Заседание № 201
О проекте федерального закона № 612926-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования бюджетной системы на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую и правовую экспертизы, замечаний нет. Комитет рекомендует к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". По мотивам выступает Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г. Уважаемые депутаты, в финансово-экономическом обосновании к данному законопроекту говорится, что он принимается в целях обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов, для чего предусматривается перераспределение отдельных доходов с уровня сельского поселения на уровень муниципального района. В то же время, как следует из пояснительной записки, он подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации и направлен на реализацию положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако при принятии федерального закона № 136-ФЗ, которым с уровня сельских поселений изымались наиболее затратные вопросы местного значения, говорилось, что это сделано потому, что ранее эти вопросы фактически не были финансово обеспечены, и изъятие финансово необеспеченных вопросов местного значения из ведения сельских поселений рассматривалось как мера, которой были приведены в соответствие уровень доходов, установленный законодательством на момент принятия 136-го закона, и перечень вопросов, оставшийся в ведении этих поселений. В мае 2014 года президентом были обозначены базовые смыслы реформы, зафиксированной уже в принятом 136-м федеральном законе, и её ключевые, принципиальные моменты, названные красной линией, за которую нельзя переступать (цитирую): "Сделать эффективным, дееспособным именно низовой..." - читай: поселенческий - "...уровень местного самоуправления, прежде всего чётко определить, за что он отвечает и за счёт каких финансовых источников будут исполнять свои полномочия... в муниципалитетах". Но очевидно, что рассматриваемый сейчас законопроект не только не достигает поставленной цели, а, напротив, значительно ухудшает финансовое положение низового уровня местного самоуправления, ослабляет, делает неэффективным и фактически недееспособным местное самоуправление в сельских поселениях. По оценке Минфина России, объём всех расходов сельских поселений в 2013 году составил всего 201,9 миллиарда рублей, законом предполагается изъять из этих и без того скудных средств 90,7 миллиарда, что означает уменьшение бюджета поселений почти вполовину. Недавно от имени Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений опубликовано открытое письмо Президенту Российской Федерации о недопустимости принятия законопроекта в таком виде. Так же как и многие руководители сельских поселений, считаю, что данный законопроект можно принимать только в случае сохранения объёма их финансовой обеспеченности, который был у них на момент вступления в силу федерального закона № 136-ФЗ от 27 мая 2014 года, в случае же принятия закона в таком виде фактически будет обескровлено свыше 153 тысяч населённых пунктов, составляющих основу огромной территории нашей страны. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 51 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 200
О проекте федерального закона № 612926-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования бюджетной системы на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило тридцать семь поправок, тридцать одна из них включена в таблицу принятых, в таблице отклонённых шесть поправок. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе рассмотреть таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 16 мин. 22 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 16 мин. 48 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел.47,8 % Результат: принято Таблица № 2 принимается. Законопроект выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 31 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел.47,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 196
О проекте федерального закона № 612926-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования бюджетной системы на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает Леонид Владимирович Горнин, заместитель министра финансов России. ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на приведение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствие с законом о местном самоуправлении с учётом уже внесённых в него в этом году изменений, а в этом году, в мае и июне 2014 года, были приняты два федеральных закона - № 136-ФЗ и № 165-ФЗ. Напомню, принятыми изменениями предусматривается возможность образования, подчёркиваю, по решению субъектов Российской Федерации новых видов муниципальных образований - соответственно городского округа с внутригородским делением и внутригородского района. Также предусматривается перераспределение полномочий по вопросам местного значения между видами муниципальных образований. Подчеркну, что данные решения уже приняты ранее названными федеральными законами. Непосредственно о поправках. Поправки в Бюджетный кодекс связаны с созданием новых видов муниципальных образований и введением в бюджетную систему и в бюджетный процесс двух новых видов бюджетов - соответственно, городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов. Также предусматривается установление перечня налоговых и неналоговых доходных источников для бюджетов новых видов муниципальных образований. Предусматривается введение права субъектов Российской Федерации по установлению либо по перераспределению налоговых и неналоговых доходных источников между бюджетами новых видов