Заседание № 224

24.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 616883-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу расширения перечня обязательной информации, представляемой кандидатами на выборах и референдумах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3817 по 4336 из 6647
23-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей        
Владимирович Иванов.                                                            
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Чуть-чуть осталось до перерыва.    
                                                                                
Итак, злые языки утверждают, что моя любимая страна Россия - это страна         
вечнозелёных помидоров, но это злые языки, и наш комитет (к сожалению, не       
вижу их) по информационной политике, разумеется, эти злые языки укоротит.       
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
Тем не менее в нашей стране, как бы этого кому-то, может быть, и не хотелось,   
постоянно что-то зреет. В частности, по заверению моего любимого                
руководителя, которого я тоже, к сожалению, здесь не вижу, в обществе           
постоянно зреет запрос на что-то, так вот он зреет, зреет, зреет - и            
вызревает! Последний запрос, который вызрел в обществе, - это был запрос на     
выборы губернаторов, и парламентское большинство, чутко прислушиваясь к         
запросам общества, тут же подумало и сказало: "Хорошо, ребята, хотите           
выбирать губернаторов - будете выбирать! Но ведь у нас не всякий допущен к      
такому деликатному вопросу, как выборы кандидатов, поэтому выбирать вы будете   
из тех, кого мы вам разрешим выбирать". Ну, грубо говоря, можно тюремную        
баланду похлебать, а можно взять и из передачки, что принесли, но передачки     
отфильтрованной, - вот, мол, и решайте, что вам радостнее!                      
                                                                                
Причём сделано это было, уважаемые коллеги, не просто так, а по решению         
Конституционного Суда, и я прямо зачитываю постановление Конституционного       
Суда от 10 октября 2013 года: "Правовая демократия..." - ну, вот в которой мы   
с вами живём - "...чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых      
механизмах, способных охранять её от злоупотреблений и криминализации           
публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии        
общества" - видите, как Конституционный Суд-то рассуждает? Дальше: "Создавая    
соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе             
установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные          
должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их                     
морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности,    
бескорыстности их действий как носителей публичной власти..."                   
                                                                                
После этого, уважаемые коллеги, вы парламентским большинством с ювелирной       
точностью разрешили избираться тому, кто изнасиловал четырнадцатилетнюю         
девочку в день её четырнадцатилетия, и запретили делать это тому, кто           
изнасиловал девочку за день до её четырнадцатилетия, - с чем я вас и            
поздравляю! (Шум в зале.) Я уже не говорю о том, что вы, ничтоже сумняшеся,     
запрещаете баллотироваться всем - повторяю: абсолютно всем, - кто забыл         
указать площадь своей квартиры, автомобиль, какой-то счёт, да мало ли что ещё   
было в практике российских выборов! (Шум в зале.)                               
                                                                                
Мы, как оппозиция, задумались: а чего же ещё не хватает нашему избирателю, на   
что ещё, так сказать, созрел запрос? И мы заметили, уважаемые коллеги, что      
есть у нас засланные казачки, которые, как мусор в проруби, туда-сюда           
мотаются, от одной партии к другой, меняют эти партии как перчатки или жгут     
партбилеты - такое тоже бывало. После того как вы, партийное политическое       
большинство, заставили всех, кто хочет избираться и быть избранным,             
публиковать сведения о своей снятой и погашенной судимости, после чего          
поснимали абсолютно всех, кто забыл это указать, поскольку раньше это не        
требовалось (да и Уголовный кодекс говорит о том, что снятие судимости          
избавляет от всех последствий, с этим связанных), мы, оппозиция... ну           
извините, что говорю так "мы", - я внёс законопроект, который обязывает всех,   
кто пожелал быть избранным, служить обществу, дабы доказать своё бескорыстие,   
любовь к людям и так далее... (Шум в зале.)                                     
                                                                                
Будьте любезны, потише!                                                         
                                                                                
...указывать, в каких партиях до этого состоял. Я понимаю, что это не           
коснётся тех, кто, может быть, когда-то состоял в партии эсеров или кадетов,    
поскольку таких уже нет в живых, как и ветеранов Куликовской битвы, тем не      
менее указать своё членство в КПСС было бы неплохо, поскольку сначала вы        
боретесь, понимаете ли, с религией, а потом идёте в первых рядах... (Шум в      
зале.)                                                                          
                                                                                
