Заседание № 288
23.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 616452-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" (в части исключения обязанности полиции охранять на договорной основе имущество граждан и организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5660 по 5819 из 6903
18-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции". Докладывает Александр Сергеевич Кропачев. Пожалуйста. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В упреждение возможных вопросов сразу скажу, что я лично и фракция ЛДПР с большим уважением относимся ко всему нашему силовому блоку, правоохранительному блоку. Мы с вами за последние годы приняли довольно большое количество законов, которые расширяют полномочия в том числе нашей доблестной полиции. Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 2 и 12 Федерального закона "О полиции". Необходимость внесения изменений в указанный федеральный закон обусловлена тем, что его нормы существенно и необоснованно расширили полномочия полиции путём предоставления ей права осуществлять охрану имущества и объектов, в том числе на договорной основе, то есть заниматься коммерческой деятельностью, целью которой является извлечение прибыли. В соответствии с российским законодательством в задачи органов исполнительной власти не входит осуществление деятельности с целью извлечения прибыли, поскольку, как только полиция начинает получать доход за свою деятельность, она теряет свою роль как орган исполнительной власти и тем более как правоохранительный орган и начинает выполнять ту же функцию, что и частная охрана. Появление такого субъекта на рынке охранных услуг влечёт за собой, как это неоднократно отмечала Федеральная антимонопольная служба России, нарушение принципов свободной конкуренции. Несмотря на то что вневедомственная охрана не обладает доминирующим положением на рынке охранных услуг, её деятельность препятствует развитию конкуренции. Во-первых, на отдельных региональных рынках вневедомственная охрана занимает монопольное положение в сфере оказания охранных услуг. Во-вторых, вневедомственная охрана получила необоснованные преимущества на рынке охранных услуг, существенно ухудшающие условия деятельности для других участников рынка, прежде всего для частных охранных организаций. Кроме того, сотрудники вневедомственной охраны имеют статус сотрудника полиции и вследствие этого наделены большими по сравнению с частными охранными подразделениями правами. Изложенное наглядно свидетельствует о том, что предоставление вневедомственной охране права на охрану имущества и объектов на договорной основе размывает функции полиции, экономически невыгодно для бюджета, противоречит законодательству в сфере конкуренции и нормам ВТО. В связи с этим законопроектом предлагается пункт 10 части 1 статьи 2 Федерального закона "О полиции", предоставляющий вневедомственной охране право осуществлять охрану имущества и объектов, в том числе на договорной основе, исключить и внести соответствующие изменения в пункт 25 части 1 статьи 12 закона. Указанные изменения позволят устранить имеющиеся противоречия в действующем законодательстве в сфере охраны, привести нормы Федерального закона "О полиции" в соответствие с требованиями норм ВТО, а также будут способствовать развитию конкуренции на рынке охранных услуг. Хотел бы обратить внимание на фразу в заключении профильного комитета: "Исключение из основных направлений деятельности полиции такого вида деятельности, как охрана имущества и объектов, также не соответствует статье 1 Федерального закона "О полиции", согласно которой полиция предназначена, - самая главная фраза! - в том числе для охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности". Наверное, всё-таки нужно делать акцент на том, что полиция в первую очередь предназначена для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Безусловно, мы говорим об охране собственности, но здесь, наверное, нужно говорить всё-таки о собственности государственной. Частную собственность, собственность граждан, коммерческих организаций вполне достойно могут охранять и обслуживать именно частные охранные предприятия. Именно вопросов разграничения по собственности касались предложения, с которыми фракция ЛДПР ещё в 2014 году обратилась к Министерству внутренних дел, - мы написали обращение министру Колокольцеву с перечнем мероприятий по оптимизации деятельности органов внутренних дел. Первое, говоря об охране собственности, мы в том числе предлагали определить как раз таки перечни конкретных объектов, подлежащих обязательной охране полицией и подразделениями внутренних войск МВД России, внеся соответствующие изменения в положения