Заседание № 265
О проекте федерального закона № 615872-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях повышения эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова. Пожалуйста. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, все экспертизы пройдены, замечаний не имеется. Просим поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость записаться на выступление по мотивам? Нет. Выносим 11-й вопрос на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 02 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 264
О проекте федерального закона № 615872-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях повышения эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
40-й пункт, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Попов Сергей Александрович докладывает. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, к законопроекту поступило девять поправок. Прошу поддержать таблицу 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, девять поправок в таблице. Никто не настаивает на обсуждении? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 02 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Выносим 40-й вопрос на "час голосования".
Пункт 40, второе чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 27 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается. Попов Сергей Александрович по ведению. ПОПОВ С. А. Комитет просит поставить завтра на рассмотрение в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.
Заседание № 260
О проекте федерального закона № 615872-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях повышения эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, мы опережаем график, ряд вопросов у нас пойдёт уже после перерыва. Ну, вот 31-й можем сейчас рассмотреть, Сергей Александрович Попов здесь. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова. Это у нас уже первое чтение. Пожалуйста. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Я хотел бы отметить, что изменения, которые мы предлагаем, стали плодом совместного, коллективного труда правозащитников, членов общественных наблюдательных комиссий, Общественной палаты, Совета Федерации, Государственной Думы и комиссии при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества. Мы достаточно подробно и внимательно анализировали деятельность наших комиссий по обеспечению общественного контроля и увидели, что в ходе работы этих комиссий возникает ряд вопросов, которые в основном законе не были до конца урегулированы, поэтому мы предлагаем внести определённые изменения. Целый ряд изменений, которые мы предлагаем, касаются очень важных аспектов, связанных с тем, чтобы расширить возможности контроля, в том числе, допустим, за медицинским обслуживанием лиц, находящихся в местах заключения. Вы знаете, что по этому вопросу достаточно много было публикаций, и мы специально в проекте закона добавляем позиции, связанные с расширением возможностей членов наблюдательных комиссий. Второе направление также касается содействия, оказания помощи лицам, находящимся в местах заключения. На сегодняшний день это содействие могут оказывать только общественные объединения, но, поскольку принят базовый закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, мы считаем, что и эти организации в соответствии с их уставом и профилем их деятельности могли бы заниматься этим, также могли бы участвовать в содействии лицам, находящимся в местах заключения. Есть ряд технических вопросов, которые тоже требуют своего решения. У нас разные субъекты Федерации по территории, по количеству мест заключения. Что касается количества членов общественных наблюдательных комиссий, у нас была граница - двадцать человек. Мы считаем, что для больших регионов, где действительно достаточно серьёзное количество мест заключения, это число недостаточно, поэтому мы предлагаем увеличить до сорока человек. Мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, чтобы для членов наблюдательной комиссии был разработан Общественной палатой Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий, который, так же как Регламент Общественной палаты для членов Общественной палаты, предусматривал бы этику, нормы поведения при посещении мест заключения, при общении с заключёнными. Очень важный для нас момент - это была коллективная просьба от всех общественных наблюдательных комиссий - связан с тем, что в предыдущем тексте закона у нас отсутствовала норма, по которой могла бы оказываться поддержка общественным наблюдательным комиссиям со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. С нашей точки зрения, этот пробел необходимо ликвидировать. Пока в первом чтении это записано в общем виде, но есть замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, нам предлагается уточнить редакцию. Я думаю, что ко второму чтению мы пропишем более подробно, что такая поддержка может быть в финансовой, имущественной, информационной форме, но такое право мы должны обязательно заложить. Также Правовое управление говорит о том, что если мы конкретизируем, то, наверное, и с точки зрения полномочий вот такое право надо тоже предусмотреть. Возникают рабочие моменты, связанные с тем, что отдельные члены наблюдательных комиссий могут прекращать свою деятельность по разным причинам. Эти причины описаны в законе. Возникают вопросы, что делать Общественной палате, - ждать, пока истекут полномочия членов общественных наблюдательных комиссий, или дать возможность общественным организациям, которые делегировали того или иного члена в состав общественной наблюдательной комиссии, произвести ротацию или замену? С нашей точки зрения, это более рабочий, более спокойный вариант. Если член общественной наблюдательной комиссии, в силу ряда обстоятельств, прекращает свою деятельность - или по собственному желанию, или в силу других обстоятельств, - то, безусловно, надо дать право общественному объединению, которое его делегировало, выдвинуть иную кандидатуру. Также хотелось бы сказать о медицинской помощи. Я уже говорил об этом, это особый вопрос, мы конкретизируем и условия контроля, и порядок оказания помощи. Просим поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Сергей Александрович, самое главное в этом законопроекте - это, конечно, медицинские условия, потому что всё остальное... Комиссии, вы сами понимаете, лучше всех знают условия, в которых живут и работают заключённые. Вот хотелось бы услышать всё-таки, какие конкретные меры предприняты для улучшения медицинских условий? Я знаю, я посещаю часто такие заведения, там основное заболевание - туберкулёз. Какие меры принимаются для того, чтобы изолировать этих людей? Потому что заболевают уже сотрудники. И ещё. В