Заседание № 222

18.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 612912-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1257 по 1331 из 6299
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием          
механизма подготовки кадров для муниципальной службы". Докладывает Виктор       
Борисович Кидяев.                                                               
                                                                                
КИДЯЕВ В. Б., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному       
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Наш комитет представляет       
проект федерального закона № 612912-6, подготовленный ко второму чтению.        
Напоминаю, что законопроектом предлагается возложить на органы                  
государственной власти субъектов Российской Федерации координацию подготовки    
кадров для муниципальной службы. Саму подготовку будут вести органы местного    
самоуправления, при этом законопроект даёт им новый эффективный механизм -      
это договор о целевом обучении. Этот законопроект был внесён Правительством     
Российской Федерации и принят в первом чтении 28 января 2015 года.              
                                                                                
Ко второму чтению в комитет поступило двенадцать поправок. Подготовлены две     
таблицы: семь поправок рекомендуются к принятию, они направлены на учёт         
замечаний Правового управления и нашего комитета; пять поправок рекомендуются   
комитетом к отклонению, поскольку ими затрагивается концепция законопроекта.    
                                                                                
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к       
рассмотрению во втором чтении. Предлагается одобрить таблицу поправок и         
принять законопроект во втором чтении. Прошу поддержать позицию комитета.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть вопросы по таблице № 1? Нет.                                               
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается.                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 2 также принимается.                                                  
                                                                                
Виктор Борисович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
КИДЯЕВ В. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
прошёл необходимые экспертизы и полностью подготовлен к третьему чтению. В      
случае принятия законопроекта во втором чтении предлагается принять его и в     
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4969 по 5004 из 6299
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием          
механизма подготовки кадров для муниципальной службы", второе чтение.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 02 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              384 чел.85,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам перед голосованием в третьем чтении? Нет.       
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 213

28.01.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 612912-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1423 по 1966 из 6725
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием          
механизма подготовки кадров для муниципальной службы". Докладывает Юрий         
Сергеевич Любимов, статс-секретарь - заместитель министра юстиции России.       
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Сергеевич.                                                     
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                 
представляется проект закона "О внесении изменений в отдельные                  
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием          
механизма подготовки кадров для муниципальной службы". Он в своё время был      
разработан Минрегионом и внесён во исполнение поручения зампреда                
правительства Козака на основании указа президента об упразднении               
Министерства регионального развития, поэтому мы как бы просто завершаем         
работу коллег из Минрегиона.                                                    
                                                                                
Предлагается дополнить закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"    
положениями, предусматривающими возможность подготовки кадров для               
муниципальной службы на основании договоров о целевом обучении, заключаемых     
на конкурсной основе, с обязательством последующего прохождения муниципальной   
службы сроком не более 5 лет и не менее срока, в течение которого орган         
местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину по    
договору о целевом обучении.                                                    
                                                                                
Устанавливаются также требования, которые предъявляются к гражданам в целях     
их допуска к участию в конкурсе на заключение указанного договора. Финансовое   
обеспечение расходов, предусмотренных договором о целевом обучении, будет       
осуществляться за счёт средств местного бюджета. Аналогичные положения          
применительно к подготовке кадров для государственной гражданской службы уже    
предусмотрены законом "О государственной гражданской службе Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Целесообразность принятия такого закона связана с тем, что в настоящее время    
вопросы подготовки кадров для муниципальной службы в законодательстве           
практически не урегулированы. Например, законом "О муниципальной службе в       
Российской Федерации" установлены только приоритетные направления               
формирования кадрового состава муниципальной службы (32-я статья) и             
возможность создания в муниципальном образовании кадрового резерва для          
замещения вакантных должностей муниципальной службы.                            
                                                                                
