Заседание № 35
20.06.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 614217-5 "О ратификации Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1392 по 1854 из 6353
Следующий вопрос у нас - ратификация. Пункт 3, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза". Докладывает заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Васильевич Маслов. Пожалуйста, Александр Васильевич. МАСЛОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я сегодня должен докладывать сразу по двум законопроектам, они абсолютно взаимосвязаны. Если позволите, я доложу сразу оба вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, один доклад по двум вопросам. МАСЛОВ А. В. Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение представлены законопроекты о ратификации двух соглашений, направленных на применение информационных технологий в деятельности Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза, а также Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Ратификация соглашений обусловлена необходимостью выполнения обязательств Российской Федерацией по достигнутым договорённостям в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Стороны, которые подписали соглашения 21 сентября 2010 года в городе Москве, приняли решение о последующей ратификации этих двух документов, поэтому они представлены на ваше рассмотрение. Соглашения регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории Таможенного союза и Единого экономического пространства, осуществления таможенного, налогового, транспортного и иных видов контроля с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, направлены на содействие процессам экономической интеграции, организации эффективной работы Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества и Евразийской экономической комиссии. Соглашение об использовании информационных технологий определяет основы создания, функционирования и развития интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, а именно устанавливает: ответственность сторон за развитие национальных сегментов системы, интеграционных сегментов системы, заказчиков и координаторов, общую архитектуру интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, порядок и источники финансирования работ. Второе соглашение, о применении информационных технологий при обмене электронными документами, направлено на решение не инфраструктурных, а содержательных проблем по обмену электронными документами и предусматривает упрощение паспортного, визового, таможенного оформления, фитосанитарного и других видов государственного контроля, способствует созданию единого информационного пространства, предусматривая, что обмен информацией между соответствующими органами стран-участниц будет осуществляться в электронной форме, что ускорит и упростит все процедуры. Внесения изменений в федеральные законы по этим соглашениям не потребуется, потребуется корректировка одного из постановлений Правительства Российской Федерации. Что касается расходов федерального бюджета, то они в настоящее время уже предусмотрены федеральным бюджетом на текущий год и теми документами бюджетного планирования, которые сейчас приняты. Ничего сверх того, что уже было на вашем рассмотрении и утверждении, не потребуется. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, какие будут вопросы? Пожалуйста, вопросы по докладу есть? Есть вопросы. Я прошу прощения, содоклад у нас ещё. Татьяна Николаевна, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы продолжаем создавать правовой каркас Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое благодаря семнадцати ратифицированным нами соглашениям начало работать уже с 1 января этого года. Сегодня невозможно представить ни один сектор экономики, а тем более интеграционные процессы без новых систем связи, без внедрения нанотехнологий и вообще современных технологий. Эти два соглашения, связанные единой концепцией, создают новую инфраструктуру, новую интеграционную систему, которая определяет порядок обмена электронными документами, порядок сбора, обработки и использования информации на едином таможенном пространстве трёх государств - России, Беларуси и Казахстана и на Едином экономическом пространстве. Достаточно подробно о содержании двух соглашений доложил Александр Васильевич Маслов, поэтому разрешите мне только сделать акцент на следующих моментах. По первому соглашению, связанному с созданием, функционированием и развитием интегрированной информационной системы, следует обратить внимание, что каждая из сторон определяет оператора своего сегмента, который осуществляет права и несёт обязанности по его созданию, обеспечению функционирования и развития. На сегодняшний день протоколом заседания правительственной комиссии от 18 октября 2011 года уже закреплено решение о создании национального сегмента Российской Федерации на базе Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу России, что позволит сократить время проектирования и размер бюджетных ассигнований. По второму соглашению - соглашению, связанному с электронным документооборотом. Вот наша Государственная Дума тоже перешла на новые технологии и новый документооборот, это веяние сегодняшнего дня. Применительно к нашему соглашению я хотела бы особо обратить внимание на следующие три момента. Во-первых, электронный документ имеет согласно соглашению равную юридическую силу с документом на бумажном носителе при условии, что он заверен подписью составителя электронного документа либо подписью и печатью. Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, - это то, что соглашением предусматривается в целях обеспечения функционирования интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза создание общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде, состоящей из интегрированных сегментов. И третье - это то, что объёмы и источники финансирования создания инфраструктуры документирования информации в электронном виде определяются в рамках общих объёмов и источников финансирования создания этой системы. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками при обсуждении этих проектов соглашений обратил внимание на то, что они вносятся с нарушением сроков, установленных российским законодательством, и обращает внимание органов исполнительной власти, Александр Васильевич, на то, что задержка ратификации препятствует повышению эффективности наших интеграционных систем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Николаевна. Коллеги, какие будут вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Три вопроса есть. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Васильевич, вот здесь аргументированно вы, два докладчика, нам рассказывали, как всё будет хорошо. Но вот "Суперджет" упал, Владимир Вольфович в красках об этом сказал, и я вчера о нём упоминал... Скажите, пожалуйста, кто будет разработчиком элементной базы и что будет, если вдруг система не сработает? МАСЛОВ А. В. В данном случае речь идёт о соглашениях о создании информационных систем, которые... Если говорить о российской информационной системе, то речь идёт о том, что в качестве нашего сегмента будет использоваться существующая система таможенных органов и она, а также системы, существующие в странах-партнёрах, будут надстраиваться, дополняться интеграционным сегментом, который будет делаться на том оборудовании, которое у нас применяется и сертифицировано... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАСЛОВ А. В. Предприятия и организации будут в установленном порядке выбраны по конкурсу в соответствии с законодательством, поскольку это будет госзакупка. Если будет требоваться сертификация оборудования, оно будет сертифицировано, естественно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич Свинцов. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Вопрос основному докладчику. Вы в своём выступлении сказали, что средства уже предусмотрены в федеральном бюджете на этот год. Не могли бы вы уточнить, о каких суммах идёт речь в связи с созданием этих электронных систем? Спасибо. МАСЛОВ А. В. К сожалению, у меня нет под рукой точных цифр, но в бюджете на текущий год есть строка на создание интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Она в настоящее время создаётся, закончен этап проектирования, и начинается уже строительство самой сети. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Вопросы Александру Васильевичу. Законопроект был внесён в Думу с некоторым нарушением сроков, и согласно пояснительной записке эта задержка была обусловлена разногласиями в решении вопроса о финансировании работ по созданию интегрированной информационной системы. Насколько на данный момент согласована финансовая политика по реализации ратифицированного соглашения и не возникнут ли снова разногласия, которые будут препятствовать реализации соглашения? МАСЛОВ А. В. На самом деле проблем было две. Первая проблема - это финансирование создания интеграционного сегмента, поскольку первоначально предполагалось, что он будет финансироваться за счёт интеграционных органов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Но в связи с тем, что были сложности с получением финансирования от стран-партнёров, было принято решение о том, что интеграционный сегмент будет финансироваться за счёт средств российского федерального бюджета, поскольку была произведена оценка и было выявлено, что затраты вполне посильны и экономический эффект от внедрения системы в первую очередь получает Российская Федерация. Соответственно, эти затраты были, как я уже сказал, включены в действующий федеральный бюджет, новых затрат и новых разногласий по этому поводу не предвидится. Вторая проблема, из-за которой произошла задержка с внесением документов на ратификацию. Вы знаете, что система органов Таможенного союза поменялась, соответственно, надо было этот организационный период пройти, для того чтобы точно определить, кто является функциональным заказчиком по этой системе и как она конфигурируется исходя из новой системы органов. После того как это всё было сформировано, соответственно, и документы у вас появились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Васильевич. Ну, цифру затрат, о которых спрашивал Андрей Николаевич Свинцов, вы попозже ему сообщите. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Покажите список. Илья Юрьевич Дроздов. ДРОЗДОВ И. Ю., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, настоящее соглашение определяет основы создания, функционирования и развития интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза в соответствии с концепцией, утверждённой решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС - высшего органа Таможенного союза. Подписание настоящего соглашения обусловлено необходимостью обеспечения эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории Таможенного союза, осуществления таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечения процесса экономической интеграции, организации эффективной работы Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и евразийской экономической коллегии. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР предлагает поддержать данный законопроект. И я хотел бы сразу по второму соглашению тоже сказать пару фраз, поскольку и доклад, и содоклад сделали одновременно по двум соглашениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ДРОЗДОВ И. Ю. Фракция ЛДПР также предлагает поддержать и второй законопроект, ратифицировать Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза. Второе соглашение неразрывно связано с первым, обусловлено необходимостью формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, принятия единых правил электронного документооборота Таможенного союза. От имении фракции предлагаю поддержать оба законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Брячак. Выступление до семи минут. БРЯЧАК М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, забегая немножко вперёд, скажу, что фракция поддерживает оба законопроекта. Мы высоко оцениваем перспективы сотрудничества в рамках Таможенного союза, видим в этом большие возможности для наших экономик, для наших предприятий. Тот короткий срок, в течение которого он действует, достаточно ярко свидетельствует о том, что товарооборот, в целом экономическое сотрудничество в рамках Таможенного союза возрастает. Однако есть тревожные моменты, на которых я хотел бы остановиться. Скажу о том, что уже второй день используется при пересечении границы, и достаточно успешно, электронное уведомление. Первый опыт его применения показал, что новые технологии имеют перспективу, имеют будущее и в настоящее время у нас уже применяются. Я зачитываю: "Подписание соглашения обусловлено необходимостью обеспечения эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории Таможенного союза, осуществления таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля". И вот здесь, коллеги, я хочу остановиться на том, что нас тревожит. Мы знаем о том, что сбор таможенных платежей и пошлин осуществляется по единому, принятому странами Таможенному кодексу и в соответствии с нормой соглашения идёт распределение этих сборов от платежей и пошлин между странами. Однако есть очень существенная экономическая составляющая, а именно таможенно-логистическая инфраструктура, которая предоставляет очень серьёзные возможности для развития бизнеса, рынка и регионов в целом, особенно приграничных. Мы с вами знаем, какова экономическая эффективность одного работающего грузовика, перевозящего грузы, - он даёт до десяти рабочих мест, даёт налогооблагаемую базу, даёт массу возможностей для развития тех направлений деятельности, которые связаны с внешними торговыми грузопотоками, и в этом смысле таможенное администрирование играет ключевую роль: там, где оно эффективно, формируются новые грузопотоки, создаются компании, предприятия, целые комплексы, в целом инфраструктура, и эта инфраструктура, обслуживая грузопотоки, позволяет развиваться целому сегменту экономики и в конечном счёте позволяет развиваться региону - формировать налогооблагаемую базу и быть успешным в своём экономическом развитии. К сожалению, практика показывает, что таможенное администрирование у нас сегодня, так скажем, неравномерное: есть существенная разница в гибкости, в прозрачности, так сказать, в адекватности подходов к этим вопросам Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана. На сегодняшний день значительная часть грузопотоков, которые могли бы проходить через российские пункты пропуска и обслуживаться нашими предприятиями, вынуждены проходить в силу тех сложностей, которые возникают при таможенном оформлении, через другие территории, в частности через территории Белоруссии и Казахстана, и в связи с этим мы несём существенные потери. В своём выступлении Владимир Владимирович Путин назвал таможенное направление одним из приоритетов в своей деятельности и указал на ряд недостатков, которые в этом вопросе существуют. Но, к сожалению, сегодня этот вопрос пока не решается - наши таможенные органы, наши таможенные процедуры всё так же имеют целый ряд недостатков, которые не позволяют участникам внешнеэкономической деятельности обслуживаться на таможенных терминалах в Российской Федерации, и они вынуждены уходить на территории наших союзных государств в рамках Таможенного союза. Прежде всего есть такая проблема, как принуждение путём давления на участника внешнеэкономической деятельности обслуживаться в конкретной компании, которая, так скажем, больше нравится таможне, - тем самым наносится ущерб тем лицам, которых вынуждают там обслуживаться. Не рынок, не конкуренция определяют выбор, а диктат и понуждение таможенных органов. В связи с этим возникает целый комплекс проблем, что в конечном счёте приводит к тому, что на наших пунктах пропуска в настоящее время существуют очереди, поэтому достаточно длительное время приходится участникам внешнеэкономической деятельности, особенно перевозчикам, стоять на наших пунктах пропуска в ожидании возможности пройти границу. Те процедуры, которые проводятся уже по заявленной схеме, которую я вам представил, они имеют также сложный характер. Если участник внешнеэкономической деятельности пожелал обработать свои грузы не там, где указала таможня, то появляются очень серьёзные проблемы в виде дополнительных досмотров, дополнительных требований к документам, проволочек всевозможных. Безусловно, это обстоятельство разрушает рынок, ликвидирует конкуренцию, которая могла бы формировать здоровую атмосферу в рамках этой деятельности. На сегодняшний день под угрозой потенциал транзита Российской Федерации. Мы с вами стоим на пороге выбора: либо транзит между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европейским союзом пройдёт через Российскую Федерацию по Транссибирской магистрали, либо Китай и Казахстан уведут его по южному направлению и мы останемся не у дел при таком огромном экономическом потенциале, поэтому таможенное администрирование - может быть, я