Заседание № 191

05.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 612719-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2580 по 2819 из 5433
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части внедрения         
реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию        
отдельных видов деятельности". Доклад официального представителя                
правительства заместителя министра экономического развития Саввы Витальевича    
Шипова.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИПОВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В своём        
ежегодном Послании Федеральному Собранию президент указал на необходимость      
предоставления ключевых государственных услуг без дополнительных заявлений,     
лишних бумажек и походов по инстанциям - в проактивном режиме. Одним из         
необходимых условий для перехода на проактивный режим предоставления            
государственных услуг является внедрение так называемой реестровой модели.      
Сейчас такая модель уже реализована в ряде сфер - это и аккредитация, и         
государственная регистрация недвижимости. Следующим шагом должно стать          
внедрение реестровой модели в сфере лицензирования, на что и направлен          
предлагаемый вашему вниманию законопроект.                                      
                                                                                
На сегодняшний день 50 видов деятельности подлежит лицензированию. На конец     
2017 года государственными органами было выдано более 600 тысяч действующих     
лицензий. Необходимость получения лицензии на бумажном носителе                 
обременительна как для бизнеса, так и для лицензирующих органов. Например,      
утеря оригинала лицензии на практике может привести к приостановлению           
деятельности организации, поскольку нельзя будет ни открыть филиал или          
дополнительный офис, ни внести изменения в перечень оказываемых услуг.          
Крупные сетевые организации, их филиалы вынуждены по году ждать очереди,        
когда до них дойдёт оригинал бумажной лицензии, для того чтобы обратиться за    
получением государственной услуги, и таких примеров, к сожалению, достаточно    
много. Органы власти, в свою очередь, несут расходы, сопутствующие бумажному    
документообороту и необходимости закупки защищённой полиграфической             
продукции.                                                                      
                                                                                
Мы предлагаем полностью отказаться от предоставления лицензий на бумажном       
носителе в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в один из           
реестров лицензий. Реестры публикуются в сети Интернет, являются открытыми и    
общедоступными. Наличие лицензии подтверждается путём обращения к реестру. В    
случае отсутствия у граждан либо у других лиц подключения к сети Интернет у     
них остаётся возможность запросить выписку из реестра лицензий в бумажном или   
электронном виде. Это можно будет сделать как в лицензирующих органах, так и    
в многофункциональных центрах, которые охватывают всю территорию нашей          
большой страны.                                                                 
                                                                                
Предлагаемые изменения снизят издержки бизнеса и органов власти, связанные      
как с получением услуг, так и с последующими контрольными процедурами.          
                                                                                
Законопроект поддержан 16 ведомствами, которые осуществляют лицензирующую       
деятельность. Просим и вас поддержать этот законопроект.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад председателя комитета по природным ресурсам      
Николая Петровича Николаева.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект исключительно   
простой, здесь фактически только две нормы: во-первых, все лицензии должны      
быть в электронном виде, а во-вторых, все лицензии должны быть сведены в        
единую базу. В общем-то, наверное, принять решение было бы просто, особенно     
если вспомнить предыдущий законопроект, в котором решаются вопросы в том        
числе получения лицензий, проверки лицензий филиалов, но на заседании           
комитета у нас началась очень острая дискуссия в связи с тем, что всё-таки      
электронный вид предполагает повсеместное наличие Интернета.                    
                                                                                
Здесь у нас возник целый ряд вопросов. Во-первых, как будет решаться вопрос с   
подтверждением наличия лицензий в отдалённых посёлках? Мы прекрасно понимаем,   
что это в том числе касается и магазинов, которые должны представить лицензию   
на продажу, допустим, алкогольной продукции, и многих других организаций.       
Во-вторых, кто и какую ответственность будет нести перед предпринимателями в    
случае сбоя в работе такой базы? Мы по опыту ведения Единого государственного   
реестра недвижимости прекрасно знаем, какое количество бывает и ошибок, и       
сбоев, и некорректной информации. Так вот если перенести это на ежедневные      
нужды предпринимателей, то станет понятно, что эти вопросы могут быть           
исключительно острыми и конфликтными, особенно если вспомнить о большом         
количестве проверяющих в регионах и на местах. Ну и наконец, третий вопрос,     
который мы очень серьёзно обсуждали: успеет ли правительство создать и          
протестировать новую информационную базу в отведённый срок? А это очень мало    
- меньше двух лет. Мы пришли к выводу, что, конечно, все эти вопросы можно      
будет учесть при доработке законопроекта ко второму чтению, а закон             
необходимо принимать, без него невозможно будет решить задачу по переходу на    
электронные носители и на электронный документооборот.                          
                                                                                
Комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и             
доработать его ко второму чтению.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к представителю правительства.                     
                                                                                