Кроме того, предусмотрено внесение изменений в статью 17 закона "Об общих       
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части   
уточнения полномочий органов местного самоуправления по организации             
профессионального образования кадров для муниципальной службы, а также в        
подпункт 63 пункта 2 статьи 26-3 Федерального закона "Об общих принципах        
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Федерации" в части наделения органов           
исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по            
осуществлению координации деятельности органов местного самоуправления в        
период реализации региональных программ развития муниципальной службы. Прошу    
вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Борисович Кидяев.                                                        
                                                                                
КИДЯЕВ В. Б., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному       
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представитель правительства     
Юрий Сергеевич Любимов достаточно подробно обрисовал суть предлагаемых          
изменений, остановлюсь на нескольких основных моментах. Наш комитет считает     
очень важным создание нового эффективного механизма подготовки муниципальных    
кадров - я имею в виду договор о целевом обучении. В известной степени мы       
возвращаемся к практике распределения молодых специалистов после окончания      
вузов. Это особенно актуально, поскольку треть работников органов местного      
самоуправления не имеют высшего образования, только 15 процентов служащих       
прошли подготовку по специальности "государственное и муниципальное             
управление". Особенно остро ощущается недостаток профессионалов на              
поселенческом уровне. Наш комитет считает, что принятие закона позволит         
привлечь кадры на местах и даст возможность эффективнее решать стоящие перед    
местным самоуправлением задачи.                                                 
                                                                                
Учитывая изложенное, наш комитет поддерживает данный законопроект и             
предлагает принять его в первом чтении. Прошу поддержать позицию комитета.      
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект и будет          
голосовать за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Очень важный вопрос, прямо говорю, давно надо было заниматься системой          
подготовки кадров, и мы поддержим этот законопроект хотя бы в таком варианте,   
но у меня есть вопросы к Юрию Сергеевичу Любимову. Вот в статье 3               
законопроекта говорится, что закон "О муниципальной службе..." дополняется      
статьёй 28-1. Вообще, такая практика есть где-то, опробовалось ли это в         
каком-нибудь субъекте Российской Федерации? Что это значит - что, только        
молодые люди, которые не имеют образования, в конкурсе участвуют? По каким      
критериям мы их будем отбирать? А что делать с теми, кто уже работает? Почему   
мы не вводим очно-заочную форму обучения? Да, у этих людей, может быть,         
другое образование, но ведь они вполне могут в течение трёх лет пройти          
обучение, такая практика была в своё время - очно-заочная форма обучения...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич.                               
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Сергей Николаевич, за ваши вопросы. Мне не     
известно о таких экспериментах, потому что, видимо, нормативной базы не было,   
соответственно, не было оснований, чтобы использовать средства местного         
бюджета для направления таких лиц на обучение.                                  
                                                                                
Что касается перспектив обучения уже существующих муниципальных чиновников, я   
думаю, что в принципе таких ограничений нет, законопроект их не вводит, хотя,   
конечно, прежде всего этот проект закона направлен как раз на формирование      
кадровой базы, на заключение договоров со студентами в целях их прихода в       
будущем на госслужбу, но я не исключаю, что такая практика будет                
распространена и на очно-заочную форму обучения в будущем.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Михайлович Мархаев.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
О том, что тема актуальная, здесь уже говорилось, у меня вопрос следующий.      
Юрий Сергеевич, скажите, пожалуйста, как органы местного самоуправления будут   
организовывать профессиональное обучение кадров для нужд муниципальной          
службы, что предлагается вами в качестве дополнения в статью 17 федерального    
закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ без выделения средств из местных         
бюджетов?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич.                               
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Если я правильно понял вопрос, вы спрашиваете о том, откуда они   
возьмут средства на реализацию вот этих программ, да? Как я уже сказал в        
докладе, финансовым обеспечением этих программ являются средства местных        
бюджетов. Мы исходим из того, что важно дать такую возможность                  
муниципалитетам. Те муниципалитеты, которые могут себе это позволить, то есть   
у которых есть средства на такое обучение, смогут эти программы                 
реализовывать, какого-то специального целевого финансирования для обучения      
муниципальных чиновников не предусмотрено этим законопроектом. Мы исходим из    
того, что на первом этапе этой опцией смогут воспользоваться те                 
муниципалитеты, у которых есть ресурсы для формирования своей кадровой базы     
таким вот образом.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Генрихович Каргинов.                                                     
                                                                                
КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Юрий Сергеевич, хотя вы частично уже ответили на этот вопрос, всё-таки          
хотелось бы уточнить цель, которую правительство преследует, предлагая          
принять этот закон, потому что мы, принимая решение, должны понимать, к чему    
мы придём через какой-то промежуток времени. Всё-таки цель - укомплектовать     
наши муниципалитеты молодёжью, которая получит образование за счёт тех          
бюджетных мест, которые есть сегодня в институтах, или мы будем переучивать     
наши старые кадры, давать им дополнительное образование? В этом случае          
муниципалитеты вынуждены будут затрачивать огромные средства, а вы это не       
предусматриваете, ни в бюджете, ни в этом законопроекте нет никаких расчётов,   
хотя ВСМС, как отмечает комитет, даёт чёткие цифры: 30 процентов работников     
органов местного самоуправления не имеют высшего образования. То есть чётко     
цель обозначьте, пожалуйста, и скажите, когда мы к ней придём, через какой      
срок?                                                                           
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Сергей Генрихович, за ваши вопросы,            
фактически несколько вопросов вы задали. Я бы сказал, что, наверное, всё-таки   
основное целевое предназначение этого закона - это укомплектование              
муниципальной службы теми, кто сейчас пока является студентом, имеется в виду   
предварительная договорённость с какими-то талантливыми студентами о том, что   
они будут работать на муниципальной службе, соответственно, они будут связаны   
вот этим договором о том, что они должны будут определённый срок прослужить     
потом на муниципальной службе. Это, как я уже говорил, действительно наша       
главная задача, это же не массовая программа, она не рассчитана на то, что      
чиновники будут набираться только таким образом, скорее, это просто             
возможность, которую мы даём муниципалитетам для привлечения наиболее           
талантливых студентов. На госслужбе это есть, мы считаем, что на                
муниципальной службе тоже должно быть, мы предлагаем использовать такую         
возможность.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ахмат Чокаевич Эркенов.                                                         
                                                                                
ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Виктор Борисович, у меня к вам вопрос. Я понимаю, что это очень важный          
законопроект. Почему? Потому что он позволяет субъектам Российской Федерации,   
во-первых, осуществлять мониторинг того, в каких специалистах есть              
необходимость, и, во-вторых, как вы говорили, решать вопросы распределения.     
Но мой вопрос связан с тем, что сегодня огромное число муниципальных служащих   
работают без специального образования, - что вы собираетесь делать с такими     
специалистами? Может быть, стоит для них предусмотреть какие-то                 
дополнительные образовательные услуги?                                          
                                                                                
И второй вопрос - представителю министерства. Юрий Сергеевич, целевой набор,    
как известно, выполняется за счёт бюджетных мест - считаете ли вы возможным,    
чтобы для этого набора использовалась в основном такая форма, как               
магистратура, а не бакалавриат, уровень которого во всех образовательных        
организациях примерно одинаков?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Борисович, пожалуйста.                             
                                                                                
