Заседание № 42
О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в целях создания максимально упрощённого порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации; проект № 61423-6; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я по 4-му вопросу, о Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Речь идёт о детях от смешанных браков, которые находятся за рубежом. Президентом был внесён проект закона, но он был, к сожалению, ухудшен прошлым составом Думы, и Совет Федерации этот закон отклонил по мотивам нарушения Конституции, причём совершенно справедливо, затем была создана согласительная комиссия, которая ни разу не собралась. В связи с этим я предлагаю не снимать закон с рассмотрения, а всё-таки хоть раз собрать согласительную комиссию, изъять ту поправку, которая ухудшила этот закон, и принять его. Вот сейчас как раз будет докладывать Москалькова, которая наверняка скажет о том, что есть десятки тысяч таких детей. Это, кстати, исключительный закон, все в России критикуют, но почему-то Крашенинников предлагает снять с рассмотрения, а ведь это его комитет и ухудшил закон в прошлом созыве! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
По вопросу 4. Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста, прокомментируйте предложение Калашникова провести заседание согласительной комиссии и изъять те поправки, которые, как сказал Калашников, были предложены депутатами прошлого созыва. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Мы с удовольствием рассмотрим данное предложение, но, я надеюсь, не с голоса и не сейчас; когда оно поступит, мы проведём соответствующее заседание комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, 4-й вопрос стоит в повестке, он уже есть в сегодняшнем порядке работы, поэтому у нас не получится по-другому, кроме как с голоса, его рассмотреть. Либо мы исключаем этот вопрос из повестки дня и запускаем процедуру работы над законом в рамках согласительной комиссии, либо, уважаемые коллеги, мы с вами его рассматриваем сегодня и снимаем с дальнейшего рассмотрения. Пожалуйста, Павел Владимирович. Включите микрофон. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Вы знаете, с точки зрения соответствия Регламенту и соблюдения всех процедур закон готов к рассмотрению. Татьяна Викторовна выступит, доложит о данном законе, ну а решение, в зависимости от политических и каких-то других воззрений, мы будем принимать здесь, в зале. С точки зрения соответствия Регламенту, ещё раз подчёркиваю, документ готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, вопрос стоит о снятии закона с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой, это с одной стороны. С другой стороны, как говорит Калашников Леонид Иванович, закон нужный, это президентская инициатива, но она была серьёзно изменена в Государственной Думе, и тот закон, который вышел из её стен, был отклонён Советом Федерации не случайно, а потому, что изменился до неузнаваемости. В связи с этим есть предложение: либо его нужно вернуть к тому первоначальному виду, в котором он был внесён, и дальше уже работать над ним, а потом соответственно вносить в Совет Федерации для дальнейшего рассмотрения, либо, как вы предлагаете, дойти до 4-го пункта и завершить работу снятием данного закона с дальнейшего рассмотрения. Может быть, нам прокомментирует этот вопрос полномочный представитель президента, с учётом того что законопроект президентский? Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вариант, который предложен сегодня комитетом для рассмотрения, нами поддерживается. Мы полагаем, что проще начинать рассмотрение проблематики упрощённого приёма, вернее, приобретения гражданства ребёнком из разносоставной по гражданству семьи с чистого листа, чем пытаться сейчас закон в довольно серьёзно доработанном варианте, как вы прокомментировали, возвращать в первоначальное состояние и начинать двигаться с нуля. Поэтому мы полагаем, что закон, отклонённый Советом Федерации, может быть рекомендован к снятию с дальнейшего рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я, конечно, поддержу то, что сказал Гарри Владимирович, - так нам, по-моему, легче будет работать. И для чистоты отношений: коллега Калашников давно работает, и в прошлом созыве Думы также работал, и если хорошенько вспомнить, то он в нашем комитете как раз не был. Тот комитет, который был, уже прекратил своё существование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонид Иванович. Калашникову Леониду Ивановичу включите микрофон. КАЛАШНИКОВ Л. И. Павел Владимирович, вы даже не даёте обоснования снятия этого вопроса! На прошлом Совете в марте вы предложили его снять с дальнейшего рассмотрения, я на Совете случайно это увидел, потому что ваш комитет ответственный за него, и предложил его не снимать, а собрать согласительную комиссию - там надо всего лишь одну поправку изъять, он в трёх чтениях уже был принят, и Совет Федерации предлагает то же самое. Тогда Совет Думы согласился, но вы так и не собрали согласительную комиссию за два прошедших месяца. Вчера мы встречались с представителями Всемирного координационного совета российских соотечественников, и они просто кричат все! Они сегодня сидят в гостинице "Ленинградская", заседают, и завтра весь мир узнает, что мы сняли этот закон, который нужен: только в нашей стране закон так забюрократизирован, что за границей ребёнок не может получить российское гражданство, если один из родителей является иностранным гражданином, - и вы не собрали даже согласительную комиссию! Там есть кандидаты от Совета Федерации - Клишас, ещё три человека, а вы даже не определили людей от Думы в эту согласительную комиссию! Да, я работал в той Думе, но я не работал в комитете по конституционному законодательству, который Плигин возглавлял. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Иванович, мы уходим уже в обсуждение данного вопроса, у нас будет возможность это сделать при его рассмотрении. Уважаемые коллеги, давайте исходить из того, что это наша вина: мы с вами законодательную инициативу, её концепцию, взяли и изменили до неузнаваемости, и сегодня те, кто вносил этот законопроект, не поддерживают его доработку, потому что лучше начать с чистого листа. Давайте к себе тоже критично подойдём: зачем нам накручивать к законам, которые приходят к нам от авторов законодательной инициативы, даже независимо от того, кто автор, отсебятину, которая затем заканчивается необходимостью принимать такие решения? Нужно задать себе этот вопрос. Коллеги, есть позиция профильного комитета: данный вопрос не снимать с повестки; есть позиция полномочного представителя президента: рассмотреть закон в той редакции, как предложено. Другие мнения есть? По Регламенту мы с вами... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Я не нарушаю Регламент, следую Регламенту, Николай Васильевич. Если вы хотите выступить по ведению, тогда говорите по ведению. Пожалуйста, по ведению - Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. По ведению. Вопрос простой: согласительная комиссия не собиралась, вот надо ответить - почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Меня поправляют коллеги: это не по ведению, Николай Васильевич, это вопрос. (Шум в зале.) Коллеги, когда мы с вами будем обсуждать данный вопрос, тогда ваше предложение будет уместно. (Шум в зале.) Коллеги, давайте не будем искать какие-то лазейки, здесь всё понятно: сами совершили ошибку, давайте это признаем и дальше будем решать эту проблему уже с чистого листа. Мы опять хотим найти какие-то уловки, но это не дело политиков - заниматься поиском каких-то уловок. (Шум в зале.) Вот пускай те, кто сидит в гостинице, знают, что мы совершили ошибку, признаём это, но при этом будем заниматься этим вопросом. Инициатором законопроекта был президент, а те, кто взял и внёс эти поправки, понимали, что они делают? Нет, не думали, что творят. Чем закончилось? Тем, что сейчас нам стыдно, но эту вину мы признаём. А тех, кто это делал, может, и нет уже среди нас, и сейчас брать и на Крашенинникова всё это перекладывать - тоже не совсем правильно. Он наверняка провёл консультации перед этим, и вот то, о чём говорил Гарри Владимирович, - это было ему известно ещё раньше, позиция Совета Федерации ему была известна. Коллеги, нам с вами при работе над законом надо вести консультации, диалог и с гражданским обществом, и с администрацией, и с правительством, и с Советом Федерации, потому что, по мнению всех, там невозможно было изменить то, что накрутили... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну это вы так считаете, Леонид Иванович, а ваши коллеги считают по-другому. Коллеги, есть предложение поставить на голосование инициативу Леонида Ивановича Калашникова, которая прозвучала: снять с повестки 4-й вопрос. И есть мнение председателя комитета Крашенинникова: не снимать с повестки данный вопрос. И есть позиция полномочного представителя президента Гарри Владимировича Минха: оставить закон в той редакции, в какой он есть, для рассмотрения и отклонения. Давайте проголосуем предложение Леонида Ивановича Калашникова. Кто за то, чтобы снять данный вопрос с повестки, с порядка работы Государственной Думы на сегодняшний день? Просьба проголосовать. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, у вас будет возможность выступить по данному вопросу, когда мы до него дойдём. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 07 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7 % Результат: не принято Не принимается предложение Калашникова Леонида Ивановича - вопрос остаётся в повестке дня. Спасибо, коллеги.
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса повестки дня. Блок "Отклонённые федеральные законы". О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Доклад члена Комитета по государственному строительству и законодательству Татьяны Викторовны Касаевой. КАСАЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В проекте закона предлагалось предоставлять гражданство Российской Федерации ребёнку, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации, по заявлению этого родителя. Однако в принятом федеральном законе значительно расширена концепция, предложенная президентом, введён ряд ограничений и условий, например обязанность ребёнка по достижении совершеннолетия выбрать между гражданством, имеющимся у одного родителя и у другого родителя. Закон был принят Государственной Думой в третьем чтении 11 июня 2013 года, однако Совет Федерации посчитал, что закон не соответствует концепции проекта, внесённого Президентом Российской Федерации в Государственную Думу, и отклонил его. Постановлением Государственной Думы от 11 сентября 2013 года № 2777-6 была создана согласительная комиссия, в состав которой были избраны следующие депутаты: Иванов Сергей Владимирович, Курбанов, Плигин и Мизулина. Срок полномочий комиссии истёк ещё в декабре 2013 года. В данной трактовке закон не решает существующей проблемы, не устраняет пробелы в праве, наоборот, создаёт коллизии и проблемы для правоприменителя, в связи с чем Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству предлагает снять данный закон с дальнейшего рассмотрения. Вместе с тем комитет полагает, что концепция закона не утратила актуальность, существует пробел в праве и его необходимо устранить с помощью новой законодательной инициативы, начав, как сегодня было сказано, с чистого листа. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Викторовна, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, выступления представителей фракций - есть желающие? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Калашникову Леониду Ивановичу. У нас, коллеги, особая процедура (не так часто мы сталкиваемся с такими законами): предполагаются выступления от фракций, заключительное слово докладчика и голосование. Пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает предложение комитета об отмене решения о создании согласительной комиссии, ну хотя бы по той причине, что согласительная комиссия, как мы выяснили, исчерпала свои полномочия ещё три года назад. Хочу обратить внимание на заключительные слова докладчика по этому вопросу, нашего коллеги, члена комитета, которая сказала, что этот вопрос всё равно надо решать и решать с чистого листа. Я думаю, что уважаемые коллеги, в том числе Леонид Иванович Калашников, который будет выступать после меня, не могут не знать о том, что ещё 17 февраля в Государственную Думу был внесён законопроект (он зарегистрирован, находится на рассмотрении в профильном комитете - комитете по законодательству) на эту тему, к числу его авторов в настоящее время присоединились ещё двадцать пять депутатов, и этим законопроектом как раз предполагается очистить от всех вот этих наростов, препятствий и условий изначальную инициативу. Таким образом, будет устранено то неравноправие, которое возникло в нашем законодательстве, а именно: в смешанных семьях, живущих в России, гражданство ребёнка устанавливается по заявлению родителя - гражданина Российской Федерации, а вот если такая семья живёт за рубежом, то в этом случае к ходатайству родителя - гражданина Российской Федерации должно быть приложено согласие родителя-иностранца. Такой практики на самом деле больше нет нигде, нет ни в каком другом законодательстве. У нас она была в своё время применена и вызвала очень много разных проблем, и мы знаем об этих проблемах, и соотечественники правильно об этом давным-давно ставят вопрос. К сожалению, в Государственной Думе предыдущего созыва, как мы выяснили, над текстом изначальной инициативы было допущено такое законодательное насилие, там были записаны - вы можете посмотреть текст закона - вещи, которые на самом деле противоречат нашей Конституции. Например, автоматическое лишение гражданства в случае, если ребёнок не выбрал между гражданством России и гражданством другого государства, - это противоречит Конституции. Совет Федерации совершенно справедливо от этого отказался и не проголосовал за данный закон. В законодательной инициативе, которую мы представили 17 февраля этого года, ничего этого нет, там речь идёт о том, чтобы уравнять в правах граждан Российской Федерации вне зависимости от того, где они живут, в России или за рубежом, дать право детям в смешанных браках стать российскими гражданами - в этом смысле мы увеличиваем, а не уменьшаем число российских граждан, - более того, добавлено положение не только о рождённых детях, но и об усыновлённых или удочерённых, это на самом деле дополнение к изначальной инициативе президента. До инициативы президента Медведева были законопроекты в Государственной Думе пятого созыва на эту же тему, я просто предлагаю считать, что нашим законопроектом мы как раз начинаем с чистого листа. Ничто не мешает