Заседание № 228
О проекте федерального закона № 613023-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (о предоставлении сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что данным проектом федерального закона предлагается расширить круг лиц из числа сотрудников Федеральной службы судебных приставов, которые будут иметь право на применение физической силы, специальных средств и оружия, огнестрельного оружия, а также установить для таких сотрудников обязанность не только проходить специальную подготовку и периодическую проверку на предмет пригодности к таким действиям, но и оказывать первую помощь лицам, которые пострадали в результате применения физической силы, специальных средств и оружия. По результатам подготовки данного проекта федерального закона ко второму чтению поступило 11 поправок. Пять из них включены в таблицу поправок № 1 и рекомендованы к принятию, шесть поправок - в таблицу № 2, рекомендуются к отклонению. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по проекту федерального закона нет. Комитет предлагает таблицы поправок поддержать и проект федерального закона принять во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 18 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Прошу поставить на отдельное голосование все шесть поправок этой таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы будете обосновывать их все сразу или по отдельности? СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Буду обосновывать в одном выступлении. Прошу пять минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ну, больше поправок нет в таблице, переходим к обоснованию. Включите микрофон депутату Синельщикову, пять минут поставьте. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, законопроект вступает в противоречие с главой 8 Уголовного кодекса Российской Федерации, она называется "Обстоятельства, исключающие преступность деяния". Закон, который будет принят в такой редакции, будет вводить в заблуждение соответствующих сотрудников. Мы предлагаем исключить вот те шесть статей, о которых здесь идёт речь, и никаких дополнительных формулировок не понадобится. Прежде всего. Вот одно из положений: сотрудник не имеет права применять огнестрельное оружие, цитирую, "при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица". Вообще непонятно, о чём идёт речь, что такое "могут пострадать случайные лица"? Иногда надо применять, когда и могут пострадать, а иногда не надо, это уже он должен думать. И все эти положения есть в главе 8 УК. Далее. Сотрудник, цитирую опять, "не несёт ответственности за вред, причинённый гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены" федеральным законом. Коллеги, это глава 8 Уголовного кодекса, и не надо сюда её переписывать вот в таком примитивном виде, это надо убрать. Далее. Такая новация: запрещается применять специальные средства, и даётся перечень случаев, когда запрещается применять специальные средства, и даются из этого перечня исключения. Ничего этого писать, конечно же, не нужно, вопрос решён в статьях 37, 38 и 39 Уголовного кодекса, он решён на более общем уровне, что позволит сотруднику действовать свободно и не нарушая закон, не думая о том, в каких пределах он должен работать. А то получается, что сотрудник превращается в некий компьютер. Это очень неудачное толкование главы 8 УК. Следующая позиция звучит так: "При применении сотрудником органов принудительного исполнения палки резиновой не допускается нанесение человеку ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца". А почему же допускается нанесение в области проекций почек, печени и так далее? Ну а с другой стороны, иногда и по голове надо бить, потому что это вызывается необходимостью, это вызывается положениями кодекса о необходимой обороне. Далее. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин и так далее, даётся перечень случаев, ну, то есть приведён просто-напросто набор казусов, когда сотрудник не должен применять оружие. Но в этом нет никакой необходимости: во многих случаях, приведённых здесь, оружие надо применять, а в ряде случаев нельзя применять и при тех обстоятельствах, которые в этот перечень не входят. Ну и наконец, ещё одна новация, которая здесь отображена. При попытке лица, задерживаемого сотрудником с обнажённым огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику, сократив при этом указанное им расстояние, сотрудник имеет право применить огнестрельное оружие. Когда-то имеет право применить, когда-то не имеет право применить, коллеги. Если до гражданина 50 метров, 50 шагов, скажем, ему сказали: "Стой на месте!" - а он всё-таки сделал один шаг, это вовсе не значит, что в него надо непременно стрелять. А из смысла этого законопроекта получается, что пали, и всё. Мы предлагаем отказаться от такого примитивного изложения Уголовного кодекса Российской Федерации. Вот этот раздел уже хорошо отработан и Государственной Думой, и практикой Верховного Суда. Предлагаем отказаться от такого изложения Уголовного кодекса и принять вот эти поправки, тогда всё будет выглядеть пристойно, благородно и правильно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Пожалуйста, Анатолий Борисович, мнение комитета. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Юрий Петрович! Как вы знаете, Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", а именно статьёй 3, установлен принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, который предполагает закрепление единого подхода к организации государственной службы. Так вот при подготовке данного проекта федерального закона, как мы уже говорили при его рассмотрении в первом чтении, Правительство России использовало единые подходы в регулировании вопросов, которые связаны с применением физической силы, специальных средств и оружия, которые прямо закреплены как в законе "О полиции", так и в законе о Федеральной службе исполнения наказаний. И как показывает практика, указанные нормы, о которых мы говорим, нареканий не вызывают и работают достаточно эффективно. Это же касается поправки 1, о которой говорил Юрий Петрович. Аналогичная норма изложена в статье 23 Федерального закона "О полиции": сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные люди. Таким образом, данная норма, о которой мы говорим, полностью согласуется с принципом единства правовых и организационных основ государственной службы, который закреплён в статье 3 Федерального закона "О системе государственной службы...". Аналогичное обоснование касается проектируемой новеллы, о которой говорилось в поправке 2. Она аналогична положениям статьи 18 закона "О полиции": сотрудник полиции не несёт ответственности за вред, причинённый гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если применение осуществлялось на основании и в порядке, которые установлены законом. Это же обоснование касается и поправки 3. Аналогичное положение изложено в статье 22 закона "О полиции" и в статье 31-1 закона "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации". Также это обоснование касается проектируемых новелл, которые обсуждаются в поправках 4, 5 и 6. Я не буду все перечислять, уважаемые коллеги, это есть в обосновании, в пояснительной записке, об этом мы говорили и при рассмотрении данного проекта федерального закона в первом чтении. Другими словами, данные поправки не могут быть поддержаны, поскольку они полностью нарушают принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, на что, кстати, и обращает наше внимание Верховный Суд Российской Федерации, согласно позиции которого органы принудительного исполнения отнесены к правоохранительным органам без каких-либо исключений при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 1. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 16 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8 % Результат: не принято Не принимается поправка. Ставится на голосование поправка 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 39 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1 % Результат: не принято Не принимается поправка. Ставится на голосование поправка 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 01 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Не принимается поправка. Ставится на голосование поправка 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 24 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % Результат: не принято Не принимается поправка. Ставится на голосование поправка 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 47 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Не принимается поправка. И ставится на голосование поправка 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 10 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9 % Результат: не принято Поправка не принимается. Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 35 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Анатолий Борисович, вам слово. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, согласительные процедуры и полностью подготовлен к рассмотрению в третьем, окончательном чтении. Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем, окончательном чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович и Выборный Анатолий Борисович. Включите микрофон Юрию Петровичу Синельщикову. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, мы в первом чтении и во втором чтении достаточно подробно изложили свою позицию, мы в ней убеждены, убеждены совершенно. И, возражая коллеге Выборному, я хотел бы отметить только следующее. Нам не следует повторять те ошибки, которые нами были допущены в других законах, в том числе и в законе "О полиции", а мы допустили грубые ошибки при принятии этого закона. Ошибки в действиях полиции в критических ситуациях многочисленны на сегодня, видимо, из-за того, что и закон этот несовершенен. Пример тому, пожалуйста, последний теракт в "Крокус сити". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович Выборный, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поскольку Юрий Петрович был достаточно краток в своём обосновании, почему против, отдельно подчеркну ещё раз, что проектируемые новеллы полностью согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой органы принудительного исполнения Федеральной службы судебных приставов отнесены к правоохранительным органам без каких-либо исключений при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Отдельно отмечу, это важно, что регламентация данного порядка при осуществлении своих полномочий сотрудниками органов принудительного исполнения, которые проходят службу на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, в условиях проведения специальной военной операции приобретает особую актуальность. Не менее важно и то, что при подготовке данного проекта федерального закона использовались - наверное, это самое главное - единые подходы к регулированию отношений, которые связаны с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В настоящее время эти подходы применяются сотрудниками полиции, Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе по вопросам, о которых говорил Юрий Петрович и я в обоснование поправок. И самое главное, что ни одной жалобы на этот счёт нет, ни одного нарекания нет. И из того, как складывается правоприменительная практика, мы видим, что эти нормы работают крайне эффективно. Повторяться не буду. В заключение также отмечу, что принятие проектируемых новелл повысит уровень обеспечения безопасности жизни и здоровья как самих сотрудников Федеральной службы судебных приставов при выполнении ими должностных обязанностей, так и других граждан, что полностью согласуется с государственной политикой на этот счёт. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию по законопроекту в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 19 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 613023-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (о предоставлении сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона подготовлен во исполнение указания президента и предусматривает наделение всех сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации полномочиями по ношению, хранению и применению специальных средств и огнестрельного оружия. Практика показывает, что при совершении исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения и осуществлении мер уголовно-правового характера зачастую возникают ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровью судебных приставов-исполнителей и дознавателей. Однако в настоящее время право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие предоставлено только судебным приставам при обеспечении установленного порядка деятельности судов. Предлагаемые изменения не приведут к нарушению прав граждан, так как случаи применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентированы. На сотрудника возложена обязанность проходить специальную подготовку и периодические проверки, установлена ответственность за превышение данного полномочия. Кроме того, положения Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в части обращения с оружием будут приведены в соответствие с иными федеральными законами, регулирующими аналогичные правоотношения, например с Федеральным законом "О полиции". Сразу добавлю, что количество сотрудников органов принудительного исполнения будет ограничено. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассматриваемый проект федерального закона поддерживает. Комитет поддерживает законодательную инициативу по тем доводам и тем основаниям, которые были изложены в докладе официального представителя Правительства Российской Федерации Андрея Викторовича Логинова. Также комитет подчёркивает, что Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения..." регулирует вопросы, которые связаны с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия только применительно к приставам, которые обеспечивают порядок деятельности судов. Так вот, проектом федерального закона данный круг лиц предлагается расширить и предусмотреть условия и случаи применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не только для рассматриваемой категории лиц, но и для тех лиц и сотрудников Федеральной службы судебных приставов, которые будут наделены такими полномочиями главным судебным приставом. И в этой связи также предлагается установить для сотрудников обязанность не только проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к таким действиям, но и оказывать первую помощь тем лицам, которые получили телесные повреждения. Законопроектом также устанавливается новая задача Федеральной службы судебных приставов - организация и обеспечение собственной безопасности. Отдельно отмечу, что предлагаемые новеллы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой органы принудительного исполнения отнесены к правоохранительным органам без каких-либо исключений при осуществлении охраны общественного порядка и общественной безопасности. Комитет считает, что принятие данного проекта федерального закона даст возможность повысить уровень обеспечения безопасности жизни и здоровья не только сотрудников Федеральной службы судебных приставов, но и других лиц. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по проекту федерального закона нет. Имеющиеся отдельные замечания, в том числе юридико-технического характера, могут быть устранены при подготовке проекта федерального закона ко второму чтению - в случае, конечно же, его принятия в первом. Данную законодательную инициативу также поддерживает Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному устройству. По этим основаниям Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Сухарев Иван Константинович, пожалуйста. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Ну, собственно говоря, у меня к Андрею Викторовичу, наверное, вопрос. Понятно, что мы, фракция ЛДПР, поддержим данный законопроект. Но вот всё, что изложено в законопроекте, эти проблемы и их решение назрели-то давно - почему только сейчас? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. В целом я должен сказать, что процесс формирования правового регулирования целых отраслей деятельности - а в данном случае принудительное исполнение, безусловно, относится к такой отрасли - носит комплексный, поэтапный характер. Начали мы достаточно недавно, относительно недавно, если смотреть, сколько времени существуют, живут, развиваются те или иные отрасли права. Мы начали регулировать на совершенно новой качественной основе законом о принудительном исполнении фактически в 2018, 2019 и 2020 годах. По мере развития нам действительно нужна была некая реальная практика, которая покажет, выявит те или иные узкие места и проблемы, - вот настало время, черёд как раз этого аспекта. Напомню, что суды у нас уже охраняются в соответствии с этими требованиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Андрей Викторович, от адвокатов и юристов постоянно поступают жалобы на зачастую неуместное поведение приставов по ОУПДС. Иногда складывается ощущение, что приставы - это самые большие начальники во всей судебной системе. Применение силы, спецсредств и оружия должно быть соразмерно опасности правонарушения и силе оказываемого противодействия. Достаточно ли чётко прописаны основания и порядок применения оружия и спецсредств? Как это согласуется с общими нормами о необходимой обороне? Предусмотрены ли дополнительные меры по подготовке и воспитанию сотрудников ФССП в связи с расширением их прав? Не получим ли мы ещё больше обращений от людей в связи с необоснованным использованием приставами своих новых должностных возможностей? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Всё, что вы сказали, при разработке являлось предметом самого пристального внимания, при разработке данного законопроекта и при его имплементации в реальную жизнь, в том числе при подготовке соответствующих нормативных правовых актов. Как я уже сказал, право на ношение оружия будет предоставлено прошедшим соответствующую подготовку судебным приставам-исполнителям и дознавателям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Андрей Викторович, правильно ли я понимаю, что любой сотрудник, который пройдёт подготовку, получит право на ношение и применение огнестрельного оружия? Это первый вопрос. И второй вопрос, если можно. Всё-таки вот мы расширяем практику применения такого жёсткого насилия - на основе каких случаев, каких примеров? Вот чтобы понять масштаб бедствия-то. ЛОГИНОВ А. В. Хорошо. На первый вопрос. Да, конечно же, без соответствующей подготовки и без учёта, без принятия к учёту всех этих данных, что человек прошёл эту подготовку, способен, готов, ему можно вручить огнестрельное оружие и иные средства, - без этого, конечно, никто права на ношение оружия не получит. Количественно? Это, конечно, ограниченное число. У нас это ограничивается 5542 сотрудниками, это из более чем 70 тысяч. Речь идёт, как я говорю, о приставах-исполнителях и дознавателях с расчётом, что таких людей, таких приставов, которые будут иметь право на ношение оружия, будет не более двух на конкретный участок. Статистика примерно соответствующая, так что у нас общее количество лиц, приставов, обладающих соответствующим правом, будет ограниченным и будет всегда поддерживаться. Это раз. Что касается случаев, которые, в общем-то, побудили к разработке данной законодательной инициативы. Действительно, в последнее время всё чаще возникают ситуации при исполнении решений судов либо при дознании, когда возникает угроза жизни и здоровью судебных приставов-исполнителей и дознавателей, в среднем это три-четыре случая в год. Были случаи, жертвы, вы знаете, буквально два года назад в Сочи были застрелены двое судебных приставов при попытке выполнить свои служебные обязанности. Так что в данном случае очень важен ещё и сам факт наличия оружия у сотрудника органов принудительного исполнения, который, ну, действительно сразу будет отрезвлять все горячие головы, неадекватное поведение. Мы считаем, это всё взвешенно, и, повторяю, объём ответственности, опасности и сложности ситуаций, в которые вовлечены приставы-исполнители и дознаватели, в равной степени соответствует тому объёму ответственности, сложности и опасности, который сегодня существует у полицейских. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов, пожалуйста... Простите. Включите микрофон на трибуне. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Я хотел Андрея Викторовича дополнить. На сегодняшний день при исполнении служебных обязанностей 103 сотрудника органов принудительного исполнения получили ранения и травмы различной степени тяжести, семь сотрудников погибло при исполнении служебных обязанностей, поэтому проектируемые новеллы представляются крайне актуальными и, конечно же, их необходимо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемый Анатолий Борисович, законопроект, который мы рассматриваем, даёт дополнительные полномочия службе судебных приставов, и, видимо, это повысит эффективность их работы. Вот у меня ни одного обращения на тему, что судебные приставы кого-то там не защитили, нет, но постоянно, каждый месяц приходят люди с обращениями, что не могут взыскать по судебным постановлениям, по вступившим в силу судебным решениям с людей ничего: у них нет денег, нет собственности, нет источников дохода, но при этом люди ездят на хороших машинах, живут в хороших квартирах. Есть ли у комитета инициативы помимо этой, как это решать, как предоставлять дополнительные полномочия судебным приставам? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Олег Юрьевич, благодарю за вопрос, но данный вопрос не относится к предмету данной законодательной инициативы. Поскольку такой вопрос вы поднимаете, я лишь отвечу, что в рамках деятельности комитета есть рабочая группа, где мы обсуждаем наиболее актуальные инициативы, которые необходимо прорабатывать и принимать. Что же касается исполнения конкретным судебным приставом того или иного судебного решения, если у вас есть предложения на этот счёт, мы приглашаем вас к участию. Мы достаточно тесно работаем с Федеральной службой судебных приставов, органами правопорядка и другими заинтересованными лицами, так что, уважаемый Олег Юрьевич, приглашаем к совместной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Викторович, вопрос такой: какую нагрузку понесёт бюджет при закупках оружия и организации, я так понимаю, подготовки людей? И второй вопрос. Вот я не помню, входит ли служба судебных приставов в число субъектов, которые проводят оперативно-разыскные мероприятия. Если нет, планируете ли вы расширять полномочия службы судебных приставов? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. По поводу финансовых издержек - сверх запланированных, конечно же, их не будет. У нас всё осуществляется в пределах средств, которые предусмотрены для Федеральной службы судебных приставов в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция". Более того, оружие уже имеется в достаточном количестве, в первую очередь для обеспечения деятельности и безопасности тех сотрудников, которые, как я уже говорил, охраняют суды, они уже выполняют эту работу, поэтому серьёзного... никаких дополнительных поступлений, финансирования из бюджета не требуется, всё это запланировано в текущем бюджете. Ну и уже соответствующим образом проходят подготовку и готовы... многие приходят на работу в эту службу, уже имея навыки обращения с оружием и другими физическими средствами, поэтому всё это не вызовет никаких финансовых последствий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Андрей Викторович, ну, в целом вы о статистике сказали, но статистика особо не впечатляет. И вы сказали, что будет вооружён определенный круг лиц - сколько это в процентном отношении ко всему личному составу? Скажите, если возможно. И не кажется ли всё-таки предоставление права применения огнестрельного оружия данной категории чрезмерным, на ваш взгляд? ЛОГИНОВ А. В. С учётом конфликтности и остроты ситуаций, в которых иногда оказываются судебные приставы, мне не кажется это избыточным. Я считаю, что это всё в рамках той сбалансированности, которая поддерживается в нашем государстве. Поверьте, сложные ситуации возникают, и многие люди оказываются в положении, когда эти судебные решения они не принимают, они доведены до определённого уровня отчаяния, неадекватности, и мы не вправе ставить под угрозу жизнь и безопасность наших сотрудников, людей, которые служат государству, исполняют возложенные на них обязанности - безусловно, в рамках установленных правил необходимой обороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Викторович, приводимые вами в ответах на вопросы моих коллег аналогии и сравнения с органами внутренних дел создают устойчивое ощущение, что мы создаём ещё один орган внутренних дел. При этом я хочу отметить две уязвимые категории населения, и мне представляется, что разговор о проработанности норм этого законопроекта у вас чрезвычайно, чрезмерно оптимистичен. Запрещается применение огнестрельного оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности - чем отличается женщина с видимыми признаками беременности от женщины без видимых признаков? Кто потом будет нести ответственность, если женщина потеряет ребёнка? Или говорится о том, что запрещается применение спецсредств по отношению к несовершеннолетним, когда их возраст очевиден или известен (читаю законопроект). Вы видели подростков современных? В 15 лет такой крепыш, да он иногда выглядит солиднее своего отца. Где гарантии того, что этот подросток... (Микрофон отключён.) ЛОГИНОВ А. В. Мне понятен абсолютно ваш вопрос. Я скажу, что мы, конечно, не создаём никакой дополнительный, новый орган внутренних дел. Более того, как и Министерство внутренних дел, как органы внутренних дел и Федеральная служба безопасности, как и другие силовые, как их называют, ведомства, служба наших приставов, в общем-то, занимается общим для всех них делом - защищает закон. Те ситуации, которые возникают и которые действительно подробно регламентированы в законопроекте, как я уже говорил, полностью соответствуют тем же процедурам и требованиям, которые уже имеются в действующем законодательстве в отношении других силовых ведомств и