Заседание № 42

13.07.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 61272-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части обеспечения безопасной утилизации отдельных видов колёсных транспортных средств).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 809 по 835 из 4291
Пункт 4, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса    
Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин.                     
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект, предлагаемый      
для принятия в третьем чтении, прошёл необходимые экспертизы -                  
юридико-техническую и лингвистическую. Комитет предлагает поддержать этот       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Буквально два слова хочу сказать о том, что смежный комитет - Комитет по        
промышленности единогласно проголосовал за этот законопроект. Напомню, он       
решает две задачи: повышает нашу экологическую безопасность и защищает наш      
отечественный автопром и все смежные структуры, которые работают                
непосредственно на наши предприятия по производству транспортных средств,       
легковых и грузовых автомобилей.                                                
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Депутаты Штогрин и Когогина.            
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2921 по 3040 из 4291
Пункт 4, также в третьем чтении голосуется проект федерального закона "О        
внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и               
потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации".              
                                                                                
По мотивам выступает Сергей Иванович Штогрин.                                   
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Выступить по мотивам меня побудило несколько поводов. Во-первых, дело в том,    
что ко второму чтению поменялось название законопроекта и появилось изменение   
в Бюджетный кодекс, в 51-ю статью, которая называется "Неналоговые доходы       
федерального бюджета", и делалось это без привлечения к подготовке этого        
изменения комитета по бюджету. Вообще-то, я помню, на Совете Думы и на          
заседании палаты шла речь о том, чтобы всё-таки отраслевые комитеты, которые    
готовят законопроекты, не вносили изменений ни в Налоговый кодекс, ни в         
Бюджетный кодекс без согласования с комитетом по бюджету. В итоге что           
получается? Мы вносим изменения в Бюджетный кодекс, но они не внесены в         
бюджет 2012 года. Дело в том, что, когда мы принимаем бюджет, мы принимаем и    
приложение номер 4, где указываются перечень главных администраторов доходов    
федерального бюджета и коды соответствующей бюджетной классификации, по         
которым деньги должны зачисляться в бюджет. Этого не сделали - получается,      
что чётко не указан тот, кто будет администрировать, его нет, это некий         
федеральный орган исполнительной власти, и по каким кодам зачислять, тоже       
непонятно, и Министерство финансов после вступления этого закона в силу         
должно будет ломать голову, как же из этой ситуации выйти. Хотя всё это можно   
было сделать нормально, привлекая комитет по бюджету.                           
                                                                                
Второе, что меня побудило выступить. Дело в том, что закон построен таким       
образом, что все права устанавливать ставку, объект, порядок, льготы,           
определять, кто платит, кто не платит, и так далее, и так далее, - всё отдано   
правительству. Помнится, когда здесь отчитывался в последний раз как            
председатель правительства Владимир Владимирович Путин, шла речь о чём? О       
том, чтобы одновременно с проектами законов правительство представляло нам и    
проекты подзаконных нормативных актов. Мы их не видим, поэтому сколько, кто,    
за какую машину, как платить, как учитывается, где целевой характер этого       
сбора - ничего не понятно. Мы получаем кота в мешке, понимаете? Делать этого,   
на мой взгляд, нельзя ни сейчас, ни впредь, потому что получается, что мы все   
полномочия отдаём, а что там будет на выходе, как потом будут меняться          
ставки, объекты, не знаем. Я хочу сказать, что, по сути дела, это налог с       
продаж, потому что предлагают, чтобы некую сумму за каждый объект платил        
покупатель, то есть потребитель, поэтому вот в таком виде принимать нельзя.     
                                                                                
Кроме того, - я выступаю как дальневосточник - опять будет удар по              
дальневосточникам: они и так живут в тяжёлых условиях, вынуждены приобретать    
на вторичном рынке автомобили, произведённые в Японии, потому что наши туда     
не доходят, и программа по утилизации тоже эффекта не дала.                     
                                                                                
Я предлагаю, коллеги, данный проект закона не поддерживать.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альфия Гумаровна Когогина.                                                      
                                                                                
КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Иванович, я отвечу вам на ваши вопросы, спасибо большое за     
то, что вы их задали.                                                           
                                                                                
У меня в руках находится проект постановления Правительства Российской          
Федерации об утилизационном сборе, и он отвечает на все ваши вопросы. Этот      
проект постановления разработан Министерством промышленности и торговли,        
согласован с Министерством финансов, Минтрансом, МВД, Минприроды, сейчас он     
проходит последние согласования, проект этого постановления есть в Комитете     
по природным ресурсам, природопользованию и экологии и в Комитете по            
промышленности. Мы работаем совместно с Министерством промышленности и          
торговли, контролируем эти вопросы. То есть то, что вы говорите, немного не     
соответствует действительности. Проект постановления будет внесён в             
правительство в понедельник-вторник, 16-17-го числа. Мы тесно поработали в      
этом направлении, все комитеты профильные, независимо от партийной              
принадлежности, ещё раз всем большое спасибо.                                   
                                                                                
