Заседание № 14

16.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 614244-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1633 по 1886 из 5871
Уважаемые коллеги, переходим к блоку "Ратификация международных договоров       
Российской Федерации". Пункт 6, о проекте федерального закона "О ратификации    
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Республики Беларусь об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля    
на внешней границе Союзного государства". Доклад официального представителя     
Правительства Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова.                 
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносится проект федерального закона   
"О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и           
Правительством Республики Беларусь об осуществлении транспортного               
(автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства".             
Соглашение было подписано 5 октября 2010 года в городе Минске.                  
                                                                                
В условиях образования Таможенного союза было принято решение о переносе        
транспортного (автомобильного) контроля с российско-белорусской границы на      
внешние границы наших государств. Целями этого являются упрощение перемещения   
товаров и транспортных средств на территориях договаривающихся государств,      
организация единых подходов к проведению контроля за осуществлением             
международных автомобильных перевозок при въезде и выезде на внешних границах   
наших государств. Соглашением предусмотрены места проведения контроля на        
внешних границах, порядок проверки транспортных средств и перевозчиков,         
процедуры взаимодействия и информационного обмена между контрольными органами   
наших государств, в том числе по выявленным фактам нарушений перевозчиками      
действующих правил и норм, процедуры взаимодействия и взаимного признания в     
части документального оформления результатов контроля. Даётся конкретный        
перечень полномочий органов транспортного контроля каждой из сторон на своём    
участке внешней границы. Важно также отметить, что соглашением                  
предусматривается гармонизация законодательства сторон как по весовым           
параметрам транспортных средств, так и по сборам и плате за нарушения.          
                                                                                
Применение соглашения позволяет обеспечить исключение дублирующих операций по   
контролю за выполнением международных (автомобильных) перевозок, сокращение     
времени его проведения, совместную защиту национальных рынков, международных    
автомобильных услуг, соблюдение иностранными перевозчиками национальных         
разрешительных систем Российской Федерации и Республики Беларусь.               
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15   
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации",           
поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные российским                 
законодательством. В частности, ряд понятий определяется иначе, чем в           
российском законодательстве, в том числе и понятия "транспортный                
(автомобильный) контроль", "перевозчик". Вводятся понятия, которые не           
закреплены в российском законодательстве на сегодняшний день, а именно          
"внешняя граница Союзного государства", "внутренняя граница". Также идёт        
наделение российского органа контроля рядом полномочий, которые вытекают из     
белорусского законодательства, и одновременно, естественно, белорусского        
органа контроля - функциями, которые вытекают из российского                    
законодательства.                                                               
                                                                                
Соглашение вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления   
по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных         
процедур, необходимых для его вступления в силу. Белорусская сторона уже        
выполнила процедуры по ратификации.                                             
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
С содокладом выступает Леонид Эдуардович Слуцкий, председатель Комитета по      
делам СНГ и связям с соотечественниками. Пожалуйста, Леонид Эдуардович.         
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, внесённое на ратификацию соглашение подписано в развитие     
положений Соглашения о единых условиях транзита через территории государств -   
участников Таможенного союза от января 1998 года и Соглашения между             
Правительством России и Правительством Беларуси "О мерах по развитию            
торгово-экономического сотрудничества" от марта 2007 года. Целями документа     
действительно являются упрощение перемещения товаров и транспортных средств     
на территории Союзного государства, организация единых подходов и проведение    
контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок на             
территории Российской Федерации и Республики Беларусь.                          
                                                                                
Применение соглашения позволит обеспечить исключение дублирующих операций по    
контролю за выполнением международных автомобильных перевозок, сокращение       
времени на его проведение, совместную защиту национальных рынков                
международных автотранспортных услуг, соблюдение иностранными перевозчиками     
правил национальных разрешительных систем Российской Федерации и Республики     
Беларусь.                                                                       
                                                                                
При этом замечу, что данное соглашение было подписано в октябре 2010 года в     
городе Минске, а внесено в Государственную Думу только 14 октября 2011 года,    
то есть с нарушением 101-го федерального закона, который говорит нам о          
шестимесячном сроке временного применения. К сожалению, такая практика          
внесения с опозданием документов на ратификацию в Государственную Думу уже      
становится постоянной.                                                          
                                                                                
Соглашение касается прежде всего сотрудничества в рамках Союзного государства   
по открытию широких перспектив для введения в действие таких же правил, как в   
рамках Таможенного союза и в рамках Единого экономического пространства.        
                                                                                
Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел законопроект и    
рекомендует Государственной Думе поддержать ратификацию данного соглашения.     
На взгляд депутатов - членов комитета, ратификация соглашения полностью         
отвечает интересам экономического развития и безопасности Российской            
Федерации. Назначенный Советом Государственной Думы комитет-соисполнитель -     
Комитет по безопасности и противодействию коррупции - также поддерживает        
ратификацию данного соглашения. Уважаемые коллеги, прошу поддержать.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович.                               
                                                                                
Есть вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы.                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. Говорите, кому вопрос.                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу         
Аристову.                                                                       
                                                                                
Сергей Алексеевич, вы знаете, и комитет отмечал, да и вы наверняка отмечали,    
что есть проблема - двоякое толкование, вернее, различные формулировки, то      
есть, к примеру, в нашем законодательстве нет такой формулировки, а у них       
есть. Я к чему этот вопрос задаю? Не получится ли так, как у нас сейчас,        
допустим, на российско-украинской границе: они считают некоторые лекарства      
наркотиками, а мы не считаем и наших водителей и пассажиров трясут,             
начинается вот эта неразбериха? Как вы полагаете?                               
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я думаю, что таких проблем у нас не возникнет: и по Конституции   
Российской Федерации, и по Конституции Республики Беларусь международный        
договор - и соответственно терминология международного договора - становится    
законом для этого государства, поэтому отныне в части взаимоотношений России    
и Беларуси в этом блоке у нас будет единое толкование тех или иных              
терминологических подходов или вопросов, касающихся перевозок.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос Федоткина Владимира Николаевича.                                         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня два вопроса, Сергей Алексеевич.                           
                                                                                