КИДЯЕВ В. Б. Спасибо, Ахмат Чокаевич, за вопрос, он на самом деле очень         
серьёзный. Сегодня 30 процентов работников муниципальной службы не имеют        
высшего образования. Над этой проблемой мы уже работаем вместе с регионами, и   
ко второму чтению мы предложим свои варианты.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Сергеевич, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Я думаю, что уровень образования, - я так понимаю, что ко мне     
вопрос в этой части, - наверное, напрямую должен зависеть от должности. Я не    
исключаю возможности наличия таких должностей муниципальной службы, которые     
предполагают только бакалаврский уровень образования, поэтому нашим             
законопроектом не ограничивается возможность использования как бакалаврской,    
так и магистерской форм, а также формы специалитета в определённых вузах, где   
это сохранилось.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Николаевич Грешневиков.                                                
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Вопрос Кидяеву. Многоуважаемый Виктор Борисович, недавно вы приезжали в         
Ярославскую область, во время выборов в областную Думу встречались с            
кандидатами от партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и у вас был очень нездоровый       
интерес к кандидатам от нашей партии, вы интересовались их партийной            
принадлежностью. Скажите, пожалуйста, а как можно избежать... исключить при     
подборе кадров для муниципальной службы вот эту партийную пристрастность? Не    
получится ли так, что на муниципальную службу будут рекомендоваться и потом     
будут обучаться представители только одной известной вам партии?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Борисович, пожалуйста.                             
                                                                                
КИДЯЕВ В. Б. Анатолий Николаевич, мы сегодня решаем не партийные вопросы. Мы    
будем отбирать кандидатуры на конкурсной основе, то есть лучших из лучших,      
давайте партию оставим в покое и будем заниматься делом.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы все заданы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Вольфович Жириновский.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Все наши законы, связанные с подготовкой кадров, имеют самое важное значение.   
В советский период мы правильно хвалились, что у нас самая совершенная          
подготовка, больше всего кадров готовится, то есть у нас все цифры были выше,   
мы действовали по принципу "быстрее, выше, сильнее", а каков результат? А в     
результате страны не стало - значит, где-то у нас не срабатывает механизм       
подготовки. Мы готовим человека в профессиональном отношении сильного, а в      
политическом - слабого, и он потом решается распускать сильный колхоз,          
раздавать землю каким-то там прощелыгам, которые не способны стать фермерами:   
не хватает воли у него!.. Как профессионал он видит, что колхоз может           
работать, видит, что эти товарищи просто так землю берут, - а волевых качеств   
нет! В анкете, в самом конце, должно быть ещё два абзаца: деловые качества и    
волевые качества (самый последний абзац).                                       
                                                                                
Вот сегодня вспомнили про цену на кашу в нашей столовой, но это не самое        
главное - выступая с трибуны Государственной Думы, говорить про какую-то кашу   
и про цену на неё. Вам избиратель скажет: "А зарплата какая у вас, вы чего      
стонете там?! Вам цена на кашу не понравилась, но вы получаете в пятьдесят      
раз больше, чем мы, простые избиратели!" Надо иметь в виду, что трибуна         
Государственной Думы - это место для решения общегосударственных вопросов,      
начиная с вопросов о муниципалитетах и кончая тем, о чём сегодня говорили, то   
есть здесь как раз надо заниматься международными вопросами. Если бы в МИДе     
были чиновники с волевыми качествами, уже давно министр потребовал бы           
отозвать нашего посла из Польши - за одно только заявление министра             
иностранных дел Польши - или же выгнать польского посла из Москвы, хотя бы на   
полгода!                                                                        
                                                                                
То, о чём сказал Иосиф Давыдович, - мы об этом всё время говорим, но нам        
отвечают: это эпатаж. Ну давайте без эпатажа - тогда вам будут плевать в лицо   
каждый день! А будете стучать кулаком по трибунам всех международных            
организаций - испугаются что-либо нам сделать! Вы едете в Страсбург и там       
умоляете: оставьте нам полномочия... Пошли вон вы, ваш Страсбург и ваш Совет    
Европы, Парламентская ассамблея! Ни копейки не давать им больше! И тогда они    
сюда прибегут умолять, просить: дайте... русские, вернитесь! (Аплодисменты.)    
Ведь у них бюджет рассчитан с учётом наших денег, и если забрать 22 миллиона    
евро, то у них сокращается количество мероприятий, поездок, сокращается         
аппарат - они на это не пойдут. Бить деньгами, раз они капиталисты - бейте их   
деньгами! Нет, мы заранее направляем: вот денежки, берите денежки, - а они      
нам по морде!                                                                   
                                                                                