Будьте любезны, скажите, пусть по телефону потише говорят, ну невозможно,       
ей-богу!                                                                        
                                                                                
...а потом несёте хоругви или ещё что-нибудь, что мне, как избирателю, не       
очень приятно!                                                                  
                                                                                
Я считаю, что вот такой запрос в нашем обществе точно созрел и даже уже         
перезрел. У нас очень много людей, которые колеблются в соответствии с курсом   
партии, которые сегодня говорят одно, а завтра - другое, и я думаю, что         
избирателю гораздо интереснее знать, сколько партий уже поменял данный          
кандидат, чем то, какого размера у него квартира или какой автомобиль он        
забыл указать в своей декларации.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, если вы последовательны, то наверняка проголосуете за        
данный законопроект, хотя лично я в этом сомневаюсь, поскольку, получив         
заключения и комитета, и правительства, я с удивлением узнал, что он,           
оказывается, противоречит Конституции: заставляя человека указывать, в каких    
партиях он состоял, мы, оказывается, нарушаем конституционный принцип, в        
соответствии с которым никто не может быть принуждён к выражению своих          
убеждений! (Шум в зале.) Простите, а где здесь выражение убеждений или отказ    
от них?! Просто нужно указать, что ты в партии состоишь, но тем не менее тут    
же защитники Конституции возбудились и начали кричать, что таким образом наш    
- мой, извините, - законопроект противоречит Конституции. Я с этим, коллеги,    
категорически не согласен! (Шум в зале.)                                        
                                                                                
У нас опять же есть 55-я статья Конституции, которая позволяет кромсать права   
и свободы человека и гражданина, как вам заблагорассудится, например в угоду    
изменившейся морали (шум в зале), - если, не дай бог, через несколько лет у     
нас допустимо будет однополым парам усыновлять детей, то страшно подумать,      
какие изменения могут быть приняты! Ну так вот, я здесь не вижу ничего          
антиконституционного и надеюсь, что вы всё-таки не побоитесь и, так скажем,     
удовлетворите запрос наших избирателей на то, чтобы они могли доверить          
представление своих интересов людям, которые не меняли убеждений, не            
колебались в зависимости от линии партии, а что обещали, то и делали!           
                                                                                
Спасибо за внимание. (Шум в зале.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Справедливости ради    
надо отметить, что из уст Сергея Владимировича прозвучало, так сказать,         
утверждение о некой дифференциации ограничения пассивного избирательного        
права, допустим, для осуждённых по 131-й статье, а надо сказать, что даже       
часть первая этой статьи предусматривает ответственность за деяния, которые     
являются тяжким преступлением, следовательно, ограничение пассивного            
избирательного права в любом случае действует в отношении их в течение десяти   
лет с момента снятия или погашения судимости, поэтому всё-таки это не совсем    
так, как говорил Сергей Владимирович. Это первое.                               
                                                                                
И второе, что необходимо всё-таки отметить. Членство в какой-либо               
политической партии или принадлежность к той или иной общественной              
организации не характеризуют человека, допустим, с морально-этической точки     
зрения, это говорит скорее о его политических взглядах и предпочтениях. И вот   
здесь действительно Сергей Владимирович вскользь упоминал об аргументации, в    
соответствии с которой мы предлагаем данный законопроект отклонить и которая    
содержится также в официальном отзыве правительства, - это ссылка на часть 3    
статьи 29 Конституции, которая действительно устанавливает запрет на            
принуждение к выражению своих мнений и убеждений, равно как и к отказу от       
них. Собственно, в развитие этой конституционной нормы и установлено            
положение закона "О политических партиях" о том, что запрещается требовать от   
граждан Российской Федерации представления сведений о членстве в политической   
партии или отсутствии такового. На основании этой нормы закона "О               
политических партиях" в законе "Об основных гарантиях избирательных прав..."    
также не предусмотрена обязанность кандидатов указывать принадлежность к той    
или иной политической партии, равно как и отсутствие своей партийной            
принадлежности, хотя политическим партиям ни в коей мере не запрещается,        
допустим, выдвигать беспартийных в качестве кандидатов. Единственное            
ограничение, которое там содержится, - это то, что нельзя одной политической    
партии выдвигать членов другой политической партии, это действительно так.      
                                                                                
