Заседание № 171
21.05.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 613080-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу об отсрочке от призыва на военную службу граждан, получающих начальное профессиональное и среднее профессиональное образование; внесён Г. Е. Шевцовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4068 по 4419 из 6658
У нас на 16 часов, на фиксированное время, запланировано рассмотрение восьми альтернативных законопроектов о внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Сначала мы заслушаем доклады тех представителей субъектов права законодательной инициативы, которые присутствуют, потом содоклад, а потом состоится общее обсуждение. По законопроекту, обозначенному под пунктом 17.1, слово предоставляется Ильдару Ирековичу Гильмутдинову. Одну секунду, Ильдар Ирекович. Владимир Игорьевич Афонский по ведению. АФОНСКИЙ В. И. Уважаемый Иван Иванович, прошу прощения. В связи с просьбой представителя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа о рассмотрении законопроекта без его участия Комитет по вопросам собственности просит рассмотреть законопроект, обозначенный под пунктом 23, по сокращённой процедуре и утвердить меня в качестве содокладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается предоставить право на отсрочку от призыва на военную службу обучающимся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях по программам среднего профессионального образования, ограничив срок предоставления отсрочки от призыва только нормативными сроками освоения основных образовательных программ. Большинство студентов, поступивших в образовательные учреждения среднего профессионального образования после окончания 11-го класса в семнадцатилетнем возрасте, призываются на военную службу и не успевают завершить обучение, за исключением случаев, когда не достигают призывного возраста в последний год обучения, и это приводит к нарушению последовательности освоения учебных программ, часть ребят не возвращается после армии для завершения обучения. Необходимо, на наш взгляд, уравнять в правах на получение непрерывного образования обучающихся, независимо от того, получили они среднее общее образование до поступления в учреждения среднего профессионального образования или нет. Подчёркиваю: мы не говорим о том, что данные ребята не пойдут служить в армию, речь идёт только о том, чтобы дать им возможность доучиться, получить диплом о среднем профессиональном образовании. Армия в данном случае только выиграет, и мы получим готовых специалистов, полностью освоивших соответствующую образовательную программу. И ещё хотелось бы сказать по поводу опасения, касающегося того, что армия недополучит существенное количество призывников: это на самом деле не так, если сказать предельно честно и откровенно, сегодня тех ребят, которые поступают в учреждения среднего профобразования после 11-ого класса, к сожалению, очень мало. Поэтому авторы предлагают вот такую инициативу и просят поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович. По законопроекту, обозначенному под пунктом 17.2, с докладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР полтора года назад внесла законопроект, которым, по сути, предлагается то же самое, о чём говорил только что уважаемый депутат Гильмутдинов, только мы это сделали не неделю назад, а полтора года назад, и об этом нас попросили студенты одного колледжа в городе Калининграде. Когда я им начал рассказывать про 20-летие парламентаризма в России, про патриотизм, они сказали: всё, конечно, хорошо, но у нас несколько молодых ребят забрали в армию, они не успели завершить образовательный процесс в среднем специальном учебном заведении и неизвестно вообще, продолжат они обучение после армии или не продолжат, может быть, они сразу устроятся на работу. Таким образом, мы сами нарушаем образовательный процесс, не готовим тех специалистов, которые сегодня требуются, приглашаем таких специалистов из-за рубежа и потом усердно боремся с нелегальной миграцией, то есть мы сами создали себе проблему. И её можно было решить ещё в прошлом созыве, один из альтернативных законопроектов, я обращаю внимание, был внесён ещё в прошлом созыве, но почему-то очень долго лежал, пока наконец восемь законопроектов не оказалось на рассмотрении в комитете, пока Министерство обороны не скорректировало свою позицию, видимо, в связи с приходом нового министра обороны. Наконец проблема будет решена, пусть даже и не путём принятия законопроекта фракции ЛДПР, пусть через другой законопроект, самое главное - это то, что теперь те, кто поступает в средние специальные учебные заведения, будут иметь возможность полностью завершить весь образовательный цикл, они не будут призваны в Вооружённые Силы до окончания этого образовательного цикла. Поэтому фракция ЛДПР будет голосовать за все восемь законопроектов, мы призываем проголосовать и за наш законопроект