Заседание № 26
16.05.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 614240-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части расширения полномочий прокурора).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1284 по 1307 из 7316
Пункт 2, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", третье чтение. Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По данному законопроекту проведены правовая и лингвистическая экспертизы - замечаний нет. Мы предлагаем принять его в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Давайте запишемся. Включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Записано: депутаты Сухарев и Ремезов.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5827 по 5943 из 7316
Так, по пункту 2 повестки дня по мотивам записался депутат Сухарев Иван Константинович. Пожалуйста, включите микрофон. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Внесение законопроекта было определено позицией Конституционного Суда, изложенной в постановлении от 22 марта 2005 года, то есть только по прошествии шести лет был внесён данный законопроект. Конституционный Суд изучил ситуации, когда обвиняемые, чьи дела были переданы в суд, находились под стражей, в то время как сроки действия применённых к ним мер пресечения уже давно истекли. Всё это происходило потому, что прокуроры утверждали обвинительные заключения и направляли дела в суд по истечении сроков ареста, а суды не принимали решений. То есть Конституционный Суд постановил, что возможность содержания обвиняемого под стражей без судебного решения после направления дела в суд не допускается. Позиция Конституционного Суда была конкретизирована постановлением Пленума Верховного Суда, где судам было указано, что если они рассматривают вопрос о продлении срока заключения под стражей, то должны предоставить обвиняемому и его защитнику возможность участвовать в подготовке к судебному заседанию. Предлагаемый законопроект устанавливает, что в период между передачей дела в суд и началом его рассмотрения при принятии решения о продлении срока либо об отмене заключения под стражу необходимо обязательное участие как обвиняемого, так и его законного представителя. То есть предлагается расширить участие обвиняемого и стороны защиты в процессе, что соответствует судебной практике. В этом я вижу положительную сторону, в принципе это положительная поправка. Но с другой стороны, изменения, вносимые законопроектом, расширяют полномочия прокурора. Так, теперь прокурору предоставляется возможность возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока применения меры пресечения, то есть фактически о лишении свободы гражданина на срок аж до тридцати суток. То есть прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный срок содержания обвиняемого под стражей, а также достаточен ли он для того, чтобы судья мог принять решение о необходимости продления меры пресечения уже на судебных стадиях производства по делу. Считаю, что предлагаемый срок - тридцать суток - является чересчур завышенным, потому что получается, что почти целый месяц человек, чья вина ещё даже не доказана, должен провести в заключении, ожидая рассмотрения дела. Ну и также считаю, что данная поправка может быть использована недобросовестными работниками органов для оказания давления на обвиняемого. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" записался Ремезков Александр Александрович. Пожалуйста, по мотивам. Депутату Ремезкову включите микрофон. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект - это ещё один шаг к реализации стратегии гуманизации уголовного законодательства, предложенной нашим лидером Владимиром Владимировичем Путиным. Законопроект был внесён в Госдуму Правительством России 14 октября 2011 года и за прошедшие полгода прошёл все необходимые этапы рассмотрения как прежним, так и новым составом парламента. Данный законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" принят в первом чтении 22 ноября 2011 года и во втором чтении - 25 апреля 2012 года. В него внесено полтора десятка поправок, которые предложены депутатами, правительством и Верховным Судом. Принимая этот законопроект в окончательном, третьем чтении, мы не только закрепляем правовую позицию Конституционного Суда, но и обеспечиваем дополнительную защиту прав обвиняемого в уголовном судопроизводстве. Изменения в УПК регламентируют порядок и сроки заключения под стражу после окончания предварительного расследования и направления уголовного дела в суд. Внесённые поправки позволят более широко применять такие меры пресечения, как домашний арест и залог. Практика последних лет показывает, что зачастую такие меры более эффективны, чем нахождение в наших переполненных СИЗО. Поправки в УПК также расширяют надзорные полномочия прокурора и контрольные полномочия суда, которые обязаны проверять законность заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также продления срока содержания под стражей. Так, в период предварительного расследования прокурор получает полномочие возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста не позднее, чем за семь суток до истечения этого срока. И как уже здесь отмечалось, самое главное, что вопросы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, а также продления срока содержания под стражей и срока домашнего ареста теперь будут рассматриваться в судебном заседании обязательно с участием самого обвиняемого, его законного представителя, если обвиняемый несовершеннолетний, и адвоката, который участвует в уголовном деле, и только судебное решение является основанием для содержания обвиняемого под стражей после того, как уголовное дело направлено на рассмотрение в суд. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за принятие данного законопроекта в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 58 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 22