немножко не совсем по теме - является очень важным. Комитет по транспорту провёл заседание "круглого стола", формируется координационный совет, готовится положение о координационном совете, и я призываю вас, коллеги, принять активное участие в работе нашего координационного совета и обратить своё внимание на этот вопрос как на один из важнейших, особенно в канун вступления России в ВТО. Проект закона мы поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Вадимович Саблин. САБЛИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, поддерживает данный законопроект, и мне хотелось бы объяснить почему. Во-первых, внедрение данной системы будет способствовать прозрачности на пространстве Таможенного союза, у нас будут уходить в прошлое и очереди на границах, и прежний порядок оформления документов. И наверное, хорошо, что мы финансируем эту систему, потому что, по сути, мы внедряем свои стандарты как в Белоруссии, так и в Казахстане. Кроме того, хотелось бы отметить, ну, такой нравственный аспект. Эта система позволит участвовать предпринимателям, госучреждениям Белоруссии и Казахстана в электронных торгах, то есть это такой элемент нравственной справедливости. И бесспорно, это всё будет способствовать ещё большему оживлению на пространстве Таможенного союза. Но наряду с внедрением этой системы мы будем передавать на территории Белоруссии, Казахстана то, что связано с электронными ключами, подписями и так далее. Вот хотелось бы обратить внимание на безопасность элемента этой передачи для Российской Федерации. Мы понимаем прекрасно, что это задачи в основном Федеральной службы безопасности, но хотелось бы, чтобы министерство не устранялось от этого и контролировало эти вопросы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы тоже поддерживаем этот закон, но вы обратили внимание, что на первые два вопроса официальный представитель правительства просто не ответил? Хотя совсем недавно, впервые за последнее время, председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев обратил внимание государственных чиновников и министров на неукоснительное отслеживание выполнения федеральных целевых программ. Мне кажется, что официальные представители правительства, приходящие с докладами по столь важным вопросам, обязаны, вообще-то, владеть цифрами и отвечать депутатам конкретно. Это первое. Второе. Если вы посмотрите, то сегодня более 60 процентов доходов федерального бюджета образуется за счёт деятельности таможенных служб. Так же было в Хазарском каганате. Но проблема-то в чём? Со строительством Таможенного союза - вот здесь правильно один из выступавших сказал - все эти вопросы отойдут на расширенные границы. А проработан ли в достаточной степени, в том числе и в информационных системах, вопрос сохранения и контроля над этими доходами? И третье. Вот если посмотреть отчёты Счётной палаты, то наибольшие хищения идут как раз при освоении вот таких контрактов, при разработке таких систем. И я не случайно спросил, кто будет разрабатывать: вопрос в том, что выполнить сложную работу по разработке информационной системы в Российской Федерации сегодня имеют возможность единицы. Вот мы на примере нашей системы видим, насколько она несовершенна, несмотря на колоссальные затраты. Но сегодня, с моей точки зрения, безумное разгосударствление и отсутствие государственного контроля за столь важными вопросами в принципе может поставить нас перед серьёзной проблемой, потому что вся элементная база многих систем, как правило, завозится извне, а электронщики прекрасно знают, что в любую плату, в любую составляющую можно внести внутренние процессоры, которые потом можно использовать в том числе и для изъятия информации, и для остановки системы. Поэтому мне кажется, что, хоть этот вопрос напрямую не относится к закону, но на уровне государства, вообще-то, пора уже заниматься восстановлением, если мы говорим о модернизации, зеленоградского комплекса как нашей реальной Силиконовой долины, а не вот этим непонятным проектом "Сколково", куда вкладываются бешеные деньги, но скорого результата не будет. Мы поддерживаем этот закон, но предлагаем всё же докладчикам более ответственно подходить к подготовке докладов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента и правительства не выступают? Александр Васильевич, вам слово. Пожалуйста. МАСЛОВ А. В. Спасибо. Я хотел бы дать ответ на поставленный вопрос по затратам. Я воспользовался современными информационными технологиями и за время выступления депутатов уточнил, что на три года предусмотрено полтора миллиарда рублей, из которых два года - по 550 миллионов, а остаток будет израсходован за третий год. Это первое. И второе. Я хотел бы ответить на вопрос по использованию нашей криптографии в странах-партнёрах. Сейчас этот вопрос достаточно активно обсуждается по линии ФСБ и их коллег из Белоруссии, с Казахстаном пока вопрос не обсуждается, потому что у них достаточно распространена западная криптография. И естественно, в этих обсуждениях принимаем участие и мы, и Министерство экономического развития как головное ведомство по этой теме. Соответственно, всё критическое оборудование по защите каналов, по защите информации в системе сертифицировано Федеральной службой безопасности, контролируется ФСТЭК и никаких программных закладок и так далее, я думаю, коллеги там не допустят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5123 по 5159 из 6353
3-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 33 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят. Пункт 4, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 06 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят закон.