На наш взгляд, в настоящий момент те требования, которые сформулированы в       
законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в           
референдуме...", достаточно сбалансированы, они применяются на практике, эти    
требования не являются избыточными, поэтому мы предлагаем законопроект,         
который сейчас представил многоуважаемый коллега Иванов, отклонить.             
                                                                                
Теперь что касается позиции Конституционного Суда. На наш взгляд, из целого     
ряда постановлений Конституционного Суда вытекает, что те или иные              
требования, которые могут, без всякого сомнения, предъявляться и которые        
влекут определённые ограничения, всё-таки должны быть обоснованными и           
продиктованными теми аргументами, которые содержатся в части 3 статьи 55        
Конституции. И опять же, если говорить об угрозе общественной безопасности,     
морали, нравственности, мы считаем, что принадлежность к той или иной           
политической партии отношения к неким критериям оценки морали и                 
нравственности кандидата, конечно же, не имеет, а вот что касается сведений     
об имеющейся судимости, снятой или погашенной, то вот это действительно имеет   
отношение, скажем так, к биографии и к морально-этическим характеристикам       
того или иного гражданина, поэтому мы предлагаем данный законопроект            
отклонить - пусть пока работает та система, которая предусмотрена действующим   
избирательным законодательством, на мой взгляд, она вполне нормальная,          
приемлемая, не создает серьёзных ограничений. Ну, о серьёзных ограничениях,     
есть они или нет, мы поговорим, я думаю, при обсуждении следующего              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть?                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я понимаю, что у вас есть сомнения   
по поводу данного проекта закона, хотя мне кажется, что это очень интересная    
мысль. Вы сказали, что это чисто политические взгляды, но вот такая деталь:     
бывший губернатор Самарской области Константин Алексеевич Титов, по данным      
журналистов, сменил за эти пятнадцать-двадцать лет девять политических          
партий. Вот, давая оценку законопроекту, такой случай комитет к чему отнёс      
бы?                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, как я понял, ваш вопрос о том, к    
чему это относится, - ну, наверное, это относится к биографии того или иного    
кандидата на ту или иную выборную должность. Эти сведения не являются, как      
известно, засекреченными, они вполне доступны, и, в общем, никто не запрещает   
их распространять, но другое дело, надо ли требовать обязательно их приводить   
в официальной информации о кандидате, которая его с некой стороны               
характеризует, - вот здесь у нас возникает вопрос. В том, что эту информацию    
можно распространять любым образом что её можно совершенно спокойно найти в     
средствах массовой информации, в сети Интернет, никаких сомнений нет, но на     
наш взгляд, это всё-таки не относится к обязательным сведениям о кандидате,     
не должно относиться.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Иванову.                                         
                                                                                
Сергей Владимирович, вы подняли очень интересный вопрос, правильный, я          
поддерживаю такую постановку вопроса, но я не удивляюсь, что ваш законопроект   
не получит поддержки. В связи с этим хочу узнать, не собирали ли вы данные о    
том, что... Вы вопрос о членстве в КПСС отдельно выделили, так вот у нас из     
450 депутатов Государственной Думы 92 человека - это коммунисты, мы были в      
КПСС и остались верны своим убеждениям, и, наверное, это правильно, а вот       
среди остальных 358 наших уважаемых коллег в Государственной Думе сколько       
было в КПСС и сколько было в правительстве - может быть, это является главной   
причиной того, что они не поддерживают ваш законопроект? Тут, того и гляди,     
всем поголовно придётся писать, что они были в КПСС, а мы заодно с них          
партийные взносы возьмём за эти годы - тоже будет польза! (Оживление в зале.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Нет, Владимир Николаевич, у меня, конечно, таких сведений нет,     
но я боюсь, что не только поэтому данный законопроект будет отклонён. Есть      
очень хорошая фраза в замечательном советском фильме, которая звучит примерно   
так: "Вовремя предать - это не предать, это предвидеть!" - и поэтому неважно,   
что они когда-то состояли в той партии, важно, что они потом побегут в другую   
партию, которая потом будет правящей, предав уже эту! (Шум в зале.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, после вашего, безусловно, яркого, со             
множеством ассоциаций выступления у меня возникло два вопроса, на которые я     
пока не могу ответить. Во-первых, имеет ли человек право на смену своих         
политических взглядов? А во-вторых, я не могу понять всё-таки, как членство в   
партии, в какой-то общественной организации может сказаться на репутации        
человека, на его - сейчас я вас процитирую - "морально-этических и              
нравственных качествах"? Будьте добры, ответьте.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Василий Юрьевич, начну с ответа на последний ваш вопрос: это не    
мои слова, это я зачитал постановление Конституционного Суда, это суд           
считает, что человек должен быть кристально чистым, репутация у него должна     
быть незапятнанной. Хотя вопрос очень сложный, как мы будем определять,         
запятнана они или не запятнана.                                                 
                                                                                