Что я хотела бы ещё добавить, уважаемые коллеги? Данным законопроектом мы с     
вами впервые устанавливаем ответственность автопроизводителя за произведённую   
им продукцию, гарантируем её последующую безопасную утилизацию. Мировая         
практика нам показывает, что единственным способом снижения отрицательного      
воздействия автотранспорта на окружающую среду является создание современной    
утилизационной отрасли и стимулирование обновления автопарка в стране. Для      
нашей страны этот вопрос стоит наиболее остро: по данным медиков, экологов,     
учёных, ежегодно только в городах в Российской Федерации умирают от             
загрязнения воздуха восемьдесят тысяч человек - это больше, чем в ДТП и от      
туберкулёза. Вдумайтесь в эту цифру! Наибольший "вклад" в загрязнение           
воздуха, особенно в крупных городах, вносит автотранспорт с низкими             
экологическими характеристиками, по данным наших экологов, до 80 процентов.     
Это первый аспект.                                                              
                                                                                
Второе. В Европе на границах с Российской Федерацией наблюдается большое        
скопление автомобилей, бывших в употреблении, в ожидании, когда в России        
беспрецедентно упадут ввозные пошлины. На сегодня в Европе более девяноста      
миллионов автомобилей старше десяти лет, и если этот поток хлынет к нам, он     
сметёт наш автопром, который сожмётся, как шагреневая кожа, и сотни тысяч       
рабочих останутся... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Спасибо большое ещё раз депутатам всех фракций, спасибо          
большое Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии и         
Комитету по промышленности, спасибо большое комитету по экономической           
политике! Мы вместе работали над этим законом и вместе его будем принимать.     
Спасибо! (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3 %                                    
Проголосовало против            8 чел.1,8 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 36

22.06.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 61272-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасной утилизации отдельных видов колёсных транспортных средств" (внесён депутатами Государственной Думы А. Г. Когогиной, В. В. Гутеневым, И. Б. Богуславским, И. И. Гильмутдиновым, членом Совета Федерации О. В. Еремеевым, а также О. В. Морозовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5476 по 5976 из 7631
Уважаемые коллеги, 16.30. У нас на фиксированное время поставлен пункт 39       
повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в             
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления...". Доклад депутата   
Государственной Думы Альфии Гумаровны Когогиной. Первое чтение.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается законопроект № 61272-6 "О внесении изменений в Федеральный закон   
"Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты           
Российской Федерации в части обеспечения безопасной утилизации отдельных        
видов колёсных транспортных средств".                                           
                                                                                
Законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон "Об отходах        
производства и потребления" новой статьёй, регулирующей правоотношения по       
обеспечению безопасной утилизации отдельных видов колёсных транспортных         
средств, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации.   
Эта новелла обсуждалась и готовилась более двух лет, она предусматривает        
решение вопроса о создании системы утилизации особого вида отходов - колёсных   
транспортных средств. В этой части законопроектом устанавливается опережающая   
форма создания системы безопасной утилизации: сначала обеспечивается            
финансовая база для создания инфраструктуры по утилизации транспортных          
средств. Проблема не просто актуальная, а острая. Объёмы требующих              
переработки автомобилей уже сегодня составляют более 1,5 миллиона единиц в      
год, к 2015 году эта цифра увеличится до 2,5 миллиона автомобилей в год.        
                                                                                
Необходимо особо отметить, что финансовая нагрузка ложится на производителей    
и импортёров, уплачивающих утилизационный сбор за все ввозимые и производимые   
на территории Российской Федерации автомобили. При условии, что машина          
произведена на территории стран Таможенного союза, предусмотрена норма о        
предоставлении производителем гарантий последующей бесплатной утилизации без    
уплаты данного сбора, и только в случаях импорта единичных транспортных         
средств сбор уплачивается непосредственно физическим лицом. Это отработанная    
и хорошо зарекомендовавшая себя практика. При этом крайне важно иметь в виду,   
что к отечественному автопрому мы относим производителей не только              
традиционно российских марок, но и производителей иностранных марок - "БМВ",    
"Фольксваген", "Ауди", "Шкода", "Даймлер", "Фиат" и других, - которые           
инвестируют в нашу экономику, создают рабочие места и занимают по итогам        
прошлого года уже 50 процентов в общем объёме производства автопрома.           
                                                                                
Предлагаемый механизм представляет собой практическую реализацию принципа       
ответственности производителя за произведённую им продукцию и направлен на      
снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, а также на субсидирование    
утилизационной отрасли в части нерентабельных производств в целях наиболее      
полной и безопасной утилизации.                                                 
                                                                                
