Заседание № 54

12.11.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 61388-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о наделении органов местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3426 по 3652 из 4787
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает          
представитель Брянской областной Думы Виктор Фёдорович Фёдоров.                 
                                                                                
ФЁДОРОВ В. Ф., представитель Брянской областной Думы.                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мне прежде всего хотелось бы      
поблагодарить и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, и Комитет    
по конституционному законодательству и государственному строительству, и        
Комитет по вопросам местного самоуправления. Действительно, заключение очень    
подробное. Тем не менее хотелось бы высказать ряд позиций. Сегодня              
предлагается отклонить данный законопроект, но те проблемы, которые             
существуют, - я постараюсь на них остановиться - останутся и в дальнейшем.      
                                                                                
По первой части, что касается наделения отдельными государственными             
полномочиями органов местного самоуправления законом субъекта Федерации о       
создании административных комиссий и определении порядка их деятельности. Да,   
данный вопрос нужно дорабатывать. А вот что касается статьи 28.3, четвёртой     
части, о том, что органы местного самоуправления законами субъектов             
Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными               
полномочиями по установлению перечня должностных лиц, имеющих право             
составлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренный        
законом субъекта Российской Федерации, Комитет по вопросам местного             
самоуправления правильно отмечает, что на сегодняшний день существует           
проблема участия органов местного самоуправления как в организации и            
деятельности административных комиссий, так и в составлении протоколов об       
административных правонарушениях должностными лицами органов местного           
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Мы у себя законом установили ряд статей. Приведу три примера. У нас во всех     
муниципальных образованиях решениями сессии установлен порядок распоряжения и   
пользования объектами нежилого фонда. Вы знаете, что в Брянской области         
практически уже три года в полном объёме мы реализуем 131-й федеральный         
закон, и на сегодняшний день всё имущество разграничено. То есть                
муниципалитеты получили и жилой фонд, и нежилой фонд, и озёра, и дороги, и      
так далее. Согласно этой статье устанавливается, что протоколы составляет       
управление имущественных отношений Брянской области, которое в принципе не      
имеет к этому отношения.                                                        
                                                                                
Или, допустим, статья, в которой говорится о том, что имеются правила охраны    
жизни людей на водных объектах. Комитет гражданской защиты и пожарной           
безопасности сегодня составляет протоколы. Количество лиц, которые могут        
составлять, - семь человек. Если посчитать все озёра и реки, которые имеются    
на территории области, их свыше нескольких сотен, - естественно, семь человек   
дойти до всех не смогут.                                                        
                                                                                
Или вопрос, касающийся правил использования и охраны объектов культурного       
наследия. Памятники сегодня в муниципальной собственности. Право закреплено     
за комитетом по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской      
области, а там лишь всего-навсего три человека. Поэтому все двести              
восемьдесят девять муниципальных образований области высказали просьбу, чтобы   
право составления протоколов об административных правонарушениях                
распространялось и на органы местного самоуправления, то есть они имели бы      
такую возможность.                                                              
                                                                                
Поэтому, учитывая то, что уже прописано сегодня в заключениях, я бы просил      
комитеты Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и по          
конституционному законодательству и государственному строительству ещё раз      
рассмотреть данную законодательную инициативу. Если где-то нужно что-то         
поправить, то её можно поправить, но проблема, ещё раз подчёркиваю, остаётся,   
и в дальнейшем её нужно решать.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад сделает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя   
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству.                                                                  
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемым   
законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных                
правонарушениях положениями, согласно которым законами субъектов Российской     
Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными            
государственными полномочиями субъектов по созданию административных комиссий   
и определению порядка их деятельности, а также по установлению перечня          
должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных         
правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Авторы законопроекта       
мотивируют указанные изменения необходимостью устранения неоднозначного         
толкования норм административного законодательства в указанных вопросах.        
Однако, изучив материалы, действующее законодательство и рассмотрев             
законопроект, комитет отмечает, что законопроект не соответствует как Кодексу   
об административных правонарушениях, так и Федеральному закону "Об общих        
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и это           
обстоятельство никак не позволяет поддержать его концепцию. Я остановлюсь       
только лишь на нескольких моментах в связи с этим.                              
                                                                                
Во-первых, предлагаемые изменения противоречат статье 1.3 Кодекса об            
административных правонарушениях, в соответствии с которой установление         
порядка производства по делам об административных правонарушениях относятся к   
ведению Российской Федерации, и никакой альтернативы тут просто нет.            
                                                                                
Во-вторых, они не соответствуют и статье 22.1 кодекса, которая устанавливает,   
что дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами          
субъектов Российской Федерации, рассматриваются административными комиссиями,   
создаваемыми в соответствии с законами этих же субъектов Российской             
Федерации. В то же время изменения этих положений указанных статей кодекса      
законопроектом вообще не предусматривается.                                     
                                                                                
В-третьих, предлагаемые изменения не соответствуют и Федеральному закону "Об    
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации", статье 26-3, из которой следует, что органы местного                
самоуправления не могут наделяться отдельными государственными полномочиями     
субъектов Российской Федерации по решению рассматриваемых вопросов.             
                                                                                