Что касается первого вашего вопроса, я полностью с вами согласен... вернее,     
не то чтобы согласен, но считаю, что человек имеет право на всё что угодно, и   
многие этим пользуются, но и избиратель имеет право знать, доверять ли          
человеку, который предал своих друзей, родителей, страну и так далее, и         
партию в том числе. Вот почему, интересно, вы считаете, что непредставление     
сведений об имуществе является основанием для отказа человеку в возможности     
баллотироваться, а вот о таких, будем говорить, пикантных подробностях,         
которые, в общем-то, тоже, может быть, не являются секретными, вы напоминать    
не хотите? А почему нет?! Надо напоминать, пусть избиратель разбирается, он -   
единственный судья!                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский.                                  
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, отличная законодательная инициатива Сергея Владимировича -   
я считаю, это требование необходимо распространить и на депутатов               
Государственной Думы, и на депутатов законодательных собраний в регионах, они   
все должны указывать свою партийную принадлежность до того, как они вступили    
в данную партию. Разве не является, на ваш взгляд, морально неустойчивым        
кандидат, который меняет, к примеру, каждый год свою партийную                  
принадлежность?                                                                 
                                                                                
А сами вы в советское время были членом КПСС? Ответьте, пожалуйста.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ян Викторович, ну, что касается КПСС, - вы на мой        
внешний вид не смотрите! - я не успел туда вступить. (Оживление в зале.)        
                                                                                
Что касается морально-этических качеств кандидата, то уж явно не политические   
предпочтения, не членство в той или иной партии, в различных партиях в          
политической карьере характеризуют... ну, некий морально-этический облик        
гражданина, кандидата. Его политические предпочтения... это можно называть      
по-разному, но всё-таки к морали и этике, на мой взгляд, это не имеет           
никакого отношения!                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Безусловно, мы поддерживаем коллегу Сергея Владимировича          
Иванова. И мне непонятны некоторые вопросы. Например, как это - не              
прослеживается связь между количеством сменённых человеком политических         
партий и его репутацией на выборах?! Совершенно очевидно, что, если речь идёт   
о КПСС, могли быть объективные причины - просто в силу безальтернативности на   
определённом этапе развития трудно было миновать единственную партию в          
стране, особенно если человек был активным, хотел каких-то изменений, хотел     
публичности, но когда человек десять партий меняет или больше - а у нас есть    
и гораздо интереснее примеры, я думаю, коллеги об этом скажут, когда и          
двенадцать, и тринадцать партий человек сменил, - о какой верности идеалам,     
принципам можно в таком случае говорить?! У нас столько избирательных           
кампаний за двадцать пять лет не прошло, чтобы человек мог сменить столько      
политических партий, - в среднем получается по одной партии каждые              
полтора-два года! (Шум в зале.) В связи с этим, конечно, вызывает некоторое     
недоумение, насколько избрание такого кандидата будет отвечать интересам        
избирателей, какую программу он будет реализовывать, какими принципами          
руководствоваться, ведь партийная принадлежность за последние десять лет        
довольно серьёзное значение приобрела, у нас, например, очень часто бывает      
консолидированное голосование - партийная, фракционная дисциплина, и как        
человек будет диссонировать с самим собой с учётом такого пёстрого набора       
принципов и ценностей совершенно различной политической окраски - это большой   
вопрос!                                                                         
                                                                                