Коллеги, одна цифра: по данным экологов, относительная доля автотранспорта в    
общих выбросах в атмосферу загрязняющих веществ составляет по России более 40   
процентов, а в таком городе, как Москва, - более 80 процентов.                  
                                                                                
Утилизационные сборы предполагается взимать при первичном выпуске в обращение   
новых и бывших в употреблении автомобилей. Доходы от утилизационных сборов      
зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования   
средств федерального бюджета на субсидирование нерентабельных затрат при        
утилизации.                                                                     
                                                                                
Кроме того, заложенные в законопроекте механизмы, которые получат своё          
развитие в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации,       
позволят стимулировать обновление парка транспортных средств в нашей стране,    
а темпы этого обновления у нас крайне низкие и составляют порядка 3             
процентов. Наиболее остро стоит вопрос именно с грузовым автотранспортом: на    
сегодня 47 процентов грузовых автомобилей выпущены в обращение более            
пятнадцати лет назад. В этих условиях создание развитой системы утилизации      
автомобильных средств является ключевым фактором ускорения обновления           
автомобильного парка и связанной с этим модернизации отрасли.                   
                                                                                
Принятие закона в окончательном виде будет способствовать эффективной           
реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской           
Федерации на период до 2020 года, где в качестве основной стоит задача          
увеличения к 2020 году доли продукции российского производства в общем объёме   
потребления на внутреннем рынке в натуральном выражении: легковых автомобилей   
- 80 процентов, а грузовых автомобилей - 97 процентов. Таким образом,           
предлагаемым законопроектом должны быть решены три основные задачи: создание    
финансовой базы для формирования системы утилизации автотранспортных средств,   
обеспечение выполнения Стратегии развития автомобильной промышленности          
Российской Федерации на период до 2020 года и компенсация выпадающих доходов    
федерального бюджета в связи со снижением пошлин после вступления России в      
ВТО.                                                                            
                                                                                
Коллеги, крайне важно отметить следующее: в прессе появилась информация, что    
утилизационный сбор ляжет бременем на потребителей и приведёт к удорожанию      
автомобилей, но это не так. Во-первых, он будет компенсироваться снижением      
таможенных ввозных пошлин, а обязанность по его уплате ляжет на                 
производителей, импортёров и будет включаться в цену. Во-вторых,                
предусмотренная возможность для отечественных производителей предоставлять      
гарантии последующей утилизации освобождает их от уплаты утилизационного        
сбора, а это касается всех марок, которые здесь производятся и о которых я      
говорила. Надо сказать, что именно отечественным производителям, традиционно    
нашим и иностранным, которые производят автомобили на нашей территории, эта     
мера даст некие временные преимущества в условиях присоединения России к ВТО    
в это сложное для автопрома время.                                              
                                                                                
По имеющейся у меня информации, Минпромторгом и Минэкономразвития               
подготовлены предварительные расчёты сбора, основанные на расчётах              
утилизаторов. Так, сбор за новую легковую машину должен составить примерно      
20-45 тысяч рублей, за грузовую в зависимости от категории - от 150 тысяч       
рублей. К подержанным машинам по понятным причинам будут применены повышающие   
коэффициенты - и это понятно, у нас в стране своего автохлама хватает, я уже    
говорила об этом. В любом случае стоимость и новых, и подержанных машин не      
станет выше, а в ряде случаев даже понизится.                                   
                                                                                
Законопроектом предлагается обеспечивать соблюдение вводимых требований по      
безопасной утилизации установлением запрета на регистрацию транспортных         
средств до подтверждения соблюдения этих требований.                            
                                                                                
На законопроект получено положительное заключение правительства. Замечания,     
высказанные в отзывах, а также при обсуждении проекта закона в комитете будут   
учтены ко второму чтению. Вступление закона в силу предполагается с 1           
августа. Прошу поддержать.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и      
экологии Владимира Ивановича Кашина.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАШИН В. И. Уважаемые коллеги и уважаемый Александр Дмитриевич! О               
необходимости принятия этого закона нет, наверное, большой потребности          
говорить, и докладчик, в общем-то, аргументированно показала, почему этот       
закон необходим нашей стране. В двух словах скажу буквально следующее.          
Действительно, проблема существует, и она очень серьёзная: пятьдесят            
миллионов наших граждан проживают сегодня в городах, где содержание вредных     
веществ в атмосферном воздухе в пять - десять раз превышает ПДК, допустимые     
нормы. Вот исходя из этого, конечно, надо принимать соответствующие меры для    
того, чтобы сдвинуть проблему, для того, чтобы она разрешалась. Это вот         
первое направление, которое требует от нас законотворческой работы.             
                                                                                