тоже. И ещё раз скажу: наличие нашего законопроекта, наличие законопроектов, внесённых депутатами, которые представляют разные субъекты, наличие законопроектов, которые были направлены парламентами разных субъектов, - это демонстрация того, что проблема волнует практически всю страну и что об этом уже давно кричат регионы, а мы, к сожалению, здесь запаздываем. Надо было всё сделать раньше, и в данном случае фракция ЛДПР ещё раз продемонстрировала, что она восприняла импульс, что она является катализатором в решении многих вопросов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Уважаемые коллеги, по законопроектам, обозначенным под пунктами 17.3, 17.4, 17.5, 17.6, 17.7 и 17.8, доклады не предусмотрены. Слово для выступления с содокладом от Комитета по обороне предоставляется Андрею Леонидовичу Красову. Пожалуйста. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Два предыдущих докладчика уже смогли вас погрузить в суть проблемы, поэтому повторяться нет необходимости. Помимо двух законопроектов, о которых уже доложили, представлено ещё шесть альтернативных законопроектов, авторы которых предложили рассматривать их без своего участия либо авторы уже давно сложили полномочия депутатов Государственной Думы. Во всех восьми законопроектах речь идёт о коррекции в различных вариантах условий предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по программам среднего профессионального образования, - от полного снятия всех возрастных ограничений для получающих среднее профобразование до увеличения возраста, после достижения которого гражданин, обучающийся по такой программе, может быть призван на военную службу. В итоге смысл всех предложений один: чтобы гражданин смог получить образование до призыва на военную службу, поскольку многие граждане, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, в силу действующей редакции Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва не успевают завершить образование, ну а после службы не все из них, как уже здесь было сказано, возвращаются, стремятся его продолжить. Рассмотрев все альтернативные законопроекты, Комитет по обороне считает, что законопроект под номером 17.1 сегодняшней повестки дня, внесённый депутатами Государственной Думы Балыхиным, Булаевым и другими депутатами и членом Совета Федерации, является наиболее предпочтительным. В чём предпочтительность этого законопроекта? Он решает проблему отсрочки для получающих среднее профессиональное образование как в отношении граждан, окончивших до поступления в соответствующие образовательные учреждения девять классов школы, так и в отношении окончивших до поступления в эти образовательные учреждения одиннадцать классов школы. Если будут какие-то замечания, то нам ничто не мешает доработать его ко второму чтению с учётом всего конструктивного, что есть в восьми альтернативных законопроектах. Правительство Российской Федерации не возражает против концепции законопроекта. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует принять законопроект под номером 17.1 порядка работы в первом чтении, а остальные законопроекты отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Андрей Леонидович, просто ради, так скажем, исторической справедливости: а кто первый из этих восьми субъектов права законодательной инициативы внёс законопроект по этой тематике и когда? КРАСОВ А. Л. Законопроект вносился ещё в пятом созыве Государственной Думы, по-моему, автором был член Совета Федерации Тараканов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Андрей Леонидович, в обосновании практически всех представленных сегодня альтернативных законопроектов прозвучал тезис - и вы также об этом сказали, - что зачастую призванные учащиеся не возвращаются в свои образовательные учреждения для завершения обучения, а те, кто продолжает обучение, как правило, показывают низкую успеваемость. Так вот скажите, возможно ли оценить, так сказать, регулятивное воздействие отменяемой сегодня нормы? И какова доля студентов, не вернувшихся в свои колледжи, техникумы? Какой в итоге ущерб был нанесён кадровому потенциалу страны? КРАСОВ А. Л. Вот сегодня во время разминки вы, наверное, слышали, Дмитрий Иванович, что образовательные учреждения среднего профессионального образования превращаются практически в женские батальоны, то есть количество граждан Российской Федерации, возвращающихся учиться после прохождения военной службы, составляет порядка 30 процентов. Может быть, прохождение военной службы - это особая школа жизни, и у них меняется мировоззрение? Кто-то после этого имеет возможность поступить в военно-учебные заведения, потому что всё-таки существует привлекательность военной службы; кто-то, может быть, минуя даже среднее профессиональное образование, после того как отслужил, прошёл военную службу, поступает в образовательные учреждения высшего профессионального образования; кто-то остаётся проходить военную службу