Заседание № 76

25.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 6132-5 "О внесении изменений в статьи 404 и 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о пересмотре в порядке надзора обвинительного приговора по основаниям, ухудшающим положение осуждённого, в случае если в ходе предыдущего судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения, повлиявшие на исход дела).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1240 по 1270 из 6473
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 4, проект          
федерального закона "О внесении изменений в статьи 404 и 405                    
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад первого          
заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и   
процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста,     
Владимир Сергеевич.                                                             
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, проектом федерального закона "О внесении изменений в         
статьи 404 и 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"         
вносится, в частности, изменение, направленное на возможность пересмотра        
судебных актов по основаниям, ухудшающим положение осуждённого или              
оправданного, в случае, если в ходе предыдущего разбирательства по делу были    
допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона,             
повлиявшие на исход дела. Текст законопроекта полностью подготовлен к           
процедуре третьего чтения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы    
замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера по       
подготовленному проекту не имеет.                                               
                                                                                
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и        
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять       
данный проект федерального закона в третьем чтении.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час       
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1377 по 1394 из 6473
Пункт 4. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона    
"О внесении изменений в статьи 404 и 405 Уголовно-процессуального кодекса       
Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 74

18.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 6132-5 "О внесении изменений в статьи 404 и 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о пересмотре в порядке надзора обвинительного приговора по основаниям, ухудшающим положение осуждённого, в случае если в ходе предыдущего судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения, повлиявшие на исход дела; принят в первом чтении 11 апреля 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3527 по 3700 из 6527
Мы продолжаем работу, следующий - пункт 4. Смотрите, 16 часов - и только 4-й    
пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 404 и 405      
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает первый      
заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и   
процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев.                    
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитетом Государственной Думы по гражданскому,              
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен          
законопроект "О внесении изменений в статью 405 Уголовно-процессуального        
кодекса Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации.   
Он принят Государственной Думой в первом чтении, и ко второму чтению к          
данному законопроекту поступили четыре поправки. В ваших документах есть две    
таблицы: первая - таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию,       
вторая - к отклонению.                                                          
                                                                                
Что предлагается изменить данными поправками? Прежде всего предлагается         
изменить наименование законопроекта - "О внесении изменений в статьи 404 и      
405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Я предлагаю         
рассмотреть таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, на руках у вас две таблицы. В         
таблице 1 четыре поправки, комитет их поддерживает. Есть замечания? Есть.       
                                                                                
Депутат Афанасьева, пожалуйста.                                                 
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 3.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну? Поправку 3, да? Я не расслышал.                     
                                                                                
Ещё раз включите микрофон.                                                      
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Поправку 3 и, видимо, поправку 4, потому что она принимается   
в редакции поправки 3.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть тогда 3-ю и 4-ю всё-таки?                         
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Да.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 3 и 4. Вот этого я и не слышал.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица 1 без поправок 3 и 4.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Елена Владимировна Афанасьева, ваше обоснование по поправкам 3 и    
4. Я так понимаю, вы обе поправки вместе будете комментировать.                 
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Отношение к этой поправке такое, что если мы при               
рассмотрении законопроекта в третьем чтении... Нужно отметить, что в принципе   
Правительство Российской Федерации вот в этой предлагаемой статье 405,          
сохраняя общий принцип недопустимости поворота к худшему при пересмотре         
судебных решений в порядке надзора, всё-таки предусматривает возможность        
ухудшить положение осуждённого или оправданного, но в исключительных случаях:   
если в ходе предыдущего разбирательства имели место существенные, то есть,      
как здесь сказано, фундаментальные, нарушения, которые повлияли на исход        
дела. Одним из таких фундаментальных нарушений, которые указываются в части     
третьей, является незаконный состав суда и незаконный состав коллегии           
присяжных заседателей.                                                          
                                                                                
Но у нас вызывает сомнение другое устанавливаемое в части третьей статьи 405    
фундаментальное нарушение, которое может ухудшить положение осуждённого или     
оправданного, вот как раз конкретно фраза о лишении (или ограничении)           
участников судопроизводства возможности осуществления прав на справедливое      
судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия      
сторон. Мы думаем, что эта норма ввиду своей расплывчатости и, можно сказать,   
неконкретности позволяет суду в любой момент, если ещё не прошёл один год,      
изменить решение суда и ухудшить положение осуждённого или оправданного. Если   
первое фундаментальное нарушение можно считать справедливым, то второе          
всё-таки можно истолковать в любую сторону.                                     
                                                                                
Поэтому, если при рассмотрении в третьем чтении депутаты посчитают нужным       
уточнить эти положения, тогда, мы считаем, в таком виде можно будет принять     
поправку, если нет, тогда предложение Новгородской областной Думы - более       
обоснованное и более конкретное.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комитет.                                      
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Елена Владимировна, я хочу напомнить, что изменения в статью 405                
Уголовно-процессуального кодекса мы с вами принимаем на основании решения,      
определения Конституционного Суда, которое вынесено более трёх лет назад. В     
связи с этим и в соответствии с Федеральным конституционным законом "О          
Правительстве..." правительство должно было в течение трёх месяцев              
подготовить поправку, и мы должны были рассмотреть и принять эту поправку.      
                                                                                
Большое спасибо, что вы обратили внимание именно на эту поправку: она           
смысловая, относится как раз к смыслу данного законопроекта. Мы очень долго     
обсуждали (если вы обратили внимание, то срок между первым и вторым чтениями    
достаточно велик), что же всё-таки должно относиться к фундаментальным          
нарушениям закона, и посчитали необходимым внести формулировку, что у каждого   
гражданина должно быть право на справедливое судебное разбирательство и это     
право должно быть не только у того человека, который осуждён, но и у            
пострадавшей стороны. Ведь именно определение Конституционного Суда говорит о   
том, что пострадавшая сторона не могла пересмотреть дело в порядке надзора в    
сторону ухудшения в связи с тем, что статья 405 Уголовно-процессуального        
кодекса не позволяла это сделать. Вот именно поэтому мы считаем, что            
поправка, предложенная коллегами Крашенинниковым, Груздевым и Мизулиной,        
наиболее правильная в данной конструкции, и комитет рекомендует                 
Государственной Думе поддержать поправку 3.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, состоялось обсуждение.                           
                                                                                
Я предлагаю проголосовать вопрос в постановке, предложенной депутатом           
Афанасьевой. Она предлагает не поддерживать поправки 3 и 4 из таблицы           
принятых комитетом поправок, а комитет предлагает эту поправку сохранить в      
таблице принятых.                                                               
                                                                                
Ставлю на голосование вопрос в этой редакции. Кто за то, чтобы поддержать       
поправки 3 и 4 из таблицы принятых? Депутат Афанасьева против.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправки остаются в таблице принятых.                                           
                                                                                
Таблица 2. Одна поправка, комитет рекомендует её отклонить. Есть замечания?     
Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 2.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается во втором чтении.                                      
                                                                                

Заседание № 19

11.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 6132-5 "О внесении изменений в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о пересмотре в порядке надзора обвинительного приговора по основаниям, ухудшающим положение осуждённого, в случае если в ходе предыдущего судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения, повлиявшие на исход дела; внесён Правительством Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2885 по 3168 из 5847
Переходим к пункту 10.1. Проект федерального закона "О внесении изменений в     
статью 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад       
официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря   
- заместителя министра юстиции Российской Федерации Анатолия Владимировича      
Бондара.                                                                        
                                                                                
БОНДАР А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется   
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 405                   
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", подготовленный          
Министерством юстиции Российской Федерации по поручению президента и            
председателя правительства.                                                     
                                                                                
Смысл данного законопроекта заключается в следующем. Действующая редакция       
статьи 405 устанавливает запрет на пересмотр судебных актов, вступивших в       
законную силу, в случае, если в результате такого пересмотра может быть         
ухудшено положение лица, осуждённого или оправданного этим судебным актом.      
Это положение постановлением Конституционного Суда признано не                  
соответствующим Конституции Российской Федерации. Наш законопроект приводит     
положения статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с          
постановлением Конституционного Суда. Согласно законопроекту статью 405         
Уголовно-процессуального кодекса предлагается дополнить двумя частями -         
частью второй и частью третьей.                                                 
                                                                                
Частью второй устанавливается возможность пересмотра судебного акта в           
пределах года со дня его вступления в законную силу в части ухудшения           
положения осуждённого, если в ходе предыдущего разбирательства по делу были     
допущены фундаментальные нарушения Уголовно-процессуального кодекса,            
повлиявшие на исход дела.                                                       
                                                                                
Часть третья раскрывает понятие "фундаментальные нарушения                      
уголовно-процессуального закона". К ним предлагается отнести нарушения,         
повлекшие постановление приговора незаконным составом суда или вынесение        
вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей, а также            
нарушения права участников судебного разбирательства на справедливое судебное   
разбирательство в соответствии с принципом состязательности и равноправия       
сторон.                                                                         
                                                                                
Законопроект поддержан Государственно-правовым управлением президента.          
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджета.          
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Анатолий Владимирович.                    
                                                                                
У нас есть письмо члена Совета Федерации Анатолия Григорьевича Лыскова,         
который просит рассмотреть вопрос без его участия, поэтому я предлагаю по       
двум альтернативным законопроектам предоставить слово для содоклада первому     
заместителю председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и   
процессуальному законодательству Владимиру Сергеевичу Груздеву.                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем два близких по содержанию           
законопроекта о пересмотре в порядке надзора судебных актов по основаниям,      
ухудшающим положение осуждённого.                                               
                                                                                
Данные изменения продиктованы постановлением Конституционного Суда Российской   
Федерации от 11 мая 2005 года, признавшим не соответствующим Конституции        
Российской Федерации положение статьи 405 УПК.                                  
                                                                                
До принятия постановления статья 405 Уголовно-процессуального кодекса           
запрещала пересмотр приговоров, постановлений и определений суда, вступивших    
в законную силу, по основаниям, ухудшающим положение осуждённого или            
оправданного.                                                                   
                                                                                
Законопроектом, внесённым нашими коллегами из Совета Федерации, предлагается    
установить возможность пересмотра в порядке надзора обвинительного приговора    
в сторону ухудшения положения осуждённого или оправдательного приговора, но     
при этом пересмотр возможен по расширенному перечню оснований.                  
                                                                                
Законопроектом, предложенным Правительством Российской Федерации, также         
устанавливается возможность пересмотра обвинительного приговора в сторону       
ухудшения положения осуждённого, но только в том случае, если были допущены     
фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, такие как            
вынесение судебного решения незаконным составом суда или вынесение вердикта     
незаконным составом коллегии присяжных заседателей, повлёкшие нарушение права   
участников судебного разбирательства на справедливое судебное разбирательство   
в соответствии с признаком состязательности и равноправия сторон. К тому же у   
правительства установлен чёткий запрет на пересмотр обвинительных приговоров    
в сторону ухудшения положения осуждённого, который носит исключительный         
характер.                                                                       
                                                                                
Для пересмотра в порядке надзора вышеназванных судебных актов согласно          
законопроекту и постановлению Конституционного Суда установлен годичный срок.   
                                                                                
В своём выступлении я хотел бы отметить, что существует статья 80               
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде...", которая       
устанавливает обязанность государственных органов и должностных лиц по          
приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией       
Российской Федерации в связи с решениями либо определениями Конституционного    
Суда. Так вот, этой статьёй установлено, что Правительство Российской           
Федерации не позднее трёх месяцев после опубликования решения                   
Конституционного Суда вносит в Государственную Думу проект нового               
федерального закона. Как вы заметили, постановление Конституционного Суда       
было вынесено в 2005 году, и прошло почти три года. Правительство в данном      
случае не выдержало те сроки, которые предписаны Федеральным конституционным    
законом "О Конституционном Суде...", в связи с чем нашими коллегами из Совета   
Федерации был подготовлен и внесён в Государственную Думу свой законопроект,    
на который получены заключения и правительства, и Верховного Суда.              
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, а также высказанные замечания, Комитет                 
Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и                
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать    
законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, два альтернативных законопроекта.     
Есть ли вопросы? Есть. Депутат Коломейцев и депутат Горячева. Больше рук я не   
вижу.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к профильному комитету и Минюсту.                
                                                                                