Второе. Каждый год мы прибавляем твёрдых бытовых и промышленных отходов 4       
миллиарда тонн, ну, или кубов - так, наверное, будет правильнее. Эта проблема   
также требует от нас более системного подхода, чтобы её решить. В том перечне   
законопроектов по этому направлению, которые сегодня отрабатываются в           
комитете, этот законопроект имеет, необходимо сказать, приоритетное значение.   
                                                                                
Вместе с тем я ещё и ещё раз хочу сказать, что мы в комитете детально           
рассмотрели законопроект и высказали соответствующие замечания. Эти             
замечания, безусловно, можно ко второму чтению учесть в виде поправок.          
Необходимо, на наш взгляд, на взгляд комитета, решить несколько проблем - я     
их хочу просто обозначить: и понятийная система должна появиться, и,            
безусловно, мы должны заинтересовать нашего гражданина - владельца автомобиля   
в утилизации этого автомобиля, необходимо и ряд других вопросов прописать,      
например с той точки зрения, когда же, в конце концов, автомобиль утрачивает    
свои потребительские свойства, качества. Одним словом, есть ряд серьёзнейших    
вопросов, которые мы отработаем - с авторами мы уже договорились, - комитет в   
этом направлении готов двигаться самым серьёзным образом вместе с профильным    
министерством.                                                                  
                                                                                
Исходя из этого, я также хочу высказать мнение комитета: коллеги, нужно         
поддержать этот законопроект. И, Александр Дмитриевич, я позволю себе           
попросить и Совет, и нашу палату дать нам срок по поправкам семь дней, с тем    
чтобы мы могли этот законопроект доработать и обязательно принять в весеннюю    
сессию.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть.                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. У меня вопрос к докладчику.                                         
                                                                                
Вы сказали, как я понял, что те зарубежные компании, которые имеют              
представительства в России, освобождаются от данного сбора. Тогда, если         
учесть, что большинство, наверное, мировых компаний, которые открыли свои       
представительства в России, ввозят сюда свои автомобили, для чего вообще        
принимать этот закон? Какие компании подпадут под его действие? И потом, вы     
неоднократно произнесли слово "автохлам", но не кажется ли вам, что             
автохламом надо называть наши, отечественные автомобили, которым уже по         
двадцать лет, которые стоят 100 долларов и на которых катаются люди,            
приехавшие в Москву с правами, выданными даже не в России, и дымят, и создают   
аварийные ситуации, и не соблюдают правила дорожного движения - порой именно    
из-за неисправности этого автохлама, на котором они ездят, случаются очень      
тяжёлые дорожно-транспортные происшествия.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Спасибо большое за вопрос, Ярослав Евгеньевич. Да, вы правы:     
двадцатилетние автомобили, независимо от того, кем и где они были               
произведены, - это автохлам, тем более если автомобиль не соответствует         
экологическим нормам. А мировые компании, которые здесь открыли производство    
и в соответствии с планами локализуют его, переносят в нашу страну инженерные   
компетенции, инвестируют в экономику, могут давать гарантии бесплатной          
утилизации взамен уплаты утилизационного сбора - это прописано в                
законопроекте.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Альфие Гумаровне.                                               
                                                                                
Может быть, я неправильно поняла, тогда поправьте меня, пожалуйста. У меня      
ваша фраза вызвала интерес. В том, что нужно утилизировать и что раздражает     
уже всех граждан нашей страны, когда стоят автомобили и загрязняют среду, ни    
у кого нет сомнений. То, что за счёт самих владельцев нужно этот вопрос         
решать, тоже не вызывает сомнений. Но мне показалось, или я неправильно         
поняла, что даже с нового автомобиля, только что купленного, предварительно,    
сразу, заранее будет браться взнос на утилизацию. Я считаю, что если это так,   
то это совершенно неправильно: на утилизацию нужно брать с тех, кому нужно      
этот автомобиль везти туда, на эту утилизацию. Вот мне кажется, что полностью   
за счёт простых людей государство пытается решить эту проблему, или я не        
права?                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. Я поняла, что вы           
предлагаете взимать утилизационный сбор с тех людей, которые сдают автомобили   
на утилизацию. Это было, в общем-то, отвергнуто министерством экономики. Мне    
кажется, это было бы несправедливо. Утилизационный сбор будет включаться в      
стоимость машины и взиматься с производителя и импортёра - это сказано в        
законопроекте, - а не с физического лица. И я говорила в своём докладе, что     
новый автомобиль, произведённый на территории Таможенного союза,                
утилизационным сбором не будет облагаться, так как производитель даёт           
гарантию. К этим производителям относятся все компании, производящие            
автомобили здесь. За новый автомобиль утилизационный сбор с импортёров будет    
взиматься в меньшем объёме, нежели за автомобиль, бывший в употреблении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горовцов Дмитрий Евгеньевич.                                                    
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к Альфие Гумаровне.                                               
                                                                                
