Заседание № 23
О проекте федерального закона № 612506-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (в части продления срока переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и сроков выкупа земельных участков на льготных условиях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности". Доклад депутата Государственной Думы Максима Станиславовича Рохмистрова. Пожалуйста, Максим Станиславович. Не так много времени у нас осталось. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, я очень рад и благодарен Совету Государственной Думы за то, что этот законопроект включили в сегодняшнюю повестку дня, потому что именно сегодня мы принимали поправки в Гражданский кодекс и говорили о том, как важно, чтобы у нас объект недвижимости стал единым объектом с земельным участком, который находится под этим объектом недвижимости. Сегодня при обсуждении трёх альтернативных законопроектов, один из которых поддержан Государственной Думой, говорили о том, что произошли изменения кадастровой стоимости (по некоторым позициям она даже в сто раз увеличилась) и вообще изменились условия платежей за земельные участки. Собственно говоря, суть законопроекта простая. 1 июля истекает срок предоставления льготы по выкупу земельного участка, находящегося под объектом недвижимости, которая составляет 20 процентов от кадастровой стоимости. Мы предлагаем продлить действие этой нормы на три года. Связано это со многими позициями, в том числе и с ранее озвученными: сегодня государство заинтересовано... И кстати, во вчерашнем выступлении президента звучала мысль о том, что это сделать необходимо, чтобы у нас появился единый объект, стоящий на земле, а не болтающийся в воздухе, то есть чтобы здесь не было двух объектов права. Собственно говоря, сегодня тоже говорили о том, что изменились условия, был экономический кризис, многие предприятия не могли позволить себе дополнительные затраты, даже если эти дополнительные затраты, ну, будем говорить, могли стабилизировать предприятие - у них могла увеличиться капитализация, они могли более широко использовать инструменты по залогу своего имущества для получения кредитов. В связи с этим нами подготовлен законопроект, который предлагает действие данной нормы продлить на три года. Я благодарен комитету Государственной Думы, который поддержал настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по земельным отношениям и строительству Андрея Леонидовича Маркина. Пожалуйста. МАРКИН А. Л., фракция ЛДПР. Уважаемые Александр Дмитриевич, коллеги! Законопроектом предлагается продлить сроки приобретения по льготным ценам земельных участков собственниками расположенных на них зданий, строений и сооружений и переоформления права постоянного пользования земельными участками на право аренды или приобретения земельных участков до 1 июля 2015 года. Также предлагается перенести на три года срок введения в действие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления прав на земельные участки. Комитет поддерживает данные меры, так как они направлены на предотвращение ухудшения финансового положения предприятий, пострадавших в результате экономического кризиса 2008-2009 годов и не оправившихся до настоящего времени. Продление сроков, на наш взгляд, окажет существенную поддержку также субъектам малого предпринимательства, имеющим невысокие инвестиционные возможности и находящимся в процессе восстановления после кризиса. По законопроекту имеется ряд замечаний, которые могут быть учтены при подготовке ко второму чтению. Учитывая изложенное, комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. На законопроект поступили отрицательные отзывы правительства и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Также на законопроект поступило семьдесят шесть отзывов из органов власти субъектов Российской Федерации, подавляющее большинство из них - положительные. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Максим Станиславович, если ознакомиться с заключением правительства и с заключением комитета, то можно сказать, что в заключении комитета аргументированно выражается позиция за принятие данного законопроекта, есть насыщенная мотивировочная часть, которая даёт основания проголосовать за. Если ознакомиться с заключением правительства, то вызывает удивление, как вообще такое заключение можно было направить на такой законопроект. Вот я вас прошу прокомментировать эту дисгармонию позиций комитета и правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, уважаемые депутаты! Мне сложно комментировать такое правительственное заключение, в котором по важной норме не приводится ни одного аргумента. Я могу даже зачитать из заключения, оно не очень большое, ну, я покороче: "...