постановления по вопросам частной детективной и частной охранной деятельности и распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией. Это позволило бы чётко определить сферу охранной деятельности МВД России, а собственникам объектов привлечь организации, имеющие лицензию на охранную деятельность, для обеспечения их защиты. Второе, мы предлагали расформировать ФГУП "Охрана", не основанное на законе, передав охранные функции вневедомственной охране, это позволило бы нам устранить соответствующие противоречия в законодательстве. Третье, мы предлагали вывести подразделения вневедомственной охраны с коммерческого рынка охранных услуг, что позволило бы решить вопрос о поэтапном выводе вневедомственной охраны с рынка пультовой охраны объектов физических лиц и привести численность вневедомственной охраны в соответствие с потребностями, необходимыми для защиты объектов, подлежащих обязательной охране полицией. И кроме того, мы предлагали рассмотреть вопрос о совместной охране объектов силами полиции и частных охранных организаций. По итогам проведённой реформы МВД под сокращение попали порядка 110 тысяч сотрудников полиции, но нужно отметить, что только 45 тысяч из них были сотрудниками вневедомственной охраны, а остальное количество - порядка 65 тысяч - это сотрудники в том числе оперативного состава, те сотрудники, которых сегодня крайне не хватает, особенно принимая во внимание, так скажем, геополитическую ситуацию, то, что творится в мире. Обеспечение общественной безопасности - это немаловажный фактор для нормального развития государства, поэтому мы предлагали разграничить полномочия государственных и частных охранных структур. Сегодня существует большое количество именно ведомственных охранных организаций, которые обслуживают ведомства, к примеру Минэнерго, ведомства в области атомной энергетики и прочие такого рода организации, есть большое количество объектов, с охраной которых вполне успешно могут справиться частные охранные организации. В связи с изложенным авторы предлагают Государственной Думе поддержать законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Хотя законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О полиции" и полностью исключить из числа основных направлений деятельности и обязанностей полиции охрану имущества и объектов граждан и организаций, докладчик в основном остановился только на той части законопроекта, где речь идёт об охране объектов на договорной основе. Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел законопроект и имеет концептуальные возражения по законопроекту. В настоящее время Федеральным законом "О полиции" установлена совокупность полномочий, тем или иным образом связанных с охраной объектов и имущества полицией. Наряду с пунктом 25 части 1 статьи 12 федерального закона, в который предлагается внести изменения, устанавливающим обязанность по охране имущества на договорной основе, полиция обязана при чрезвычайных ситуациях принимать неотложные меры по охране имущества, оставшегося без присмотра, а также принимать меры по охране имущества в случаях проникновения в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории - все эти обязанности изложены в соответствующих статьях закона "О полиции". Исключение из основных направлений деятельности полиции такого вида деятельности, как охрана имущества и объектов, не отвечает и требованиям статьи 1 Федерального закона "О полиции", где наряду с охраной общественного порядка и общественной безопасности речь идёт об охране собственности, и определение того, что из них главнее, если они перечислены в одной статье в ряду основных направлений деятельности, - это, я думаю, не может быть предметом концепции законопроекта. Кроме того, законопроект не согласуется с частью 3 статьи 47 Федерального закона "О полиции", согласно которой средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан, зачисляются в доход федерального бюджета. Исходя из этого комитет Государственной Думы законопроект не поддерживает. Также законопроект не поддерживает и Правительство Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект также не поддерживает и будет голосовать против. Я закончил, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, какие есть вопросы по законопроекту? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5830 по 6025 из 6903
Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Уважаемый Александр Сергеевич, я депутат от Москвы, от москвичей, и хочу вам доложить, что многие москвичи пользуются услугами ФГУП "Охрана" для охраны квартир, личной собственности по причине того, что это ФГУП, то есть себестоимость услуги сведена там до минимума и работают они с минимальной прибылью, поскольку полиция - это государственный орган, но у сотрудников полиции есть оружие и они могут зайти в квартиру, с тем чтобы бороться со злоумышленниками. Правильно ли мы понимаем, если говорить по-простому, извините, по рабоче-крестьянски, что вы предлагаете государственные организации убрать из этого бизнеса и полностью всё отдать на волю рынка, рыночной стихии? Мы с этим не согласны! Или мы не так эту ситуацию понимаем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С. Александр Георгиевич, вы сейчас произнесли очень правильную фразу: убрать государство из этого бизнеса. Государство ведь на то и государство, чтобы не заниматься бизнесом, государство должно заниматься, так скажем, своей деятельностью, правоохранительные органы государства, вернее, а в бизнесе пусть работают частные охранные предприятия. Я скажу, что сегодня частные охранные предприятия имеют даже более высокую подготовку и больше возможностей в техническом плане для обеспечения охраны объектов, в том числе для выезда групп быстрого реагирования. Единственным, так скажем, плюсом, основным преимуществом, которым пользуется сегодня ФГУП "Охрана" (поскольку это скорее пультовая работа), является то, что оно относится к полиции, а так разницы, по сути, нет. Ещё раз говорю: государственные органы должны заниматься своим делом, тем более что по ФГУП "Охрана" есть много вопросов, поскольку эта организация была сформирована путём передачи ряда полномочий вневедомственной охраны, то есть здесь есть масса вопросов - это более широкая тема, - поскольку в нарушение закона это всё было сделано. Сегодня данная организация занимается частной, коммерческой деятельностью, по сути не основанной на законе, хотя есть частные охранные структуры, организации, которые вполне достойно и успешно могут защищать в том числе и ваши интересы, и здесь абсолютно нет никакого нарушения. А для того, чтобы эти частные охранные организации могли работать, заходить, въезжать и выезжать, нам нужно внести ряд изменений в законодательство, и всё будет в порядке. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к уважаемому Эрнесту Абдуловичу. Скажите, пожалуйста, какова на сегодняшний день численность подразделений частных охранных структур, которые охраняют атомные электростанции, объекты ядерной промышленности, объекты трубопроводного транспорта, крупнейшие нефтехимические заводы, объекты хранения материальных средств Центрального банка и подразделений Центрального банка России, объекты осуществления правосудия в Российской Федерации? И являются ли эти лица, выполняющие функции охраны всех этих объектов, а также других объектов - министерств, ведомств, подразделений федеральных органов государственного управления, - сотрудниками полиции, или это всё-таки сотрудники частных охранных структур с особыми полномочиями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А. Максим Андреевич, часть перечисленных вами объектов охраняется военнослужащими, не сотрудниками МВД. Что касается органов правоохранения, прокуратуры, суда, то они сегодня охраняются работниками полиции, но есть законопроект, насколько мне известно, о том, чтобы создать в этих органах военизированные структуры, которые будут заниматься охраной вне полиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Дмитриевич Куликов. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. У меня вопрос к Александру Сергеевичу. Можете ли вы в качестве доказательства представить параллельную динамику: сколько краж собственности граждан и организаций в охраняемых частными структурами объектах и в объектах, которые охраняются полицией? Как динамика развивается, в чью сторону? Можем ли мы сказать, что нанесение ущерба гражданам сопоставимо с теми затратами, которые государство тратит на дополнительные наряды полиции, или всё-таки нужно остановиться на частных охранных структурах? Как вы считаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С. Вы знаете, я конкретно такой статистики вам привести в данный момент, к сожалению, не могу, но скажу одно: государство вообще не должно тратиться на какое-либо обеспечение охраны частной собственности, имущества наших граждан. Речь идёт о рынке, об охранных услугах, поэтому я и говорю, что есть организации... Разъясню, чтобы было понимание. За соответствующий период 2015 года подразделения вневедомственной охраны по всей стране подали в арбитражные суды почти на 38 процентов исков больше, чем за аналогичный период 2014 года. Чаще всего "долги" не возвращают различные ФГУПы, МУПы, НИИ, школы, детские сады, библиотеки, институты и санатории. За восемь месяцев 2015 года со стороны территориальных подразделений вневедомственной