по контракту в воинских частях, где служил, или в других воинских частях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Леонидович, в продолжение предыдущего вопроса: скажите, пожалуйста, о каком количестве призывников может идти речь? Это первый вопрос. И второй. Мы недавно обсуждали вопрос о возможности продолжения заочного образования, сегодня мы говорим и о том, что армия готова и хочет, чтобы большинство призывников служили именно по контракту, - нет ли в планах комитета и дальше эту работу продолжить? Вот когда рассматриваемый блок вопросов будет решён, может, стоит всё же вспомнить законопроекты, которые вносила фракция ЛДПР, о заочных и каких-то других формах образования? КРАСОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Я приведу только те данные, которые нам предоставило Министерство обороны: эта отсрочка на сегодняшний день, на 2014 год, коснётся 32,9 тысячи человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Андрей Леонидович, скажите, пожалуйста, почему столько времени, уже можем говорить, так много лет эти похожие законопроекты лежали в комитете - с чем это связано? Может быть, потому, что мы сейчас приняли решение о возможности выбора - на контрактную службу или по призыву? Или, может быть, это связано с тем, что мы готовили юристов, экономистов и совсем не задумывались над тем, что нам необходимы обычные каменщики, столяры и плотники? КРАСОВ А. Л. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. Ну, дело не только в тех проблемах, о которых вы сказали. Вы задаёте вопрос, почему так долго лежали указанные законопроекты на полке, но дело в том, что эти альтернативные законопроекты множились, как грибы после дождя, - представители комитета не дадут соврать - мы формировали рабочую группу и очень долго искали выход, ответ на этот вопрос, в этом принимали участие представители Министерства обороны, Министерства образования и науки и тех структур, которые заинтересованы в решении этого вопроса, но появлялись новые альтернативные законопроекты, и мы всё начинали сначала. Если бы в этот промежуток времени появился девятый или десятый законопроект, мы опять в эту сессию их не рассмотрели бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович, присаживайтесь. Вопросы все заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Олег Николаевич Смолин. Больше нет никого? Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что наша фракция и вообще все социально ориентированные депутаты давно добивались введения положения, согласно которому отсрочка распространялась бы на ребят, обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования, а теперь это одна система, поскольку ПТУ теперь тоже названы учреждениями среднего профобразования, но только по программе подготовки рабочих кадров. Когда принимались решения о свёртывании отсрочек, мы говорили о том, что это неправильно, и неправильно по трём причинам. Во-первых, это неправильно потому, что это удар по нашей промышленности, по подготовке рабочих кадров. Во-вторых, это неправильно потому, что это удар, как правило, по людям из малообеспеченных семей, понятно, что там учатся дети из семей, менее обеспеченных, чем семьи студентов. И в-третьих, это такое наказание за спокойствие, то есть если студенты активно протестовали против попыток отменить отсрочку, то эти ребята практически никак не протестовали. Мы рады, что сейчас принято решение отчасти вернуть отсрочки, которые были до принятия закона 2006 года. Я думаю, что основные законопроекты нужно поддержать, в частности первый законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Николай Иванович Булаев. БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на самом деле не очень важно, чей законопроект проходит, они действительно концептуально близки, но над проблемой, которую мы сегодня рассматриваем, депутаты нашей фракции и я работаем уже лет пять, в том числе с Минобороны. Не всё получалось, не всё складывалось так, как хотелось бы, но в конце концов, когда были договорённости определённые достигнуты, депутаты фракции подготовили законопроект и внесли. Если внимательно посмотреть, наш законопроект всё-таки отличается от всех других законопроектов, хотя, ещё раз говорю, проблема, которую мы решаем, одна: дать возможность ребятам, которые завершили одиннадцатилетнее обучение в школе, поступить и завершить образование в среднем профессиональном учебном заведении. Мы в эти дни говорим о том, что это парадоксально, когда человек после 11-го класса поступает в недееспособный вуз, пусть и имеющий государственную аккредитацию, и получает отсрочку от призыва, а человек, который поступает в среднее профессиональное учебное заведение, отсрочки не имеет. Это, конечно, дикость, это дикость, и сегодня мы констатируем, что система среднего профессионального образования, конечно, во многом развалена из-за того, что это решение долго не принималось. Что касается