В течение одного месяца, если я понял законопроект и материалы к нему,          
Правительством Российской Федерации должны быть разработаны и приняты           
соответствующие нормативные акты, которые обеспечивали бы вступление в силу     
данного федерального закона. Речь идёт о ряде таких постановлений. Мы сегодня   
рассматриваем данный законопроект в первом чтении, и хотел бы спросить: а       
подготовлены ли эти проекты постановлений Правительством Российской Федерации   
и были ли они представлены в профильный комитет?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Дмитрий Евгеньевич, спасибо большое за вопрос.                   
                                                                                
Да, именно в соответствии с законопроектом для его практической реализации      
Правительством Российской Федерации должен быть принят целый пакет              
нормативных документов. Такие нормативные акты разрабатываются, большинство     
из них уже разработано. Министерство экономики, профильное министерство, и      
министерство промышленности документы разработали.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Александрович.                               
                                                                                
ПОПОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Ивановичу. Вот мы устанавливаем тарифы для            
организаций, которые будут ввозить автомобили, а, вообще, кто-нибудь            
просчитывал мощности и возможности для утилизации? На своём горьком опыте       
могу сказать, что я ждал год, чтобы утилизировать автомобиль. Сколько надо      
построить дополнительно заводов? И есть ли гарантия от                          
заводов-производителей, что они на своих площадках будут создавать мощности     
для утилизации? Потому что иначе эта гарантия, прошу прощения, останется в      
воздухе и мы главную проблему экологическую не решим.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КАШИН В. И. Я поддерживаю ваше мнение и хочу сказать, что действительно на      
сегодняшний день наши заводы-гиганты, конечно, имеют определённые мощности      
для утилизации, в том числе и резинотехнических изделий, но необходимость...    
Это сегодня есть на "АвтоВАЗе", на КамАЗе, в этом направлении работают          
небольшие компании в той же Самаре и в других городах, вместе с тем ещё и ещё   
раз хочу сказать, что, безусловно, потребуются дополнительные мощности, с тем   
чтобы заниматься всерьёз утилизацией, потому что речь идёт о сотнях тысяч,      
даже о миллионах машин, которым требуется утилизация. Ко второму чтению мы      
все эти материалы вам, безусловно, представим.                                  
                                                                                
И, пользуясь случаем, я хотел бы сразу ещё одно дополнение сделать к ответам    
на вопросы. Средства, которые будут затрачиваться гражданами, именно когда      
они приобретают автомобиль, при покупке, вот эта увеличенная стоимость... мы    
договорились с авторами и с министерством и ко второму чтению мы обязательно    
простимулируем граждан, с тем чтобы эти средства учтены были при утилизации     
автомобиля. Так что эту часть мы также обязательно - Тамара Васильевна, это я   
на ваш вопрос в первую очередь отвечаю - доработаем ко второму чтению.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Альфия Гумаровна, справедливо ли называть            
отечественный автомобиль, коэффициент локализации которого не более 10          
процентов, а из всех перечисленных вами марок только одна имеет больший         
коэффициент локализации?.. Не считаете ли вы возможным ко второму чтению все    
эти вопросы и связать с коэффициентом локализации, для того чтобы               
стимулировать как раз перенос этих самых компетенций, о которых вы говорили и   
которые десятилетиями не переносят, организовав сборочно-окрасочное             
производство вместо полнокомплектных автомобильных заводов?                     
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. Программа         
локализации контролируется министерством промышленности, контролируется         
строго. И я думаю, что все производители, иностранные производители, которые    
создали здесь производство, выдерживают свои планы, иначе они лишаются льгот,   
за этим очень серьёзный контроль со стороны правительства.                      
                                                                                
Я считаю, что локализация должна быть максимальной. И мы даже должны говорить   
не только о локализации, а именно о переносе инженерных компетенций, чтобы      
иностранные производители уже ни при каком кризисе не могли из России уйти и    
унести с собой свои деньги, оставив рабочие места без заказов.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романович Александр Леонидович.                           
                                                                                
