Заседание № 190

21.02.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 614970-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1987 по 2175 из 5034
9-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении      
изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и               
Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в       
отношении налогов на доходы". Докладывает официальный представитель             
правительства заместитель министра финансов Российской Федерации Илья           
Вячеславович Трунин.                                                            
                                                                                
ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Правительство         
предлагает ратифицировать Протокол о внесении изменений в Конвенцию между       
Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об      
избежании двойного налогообложения. Протокол о внесении изменений в договор     
был подписан в прошлом году, необходимость его подписания обусловлена двумя     
причинами, и сам протокол, собственно, состоит из двух блоков.                  
                                                                                
Первый блок изменений - это приведение действующей конвенции между Россией и    
Швецией в соответствие с текущими реалиями. Действующая конвенция была          
подписана в 1993 году, с тех пор много изменений произошло и в налоговой        
системе России, и в налоговой системе Швеции: вводились новые налоги,           
изменялись существующие налоги - и всё это требует пересмотра положений         
конвенции. Также изменялись и отдельные условия применения тех льгот, которые   
предусмотрены конвенцией, в частности был понижен порог участия в капитале      
для применения льготной, пятипроцентной, ставки налога на дивиденды,            
взимаемого у источника.                                                         
                                                                                
Вторая, не менее важная часть изменений в действующую российско-шведскую        
конвенцию об избежании двойного налогообложения касается имплементации всех     
современных механизмов противодействия уклонению от налогообложения, которые    
за последние годы были разработаны и одобрены на уровне "Группы двадцати", на   
уровне "двадцатки", то есть это тот самый план по противодействию эрозии        
налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Россия и Швеция         
решили, что эти изменения будут внесены непосредственно в двусторонний          
российско-шведский договор и при этом не коснутся многосторонних                
инструментов, которые тоже правительство внесёт скоро на ратификацию в          
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Таким образом, в редакции протокола новая российско-шведская конвенция          
предусматривает противодействие использованию гибридных механизмов в целях      
уклонения от налогообложения; устанавливает принцип основной цели в качестве    
теста на такой признак, как злоупотребление положениями договора, то есть это   
тест на то, применяются ли льготы, установленные договором, в целях уклонения   
от налогообложения или в целях стимулирования реальной экономической            
деятельности; устанавливает новый механизм разрешения споров - лицо,            
считающее, что его права нарушены, может обратиться в любой компетентный        
орган, а не только по месту своего резидентства; устанавливает самые            
современные нормы в области обмена информацией в налоговых целях, а также       
много технических норм, которые разъясняют ряд положений конвенции, расширяют   
сферу её деятельности и устанавливают взаимный отказ от легализации и           
апостилирования любых документов, которые выдаются компетентными органами       
России и Швеции.                                                                
                                                                                
В целом протокол и конвенция в редакции этого протокола, если он будет          
ратифицирован, в полной мере отвечают интересам Российской Федерации,           
направлены как на стимулирование инвестиционной деятельности и налогового       
режима для такой деятельности, так и на противодействие уклонению от            
налогообложения. Просим поддержать.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом от Комитета по международным делам выступает заместитель           
председателя комитета Ирина Константиновна Роднина.                             
                                                                                
РОДНИНА И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам      
рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении       
изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и               
Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в       
отношении налогов на доходы". Законопроект поступил в Государственную Думу от   
Правительства Российской Федерации 25 декабря 2018 года.                        
                                                                                
Швеция является традиционным торговым партнёром России в Европе и уже в         
течение многих лет входит в число основных инвесторов в российскую экономику.   
В России зарегистрировано более 350 шведских компаний - все крупные шведские    
концерны, такие как "Вольво", "Скания", "Сканди", "ESAB", "Эрикссон", а также   
компании с долевым шведским капиталом. Несмотря на глубокий кризис последних    
лет, Россия и Швеция заинтересованы в развитии торгово-экономических связей,    
и одним из доказательств этого служит расширение и укрепление                   
договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, в частности подписание    
указанного протокола.                                                           
                                                                                
Протокол направлен на адаптацию положений конвенции к современным условиям      
экономической деятельности, изменениям налогового законодательства              
договаривающихся государств, а также на повышение эффективности                 
взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств.                
                                                                                
Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи   
15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"         
вследствие содержащихся в нём положений, устанавливающих правила иные, чем      
предусмотренные российским законодательством.                                   
                                                                                
По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее    
время протокол находится на рассмотрении парламента Швеции и шведская сторона   
планирует завершить внутригосударственные процедуры, необходимые для            
вступления протокола в силу, в конце февраля.                                   
                                                                                
Комитет считает, что протокол в полной мере отвечает интересам Российской       
Федерации, ратификация протокола будет способствовать укреплению                
российско-шведского сотрудничества в области налогообложения и активному        
привлечению взаимных инвестиций договаривающихся государств.                    
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует                 
Государственной Думе ратифицировать протокол.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Константиновна.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Швыткин Юрий Николаевич.                                                        
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Илья Вячеславович, у меня к вам вопрос, для понимания. Сегодня Швеция наряду    
с другими странами Евросоюза активно проводит санкционную политику в            
отношении нашего государства, при этом риторика проведения этой санкционной     
политики достаточно агрессивная, и те учения, которые проводятся на             
территории Швеции, носят явно провокационный антироссийский характер.           
Насколько сегодняшнее предложение о ратификации увязывается с санкционной       
политикой Швеции по отношению к нашей стране?                                   
                                                                                
ТРУНИН И. В. Уважаемый Юрий Николаевич, протокол носит исключительно            
экономический характер. Что касается недружественных действий Европейского      
Союза, в частности Швеции, то мне кажется, что мы даём достаточно адекватный    
ответ своими ответными мерами, которые лежат как в экономической, так и в       
политической плоскости.                                                         
                                                                                
Этот же документ, который сегодня представлен на ваше рассмотрение,             
значительно улучшает действующую конвенцию. А действующая конвенция является    
двухсторонней, и её наличие в условиях сохраняющегося притока инвестиций, в     
том числе со стороны Королевства Швеции, шведских компаний, отвечает            
интересам Российской Федерации в неменьшей степени, чем интересам Королевства   
Швеции. Поэтому мне кажется, что здесь мы действуем скорее в интересах          
бизнеса, в интересах Российской Федерации, несмотря на недружественные          
действия других государств, и никоим образом не предоставляем другой стороне    
какие-то преимущества.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна.                                                       
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, есть ли сведения, сколько вообще        
денежных средств граждан России находится в банках Швеции? И как эти банки      
соблюдают коммерческую тайну?                                                   
                                                                                
ТРУНИН И. В. Наталья Дмитриевна, сведениями о том, сколько денежных средств     
граждан России находится в банках Швеции, в настоящий момент я не располагаю.   
Но поскольку Швеция входит в число участников соглашения об автоматическом      
обмене финансовой информацией, эта информация, только не о гражданах России,    
а о российских налоговых резидентах, должна была быть и, скорее всего, была     
представлена в Федеральную налоговую службу в сентябре прошлого года, хоть и    
представляет налоговую тайну. Так что российские налоговые органы располагают   
такой информацией начиная с прошлого года в силу международных соглашений. А    
насколько шведские власти обеспечивают сохранение банковской тайны - ну, это    
вопрос, наверное, к шведским властям.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спасибо, Ирина Константиновна.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Тогда обсуждение   
завершено.                                                                      
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.