Заседание № 13
14.03.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 616145-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения права представителей средств массовой информации посещать места принудительного содержания".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4735 по 5567 из 5961
Коллеги, продолжаем обсуждение повестки. Вопрос, который у нас в предварительной повестке был под пунктом 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения права представителей средств массовой информации посещать места принудительного содержания". Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише, пожалуйста, потише, присядьте. ИВАНОВ С. В. Да, кстати, кто всё проголосовал и кому уже делать в зале нечего - пожалуйста, никто не держит. Спасибо большое, Дмитрий Вячеславович, что вы остались. Данный законопроект как раз касается того вопроса, который мы с вами сейчас обсуждали. Как вы знаете, с утра вам, наверное, стало известно... Николай Васильевич, товарищ Коломейцев, вы так громко разговариваете с коллегами... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я ещё раз прошу успокоиться, присесть и внимательно послушать докладчика. ИВАНОВ С. В. Можно я погромче буду? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Очень хорошо. Так вот, что происходит в городе Льгове Курской области? Поскольку это моя родная область, а Коломейцев живёт в Ростовской, ему это не интересно, поэтому он может стоять задом ко всем остальным, но это его право, он депутат, всё что хочет, то и делает. Так вот, несколько лет назад возмущённые зверским отношением, именно зверским отношением к заключённым... Да, конечно, это не пионерский лагерь и не курорт, они там отбывают наказание, но тем не менее, несмотря на то, что они лишены избирательных прав, они всё-таки остаются людьми, и отношение к ним должно было быть нормальным. Тем не менее со стороны начальника колонии были спровоцированы издевательские методы воспитательного процесса, и после того как было расследование его деятельности, вашего подопечного, Дмитрий Вячеславович, отстранили. Прошло лет пять, к нам в область приходит новый начальник УФСИН по Курской области, по странному совпадению его фамилия такая же, как у губернатора, и он ничтоже сумняшеся берёт и назначает того же самого руководителя колонии снова руководить льговской исправительной колонией. Вот как это восприняли заключённые? Он пришёл и сразу сказал: ребята, я вернулся, готовьтесь. И вот подобные вещи, уважаемые коллеги... Вы, кстати, не думайте, что кого-то это не коснётся, в России есть такая печальная поговорка: от тюрьмы и сумы не зарекайся, поэтому прежде чем нажимать кнопки, вы подумайте, что к чему. Так вот, чтобы этого не происходило у нас, уважаемые коллеги... Кстати, у вас у всех, как и у президента, у премьер-министра, есть право в первоочередном порядке без объявления войны, так сказать, прийти в любую колонию и в связи с исполнением своих обязанностей - допустим, вы получили жалобу заключённого - посетить это исправительное учреждение, СИЗО и так далее. Часто ли вы, уважаемые коллеги, этим пользуетесь? Я уж не говорю про президента и премьера - это, конечно, может быть, не совсем их задача, но тем не менее. Вы этим, конечно, редко пользуетесь, да и кто вас, уважаемые, пустит? Никто, разумеется, а если и пустит, то после долгих-долгих согласований. Вот это и есть, как говорится, камень преткновения, потому что в тихом омуте черти водятся. Например, представители средств массовой информации, имеющие право получать, собирать информацию, расследовать и так далее, с одной стороны, могут попасть в колонию, но могут только тогда, когда после получения сообщения о том, что в колонии творится бардак: люди начинают голодать, режут себе вены или ещё что-то, - они подают предварительную заявку, после чего начальник колонии принимает все меры для того, чтобы устранить имеющиеся недостатки, и вот только после этого они приглашают журналистов, уполномоченных по правам человека, членов группы по помилованию и показывают, как у них шторки висят, цветочки растут, огородик - лучок и прочее. Так дело не пойдёт. Поэтому мы предлагаем - имеется в виду фракция ЛДПР, - чтобы подобные вещи не происходили, наделить журналистов правом, именно правом посещать все эти места содержания под стражей без предварительного согласования, как и нас с вами, уважаемые коллеги. Если они будут иметь такую возможность, руководство колонии, конечно, не сможет принять такие исчерпывающие меры, для того чтобы устранить все нарушения прав человека, которые там бывают. Вы знаете, я отчасти согласен с представителем правительства, потому что порой - иногда такое бывает - представители криминалитета, разумеется, могут пойти на то, чтобы спровоцировать людей, отбывающих наказание, на акты массового неповиновения. Но происходит это именно потому, что, как правильно по первому законопроекту говорили, всё это покрыто мраком и рука руку моет. Вот, казалось бы, если вы убрали начальника колонии, значит, было за что. Почему же сейчас новый начальник его заново назначает? Те люди, которые сидели при нём и которые были унижены, уже вышли на свободу. Но люди, которые там находятся, - это всё-таки люди, а не быдло, и это их возмущает. Как вот наша борьба с коррупцией, когда поймают преподавателя, показательно осудят условно, а потом он приходит и говорит студентам: "Ну что, дописались? Теперь я вам устрою - вы у меня вообще ничего не сдадите". Основная наша с вами, коллеги, проблема - это разделение властей, как вы этого понять не можете? Сейчас вот по-разному оценивают речь нашего председателя палаты. Лично я оцениваю это как робкую-робкую попытку сделать так, чтобы наконец-то исполнительная, законодательная и судебная власть стали независимы друг от друга, ну и подконтрольны, разумеется. А иначе исполнительная власть говорит: а мне плевать, у меня всё схвачено, за всё заплачено - свой парламент, своя судебная система, и правды никто нигде не найдёт. Разве нам такое общество нужно? Именно поэтому люди и выходят, и начинают устраивать митинги, потому что в избирательную комиссию обращаешься - бесполезно, обращаешься в суд - бесполезно, то же самое - бесправие полнейшее - и в местах лишения свободы. Когда приезжают туда с проверками, поверьте, там даже трава бывает покрашена, как раньше у нас в Советской Армии делали, когда приезжали проверяющие. Уважаемые коллеги, я вот ещё раз говорю, я согласен, вернее, фракция ЛДПР согласна с одним в заключении комитета - с тем, что, может быть, надо всё-таки детализировать такой момент: уточнить, кто из представителей средств массовой информации имеет право попасть в места лишения свободы, для того чтобы получить информацию, расследовать обращения находящихся там людей. Конечно, у нас сейчас очень много средств массовой информации и, учитывая то, что сейчас хотят и интернет-издания приравнять к средствам массовой информации, у нас может, конечно, получиться абсурдная ситуация, когда неизвестно какой человек сможет прийти в то же самое место лишения свободы, показать липовую корочку, подтверждающую то, что он является журналистом какого-то там сетевого издания "Рога и копыта", и на этом основании требовать показать ему всё и вся. Этого, конечно, допускать нельзя, но наша с вами задача - сделать так, чтобы все, кто отбывает наказание, и все, кто следит за теми, кто отбывает наказание, знали, что гражданское общество за ними следит. И если бы у нас по примеру тех же самых выборов веб-камеры работали круглосуточно на каждом участке полиции, то там бы задержанных не избивали, не насиловали бутылками из-под шампанского, потому что всё было бы на виду. А мы даже этого не хотим сделать, ссылаясь на какую-то мифическую тайну: якобы люди не захотят, чтобы их снимали. Кстати, в законопроектах, которые мы предлагаем, это написано: с соблюдением порядка, при наличии разрешения на проведение съёмки и так далее, и тому подобное, поэтому утрировать не надо. Я ещё раз говорю, уважаемые коллеги, что убеждать можно только людей независимых. Я считаю, что присутствующие в зале - люди независимые, и поэтому стараюсь до вас донести вот этот момент. В противном случае либо вы зависимые люди и от вас ничего не зависит при принятии решений, либо я просто плохо вас убеждал. Надеюсь, что всё-таки к чему-то моя речь вас подстегнёт. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, очень эмоциональная, взволнованная речь автора законопроекта, конечно же, должна в нас с вами подстегнуть желание незамедлительно единогласно проголосовать за закон, который защитит права и свободы заключённых, поскольку, как справедливо заметил Сергей Владимирович, от тюрьмы и от сумы зарекаться не надо, потому что каждый из нас там может оказаться (ну, надеюсь, что я, по крайней мере, точно там не окажусь). Тем не менее, как известно, дьявол в деталях. Никто не ставит под сомнение необходимость наведения порядка в уголовно-исполнительной системе, никто не ставит, коллеги, под сомнение необходимость ужесточения контроля, в том числе со стороны гражданского общества, в том числе со стороны СМИ, за тем, что происходит в местах лишения свободы. Вопрос лишь в том, как этот контроль должен осуществляться. Внесённый законопроект очень простой, он состоит из одного единственного абзаца, вносимого сразу в несколько федеральных законов. И смысл его очень простой: разрешить представителям средств массовой информации бесконтрольно, в уведомительном порядке посещать места лишения свободы. Что это означает на практике? Переходим теперь от теории, от бутылок из-под шампанского к практике, к тому, как на самом деле это будет происходить. Мне это говорить, наверное, проще, чем кому бы то ни было, и уж точно проще, чем автору законопроекта, поскольку я по образованию журналист, много лет проработавший в газете. Итак, в учреждение уголовно-исполнительной системы - в Льговскую ли колонию, о которой сегодня много здесь говорилось, или любую другую - поступает факс из редакции газеты, интернет-издания (а мы с вами понимаем, что зарегистрировать сегодня любое СМИ - это вопрос нескольких дней). Так вот, поступает факс, в котором написано: завтра мы у вас в составе четырёх корреспондентов, пяти фотокорреспондентов, шести спецкоров, трёх обозревателей. И дальше, следуя тому законопроекту, который внесён, учреждение обязано будет обеспечить доступ этих самых журналистов. Кто эти журналисты? С какой целью они посещают? Есть у них, вообще, в этом необходимость? И не может ли это быть неким прикрытием для осуществления совершенно иных замыслов? Никаких вопросов таких задаваться не может. Иными словами, предлагается, если говорить юридическим языком, существующий сегодня заявительный порядок посещения представителями СМИ учреждений УИС превратить в уведомительный порядок, когда, повторяю, любой представитель СМИ имеет право бесконтрольного посещения любого учреждения уголовно-исполнительной системы, уведомив администрацию за сутки. Я полагаю, что ничего общего со свободой слова это иметь не может, потому что учреждения уголовно-исполнительной системы представляют собой не просто набор лиц, которые находятся в одном конкретно взятом месте, это система по обеспечению их безопасности, безопасности общества от них, это система, имеющая