Уважаемый Савва Витальевич, в своём докладе вы говорите об открытости           
процедуры лицензирования, введении реестров лицензий и об отказе от бумажного   
документооборота в сфере лицензирования. Вопрос: ожидается, просчитана ли       
экономия средств бюджета при реализации данного федерального закона и если      
да, то какая она будет?                                                         
                                                                                
ШИПОВ С. В. Большое спасибо, Анатолий Борисович, за вопрос. Ну, вообще всю,     
полностью всю экономику просчитать довольно сложно. Это связано с тем, что      
очень многие процессы, которые требуют временных затрат, трудозатрат            
предпринимателей, мы до конца не видим, мы их просто не фиксируем. Ну вот я     
приводил пример, что компании год надо ждать, пока до её филиала дойдёт         
бумажный оригинал лицензии, чтобы обратиться за получением государственной      
услуги, и всё это время она не работает по новому направлению, а могла бы уже   
получить лицензию и работать. Понятно, что такие издержки просчитать тяжело,    
а ведь они довольно существенны, и вот эти издержки рассматриваемым             
законопроектом могут быть упразднены.                                           
                                                                                
Понятно, что есть простая сторона вопроса - те издержки, которые связаны с      
бланками, с распечаткой бланков. Конечно, эти суммы мы считали - такие          
затраты государственного бюджета измеряются десятками миллионов рублей в год,   
это тоже довольно весомые суммы. Если же говорить о вопросах, связанных с       
созданием информационных систем, то могу сказать, что абсолютное большинство    
федеральных органов власти уже имеет такие информационные системы. Проблема в   
том, что эти информационные системы не имеют соответствующего статуса, то       
есть они уже созданы, информация есть, но эта информация не имеет приоритета    
перед бумагой, приоритет имеет бумага.                                          
                                                                                
Мы считаем, что издержки на введение в действие таких систем в принципе не      
потребуются, их не будет.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Савва Витальевич, мы понимаем, что данный законопроект появился во    
исполнение поручения президента от 28 июля 2016 года. Вместе с тем это          
поручение касалось не только модели перехода на цифровые лицензии, там было     
ещё два вопроса, которые меня волнуют.                                          
                                                                                
Первый вопрос - это вопрос снижения количества запрашиваемых у граждан          
документов для получения госуслуги (это было в том же поручении президента).    
Скажите, как в этом направлении продвигается правительство?                     
                                                                                
И второй вопрос по этому поручению - это вопрос снижения органами и             
организациями срока ответа на запрос. Вот скажите, а здесь как мы               
продвинулись в части выполнения поручения президента?                           
                                                                                
ШИПОВ С. В. Уважаемый Сергей Михайлович, большое спасибо, это очень важные      
вопросы. У нас на протяжении последних восьми лет ведётся работа, о которой     
вы говорите, она идёт по нескольким трекам.                                     
                                                                                
Первый трек - это сокращение количества документов, которые гражданин должен    
приносить лично для получения государственных услуг. В 210-м федеральном        
законе была закреплена норма о том, что составляется перечень документов,       
которые гражданин должен принести лично, все остальные документы органы         
власти обязаны запрашивать через систему межведомственного электронного         
взаимодействия. Так вот в последние годы этот список постепенно сокращался.     
Кроме того, были приняты поправки в 294-й федеральный закон о                   
контрольно-надзорной деятельности, в котором также был применён этот принцип:   
контрольные органы, вместо того чтобы требовать у проверяемого конкретные       
документы, обязаны запрашивать их по каналам межведомственного                  
взаимодействия. Правда, был использован обратный принцип: был дан список        
документов, которые необходимо запрашивать по межведу, а всё остальное могут    
потребовать при проведении проверки. Законопроект, который мы сейчас с вами     
обсуждаем, как раз расширяет количество документов, которые контролёры, в       
соответствии с 294-м законом, обязаны будут запрашивать по межведу и не будут   
требовать у проверяемых.                                                        
                                                                                