Уже с 96-го года я говорю: надо выйти из Совета Европы! И я им сказал: будете   
так себя вести - платить не будем. Они испугались, но я же не руководитель      
делегации, я не руководитель парламента. Тогда был Селезнёв, тогда был Лукин,   
а они со всем соглашались, и Совет Европы привык: русские соглашаются - на      
них можно давить. И вот результат: не разрешают выступить на мероприятиях по    
поводу освобождения Освенцима! То есть мы 600 тысяч солдат положили, а          
гуляют, отмечают сегодня они, это они, оказывается, освобождали Освенцим!       
Значит, нужно было принимать жёсткие меры! Русский царь что сделал бы? Сказал   
бы: "Давайте я ещё раз освобожу Освенцим!" Псковскую дивизию привести в         
боевую готовность, если там будут проводить торжества без участия               
представителей России! Они испугались бы: у нас прямая граница с Польшей!       
Смотрите, в Польском культурном центре в Калининграде по-другому себя ведут -   
там понимают, что находятся среди русских: попробуй вякни что-нибудь против     
России! И там скорее говорят так: нет-нет, так нельзя. Маршалов направить,      
генералов направить, спецназ туда направить, надо, чтобы приехали люди в        
форме и сказали: "Вы как себя ведёте, вообще?! Вы что делаете?! Вы что          
говорите?!"                                                                     
                                                                                
А начинается всё с муниципалитетов. Муниципалы так занимаются политикой: мы     
выдвигаем кандидатов на выборах на уровне муниципалитетов - они вызывают их и   
требуют выйти из списка ЛДПР. Или мешают вести пропаганду. То есть на           
муниципальном уровне, главное не подготовка профессионалов, а то, чтобы они     
выполняли волю губернатора, чтобы там было столько, сколько надо, людей         
нужной политической ориентации. То есть формируется всё время одна вертикаль    
- партийная, и чтобы везде была "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на всех уровнях, поэтому всё   
стоит: вертикаль есть, а экономики нету. Ведь именно на этом погорела КПСС:     
не экономические причины, ничего подобного - кадровая политика, только это!     
Беспартийные - пошли вон! Дурак, пьяница, но член партии - всё, на              
руководящую должность, и в отчёте райкома: руководящие должности заняты         
только членами КПСС.                                                            
                                                                                
И в конечном итоге вот такая неправильная политика снизу, от муниципалитетов,   
привела на пост генерального секретаря слабого человека. Горбачёв не дурак,     
он просто слабый. А почему возможно было пройти слабому? Потому что все         
молчали. Громыко сказал "Горбачёв" - все члены Политбюро молчат. Все против     
Горбачёва, но молчат, нет у них возможности сказать. Ведь должен был быть       
Романов или Щербицкий, никакого Горбачёва не должно было там быть и близко,     
но страх, страх! Машеров должен был быть - убрали! До сих пор нам не говорят,   
что убрали его. А чтобы Горбачёва привезти в Москву, кого убрали? Кулакова.     
Здоровый мужик, 60 лет, и вдруг инфаркт - мы что, не знаем, как инфаркты        
делаются, что ли? Элементарно: ручка двери машины определённой жидкостью        
покрывается, он садится в свою машину - через два часа у него инфаркт, и        
никаких следов. Что поделаешь - инфаркт, вскрытие показало. То есть Кулакова    
убирают - приходит Горбачёв, Машерова убирают - лишний кандидат против          
Брежнева уходит. Талантливый был человек Машеров.                               
                                                                                