Я, Сергей Владимирович, ещё дальше пошёл бы - предложил бы более жёсткую        
меру: если кандидат в течение своей политической карьеры трижды сменил          
политическую партию, ограничить его пассивное избирательное право - нечего      
ему по спискам избираться, пускай выдвигается по одномандатному округу и со     
своей биографией у всех на виду пытается убеждать избирателей, что он будет     
стабильно интересы своих избирателей отстаивать!                                
                                                                                
Вы, Дмитрий Фёдорович, говорили о том, насколько обязателен сбор этой           
информации, её указание, - конечно, даже с прикладной точки зрения это весьма   
важно, поскольку избирательные комиссии обязаны проверить, состоял ли человек   
в других политических партиях, но, так как сейчас их более девяти десятков,     
будет довольно сложно отправлять девяносто запросов в различные региональные    
отделения, а если человек сам указал эту информацию, то можно сузить "круг      
подозреваемых", направить соответствующие запросы для проверки только в         
указанные отделения.                                                            
                                                                                
И конечно, очень важна причина, по которой человек ушёл из предыдущей партии,   
ведь причины могут быть самые разнообразные, в том числе это могут быть и       
какие-то аморальные поступки, поэтому... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте.                                          
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Просьба поддержать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, вопрос, который мы сейчас обсуждаем,          
выводит на глубокое раздумье: в каком обществе мы живём и почему люди так       
себя ведут? На Западе уже более сорока лет глубоко изучается явление аномии,    
и у нас есть замечательный автор - Сергей Кара-Мурза, который написал на эту    
тему книгу, в ней говорится, о том, что идёт атомизация общества, разрываются   
традиционные связи, что люди замыкаются в кругу своей семьи, своих интересов,   
что эгоизм зачастую торжествует над общественными интересами и так далее, и     
на примере России это всё видно. Читать это горько, но очень поучительно.       
Повторяю: аномия.                                                               
                                                                                
Но когда мы размышляем над этим проектом закона, - я его в принципе             
поддерживаю, - то понимаем, что речь идёт всё же о некой элите, о части         
граждан, которые приподняты, так сказать, над уровнем своего народа - по        
уровню жизни, по уровню образования, - и здесь нет стихийного процесса          
разрыва связей: перед нами люди со сформировавшейся психологией, которые        
готовы перекрашиваться даже по десять раз, когда это карьерно выгодно, когда    
есть денежная заинтересованность и так далее. Перед нами, повторяю, цинизм!     
Если депутаты помнят, был такой случай, когда мы обсуждали тут проблему         
Митрофанова, бывшего нашего коллеги, и тогда мне пришлось сказать: Митрофанов   
есть типичный представитель вот этого буржуазного элитного слоя, где всё        
определяется понятием "выгодно - невыгодно". Это большая драма!                 
                                                                                
И последнее, коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Вы знаете, наблюдаешь даже в          
последние месяцы такую тенденцию: есть "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - вроде и опыт, и        
некие сделанные шаги, и авторитет, но в то же время посмотрите, как вас         
теснит Общероссийский народный фронт, посмотрите, как из ваших рядов незримо,   
но непрерывно перетекают туда граждане, вчера они были "единороссами", а        
сегодня они в "Народном фронте" - а что, это принципиально разные вещи? Они     
говорят: мы наводим порядок в борьбе с коррупцией, - а разве "ЕДИНАЯ РОССИЯ"    
не пыталась это делать?! Разве дело Сердюкова не показывает, как "эффективно"   
у нас борьба с коррупцией идёт?! Или вот сейчас губернатор Сахалина             
"всего-навсего" миллиард сложил в натуральном виде, наличными, и весь мир,      
наверное, ахнул над таким удивительным феноменом: что за губернаторы в          
России?!                                                                        
                                                                                