продлевалось уже неоднократно... В связи с этим дальнейшее продление действия указанных временных норм представляется нецелесообразным". Я расценил бы, что данный отзыв, направленный в Государственную Думу, сюда, в палату, никак, кроме как издевательством над парламентом, назвать нельзя. Если вы говорите о том, что мотивированно продлевалось или не продлевалось, тогда мотивируйте, почему данную норму продлевать нельзя, потому что мы с вами работаем над законодательной инициативой, являясь субъектом права законодательной инициативы, мы высший орган законодательной власти, и если говорите, что данная норма закона не может быть принята, то мотивируйте, почему. Мотивация "продлевалось уже неоднократно" - это, по-моему, не мотивация. Мне кажется, что те люди, которые готовили отзыв, глубоко убеждены, что в Государственной Думе есть статисты, которым указали, как нажимать кнопки, поэтому мотивацией они даже не хотят себя утруждать, чтобы каким-то образом создать иллюзию, что они что-то мотивировали. Я не могу прокомментировать этот отзыв по-другому, кроме как вот так: мальчики и девочки нажмут кнопочки, как мы сказали. Хотелось бы увидеть результаты голосования, потому что в любом случае данная норма будет принята, учитывая, что мы сегодня приняли поправки в Гражданский кодекс, учитывая, что мы рассматривали буквально перед рассмотрением этого законопроекта проект закона, которым констатировался тот факт, что у нас кадастровая стоимость изменилась, мало того, учитывая, что у нас даже до сегодняшнего дня до конца не сформирован единый для всей страны кадастр земель, возможность выкупать появилась совсем недавно, ну ещё и кризис. В любом случае эта норма будет принята, не знаю, по чьей инициативе, ну, видимо, новый президент даст указание тем, кто сегодня даёт указания, как нажимать кнопки, не удосуживаясь даже обосновывать своё мнение. Наверное, это указание будет воспринято в сентябре - октябре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов, коллеги? Выступить кто-нибудь хочет? Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Я в корне не согласен с оценкой позиции правительства, изложенной в официальном отзыве от 24 января этого года, поскольку там даётся совершенно лаконичный, чёткий и точный ответ на поставленный вопрос. Обращаю ваше внимание: сроки выполнения установленных законами обязанностей по переоформлению прав на земельные участки неоднократно продлевались. Коллеги, вы увидите в приложенных к законопроекту материалах, в частности в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, перечень этих продлений. Это был федеральный закон от 8 декабря 2003 года, федеральный закон от 27 декабря 2005 года, федеральный закон от 24 июля 2007 года. Вы знаете, мы создали у наших граждан, у юридических лиц и у всех заинтересованных структур, которые отвечают за реализацию этой нормы, уверенное и устойчивое ощущение, что выполнять её вообще не надо. Так не проще ли отменить? Тогда вносите предложение об отмене этой нормы. Концепция по продлению в четвёртый раз - это, собственно говоря, действительно некий нонсенс с точки зрения правоприменительной деятельности. Чем занимается законодатель? Чем занимается правительство? Кризис, не кризис... В 2007-м, в 2005-м, в 2003-м никакого мирового экономического кризиса не было, тем не менее норма продлевалась. Понимаете, речь идёт не о том, что правительство должно аргументировать своё несогласие с очередным продлением, речь о том, что депутаты должны, может быть, более детально, более основательно, обсудив предварительно с нашими министерствами - вы знаете, это практика, она существует, на ней вообще базируется наша законотворческая деятельность, - давать свои предложения. Я совершенно не исключаю, как правильно сказал коллега Рохмистров, что у нас до 1 июля 2012 года, может быть, поменяется конструкция, вообще отношение к этой проблеме, но для этого потребуется более детальный