муниципальных образований, а также расширение межбюджетного регулирования. Для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов и сельских поселений предусматривается перераспределение налоговых и неналоговых доходов из бюджетов сельских поселений на районный уровень, то есть централизуются соответствующие налоговые источники на районном уровне. Предлагается увеличить норматив по налогу на доходы физических лиц, зачисляемый на районный уровень, на 8 процентов, а также увеличить норматив единого сельхозналога, зачисляемый на районный уровень, на 20 процентов. Также предусматривается зачисление на районный уровень 100 процентов доходов от аренды и от продажи земельных участков на территории сельских поселений, государственная собственность на которые не разграничена. Дополнительно предусматривается зачисление доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы и госпошлин на транспорт в доход бюджетов муниципальных районов - подчеркну, тех доходов, которые ранее зачислялись в бюджеты сельских поселений. Вводится право субъектов Российской Федерации на перераспределение между бюджетами сельских поселений и муниципальных районов нормативов по отчислению от федеральных налогов и сборов, а также изменение подходов к перераспределению дотаций для поселений из регионального и районных бюджетов в связи с дифференциацией вопросов местного значения между городскими и сельскими поселениями. По оценкам Минфина, в результате предлагаемых мер и принятых решений по перераспределению вопросов местного значения - а это главный вопрос, затронутый в данных поправках, - полномочия различных видов муниципальных образований будут в целом сбалансированы с точки зрения бюджетов. Уважаемые депутаты, прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Леонид Владимирович подробно рассказал о сути этого законопроекта, я не буду на этом останавливаться, скажу только, что действительно законопроект был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, которое он дал в июне этого года, и по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. Действительно, этот законопроект приводит в соответствие Бюджетный кодекс с теми законами по разграничению полномочий между различными уровнями муниципальных образований и образованию новых муниципальных образований, которые весной мы приняли, я имею в виду законы № 136-ФЗ и № 165-ФЗ. Те нормы и нормативы, которые предлагаются этим законопроектом, дают возможность вписать новые муниципальные образования в бюджетную систему и принять все возможные меры для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований, которые меняют свои полномочия. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел законопроект и поддержал его концепцию, однако отметил в качестве отрицательного фактора то, что законопроект был внесён правительством с опозданием, и поэтому та норма, которая у нас действует в соответствии со статьёй 185 Бюджетного кодекса, о том, что проекты законов о бюджете субъектов Российской Федерации должны вноситься до 1 ноября и 15 ноября текущего года, при формировании бюджетов на 2015, 2016 и 2017 годы практически будет неисполнима. Ещё раз в связи с этим обращаем внимание на то, что законопроекты, которые влияют на формирование бюджетов на последующие годы, должны своевременно представляться в Государственную Думу. Тем не менее в целом законопроект необходим, для того чтобы действительно можно было сформировать и сбалансировать бюджеты как субъектов, так и муниципальных образований на 2015 год, поэтому комитет рекомендует Государственной Думе принять этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да, есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Леонид Владимирович, вы знаете лучше нас, что мы передали около ста полномочий в регионы, а они, естественно, - в муниципалитеты, но финансы, необходимые для реализации этих полномочий, мы не передали. Вот решает ли этот закон, с вашей точки зрения, проблему возмещения средств? У нас задолженность консолидированных бюджетов субъектов и муниципалитетов, если я не ошибаюсь, выросла на 300 миллиардов в этом году. Вот каким образом мы с вами будем эту проблему решать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонид Владимирович. ГОРНИН Л. В. Уважаемый Николай Васильевич, действительно, данный законопроект и направлен на то, чтобы обеспечить передачу расходных полномочий, поднимаемых с уровня сельских поселений на районный уровень. Соответствующими поправками предлагаются дополнительные доходные источники, как я уже говорил в своём выступлении: налог на доходы физических лиц, дополнительно 8 процентов, акцизы по горюче-смазочным материалам и ряд других неналоговых доходов. В целом, по нашим оценкам, это должно сбалансировать дополнительную бюджетную нагрузку на районном уровне с учётом дополнительных, новых расходных полномочий и функций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Леонид Владимирович, мы не в первый раз в этом зале обсуждаем данную проблему, и всегда она вызывает очень много споров и вопросов, а ответов очень мало. Вот сегодня город - единое муниципальное образование, скажем так, и, допустим, на одной части территории города сосредоточены какие-то предприятия, которые ещё как-то работают и дают доходы за счёт налогов, а на другой части территории города - спальный район, детский сад, поликлиника. Если мы поделим город на части, то получится, что налогооблагаемая база - на территории одного внутригородского района, у одного муниципального образования, а социальные расходы - у другого. В настоящее время единый городской округ как-то управляется депутатами, в общем-то, система сбалансирована, уже работает, а если мы сейчас его разобьём на части, то у одной будут деньги, а у другой - расходы, а в результате население будет страдать. Кто будет перемещать эти финансы и как - с согласия депутатов внутригородских округов или будут ломать их, как говорится, через коленку? Ну не может быть так, что в одном месте зарабатывают, а в другом - тратят! У каждого своя власть, так не получится, мы ухудшим ситуацию в городе... (Микрофон отключён.) ГОРНИН Л. В. Здесь есть определённые проблемы, возможно, которые возникнут в части неравномерного распределения налоговой базы внутри городского округа. Как раз этот вопрос находится в компетенции субъекта Российской Федерации и соответствующей власти на уровне городского округа - там есть все полномочия, чтобы полностью отрегулировать уровень бюджетной обеспеченности, не допустить широкой дифференциации между муниципальными районами, точно отрегулировав соответствующие дотации, соответствующие субсидии уже с учётом того налогового потенциала, который есть. Бюджетный кодекс даёт субъекту Российской Федерации весь механизм, все полномочия, чтобы отрегулировать отношения, которые будут строиться внутри конкретного субъекта Российской Федерации, в части налогового законодательства и в том числе межбюджетных трансфертов, такие полномочия есть в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте завершим с вопросами, а потом сделаем перерыв. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Леонид Владимирович, скажите, пожалуйста, есть ли информация в масштабах страны о том, как регионы реализуют право на перераспределение полномочий между сельскими поселениями и районами? Какой вариант преимущественно преобладает? ГОРНИН Л. В. В действительности закон даёт право поднять дополнительно двадцать шесть полномочий с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов, таким правом, по нашим оценкам, воспользуется более 50 процентов субъектов Российской Федерации. Как здесь уже было подчёркнуто, этот закон даёт возможность реализовать поправки и новации, которые были приняты в мае и в июне в сфере законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления, в части межбюджетного регулирования, бюджетного регулирования. Этот законопроект регионы очень ждут, с тем чтобы реализовать своё право уже с 1 января 2015 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С. У меня тоже вопрос к Леониду Владимировичу. В связи с тем что всё больше полномочий с уровня сельских поселений будет передаваться на уровень муниципальных районов, как вы, как заместитель министра, считаете, куда мы в перспективе будем двигаться, - может быть, у нас сельских поселений и не останется совсем, и только на уровне муниципального района со всеми как бы аппаратными отделениями без каких-то бюджетов будет происходить управление муниципальным районом? Сегодня получается так, что на самом деле на сельском уровне ничего не остаётся, хотя там люди живут и очень много проблем. И второе: что, с учётом введения внутригородских муниципальных районов содержание детей в детских дошкольных учреждениях в каждом районе будет своё? ГОРНИН Л. В. В действительности есть такая тенденция: в последние три финансовых периода мы централизуем расходные полномочия, и не только на районном уровне, но также и на уровне субъекта Российской Федерации. Это касается финансирования детских дошкольных учреждений, о чём вы сказали, и финансирования системы здравоохранения, которые были в предыдущие периоды централизованы на субъектовом уровне. Такая тенденция есть, да, и принятые уже в мае и в июне решения оставили и закрепили за сельским поселением всего тринадцать вопросов, уменьшив в целом на двадцать шесть полномочий. Это в действительности самые ресурсоёмкие вопросы, в своём докладе я не сказал, но хочу подчеркнуть, что за счёт передачи расходных полномочий на уровень муниципального района уходят в основном ресурсоёмкие вопросы, касающиеся расходных полномочий. По нашим оценкам, это до 48 процентов от всего объёма расходов сельских поселений, в целом по территории Российской Федерации эта сумма составляет около 91 миллиарда рублей. Такая тенденция есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Уважаемый Леонид Владимирович, мы рассматриваем этот проект закона, который связан как раз с новыми муниципальными образованиями, в том числе с новыми районами в муниципалитетах, значит, это новые чиновники, то есть новый руководитель района, его заместитель, аппарат и так далее. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, не увеличит ли это нагрузку на муниципальные бюджеты, во-первых, а, во-вторых, не плодим ли мы новую армию муниципальных чиновников в связи с этим? ГОРНИН Л. В. В действительности это будет всё зависеть от взвешенности и ответственности той бюджетной политики, которая строится в каждом муниципальном образовании, в том числе и в городском округе, от уровня ответственности главы города. Такая возможность существует, но убеждён: с учётом действующих экономических процессов, обстоятельств в 2015-2016 годах главы крупных городов не будут принимать решений, связанных с увеличением штатной численности муниципальных служащих, по своей собственной территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Так, мы прервали обсуждение 35-го вопроса - вернёмся к нему. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим на "час голосования".
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 08 сек.) Проголосовало за 234 чел.52,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел.47,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.