Первый - чисто финансовый. Вот эта, безусловно, необходимая операция контроля   
требует финансовых средств. Как мы будем финансировать - 50 на 50 с             
Белоруссией или Белоруссия на себя возьмёт всё и так далее?                     
                                                                                
И второй момент. Допустим, мы обнаружили провоз каких-то незаконных лекарств,   
наркотиков, какой-то техники или чего-то ещё - претензии будут идти к этим      
водителям, к этой фирме, к этой стране от имени Союзного государства, от        
имени России, от имени Белоруссии? Кто будет основным обвинителем, так          
сказать, то есть выступать стороной, предъявляющей претензии?                   
                                                                                
Вот два вопроса.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы понятны?                                          
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Первый вопрос, о том, кто будет финансировать. Финансирует        
каждая сторона самостоятельно. То есть на внешней границе Республики Беларусь   
это финансовые обязательства Республики Беларусь, на нашей границе              
соответственно российские органы транспортного контроля финансируются за счёт   
российского бюджета.                                                            
                                                                                
Теперь по вопросу выявленных нарушений. Договором о Таможенном союзе в целом    
и соглашением предусматривается, что ответственность наступает в месте          
выявленного нарушения, то есть имеется в виду, что если это мы останавливаем    
на своей границе, то, естественно, мы применяем российское законодательство,    
если на внешней границе белорусской стороны, то применяется белорусское. Но     
при этом, повторяю, соглашение предусматривает унификацию норм национальных     
законодательств, касающихся данного вопроса. То есть мы ведём к тому, чтобы у   
нас были одинаковые требования, одинаковые подходы.                             
                                                                                
Есть один момент, связанный с этим: к сожалению, мы пока не защищены в полном   
объёме контролем с белорусской стороны, поэтому ряд нарушений, которые должны   
были быть выявлены на территории Белоруссии, точнее, на их части внешней        
границы Союзного государства, мы выявляем на своей территории. Ну, в этом       
случае, естественно, применяется российское законодательство.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос Селезнёва Валерия Сергеевича.                                            
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Сергей Алексеевич, в истории наших отношений с Белоруссией, в общем-то,         
немало страниц достаточно сложных, и поэтому у меня вопрос такой. Любая из      
сторон может прекратить действие настоящего соглашения, направив по             
дипломатическим каналам письменное уведомление об этом другой стороне, но не    
позднее, чем за шестьдесят дней до предполагаемой даты. Предусмотрен ли         
механизм экстренного разрыва отношений? Это первый вопрос.                      
                                                                                
И второй вопрос. Насколько согласован этот документ с представителями ФСБ? В    
2007 году, помнится, руководитель ФСБ назвал российско-белорусскую границу      
лазейкой для террористов и заявил о необходимости её укрепления. Вот фраза (я   
читаю): "Появилась дыра, которую используют граждане третьих стран,             
выезжающие незаконно из Белоруссии на территорию России". Мы сейчас эту         
границу сдвигаем - как это скоординировано с ФСБ?                               
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Начну со второго вопроса. Данный законопроект вносится            
правительством и, естественно, проходил процедуру согласования со всеми         
органами исполнительной власти, и с ФСБ в том числе, с Пограничной службой.     
Проблемы, которые касаются открытия внешних границ, вернее, границ Россия -     
Белоруссия и Россия - Казахстан, в том числе сегодняшние, - это отдельная       
тема, и, естественно, она к автомобильным перевозкам впрямую не относится.      
Наоборот, мы убираем барьер, который фактически ведёт к дублированию, двойной   
проверке наших автомобилистов и, соответственно, к дополнительным затратам      
перевозчика, а в конечном итоге и к нашим с вами затратам.                      
                                                                                
Что касается первого вопроса. Если одна из сторон принимает решение о           
прекращении действия соглашения, то это предусмотрено опять же и соглашением,   
и нормами российского и белорусского законодательства. На этот случай, на       
случай, если одна из сторон примет такое решение... Ну, во всяком случае,       
Россия этого делать не собирается, а вот если по каким-то причинам - ну, я не   
знаю, гипотетически - белорусская сторона прекращает контроль, то наши органы   
транспортного контроля, они никуда не исчезли, они переместились на             
территорию Российской Федерации в существующие пункты таможенного досмотра, в   
пункты постоянного контроля и, естественно, легко могут вернуться на участок    
границы для обеспечения экономических интересов России.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Вопросы закончились. Леонид Эдуардович, присаживайтесь.                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения.                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лебедев Олег Владимирович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Реализация представленного вашему   
вниманию соглашения позволит создать условия для переноса транспортного         
(автомобильного) контроля с российско-белорусской границы на внешнюю границу    
Союзного государства, что в полной мере отвечает решению Комиссии Таможенного   
союза от 14 марта 2011 года № 589 о проведении согласованных действий при       
осуществлении такого переноса. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"           
поддерживает принятие закона "О ратификации Соглашения между Правительством     
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об осуществлении      
транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного             
государства". Призываю коллег поддержать данный законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович.                               
                                                                                
Полномочные представители президента и правительства желают выступить? Нет. В   
заключительном слове есть необходимость? Нет.                                   
                                                                                
Тогда выносим вопрос под пунктом 6 на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4702 по 4720 из 5871
Голосуется проект федерального закона "О ратификации Соглашения между           
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об     
осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе        
Союзного государства".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.