охраны было подано более 4 тысяч исков в арбитражи. То есть сегодня у нас государство, по сути, судится с государством, - это парадокс! Если у нас государство обеспечивает охрану, то тогда почему государство не обеспечивает должное исполнение, так скажем, своих обязанностей перед заказчиками, почему у нас та же вневедомственная охрана идёт в суды и судится, по сути, с государством? Вот я и говорю, что это нужно привести... Раз мы говорим о рынке, значит, должна быть нормальная, здоровая конкуренция на рынке охранных услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Сергей Евгеньевич, я буду выступать от фракции. Уважаемые коллеги, речь, как и всегда в этом зале, идёт о безопасности государства. Мы сейчас говорим о том, кто должен обеспечить защиту органов государственного управления в Российской Федерации. У меня идёт переписка, в том числе с председателем суда города Москвы. Сегодня - Эрнест Абдулович, я к вам обращаюсь, чтобы вы знали, - во всех судах Российской Федерации снята охрана из лиц, находящихся на должностях государственных структур, сняты в том числе те, кто выполнял свои функциональные обязанности в службе судебных приставов, сегодня Московский городской суд и другие суды организуют работу по обеспечению своей охраны, то есть фактически охраны органа судебной власти в Российской Федерации, путём привлечения частных охранных организаций. Каждый из нас посещает министерства и ведомства. Вы все видите, что в министерствах и ведомствах - там, где осуществляются государственные полномочия исполнительной власти, где хранятся важнейшие документы, - охрану ведут сотрудники либо частных охранных предприятий, либо отдельных, специально созданных ФГУПов. Более того, я обращаю ваше внимание на то, что в Центральном банке Российской Федерации есть две не связанные между собой службы: одна служба осуществляет перемещение ценностей - исключительных ценностей! - Центрального банка внутри его филиалов и является по сути базовой инкассаторской службой государства, а вторая - кстати говоря, она находится там вне полномочий, закреплённых законом "О Центральном банке...", - это некое коммерческое образование, которое осуществляет точно такие же функции, но только на коммерческой основе. Получается, если вы хотите заняться бизнесом и у вас в кармане есть хорошие деньги, вы обращаетесь к этим квазигосударственным структурам, а также во ФГУП вневедомственной охраны и получаете привилегию быть охраняемым именно полицейскими, облечёнными особыми полномочиями. Сегодня, когда на ядерных объектах охрану и оборону осуществляют сотрудники специальных, но частных подразделений, когда мы с вами в этом зале приняли законы по транспортной безопасности и передали охрану всей транспортной инфраструктуры страны частным охранным предприятиям, которые назвали специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, мы должны стремиться сохранить государственный контроль хотя бы на тех объектах, на обслуживание которых сегодня хватает штатной численности полиции. Однако эти сотрудники, которые обладают полномочиями задерживать, врываться, обыскивать, вместо того чтобы осуществлять охрану стратегических объектов, мостов, аэропортов (в аэропортах сокращены подразделения транспортной полиции), атомных электростанций, ключевых энергообъектов и объектов газотранспортной инфраструктуры, по очень хорошему тарифу охраняют отдельных лиц, которые заказали коммерческие услуги у полиции. Если бы это была публичная оферта, тогда именно полиция должна была бы объявить конкурс (аукцион) на получение услуг такого рода. Однако дело обстоит по-другому: коммерческие организации объявляют конкурс и, договорившись с руководством вневедомственной охраны, заключают соглашение по охране отдельно взятой частной собственности в ущерб интересам всего государства. Мы говорим о том, что государство должно быть единственным органом, единственным совокупным обеспечителем нашей с вами воли, который может применять насилие на территории Российской Федерации, насилие в интересах закона. А сейчас каждый из нас своё имущество охраняет самостоятельно - получается, что даже государственные корпорации охраняют его самостоятельно, за средства из своих бюджетов, но есть изъятия, и этими изъятиями пользуются в ущерб нам, забирая следователей и участковых, которые нужны нам на земле. Мы против... Фракция будет голосовать в поддержку законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич, будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 11 сек.) Проголосовало за 20 чел.4,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 24 чел. Не голосовало 426 чел.94,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.