свою специфику. Вот так, абсолютно хаотично, без какой-либо системы и подхода сказать: "Все, кто хочет, заходи!" - это и есть институт гражданского контроля? На наш взгляд, это совершенно не так. Ничего общего с институтом гражданского контроля это не имеет, а имеет это общее с типичным, к сожалению, для представителей наших коллег из фракции ЛДПР популизмом. Иными словами, профильный Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает данный законопроект исходя из всех ранее перечисленных мною тезисов. Аналогичную позицию занимает и Правительство Российской Федерации. Да, мы ещё раз говорим о необходимости совершенствования работы уголовно-исполнительной системы. Точно так же необходимо ставить вопрос о том, чтобы менять порядок взаимодействия ФСИН с журналистами, со средствами массовой информации, чтобы представители изданий имели возможность более свободно, без такого количества бюрократических проволочек, которые существуют сегодня, посещать места лишения свободы для выполнения своих профессиональных обязанностей, но для того, чтобы эту проблему решить, недостаточно написать на бумаге вот этот популистский текст. Эта проблема должна решаться совершенно иначе, и профильный комитет вместе с ФСИН намерен самым активным образом работать в этом направлении. Если коллеги из ЛДПР готовы наконец перейти от слов к делу и от популизма к конкретике, мы будем рады, если они примкнут к нашей действительно важной и необходимой для общества работе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по докладу? Есть. Давайте запишемся на вопросы сначала. Включите режим записи. Покажите список. Сначала по ведению - Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, наверное, представителям комитета и докладчикам надо немножко эмоциональный пыл сбавить, если вы хотите сторонников иметь, и оценочных выводов не делать в докладах, потому что мне показалось, что председатель, он не робко, а просто интеллигентно докладывал, а вы такие грубые вопросы, тем более в докладе по закону... Ну и представитель комитета, Хинштейн, вообще популистом обозвал Сергея Владимировича. Нельзя этого делать. Человек изложил свои мысли в форме законопроекта. Это не популизм, это законотворчество. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Владимира Ивановича Бессонова. Пожалуйста. БЕССОНОВ В. И. У меня вопрос к Александру Евсеевичу. Подскажите, пожалуйста, какую угрозу вы видите в том, что представитель средства массовой информации появится в местах принудительного содержания? Чем отличается заявительный характер от уведомительного? И чем, так сказать, вызваны страхи, опасения комитета, что представитель средства массовой информации вдруг внезапно появится в местах принудительного содержания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Хинштейну. ХИНШТЕЙН А. Е. Владимир Иванович, я, собственно, в своём докладе достаточно подробно это обозначил, но повторю ещё раз. Речь идёт о том, что одной из задач уголовно-исполнительной системы является обеспечение безопасности граждан, находящихся на территории учреждения. Если мы вносим в три закона норму, в соответствии с которой посещение представителями СМИ осуществляется в уведомительном порядке, то есть устанавливаем обязательность, но при этом не регламентируем деятельность СМИ, не регламентируем порядок попадания на эту территорию, к чему это может привести? Я вам привожу гипотетический, но совершенно реализуемый пример. Любое преступное сообщество - а мы с вами понимаем, что с деньгами и с мозгами у них всё нормально, - элементарно регистрирует средство массовой информации, это сделать в сегодняшних условиях совсем несложно, и дальше посредством вот этого уведомительного порядка в любой момент по своему желанию они посещают любое учреждение ФСИН на территории Российской Федерации, следуя своим целям, совершенно несвойственным, не имеющим ничего общего с целями средств массовой информации. Этого допускать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к автору законопроекта, к Сергею Владимировичу. Скажите, Сергей Владимирович, будет ли нарушением концепции законопроекта, если предложенный порядок доступа журналистов в места, где находятся заключённые, будет сохранён только для СМИ, которые прошли предварительную аккредитацию в Минюсте? И вопрос к Александру Евсеевичу. Александр Евсеевич, если отбросить опыт тех лет, которые вы провели как депутат в Государственной Думе и как советник генерального прокурора, и вернуться к вашему прошлому журналиста, скажите, была бы у вас другая риторика? Потому что я помню, что вы как-то очень сильно боролись за права журналистов, чтобы им был свободный доступ везде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я в своём выступлении, может быть, излишне эмоциональном, как сказал коллега Коломейцев, всё-таки осветил эту тему и сказал, что действительно нужно конкретизировать, кто именно, какие представители каких средств массовой информации могут пользоваться подобными вещами. Вполне это могут быть представители федеральных СМИ, региональных СМИ, которые имеют аккредитацию, и так далее. Действительно, это так, и нарушением это не будет. Ну я, единственное, не могу понять из ответа Александра Евсеевича Хинштейна: а что, допустим, мешает тем же самым преступным сообществам, у которых и с головой, и с деньгами всё в порядке, точно так же поручить свою деликатную миссию Александру Евсеевичу Хинштейну, который полное право имеет попасть в зону? (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Сергей Владимирович. Отвечу сначала на вопрос, который прозвучал со стороны коллеги Рохмистрова. У меня была бы ровно та же позиция, как и тогда, когда я был штатным сотрудником газеты, при этом я продолжаю заниматься профессиональной журналистской деятельностью и в отличие от коллег из ЛДПР зарабатываю не коммерческой, а творческой деятельностью, что законом не запрещается. И обращаю ваше внимание на следующее. Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано, к вашему сведению, двадцать девять тысяч средств массовой информации - вы представьте себе, что получится, если двадцать девять тысяч изданий получат право бесконтрольного и беспрепятственного доступа на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы. А касательно ремарки товарища Иванова: что мешает организованным преступным группам, у которых всё нормально с деньгами и с головой, точно так же это сделать через депутата Хинштейна... Через депутата Хинштейна мешает, а через депутатов от фракции ЛДПР не мешает, поэтому на прошлой неделе очередной бывший депутат Госдумы от фракции ЛДПР был осуждён за общеуголовное преступление. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ещё у нас шесть депутатов записались на вопросы. Если кто-либо откажется, это будет оценено. Дмитрий Алексеевич Литвинцев, пожалуйста, ваш вопрос. ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратить внимание на то, что Александр Евсеевич себя несколько некорректно ведёт по отношению к депутатам другой фракции. Мы не даём оценку, чем занимаются депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на чём они зарабатывают деньги, поэтому, Александр Евсеевич, вы, пожалуйста, свои ремарки оставьте при себе, и не надо давать депутатам фракции ЛДПР оценку: популистские законы, непопулистские... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Алексеевич, какой у вас вопрос? ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Просто нам хотелось бы, чтобы эти вещи пресекались в корне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы вопрос задаёте или комментируете предыдущий?.. ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Вопрос такой: что, собственно говоря, на сегодняшний день ограничивает права и кто говорит о том, что нельзя создать регламент посещения любой исправительной колонии? Мы не говорим, что регламент не должен существовать, мы говорим, что доступ должен быть беспрепятственный, потому что те безобразия, которые сегодня творятся в системе исполнения наказаний, уже перешли все границы. Поэтому чем шире туда будет доступ, тем лучше будет прежде всего для самого общества... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я, правда, не очень понял вопрос, и мне кажется, что достаточно внятно и неоднократно на это отвечали. Отвечу ещё раз. Если речь идёт о создании какого-то дополнительного регламента, то тогда это должно быть прописано в законе, а законопроект, который внесён, предельно краток, и ни о каких дополнительных регламентах речь там не идёт. Кроме того, обращаю ваше внимание, коллеги, обращаю внимание именно как журналист, профессиональный журналист, что СМИ, средства массовой информации, не являются органами контрольными и на нас, на журналистов, не возложены контрольные функции за деятельностью уголовно-исполнительной системы, депутатов Госдумы, в том числе депутатов фракции ЛДПР. Задача средств массовой информации, как вытекает из закона о СМИ (вы его почитайте на досуге), заключается совершенно в другом - в информировании общества. Сегодня существует порядок попадания журналистов на территорию учреждений УИС. Я, кстати, будучи ещё журналистом газеты, неоднократно выезжал в колонии, и никаких сложностей в согласовании с пресс-службой тогда ещё ГУИНа не возникало. Если эти сложности есть - а мы об этом говорим, - их нужно устранять, но устранять совершенно по-другому, гильотина не может быть средством от перхоти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович Гутенев. ГУТЕНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Александру Евсеевичу. На мой взгляд, Александр Евсеевич, вы достаточно подробно и аргументированно мотивировали причины отклонения данного законопроекта, но тем не менее вы упоминали о том, что необходим контроль со стороны гражданского общества, и в первую очередь журналистов. В связи с этим я просил бы вас ответить: как вы считаете, ряд уточнений - какого уровня СМИ, федерального или регионального, о наличии командировочных удостоверений, выданных руководителем данного СМИ, и так далее - могут каким-то образом данный законопроект сделать приемлемым или есть необходимость в формировании нового документа, новой инициативы? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Владимир Владимирович, у нас не делятся СМИ на региональные и федеральные. Наличие командировочных удостоверений законом о СМИ вообще никак не прописано, и, таким образом, наличие или отсутствие командировочного удостоверения никак повлиять не может. Это первое. Второе. Обращаю внимание, что в действующем сегодня законодательстве о средствах массовой информации закреплено право журналиста на посещение государственных органов и учреждений, к которым отнесены в том числе и места лишения свободы. Просто порядок посещения этих учреждений определён не как уведомительный, когда ты говоришь, что завтра там будешь, и никто не может тебе сказать: нет, не будешь, а как заявительный, когда ты говоришь, что хочешь там побывать, а в учреждении тебе говорят: да, побывай, но через неделю, потому что завтра в колонии, например, карантин, а послезавтра, например, происходят какие-то спецмероприятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Владимирович, вам вопрос. То, что у нас тюрьмы не исправляют, а калечат людей, - это, по-моему, всем