И в заключение следует отметить, что по данному вопросу имеется и позиция       
Пленума Верховного Суда Российской Федерации, заключающаяся в том, что          
субъекты Российской Федерации не вправе передавать органам местного             
самоуправления государственные полномочия по образованию административных       
комиссий в целях привлечения к административной ответственности. А по мнению    
Конституционного Суда Российской Федерации (я зачитываю дословно), прямое       
указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на         
который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным   
законом, обязывает именно этот орган или уровень власти предоставленные         
полномочия реализовывать.                                                       
                                                                                
С учётом изложенного, а также корреспондируясь с позицией соисполнителя по      
данному законопроекту - Комитета по вопросам местного самоуправления, Комитет   
по конституционному законодательству и государственному строительству           
рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, вопросы есть, по крайней мере одну руку я вижу. Подводим    
черту.                                                                          
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос не только очень интересен, но и        
очень важен. Наверное, это та тема, которую все - от президента до              
губернаторов - обсуждают каждый день, все ищут новые формы её реализации.       
Наверное, так и надо, это правильно.                                            
                                                                                
Мы опять сегодня предлагаем отклонить предложение наших коллег с мест, и у      
меня вопрос. Ведь Брянск уже три года реализует этот закон, он больше других    
наработал практических вещей, так почему же мы к ним не прислушиваемся, ведь    
закон-то можно дорабатывать? У меня вопрос к вам, Виктор Фёдорович (где он, я   
не вижу). Вот уважаемый Александр Петрович высказал все аргументы, почему       
нельзя это принимать, - потому что закон действующий. Вы примерами из своей     
практики можете это опровергнуть, чтобы мы поддержали вас реально? Почему вы    
вышли с такой инициативой? Вы же впереди России всей в хорошем смысле.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ФЁДОРОВ В. Ф. Я уже сказал по первой части: да, это мы принимаем. А вот что     
касается второй части, что касается составления протоколов, я привёл примеры,   
которые, в общем-то, доказывают, что закон у нас не работает. Сегодня, ещё      
раз говорю, имеется собственность в муниципалитетах, и за ней нужно как-то      
следить. Да, Правовое управление здесь нам даёт подсказку, ссылаясь на КоАП,    
что может должностное лицо местного самоуправления, тот, кто составляет         
протоколы, документы куда-то передавать, но забывает о том, что существует      
всего лишь месячный срок. Да, передают, но все эти документы не доходят,        
потому что пока передадут, пока перешлют их, пока рассмотрят, срок действия     
заканчивается и привлечь нарушителя к ответственности просто не                 
представляется возможным. Поэтому вот вторая часть... Если мы по отдельным      
позициям дадим всё-таки муниципалитетам право следить за своим имуществом,      
привлекать к ответственности, это будет только способствовать наведению         
порядка. Я ещё раз говорю, об этом как раз просят муниципалитеты. Другое        
дело, я понимаю, если есть какие-то редакционные поправки, давайте мы их        
внесём вместе.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович хотел добавить. Пожалуйста.            
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в связи с заданным вопросом дополню только    
следующее. Ведь мы с вами знаем, что есть ещё и судебный порядок обжалования    
решений, в том числе, конечно, и решений административных комиссий.             
                                                                                
Теперь я вот вам назвал только лишь тезисы отношения к этому вопросу            
Конституционного Суда и Верховного Суда. И, представьте себе, какую бы          
сегодня, вообще, свалку и коллизию правовую мы сочинили бы у нас в Российской   
Федерации, если бы, когда суды говорят, что этого делать нельзя, мы говорили,   
что это целесообразно. Ну, вы знаете, это не тот случай, когда надо заведомо    
вводить в клинч две ветви власти - судебную и исполнительную, ну, и даже        
третью, законодательную. Так делать нельзя! И, понимаете, принцип "если         
нельзя, но очень хочется, то можно" в данном случае никак не применим. Другое   
дело, что нужно отлаживать на местах механизм реагирования, взаимодействия,     
соблюдать сроки и тому подобное, а расширять перечень должностных лиц,          
которые будут составлять протоколы... Товарищи депутаты, мы с вами знаем,       
сколько десятков миллионов граждан каждый год привлекаются к административной   
ответственности. Я не думаю, что наша цель - достичь того, чтобы население      
Российской Федерации поголовно было привлечено к уголовной,                     
гражданско-правовой или административной ответственности. Это всё-таки не       
подход, это не решение вопроса.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть желающий выступить: депутат Иванов Сергей Владимирович. Больше я рук не    
вижу, подвожу черту.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Я полностью в этом случае согласен с Александром Петровичем: у нас абсолютно    
нет желания всю Россию привлечь к административной ответственности. Однако,     
уважаемый Александр Петрович, когда вы сказали, что принцип "если нельзя, но    
очень хочется, то можно" в данном конкретном случае неприменим, то сразу        
приходит на ум, что в каких-то других случаях всё-таки этот принцип             
действует.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Я так          
понимаю, что ни докладчик, ни содокладчик не настаивают на заключительном       
слове.                                                                          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за                5 чел.1,1%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                      6 чел.                                          
Не голосовало                 444 чел.98,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.