А всё снизу идёт, снизу, молчат там муниципальные служащие. А там ведь          
тяжело, там глухомань, поэтому как бы я предложил сделать? Из центра            
направлять, из областного центра: пока не поработаешь на муниципальном          
уровне, никакого движения в карьере не будет! Это надо прямо заложить в         
кадровую политику - чтобы образованные и сильные, смелые ехали во все           
муниципалитеты, там работали. Тогда у них будет шанс перейти на районный        
уровень, на городской, на областной, выйти на федеральный уровень. А от         
конкурсов никакого толку не будет - всё равно поставят нужного человека!        
Конкурс закончился, и потом подделывают всякие бумаги, данные и так далее,      
поэтому надо направлять с областного уровня. И главное - волевые качества!      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Михайлович Мархаев.                              
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Стало, видимо, модно заниматься ревизией нашей истории. Я         
думаю, что мы должны помнить классическое выражение "Кадры решают всё". Все     
ценности, всё то, что было лучшим, я думаю, надо брать и идти вперёд, но, к     
сожалению, ревизия нашей истории не позволяет быстро двигаться, делать          
необходимые шаги к тому, к чему мы все стремимся. Кадры решают всё, поэтому     
сегодня так важна профессиональная подготовка, подобная той, которая была в     
советскую эпоху.                                                                
                                                                                
Несколько соображений по поводу рассматриваемого вопроса.                       
                                                                                
Конечно, фракция поддержит данный законопроект. Вместе с тем проблему           
профессионализма кадров на местном, особенно поселенческом, уровне одним        
повышением квалификации не решить, а в некоторых случаях можно даже             
усугубить. Поселения, осуществляющие профессиональную подготовку и              
дополнительное образование муниципальных служащих, рискуют остаться без этих    
служащих, если вопрос заработной платы, о чём я спрашивал Юрия Сергеевича, не   
будет решён. С учётом последних изменений в сфере перераспределения             
полномочий между районом и поселением и, как следствие, перераспределения       
налогов между бюджетами наши поселения не могут обеспечить достойный уровень    
заработной платы своим служащим, поэтому нужно подумать и о финансовом          
подкреплении муниципалитетов, и это главный вопрос.                             
                                                                                
Кроме этого, хочу обратить ваше внимание на следующее. В администрациях         
многих муниципальных образований немалая часть работников не находится на       
муниципальной службе, хотя и выполняет её функции. Так, например, официально    
работник трудоустроен в какой-нибудь муниципальной школе, а фактически          
работает в отделе образования. Для них это вынужденная мера. Как быть с ними?   
Вопрос тоже требует проработки.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я согласен с предыдущими        
ораторами в том, что необходимо обучаться всю жизнь, и в принципе такая         
система существовала в Советском Союзе: каждое министерство имело институт      
повышения квалификации, и каждый руководящий работник, от мастера до            
министра, обязан был в зависимости от ранга, от занимаемой должности            
обучаться не реже чем раз в пять лет, а мастера даже не реже чем раз в три      
года. А подбор кадров районного уровня и областного был вообще качественно      
другим! Сегодня имеет место колоссальная проблема подбора работников в          
муниципалитеты и региональные органы, в связи с тем что психология              
предпринимателя совсем другая, не такая, как у государственного служащего, и    
задачи предпринимателя совершенно другие. С моей точки зрения, и                
министерству, и нам необходимо подумать над этим. И я совершенно не согласен    
с тем, что надо брать студентов и из них готовить муниципальных служащих, -     
это глубочайшее заблуждение! Студент пока ничего в жизни не понимает,           
безусловно, из него можно лепить, но правильнее на должности муниципальных      
служащих брать отраслевых специалистов: того, например, кто в муниципалитете    
будет отвечать за строительный комплекс, надо брать со стройки - так делали     
раньше, - чтобы человек знал дело и понимал, за что он будет отвечать, так      
сказать, своей головой.                                                         
                                                                                
Второе. Я совершенно не согласен с принципом конкурсного отбора. Вы поймите,    
нельзя конкурс устраивать в муниципалитете, где обучение должно быть            
постоянным. Он уже работает муниципальным служащим - какой конкурс?! Чтобы      
его учить, зачем нужен конкурс? Для кого и с кем вы будете конкурс              
устраивать? С моей точки зрения, необходимо продумать плановую систему          
переподготовки кадров, и не надо никаких конкурсов.                             
                                                                                
