Заседание № 2
13.01.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 616079-5 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления о счетах в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5507 по 5842 из 6640
Уважаемые коллеги, мы завершили "час голосования". Переходим к рассмотрению 13-го пункта повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривает, что резиденты Российской Федерации, открывая счета за пределами Российской Федерации в иностранных банках, должны уведомить налоговые органы о том, что такие счета открыты. То же самое касается изменения реквизитов счетов. В случае если этого не происходит - это правонарушение, и, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает определённые санкции. Сегодня правоприменительная практика показывает, что те формулировки, которыми описываются эти санкции, требуют изменения, потому что в действующей конструкции написано, что нарушения установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, наказываются таким-то и таким-то образом. Сохраняя размер наказания, правительство предлагает уточнить эту формулировку и указать, что нарушение срока или формы представления таких сведений подлежит наказанию: для физических лиц, как и сегодня, в размере от одной до полутора тысяч рублей, для должностных лиц - в большем размере и для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Плюс предусматривается дополнительный состав - это непредставление такой информации в налоговые органы, что наказывается примерно в три - три с половиной раза более жёстко, чем уже названное мною правонарушение. Мы просим поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиру Николаевичу Плигину. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был подробно изложен только что, это избавляет меня от необходимости длительного содоклада. Действительно, в данной ситуации Кодекс об административных правонарушениях должен реагировать на те положения, которые содержатся в части первой и части второй статьи 12 "Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Просим данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчикам? Включите режим записи на вопросы. Список покажите, пожалуйста. Шесть человек записались. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Только говорите, кому вопрос. Включите микрофон Гартунгу. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. У меня вопрос к Шаталову Сергею Дмитриевичу. Уважаемый Сергей Дмитриевич, я понимаю, что открытие счетов за рубежом должно контролироваться исходя из необходимости контроля за налогами, но зачем наказывать людей за то, что они забыли уведомить о закрытии счетов? Тут вообще в чём ущерб государству? Причём вы в своём выступлении говорили только об открытии счетов, а в законопроекте написано об открытии и о закрытии. Мне кажется, вторая часть излишняя и во втором чтении это нужно поправить и убрать. За неуведомление об открытии счетов нужно наказывать, а если не вовремя сообщили о закрытии счетов, то зачем такие драконовские меры? ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, я просто хочу сказать, что в этом случае мы дублируем норму, которая содержится в законе "О валютном регулировании и валютном контроле", где предусмотрено, что уведомление представляется как об открытии, так и о закрытии счёта, а также об изменении его реквизитов. Соответственно, этот законопроект приводит Кодекс об административных правонарушениях в точное соответствие с законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Если ставить такой вопрос и обсуждать эту тему, её нужно обсуждать в рамках другого закона - "О валютном регулировании и валютном контроле". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Спасибо. Вопрос Шаталову Сергею Дмитриевичу. Уважаемый Сергей Дмитриевич, есть ли иная возможность узнать об открытии счетов за рубежом, в зарубежных банках, кроме как из уведомления физического или юридического лица о том, что им открыты счета в соответствующем банке? ШАТАЛОВ С. Д. Да, такая возможность имеется, например, Росфинмониторинг выявляет случаи, когда переводятся на счета российских резидентов за пределами Российской Федерации определённые суммы, и это служит основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях. Примерно тысяча двести - тысяча пятьсот таких случаев в год у нас есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Уважаемый Сергей Дмитриевич, я правильно понял, что наказание за забывчивость - забывчивость бывает по разным причинам - составляет такую значительную сумму, как полторы тысячи рублей? ШАТАЛОВ С. Д. Нет, это не совсем так. Здесь два состава: один из них - это представление информации с нарушением срока, и в этом случае наказание от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей. В том случае если российский гражданин не представил информацию вообще - это не просто нарушение срока, а непредставление информации - и в результате оперативной деятельности органов валютного контроля было выявлено такое нарушение, то здесь наказание жёстче: от 4 до 5 