и серьёзный анализ всех обстоятельств. На данный законопроект, внесённый соответствующим образом, был дан надлежащий официальный отзыв. Правительство действительно не поддерживает данную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, выступить тоже хотите? Депутату Маркину, пожалуйста, включите микрофон. Маркин Эдуард Витальевич. МАРКИН А. Л. Андрей Леонидович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Леонидович, извините. МАРКИН А. Л. Я от фракции ЛДПР теперь постараюсь выступить. Данный законопроект очень эмоционально обсуждался на заседании Комитета по земельным отношениям и строительству, и хочу выразить и своё личное мнение, и мнение фракции. Выступление представителя правительства мне на самом деле понравилось, только, к сожалению, на заседания приходят люди, которые либо некомпетентны, либо занимают должности, которые не совсем соответствуют статусу тех вопросов, которые мы обсуждаем. После долгого обсуждения на заседании комитета было принято решение, и депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не голосовали ни за, ни против, поэтому мы мнения фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не знаем, но ведь за то время, когда данная норма неоднократно продлевалась, никто не заметил никаких отрицательных моментов, поэтому ничего плохого в этом нет. Я не просто так в своём докладе сказал о том, что в подавляющем большинство регионов данную норму поддерживают, из семидесяти шести заключений, поступивших на данный законопроект, пятьдесят девять - положительные. Я считаю, что в регионах данный законопроект очень актуален, и фракция ЛДПР будет его поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, коллеги? Желающих нет больше? Нет. Автор хочет выступить? Есть необходимость? Нет. Я вижу, что депутат Нилов руку тянет. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Нилов Олег Анатольевич. А почему не записывались? Я же спрашивал. НИЛОВ О. А. Вы не предоставляли возможность для записи и не увидели мою руку, когда я её поднял. Итак, уважаемые коллеги, есть ещё один аргумент, который я хотел бы вам привести, - это проблема гаражников, во всяком случае в крупных городах. В Санкт-Петербурге мы на сегодня имеем порядка двухсот с лишним тысяч гаражей, тридцать тысяч гаражей снесено только за последние годы без всякой компенсации и следующим путём. Гараж, по мнению правительства, - это не капитальное строение, это не объект недвижимости, а значит, возможности продлить аренду или же получить землю в собственность нет, заканчивается аренда, и волевым решением люди вместе с машинами выбрасываются на обочину. Это огромная проблема не только для Петербурга, я уверен. Идут суды сейчас, идут споры. Я, например, считаю, что в советское время, когда предоставлялась кооперативная квартира либо строился кооперативный гараж, все правила были одинаковые, проекты выполнялись в научных институтах, делались одинаковые работы, но в одном случае дом - это объект недвижимости, в другом случае гараж - это якобы какая-то деревянная или картонная коробка. Нет, это такие же бетонные, кирпичные строения. Идут споры, уважаемые коллеги, и я уверен, что эти споры должны выиграть гаражники, и тогда, когда они выиграют, а это может быть через год, через два, возможность получить по действующему сегодня законодательству право собственности на эту самую землю у них исчезнет. Вот в том числе по этой причине я предлагаю этот законопроект поддержать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров, пожалуйста, автор. РОХМИСТРОВ М. С. Я, конечно, приношу свои извинения, но те люди, которые сегодня будут нажимать кнопки, пусть немножко подумают. Прежде всего я благодарен Андрею Викторовичу за такое хорошее выступление, - он всё-таки нас уважает, наверное, он один из очень немногих членов правительства, которые уважают депутатов. То, что происходило на заседании комитета... ну вот те, кто был там, видели - пришёл мальчик Пупкин, сказал, что мы тут все ничего не понимаем, а фактически это значило: да вы туповатые, ребята, мы тут за вас всё решили. После этого возникло некоторое понимание и комитет, по-моему, даже принял специальную резолюцию: приглашать более вменяемых людей. Ну это, собственно, говорит об отношении правительства к Государственной Думе. Теперь о сути законопроекта. Я