Далее, совершенно непонятен мне в законопроекте посыл о том, что человек        
потом должен отработать не более пяти лет. Извиняйте, вы будете его пять лет    
учить, а потом он не более пяти лет должен отработать? Почему "не более",       
может, "не менее" пяти лет? Вот у вас в одном из пунктов заключительной         
статьи законопроекта прямо написано, что срок обязательного прохождения         
муниципальной службы после окончания обучения не может быть более пяти лет.     
Почему?! Это вообще глубочайшая, я бы даже сказал, извините, глупость.          
Почему? Пять лет вы учите, потом он не более пяти лет работает - для чего       
тогда учить?!                                                                   
                                                                                
Вы мне время добавьте, пожалуйста.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты ещё.                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. И вопрос-то поставлен, совершенно некорректно, государство     
или муниципалитет тратит собственные гроши на обучение, потому что              
подавляющая часть муниципальных служащих с их нынешней заработной платой не в   
состоянии заплатить за обучение, если набор осуществляется по конкурсу,         
понимаете?                                                                      
                                                                                
Кроме того, вы поймите, есть такая наука - психология управления, есть          
исследования фундаментальные, которые говорят о том, что 50 процентов людей     
можно научить управлять, из них 8 процентов готовы от природы к управлению,     
но 50 процентов могут быть только хорошими исполнителями - и что, их не надо    
учить? Их надо учить, но почему их работу потом надо ограничивать пятью         
годами? Вот в Японии, скажем, существует система, когда человек передвигается   
или по горизонтали с повышением зарплаты, или по вертикали, то есть с           
повышением должности: вот он прошёл переобучение, идёт аттестация, видят -      
человек хороший, но не способен к повышению уровня, и его передвигают с         
повышением зарплаты по горизонтали. Мне кажется, и нам надо эту систему         
перенимать. Почему? Потому что человек, который имеет опыт работы,              
безусловно, в проблеме разберётся во много раз быстрее, чем молодой красивый,   
пусть даже с красным дипломом, но не имеющий опыта.                             
                                                                                
Ну и самое главное, мне кажется, на примере Крыма видна ошибочность             
партийного подхода в формировании кадрового состава. Я вам назову основные      
проблемы Крыма, которые мы сегодня будем рассматривать, их три.                 
                                                                                
Первая проблема - это то, что эйфория нам застлала глаза, и мы на всех          
уровнях поверхностно отнеслись к формированию кадрового потенциала.             
                                                                                
Второе. С моей точки зрения, в этом законопроекте надо специально для Крыма     
прописать: все кадры в Крыму, снизу доверху, от школ и до руководителей,        
переучить со стажировкой в России не менее месяца - это даст потом              
колоссальный эффект. Сегодня идёт нарастание проблем в силу нескольких          
причин. Почему-то в Крыму сотрудники муниципальных, республиканских,            
государственных учреждений, филиалов, имеют заработную плату почти в два раза   
меньше, чем в соседнем регионе Российской Федерации. Если вы взяли и подняли    
цены на 500 процентов, а заработная плата у человека нищенская, и он сидит,     
так сказать, при ручке и при справке, то он же будет стараться заработать       
ещё, и это будет усиливать коррупцию! Ну неужели это непонятно?!                
                                                                                
И третье. Партийный подход в этой системе крайне вреден, вы посмотрите, из      
кого вы сформировали "ЕДИНУЮ РОССИЮ" в Крыму, - там же у вас полный винегрет!   
Вот я там провёл полгода и могу сказать, что кадры у вас там идеологически      
совершенно разношёрстные и страшно корыстные. Крым - это средоточие             
противоречий, там большая часть народа - советские люди по своей сути,          
понимаете? И ещё это средоточие сбежавших с Украины крупных олигархов и         
чиновников, которые там "цап-царап" делали в Донбассе, в других местах,         
прикупили себе санатории, а сегодня они, прочувствовав ситуацию, опять могут    
внедриться в органы власти. Мне кажется, что в законопроекте во втором чтении   
было бы целесообразно прописать дополнительное выделение ресурсов и             
разработать целую программу для переобучения кадров в Крыму.                    
                                                                                
