Заседание № 223
О проекте федерального закона № 615878-6 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся ежегодного отчёта главы муниципального образования о результатах своей деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Иванович Савельев. На рабочем месте включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Д. И. Раиса Васильевна, вы, как никто другой, знаете, что во втором чтении можно внести подобную новеллу в законопроект и поправить его, что это несущественно, это можно сделать и во втором чтении. Теперь возвращаюсь к данному законопроекту. Предлагается пункт 5-1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изложить в новой редакции, установив для главы муниципального образования обязанность представлять населению этого муниципального образования ежегодный отчёт о результатах своей деятельности, в дополнение к уже существующей обязанности представлять указанный отчёт представительному органу муниципального образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно пункту 5 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования. При этом в соответствии с пунктом 5-1 указанной статьи ежегодный отчёт о своей деятельности глава обязан представлять только представительному органу муниципального образования. Данным законопроектом предлагается устранить этот пробел в нашей законодательной системе. Кроме того, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно указывал на необходимость более активного участия населения в местном самоуправлении в целях повышения его значения и роли в решении местных задач. На эти же цели направлена запущенная в стране реформа местного самоуправления. Данным законопроектом мы предлагаем ещё одну меру в связи с этим. Согласно предлагаемым изменениям ежегодный отчёт о результатах деятельности главы муниципального образования и местной администрации представляется населению на собрании граждан, проводимом в порядке, установленным статьёй 29 настоящего федерального закона. В статье уже сказано, что у главы муниципального образования есть право инициировать проведение собрания граждан для обсуждения вопросов местного значения, - таким образом, в существующем законодательстве уже есть правовая форма, позволяющая организовать ежегодный отчёт главы перед населением, а мы предлагаем сделать её обязанностью, потому что в данный момент этим своим правом главы, к сожалению, пользуются крайне редко. Принятие закона позволит в полной мере обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права народа России как единственного источника власти на участие в управлении государством через органы местного самоуправления, будет способствовать повышению правовой культуры населения, формированию гражданского общества, в целом повышению доверия к органам государственной власти и к органам местного самоуправления. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович. Елена Андреевна Вторыгина. ВТОРЫГИНА Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается внести изменения в пункт 5-1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", предусматривающие обязанность главы муниципального образования представлять населению ежегодный отчёт о результатах своей деятельности. Законопроект вызывает возражения с учётом следующих оснований. Наиболее доступным средством самоорганизации, через которое население муниципального образования выражает свою волю и осуществляет местное самоуправление, является собрание граждан. Нормы статьи 29 федерального закона № 131-ФЗ позволяют гражданам инициировать проведение собрания без заслушивания главы муниципального образования. Согласно части 3 статьи 34 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, вопрос об отчётности главы муниципального образования перед населением может быть решён как законом субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с уставом муниципального образования в рамках процедуры муниципально-правовой ответственности. Также комитет обращает внимание на Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", положения которого позволяют в полном объёме реализовать права граждан на получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. В июле прошлого года мы с вами, коллеги, приняли Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", статьёй 18 которого предусмотрено, что общественный контроль осуществляется в различных формах, в том числе в таких, как общественные обсуждения и общественные слушания, - представляется, что в рамках указанных форм общественного контроля может заслушиваться и отчёт главы муниципального образования. Таким образом, вопрос ежегодного отчёта главы муниципального образования перед населением решён в рамках действующего законодательства и не требует дополнительного регулирования. Уважаемые коллеги, учитывая изложенное, комитет не поддерживает рассматриваемый законопроект и предлагает Государственной Думе его отклонить. Прошу вас поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Дмитрий Иванович, вопрос к вам. Когда главы муниципальных образований, а это районы и города, выбирались всенародно, насколько я помню, практически всегда они отчитывались о своей деятельности, правда, отчитываться нечем было, потому что полномочий понавешали, а денег не дали, но тем не менее был сам факт такого отчёта; когда их стали выбирать через представительные органы власти, они решили ограничить себя отчётами только перед депутатами, которые лишний раз не покритикуют. Не кажется ли вам, что для решения той проблемы, о которой вы думали, готовя законопроект, целесообразнее было бы восстановить процедуру всенародного избрания главы муниципального образования? САВЕЛЬЕВ Д. И. Владимир Николаевич, я полностью с вами согласен, и согласен по одной простой причине: люди должны выбирать своего главу, знать, кого они выбирают, и, по сути дела, нести, так сказать, внутреннюю ответственность за того, кого выбрали, если, конечно же, выборы честные. Хотел бы добавить следующее: механизм, который сейчас есть, позволяет представительному органу, то есть совету депутатов, состоящему преимущественно из представителей органов власти, отстранять главу, если он избран от оппозиционной партии и чем-то не устраивает партию власти: два раза неуд - и до свидания! Если же будет предусмотрен всенародный отчёт главы, то, собственно