Повторяю: спасибо депутату Иванову за то, что он дал возможность об этом хотя   
бы кратко сказать! Понятно, что закон будет провален, но тем не менее           
принципиальный взгляд на то, каковы мы и каково общество, в котором мы живём    
и работаем, необходим! (Шум в зале.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дегтярёв Михаил Владимирович.                                                   
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. "Каковы мы и каково общество..." Ну давайте проведём анализ в    
других фракциях, сколько там членов КПСС, а фракция ЛДПР эту работу уже         
заканчивает и в ближайшее время обнародует результаты. Коммунистам не стоит     
переживать: КПСС уже сегодня в большинстве и при власти, будем откровенны!      
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
Мы коллегу своего, конечно, поддерживаем, но считаем, что нужно указывать не    
только партийную принадлежность в прошлые годы, но ещё и причины выхода из      
партии или смены партии - это ведь крайне важно! Если брать того же             
экс-губернатора Самарской области Титова, то, насколько мне известно, все его   
партийные передвижения были связаны с созданием новых или с укрупнением         
существующих партий - это одно, но есть и другие примеры, когда, как в случае   
с КПСС: партия прекращает своё существование, - это тоже является отличной      
причиной сменить партию. Есть и другие причины.                                 
                                                                                
ЛДПР за 25 лет воспитала целую плеяду и губернаторов, и мэров, и министров, и   
высших чиновников, и мы все прекрасно знаем, что Владимир Чуров, глава          
Центризбиркома, был членом нашей фракции, но есть примеры, когда коллеги        
уходят самостоятельно и не ценят нашу школу. Вот известный случай с             
господином Шайхутдиновым, человеком, безусловно, талантливым, управленцем,      
сегодня он в партии "Гражданская платформа", и мы не можем не упомянуть и не    
прокомментировать два его выпада в адрес нашей партии: первое - он якобы за     
восемь лет не смог высказать своё политическое мнение во фракции - так он       
четырнадцать раз выступал, это статистика; второе - он якобы с какими-то        
депутатами фракции ЛДПР достиг договорённости об их переходе в его партию. С    
чем он пойдёт на выборы, нам, например, неясно, потому что пришёл он в партию   
с деньгами, где лидер довольно яркий, а остался в партии, которую покинули      
основатели, инвесторы, да и в регионах творится чёрт-те что! Ну а по поводу     
Рифата Шайхутдинова и его мыслей - возможно, гениальных, может быть, даже       
десятилетней выдержки, - мы во фракции посовещались и готовы предоставить ему   
на собрании фракции три-пять минут, чтобы он их наконец-то высказал.            
                                                                                
То есть избирателю очень важно знать не только партийную принадлежность         
кандидата, но и причины, по которым этой самой партийной принадлежности он      
больше не придерживается.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Литвинцев Дмитрий Алексеевич.                                                   
                                                                                
ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотелось бы прежде всего напомнить вам о том, что всё-таки   
выборы - это политический процесс, но интересно, что у нас любые выборы         
сводятся зачастую к тому, что кандидаты обсуждают не политическую платформу,    
с которой они выдвигаются, не какие-то свои экономические взгляды и не новую    
социальную программу, которую они предлагают, а, мягко говоря, опускаются до    
обсуждения имущества, доходов и так далее. Мне хотелось бы напомнить, что       
обсуждение доходов и имущества - это в основном компетенция                     
правоохранительных органов, а вот дебаты по политическим вопросам - это как     
раз и есть выборный процесс. Мы же не предлагаем запрещать кому-то в какие-то   
партии вступать, но указать такую информацию, мне кажется, было бы весьма       
логично, тем более что человек собирается принимать участие в политическом      
процессе, и для избирателей это тоже очень важно, потому что, к сожалению, у    
нас многие кандидаты, в том числе и от правящей партии, побывали во всех        
партиях исходя исключительно из конъюнктурных интересов, но никак не из         
морально-этических принципов или политических убеждений.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте всё-таки будем как-то дисциплинировать кандидатов    
и будем с уважением относиться к нашим избирателям, к обществу, будем           
формировать нормальное избирательное право и всё-таки не будем поддаваться      
влиянию конъюнктурных интересов. Повторяю: если сегодня взять партию            
большинства, то там многие поменяли уже не один десяток партий - отсюда и       
такое нежелание поддерживать законопроект. Но ведь более требовательно к        
самому себе человек относится тогда, когда сам выбирает политическую силу и     
вступает в партию, зная о том, что потом придётся на эту тему общаться с        
избирателями и объяснять, почему он сделал такой шаг в своей жизни, и мне       
кажется, очень логично, чтобы избиратели на выборах знали, какие политические   
убеждения были у кандидата, поэтому наша просьба - всё-таки поддержать,         
несмотря на отзывы и заключения.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович будете выступать?                                           
                                                                                