РОМАНОВИЧ А. Л. У меня вопрос к разработчикам закона. Мы сегодня предполагаем   
собирать деньги на утилизацию, но не знаем, как будем утилизировать. Прошу      
ответить на вопрос: как будет происходить утилизация автотранспортных средств   
в ближайшие годы на территории Москвы и Московской области, где сегодня         
имеется всего пять пунктов по утилизации аккумуляторов и автошин? Замечу, что   
Московский регион по плотности автотранспорта самый высоконасыщенный в          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Александр Леонидович, спасибо большое за вопрос. Я согласна с    
вами, что утилизационная отрасль в нашей стране не является развитой, она ещё   
только в зачаточном состоянии, и её необходимо развить. И мы сейчас             
устанавливаем именно опережающую норму - создание финансовой системы для        
формирования данной отрасли. На это нужны деньги, сколько конкретно,            
минэкономики просчитано, и ко второму чтению эти документы могут быть           
представлены.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Штогрин Сергей Иванович.                                  
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Альфия Гумаровна, правильно ли я понял, что размер этих сборов будет такой,     
чтобы можно было на эти деньги автомобиль утилизировать? То есть это вычет      
компенсационный, который не носит фискальную функцию, не сбор, который будет    
набивать, так сказать, казну? В связи с этим вопрос: а почему вы считаете,      
что за старый ввезённый автомобиль "Тойота Прадо" должен быть сбор больше,      
чем за такой же, но выпущенный или собранный в Российской Федерации? Ведь с     
точки зрения утилизации хоть одна машина, хоть другая - порядок один. Не есть   
ли это снова попытка дальневосточников, извините, оградить и так далее, и так   
далее?.. Дело в том, что, когда мы говорим об автохламе, то автохлам - это      
то, что выпущено в Российской Федерации и в ближайших странах, а японские       
машины, которые завозятся на... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Спасибо, я поняла ваш вопрос. Размер утилизационного сбора       
будет рассчитан и утверждён Правительством Российской Федерации.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Овсянников Владимир Анатольевич.                          
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Уважаемая Альфия Гумаровна, вопрос следующего характера.       
Утилизационные сборы подразумевают создание... скажем так, они будут            
стекаться в какой-то фонд и перераспределяться, очевидно, в какие-то ГУПы,      
МУПы. А вот есть достаточно много частных фирм, которые тоже могут              
производить утилизацию отработанного автотранспорта, вот этого автохлама.       
Каковы возможности частных производств в пользовании деньгами этого фонда       
(если я правильно понимаю, они собираются в какой-то фонд, эти сборы) и кто     
будет контролировать всё-таки доходную часть этого фонда?                       
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Спасибо большое, очень хороший вопрос. Ну, в законопроекте       
прямо написано, что эти сборы будут зачисляться в федеральный бюджет, а не в    
какой-то фонд и эти средства будут направлены на создание утилизационной        
отрасли и именно на улучшение экологической обстановки в России. И эти          
средства помогут нам с вами создать новую отрасль - десятки и сотни тысяч       
рабочих мест на тех малых предприятиях, которые занимаются разбором и           
дальнейшей утилизацией автомобилей. К слову сказать, пять тысяч малых           
предприятий предлагают такие услуги во Франции, двадцать тысяч - в              
Соединённых Штатах Америки, у нас - тысяча предприятий. Собственно, деньги      
будут направлены как раз на то, о чём вы говорите, - на благое дело.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пять человек записались. Ну, здесь по одному от фракции давайте, наверное,      
да?                                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович, от фракции КПРФ.                           
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Очень спорный проект закона, и по нескольким вопросам.            
                                                                                
Первое. Ну, понятное дело, что у нас сейчас уже миллионы автомобилей не         
ездят, и их надо утилизировать. Проект закона эту проблему не решает: он        
касается только тех, которые произведём после 1 августа 2012 года, либо тех,    
которые ввезём после 1 августа 2012 года, - а где переходные положения,         
которые охватывали бы сегодняшний парк автомобилей?                             
                                                                                
Второе. Вообще, закон очень уж рамочный. Все права - у Правительства            
Российской Федерации, ничего нет - ни минимальной, ни максимальной ставки, вы   
понимаете? Вот у нас, например, в налоговом законодательстве есть такие         
положения, которые позволяют либо субъектам Федерации, либо муниципальным       
образованиям, либо правительству устанавливать какие-то нормы, которые          
вытекают из закона, и для того, чтобы их более детально проработать, мы         
делаем отсылочные нормы. Здесь всё в руках правительства: хотим - сегодня       
такую ставку установим, а завтра - другую и так далее. Поэтому я считаю, что    
ко второму чтению мы должны подумать и такие нормы установить, чтобы не было    
безразмерных, так сказать, возможностей.                                        
                                                                                
Что касается использования фонда. Да, у нас есть фонды, правда, мы боролись с   
ними одно время: дорожные фонды и целевые. Если мы говорим, что это будет       
какой-то утилизационный фонд, тогда надо продумать механизм и принять такой     
закон, чтобы деньги расходовались рационально и чтобы у той же Счётной палаты   
была возможность нормально контролировать это.                                  
                                                                                
Третье. Если мы говорим о сборе, то что мы будем делать с теми автомобилями,    
которые просто бросают на обочинах, во дворах и так далее, и так далее, и так   
далее? Уж если мы собираемся решать проблему так, что, по сути, с               
автовладельцев будем взимать дополнительную плату за утилизацию, тогда нужно    
решить и этот вопрос.                                                           
                                                                                
Поэтому я считаю, что закон очень спорный, над ним надо очень серьёзно          
поработать, и я бы воздержался принимать его сейчас.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шингаркин Максим Андреевич от фракции ЛДПР.                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект очень жёстко обсуждался у нас в          
комитете, у него непростая судьба, но в целом в первом чтении комитет           
поддержал данный законопроект. Могу пояснить почему.                            
                                                                                