25.04.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 614240-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части расширения полномочий прокурора).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2257 по 2340 из 7259
Переходим к рассмотрению пункта 6 порядка работы, проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", который был внесён Правительством Российской Федерации 14 октября 2011 года и принят Государственной Думой в первом чтении 22 ноября 2011 года. Названный законопроект внесён в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 22 марта 2005 года по делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд. Законопроект направлен на расширение полномочий прокурора по надзору и полномочий суда по контролю за законностью избрания таких мер пресечения, как заключение под стражу, домашний арест и залог, а также продления срока содержания под стражей. В этих целях в статьях 37, 221 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предлагается предоставить прокурору полномочия возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей. Кроме того, предлагаемые изменения в статьи 228 и 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наделяют суд правом решать вопрос об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога либо о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста в отдельном судебном заседании по собственной инициативе либо по ходатайству прокурора или на предварительном слушании при наличии оснований, предусмотренных частью второй статьи 229 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Ко второму чтению данного законопроекта поступило восемнадцать поправок. Семнадцать поправок комитет предлагает принять и одну поправку - отклонить. Коллеги, прошу поддержать решение комитета и, рассмотрев две таблицы поправок, одобрить поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, и отклонить поправки, рекомендуемые к отклонению, а также принять этот законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к рассмотрению таблицы поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет вопросов. Ставлю её на голосование. Кто за то, чтобы принять таблицу № 1? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 56 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. В таблице № 2 одна поправка, есть ли по ней возражения? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 28 сек.) Проголосовало за 231 чел.51,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 232 чел. Не голосовало 218 чел.48,4 % Результат: принято Таблица № 2 принимается. Законопроект, обозначенный под пунктом 6, выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5484 по 5501 из 7259
Пункт 6, законопроект, рассматриваемый во втором чтении, - проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 03 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 264
22.11.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 614240-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части расширения полномочий прокурора).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3362 по 3432 из 4977
Сейчас обсуждаем пункт 46 порядка работы - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации Дмитрий Вячеславович Костенников. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Законопроект направлен на изменение ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд. Законопроектом предлагается дополнить статьи 37, 221, 226 УПК положениями, обязывающими прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, если этот срок недостаточен для осуществления судом действий, связанных с подготовкой судебного заседания. Кроме того, новой редакцией статьи 228 УПК устанавливается, что на стадии подготовки к судебному заседанию вопросы об избрании, отмене или изменении меры пресечения или о продлении срока содержания под стражей могут быть рассмотрены в судебном заседании с участием сторон либо на предварительном слушании. Принятие законопроекта позволит обеспечить защиту прав обвиняемого в уголовном судопроизводстве в соответствии с конституционно-правовой позицией Конституционного Суда, выявленной в постановлении от 22 марта 2005 года № 4-П. Реализация закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Проект закона поддержан ГПУ Президента Российской Федерации, Верховным Судом и Генеральной прокуратурой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад по данному вопросу сделает первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Геннадьевич Назаров. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагается в первом чтении рассмотреть законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесённый правительством. Докладчик уже обозначил суть проблемы. Дело в том, что Конституционный Суд указывал на невозможность без решения суда оставлять под стражей тех граждан, которые находятся под стражей во время предварительного расследования и направления уголовного дела в суд. Для того чтобы этот правовой пробел устранить, и вносится этот законопроект, позволяющий прокурору контролировать эту ситуацию и ходатайствовать перед судом о продлении срока содержания под стражей, если срок содержания под стражей заканчивается, а новое судебное рассмотрение, где может быть решён этот вопрос, ещё не наступило. Комитет предлагает поддержать в первом чтении данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении по обсуждаемому законопроекту? Также нет. Выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4705 по 4720 из 4977
Законопроект из пункта 46, также первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 00 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается.