - эти меры позволят избежать остановки деятельности банков, проходящих через процедуру банкротства, а следовательно, сохранят деньги вкладчиков и, что очень важно, рабочие места. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и призывает уважаемых коллег из других фракций поддержать наше решение. 28-й вопрос, законопроект "О внесении изменений в статью 10-2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает концепцию данного законопроекта. Напомню, уважаемые коллеги, что индивидуальные инвестиционные счета у нас действуют с середины 2015 года, их уже более двухсот пятидесяти тысяч. Суммы, которые находятся на этих счетах на сегодняшний день, около 30 миллиардов рублей, - это так называемые длинные деньги, о которых мы все мечтаем, и, конечно, вот это нововведение - увеличение до 1 миллиона рублей (я лично говорил с инвесторами, которые имеют эти вклады) - воспринимается, по большому счёту, очень положительно. Думаю, что и в дальнейшем надо будет работать над увеличением этих сумм. Вот сегодня коллеги говорили о дальнейшем стимулировании - не надо забывать, что сегодня на личных счетах в банках лежит порядка 30 триллионов, которые принадлежат жителям России, если мы найдём механизмы превращения их в длинные деньги, экономика получит очень мощный толчок в плане развития инвестиций. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект. Коллеги, я приглашаю вас присоединиться к нашим решениям. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли выступать полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я ещё раз хотел бы подчеркнуть - очень верное замечание и добавление Вячеслава Викторовича: мы три года назад принимали решение о создании своей платёжной системы в целях защиты российских граждан, поскольку в любой момент какое-то заграничное государство может принять решение о блокировке операций по картам, которые имеют не российское происхождение. Таким образом, наши граждане, имеющие платёжную карту "Мир" - свою, российскую, отечественную, - смогут пользоваться этим инструментом по крайней мере на территории нашей страны. В связи с этим я поддерживаю призыв коллеги Шулепова показать пример российским гражданам - получить карту "Мир" у нас здесь, в офисах банков, которые работают в Государственной Думе. Более того, я видел письмо Ярослава Нилова о том, что недостаточно информации об этой карте, и я призвал бы вас, уважаемые коллеги, побольше рассказывать об этом инструменте. И вот Катасонов говорил о стимулах - НСПК предусматривает различные стимулы: в том числе граждане, покупающие отдельные товары с помощью этой карты, смогут покупать их дешевле. Это делается благодаря соглашениям, которые национальная система платёжных карт заключила с торговыми сетями, со сферой услуг и так далее. Далее, по малым банкам. Сергей Михайлович, мы уже провели переговоры с Браверманом, руководителем корпорации по развитию малого и среднего бизнеса, и у него сформировалась позиция: надо активнее вовлекать региональные банки в реализацию тех программ, которые он осуществляет благодаря средствам, выделяемым государством, - в этом плане я тоже, скажем так, с оптимизмом смотрю на судьбу малых и больших кредитных организаций, которые будут кредитовать малый и средний бизнес. Ну и, Сергей Николаевич, я к вам обращаюсь: ко второму чтению внесите поправку - вдруг Минфин поддержит и налоговый вычет будет не с 400 тысяч рублей, а с 1 миллиона. Давайте вдвоём внесём. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по законопроектам... (Шум в зале.) ИЗ ЗАЛА. А карту слабо показать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, дождёмся, когда... (Шум в зале.) Вот, обратите внимание, президиуму покажите. Вот видите - "Мир", правильно. Уважаемые коллеги, давайте попросим Аппарат Государственной Думы обеспечить нам возможность хранить заработную плату на карте "Мир". Мы здесь провели консультации со всеми заместителями Председателя Государственной Думы, представляющими фракции, и на основе консенсуса принято решение, что все коллеги, представляющие фракции в президиуме, переводят свои зарплатные счета на карту "Мир", чего желаем и вам. Переходим к голосованию. Ставится на голосование законопроект под пунктом 25 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 32 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Уважаемые коллеги, решение принимается единогласно: законопроект в первом чтении принят. 26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 14 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Решение принимается единогласно: законопроект в первом чтении принят. Вопрос 27, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 53 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят - решение принято единогласно. Коллеги, 28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10-2-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 30 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно, тех, кто против или воздержался, нет.