того, сколько ребят в этом году получат отсрочку, если мы введём закон немедленно, какие будут потери у Министерства обороны с точки зрения количества призывников, я думаю, это нужно посчитать. И мы можем на порядок ошибаться, а порядок в математике - это десять раз, Иван Иванович прекрасно это знает. Кто-то считает, что в два раза, но я думаю, что в данном случае ошибка на порядок, потому что студентов-юношей в средних профессиональных учебных заведениях, получивших одиннадцатилетнее образование, практически нет, и как там считать... Поэтому вопрос о том, с какого времени вводить закон в действие, - вопрос отдельной дискуссии, я думаю, что мы найдём в конце концов взаимопонимание и с Министерством обороны, и с правительством в целом. Я думаю, что депутаты сегодня этот законопроект поддержат, и тысячи ребят из семей с не самым большим достатком скажут нам спасибо, этот закон будет для них, как ни странно, понятен сразу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Ещё руку поднимал депутат Акулов Тимур Юрьевич. Пожалуйста, включите микрофон. АКУЛОВ Т. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поддержит законопроект "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обозначенный под пунктом 17.1 повестки дня. Остальными семью законопроектами предполагается в разных вариациях изменить условия предоставления гражданам, обучающимся по программе среднего профессионального образования, права на отсрочку от призыва на военную службу, но после дополнительных консультаций мы пришли к выводу, что всё же предпочтительнее было бы принять законопроект, внесённый группой депутатов Государственной Думы во главе с депутатами Балыхиным и Булаевым, так как законопроектом, во-первых, комплексно решается проблема отсрочки, во-вторых, не требуется корректировка терминологии в связи с принятием нового закона "Об образовании...", ну и, наверное, всё-таки правильнее принимать законопроект, внесённый в текущем созыве, ведь его принятие будет достижением Думы именно шестого созыва, да и рассматривать его можно как принятый в развитие положений майских указов Президента России. При этом следует учесть, что при подготовке законопроекта ко второму чтению можно будет учесть все положительные моменты из остальных семи законопроектов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тимур Юрьевич. Докладчики будут ещё раз выступать? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Выносим законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5364 по 5508 из 6658
Переходим к голосованию по восьми альтернативным законопроектам под пунктами 17.1-17.8, касающимся внесения изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Голосуем по законопроекту под пунктом 17.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Голосуем по законопроекту под пунктом 17.2. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Голосуем по законопроекту под пунктом 17.3. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Голосуем по законопроекта под пунктом 17.4. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Голосуем по законопроекту под пунктом 17.5. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Голосуем по законопроекту под пунктом 17.6. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Голосуем по законопроекту под пунктом 17.7. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. И голосуем по законопроекту под пунктом 17.8. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Покажите результаты по пункту 17.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 00 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % 444 голоса "за". Покажите результаты по пункту 17.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 21 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Двести три. Результаты по пункту 17.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 41 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9 % Тоже двести три. Результаты по пункту 17.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 03 сек.) Проголосовало за 200 чел.44,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Двести. Результаты по пункту 17.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 23 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7 % Сто четырнадцать. Результаты по пункту 17.6. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 41 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Пятьдесят шесть. Результаты по пункту 17.7. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 01 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2 % Сто семь. И результаты по пункту 17.8. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 20 сек.) Проголосовало за 114 чел.25,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4 % Сто четырнадцать. Коллеги, таким образом, в первом чтении принимается законопроект под пунктом 17.1, остальные законопроекты отклонены. (Аплодисменты.)