нам ускорить рассмотрение этого законопроекта, и, мне кажется, мы никого не сдерживаем в желании присоединиться к работе над ним. Да, двадцать шесть депутатов, которые вносят этот законопроект, - депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ", но мы приглашаем коллег из фракций КПРФ, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" присоединиться к работе над этим законопроектом, потому что он носит абсолютно непартийный, наднациональный характер и он необходим для того, чтобы мы подтвердили свои обязательства перед соотечественниками. Давайте не будем задерживать принятие этого закона тем, что начнём продлевать вчерашний день, а именно срок полномочий согласительной комиссии по закону, который неправильно, что был принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Пожалуйста, Леонид Иванович Калашников от фракции КПРФ. КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, Константин Фёдорович, я присоединяюсь к рекламе вашего законопроекта - и нашего, его комитет уже поддержал, - но если мы будем каждый раз вносить новые законопроекты, которые повторяют президентский слово в слово - ну кроме поправки об усыновлённых детях, которую мы можем сейчас внести, - то мы ещё пятнадцать лет будем рассматривать новый законопроект, потому что нужно получить отзывы правительства, администрации президента... Вот совершенно правильно Вячеслав Викторович сказал, что Дума предыдущего созыва как-то так, простите за тавтологию, бездумно отнеслась. Президент внёс то, о чём здесь сказал Константин Фёдорович, дословно, и нам проще всего было тогда так и принять, ведь если брак смешанный и семья живёт в России, принять гражданство для ребёнка не представляется проблемой, а если они живут за границей или развелись и родитель-иностранец живёт где-то там, а наш, россиянин, здесь, то наше государство не должно требовать - этого не требует никакое другое государство - согласия гражданина другой страны, даже несмотря на то что родители развелись. Новый законопроект вносят в очередной раз - а подобные законопроекты вносились, правильно сказал Константин Фёдорович, в Думе и второго, и третьего, и четвёртого созывов, ну вот он сейчас внёс, - а зачем, когда смысл согласительной комиссии был в том... Мы её можем созвать сейчас, эту согласительную комиссию, и изъять внесённую Думой шестого созыва поправку, которая заключалась в следующем: да, даём ребёнку законодательное право получить гражданство, но после достижения 18 лет он должен сам отказаться от второго гражданства, иначе автоматически лишается этого гражданства. Вот нужно вернуть закон на доработку согласительной комиссией и изъять эту поправку - она действительно, Вячеслав Викторович, ухудшила закон, - этот путь принятия закона гораздо легче, быстрее. Вот я ещё раз говорю, мы вчера у Лаврова в МИДе сидели, со всего мира собрались, собрался Всемирный координационный совет российских соотечественников, и, когда я им говорил, что есть этот закон, есть ещё закон о гражданстве, есть ещё закон об отмене справок при получении, они просто аплодировали и говорили: наконец-то! А вот теперь они, собравшиеся из ста пятидесяти стран, будут мне говорить: у вас Гордон с двойным гражданством, Познер с двойным гражданством - ничего, спокойненько ходят, никаких проблем нет, а вот соотечественник, носитель русского языка, не может получить российское гражданство, потому что ему нужно отказаться от своего гражданства. Вот я, допустим, из Аргентины приехал, в четвёртом поколении гражданин этой страны - как я откажусь от аргентинского гражданства? Я не был в России до сих пор, но я должен отказаться от своего гражданства, чтобы получить российское? А я, может, не собираюсь ехать в Россию, просто хочу иметь с ней связь. Сейчас речь идёт о детях. Мы можем спокойно по процедуре создать согласительную комиссию, не принимая новый закон, - дойдёт дело и до нового, мы его поддержали, коммунистов не надо агитировать, я председатель комитета, коммунист, и мы в комитете поддержали этот законопроект. Не нужно пропаганду устраивать, а нужно просто вернуться к закону, внесённому Президентом Российской Федерации, изъять поправку, которая в Думе того созыва Плигиным была внесена и фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержана, - и всё, не проблема, снова в третьем чтении его принять и не ждать нового закона. Вот к чему я призываю вас сегодня - вне зависимости, естественно, от партийной принадлежности, - ведь завтра вам придётся отвечать, как мы уже отвечаем двадцать лет, на вопрос: "Ну как же так, почему мой ребёнок не может получить гражданство?" Россия единственная приняла такой закон - нигде больше такого закона нет: ни в Америке, ни в соседних странах. А представляете, что в отношении Украины? Вчера отменили в очередной раз георгиевскую ленточку, да ещё все эти законы, принятые в отношении интернет-ресурсов, а уж в отношении детей это точно будет продолжаться дальше, ведь там смешанные браки как раз с нашими соотечественниками, их уже миллионы. Я больше чем убеждён: если уж георгиевскую ленточку отменяют, то согласия от украинского гражданина, который остался там, русская гражданка, живущая здесь с ребёнком, не получит. Так чего вы хотите - ждать нового законопроекта, который слово в слово повторяет президентский законопроект? Верните закон в согласительную комиссию, пять минут посидите, исключите поправку Плигина, которая ухудшает... Он специалист по конституционному законодательству, он что, не знал, какую поправку вносил?! Конституция запрещает лишение гражданина гражданства без его согласия или без его участия. Он её внёс, мне кажется, осознанно: ну не могли не знать Плигин и люди, сидевшие в том комитете по конституционному законодательству, что это прямое нарушение Конституции! Конституционный Суд дал разъяснения по этому поводу, и он тоже знал об этом, знал, что это нельзя делать, но зачем-то взяли и ухудшили проект. Потом закон был направлен в Совет Федерации, Совет Федерации говорит: "Ура, закон очень хороший, но почему-то Дума приняла неправильную поправку, давайте вернём, создадим согласительную комиссию". Согласительная комиссия ни разу не собралась, почему - мне тоже непонятно. Вы правильно... Гарри Владимирович, я, конечно, с уважением отношусь к вашей позиции, но я прекрасно понимаю, работая здесь, в Думе, как готовятся законопроекты, они же не готовятся президентом лично, они готовятся управлением, они готовятся конкретными людьми. Вот я увидел, как сегодня Вячеслав Викторович засомневался: а может, действительно не нужно этого делать - ну зачем его отклонять, если можно вернуть его на доработку в согласительную комиссию и прийти к консенсусу или завтра его отклонить? И он вроде бы пошёл по этому пути, но вдруг встаёте вы и говорите: а мы, президентская администрация... А кто "мы"? Конечно, определённое управление, определённый департамент. Что, там изменилась позиция по этому закону? Нет конечно! Они его не поддерживают в нынешней редакции - ну так они его и не вносили в нынешней редакции. И мы предлагаем принять его в той редакции, в которой он вносился. Где здесь противоречие, в чём?! Мгновенно меняется позиция - почему она меняется? Потому что определённый клерк, определённый уважаемый руководитель, может быть, не разобравшись, вдруг подверг сомнению всё, что было наработано до него. Но ведь за это голосовало здесь ползала, а скорее всего, даже весь зал, я точно не помню результатов голосования, но "ЕДИНАЯ РОССИЯ", коммунисты наверняка поддерживали этот закон. И как вы завтра будете отвечать?! Вот сейчас в гостинице "Ленинградская" находится несколько сотен человек со всего мира, наших соотечественников, с которыми мы вчера встречались, они говорили мне об этом, и не только мне - они говорили МИДу, Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом встречалась с ними: немедленно требуется этот закон, он назрел, мы не можем ждать! Ну как это, с гражданством дети, без гражданства - непонятно! А вы предлагаете новый закон, который внесли Затулин и товарищи... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Иванович, для чистоты отношений: фракция КПРФ не голосовала за этот закон. КАЛАШНИКОВ Л. И. Ну хорошо, я вот предлагаю нынешним нашим коллегам проголосовать за него, потому что это закон назревший, нужный. Я, честно говоря, не знаю, почему не голосовали, он полностью соответствует нашим идеологемам. Предлагаю вернуть закон в согласительную комиссию, а сейчас снять его с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Крашенинников Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Большое спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Какие выводы мы можем сделать из данной дискуссии? Первое... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, это не по ведению. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я просто затрагиваю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, не по ведению. Вы ведь юрист, заслуженный юрист Российской Федерации! Извините, но либо вы выступаете по ведению, либо мы предоставляем заключительное слово Касаевой Татьяне Викторовне. Татьяна Викторовна, у вас есть желание выступить с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставится на голосование предложение: снять с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", 4-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 50 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 45 чел.10,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Решение принято: закон снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.
Заседание № 112
О проекте постановления Государственной Думы № 339235-6 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (проект № 61423-6)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Следующий, 3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Нет возражений, если Вяткин доложит? Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В связи с отклонением Советом Федерации проекта федерального закона № 61423-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" мы, в соответствии с Конституцией, в соответствии с нашим Регламентом, предлагаем: создать с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию по этому закону; избрать в состав указанной согласительной комиссии наших коллег - Иванова Сергея Владимировича, Курбанова Ризвана Данияловича, Мизулину Елену Борисовну и Плигина Владимира Николаевича; установить срок работы данной согласительной комиссии - до конца года, то есть до 31 декабря 2013 года; избрать сопредседателем указанной согласительной комиссии со стороны Государственной Думы Плигина Владимира Николаевича. Просим поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим проект постановления на "час голосования".
Следующий, 3-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 39 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Постановление принято.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 61423-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в целях создания максимально упрощённого порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Следующий - 6-й вопрос, который по просьбе Владимира Николаевича Плигина мы перенесли именно на это место. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", третье чтение. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, текст в зале не роздан, просто идёт техническая работа, поэтому, если позволите, можно было бы его перенести, я думаю, на четыре часа ровно. Исключительно техническая работа, сейчас получена подпись председателя... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений рассмотреть его после завершения указанной работы?
Возвращаемся к 6-му вопросу повестки. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" докладывает Владимир Николаевич Плигин. Микрофон включите. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Техническая неточность в настоящее время устранена, данная страница вам роздана. Законопроект готов к принятию в третьем чтении, все необходимые экспертизы он прошёл. Предлагаемые изменения в закон "О гражданстве..." создают максимально упрощённый порядок получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации. Просим принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам от фракций? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", третье чтение. Ставлю на голосование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 38 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 61423-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в целях создания максимально упрощённого порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", третье чтение. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предусмотренное законопроектом объявление российским гражданином ребёнка, один из родителей которого гражданин России, а другой - иностранный гражданин, с нашей точки зрения, влечёт необходимость уточнения волеизъявления ребёнка, его отношения к принадлежности к соответствующему гражданству по достижении им совершеннолетия: ребёнок может принять или, наоборот, не принять гражданство, ранее оформленное в результате волеизъявления, выбора какого-либо из родителей. Мы довольно долго не представляли законопроект к третьему чтению, в связи с тем что обсуждалась эта проблема. Для того чтобы решить появившиеся вопросы, необходимо законопроект вернуть к процедуре второго чтения, поэтому прошу принять решение о возврате законопроекта к процедуре второго чтения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование предложение Владимира Николаевича Плигина вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 13 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Законопроект возвращается к процедуре второго чтения. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается таблица поправок, она состоит из шести поправок. Хочу обратить внимание на то, что все они проникнуты единственной целью, которая обозначена следующим образом: лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации в возрасте до восемнадцати лет по заявлению его родителя - российского гражданина и имеющее одновременно гражданство иностранного государства, по достижении возраста восемнадцати лет обязано сделать выбор между гражданством Российской Федерации и гражданством иностранного государства. И далее в поправках описывается порядок. Коллеги, прошу принять данную таблицу. И затем, если таблица будет утверждена, рекомендуем законопроект принять во втором чтении. Мы не будем рекомендовать сегодня принимать законопроект в третьем чтении, чтобы предоставить вам возможность дополнительно изучить эту ситуацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 41 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Таблица принимается. Выносим на "час голосования".