считаю, то, что срок действия нормы неоднократно продлевали, не является аргументом для того, чтобы эту норму, извините меня, зарубить. У нас неоднократно говорилось о том, что надо модернизировать, ещё что-нибудь делать, но если это не сделано, надо этого добиваться и делать это до конца, так ведь? Теперь о сути проблемы, чтобы вы понимали, почему данная норма не так широко используется. Да не потому, что не хотят, а потому... Вы представьте: вот человек имеет объект недвижимости, и чтобы ему выкупить землю под этим объектом, нужно постановление главы субъекта Российской Федерации! Вы представляете это себе?! Вы вот все немножко сталкивались с такими вещами. Даже если все депутаты этого субъекта лбом упрутся и будут заниматься продавливанием такого документа - разрешения на выкуп земельного участка, у них полтора года на это уйдёт. Полтора года уйдёт, чтобы продавить это решение! А теперь подумайте о наших предпринимателях, которые хотят это сделать: потому, что процедура установлена именно такая, чтобы это было невозможно сделать, у них, конечно, это не получится. Я думаю, срок надо продлить, и мало того, может быть, во втором чтении следует добавить и нормы прямого действия. Может быть, с учётом принятого сегодня решения по Гражданскому кодексу, вчерашнего выступления президента и того, что неоднократно об этом говорилось во всём экономическом сообществе Российской Федерации, наконец-то объединим землю и объект недвижимости на ней в единое целое? Может быть, вообще сделать не 20 процентов от кадастровой стоимости, а 5 процентов, например? Мы во втором чтении можем это сделать. Но мы обязаны не только продлить срок действия этой нормы, но и упростить процедуру, потому что сегодня это является объективной необходимостью. Мы что, будем с вами, как здесь любили говорить в период предвыборной кампании, лодку раскачивать? Да с этим столкнутся уже в сентябре, в сентябре уже люди поймут, что, когда земля в одних руках, а объект в других, это очень серьёзно препятствует развитию бизнеса. Если мы говорим о том, что необходимо создать благоприятные условия для развития бизнеса, поднять инвестиционную привлекательность, то мы от этого никуда с вами не уйдём, в конце концов надо будет принимать политическое решение - бесплатно отдать в собственность землю под объектами недвижимости. Мы только к этому с вами можем прийти! Минимально, что мы сегодня можем сделать, - это продлить срок действия этой нормы, иначе с 1 июля прекратится её действие. И ни у кого на поводу никто не идёт. На поводу мы пошли, когда продлили действие технических регламентов нефтяных компаний, которые раком всю страну поставили, те пять нефтепроизводителей, которые не захотели вкладывать деньги, не очень маленькие свои доходы, в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов, - вот они поставили нас в позу горного козла, сказав: давайте продлевайте нам сроки! И Государственная Дума приняла это решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поаккуратнее в выражениях немножко, поаккуратнее! РОХМИСТРОВ М. С. Я про себя говорю, я говорю про себя, потому что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, про других не надо. РОХМИСТРОВ М. С. Действительно, был искусственно создан дефицит моторного топлива в стране, и мы вынуждены были, конечно, продлить сроки действия старых регламентов. Вынуждены были! Я очень переживаю за своих избирателей просто, извините. Я переживаю за своих избирателей и за ваших избирателей тоже, хочу, чтобы у них осталась возможность льготного выкупа земельных участков и чтобы мы с вами во втором чтении прописали эту процедуру реализации ими своих прав. Уважаемые депутаты, я прошу поддержать настоящий законопроект в первом чтении, а во втором чтении, я думаю, мы с правительством можем внести какие-то нормы, если что-то вызывает у них опасение, и сделать эту норму работающей, чтобы люди смогли наконец-то реализовать свои права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все выступили, кто хотел, поэтому ставлю на голосование данный законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 15 мин. 41 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 17 чел.3,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 219 чел. Не голосовало 231 чел.51,3 % Результат: не принято Законопроект не принимается.