А вопрос о сокращении времени реагирования органов власти на такие запросы в    
сфере лицензирования тоже во многом решается законопроектом, который            
рассматривается. Объясню почему. Сейчас многие органы власти отвечают в         
течение пяти дней - это максимальный срок ответа на межведомственный запрос     
по закону, и часто, к сожалению, это выглядит так, как будто они не имеют       
автоматических сервисов и вынуждены перепроверять информацию. А всё почему?     
Потому что система не имеет юридического статуса, записи в ней не имеют         
юридического значения, и отвечающие вынуждены доставать информацию из           
системы, потом каким-то образом её подписывать от имени должностного лица и     
отправлять, на это уходит время. Принятие данного законопроекта позволит как    
раз в автоматическом режиме, в онлайн-режиме отправлять информацию по запросу   
других органов власти. И именно поэтому реестровая модель, с нашей точки        
зрения, должна быть распространена абсолютно на все государственные услуги.     
Это позволит обеспечивать предоставление государственных услуг в режиме         
онлайн.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич.                            
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Савва Витальевич, вопрос про Дальний Восток, который я представляю.   
Как вы знаете, комитет отметил сроки, и вопрос именно по срокам: успеем ли мы   
на Дальнем Востоке сделать эту систему функционирующей, ведь вы знаете, как     
там обстоят дела с Интернетом? В частности, даже система учёта алкоголя,        
когда приводится в соответствие региональными парламентами... есть населённые   
пункты, в которых она просто-напросто не действует, потому что введение её      
сейчас там невозможно. Поставлены достаточно сжатые сроки - реализуем ли?       
Например, Сахалин - это почти сто островов, ну и, как вы понимаете, там         
покрытие, мягко говоря, несовершенно.                                           
                                                                                
ШИПОВ С. В. Спасибо большое, Андрей Валерьевич. Этот вопрос обсуждался в том    
числе и на заседании комитета при подготовке к рассмотрению законопроекта в     
первом чтении. Дело в том, что сейчас органы контроля, их территориальные       
подразделения имеют возможность подготовиться к проведению проверки. Они        
запрашивают необходимые для проверки документы заранее (это подготовительная    
фаза), после чего уже выезжают на место. Соответственно, проблем, связанных с   
тем, что территориальные подразделения контрольно-надзорных органов не могут    
получить информацию через информационные системы, к моменту вступления в силу   
закона, на наш взгляд, остаться не должно, потому что уже сейчас таких          
случаев небольшое количество. Но проблема всё равно остаётся, потому что мы     
считаем, что такая система должна действовать для всех. Любой человек,          
который пришёл в магазин, должен убедиться, если он этого хочет, есть ли у      
этого магазина лицензия, например, на торговлю каким-то определённым товаром.   
Для этого он должен иметь возможность зайти в Интернет и проверить, есть ли     
лицензия на самом деле.                                                         
                                                                                
В этой части есть отдельное направление в программе "Цифровая экономика...".    
Это направление называется "Информационная инфраструктура", и в нём прописаны   
достаточно жёсткие сроки в плане обеспечения доступа к Интернету в населённых   
пунктах. Я, к сожалению, не могу здесь подробно рассказать, потому что это не   
предмет ответственности Министерства экономического развития, но мы со своей    
стороны состыковали сроки вступления закона в силу со сроками, которые у        
министерства цифрового развития закреплены в программе "Цифровая                
экономика...", для того чтобы эти два вопроса были решены синхронно.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Савва Витальевич, скажите, пожалуйста, вы не         
размышляли над тем, что ситуация с очень слабой информационной защитой в        
нашей стране может привести к резкому усилению рейдерских захватов? У нас и     
сейчас, при наличии бумажных документов, в суде слабо получается отстаивать     
интересы мелких перед крупными. Не приведёт ли?.. Вы не изучали? У нас ведь,    
смотрите, ГУ ФСИН - 5 миллиардов украл и убежал, помните, у вас один из         
руководителей Росреестра, руководитель Росграницы... Вот как вы эту ситуацию    
можете прокомментировать?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савва Витальевич, позже, потом ответите.                  
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2980 по 3125 из 5433
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, продолжаем работу. Ответ на прозвучавший         
вопрос.                                                                         
                                                                                
Запомнили вопрос или повторить надо?                                            
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ШИПОВ С. В. Ещё раз большое спасибо за вопрос. Проблема очень серьёзная, она    
во всём мире серьёзная, и говорилось уже, что зачастую преступники опережают    
правоохранителей, опережают законодательство, находят новые способы             
злоупотребления вот этими информационными возможностями. Должен сказать, что    
для защиты информационных систем у нас принят целый комплекс мер, он уже        
существует, это меры по присвоению информационным системам определённых         
степеней защиты. Есть приказ ФСТЭК, которым определяются степени защиты         
информационных систем в зависимости от важности данных, которые в них           
хранятся; соответственно, все информационные системы, в том числе каждая из     
информационных систем, которая будет хранить информацию о результатах           
лицензирования, будут категорированы по этому приказу ФСТЭК для защиты как      
раз от взломов, от всего остального. Кроме того, предусмотрены уголовная        
ответственность, административная ответственность за попытку вытащить оттуда,   
украсть информацию, внести какие-либо изменения. Эти меры сейчас действуют      
абсолютно для всех государственных информационных систем - считаем, что они     
обеспечат должный уровень безопасности.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Савве Витальевичу.                               
                                                                                
