Заседание № 273
19.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 616022-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части реализации прав обучающихся на предоставление условий для обучения с учётом психофизического развития и состояния здоровья).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5400 по 5581 из 5904
18-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Зураб Гайозович Макиев. МАКИЕВ З. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона № 616022-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части реализации прав обучающихся на предоставление условий для обучения с учётом психофизического развития и состояния здоровья. Законопроект подготовлен и внесён Парламентом Республики Северная Осетия - Алания. Главной целью законопроекта является обеспечение академических прав обучающихся на предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Законопроект подготовлен в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, предусматривающей создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребёнка в условиях семьи и образовательной организации. Позвольте отметить ключевые позиции, предлагаемые законопроектом. Во-первых, предлагается закрепить в части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" норму о бесплатности получения обучающимися социально-педагогической и психологической помощи. Несмотря на то что на практике социально-педагогическая и психологическая помощь оказывается бесплатно, действующая формулировка закона "Об образовании..." не предполагает обязательности её бесплатного предоставления. Во-вторых, предлагается в статье 41 закона "Об образовании..." ввести норму о создании отдельных кабинетов педагогов-психологов и логопедов в общеобразовательных организациях для обеспечения психологического сопровождения развития обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. В-третьих, законопроектом предусматривается законодательное установление права на приём на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты для некоторых категорий лиц, в том числе детей-инвалидов, инвалидов с детства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И последнее, на чём я хочу задержать ваше внимание, уважаемые коллеги. В соответствии с частью 14 статьи 108 закона "Об образовании..." дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2017 года лишатся права на приём на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний, поэтому в целях защиты поименованной категории граждан законопроектом предлагается норма о бессрочном предоставлении такой льготы. Принятие законопроекта позволит устранить неполноту правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зураб Гайозович. С содокладом выступает Надежда Анатольевна Шайденко. ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Зураб Гайозович подробно изложил суть законопроекта, поэтому я, не повторяясь, хочу сказать, что Комитет по образованию и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагают, что принятие данной инициативы не внесёт каких-либо позитивных изменений в деятельность нашей системы образования, и постараюсь этот тезис доказать. Во-первых, в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе - на это особо обращаю ваше внимание - и оборудование специализированных помещений и кабинетов. Предлагаемая законопроектом норма о наличии отдельных кабинетов педагогов-психологов и логопедов в общеобразовательной организации, как мы понимаем, станет очень серьёзным бременем для конкретного образовательного учреждения и для местных бюджетов. Мы, к сожалению, в данной ситуации должны помнить о том, что существует очень жёсткое положение о лицензировании образовательной деятельности, - так вот, внося это дополнение в закон "Об образовании...", мы как бы подставляем, я другого слова не могу употребить, образовательные организации: если они не будут иметь этих помещений, они даже могут лишиться лицензии. Кроме того, мы с вами помним, что сейчас очень чётко поставлена задача перевода обучения в наших школах с трёх- и двухсменки на обучение в одну смену и каждое конкретное помещение в школе на учёте. Вероятно, эту идею - её никто не отрицает - необходимо учесть и предусмотреть, когда мы расписываем требования к вновь строящимся, к проектируемым образовательным учреждениям. Кроме того, я хочу заметить, что это положение относится не к содержанию закона "Об образовании...", а к требованиям, касающимся СанПиНов, которые, кстати, совсем недавно были уточнены Главным государственным санитарным врачом нашего государства. Возвращаясь к проблеме поступления в высшую школу детей-сирот, напомню, что мы с вами очень много здесь об этом дискутировали, - давайте ещё раз вспомним, что все пришли к выводу, что главная проблема их - не поступить в вуз, а его закончить, потому что уровень подготовки выпускников специальных учреждений чрезвычайно низок. Именно поэтому действующее законодательство предусматривает создание в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовительных отделений, куда и должны направляться эти дети-сироты, где они будут получать стипендию, иметь огромное количество льгот, а главное - будет осуществлена их доводка по уровню знаний к программам обучения в вузе. Именно поэтому мы несколько раз переносили сроки введения данного пункта в закон, сейчас мы полагаем, что можем говорить о создании спецфакультетов и о том, что дети-сироты нуждаются в другой помощи. Комитет по образованию и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будут голосовать против законопроекта. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Анатольевна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кропачев Александр Сергеевич. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Не с сарказмом, а, наверное, с сожалением: очень грустно звучит фраза о том, что предлагаемые нововведения не внесут позитивных изменений в систему образования, из уст заместителя председателя Комитета по образованию это звучит как-то пророчески, наверное. Но это отступление. Вопрос у меня к Зурабу Гайозовичу. Скажите, пожалуйста, поконкретнее, что значит "с учётом психофизического развития и состояния здоровья" и есть ли хотя бы по вашей республике статистика, каково количество таких ребят, обучающихся в школе, находящихся на территории вашей республики? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Макиеву включите микрофон. МАКИЕВ З. Г. Спасибо за вопрос. Статистики у меня такой, к сожалению, нет, но если вопрос возник, то чуть позже могу представить информацию, а на первом вопросе я уже остановился и, думаю, достаточно подробно его изложил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста. ШАЙДЕНКО Н. А. Я хотела бы уважаемому Александру Сергеевичу дать небольшую справку. В существующей системе образования в большинстве школ имеются ставки педагогов-психологов и оборудование для работы с детьми, и с многими детьми, не имеющими статуса трудных или требующих спецобучения, проводит работу педагог-психолог, но это не требует выключения из учебного процесса, специального кабинета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других желающих выступить нет? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 33 сек.) Проголосовало за 189 чел.42,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 189 чел. Не голосовало 261 чел.58,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. У меня вопрос к Максиму Александровичу Щепинову. Максим Александрович, ваш прогноз, мы не успеем, наверное, за десять-пятнадцать минут рассмотреть законопроект? Нет. Тогда, если депутаты не будут возражать, я на этом хочу завершить сегодняшнее заседание. Нет возражений?