служб, которые имеют право на применение физических средств и огнестрельного оружия. Все эти действия касаются ситуаций, когда возникает неадекватное поведение, - вот неадекватное поведение должно быть абсолютно чётким фактором, триггером, который включает всю эту ситуацию, в которой возможно, я повторяю, возможно при определённых условиях, требованиях... а сотрудники будут этому очень чётко обучены, потому что в случае нарушения наступает достаточно нешуточная ответственность, понимаете? Это же работает в две стороны. Конечно же, речь не идёт о том, что будут совершенно безгранично, там, знаете, хаотично применяться, использоваться те средства, которые государство будет вручать этим людям для решения чётко поставленных, конкретных задач. Я хотел бы всячески развеять ваше беспокойство по этому поводу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, ну, докладчик правильно сказал, что острая ситуация, бесспорно, но вот потому, что она острая, мы не поддерживаем такой законопроект, потому как сегодня предпринята неудачная попытка конкретизации норм закона, устанавливающих пределы допустимого применения сотрудником насилия в отношении правонарушителей. Сейчас эти пределы достаточно подробно и основательно прописаны в ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, это прежде всего статья 37 "О необходимой обороне". Я отмечаю, что эта статья, эта норма Уголовного кодекса отрабатывалась на протяжении десятилетий, последняя правка была внесена в 2006 году, и вот с тех пор практика Верховного Суда показывает, что это просто безупречное правило. Это статья 38 "Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление", статья 39 "Крайняя необходимость", статья 42 "Исполнение приказа или распоряжения", где говорится, что можно, чего нельзя и что надо исполнять. И вот как они конкретизированы, эти глобальные нормы, в действующем законе? Их попытались конкретизировать, повторяю, неудачно. В чём же неудачность? Ну, кое-какие примеры здесь уже приводили, я приведу ещё два таких значительных, заметных примера. Есть норма, предусматривающая, что сотрудник не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан. Коллеги, а что такое значительное скопление граждан - три, пять, тысяча, десять тысяч? И где должно находиться это скопление? У нас же в УК существует статья 39 "Крайняя необходимость", вот и давайте руководствоваться ею, и пусть руководствуются ею сотрудники, и не надо придумывать никакой суррогат. Там сказано, в 39-й: "Не является преступлением причинение вреда... если... опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости". Другой пример, ну, он из законопроекта, он уже более странный, если не сказать комичный. Читаю: "При применении сотрудником органов принудительного исполнения палки резиновой не допускается нанесение человеку ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца". Что-то пропустили почки, печёнку и так далее. Но если говорить серьёзно, то вопрос такой: а если на него нападают с ножом, и не один человек, а два-три, и если они уже пообещали, что перережут ему?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. ...если ему пообещали, что сейчас перережут горло, он что, должен отыскивать их ягодицы и думать о том, как бы не попасть случайно по голове? Конечно же нет. Ну, вот все эти нормы, которые здесь прописаны, - это, конечно, нормы для внутренней инструкции, для внутренних рекомендаций, где должно быть прописано, когда надо ударить по голове, когда надо ударить по попе или по какому-то другому месту, это не для федерального закона. Коллеги, сотрудников надо учить, учить прежде всего теории, они должны изучать российские законы, фундаментальные законы, они это должны знать, а не вот этот суррогат, и их надо тренировать. И с учётом этого, коллеги, мы пока что не голосуем за этот законопроект. Посмотрим, что будет во втором и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. От фракции - поставьте время. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." поддержит этот законопроект, потому что он понятен, а то, что производит комическое впечатление при юридическом прочтении, но в жизни обернётся большими трагедиями, о чём говорит Юрий Петрович, я надеюсь, будет исправлено ко второму чтению. Действительно, в Москве есть уже целые районы, где среди бела дня идёшь по улице и без оружия чувствуешь себя не вполне одетым. Поставьте себя на место судебного пристава, который должен войти в квартиру, скажем, двухкомнатную, где два десятка мужиков пьяных, ни один из которых не понимает его язык и не хочет его понимать в принципе, потому что они здесь власть и считают себя хозяевами этого города. Очень справедливо было сказано здесь, с другой стороны, что огромные массы наших людей доводятся до состояния отчаяния нашей с вами, кстати, социально-экономической политикой, одобряемой в этом зале. Да, социально-экономические показатели производят такое впечатление, как будто председателя Росстата или кого-нибудь ещё раз в неделю порют на конюшне и он выдаёт эти показатели в результате соответствующей натурно-воспитательной работы, но как живут люди, я думаю, мы с вами все знаем из ежедневного общения и из обращений к нам людей. И какой взрывоопасный пласт отчаяния копится в нашем