Савва Витальевич, в общем-то, в законопроекте написано, что доступ к этому      
реестру лицензий будет открытым, но есть оговорка, что к ряду лицензий доступ   
может быть закрыт специальными решениями уполномоченных органов. Как быть с     
этой закрытой частью - это что, будет отдельный реестр с отдельным доступом?    
                                                                                
ШИПОВ С. В. Спасибо за вопрос. Могут быть закрытые части в реестре, их          
закрытость заключается в том, что эти данные не находятся в открытом доступе    
в Интернете, но при этом к ним имеют доступ все органы власти, которым          
требуется эта информация для работы, то есть специальный документ будет         
ограничивать общедоступность, но при этом регламентировать доступность этих     
записей для органов государственной власти. Как правило, такие лицензии         
связаны со специфическими сферами деятельности: у гражданина нет                
необходимости обращаться в Интернет и узнавать, есть та или иная лицензия у     
конкретной организации, эта необходимость возникает у контрольных органов,      
для которых такая возможность будет обеспечена, но в непубличном режиме.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Савва Витальевич, коллега Коломейцев задал вопрос об информационной   
безопасности, и вы, собственно говоря, на него ответили, сказав, что есть       
некие системы, и они действительно есть. Тем не менее в России сейчас           
отмечаются факты утечки персональных баз данных, из года в год мы видим         
лавинообразный рост количества компьютерных киберпреступлений. В                
пояснительной записке указано, что принятие закона не потребует                 
дополнительных затрат, - так, может быть, стоит предусмотреть затраты на        
разработку дополнительных защитных мер, которые позволят сохранить в            
неприкосновенности данные?                                                      
                                                                                
ШИПОВ С. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, здесь, мне кажется, ответ надо       
разделить на две части. Первая часть - это, собственно, доступ к данным, а,     
как мы с вами только что обсуждали, большинство этих данных и так открыто. То   
есть задача будет заключаться не в том, чтобы получить и скачать эти данные,    
а в том, чтобы попытаться внести в них какие-то изменения, и это вторая         
часть. Это гораздо сложнее сделать, чем похитить данные, но я с вами            
совершенно согласен: необходимо постоянно заниматься вопросами информационной   
безопасности. Для того чтобы эти вопросы решались системно и чтобы мы не        
отставали в этом соревновании между преступниками и теми, кто защищает          
государственные интересы, в программе "Цифровая экономика Российской            
Федерации" создано отдельное направление, которое называется "Информационная    
безопасность", где развиваются как программные, так и непрограммные методы      
защиты информации, исследуются передовые технологии. Эта задача, что            
называется, в полный рост поставлена, финансирование предусмотрено в течение    
срока реализации программы - на период до 2024 года, и предусмотрен серьёзный   
набор мероприятий.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич!   
Я буду краток. Наша фракция поддерживает этот законопроект, мы считаем, что     
это шаг в правильном направлении, как и предыдущий законопроект. Здесь та же    
самая история: мир очень сильно меняется, быстро меняется, информационные       
технологии с каждым днём всё больше и больше входят в нашу жизнь,               
соответственно, нужно упрощать процедуры получения всевозможных разрешений      
для бизнеса, избавлять бизнес от необходимости ходить за какими-либо            
справками. Как мы знаем, эта серьёзная проблема у нас есть.                     
                                                                                
Два замечания. Первое замечание - это то, о чём сказал коллега Коломейцев:      
нужно, безусловно, параллельно с переходом на цифру и выходом в Интернет        
повышать защиту наших систем. И второе очень важное замечание: до               
проверяющих, которые будут приходить и требовать те или иные бумажки,           
необходимо довести эту норму закона, информацию о ней, то, что всё, что есть    
в информационных государственных системах, они не могут требовать от            
проверяемых. Прямой запрет должен быть, это обязательно, потому что, к          
сожалению, в поле всё, как говорится, не так происходит. Вы создаёте            
информационную систему, мы принимаем законы, а потом приходят проверяющие и     
говорят: ты нам вот это, вот это, вот это предоставь. Когда ему говорят, что    
это же незаконно, отвечают: ну, мол, иди судись. Хотелось бы, чтобы вот этого   
не было.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бугера Михаил Евгеньевич.                                 
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.                                        
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает принятие данного законопроекта. К    
сказанному коллегой Валерием Карловичем Гартунгом могу добавить, что это        
также сокращает расходы, что особенно чувствительно для представителей малого   
предпринимательства. И конечно же, со всех сторон данный законопроект,          
естественно, удовлетворяет всем вызовам времени в данной сфере. Фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает всем проголосовать за данный законопроект,           
доработав его в случае необходимости при внесении поправок ко второму чтению.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик, нет желания           
выступить? Содокладчик? Нет.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части       
внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по             
лицензированию отдельных видов деятельности", пункт 14.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 28 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.