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Голосуется во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 11 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 61423-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в целях создания максимально упрощённого порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный законопроект направлен на создание максимально упрощённого порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации. К законопроекту была подана одна-единственная поправка, которая носит кодификационный характер. Таблица только одна, содержит, повторяю, одну поправку. Прошу вас принять таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1, в которой одна поправка? Нет. Ставлю на голосование таблицу № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 03 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 24 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 73
О проекте федерального закона № 61423-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в целях создания максимально упрощённого порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребёнком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Андрей Иванович Денисов, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Пожалуйста, Андрей Иванович. ДЕНИСОВ А. И., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленный вам законопроект о гражданстве детей от смешанных браков разработан Министерством иностранных дел в начале прошлого, 2012 года по прямому поручению Президента Российской Федерации. Предлагается внести поправку в пункт "а" части шестой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Суть поправки. Закон в настоящее время гласит, что в упрощённом порядке в гражданство принимается ребёнок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребёнком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребёнок проживает на территории Российской Федерации. Предлагаемой поправкой просто исключаются слова "и при наличии согласия другого родителя", имеется в виду согласие родителя-иностранца. Соответственно, отпадает необходимость и во второй части этой нормы - привязке ситуации к месту жительства ребёнка, поскольку официально оформленного согласия родителя-иностранца не потребуется в любом случае, достаточно лишь соответствующего обращения одного из родителей - нашего гражданина, гражданина Российской Федерации. Коллеги, идея скорректировать закон таким вот образом возникла не вдруг, как говорится, не в одночасье. Продолжающиеся конфликты по поводу детей получают значительный общественный резонанс, и вы, депутаты Государственной Думы, очень хорошо это знаете. И в Администрацию Президента Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел продолжают поступать обращения наших граждан, а также объединений наших соотечественников за рубежом, в которых содержатся порой упрёки в несбалансированности российского законодательства, которое в первую очередь должно быть ориентировано на защиту наших граждан - граждан Российской Федерации. В поведении российских органов, учреждений, российских дипломатических представительств, строго руководствующихся требованиями Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", граждане нередко видят неспособность, а то и нежелание государства обеспечить своим гражданам защиту и покровительство за рубежом, что гарантировано Конституцией нашей страны, а проблема лежит, как видите, в правовой плоскости: сейчас оформить российское гражданство ребёнку, проживающему за рубежом в смешанной семье, без согласия родителя-иностранца нельзя. В случае конфликта в семье получить такое согласие в принципе невозможно - жизнь есть жизнь, и ребёнок, получается, для нас иностранец, проживающий за пределами Российской Федерации. Соответственно, у нашей страны с позиции международного права отсутствуют какие-либо основания предпринимать шаги по обеспечению интересов этого ребёнка. Государство его гражданства вправе запретить не только консульский доступ, но даже и просто наведение справок об условиях его жизни, такие попытки интерпретируются местными властями как незаконное вмешательство в отсутствие на то каких-либо правовых оснований. Иное дело, если бы ребёнок имел российское гражданство. Наличие у ребёнка гражданства России позволяет Российскому государству рассматривать ребёнка как своего гражданина и, соответственно, даёт нам формальные основания для отстаивания интересов самого ребёнка, а также его родителя (папы или мамы), являющегося гражданином Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, у меня есть целый ряд примеров такого рода ситуаций. Я не буду тратить время, потому что большинство из них вам хорошо известны, назову только два. К примеру, дело Ирины Бергсет, гражданки России, вышедшей замуж за гражданина Норвегии: у неё двое детей, старший мальчик - гражданин Российской Федерации, младший, родившийся в совместном браке, гражданства Российской Федерации не имеет, и фактически мать смогла перевезти на территорию Российской Федерации только старшего сына, гражданина России, а младший оказывается по сути недоступным по решению норвежского суда и органов опеки, и у нас нет никаких оснований требовать даже свидания матери с ним, потому что он гражданин Норвегии. Или известная история Риммы Салонен, ребёнка которой вывезли, как вы знаете, в дипломатической машине, в багажнике, с территории Российской Федерации на территорию Финляндии. Конечно, коллеги, как любые семейные, как любые житейские споры, эти истории имеют массу всякого рода подробностей, деталей, вы все опытные люди, понимаете, что всё это очень непросто, но в основе этих конфликтов лежит одно - отсутствие каких-либо оснований у российских государственных органов, у дипломатических учреждений, у общественности, у кого угодно требовать какого-либо, скажем так, контроля за ситуацией, доступа к детям, обеспечения прав их родителей - граждан России, в данном случае матерей, только потому, что дети не являются гражданами Российской Федерации и не могут считаться таковыми: раз нет гражданства Российской Федерации, стало быть, оснований для таких требований нет. Я подробно описывать не буду, вы эти истории хорошо знаете, их, к сожалению, немало. С учётом отсутствия в настоящее время международных договоров с участием России, которые позволяли бы комплексно решать спорные вопросы в смешанных семьях, принятие данной поправки является оправданным: она расширит возможности России по отстаиванию интересов как самих детей, так и их родителей - российских граждан, и в конце концов, что важно для нас, для Министерства иностранных дел, позволит нашим дипломатическим представительствам и консульским учреждениям предпринимать шаги в