уже очевидно, и об этом здесь много раз говорилось. У меня вопрос такого плана. Закон очень серьёзный, наверняка, когда его готовили, вы изучали практику других стран. Могли бы вы хотя бы в нескольких словах прокомментировать на примере одной, двух, трёх стран, где вот то, что прописали в законопроекте, реализуется? Насколько это опасно, как говорит нам депутат Хинштейн, или, наоборот, есть, может быть, какие-то положительные моменты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Начну с того, что не все понимают, что тюрьма не перевоспитывает, а калечит, вы это, наверное, уже поняли по выступлениям содокладчика. Во-вторых, практически во всех странах подобные вещи не только настолько распространены, что даже и не вызывают никаких сомнений, но, ещё раз говорю, там практически везде есть веб-камеры, и вы можете поглядеть, как человек, который осуждён, отбывает наказание. Это всё очень прозрачно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Евсеевич, мне, как одному из авторов идеи данного законопроекта, конечно, неприятно было слушать ваши оценочные слова, которые вы произносили с трибуны от имени комитета. Я полагаю, это некорректно, так как вы выступали всё-таки от комитета. С моей стороны будет вполне конкретный и корректный вопрос. Знаю вас много лет, слежу за вашей деятельностью как профессионального журналиста, насколько я помню, у вас всегда были громкие, разоблачительные статьи - как вы думаете, если всё-таки этот закон будет принят, много ли новых разоблачительных материалов, телевизионных сюжетов и статей появится в средствах массовой информации? Это первое. А второе для информации: люди с деньгами, которые отбывают наказание или находятся на свободе, а их подельники находятся в местах лишения, и так имеют возможность сегодня решать все свои вопросы. К примеру, Брянская область: человек, который числился заключённым, за деньги делал всё, что хотел, в том числе выезжал за границу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Мне трудно оценивать, к какому количеству новых публикаций, телепередач или прочих журналистских материалов приведёт принятие этого закона. Поверьте мне, одно с другим не связано никак. Количество и качество в первую очередь зависят от профессионального состояния журналистского цеха, а не от законов, которые принимаются. Я ещё раз обращу внимание коллег на то, что сегодня действующее законодательство даёт журналисту право на посещение учреждений уголовно-исполнительной системы, но не в уведомительном, а в заявительном порядке. Если возникают ситуации, связанные с нарушением прав и свобод заключённых, а они действительно возникают, и нередко, сегодня существуют в этой части общественные комиссии, и законом мы закрепили право этих общественных комиссий на беспрепятственный доступ в эти учреждения. На эти комиссии и возложены функции контроля. Что касается примера, который вы сейчас приводите, достаточно громкого, про то, как осуждённый имел возможность там не находиться, бывать за границей. Наверняка вам известно о том, какие санкции последовали на этот, безусловно, вопиющий факт, и о том, что своих должностей лишилось не только руководство этого конкретно взятого учреждения, но и руководство областного УФСИНа. И ещё раз обращаю, коллеги, ваше внимание: за последние два года в центральном аппарате Федеральной службы исполнения наказаний произошла стопроцентная ротация всех руководящих кадров, и это произошло не случайно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все ответы получены. Коллеги, с учётом того что в ходе подробных ответов на вопросы мы достаточно серьёзно обсудили этот законопроект, поддержали бы вы моё предложение ограничиться одним выступающим от каждой фракции в течение пяти минут? Надо голосовать? Нет. От фракции КПРФ - депутат Синельщиков. Юрий Петрович, пожалуйста, пять минут. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Я не буду злоупотреблять вашим временем, хотя знаю очень хорошо эту проблему не только теоретически, но и практически. Я за то, чтобы предоставить средствам массовой информации право в уведомительном порядке проходить в колонии, но законопроект, конечно, изложен в слишком общей форме. Предлагается конкретизировать ведомственные инструкции, но это никуда не годится, потому что неизвестно, что там напишут, и неизвестно, как на это потом будут смотреть журналисты. Есть вещи, которые надо урегулировать в законе, здесь это шесть позиций. Как правильно отмечалось, надо сказать о том, во-первых, кто вправе посещать, во-вторых, какие же конкретно места вправе посещать журналисты, и дать перечень: камеры, карцеры, стационарные отделения, дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры и так далее, потому что здесь есть исключение - там, куда не может пройти осуждённый, не должны бывать и журналисты. Третье. Надо определиться, предоставлять журналисту право беседовать с лицами, которые находятся в местах лишения свободы, или нет. Наверное, надо предоставлять это право, иначе какой смысл туда идти. Четвёртое. По поводу бесконтрольного доступа. Естественно, в законе надо определить, что журналист обязан соблюдать положения нормативных правовых актов, которые регулируют режим, и подчиняться законным требованиям администрации. Кроме того, он не должен создавать препятствий для проведения следственных действий. Пятое. Надо определить, что может и что не может журналист в период действия режима особых условий. Когда массовые беспорядки, естественно, журналисты все готовы облепить колонию со всех сторон. Ну, и шестое. Надо определиться с порядком посещения следственных изоляторов, так как существует следственная тайна: либо максимально ограничивать посещения журналистов, либо брать с них подписку о неразглашении таких данных. Я полагаю, что с учётом этого закон был бы нормальным, приемлемым, работающим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Прежде всего, от фракции ЛДПР хочу поблагодарить Дмитрия Вячеславовича за то, что он остался в зале и выступил со своим видением этого вопроса, это один из тех немногих случаев, когда мы при обсуждении законопроекта воспользовались статьёй 37 Регламента. Второе. Я хочу напомнить депутату Хинштейну, что именно благодаря СМИ в колонии в Брянской области и было сменено начальство, - после того как скандал вышел наружу, как говорится. Делегации фракции ЛДПР регулярно посещают следственные изоляторы и тюрьмы: последний раз мы были в СИЗО № 2 в Москве, до этого - в Крестах в Петербурге, в женской колонии в Печатниках. Да, действительно мы согласовывали, нам давали разрешение на то, чтобы средства массовой информации присутствовали, показывали идеальные камеры: всё чисто, хорошо. Но с большой вероятностью могу предположить, что всё-таки там готовились к официальному визиту. Почему ЛДПР просит всех поддержать? Объясню почему. Наше информационное общество - мобильники, Интернет - позволяет проливать луч света на всё то, что происходит в местах лишения свободы. Последние факты - это Брянская область и пункт во Льгове. Да если посмотреть, очень много случаев, когда заключённые выражают своё недовольство разными методами, и те письма и жалобы, которые мы получаем от наших граждан, они, конечно, заставляют нас задуматься над этим. Ещё в 2000 году в рамках ЛДПР был создан Благотворительный фонд имени святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Учредителем был певец Михаил Круг, которого, к сожалению, убили, он с нами дружил, мы вместе создавали этот благотворительный фонд и занимались вопросами реабилитации заключённых и помощи заключённым. Та информация, которую мы получали из мест лишения свободы, также заставляла нас задумываться над происходящим. Началось всё это не сегодня, началось всё давно - и в царской России были перегибы, и в Советском Союзе. Знаменитый столыпинский вагон был придуман министром для того, чтобы перевозить семьи крестьян в места освоения новых земель, а большевики сделали из него автозак. И такой ещё вопиющий пример: одного профессора заставляли давать показания на жену Молотова, одного из руководителей государства, выбивали их из него, заставляли его признаться в том, что он состоит с ней в интимной связи, хотя он говорил, что этого не было. Но необходимо было опорочить её, убрать с поля зрения, и Молотов сидел кивал головой, находясь при Сталине, когда его жену просто мордовали рядом. Это всё идёт, к сожалению, из далёкого прошлого. Понятна позиция комитета и правительства: они против, потому что столько фактов вскроется, столько голов полетит и ещё столько честных людей в погонах могут себе пустить пулю в висок за происходящее! Поэтому им это не надо, легче информацию скрыть, пусть будет всё так, как будет. Но если мы считаем, что государство не в состоянии навести порядок, мы видим, что порядка нет в этой системе, так средства массовой информации могли бы быть хотя бы сдерживающим фактором. Что происходит сегодня? Заключённые пишут, допустим, нам, депутатам. Мы направляем жалобу по принадлежности. Назначается там прокурорская проверка или ведомственная проверка. После этого заключённому ещё больше создают негативных моментов во время его пребывания там, а мы получаем пустые отписки. Надо понять и сотрудников администраций тюрем, СИЗО, в каком психологическом положении они находятся. Это постоянный негатив, это криминал, это свои законы, это постоянные угрозы, и психологически, конечно, им тяжело. Я разговаривал с ними при посещении этих мест, и по-человечески, конечно, их жалко, потому что у них очень большая психологическая нагрузка. В обществе очень тихо, скрывается этнический аспект происходящего, когда кучкуются группы определённой национальности и, имея деньги и имея определённый темперамент, подавляют администрацию, навязывают свои порядки, а порой и просто их покупают и навязывают всему заведению свои правила нахождения там. Давайте задумаемся над тем, что, чем сильнее людей в зоне трамбуют, чем сильнее их морально угнетают и подавляют, тем больше проблем общество будет иметь. Никто из нас не защищён, ни мы, ни наши дети не могут быть защищены от того, что они не станут случайными жертвами этих перенёсших психологические потрясения и вышедших на свободу людей, которых мордовала система. Мы понимаем и мы готовы во втором чтении рассмотреть и поддержать поправки о... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё полминуты. НИЛОВ Я. Е. Да, спасибо. Я хочу ещё раз всем напомнить, что есть пословица: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Вдумайтесь все и не живите только сегодняшним днём, все мы не застрахованы от того, что мы можем стать случайной жертвой человека, которого государство мордовало, а мы спокойно на это смотрели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Валеев или Яровая? Депутат Яровая, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я думаю, что то эмоциональное обсуждение, которое состоялось, и те аргументы, которые были высказаны, они на самом деле подтверждают правильность точки зрения комитета и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая заключается в том, что всё-таки при принятии законов мы должны занимать абсолютно профессиональную позицию и исходить из того, насколько полезен или вреден тот или иной законопроект. Мы должны