Заседание № 230
О проекте федерального закона № 613570-8 "О внесении изменений в статьи 29 и 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части снижения документационной нагрузки на педагогических работников; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы, который касается снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников вузов и педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования, подготовлен ко второму чтению. Мы обсудили все предложения, которые были внесены ко второму чтению, все замечания. Депутаты внесли поправки, четыре поправки у нас, все они включены в таблицу поправок, рекомендованных Комитетом по просвещению к принятию. Уважаемые коллеги, просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 17 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 40 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Ольга Михайловна. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, дорогие коллеги! Данный законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Мы просим поддержать предложение рассмотреть его сегодня и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Олег Николаевич Смолин. Ещё есть желающие? И Ольга Михайловна Казакова. Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Мы, конечно, поддержим этот законопроект, как некоторый шаг по ограничению бюрократизации образования. Вместе с тем я хочу ещё раз вам напомнить, что аналогичный законопроект был принят в отношении школы и, по оценкам педагогических работников, увы, большого эффекта не дал. Почему? Причин несколько. Ну, во-первых, я хочу напомнить, что, по оценкам одного из дружественных вузов, входящих в наш экспертный совет, только в прошлом году был проведён 121 мониторинг, который касался этого вуза, не считая всего остального, коллеги. Во-вторых, и это, может быть, главное, проблема имеет межведомственный характер, она системная, и запросы наши учебные заведения получают отнюдь не только от органов управления образованием: 80 процентов - от других организаций. Правда, мне говорят, мол, ну и что, что мониторинги, ведь это не касается самих преподавателей в данном случае вузов или учреждений среднего профессионального образования. Но дело в том, что административно-управленческий аппарат всё равно подключает к проведению этих мониторингов, к ответам на запросы педагогических работников. Поэтому, повторю, я буду очень рад, если в итоге окажется, как нам обещал Александр Георгиевич Мажуга, что официально преподаватели будут заполнять только два документа. Это решающий шаг вперёд. Но вовсе не уверен, что, кроме этого, им ничего не будут поручать по части бюрократической нагрузки. Короче, наше предложение остаётся в силе: восстановить работу межкомитетской рабочей группы, для того чтобы мы приглашали туда представителей различных ведомств, потому что усилиями только Министерства просвещения и Минобрнауки решить проблему невозможно. Законопроект просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Ольге Михайловне Казаковой включите микрофон. КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! У фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мотив поддержать этот законопроект очень прост, логичен и понятен. К нам обращаются люди, которые обозначают проблему, в данном случае это преподаватели вузов и преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования. Таких обращений было много, мы исходим из этого. Вот только недавний опрос среди преподавателей вузов показал, что такую проблему фиксируют практически 70 процентов преподавателей вузов, поэтому, конечно, мы принимаем эти меры. Созданный механизм, который предлагается, сократит определённое количество бумаг, которыми занимаются сегодня педагоги. И даже если это будет небольшое количество, но сокращение будет, то мы просто обязаны принимать такую норму. Мы из этого исходим. А в дальнейшем, коллеги, работая в регионах с управленческими командами, с губернаторами, с учредителями образовательных организаций, конечно, мы должны и дальше двигать эту тему. Поэтому с принятием этого закона работа не завершается, и, безусловно, мы с вами её продолжим. И я думаю, что если мы все вместе на эту тему навалимся и поставим себе задачу снижать бюрократическую нагрузку на наших педагогов, то количество запросов уменьшится. Есть возможность пользоваться теми имеющимися базами, которые уже созданы и из которых зачастую можно всю эту информацию взять, просто нужно брать и делать это, а не писать запросы, чтобы учителя это делали за кого-то. Коллеги, мы считаем, что такой закон нужно принимать, конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает нормы этого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Переходим к голосованию. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 38 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 221