Дело в том, что сама инициатива взимать утилизационный сбор на границе с        
ввозимых автомобилей, обязать производителей российских автомобилей             
закладывать в цену последующую утилизацию и таким образом обеспечить            
утилизацию на российской территории автомобилей была предложена международной   
организацией "Гринпис" на совещании, которое проводил тогда ещё                 
премьер-министр Путин на "АвтоВАЗе". Собственно говоря, эта инициатива была     
поддержана на совещании национальными автопроизводителями, должностными         
лицами и представителями общественности, которые принимали участие в            
обсуждении.                                                                     
                                                                                
Действительно, необходимо утилизировать те старые автомобили, которые есть на   
территории России. Совершенно прав предыдущий оратор, который обратил           
внимание на то, что, будучи в нынешней редакции действительно крайне            
рамочным, данный законопроект никак не стимулирует конкретного владельца        
автотранспортного средства, которое стало негодным к дальнейшей эксплуатации,   
к тому, чтобы сдать его на утилизацию.                                          
                                                                                
Поэтому наша фракция будет настаивать, чтобы ко второму чтению этот             
утилизационный сбор сделать возвратным, то есть когда на территорию России      
завозится автомобиль - уплачивается сбор, когда покупаем автомобиль в           
автосалоне - уплачиваем сбор, а когда сдаём на утилизационное предприятие -     
этот сбор должен быть возвращён гражданину. Тем самым мы обеспечим поток        
использованных автотранспортных средств, непригодных к дальнейшей               
эксплуатации, на утилизационные предприятия. Таким образом, мы вырвем жало      
коррупции, которую мог бы породить данный законопроект, потому что              
отчитываться предприятия будут непосредственно конкретными утилизированными     
автомобилями, а граждане будут получать назад ранее уплаченные средства,        
фактически являющиеся гарантийными средствами утилизации. Возможны и какие-то   
промежуточные варианты, и это, конечно, вопрос подготовки законопроекта ко      
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Кроме того - и справедливо опять-таки отмечал предыдущий оратор - очень важно   
понять, какова будет цена. Скажу сразу, что в правительстве в ходе              
консультаций стало понятно: хотят сделать таким образом, что более старые       
автотранспортные средства будут облагаться более высоким утилизационным         
налогом. Это несправедливо, утилизационный налог, или утилизационный сбор,      
должен соответствовать конкретным затратам на утилизацию того или иного         
транспортного средства, и это связано никак не с годом производства, а с        
масштабом, физическим масштабом автотранспортного средства. Таким образом, мы   
будем выступать с тех позиций, что затраты на утилизацию большегрузного         
автомобиля, безусловно, больше, чем затраты на утилизацию малолитражки, что     
затраты на утилизацию иностранного автобуса, который мы купим у венгров или у   
немцев и который уже там не может быть использован для того, чтобы              
организовывать перевозки пассажиров в городах... для того чтобы его             
утилизировать в Российской Федерации, тоже потребуется больше средств,          
следовательно, и соответствующий сбор должен быть больше, чем, допустим, с      
малогабаритного микроавтобуса.                                                  
                                                                                
Если эти принципы будут соблюдены, тогда мы сможем пояснить гражданам           
Российской Федерации, что мы не только защищаем национальный рынок в            
преддверии вступления в ВТО и изменения позиций по пошлинам, но и               
действительно боремся за окружающую среду. И самое главное, путём создания      
такого фонда, такой системы платежей мы создаём и закрепляем в Российской       
Федерации механизм, который признан во всём мире: загрязнитель, он же           
производитель, платит. Мы закладываем основной, базисный камень в               
национальную экономику, в ту её отрасль, которая отныне и впредь должна будет   
заниматься утилизацией объектов промышленной и бытовой инфраструктуры. Таким    
образом, мы наконец-то возвращаем экономику России к тому, что она не только    
производит продукты потребления, но и обеспечивает их последующую утилизацию    
и эффективное использование тех материалов, которые раньше были в экономике     
задействованы активным образом. Таким образом, мы занимаемся и энерго-, и       
ресурсосбережением и приучаем граждан Российской Федерации бережно относиться   
к используемым вещам, даже если это те самые автомобили, уже бывшие в           
употреблении, которые кто-то всё-таки решил привезти в Российскую Федерацию     
для того, чтобы ими пользоваться.                                               
                                                                                
Призываю всех активно поработать над законопроектом ко второму чтению, с тем    
чтобы мы предложили государству и обществу совершенный закон, отвечающий всем   
требованиям в отношении и охраны окружающей среды, и защиты внутреннего рынка   
от автодорожного хлама.                                                         
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7012 по 7107 из 7631
Коллеги, возвращаемся к рассмотрению пункта 39 повестки дня. У нас остался      
один выступающий.                                                               
                                                                                