Ну и самое последнее. Понимаете, мне кажется, что у нас вот этот либеральный    
зуд всеразрушения к чему привёл? Вот я недавно был в бывшей академии            
госслужбы - она превращена в проходной двор. На самом деле в этой академии      
никогда в жизни не учились люди, которые не работали минимум на областном       
уровне или на уровне мэра города, а сегодня там студенты, практиканты... Ну     
мы же таким образом вообще дискредитируем саму практику переобучения! Мне       
кажется, что надо пересмотреть всю вертикаль вот этих образовательных           
учреждений и восстановить нормальную систему госслужбы, муниципальной службы,   
которая должна обучать уже действующих чиновников.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ильдар Ирекович Гильмутдинов.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я полностью поддерживаю         
данный законопроект, он своевременен, может быть, нужно было бы и ещё раньше    
нам его принять, потому что если вы думаете, что у нас большое количество       
тех, кто готов работать в качестве государственных и муниципальных служащих,    
то глубоко ошибаетесь. Огромный кадровый голод, огромный. И найти людей,        
которые хотели бы работать на муниципальном уровне, на поселенческом            
уровне... ну просто их нет, и работают те, кто иногда и по уровню своего        
образования, и по уровню понимания работы просто не соответствует должности.    
Так что подготовка молодых специалистов и их направление туда на работу - это   
очень важно, очень нужно и правильно. И ни одна буква законопроекта не          
говорит о какой-то партийной принадлежности, просто это продиктовано, ещё раз   
говорю, необходимостью, заботой, тем, что нужно думать о качественном составе   
этих специалистов.                                                              
                                                                                
Но я, уважаемые коллеги, хотел бы обратить внимание на то, что, видимо, нам     
нужно ещё раз вернуться к вопросу о том, как мы готовим специалистов и на       
федеральном уровне, и в наших вузах: до 80 процентов, а иногда до 90            
процентов выпускников наших высших учебных заведений не идут на работу по той   
специальности, которой обучаются за счёт бюджетных денег. Я могу десятки        
примеров привести, в частности медицинские вузы: из ста двадцати выпускников    
двадцать человек идут в государственные и муниципальные учреждения и сто        
человек уходят на рынок. Зачем мы тратим такое количество бюджетных денег на    
то, чтобы готовить кадры не знаю для кого, зачем?!                              
                                                                                
Вот этот целевой подход к формированию наших кадров необходим и на              
федеральном уровне. Есть специальная статья в законе "Об образовании...",       
называется "Целевой приём...". И учредители в принципе имеют право заполнять    
все бюджетные места теми, кто прошёл по целевому набору. Нам нужно к этому      
стремиться, и тогда мы и в медицине, и в образовании, и в других сферах         
деятельности будем за счёт бюджетных средств обучать людей тем профессиям,      
которые нужны для нашего народного хозяйства на ближайшую перспективу. В этом   
законе есть статья, в которой предусмотрено, что, если граждане, поступая на    
бюджетные места, не соглашаются подписывать контракт, тогда они не могут        
претендовать на эти бюджетные места; если идут, то подписывают и уже по         
окончании вуза обязаны работать по специальности; если не работают, то          
возвращают средства, которые на них потратят. Уважаемые коллеги, нам к этому    
нужно возвращаться и в этом вопросе тоже наводить порядок.                      
                                                                                
Законопроект поддерживаю.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Сергеевич, будете выступать? Нет. Виктор Борисович? Нет.                   
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5468 по 5485 из 6725
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием          
механизма подготовки кадров для муниципальной службы", первое чтение.           
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    438 чел.                                          
Не голосовало                  12 чел.2,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.