О проекте федерального закона № 613570-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части снижения документационной нагрузки на педагогических работников).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Александр Георгиевич Мажуга. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на снятие излишней бюрократической нагрузки в образовательных организациях. Ранее "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" были внесены изменения в закон "Об образовании..." в части полномочий Минпросвещения по установлению перечня документов, которые заполняет педагогический работник в своей работе. Он включает рабочую программу учебного предмета, журнал учёта успеваемости, журнал внеурочной деятельности, план воспитательной работы и характеристику на обучающихся. Это был первый шаг, это был очень важный первый шаг, и он сделан. Работает ли эта норма сегодня? Да, она работает. Хорошо ли она работает? Нет, к сожалению, норма пока работает неидеально. По опросам Рособрнадзора, более 35 тысяч педагогов, 83 процента, знают об инициативах "ЕДИНОЙ РОССИИ" и внесённых изменениях в федеральное законодательство, однако только треть преподавателей отмечают, что в 2022/23 учебном году бюрократическая нагрузка снизилась. Мы продолжаем в рамках парламентского контроля взаимодействовать с образовательными организациями, с субъектами Российской Федерации, посмотрим, какие данные опроса будут у нас в 2023/24 учебном году. В развитие темы дебюрократизации коллективом авторов подготовлен межфракционный законопроект, который направлен на дальнейшую работу по снижению бюрократической нагрузки на образовательные организации. После принятия первого законопроекта к нам стали приходить обращения коллег из колледжей, техникумов, университетов с предложением распространить данную практику и на эти образовательные организации. В представленном проекте закона эти предложения учтены. Что мы предлагаем? Первое. Мы предлагаем внести изменения в статью 29, это статья про информационную открытость образовательной организации, и установить, что те документы, которые не указаны в части 2 статьи 29, представляются образовательной организацией только в случае и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если это предусмотрено. Что это значит? Только те запросы от организаций, которые предусмотрены в федеральных законах, а это, например, данные по пожарной безопасности, антитеррористической безопасности, санитарному благополучию образовательной организации, должны быть удовлетворены, остальные - нет. Сегодня, например, университет может получать до 20 различных запросов от разных организаций, в том числе те, которые не относятся... не должны исполняться в рамках федерального законодательства. При этом если такой запрос приходил в образовательную организацию в календарном году, то второй раз на него отвечать необязательно. Вторая часть непосредственно касается педагогических работников. Перечень документов, подготовку которых осуществляют педагогические работники при реализации образовательных программ среднего профессионального образования (это колледжи и техникумы), утверждается Министерством просвещения. Перечень документов, которые необходимо заполнять преподавателям в высших учебных заведениях, утверждается Минобрнауки России. Например, если взять Минобрнауки России, то для преподавателей высших учебных заведений, мы считаем, данный перечень должен включать не больше двух документов: рабочие программы дисциплины, а также экзаменационные (зачётные) ведомости. Напомню, что раньше количество таких документов могло доходить до 20. Принятие данного законопроекта будет способствовать снижению излишней бюрократической нагрузки и позволит преподавателю сконцентрироваться на процессе обучения, воспитания, а также занятии наукой. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел данный законопроект и поддерживает его в первом чтении. Все члены комитета являются соавторами данного законопроекта, и все члены комитета, который является соисполнителем, это Комитет по науке и высшему образованию, тоже являются соавторами. Вы понимаете, коллеги, что наша работа в этом плане была совместная. И конечно, поддержка здесь единодушная, потому что сами находились в авторской группе. Александр Георгиевич уже подробно рассказал, в чём суть законопроекта. То есть мы те нормы, которые принимали в 2022 году, в части обязательства Министерства просвещения создать укороченный исчерпывающий перечень документов, по которым дают ответы наши педагогические работники, распространяем на СПО и на вузы. Такой запрос действительно появился, появился он по результатам того мониторинга, который проводили. Рособрнадзору было поручено этот мониторинг провести, и порядка 40 тысяч педагогов приняли в нём участие. Как сказал Александр Георгиевич, действительно, проблема окончательно не решена, но положительную динамику мы видим. А раз положительная динамика есть, то и на СПО, и на вузы нужно такую практику распространить. Перед тем как в комитете проводить обсуждение, мы запросили проекты приказов у профильных ведомств, Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования представили такие проекты. Александр Георгиевич уже сказал о вузах. Я скажу, что по детским садам предложено также два документа: это журнал посещаемости и календарно-тематический план. К слову сказать, коллеги, вот 38 лет назад, когда я начинала свой трудовой путь и работала в детском саду, как раз эти два документа тоже были у нас. То есть это классика, и это понимают все воспитатели: журнал посещаемости, который они заполняют, и, в общем-то, документы, которые готовят они для своей работы - проведения образовательных мероприятий, воспитательных мероприятий. То есть здесь всё понятно. В центре "Машук" на той неделе у нас как раз собирались воспитатели со всей страны, и, когда мы с ними обсуждали вот эту норму, они все единогласно это приняли и аплодировали, и, конечно, они ждут, когда это заработает. Когда мы вот эти нормы приняли по школам, там было пять документов, но мониторинг показал, что опять же входят документы в большом количестве, не только вот эти пять, которыми перечень ограничен. Почему так происходит? Потому что в соответствии с законодательством у нас ведомство запрашивает ещё дополнительно, кроме внутренних документов... Внутренними мы называем документы, которые идут по профилю - от министерства образования, от своих комитетов региональных по образованию, от муниципалитетов. А есть ещё внешние документы - по линии Рособрнадзора, по линии СанПиНов, по линии полиции, МЧС и так далее. То есть это те документы, которые невозможно убрать из работы, потому что, конечно же, мы понимаем, что образовательные организации выполняют большой спектр хозяйственной деятельности в плане и безопасности, и горячего питания, которое мы здесь обсуждаем. И конечно, просто отказаться от такой отчётности невозможно, но мы работаем, и вот этот законопроект как раз настроен на то, чтобы у преподавателей, которые находятся в непосредственном контакте с детьми, - это воспитатели, это учителя, это преподаватели в вузах, это преподаватели в колледжах - как раз сузился перечень документов, с которыми они работают, а у руководителей организаций, управленческого звена, конечно, этот поток документов не так должен быть снижен, потому что просто отказаться от него нельзя, невозможно. В том числе, коллеги, директора школ у нас работают и с обращениями граждан. Любой гражданин, проживающий просто рядом со школой, может написать обращение, даже если он не является родителем ученика этой школы, и директор будет обязан на него ответить, мы из закона № 59-ФЗ не можем убрать норму о том, что руководители организаций отвечают на такие запросы. Ещё, коллеги, очень важно, и я думаю, что для вас это в практическом плане интересно. Очень многие учителя говорят о фотоотчётах, о большой нагрузке в этом плане. Так вот, мы поднимали в комитете этот вопрос: нет никакого обязательного правила по представлению фотоотчётов по всевозможным мероприятиям - воспитательным, культурно-массовым, образовательным и так далее, формирование вот такого запроса происходит на местах, поэтому здесь нужно работать и с региональными министерствами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. КАЗАКОВА О. М. ...и, безусловно, непосредственно с управленческими кадрами в регионах. Коллеги, ещё раз хочу сказать, наша работа не окончена, у нас до 2025 года намечен целый ряд мероприятий по сокращению бюрократической нагрузки. Всех приглашаем к этой работе и понимаем, что это пошаговые действия, которые нужно предпринимать всем вместе, чтобы освободить наши образовательные организации от излишней бюрократической нагрузки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р. Ольга Михайловна, вот Александр Георгиевич сказал, что оценка снижения излишней документации производится посредством опроса, вы это подтвердили и сказали много о том, что сделано. Вот скажите, кто входит в состав опрашиваемых, респондентов? Здесь, мне кажется, может быть субъективизм, то есть те, кто должен представить, будут настаивать на меньшем количестве документов, а те, кто, ну, фискалит, скажем так, будут на другой стороне. Кто вот эти респонденты и как эта оценка будет происходить, какова методика? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАЗАКОВА О. М. Айдар Раисович, спасибо большое за вопрос. Действительно, это не соцопрос, который производился бы, например, профессионально ВЦИОМом, с выборкой и так далее, это мониторинг, который Рособрнадзор проводил, и, безусловно, они делали выборку. Респондентом мог быть учитель, классный руководитель, представитель управленческого звена, то есть завуч, директор, - вот 40 тысяч был срез. Много это или мало? Ну, вот такой опрос был произведён. Понимаю, о чём вы говорите, о тех погрешностях, которые могли быть, но, знаете, важно, что анонимный был опрос, в том числе и анонимный. С учителями прямо разговаривали, восемь вопросов было задано: какая нагрузка, почувствовали они её или нет... Есть педагоги, которые и не ставили такую проблему. Я сама, когда встречаюсь, спрашиваю, и многие говорят: так у нас нет такой проблемы. А кто-то говорит: да, мы загружены. Это очень сильно зависит от школы (как организована работа), от муниципалитета (сколько запросов идёт от учредителя, например). Вот такой мониторинг был, ну а дальше нам всем просто нужно самим подключиться и следить. Вот когда встречаемся с педагогами... Нам очень важна обратная связь от вас, коллеги, потому что через вас много людей проходит. Вот конкретно: какие документы поступают? У всех разное количество, от 37 документов до 200 иногда доходит, поэтому тут нужно разбираться и помогать. Тут очень важна такая, знаете, совместная работа с региональными министерствами, ещё раз подчеркну это. Просто с федерального уровня с таким объёмом и с таким предметным вопросом достаточно сложно справиться, поэтому мы приглашаем всех к работе и будем разбираться с конкретными перечнями, что можно сократить, на месте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Георгиевич, законопроект мы, конечно, поддержим, но есть вопрос, два в одном. Первое: считаете ли вы, что этот законопроект способен решить главные проблемы бюрократизации профессионального образования? И второе: есть ли уже согласованный с министерствами предварительный список, какие документы всё-таки придётся заполнять преподавателям колледжей и вузов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Мажуге включите микрофон. МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос, Олег Николаевич. Я думаю, что одним этим законопроектом целиком снять всю бюрократическую, излишнюю нагрузку на преподавателей образовательных организаций будет невозможно. Ольга Михайловна абсолютно правильно отметила, что есть утверждённый план действий, до конца года это будет не единственная инициатива. Что касается определения перечня документов, которые необходимо будет заполнять преподавателям университетов, то в исходном перечне их было четыре, он включал рабочую программу дисциплин (РПД), индивидуальный план работы преподавателей, экзаменационную (зачётную) ведомость и журнал текущего контроля - я сейчас говорю о преподавателях университета. В итоге осталось только два документа: РПД и экзаменационная (зачётная) ведомость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос докладчику. Уважаемый Александр Георгиевич, хороший законопроект, документационную нагрузку действительно необходимо снижать, в связи с этим вопрос: всё-таки с помощью каких методов произойдёт снижение документационной нагрузки? В итоге её перераспределят между сотрудниками образовательной организации, или введут дополнительную ставку для оформления необходимых документов, или эти документы будут дифференцировать сами министерства образования на региональном уровне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Георгиевичу Мажуге включите микрофон. МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос, Михаил Сергеевич. Если мы говорим о текущем законопроекте - а мы сейчас говорим о колледжах, техникумах и университетах, - прежде всего снизится нагрузка на преподавателей, которые осуществляют образовательную деятельность. Если сегодня в вузе, например, преподаватель заполняет до 20 документов, то мы предлагаем в законопроекте наделить Минобрнауки полномочием по установлению перечня документов, и мы в рамках парламентского контроля отследим, чтобы их было (коллеги изначально говорили: четыре) два, то есть это существенное уменьшение нагрузки именно на преподавателей. Это первый блок. Второй блок касается администрации образовательной организации: университета, колледжа или техникума. Здесь уже мы говорим о том, что запросы, которые получает образовательная организация, то есть руководитель образовательной организации, а дальше часто это спускается вплоть до преподавателей (кстати, сегодня таких запросов может быть до 20 в день), и на которые образовательной организации необходимо ответить, - это только те запросы, которые предусмотрены федеральным законодательством. На остальные запросы, которых достаточно много приходит в университеты, я повторяю, их порядка 20 в день может быть, отвечать необязательно. Это снижение нагрузки уже на образовательную организацию в целом, но прежде всего, конечно, на администрацию образовательной организации и, как следствие, по цепочке на весь коллектив профессорско-преподавательского состава. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Георгиевич, в этом году президент Путин дал поручение подвести итоги до 1 октября 2024 года по реализации пилотного проекта по снижению документационной нагрузки на преподавателей. Этот вопрос уже много лет не решается, и вместо того, чтобы заниматься своей прямой обязанностью, педагоги составляют огромное количество различных отчётов, портфолио. На мой депутатский запрос Минобрнауки ответило, что не могут дать информацию - сбор информации о количестве документов, заполняемых каждым преподавателем, не осуществляется министерством в связи с тем, что образовательные организации обладают автономией. Скажите, пожалуйста, вот в рамках реализации этого пилотного проекта насколько за три года сократилось количество отчётов, составляемых педагогами, преподавателями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Георгиевичу Мажуге включите микрофон. МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос, Анжелика Егоровна. С таким запросом, конечно, вам лучше было бы обратиться в Рособрнадзор - это уполномоченный правительством орган, который в рамках регуляторной гильотины сегодня занимается процессами дебюрократизации. У Рособрнадзора есть подробный перечень тех документов, которые заполняют сегодня с точки зрения образования преподаватели образовательных организаций разных уровней - от детского садика до университета. Вы можете у них запросить эту информацию, она есть и в комитете у Ольги Михайловны, у нас, там чётко видно, сколько заполняли и сколько сегодня заполняют. Мы предлагаем, чтобы преподаватели высших учебных заведений заполняли не более двух документов с точки зрения образования, преподаватели детского сада, воспитатели - два документа, преподаватели в СПО - четыре документа, пять документов... шесть документов, прошу прощения, а в школе - пять документов. Вот такой перечень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Михайловна, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Олег Николаевич Смолин. Есть ли ещё желающие? Пожалуйста, на трибуну, Олег Николаевич. Коллеги, я правильно понял, что нет больше желающих выступить? СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Выступаю от фракции. Начну сразу с того, что законопроект, конечно, должен быть поддержан... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут поставьте. СМОЛИН О. Н. Скажу больше, Александр Георгиевич, если действительно останется два документа, то преподаватели вузов перекрестятся и скажут нам спасибо, потому что сейчас ситуация вот какая. Я начну с притчи, извините, популярной. Как-то преподаватель вуза поймал золотую рыбку, и она обещала выполнить все его желания. Вот какие у него были желания: составь учебно-методический комплекс дисциплины по всем дисциплинам; не забудь про образовательную программу, чтобы каждая компетенция была охвачена, межпредметные связи реализовывались, литература была актуальна, самостоятельная работа студента детализирована по видам деятельности и чтобы можно было измерить, как формируются компетенции, но чтобы всё было по ФГОС 3++; заполни индивидуальный план работы преподавателя и журнал взаимопосещений; составь план профориентационной работы и так далее, и так далее. Короче, результат был такой - рыбка сказала: лучше жарь! Если кто-то думает, что это чистое преувеличение, коллеги, то у меня на руках выдержка из приказа Министерства образования и науки № 1225 от 2017 года, это основные элементы программы практики студента. Итак, принимая студента на практику или руководя этой практикой, вы должны иметь в виду десять позиций: первое, указание вида практики, способа и форм её проведения; второе, перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы; третье, указание места практики в структуре образовательной программы; четвёртое, указание объёма практики в зачётных единицах и её продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах; пятое, содержание практики... Коллеги, вы мне верите, что их десять? И при этом ещё организация может включить в связи с проведением практики дополнительные документы. Поэтому, повторяю, если их останется два, будет здорово. Теперь что касается ситуации. В своё время Комитет Государственной Думы по образованию и науке занимался этим вопросом, была создана специальная рабочая группа. Тогда было официально признано комитетом, что каждое учебное заведение заполняет не меньше 300 отчётов примерно по 12 тысячам показателей. После этого появились данные Высшей школы экономики - согласно этим данным, организациям, в частности вузам, приходится заполнять в год от 1800 до 2800 разного рода документов. Я не берусь ставить под сомнение опрос, который был проведён, но моё личное общение с педагогами не подтверждает, к сожалению, что предыдущий закон, который мы, конечно, поддерживали, дал существенные результаты. Подавляющее большинство учителей знают о том, что он принят, но я не слышал ни одного голоса, чтобы кто-то сказал, что на самом деле бюрократическая нагрузка сильно снизилась. Мало того, Общественная палата Омской области специально слушала вопрос о бюрократизации образования. Директора, завучи, другие руководители выступали и говорили примерно одно и то же: колоссальное количество запросов поступает благодаря современным средствам электронного общения, например по пятницам - до нескольких десятков на школу и так далее. Общее ощущение, коллеги, неблагополучное, робкие шаги по дебюрократизации значительно отстают от общего процесса бюрократизации. Мы недавно получили специальный отзыв профсоюза "Учитель" по этому поводу. Хотя законопроект касается в основном профессионального образования, но профсоюз "Учитель" обращает наше внимание на то, что, скорее всего, этот закон не решит главных проблем бюрократизации. Ну, из того, что там написано, я, например, обращаю внимание на следующее: да, закон даст право не отвечать на запросы, не соответствующие законодательству, но, коллеги, как вы это сделаете, если у вас запрашивает учредитель? А учредитель у вас запрашивает, потому что данные Росстата передаются ему в обобщённом виде, а конкретных данных по конкретным школам у него нет, и он их продолжает запрашивать. Профсоюз обращает внимание также на то, что колоссальное количество всяких документов приходится заполнять классным руководителям, и, поскольку в крупных городах это 5 тысяч рублей, наметилась тенденция, когда классные руководители стараются уклониться от классного руководства, особенно в регионах с высокой заработной платой, поскольку никак за 5 тысяч этого делать не будешь, и так далее, и так далее, уважаемые коллеги. Мы постараемся дать некоторые предложения ко второму чтению. Но имейте в виду, коллеги, тот же самый комитет Госдумы пришёл к выводу, что 80 процентов бюрократических процедур не связано прямо с работой органов управления образованием. Поэтому наше предложение: воссоздать на межкомитетской основе рабочую группу и попытаться всё-таки решать проблему комплексно. Можно двигаться и маленькими шагами, но очень хотелось бы, чтобы бюрократизация перестала быть второй по значимости проблемой после кадрового дефицита в учреждениях образования и их недофинансирования и чтобы в конце концов, не затрачивая денег, мы смогли достичь того результата, за который нам сказали бы спасибо. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Ивенских Ирина Валентиновна. ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на реализацию поручений нашего президента прежде всего в связи с колоссальным запросом педагогического сообщества, является ещё одним очень важным шагом к снижению документационной нагрузки в сфере образования. Закон позволит устранить источники излишней документационной нагрузки на педагогический, преподавательский состав, а значит, даст реальные возможности нашим учителям и преподавателям, дополнительные возможности для непосредственной работы с детьми в детских садах и со студентами в техникумах и вузах, позволит уделить больше времени методической и внеурочной деятельности, а значит, в том числе организовать грамотную воспитательную работу, что важно сегодня. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Валентиновна. Александр Георгиевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Ольга Михайловна? Депутату Казаковой включите микрофон. КАЗАКОВА О. М. Уважаемые коллеги, мы благодарим вас за такое погружение и обсуждение. И правда, коллеги, кроме того что мы просим вас поддержать этот законопроект, мы просим вас и поучаствовать в той практической работе, которая действительно нужна на местах, для того чтобы нам справиться с этими бесконечными бумагами, чтобы наши преподаватели могли заниматься детьми, учениками, своими воспитанниками, а не бумагами, которые на них валятся. Здесь и наша с вами практическая работа в округах, с региональными министерствами и с руководителями, конечно, тоже очень важна. Я уверена, что вместе мы сдвинем эту ситуацию вот с той точки, в которой она сегодня находится. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 50 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.