Включите микрофон депутату Иванову.                                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Коллеги, я очень быстро.                                           
                                                                                
Вы знаете, если бы мы предложили публиковать в этих бюллетенях, размещать на    
информационных стендах информацию о размере обуви кандидатов, то это, может     
быть, и прошло бы - ну подумаешь, размер обуви! (Шум в зале.)                   
                                                                                
Знаете, когда Остап Бендер пришёл к председателю райисполкома вымогать деньги   
под видом сына лейтенанта Шмидта, тот сказал, что его не узнаёт, а Остап        
Бендер говорит: "Я очень похож на своего отца", на что тот ответил, что тоже    
похож на своего отца. "Всё дело в том, какой отец", - грустно заметил Остап.    
Вот то же самое и с партиями: сейчас вряд ли кто-то из ныне живущих членов      
Национал-социалистической рабочей партии Германии будет это афишировать и       
писать в бюллетенях; то же самое на Украине, где вряд ли кто-то из "Партии      
регионов" сейчас будет афишировать, что он из этой партии. То есть вот этот     
фактор, он, как ни крути, является компрометирующим, и именно поэтому его       
боятся указывать в бюллетенях, именно поэтому, ни почему другому, и уж не       
потому, что это Конституцию нарушает, - даже близко не нарушает! Но,            
понимаете, ещё раз говорю: "Вовремя предать - это не предать, это               
предвидеть!" - так считают некоторые товарищи, да и мало ли что там дальше      
будет... И вот подобная информация, конечно, вредит: это вам не лишние          
квадратные метры!                                                               
                                                                                
Так что, уважаемые коллеги, голосуйте сердцем, как говорил Борис Николаевич в   
своё время! (Шум в зале.)                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон.             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, ну, скатываться к обсуждению действий           
какого-то конкретного коллеги или какого-то конкретного гражданина, который     
избирался и поменял несколько партий, - это, на мой взгляд, уход немножко в     
сторону от темы и от концепции данного законопроекта. А сравнивать нынешнюю     
ситуацию, которой касается этот законопроект, с ситуацией в послевоенной        
Германии и в нынешней Украине тем более, на мой взгляд, неэтично: мы            
прекрасно знаем, какая ситуация была в послевоенной Германии и кто были члены   
Национал-социалистической рабочей партии, а что касается нынешней Украины, мы   
тоже прекрасно понимаем, что там развязан, по сути дела, политический террор,   
идёт преследование граждан по политическим мотивам, поэтому сравнения, на мой   
взгляд, некорректны по меньшей мере. Это первое.                                
                                                                                
Второе. Совершенно очевидно, что расширение перечня сведений, обязательных      
для указания тем или иным кандидатом, должно быть обоснованным, зачем его       
расширять, тем более если эта информация не влияет на те или иные критерии,     
которые, допустим, указаны в части 3 статьи 55, то есть никому не угрожает,     
является биографическим фактом? Ведь, коллеги, когда кандидат указывает факты   
из своей биографии, он вправе что-то не указать, что-то указать, помимо тех     
обязательных сведений, в первую очередь сведений, допустим, о судимости,        
которые его характеризуют именно с морально-этической точки зрения, это очень   
серьёзно, а вся остальная информация находится в абсолютно открытом доступе,    
и её можно получить. Это можно обсуждать, можно задавать вопросы тому или       
иному кандидату, и здесь, на наш взгляд, никаких ограничений нет и быть не      
может, но указание тех или иных сведений в качестве обязательных всё-таки       
должно быть обоснованным. На наш взгляд, в настоящий момент нет каких-либо      
предпосылок к указанию той информации, которая предложена в данном              
законопроекте, поэтому мы предлагаем данный законопроект отклонить.             
                                                                                
Наша фракция не будет голосовать за этот законопроект.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим законопроект на "час голосования"                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5619 по 5635 из 6647
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые       
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              152 чел.33,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    154 чел.                                          
Не голосовало                 296 чел.65,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.