говоря, люди будут видеть, что депутаты поставили неуд, если будет такая ситуация, а народ поддерживает, говорит: такой глава нужен, мы довольны его работой, хотим, чтобы он продолжал занимать свою должность. Вот это дополнительный элемент страховки глав, избранных от оппозиционных партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Я практически повторю вопрос Владимира Николаевича, может быть, с несколько иным акцентом. Обычно отчитываются перед теми, кто может либо наказать за плохую работу, либо поощрить за хорошую, но сегодня нет никакой зависимости (ну, остатки ещё есть, но в принципе в ближайшей перспективе их не будет) главы муниципального образования от населения, кроме случая, когда численность населения меньше 5 тысяч. Теперь всё так: выбираем депутатов, а потом с учётом согласительных процедур назначается мэр. Я ещё раз повторю: ну вот какой смысл отчитываться перед теми, кто никак не влияет на то, что вы являетесь главой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Валерий Михайлович, я уже сказал, что я за прямые выборы глав, это во-первых. Во-вторых, чиновник, когда избирается - напрямую народом или из состава депутатов, - всегда, обратите внимание, на выборах говорит, что идёт работать для людей, во время подавляющего большинства избирательных кампаний звучит этот лозунг, его транслируют для людей. Так вот, если глава идёт работать для людей, то, собственно, пусть люди и оценивают результаты его деятельности! Но вы абсолютно правы, избирать должны люди, - люди! - а не из состава... не кулуарным образом, когда собираются и избирают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Юрьевич Максимов. МАКСИМОВ В. Ю. Дмитрий Иванович, вот я читаю ваш закон и представляю себе, что будет, если он в таком виде дойдёт до муниципальных образований, - я думаю, что он вызовет большое недоумение у субъектов, которых он касается, потому что на самом деле очень трудно понять, какой из глав всё-таки будет отчитываться: глава муниципального образования, глава администрации муниципального образования? Кто перед кем будет отчитываться, поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Василий Юрьевич, конечно же, глава муниципального образования. Если есть какие-то нюансы, недочёты или неточности, мы с вами вместе всё поправим при подготовке ко второму чтению, и я обязательно прислушаюсь к вашим советам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прервёмся на "час голосования", а потом продолжим обсуждение. Прошу приготовиться.
Продолжаем обсуждение 23-го вопроса повестки. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, все законопроекты, идеи, которые направлены на открытость, почему-то обязательно идут или с каким-то скрипом, или на отклонение. Эта идея нашего коллеги Савельева в принципе достаточно разумная и своевременная. Почему? Вроде бы все главы, кто сегодня работает, имеют право, имеют возможность отчитаться перед избирателями, перед гражданами, которые проживают на этой территории, в муниципалитете, но кто это делает? Это делают единицы буквально! Вот откройте Интернет - лишь продвинутые главы не только отчитываются, но и зачастую оглашают свои планы на ближайшие год, два, три, и тогда любой избиратель в состоянии сравнить, что ими предлагалось и что сделано или не сделано, проанализировать, по каким причинам. Все последние опросы показывают, что граждане говорят о нарастании уровня коррупции, причём именно в местных органах власти. Этот уровень за последние пять лет поднялся с 28 до 39 процентов. Конечно, нельзя обвинять ни одного главу, если он не пойман, но нет дыма без огня. То есть чувствуется определённое сопротивление, поэтому мы должны обязать всех глав в этом формате отчитываться, рассказывать о своей работе, тем более что мы наблюдаем тенденцию в сторону назначения глав, то есть мы уходим от выборов. Зло это или польза для России - время покажет, но пока в каждом регионе всё больше и больше глав назначается, и, естественно, отчитываться перед населением они будут всё меньше и меньше. Я могу оппонировать немного депутату Зубову, который сказал: ну зачем отчитываться перед тем, кто всё равно не наказывает или не поощряет! Иногда и это полезно: открытость информации ограничивает движение коррупционной составляющей. Да, депутаты Госдумы не могут наказать, не всегда могут напрямую воздействовать на глав муниципальных образований, но, с другой стороны, когда они получают информацию и реагируют на неё, ответственность для коррупционера наступает намного быстрее и она серьёзней. В связи с этим надо поддержать идею нашего коллеги Савельева. Я думаю, что она своевременна. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шрейдер Виктор Филиппович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, я не буду повторять аргументацию комитета, членом которого я тоже являюсь, достаточно аргументированно Елена Андреевна высказала позицию комитета, хочу лишь подтвердить, что на сегодня достаточен объём нормативно-правовой базы и федерального, и регионального, и муниципального уровня, для того чтобы обеспечить возможность отчёта главы муниципального образования перед своими избирателями. Я довольно много поработал в системе местного самоуправления, в том числе был и мэром города, поэтому знаю, что отчёты - это постоянная практика, в том числе это определено и уставами почти всех муниципальных образований, региональными нормативными правовыми актами, да и самой жизнью. Если ориентироваться на мою практику, то как минимум каждую неделю я отчитывался перед населением, и для этого не надо было никаких указов, приказов или законов - это обязанность главы местного самоуправления! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость в заключительном слове? Дмитрий Иванович Савельев? Нет. Комитет? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 09 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 217
О проекте федерального закона № 615878-6 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся ежегодного отчёта главы муниципального образования о результатах своей деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Просьба перенести рассмотрение вопросов 39, 51, 54, 63 на следующую неделю в связи с отсутствием докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 39, 51, 54 и 63 - перенос.