сфере дипломатической и консульской поддержки наших сограждан, усилит наши позиции при решении этих вопросов на политическом уровне. Просил бы поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович, присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, нет возражений, если с содокладом выступит Ризван Даниялович Курбанов? Нет. Пожалуйста. КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с решением Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 18 января 2013 года представляется содоклад по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Законопроект был внесён Президентом Российской Федерации в Государственную Думу 24 апреля 2012 года и прошёл все необходимые процедуры для его сегодняшнего рассмотрения. У Правового управления по результатам экспертизы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется. На законопроект поступил положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Также необходимо отметить, что Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей тоже поддержал концепцию законопроекта и рекомендовал его к принятию. Из доклада мы уяснили, что законопроектом устанавливается возможность принятия в гражданство Российской Федерации несовершеннолетнего лица посредством одностороннего волеизъявления родителя-соотечественника. Предлагаемые изменения соответствуют общепризнанной мировой практике по вопросам приобретения гражданства детьми. Законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным обязательствам нашей страны. С учётом изложенного наш комитет рекомендует Государственной Думе принять представляемый проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Иванович, спасибо вам за доклад. Приятно слышать, что по поручению президента внесён этот законопроект. Хотелось бы, чтобы без поручения президента работали наши чиновники, в том числе в МИДе, и сами трудились на благо наших граждан и, кстати, поддерживали наши же инициативы. И в связи этим вопрос: есть ли в недрах МИДа, может быть, поручение или мысли на предмет того, чтобы давать в упрощённом порядке гражданство матерям детей - граждан России? На примере резонансного убийства Ирины Кабановой мы знаем, что она не была гражданкой России, но воспитывала трёх граждан России. Я для справки скажу, что мы внесли подобный законопроект, - интересно, поддержит ли МИД его без поручения президента? ДЕНИСОВ А. И. Михаил Владимирович, я благодарю, но не принимаю иронию, содержащуюся в ваших словах. Дело в том, что поручения президента, как вы хорошо знаете, ведь тоже появляются не в одночасье, им предшествует довольно большая подготовительная работа - обобщение информации, разного рода справочных данных, и эта работа была проведена, после чего и появилось поручение президента. Надеюсь, это понятно, не буду продолжать. Что касается второй части вашего вопроса - здесь уже, как говорится, по существу: разумеется, все вопросы, касающиеся защиты, правовой защиты наших граждан, мы держим в поле своего зрения, но в данном случае вопрос не совсем по адресу. Действительно, эта дикая история с гражданкой Украины, формально гражданкой Украины, находившейся здесь, дети которой являются гражданами Российской Федерации, - это не сфера деятельности МИДа. Мы активнейшим образом участвуем в разрешении, в согласовании таких вопросов, наши юристы задействованы во всех соответствующих рабочих группах, но сам по себе вопрос относится скорее к компетенции наших внутренних органов, в данном случае Федеральной миграционной службы. То есть наша сфера компетенции - это пересечение границы, получение визы или, скажем, установление безвизового режима и так далее и защита интересов наших граждан, находящихся за рубежом, а здесь несколько другая ситуация. Потом, надо знать детали, скажем, было ли в данном случае заявление конкретно того или иного гражданина или гражданки о получении гражданства, потому что без него дать ход процессу невозможно. Одним словом, могу только заверить в заключение, что, конечно, эти вопросы находятся в сфере нашего внимания в части, касающейся нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Андрей Иванович, на территории государства Палестина, которое, как известно, не создано, все дети, рождённые от российских гражданок, записываются как российские граждане. Вопрос такой: скажите, пожалуйста, а как разрешается проблема, если ребёнок уже по факту, по месту рождения признан гражданином другого государства, - вот на него будет распространяться, так сказать, наша юрисдикция, если наша российская гражданка пожелает сделать его российским гражданином? ДЕНИСОВ А. И. Спасибо за вопрос. Разумеется, будет, разумеется! Возьмём ситуацию, скажем, с мамой - нашей гражданкой, которая родила в смешанном браке на территории другой страны ребёнка, которому по факту рождения присваивается гражданство, - это дело законодательства той страны, это дело самой той страны, но мы в данном случае вправе поступать с нашими гражданами по нашему законодательству, никто нам этого не мешает. Что касается Палестины, то, как вы знаете, эти наши гражданки и их дети - граждане Российской Федерации постоянно находятся, так сказать, на связи с нами. Когда была известная операция "Литой свинец" и мы занимались эвакуацией наших граждан из Палестины, мы тогда вывезли примерно тысячу пятьсот наших женщин и детей и ещё примерно шестьсот мам с детьми - гражданок Украины, Казахстана, Белоруссии и некоторых других стран СНГ, потому что там мы их не делим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Андрей Иванович, может быть, у вас всё-таки есть какая-то статистика? Не знаю, пресса вот говорит, что у наших молодых девушек есть голубая мечта встретить принца на белом коне, выйти за него замуж, уехать с ним жить и стать гражданкой США либо какой-нибудь страны Европы и так далее. У нас вообще много граждан, гражданок, которые, выходя замуж за иностранца, сохраняют российское гражданство? И что делать, если она приняла гражданство другого государства, - значит, ребёнка-то мы уже защитить не сможем, всё? В своё время фракция ЛДПР предлагала инициативу, в соответствии с которой, если, допустим, ребёнок уезжает с мамой, до совершеннолетия оставлять ему российское гражданство, - к сожалению, партия большинства не поддержала. То есть получается, что мы заботимся только о тех детях, которые рождены в смешанных браках уже там, за рубежом, а остальные дети, получается, уже по боку, ничего не сможем сделать? ДЕНИСОВ А. И. Видите ли, здесь довольно тонкая грань между, как говорится, вопросом о защите законных прав и интересов и конституционными правами граждан. В конечном счёте это право принадлежит самой женщине-матери, которая вывозит ребёнка, и если она подаёт заявление