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Уважаемый Сергей Дмитриевич, ну, я уже отчасти получил ответ по поводу жёсткости наказания и штрафа в 4 тысячи. У меня вопрос несколько, может быть, абстрактный. Вот сегодня стало модным, во всяком случае в рамках борьбы с коррупцией, искать зарубежные счета, зарубежную недвижимость у чиновников. И мы предполагаем, что есть определённые механизмы, в том числе связанные с кадровыми ротациями, для контроля за имуществом и недвижимостью. Мы устраняем только некую коллизию терминологическую и не увеличиваем при этом ответственность, потому что штраф в 3,5 тысячи рублей - это смешно, если человек "забыл" указать счёт где-нибудь в Америке в миллион долларов и пару яхт и несколько вилл там. На ваш взгляд, вообще, это адекватно, это коррелирует друг с другом? Может быть, нам стоило заодно... (Микрофон отключён.) ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Я думаю, что его можно рассмотреть при подготовке законопроекта ко второму чтению, если такие поправки будут представлены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Климов Виктор Владимирович. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу Шаталову тоже о соразмерности штрафов, только для юридических лиц: предусмотрено от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. Вопрос: чем обусловлены именно эти суммы? Вопрос связан с тем, что для компании крупной это, в общем, сумма незаметная, а для компании малой или средней эта сумма может оказаться критической. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня для юридических лиц независимо от того, нарушены сроки или целенаправленно не представлена информация в налоговые органы, наказание варьируется в одних и тех же размерах: от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Эти размеры сохранены для тех случаев, когда нарушены сроки, но тем не менее информация в налоговые органы, как это предусмотрено законом, поступила. Более жёсткое наказание, от 800 тысяч до 1 миллиона рублей, - а это вилка, и, соответственно, здесь могут приниматься решения как по минимуму, так и по максимуму - предусмотрено в том случае, когда речь идёт не просто о забывчивости, а о том, что целенаправленно юридическое лицо, зная о своих обязанностях, не проинформировало налоговые органы. Тем не менее хочу ещё раз подчеркнуть, что вопросы о размерах штрафов могут обсуждаться при подготовке законопроекта ко второму чтению, нужно представить поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ефимов Виталий Борисович. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос: скажите, пожалуйста, какие санкции за подобные нарушения в ведущих зарубежных странах, допустим в Германии или, я не знаю, в США, какие штрафы там за данные нарушения? ШАТАЛОВ С. Д. Я не могу ответить вам на этот вопрос, не обладаю такой информацией. Думаю, что эту информацию можно представить к заседанию комитета, когда будет обсуждаться вопрос при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович записался на выступление или на вопрос? Вопрос. Включите микрофон Рохмистрову. РОХМИСТРОВ М. С. По-моему, электронная группа надо мною издевается: вот я всё готовился и готовился задать вопросы, в таблице было отмечено, что мне надо подготовиться, а вопросы задавали другие люди. Придётся и выступить тоже. А вопрос такой: в каких ещё странах с развитой экономикой действует подобная норма? И второй: как это соотносится с тем, что нашим гражданам, например, можно вывозить без декларации 10 тысяч долларов? Ведь здесь, насколько я понимаю, предусмотрена административная ответственность, даже если открыт счёт на 3 доллара, и штраф составляет значительную сумму. И по срокам: там написано, что девяносто дней, а у нас срок по визе составляет до ста восьмидесяти дней. Как вы считаете, надо ли это как-то приводить в соответствие? ШАТАЛОВ С. Д. Первая часть вопроса, которая касается того, регулируются ли другими государствами валютные операции и открытие счетов за пределами своего государства. Да, законодательства очень многих государств предусматривают аналогичные нормы, и вы, наверное, знаете, что время от времени разгораются скандалы из-за того, что граждане держат нелегально свои средства за пределами государства и, соответственно, не платят налогов. Что касается сроков, которые установлены законом "О валютном регулировании и валютном контроле", то это не относится к теме сегодняшнего обсуждения. Эта тоже в принципе можно обсуждать, но за рамками этого законопроекта, рассуждая о законе "О валютном регулировании и валютном контроле". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Список записавшихся на вопросы исчерпан. Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Три человека записались. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. Напоминаю, пять минут регламент. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Пять минут много, потому что вопрос очень простой. На самом деле за этот закон нужно голосовать, потому что это нонсенс, когда есть норма, но нет ответственности за её неисполнение. Поэтому, безусловно, наша фракция поддержит этот законопроект. Вместе с тем хотелось бы сказать, что вот эта норма, которую мы хотим ввести, не решает проблему увода денег за рубеж, сокрытия доходов, особенно полученных преступным путём. Вы все прекрасно знаете, что наши граждане научились открывать счета на оффшорные компании и основные денежные потоки идут как раз туда. Что касается нормы о наказании не только за непредставление информации об открытии счёта, но и за то, что неправильно сообщили о его закрытии, мне кажется, здесь есть предмет для обсуждения во втором чтении. Было бы правильней более жёсткие санкции применять за умышленное непредставление информации, нежели за ошибки при представлении документов по закрытию счетов, например, потому что все люди, все могут ошибаться, и за это наказывать административно, наверное, не нужно, а нужно всё-таки... наше законодательство должно действовать прежде всего в тех случаях, когда есть наличие умышленного уклонения от выполнения своих обязанностей. Вот предлагается в дальнейшем в этом направлении совершенствовать законодательство. А этот законопроект мы поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР тоже поддерживает настоящий законопроект. Тем не менее мы считаем, что какие-то нормы необходимо конкретизировать и в основном законе, и в этом, может быть, установить дифференциацию, потому что равная мера ответственности за то, что скрывается счёт в 3 тысячи долларов и в 3 миллиона долларов, - ну, наверное, всё-таки это несправедливо, неправильно, поэтому возможно введение каких-то, может быть, и процентных соотношений в зависимости от того, какие средства на том счету находятся. Я думаю, что это будет правильно. Второе. Я думаю, что цифровые показатели тоже надо привести в соответствие, потому что здесь период девяносто дней при том, что виза открывается на сто восемьдесят дней. И например, при лечении, которое наши граждане проходят за рубежом, требуется открыть счёт и оплачивать со счёта. Поэтому вопрос в том, что нужно как бы нормальное соответствие по этим позициям. С другой стороны, у нас предусмотрено, что некоторые наши граждане могут открывать счета в тех странах, с которыми существует соглашение о недопущении двойного налогообложения. Я думаю, что дифференциацию ответственности тоже можно было бы ввести: по тем странам, с которыми у нас заключены подобные договора, - там можно меру ответственности сделать ту, которая указана в законе, а если счёт скрывается в стране, с которой у нас нет этого соглашения, я думаю, что ответственность можно было бы и усилить. Я думаю, что введение дифференцированного подхода - в зависимости и от суммы, которая скрывается, и от той страны, где данный счёт открыт, - возможно во втором чтении. Нужно, чтобы мы, возможно, совместно с правительством подумали, как внести изменения в основной закон, который у нас сегодня регламентирует, что является правонарушением в части валютного регулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хинштейн Александр Евсеевич, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Приятно видеть такое единодушие всех фракций. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", несомненно, поддерживает данную инициативу. Мы считаем её крайне своевременной и важной, поскольку она продолжает ту работу, которая ведётся государством по наведению порядка, по борьбе с коррупцией и незаконным отмыванием денежных средств и их легализацией. Хочу напомнить, что в большинстве так называемых развитых стран установлена жёсткая ответственность за сокрытие доходов, за легализацию незаконно нажитых доходов, и в данном случае принятие этой инициативы вместе с присоединением сегодня России к конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц позволит нам эту проблему решить. Мы можем смело сказать нашим избирателям о том, что взятые на себя "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" в период избирательной кампании обязательства по активизации системной борьбы с коррупцией исполняются. Что касается установленных по данному предложению мер ответственности. Мы полагаем, что ко второму чтению действительно возможно было бы пересмотреть порядок и, как один из вариантов, рассмотреть возможность введения процентного штрафа: ну, скажем, от 10 до 20 процентов тех средств, которые лицо не указало, сокрыло, оно бы направляло в доход государства в виде штрафа. Думаю, что совместно с правительством мы сумеем доработать данный законопроект, поскольку он сегодня нам крайне необходим, повторю, для активизации борьбы с коррупцией и легализацией незаконно нажитых средств, что, впрочем, всегда одно и то же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Что-нибудь полномочные представители президента, правительства считают нужным добавить? Не считают. У докладчика есть какие-нибудь дополнения? Нет. Хорошо. Уважаемые коллеги, мы открыли "час голосования". Ставится на голосование данный законопроект для принятия в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 29 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается.