Заседание № 190
14.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 613177-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся использования международных платёжных карт в национальной платёжной системе).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1740 по 2248 из 6388
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Марина Алексеевна Мукабенова. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён в Думу в начале октября, и в течение этого времени в СМИ активно обсуждалась эта тема. Я думаю, что вы, коллеги, смогли уже разобраться, в чём заключаются основные новеллы этого законопроекта, я скажу только об основных моментах. Прежде всего мы предлагаем НСПК, то есть национальную систему платёжных карт, признать национально значимой платёжной системой. Все кредитные организации и платёжные системы, которые используют международные платёжные карты, обязаны взаимодействовать с НСПК. Законопроект значительно расширяет полномочия национальной системы платёжных карт: в рамках этой системы наравне с другими операторами помимо переводов денежных средств также будут оказываться услуги платёжной инфраструктуры для операций с использованием международных платёжных карт. Также в законопроекте уточняется, что взаимодействие кредитных организаций с НСПК будет осуществляться в порядке, в сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами Центрального банка и принимаемыми в соответствии с ними правилами НСПК. Далее. Операторам платёжных систем предоставляется отсрочка по формированию обеспечительного взноса - об этом мы с вами уже тоже говорили, - то есть законодательно мы изменяем срок начала исчисления и срок уплаты обеспечительного взноса. Что здесь имеется в виду? Сроком начала исчисления будет считаться первый квартал 2015 года, а срок начала уплаты, внесения обеспечительного взноса начнётся со второго квартала 2015 года. Ну и поскольку отодвигаются сроки по уплате обеспечительного взноса, то соответственно меняются сроки по взысканию штрафов за невнесение или внесение не в полном размере обеспечительного взноса. Вот основные новеллы законопроекта, который мы с вами уже обсуждали активно и который является продолжением закона, который мы приняли в мае текущего года. Мы просим коллег поддержать законопроект в первом чтении и в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Марина Алексеевна достаточно подробно рассказала о данном законопроекте. От комитета добавлю для ясности и простоты, что в законопроекте предлагается ввести монополию национальной системы платёжных карт на все услуги, которые оказываются международными платёжными системами на территории Российской Федерации, то есть все эти услуги могут проходить только через национальную систему платёжных карт. Если это условие будет выполняться, то есть все операционные и клиринговые услуги, а также передача сообщений будут осуществляться только под эгидой НСПК, то такие операторы будут освобождаться от уплаты обеспечительного взноса, при этом они не будут освобождаться от уплаты штрафов, связанных с тем, что они не обеспечили бесперебойность, - это общее правило, которое есть у нас в законе, остаётся. Действительно, рассылка законопроекта прошла в короткие сроки, это связано с тем, что срок уплаты обеспечительного взноса был установлен до 31 октября, мы такое полномочие дали правительству, но, к сожалению, его полномочие в этой сфере уже исчерпано. Поэтому комитет предлагает сегодня поддержать законопроект в первом чтении, если в первом чтении он будет вами, коллеги, поддержан, предлагаем поддержать его также и в целом. Замечаний правового характера не имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемая Наталья Викторовна, на заседании комитета мы единогласно поддержали данный законопроект, но в связи с тем, что предложено проголосовать сразу в целом, возникает вопрос. В законе написано, что если международные платёжные системы передают в ЦБ информацию о всех транзакциях, переводах внутри России, то с них обеспечительный взнос не берётся, в этом случае, в общем-то, рычагов, чтобы наказать их за какие-то действия, остаётся гораздо меньше. А что будет, если они параллельно, передавая эту информацию в ЦБ, будут передавать её и за границу куда-нибудь? Есть ли у нас возможности навести порядок в этой конструкции, в этом деле? БУРЫКИНА Н. В. Уважаемый Борис Сергеевич, по поводу технологического аспекта: передать информацию, обработать информацию технически невозможно два раза. У нас здесь присутствует представитель Центрального банка, который, скорее всего, подтвердит, что это технически невозможно. Что касается штрафов, я уже в своём докладе сказала, что от штрафов за необеспечение бесперебойности никто никого не освобождал. А относительно технологических нюансов, которые вас интересуют, я попрошу просто представителя Центрального банка дополнить мой ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Наталья Викторовна, мы переносим срок внесения обеспечительного взноса - какова вероятность, что мы к первому кварталу решим данный вопрос? Планируется ли создание собственного процессингового центра и запуск его в работу уже в начале года и какова цена данного вопроса? БУРЫКИНА Н. В. Ну, вы знаете, обычно цена вопроса не прописана в законе. Мы дали соответствующее полномочие регулятору - создать такое акционерное общество. Оно было создано, прошло регистрацию, насколько я знаю, и даже был сформирован совет директоров. Там ещё по закону должен быть создан совет пользователей НСПК, в составе которого, насколько я помню, должны быть и представители Федерального Собрания. Должна быть утверждена стратегия развития национальной системы платёжных карт, я знаю, что её проект был представлен в Национальный финансовый совет, сейчас от его членов должны поступить предложения и рекомендации, а вопросы сметы, стоимости ещё не обсуждались. Опять же я думаю, что в рабочем порядке вы можете задать этот вопрос представителю Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Николаевна Скоробогатова хотела дополнить ответ на предыдущий вопрос. Пожалуйста. СКОРОБОГАТОВА О. Н., заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации. Спасибо большое. Наталья Викторовна абсолютно правильно сказала. По первому вопросу мы предполагаем, естественно, обеспечить в операционном центре НСПК стопроцентную обработку операций внутри России по картам международных систем, тем самым гарантируя безопасность их проведения для наших граждан. Что касается второго вопроса, срок готовности операционного центра - первый квартал, и в связи с этим мы, естественно, планируем начать подключение участников тоже в первом квартале, чтобы максимально удовлетворить все потребности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос задаёт Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Наталья Викторовна, после такого кризиса, когда заморозили фактически переводы денег известные международные платёжные системы, Герман Оскарович обещал президенту в течение полугода решить вопрос создания национальной платёжной системы, и упоминались там кругленькие суммы на её создание. Скажите, пожалуйста, первое, не нарушает ли правила ВТО то, что мы даём преференции международным платёжным системам? Кстати, назовите сумму - сколько наших денег они контролируют, сколько денег через них проходит? И второе: когда же будет создана независимая национальная платёжная система? БУРЫКИНА Н. В. Ну, у вас сразу много вопросов, я постараюсь ответить коротко. Дело в том, что, когда мы обсуждали в мае законопроект, мы говорили об образовании оператора НСПК в форме открытого акционерного общества. Что касается обещания Германа Оскаровича Президенту Российской Федерации, я думаю, об этом целесообразно всё-таки спросить у Германа Оскаровича. Я полагаю, что в данном случае речь шла о другом законе, который связан с универсальной электронной картой. Вы, как депутат, можете направить запрос Герману Оскаровичу и спросить у него, когда он там что-то сделает. Что касается стоимости, я ещё раз говорю, стоимость на сегодняшний момент неизвестна, сметы никакие не представлены. Я думаю, что в соответствии с законом такие данные будут обнародованы, и мы об этом узнаем. Больше мне нечего сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Наталья Викторовна, штрафы и обеспечительный взнос - инструменты понятные, но недейственные в том случае, если вдруг международные платёжные системы решат отключить нашу страну вот от этих самых систем. Что произойдёт, если будет введена внешняя финансовая блокада? Справится ли наша вот эта самая национальная система платёжных карт, сможет ли она в этой ситуации обеспечить бесперебойное, так сказать, функционирование финансовой системы в нашем государстве? БУРЫКИНА Н. В. Я могу сказать, что основная задача законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, - это создание собственной национальной технологической платформы, на которой будут осуществляться все операции, все транзакции на территории Российской Федерации, они будут полностью под контролем при использовании собственной платёжной инфраструктуры. Что касается монополии по отношению к международным платёжным системам, это, скажем, один из элементов безопасности, и когда полностью заработает собственная система, нам международные платёжные системы в том виде, в котором они сегодня присутствуют, может быть, и не понадобятся. Это вопрос развития и вопрос времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Наталья Викторовна, вот все вопросы вам, ну и мой вопрос тоже вам. Тема, которую мы рассматриваем, очень широко обсуждается в специальной экономической и финансовой литературе. Вот весной этого года приводились данные, что от 15 до 40 процентов владельцев платёжных карт в разных странах столкнулись с мошенничеством - с их карт снимали деньги. Приводились данные, что в прошлом году в России с платёжных карт мошенники сняли свыше 10 миллиардов рублей. И естественно, ставился вопрос о защите. Вот этим законопроектом мы расширяем полномочия, даём какие-то новые права, определяем сроки - а повлияет он как-то на степень защиты владельцев платёжных карт? Не будет ли так, что в прошлом году 10 миллиардов сняли с карт мошенники в России, а в этом году - 20 миллиардов? Законы есть, а защиты нет! БУРЫКИНА Н. В. Ну я так скажу: вот этот законопроект не имеет никакого отношения к безопасности владельцев платёжных карт, но в базовом законе, который мы с вами приняли ещё два с половиной года назад, есть 9-я статья, которая даёт возможность владельцам платёжных инструментов, в том числе платёжных карт, защищать себя определённым образом. В прошлом году была большая полемика, насколько я помню, по поводу того, чтобы перенести срок вступления в силу этой статьи, но законодатель не пошёл навстречу сообществу, и в данном случае 9-я статья, мы полагаем, достаточно активно защищает владельцев банковских карт от мошенничества. Я советую вам просто её внимательно прочитать, и вы увидите, что там предусмотрены все механизмы защиты и возврата денег владельцам платёжных карт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Вопрос следующий. Вот понятно, что штрафы, вот эти страховые взносы, обеспечительные взносы, они направлены на перспективу, на защиту от нарушения правил или односторонних решений международных платёжных систем, которые могут быть в будущем, но мы знаем, что весной международная платёжная система прекратила обслуживание ряда банков, например банка "Россия", "СМП Банка", "Инвесткапиталбанка", - существуют ли какие-то средства защиты и механизм компенсации убытков этих банков? И второй вопрос. Всё-таки наверняка международные платёжные системы не рассчитывали на то, что с них потребуют какие-то дополнительные взносы, и эти штрафы они, как коммерческие структуры, будут компенсировать, возможно, повышением платы за свои услуги. Вот не предполагаете ли вы, что их естественной реакцией будет увеличение стоимости услуг по обслуживанию этих платёжных карт? БУРЫКИНА Н. В. Вы знаете, это всё мы обсуждаем тот законопроект, который давно стал законом и действует уже после подписания его президентом, и все эти защитные меры в том законе большом уже разработаны, в том числе возможность неповышения тарифов, возможность изменения правил функционирования платёжных систем. Там у нас, по-моему, период обозначен - 120 дней, если правила, в том числе тарифная планка, меняются, платёжные системы должны сообщить регулятору, и регулятор должен дать согласие. И не так просто на самом деле тарифы изменить, потому что есть конкуренция. В данном случае сама национальная система платёжных карт будет являться конкурентом, в том числе и мировым платёжным системам. Это первый момент. Второй момент. Основная задача любой платёжной системы - это обеспечение бесперебойности расчётов. Мы ввели штрафы как для национально значимых платёжных систем - по-моему, 10 миллионов за факт нарушения принципа бесперебойности, - так и для других платёжных систем, то есть там очень существенные штрафы, поскольку, знаете, надо обеспечивать бесперебойность работы. Если обеспечивается бесперебойность, если это не зависит от политической конъюнктуры, то, скорее всего, такие штрафы не понадобится применять. В данном случае, повторяю, штрафы существенные. Но если посмотреть опыт других стран, там штрафы ещё больше, чем у нас. Мы сделали штрафы сопоставимыми в целом со штрафами в других странах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна, спасибо за квалифицированные ответы на вопросы, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. Микрофон включите, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы действительно рассматриваем серьёзный закон, но непонятна спешка, и если комитет понимал важность и необходимость данного закона, то почему его столько времени держали? Это первое. Второе. Наталья Викторовна дипломатично ушла от ответа, сколько всё-таки транзакций осуществляется международными платёжными системами, есть ли обеспечительный взнос. Если за половину рабочего дня набирается 4 миллиарда долларов, что означает 8 миллиардов долларов в день, умножайте на 365 дней - получается 2 триллиона 820 миллиардов. Посчитайте, сколько зарабатывают международные платёжные системы на нас! Я хотел бы уточнить, почему председатель комитета не отвечает на столь серьёзный вопрос депутатам? Если заграница так конкретно нас контролирует и весной уже показала, что она может с нами сделать, то слова о том, что якобы только один раз информацию отправляют - это сказки, всем понятно: то, что находится в Интернете, читается всем миром, а если это необходимо спецслужбам, то они читают ещё раньше остальных. Мне кажется, что всё-таки комитет недостаточно ответственно относится к контролю за столь важным вопросом. Если президент поставил задачу, то, с моей точки зрения, все должны впереди паровоза бежать заниматься реализацией этой программы, тем более что она напрямую касается национальной безопасности Российской Федерации, и ссылаться на Грефа... Понятно, что Греф, там, завтраки проводит, контролирует большие суммы денег и обеспечивает деятельность экономики, но, мне кажется, это вопрос Центробанка и Комитета по финансовому рынку, а если мы будем частным компаниям поручать блюсти государственные интересы и не будем это контролировать, мы никогда не обеспечим нашу безопасность! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Завтраки здесь ни при чём. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Коллеги, мы сегодня обсуждаем достаточно узкую проблему, если судить по тем вопросам, которые сегодня задавались докладчикам, но вместе с тем мы рассматриваем данное обсуждение как повод всё-таки ещё раз вернуться к проблемам безопасности нашей национальной платёжной системы. Мы сразу поняли, что срок, который был указан в законе для запуска нашего процессингового центра, конечно, был нереальным, поэтому у нас просьба к Центробанку: раз уж мы законодательно меняем эти сроки, нужно, чтобы всё-таки в первом квартале это всё заработало, чтобы больше вы к нам не приходили с этим вопросом. Вместе с тем хотелось бы отметить, что мы сейчас, приступив к обсуждению бюджета, определяем роль и Центрального банка, и, так сказать, других участников в регулировании инфляции и в наполнении бюджета, и понятно, что, скажем так, у всех достаточно узкие коридоры, так работают и Министерство экономического развития, и Центробанк, но вот этот вопрос как раз лежит чётко в плоскости Центробанка, точнее, в плоскости Центробанка и правительства, и удивительно, что эту тему подняли только тогда, когда перед нами просто захлопнули дверь. Мы понимаем, что, конечно, вы там все новые люди, руководитель Центробанка новый, но давайте так: раз уж вы пришли, давайте действовать поэффективнее. Надо не только уходить от хранения информации за границей, с тем чтобы она оставалась внутри страны, надо переходить и на собственные платёжные системы, и хотя с этим сейчас никто не спорит, но сроки надо какие-то конкретные всё-таки назвать и сказать, когда мы начнём зарабатывать. Вот мы обсуждали вчера инвестиционные проекты, в которые будут вкладываться средства Фонда национального благосостояния, там и Восточный полигон, и Центральная кольцевая автодорога - 500 миллиардов мы планируем освоить, и никто не говорит о том, что эти деньги когда-то вернутся, это инфраструктурные проекты. Вот здесь тоже инфраструктурный проект, но здесь-то всё понятно и всё окупаемо: 4 миллиарда долларов - это доход, который имеют платёжные системы. Ведь этот проект элементарно окупается! То есть мы сегодня видим явное нежелание активно действовать и лоббирование интересов иностранных компаний, но здесь-то вопрос, извините, национальной безопасности! Мы можем закрыть глаза на то, что они приходят, как говорится, продают нам помидоры со словами "купите наши", взятки дают нашим чиновникам, но сейчас-то вы должны занять такую позицию, чтобы мы чётко понимали, что данная система будет введена в кратчайшие сроки! Пока мы видим только учёт, а надо и деньги забирать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо. Слово "спешка", по-моему, прозвучало - Николай Васильевич разволновался по поводу того, с чем связана спешка при принятии закона. Оно прозвучало ещё сегодня утром, при рассмотрении повестки, когда говорилось, что планируется на завтрашнем заседании Совета Федерации его рассмотреть. Тогда всё объяснимо. Сергей Михайлович Катасонов тоже поднял важный вопрос о том, что сегодня слабыми темпами ведётся работа по созданию собственной платёжной системы, всё ограничивается лишь сбором информации. На самом деле если расценивать эту деятельность по сбору информации как первый шаг, то в принципе всё не так уж плохо. Нужно понимать, что эта национальная система уже как центр сбора информации является конкурентом тех международных платёжных систем, которые сегодня доминируют в мире. И если сравнивать рынок с боевыми действиями - а все аналогии уже проведены, и исследования есть, например "Маркетинговые войны", в которых стратегические принципы, описанные в работе Клаузевица, применены к рынку, - то сбор информации, разведданные - это важнейшая составляющая, поэтому то, что сегодня делается в плане сбора информации, чрезвычайно важно. Совершенно понятно, что это будет положено в основу глубокого анализа и лучшие наработки будут использованы при создании национальной платёжной системы и своей универсальной карты. Здесь правильно коллега Сергей Михайлович Катасонов поднял и тему безопасности, вопрос национальной безопасности, я лишь хотел отметить такой момент, как защита личной информации. Ведь мы все прекрасно помним, как в Ялте нас собирали и показывали ролик о том, что сегодня универсальная карта - это канал получения подробнейшей информации о любом из нас, и тот факт, что все эти гигабайты, терабайты информации хранятся за океаном, должен, конечно же, настораживать. Для начала неплохо было бы иметь копии всех этих документов, этой информации в нашем аналитическом центре. И безусловно, результаты исследований, которые были опубликованы, заставляют задуматься: наши граждане чрезвычайно недоверчиво относятся ко всем этим электронным сервисам, ко всему, что связано с глобальной Сетью, - 50 процентов россиян считают, что данные пользователей сети Интернет, данные из социальных сетей незаконно попадают в чужие руки, а 25 процентов россиян - четверть! - на всех своих ноутбуках, на всех гаджетах заклеивают видеокамеры. Всё это, конечно же, не способствует комфортному пользованию этими платёжными системами, которые, безусловно, открывают определённые возможности, позволяют реализовать определённый потенциал, но, к счастью, у нас в России остались ещё города и посёлки, где пока нет банкоматов и где граждане... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ДИДЕНКО А. Н. Я всё сказал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Марина Алексеевна, воспользуетесь правом на выступление? Пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А. Уважаемые коллеги, сегодня очень много было сказано и задано очень много вопросов в связи с предыдущим законом, который мы с вами уже приняли и который действует, сейчас, единственно, идёт работа над правилами НСПК. Мне хотелось бы сказать о том законопроекте, который мы с вами сегодня рассматриваем: здесь предлагается признать НСПК национально значимой платёжной системой, и если мы признаем, это придаст особый статус платёжной системе. Что касается расширения полномочий, мы, как авторы, считаем, что при наличии единого процессингового центра на базе НСПК снизятся издержки, расходы при проведении операций, что повлияет на снижение тарифов на оказываемые услуги как для банков, так и для их клиентов. Единый процессинговый центр на базе НСПК должен обеспечить безопасность и надёжность расчётов для российских граждан и компаний. Ну, сегодня и председатель нашего комитета сказала, что уже есть опыт зарубежных стран, и наверняка многие из вас знают о том, что и "MasterCard", и "Visa" уже признали такую систему на территории Турции и спокойно работают. Такая же модель есть и в Белоруссии. Что касается изменения сроков по исчислениям. Ну, это делается для того, чтобы предоставить операторам платёжных систем отсрочку при формировании обеспечительного взноса в этот переходный период. Мы говорим о дате, с которой система должна была вступить в действие, - 31 октября, но, так как мы не успеваем, предлагается идти по новому правилу, которое, как мы, авторы, считаем, будет более удобным и правильным. По поводу исчисления и внесения изменений мы посоветовались с экспертами, да и Центральный банк неоднократно говорил о том, что это один из правильных путей. Уважаемые коллеги, ещё раз прошу поддержать данный законопроект, как и предлагалось комитетом, в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу сказать, что тема, касающаяся национальной платёжной системы, да и сами законы, которые мы с вами приняли до этого, достаточно сложны, они сложны как с точки зрения их сути, содержания, так и с точки зрения технических формулировок, которые там содержатся, и поэтому я понимаю, что достаточно сложно разобраться. Скажу коротко: когда я отметила в своём выступлении, что предлагается монополия, и монополия под эгидой Центрального банка, то это означало, что все национальные интересы будут соблюдаться в первую очередь. Я понимаю, что все коллеги, которые выступали, поддерживают как раз защиту национальных интересов. Что касается штрафов. Я никого не хотела пугать, но когда я сказала, что у нас два типа штрафов: один тип - для национально значимых систем, а другой - для других, то я хотела подчеркнуть, что вот для тех других, которые не будут являться национально значимыми, штрафы существенные, они исчисляются не десятками миллионов рублей, а, скажем так, десятками миллионов долларов, и это тоже нужно учитывать. Что касается передачи информации. Будет невозможна передача информации по операциям, которые осуществляются на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, и это чётко во всех законодательных актах, которые мы приняли, и в том законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, прослеживается. Ещё раз прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 29 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принят в первом чтении. Марина Алексеевна и Наталья Викторовна предложили проголосовать в целом. Нет возражений? Нет. Ставлю на голосование в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 58 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Закон принят.