законопроекте ничего не прописано о психологах, которые в основном занимаются именно нравственным воспитанием, вопросами морали в этих заведениях. ПОПОВ С. А. Спасибо за вопрос, он принципиальный и очень важный. Мы готовились полтора года, чтобы сейчас в тексте закона это прописать. Мы предлагаем ввести даже дополнительно новую статью - статью 16-1, потому что в предыдущем тексте закона у нас была только обозначена возможность контроля, и всё, и более ничего. Здесь мы постарались более подробно прописать этот вопрос. Единственно, мы с вами должны вместе понимать, что это у нас общественные контролёры и их задача - выявить проблемы, которые есть, собрать информацию, составить определённый документ, над которым можно потом было бы работать вместе с руководством данного заведения, с вышестоящей организацией, с медицинскими учреждениями и так далее. То есть нам надо бы сейчас, чтобы расшить эту проблему, создать условия и предпосылки для того, чтобы на законных основаниях члены общественных наблюдательных комиссий могли проверять состояние медицинских учреждений внутри мест заключения, проверять условия содержания, наличие лекарств, профессионализм врачей, последовательность оказания медицинских услуг, не буду ссылаться на все примеры, они все на слуху. Вот именно в этой последовательности мы с вами и прописали эту конструкцию, потому что для нас сегодня главное - дать законное право членам комиссии заниматься контролем за этой деятельностью. Если мы с вами этих условий не создадим, то влияние во всех аспектах будет вторичным. Вот поэтому мы и вводим специальную статью 16-1, она очень долго обсуждалась со всеми заинтересованными органами. Я хочу сказать, что этот текст согласован и с Генеральной прокуратурой, и с МВД, и с ФСБ, то есть со всеми структурами, все дали добро, высказали положительную оценку и поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Сергей Александрович. Есть ли желающие выступить? Двое: Плетнёва и Иванов. Всех я заметил, да? Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, я по своей профессиональной деятельности далека от этой темы, мне бы сегодня не выступать, потому что я не люблю лезть в то, в чём я не очень соображаю. Но дело в том, что просто у меня уже много лет дочь работает психологом в одном из таких заведений, и я знакома с этой темой. Конечно, очень хорошо, что создаются такие общественные комиссии. Правда, у меня сомнение вызывают некоммерческие организации. Там много представителей зарубежных стран, у них будут совсем другие требования, и я не знаю, выполнимы ли они будут для нашей страны и не будут ли они на весь мир трубить об этом. Я это не поддержала бы, хотя общественные организации, безусловно, это хорошо: они будут посещать, и отбор в эти общественные организации будет идти тщательный, и будут участвовать все фискальные органы в этом. Но мне кажется, самое главное, что нужно исправить сегодня, - это передать эту структуру из Минюста в МВД, как и было раньше. Потому что у Минюста всё-таки, мне кажется, несколько другая направленность должна быть, а МВД больше связано с этим: осуждённых, которые сидят и изоляторах, судят, но следователи ведут дела. Это моя точка зрения. Второе. Безусловно, есть такие люди, которых ничем не исправишь, бесполезно - это однозначно абсолютно. А есть люди, которые попали туда случайно, в первый раз, и, конечно, они там ломаются. Я недаром сказала о психологах, потому что именно они работают с теми, кто склонен к суициду, а таких очень много. И ещё одна, уже материальная, так сказать, сторона: получают они там зарплату недостойную, условия проживания... хоть мы сейчас и говорим, что на питание выделяют больше, чем на школьников, но тем не менее... Если мы хотим вернуть обществу нормальных людей, то нужно об этом думать и как-то, наверное, разделить всё-таки по статьям: в одной тюрьме не могут находиться и отпетые уголовники, и те, кто попал в первый раз, и так далее. Вот сделали же так для поселений, для водителей, - по неосторожности и так далее. Ну почему тут-то никак не можем мы ничего сделать?! И наконец, самое главное. Мне кажется, что это комплексная проблема. И чем больше мы будем заниматься профилактикой вне этой структуры, вне зоны, а именно в гражданском обществе, тем у нас меньше будет таких людей. И сюда нужно подключать, конечно, школу. Целую дискуссию можно развернуть по этому вопросу - почему у нас сегодня так много осуждённых, которые находятся в местах заключения. И вот ещё одна, тоже очень спорная статья: чем больше территория, тем больше будет представителей в этих комиссиях. Но это не от территории зависит: бывает, территория маленькая, например Мордовия, а там столько тюрем! Наверное, всё-таки по количеству тюрем здесь нужно судить, а не по размеру территории. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Борис Вячеславович. Ну, уважаемые коллеги, по большому-то счёту, необходимость внесения изменений в данный закон вызвана не тем, что указано в пояснительной записке, а нашумевшими слухами о гибели заключённых, подследственных, как угодно их называйте, в местах, так скажем, предварительного содержания. Вот отсюда у нас всё идёт - когда жареный петух клюнет, тогда начинаем чесаться. Потом какие-нибудь там извращенцы с садистскими наклонностями начнут издеваться над заключёнными - будем вносить дополнительные поправки. Проблема не в этом, проблема в том, что данный законопроект, вернее, данный закон "Об общественном контроле..." вообще не работает, это фиговый листок, который мы пытаемся навесить на всю эту систему. Вот мы, ЛДПР, недавно внесли законопроект, разрешающий журналистам ходить и снимать всё, что на зоне происходит, причём даже в воспитательных целях. Вот, например, в некоторых странах водителей, которые нарушают очень серьёзно правила дорожного движения, отправляют в принудительном порядке в морг, чтобы поглядели на людей, которые разбились, и подумали, стоит ли совершать такие правонарушения или нет. И здесь давайте так же сделаем. А у нас что придумали? Организовывают какой-то общественный контроль, как в том фильме: вот смотрите, общественность собралась - спросите любого... Где этот любой? Ага, вот он. Да они всё подтвердят, после того как их заранее заставят написать, куда они поедут, сколько человек, что будут там делать. Это контроль, по-вашему? Это не контроль, извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нужно ли докладчику выступить с заключительным словом? Полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Нет. Выносим 31-й вопрос на "час голосования".
Пункт 31, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 45 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Принимается.