обществе, отчаяния глухого и беспросветного, которое оборачивается лютой ненавистью ко всем представителям власти, и не только к нам, но и к судебным приставам, мы, надеюсь, тоже понимаем - и они должны быть защищены, должны иметь возможность защищаться хотя бы от того отчаяния, которое здесь, принимая, скажем, бюджеты каждый год, создаём в том числе и мы. Но проблема-то, дорогие друзья, не в этом. Здесь жалуются на угрозу произвола, мол, судебные приставы ведут себя как самые главные начальники, творят что хотят, ведут себя чудовищно и так далее, но проблема совершенно другая. Вот идёте вы в суд, прожёвывают вас судебные жернова и через годик-полтора выплёвывают с правильным решением, что дважды два - четыре, что у вас украли деньги и что мошенник действительно является мошенником, а потом наступает тишина, потому что судебный пристав, до которого вы дозваниваетесь, объясняет: "Вы знаете, я звонил, но не дозвонился, и я не знаю, где живёт этот мошенник". Вы ему, судебному приставу, адрес приносите, а судебный пристав говорит: "Ой, вы знаете, а я уже не занимаюсь этим делом, я передал его соседу", - на колу мочало, начинай сначала. В этом проблема! Да, действительно, когда нужно выгнать семью из дома, потому что дом вдруг признан самостроем, - а эта семья живёт в нём полвека, - в этой ситуации судебные приставы тут как тут: когда происходит какое-то зверство, их заставляют это зверство реализовывать на практике. Правда, возникает вопрос: если вдруг признают самостроем Кремль - бывали случаи, когда столетние здания признавали самостроем в городе Москве, - будут судебные приставы туда приходить с оружием или без? Но в глазах огромной части наших избирателей, в глазах огромной массы людей проблема в другом - проблема в том, что правосудие в России недоступно и правосудия в России для людей нет, в том числе потому, вернее, в первую очередь потому, что судебные приставы просто не исполняют свои обязанности. Судебный пристав, который получает задачу разобраться с мошенником, получает судебное решение - не на миллиарды рублей, на десятки-сотни тысяч, - просто спокойненько сидит на месте, звонит, иногда куда-то заходит (никто не знает куда), и в результате судебные решения не имеют шанса быть выполненными. Вот в чём проблема, вот объект для нашей работы, для наших рабочих групп и так далее, потому что когда общество на своей шкурке убеждается в невозможности правосудия... Ну, помните, была такая партия "ЯБЛОКО"? Почему её не стало? Не потому, что они, так сказать... не только потому, что они выступили, по сути дела, против России, просто они всем говорили: в любой конфликтной ситуации идите в суд. Люди сходили в суд, увидели, что там происходит, увидели, как не исполняются судебные решения судебными приставами, - и партия "ЯБЛОКО" осталась, но так, где-то на периферии общественного сознания. Даже когда они нарушают законы, даже когда они отрицают территориальную целостность Российской Федерации уже десять лет подряд, на них не обращают внимания, настолько они незначимы. Когда люди считают, что в стране нет правосудия, через некоторое время наступает время произвола, а когда этот произвол будет направлен против нас, против сидящих в этом зале, будет поздно вспоминать о том, что вот когда-то мы могли заставить работать судебных приставов, но отвлеклись на более интересные вещи типа оснащения их оружием. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Содокладчик? Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассматриваемый проект федерального закона поддерживает. И прежде всего хотел бы выразить благодарность коллегам за активное обсуждение данной законодательной инициативы, за то, что им не всё равно, каким будет закон, особенно, когда мы ведём речь о принудительном исполнении. Также напомню, что данная законодательная инициатива разработана во исполнение указов президента нашего государства, и здесь, самое главное, речь идёт о применении физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, причём тогда, когда несиловые способы не обеспечивают исполнение решения суда. И на это, особо подчеркну, обращает внимание и Верховный Суд нашего государства, он приравнивает работника Федеральной службы исполнения наказаний к другим работникам правоохранительных органов, особенно когда речь идёт об обеспечении безопасности общественного порядка и общественной безопасности в целом. Также позволю себе обратить внимание на то, что в настоящее время остро стоит необходимость в регламентации данного порядка в связи с осуществлением своих полномочий сотрудниками органов принудительного исполнения, которые проходят службу на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в условиях проведения специальной военной операции. При подготовке и проработке данного законопроекта использовались единые подходы в регулировании вопросов, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в настоящее время эти подходы применяются к сотрудникам полиции, таможни, Росгвардии, в том числе по тем вопросам, которые обозначали Юрий Петрович и Нина Александровна. Так что, уважаемые коллеги, ещё раз благодарю за активное обсуждение. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 47 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.