Скажите, пожалуйста, у нас не только в отношении этих действий... ну как бы     
произвол в отношении граждан. Скажем, рассмотрел суд первой инстанции дело по   
земельным вопросам и принял неправомерное решение. Следом за ним областной      
суд принимает неправомерное подтверждающее решение. Полгода тянется волокита,   
и потом его возвращают. Подпадёт под действие вашего закона вот такое дело      
или нет? В принципе это уголовное преступление, когда по необоснованным         
мотивам принимается решение.                                                    
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Николай Васильевич, вы немножко путаете. Мы в данном случае       
рассматриваем изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, а дело, о котором     
вы говорите, относится к гражданским правоотношениям. Если чиновник вынес       
неправильное решение либо не вынес решение в установленные сроки, данное        
деяние может быть квалифицировано по статье Уголовного кодекса, например, как   
халатность или служебный подлог. Это отдельная тема для рассмотрения. Но        
статья 405 Уголовно-процессуального кодекса позволяет пересматривать в          
порядке надзора приговоры по уголовным делам в течение года после вступившего   
в законную силу судебного решения, вступившего в законную силу решения          
кассационной инстанции.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Горячева.                             
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
У меня вопрос к Анатолию Владимировичу.                                         
                                                                                
Скажите, пожалуйста, почему всё же вы не полностью, как просил                  
Конституционный Суд, расшифровали перечень фундаментальных нарушений УПК?       
Ведь это на практике может привести к неопределённости и субъективно будет      
определяться в каждом конкретном случае, может быть в зависимости от            
подношения, всё же были вот эти фундаментальные нарушения или нет. Может        
быть, всё же проще взять из предложения членов Совета Федерации ряд             
фундаментальных нарушений из перечня и всё же больше конкретизировать?          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БОНДАР А. В. Я не совсем с вами согласен, что наш законопроект может привести   
к неопределённости. Мы как раз и стремились к тому, чтобы была конкретная       
определённость, чтобы все ошибки, допущенные судебными инстанциями,             
исправлялись в апелляционной и кассационной инстанциях и чтобы только в         
исключительных случаях, подчёркиваю, эти ошибки исправлялись надзорной          
инстанцией.                                                                     
                                                                                
Я считаю, что наш проект наиболее полно отвечает требованиям, которые           
прописаны в европейской конвенции о правах человека, и наиболее правильно       
отвечают той правовой позиции, которую изложил Конституционный Суд в своём      
постановлении. Мы изложили всего два основания, и поэтому эти основания         
являются исключительными. И при такой позиции, мы считаем, будет сохранён       
разумный баланс интересов сторон, участвующих в уголовном судопроизводстве.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Депутаты Емельянов и Вяткин. Две руки.        
Пожалуйста, депутат Емельянов.                                                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемые коллеги, мы сегодня рассматриваем очень важный        
вопрос, и важность его определяется тем, что он является частью очень важной    
проблемы в нашем уголовном процессе, а именно проблемы защиты прав              
потерпевшего. На первый взгляд, эти законопроекты, может показаться, касаются   
в большей степени прав стороны обвинения, но это далеко не так, поскольку за    
стороной обвинения стоят права потерпевшего. И вот эти права потерпевшего в     
нашем уголовном процессе защищены, на наш взгляд, не слишком хорошо. Это        
касается и самой процедуры признания потерпевшим, допуска адвоката и ещё        
целого ряда проблем, частью которых являются и права потерпевших в надзорной    
инстанции. За последние двадцать лет, стремясь преодолеть обвинительный уклон   
нашего правосудия, мы многое сделали для защиты прав обвиняемого,               
подсудимого, осуждённого, оправданного, а вот на права потерпевших как-то мы    
не очень обращали внимание. Понятно, что и в европейской, и в российской        
традиции быть на стороне слабого, и нам всегда казалось, что обвинение          
противостоит гражданину, он заведомо слабый, его необходимо защитить от         
произвола. Но в последнее время практика показывает, что зачастую и             
обвиняемый, подсудимый - не такой уж слабый, за ним зачастую стоят и деньги,    
и серьёзные адвокаты, и, что греха таить, силы преступного сообщества, а вот    
за потерпевшего заступиться-то и некому. И настало время восстановить этот      
баланс.                                                                         
                                                                                
Указанные законопроекты как раз направлены на восстановление баланса прав       
между потерпевшим, с одной стороны, и обвиняемым, осуждённым, оправданным,      
подсудимым, с другой стороны. С этой точки зрения, конечно, можно поддержать    
оба законопроекта, но, обсуждая их на заседании фракции, мы пришли к выводу,    
что в большей степени отвечает запросам современного общества всё-таки          
законопроект, который предложили члены Совета Федерации, поскольку              
правительственным законопроектом предусматриваются по сути формальные           
процессуальные основания возможности пересмотра решений в надзорной инстанции   
в части ухудшения положения осуждённого или оправданного.                       
                                                                                
Наши коллеги из Совета Федерации предлагают более широкий перечень, и там       
есть и сущностные основания. Можно возражать против их позиции, говорить, что   
их позиция не совсем соответствует правовой позиции Конституционного Суда, но   
опять же это вопрос толкования закона. На наш взгляд, законопроект,             
предлагаемый членами Совета Федерации, в большей степени отвечает если уж не    
букве, то по крайней мере духу постановления Конституционного Суда и, кстати,   
европейским документам. И если сравнивать два этих законопроекта, мы            
призывали бы вас в большей степени обратить внимание на законопроект наших      
коллег из Совета Федерации.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вяткин по карточке депутата Коробова.             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Совершенно верно,    
с учётом всей массы уголовных дел, которые рассматриваются в настоящий момент   
в стране, всё больше и больше остаётся недовольных граждан, которые             
пострадали от действий преступников и которые требуют действительно             
применения более жёстких мер к лицам, которые были признаны виновными в         
совершении преступлений. Особенно это касается преступлений против личности.    
И последние события, которые происходят в стране, лишний раз доказывают:        
совершенно очевидно, что необходимо уравновесить Уголовно-процессуальный        
кодекс как в сторону защиты прав подозреваемых и обвиняемых, так и в сторону    
защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений и            
признанных потерпевшими, и их родственников в том числе.                        
                                                                                
Указанные законопроекты выполняют не только волю Конституционного Суда, но и    
определённым образом восстанавливают справедливость. Однако, возражая Михаилу   
Васильевичу, следует отметить, что процесс - это и есть формальность. И         
строгое следование формальностям уголовного процесса, арбитражного или          
гражданского процесса - это и есть самоцель, потому что без соблюдения          
формальностей мы получим как раз те случаи, о которых идёт речь именно в этих   
законопроектах, случаи, когда допускаются нарушения процесса и когда            
выносятся приговоры с нарушением законодательства. Поэтому законопроект,        
который предложен правительством, конечно же, в полной мере соответствует       
требованиям процессуального законодательства, в полной мере отражает            
требования, изложенные в постановлении Конституционного Суда. Расширение        
оснований, их излишняя детализация и конкретизация могут привести к             
коллизиям, могут привести к неправильному применению нормы статьи 405           
Уголовно-процессуального кодекса, и это не поможет тогда защитить интересы      
граждан, пострадавших от рук преступников.                                      
                                                                                
В связи с этим прошу коллег поддержать именно законопроект, внесённый           
правительством.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Ставится на     
голосование проект 10.1, о котором докладывал официальный представитель         
правительства.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Пункт 10.2.                                                                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты по пункту 10.1.                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0%                                     
                                                                                
Триста девяносто за.                                                            
                                                                                
И по пункту 10.2 покажите результаты.                                           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.3,8%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     17 чел.                                          
Не голосовало                 433 чел.96,2%                                     
                                                                                
Принятым в первом чтении считается законопроект под пунктом 10.1.