о том, что ребёнок остаётся гражданином Российской Федерации, то на законных основаниях он всегда остаётся таковым. Соответственно, вплоть до его совершеннолетия, до того времени, когда он сам сможет определить, гражданином какой страны ему оставаться, у нас, у наших консульских учреждений, если речь идёт о семье, находящейся за рубежом, есть все права и основания для того, чтобы интересоваться его судьбой и защищать права, если в этом есть потребность, так что здесь нет никаких проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемый Андрей Иванович, всецело поддерживая настоящий законопроект, не могу не задать следующий вопрос. Вообще, я так понимаю, это тот случай, когда мы фактически поддерживаем институт двойного, тройного гражданства, но при этом возникает также и вопрос о правах ребёнка. Один родитель говорит, что он гражданин его государства, а наша гражданка говорит: он будет нашим гражданином. А как-то задействован в этих спорах сам ребёнок - его позиция учитывается? Его спрашивают, не спрашивают? Как решаются подобные вопросы? Или он, как болванчик, который... он даже не болванчик, а пострадавший, который мечется между двумя родителями? ДЕНИСОВ А. И. Спасибо за вопрос. Ведь всем понятно, что ребёнок может быть маленьким, и уже только поэтому - не потому, что он болванчик, - ему порой просто трудно определиться в каких-то сложных житейских вопросах, нам, взрослым-то, это не всегда легко даётся. Я хотел бы сказать следующее. Вы, наверное, обратили внимание, в конце своего выступления я говорил об отсутствии комплексного решения этого вопроса. В идеале, конечно, можно представить себе комплексное законодательство, комплексное правовое оформление отношений между государствами касательно своих граждан в семейной, частной сфере, которое регулировало бы эти вопросы, но в отсутствие такого комплексного подхода мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении. Да, действительно, определённые коллизии возникают. И мы не поощряем и не защищаем двойное гражданство - мы принимаем его как должное, если оно образовалось, как говорится, в реальной жизни. Действительно, сказать, что вот эта наша поправка решает все проблемы, наверное, было бы неправильно. Допустим, ребёнок одновременно является гражданином той страны, на территории которой он находится, и местная судебная система руководствуется прежде всего этим фактом - гражданством ребёнка, как говорится, по земле, по территории, на которой он находится. Точно так же и у нас, когда возникает судебная коллизия и ребёнок, допустим, является гражданином и России, и какой-то другой страны, мы руководствуемся тем, что он является гражданином России, а его гражданство другой страны для нас в этом случае не имеет никакого значения. Вот, пожалуйста, я процитирую норму закона: для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие. Вот ребёнок вырос, он, как вы сказали, перестаёт быть "болванчиком", то есть перестаёт быть несознательным, и после этого его спрашивают. Вот такая ситуация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Иванович, а скажите, пожалуйста, какого количества детей, а также наших сограждан коснётся этот закон? И не является ли слишком большой эта нагрузка для нынешнего состава дипломатических представительств Российской Федерации? Нужны ли дополнительно люди для того, чтобы реализовывать этот закон? ДЕНИСОВ А. И. Спасибо вам за вопрос, искреннее спасибо. Я действительно просто не хотел, в какой-то мере стеснялся затрагивать эту тему, для нас она, конечно, непростая. Мы понимаем, что, идя на этот шаг, мы, в общем, резко, в разы, а может быть, и на порядки увеличиваем объём работы, и конечно, мы нуждаемся в дополнительной, если хотите, рабочей силе. Наши консульские учреждения - вы бывали за рубежом, вы видели всё это сами - работают с очень большой перегрузкой, у нас очереди бывают на два-три месяца не потому, что мы ленивые или плохо работаем, а просто потому, что не хватает людей для обслуживания консульских потребностей. Это так, но это же не основание для нас не применять методы правовой защиты интересов наших граждан. На каком-то этапе будем выкручиваться, а в перспективе, надеемся, эти вопросы будут решены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Андрей Иванович, вот примем закон хороший, нужный, интересный, но ведь в других странах тоже есть аналогичные проблемы и могут быть аналогичные законы. Вот данный законопроект не входит в противоречие с подобными законодательными актами других стран? Уже, по-моему, во всех странах есть наши женщины, которые вышли замуж за местных жителей, а если есть такие противоречия законов, то как тогда быть? Как проблема будет разрешаться - отдельный закон нужен, или какие-то подзаконные акты, или как-то ещё? ДЕНИСОВ А. И. Вопросы противоречия законов, как вы говорите, в любом случае решаются в суде, и суд выбирает ту норму, которой руководствуется при вынесении своего вердикта. В данном случае есть противоречие, нет противоречия - это для нас не главное, главное для нас - это защита интересов наших граждан, корректировка и улучшение нашего законодательства ради достижения этой цели. А уж коллизии правовые... ну, знаете, они всегда бывают, тут ничего не сделаешь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Романович Родин. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Два последних вопроса, собственно говоря, я и хотел задать. Я хотел бы только обратить внимание, что Николай Васильевич Коломейцев задал вопрос двуединый, а вы, Андрей Иванович, услышали только одну часть - касавшуюся увеличения контингента работающих в вашем ведомстве. Но меня также интересует первая часть: какова всё-таки количественная оценка, каков масштаб проблемы? Ну я не знаю... сколько человек за десять лет обратилось, сколько в год обращается в связи с этой проблемой? ДЕНИСОВ А. И. Знаете, точной статистики у меня нет, да её, собственно говоря, и быть не может, потому что мы, как правило, концентрируемся на каких-то отдельных случаях, мы здесь не можем такой валовый, что ли, подход применять. Но к сожалению, жизнь есть жизнь. Вы можете сказать, сколько таких дел слушается в наших судах? Ну, тоже, видимо, нет. Чем больше наших людей перемещается по миру, чем больше создаётся смешанных семей, тем, к сожалению, больше таких случаев. Во всяком случае, я могу сказать, что их не десятки, их сотни, а то и больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. По ведению выступает Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, вот на той неделе, по-моему, мы семь раз рассматривали законопроекты, подготовленные нашими коллегами из регионов, депутатами областных Дум, сегодня тоже их несколько (вот один рассмотрели), и ни разу здесь не было депутатов регионального уровня, наших коллег. Мы их не приглашаем или они как-то сговорились и не приходят? У нас на заседаниях Думы прошлого созыва, как правило, всегда присутствовали авторы законопроектов - депутаты региональных Дум, и к ним были интересные вопросы, а сейчас никого нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, приглашаем. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, коротко. Андрей Иванович, ну, к сожалению, вызывает удивление то - может быть, всё-таки вы в заключительном слове ещё раз к этой теме вернётесь, - что наше Министерство иностранных дел не владеет информацией о том, какое количество наших граждан имеют двойное гражданство. То есть именно об этом спрашивали и я, и Коломейцев, но вы как-то очень аккуратно, дипломатично эту тему обходили стороной. Какой потенциал? Ещё раз повторю: странно ведь полагать, что молодая девушка или не молодая - неважно, выходя замуж за иностранца и уезжая жить в его страну, сохранит российское гражданство и тем самым лишит себя всех тех привилегий, которые она могла бы получить как гражданка там, допустим в США, Германии, если только они не едут в африканские страны, где очень тяжёлая обстановка, где война, возможно, и так далее. Вот поскольку этих вещей мы не знаем, в итоге получится, что, принимая данный закон, мы позволим нашим дипломатам в багажнике вывозить наших детей, которым мы предоставляем российское гражданство по заявлению мамы, которая натерпелась, нажилась с таким вот извергом и теперь хочет вернуться к себе в страну и вернуть ребёнка. Вы эту тему не освещаете абсолютно. Мы во фракции ЛДПР только за то, чтобы как можно больше наших граждан находились под защитой Российской Федерации, но данная проблема как раз и усложняется тем, что и другие страны будут принимать такие же меры. Вы говорите, что суд будет решать, но это смотря на чьей стороне суд будет происходить: если нам удастся ребёнка вывезти в багажнике к себе в страну, то наш суд, конечно, примет решение, что он гражданин России, поскольку его мама с таким заявлением обращалась, а если суд будет в Финляндии, то есть финляндские дипломаты вывезли ребёнка, там решат, что нет, и лишат родительских прав. Мне кажется, данный законопроект нуждается в серьёзной доработке, или он просто сделан под кого-то. То есть вы, может, всё-таки ещё раз повторите, каких случаев это касается, потому что таких случаев наверняка всего-навсего единицы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. Дмитрий Фёдорович, вам сколько времени нужно? ВЯТКИН Д. Ф. Совсем немного. Я думаю, в две минуты уложусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я не случайно всё-таки посчитал необходимым подняться на трибуну, потому что сегодня за очень небольшой по объёму формулировкой, которую мы принимаем в первом чтении, - а это инициатива президента, - по большому счёту, скрывается очень большой, серьёзный смысл и огромное значение. Мы всегда говорим о том, что наши граждане должны чувствовать себя защищёнными, где бы они ни находились, и приводим в пример некоторые страны, которые выдают паспорт, заграничный паспорт чуть ли не как некую индульгенцию, показывая который гражданин может сказать: не смейте меня трогать, я защищён своим государством! Так вот сегодня мы как раз воплощаем эту идею, эту мечту в жизнь, если можно так сказать, маленький шажок делаем в этом направлении. Действительно, для того чтобы оказывать дипломатическую, правовую помощь нашим детям, детям наших граждан, наших сограждан, которые оказались за рубежом, которые попали в трудную ситуацию, нам необходимо, чтобы эти дети были наши, чтобы у них было российское гражданство. Вне всякого сомнения, наша фракция проголосует за принятие этого законопроекта в первом чтении, и мы надеемся, что этот законопроект будет рассмотрен как можно быстрее, для того чтобы появилась реальная возможность присваивать российское гражданство нашим детям всего лишь по заявлению наших граждан и ничьё согласие для оказания помощи нашим детям не требовалось. Просим поддержать инициативу президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, выступать будете? Андрей Иванович, вам слово. Пожалуйста. ДЕНИСОВ А. И. Коллеги, спасибо за высказанные мнения, их все мы будем так или иначе учитывать в работе. По поводу заявления депутата Иванова я скажу одно: у нас есть Конституция Российской Федерации, которая не запрещает нашим гражданам ни выходить замуж или жениться по их доброй личной воле, ни выезжать за рубеж, оставаться там, если есть на то основания, и какой-либо статистики на сей счёт мы не ведём и вести не в состоянии, потому что уж это меньше всего касается Министерства иностранных дел, которое, я ещё раз говорю, ведает вопросами пересечения границы. А теперь от декларации к фактам. Видите ли, всех наших граждан за рубежом мы настойчиво призываем вставать на учёт в консульских отделах наших посольств, для этого достаточно просто позвонить и сказать: я такой-то, нахожусь там-то, - по крайней мере мы всегда сможем найти этих людей, если вдруг на Родине у них что-то случится. Но так, к сожалению, поступает всё-таки меньшинство, и по Конституции они не обязаны регистрироваться, поэтому если женщина в каком-то городе Российской Федерации выйдет замуж за иностранца, зарегистрирует брак в местном загсе, уедет за рубеж, родит ребёнка, при этом не сообщит ничего о себе в консульский отдел посольства, то мы об этом знать не будем и никаких юридических оснований, рычагов для того, чтобы её зарегистрировать, у нас просто нет. Ваши эмоции обращены в данном случае в пустоту. Было бы правильнее как-то целенаправленно объяснять нашим гражданам, что, находясь за рубежом, лучше всё-таки поддерживать контакт с нашими представительствами. Например, уважаемые депутаты, во время выборов в Государственную Думу число проголосовавших наших граждан за рубежом, имеющих гражданство Российской Федерации и имеющих право голоса, составило 1 миллион 600 тысяч человек, а всего наших граждан за рубежом, по разным оценкам, от десяти до двадцати миллионов, а может быть, и больше. Вот такова статистика. Жизнь, к сожалению, в какие-то юридические рамки подчас бывает довольно трудно заключить. Ну, это я попытался ответить на вопрос. Я готов дать и дальнейшие разъяснения, но не буду тратить время, поэтому очень прошу поддержать законопроект - он действительно насущный и нужный для защиты интересов наших людей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович. Ризван Даниялович, вы будете выступать? Нет. Спасибо. Выносим на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 42 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Законопроект принят.