понимать, что сегодня места лишения свободы связаны не только с ограничением свободы тех лиц, которые отбывают наказание, но и с обеспечением безопасности общества. Сегодня система нахождения в местах лишения свободы предполагает соблюдение всех процедур, которые обеспечивают безопасность и тех, и других. На что хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги. Мы с вами принимали ранее законы, которые действуют, которые связаны с тем, чтобы на территории исправительных учреждений беспрепятственно могли проходить уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребёнка. И сегодня фактически у средств массовой информации есть, безусловно, возможность в рамках действия этих институтов получать более чем подробную, достоверную информацию и быть участниками в том числе и таких проводимых проверок. Коллеги из фракции ЛДПР здесь упоминали о том, что они неоднократно, может быть, даже очень часто бывают в местах лишения свободы и тем самым осуществляют своего рода парламентский контроль, могут предпринимать соответствующие действия, связанные с информированием и с сообщением тех сведений, которые считают необходимым. В целом та пропускная система, которая сегодня работает и обеспечивает через заявительный характер присутствие и работу средств массовой информации, является вполне достаточной. Но при этом очень важно, что вот те проблемы, которые были обозначены и которые никак не связаны с работой средств массовой информации... Ровно это было сказано от имени комитета Александром Евсеевичем - что сегодня наша общая задача в рамках совершенствования системы исполнения наказания, в рамках соблюдения всех законных процедур, в рамках соблюдения конституционных прав и гарантий граждан, оценивая критически те недостатки, которые есть, принимать адекватные решения, законодательные инициативы. Кстати говоря, сегодня в этом зале поднимался вопрос, связанный с ситуацией в Казани. Я думаю, что было бы правильным проинформировать, что ещё вчера было принято решение о проведении завтра утром в режиме большой видеоконференции внеочередного заседания коллегии МВД по вопросам соблюдения дисциплины личным составом. И я полагаю, что все ответы в самой жёсткой, принципиальной форме по данному вопиющему факту будут получены не только депутатами Государственной Думы, но и всей страной. Уважаемые коллеги, давайте будем действовать всё-таки исходя из логики, здравого смысла и реализуемости тех инициатив, которые предлагаются. Безусловно, сегодня заключение комитета и позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая... Кстати говоря, на заседании комитета она была поддержана представителями всех фракций, фактически единогласно, у нас не присутствовал только коллега из фракции ЛДПР Луговой, все остальные члены комитета были на заседании и поддержали такое решение. Сегодня мы с вами действуем и в рамках закона, и в рамках защиты общественных интересов, для чего, собственно говоря, мы и находимся здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" есть желающие выступить? Депутат Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, сегодня в повестке дня заседания Комитета по транспорту был один тоже важный, интересный законопроект, который касается очень многих и водителей, и пешеходов, а именно об ограничении круга лиц, использующих мигалки. Так вот, абсолютно всеми членами комитета, представителями разных фракций, было принято решение: во всяком случае в нашем комитете не принимать, не поддерживать законопроекты непрямого действия. Что в одном случае, что в другом случае идея правильная, концепция замечательная, а, если можно так сказать, исполнение никудышное. Здесь то же самое: художественное впечатление, идея - на пять, а техника исполнения неудовлетворительная. Поэтому мы с коллегами решили обратиться ко всем комитетам и ко всем фракциям: давайте постараемся принимать законы прямого действия, чтобы не оставалось вот этих возможностей для исполнительной власти, правительства, ведомств либо вообще не исполнять законы, либо исполнять так, как они потом захотят, и тогда, конечно, и время будет потрачено, и хорошие идеи будут просто напрасными. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Представители президента и правительства не выступают. Докладчик и содокладчик? Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, очень интересное обсуждение было, хотя, честно говоря, последнее выступление я не совсем понял, при чём здесь Комитет по транспорту и законы непрямого действия. Уважаемые коллеги, если кто читал законопроект, то тут чётко написано, что журналист имеет право попадать в эти заведения при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка и так далее, и тому подобное, то есть никакого бардака нет. И сейчас огромное количество людей может попасть, как вы говорите, не в уведомительном, а в разрешительном порядке. Но проблема-то в том... Это же не Александр Евсеевич, который под различными личинами и с различными корочками попадает туда, куда надо и не надо, проблема в том, что самого факта того, что случилось, после получения разрешения уже всё, его нет. Это как с голосованием. Вы говорите: выборы были честными. Элементарная просьба: дайте пересчитать. Ну если всё честно - да считай, хоть засчитайся, я вам хоть сейчас могу своё портмоне выложить - нате, проверяйте, мне скрывать нечего. Нет, ничего подобного. То же самое и здесь. Тут много раз говорили: от сумы и тюрьмы не зарекайся, это понятно. Но ведь есть другое правило, вот представитель Минюста не даст соврать: лучше отпустить сотню виновных, лишь бы не посадить одного невиноватого. А у нас предполагается вот такой