Депутат Нилов, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.                       
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я напомню: речь идёт о взимании со следующего    
года с каждого, кто будет приобретать хороший автомобиль, суммы порядка одной   
тысячи условных единиц, если это легковой автомобиль, и суммы порядка трёх -    
пяти тысяч условных единиц (что там будет, не совсем понятно) с промышленной    
техники, в том числе с сельскохозяйственной техники, которая сегодня только и   
помогает нашим фермерам. Благое желание у авторов закона, но с кучей            
дьявольских деталей, и вот в чём они, я и постараюсь вам растолковать.          
                                                                                
Первое. Прозвучало, что, дескать, мы вступаем в ВТО, поэтому давайте сейчас     
защитим от ВТО наших отечественных автопроизводителей, - молодцы какие!         
Во-первых, почему только отечественных автопроизводителей, почему вы с них      
решили начать, не с фермеров, не с промышленников, а с отечественных            
автопроизводителей? Они что, герои, они что, выдающиеся автомобили сделали за   
двадцать лет?! Поэтому это лоббизм конкретных производителей - производителей   
ВАЗов и вот этих сборщиков отвёрточных, которые понавозили нам сюда детали и    
собирают, вот вы их пролоббировали! Дальше. Вот в чём ещё лукавство, коллеги.   
Когда мы говорим: ВТО, ВТО... При чём тут ВТО? Во-первых, пока ещё ВТО нет, а   
чего бежать впереди паровоза, может, его и не будет? Когда вы говорите про      
ВТО, вы говорите: это снизит цены, повысит конкурентоспособность внутри         
России. Тогда определитесь: вы чего добиваетесь? Для кого-то будет              
конкуренция по всем позициям, а для кого-то - отдельная конкуренция. Поэтому,   
если уж вводить это, то надо начинать с той продукции - всякого барахла,        
которое ввозится миллионами тонн, причём вредоносного - и промышленного, и      
продовольственного. Давайте защищать всех наших отечественных производителей,   
вводить для всех такую защиту, тогда это будет логично и справедливо.           
                                                                                
Следующий момент. Растворение в бюджетных дебрях вот этих денег. Мы это         
проходили уже много раз. Посмотрите, ОСАГО пресловутое: собирается 100          
миллиардов - 50 миллиардов выплачивается в виде компенсаций. Где 50             
миллиардов потерялось? Неизвестно? Скорее всего, известно! Так и здесь:         
соберут 100 миллиардов - дай бог, 50 миллиардов пойдёт на создание вот этих     
самых заводов. Только сначала чёткая адресность и целёвка - потом собираем      
деньги. Вот что происходит сейчас с лесами? Вырубают огромное количество        
лесов, вот ещё полторы тысячи гектаров сейчас вокруг Москвы вырубят. Конечно,   
собирают деньги за порубку, порубочные билеты, - вы думаете, хоть половина      
этих денег идёт на посадку деревьев? Ничего подобного, куда угодно! В           
бюджете, естественно, всё растворяется. Поэтому в этом ещё одно лукавство.      
                                                                                
И самое главное, почему наша фракция не будет голосовать за этот вот такой      
недоработанный, поспешный законопроект. Потому что для того, чтобы взять,       
уважаемые коллеги, надо сначала дать, ну, как говорится, чтобы что-нибудь       
купить, надо что-нибудь продать. Сегодня, во время надвигающегося кризиса,      
падают доходы, люди не знают, будут ли они вообще иметь работу, а вы им вот     
такие "подарки": с нового года ещё одну тысячу рублей, какое рублей -           
долларов или евро вот в виде новогоднего такого "подарка". Пожалуйста,          
сначала найдите возможность дать эти деньги людям. А то лукавство, что          
прозвучало, что это, мол, производители заплатят... нет таких дураков,          
которые, извините, не переложат это на плечи простого русского народа.          
Поэтому вот с учётом этих позиций мы предлагаем отложить и доработать в         
принципе благую идею, благое начинание, но распространяющееся только на         
конкретных, наверное, самых близких и самых дорогих авторам законопроекта       
производителей отечественных автомобилей и сборщиков автомобилей.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, все записавшиеся на выступления выступили.                                 
                                                                                
У автора законопроекта есть необходимость выступить?                            
                                                                                
Депутату Когогиной включите микрофон.                                           
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Я хочу выразить благодарность всем за активное обсуждение        
законопроекта, особенно председателю комитета Владимиру Ивановичу Кашину за     
работу комитета, и приглашаю к совместной работе при подготовке ко второму      
чтению.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители правительства, президента? Нет.                                   
                                                                                
В рамках "часа голосования" законопроект ставится на голосование в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              271 чел.60,2 %                                    
Проголосовало против           54 чел.12,0 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.