вариант: сейчас, мол, все обзаведутся корочками журналистов и начнут третировать работу исполнительной системы наказания. Если так рассуждать, коллеги... бога ради, я понимаю. Говорят, комитет работает. Вот наш законопроект внесён ещё в прошлом созыве, но комитетом ничего не сделано, палец о палец не ударили. Сейчас по предыдущему вопросу, который мы обсуждали, мы не голосовали по одной простой причине - потому что мы не верим, потому что мы миллион раз уже здесь слышали, что танки летают сначала низенько, потом выше, выше и выше. И мне очень бы хотелось поглядеть на лицо нашего дорогого Александра Евсеевича, когда он будет докладывать, что всё-таки правительство настояло на том, что за эти вот коллективные действия по отказу от пищи и так далее будет введена уголовная ответственность. Вот это был бы полный успех реформ. И мы не сомневаемся, что так может быть, так уже было миллион раз. Уважаемые коллеги, ничего в этом страшного нет. Ко второму чтению можно написать, что представители федеральных, региональных средств массовой информации при наличии задания редакции, при наличии обращений соответствующих и так далее имеют право, это всё можно запросто сделать. То, что вы сейчас не хотите делать... Ну, жизнь по-разному может сложиться: может быть, когда-нибудь кто-нибудь, в том числе из других фракций, окажется в местах не столь отдалённых, и мы, несмотря на то что вы сегодня не будете голосовать, всё равно будем вам помогать, и вам тогда будет стыдно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, спасибо. Только не следует употреблять такой термин, как "личина", по отношению к своим коллегам-депутатам. Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хочу поблагодарить депутатов фракции ЛДПР за такое внимание к моей скромной персоне и склонение её в разных ипостасях. Тем не менее, абстрагируясь от наших межличностных и личностных отношений, ещё раз хочу обратить внимание всех собравшихся, всех людей, имеющих здравый смысл и умение адекватно оценивать ситуацию, на то, что исполнение законопроекта в том виде, в котором он внесён, не имеет ничего общего с теми целями и задачами, которые декларируются его авторами. Если бы авторы действительно хотели решить имеющийся сегодня в повестке дня вопрос, если бы они хотели создать дополнительный механизм прозрачности действий учреждений уголовно-исполнительной системы, если бы они хотели облегчить работу журналистов, если бы они действительно хотели усилить контроль гражданского общества, они всё это могли бы сделать, но для этого нужна самая малость - нормально прописать закон. К сожалению, коллеги пошли по иному, гораздо более лёгкому пути: они подготовили законопроект, заранее понимая его бесперспективность, заранее приготовившись к эмоциональной дискуссии, заранее настроившись на то, чтобы обвинять других своих коллег в самых страшных грехах, в нежелании разбираться в том, что происходит, в нежелании наводить порядок. Уважаемые друзья, вы о чём говорите? Комитет по безопасности и противодействию коррупции, правительство не хотят наведения порядка? Я хочу вам заметить, что именно комитет и именно исполнительные органы власти на сегодняшний день самым жесточайшим образом ставят вопрос об ответственности должностных лиц, работающих в системе уголовно-исполнительного наказания. Я с полной ответственностью вас заверяю - вы можете спросить об этом у своего коллеги Лугового, члена вашей фракции, - что мы точно ничего не замыливаем, мы точно ничего не замазываем, а работаем на совершенно другой результат, поэтому сегодня комитет, фракция, большинство фракций, как я понял из предыдущих выступлений, предлагают этот законопроект не поддерживать. В случае если наши коллеги действительно столь обеспокоены имеющимися проблемами и сумеют перейти от слов к делу, а свои эмоции и горячий нрав переложат на бумагу и внесут по-настоящему разумный закон, который может быть реализован, не проект закона, который надо потом перелицовывать по пятнадцать раз ко второму чтению, добавляя в него все мыслимые и немыслимые изменения, а законопроект, который будет изначально ясен, - я полагаю, что в этом случае мы, конечно же, его рассмотрим и, если он будет здравым, его поддержим. И что касается последней ремарки, относительно того, что хочется коллеге Иванову посмотреть на моё лицо, когда правительство продавит закон. Коллега Иванов, не волнуйтесь, вам не удастся посмотреть на моё лицо, когда правительство его продавит: оно его не продавит. И то постановление Государственной Думы, которое сегодня уже принято по итогам прошедшего ранее голосования, чётко зафиксировало позицию нижней палаты парламента. При доработке законопроекта ко второму чтению, - я сейчас напоминаю, что веду разговор о ранее принятом нами законопроекте в части, касающейся голодовок и членовредительства, - при принятии законопроекта во втором чтении эта норма будет исключена. Это позиция и профильного комитета, и "ЕДИНОЙ РОССИИ". Спасибо за внимание. И, коллеги, не слушайте тех разговоров, которые идут, дьявол всегда в деталях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Но должен заметить, что вы тоже не правы, когда обвиняете коллег в неких тайных замыслах при подготовке того или иного законопроекта или, во всяком случае, когда декларируете это. Учтите, пожалуйста, на будущее. Коллеги, ставлю на голосование обсуждаемый законопроект. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 06 сек.) Проголосовало за 145 чел.32,2 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 5 чел.1,1 % Голосовало 168 чел. Не голосовало 282 чел.62,7 % Результат: не принято Решение, к сожалению, не принято.