Заседание № 17
О проекте федерального закона № 611651-5 "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления запрета на работу с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации". Отари Ионович Аршба, пожалуйста. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 21 марта сего года. Перед представлением в третьем чтении законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Госдумы замечаний нет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, по мотивам будут выступления? Будут. Давайте запишемся для выступлений по мотивам. Прошу включить режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Вопрос 7, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации". Законопроект в третьем чтении голосуется. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 15 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принято.
Заседание № 16
О проекте федерального закона № 611651-5 "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления запрета на работу с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
МИТРОФАНОВ А. В. Я предлагаю исключить из повестки дня пункт 4 - законопроект о внесении поправок в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые касаются установления запрета на работу с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности. Я думаю, что логично рассмотреть этот вопрос где-то летом, с учётом, так сказать, политической обстановки не трогать тему экстремизма, потому что грань здесь достаточно тонкая, всякие дискуссии и принятие законов на этот счёт совершенно не нужны сейчас Государственной Думе. Во-первых, повторяю, грань здесь очень тонкая, во-вторых, речь идёт о лицах, которые подвергаются уголовному преследованию, то есть о лицах, не получивших реальные приговоры... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Алексей Валентинович Митрофанов предлагает исключить пункт 4 повестки. Ставлю предложение депутата Митрофанова на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 09 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Предложение не принято.
4-й вопрос. Во втором чтении обсуждается законопроект "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации". Отари Ионович Аршба уже на трибуне. Пожалуйста. АРШБА О. И. Здравствуйте ещё раз, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Напомню, что действующие редакции статьи 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации" содержат запрет на работу с детьми для лиц, которые имеют или имели судимость, подвергаются или подвергались уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за целый ряд преступлений. Каждый из этих случаев запрета продиктован заботой о том, чтобы уберечь несовершеннолетних от лиц, общение с которыми потенциально опасно для их нравственного формирования. Законопроект, предлагаемый во втором чтении, призван ввести в эти три статьи упомянутых двух законодательных актов запрет на работу с несовершеннолетними ещё и для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергавшихся или подвергающихся уголовному преследованию за преступления против основ конституционного строя и государственной безопасности (глава 29 УК Российской Федерации). Преследуемая при этом цель абсолютно прозрачна, очевидна и благородна - уберечь несовершеннолетних от вовлечения их в крайне опасную преступную деятельность. В поправках к законопроекту, поступивших от члена Совета Федерации Валентины Александровны Петренко, применительно ко всем трём статьям двух законодательных актов, в которые вносятся изменения, слова (цитирую) "за преступления против основ конституционного строя и государственной безопасности" предлагается заменить словами "за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации". Совершенно очевидно, что в действительности это не поправки к законопроекту, это другой по своей сути законопроект. Поскольку такая подмена, противоречащая концепции принятого в первом чтении законопроекта, недопустима, включённые в таблицу поправки подлежат отклонению. Формально в таблицу поправок, предлагаемых Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству к отклонению, включены три поправки, концептуально и текстуально они идентичные, поэтому полагаю, что голосовать по таблице уместно было бы в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Вопросов нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 32 сек.) Проголосовало за 231 чел.51,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 232 чел. Не голосовало 218 чел.48,4 % Результат: принято Принято. Спасибо, Отари Ионович.
Во втором чтении голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 21 сек.) Проголосовало за 234 чел.52,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел.48,0 % Результат: принято Законопроект принят.
Заседание № 3
О проекте федерального закона № 611651-5 "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части установления запрета на работу с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации и является продолжением той линии, которую глава государства неоднократно высказывал в посланиях Федеральному Собранию, одновременно реализовывая это путём внесения соответствующих законодательных инициатив в Государственную Думу. Хочу вам напомнить, что в 2009 году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", где закреплены меры, направленные на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей. Кроме того, был внесён законопроект, который существенно корректировал Уголовный кодекс Российской Федерации и был направлен на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Этот закон также был подписан ещё в 2009 году. Кроме того, вы знаете, что соответствующие изменения, направленные на установление запрета на работу с детьми для лиц, имевших судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, были внесены в Трудовой кодекс и в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В настоящее время, вы знаете, в Государственной Думе находится ещё один законопроект, который также ужесточает уголовно-правовую ответственность за преступления сексуального характера, совершённые в отношении несовершеннолетних. Сегодняшний законопроект тоже в логике этой линии Президента Российской Федерации, которую Государственная Дума поддерживает. Вы знаете, что эти меры вызывают достаточно серьёзное одобрение и среди граждан Российской Федерации. Сегодня вашему вниманию предложены инициативы, которые направлены на то, чтобы защитить несовершеннолетних от вовлечения их в противоправную деятельность экстремистской направленности. В связи с этим хочу вам напомнить, что данная проблематика обсуждалась в феврале прошлого года в Уфе на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, и соответствующий законопроект был подготовлен в развитие тех поручений, которые были сформулированы по итогам данного заседания президиума Государственного совета. Законопроект предусматривает установление запрета на работу с детьми для лиц, которые осуждены или подвергались уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности. Предлагается внести в статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации соответствующие изменения, предусматривающие, что лица, которые имеют или имели судимость, подвергались или подвергаются уголовному преследованию за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - это глава 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, - не могут работать в соответствующих учреждениях. Аналогичные дополнения предлагается внести в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с этими изменениями не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если это лицо намеревается осуществлять определённые виды деятельности в тех сферах, которые связаны со взаимодействием с несовершеннолетними. Вот основные положения законопроекта. Хочу ещё раз подчеркнуть, что это продолжение той линии, которая уже неоднократно Государственной Думой поддерживалась и которая позволит создать необходимые правовые гарантии для того, чтобы исключить возможность проведения незаконной агитации и склонения детей и молодёжи к совершению противоправных деяний экстремистской направленности. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. С содокладом выступает депутат Аршба Отари Ионович. Пожалуйста. Включите микрофон. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Коротко о сути законопроекта, внесённого президентом. Предлагается в законодательстве Российской Федерации установить запрет на работу с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности, в частности, предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации. Предлагается внести изменения в статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие запрет на работу с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности против основ конституционного строя и безопасности государства. В Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предлагается установить запрет на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, намеренного осуществлять определённые виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Таким образом, будет расширен перечень оснований, исключающих возможность заниматься педагогической деятельностью, что направлено на принятие дополнительных мер в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции тоже его поддерживает. Имеется заключение Правового управления Аппарата Госдумы, в котором отмечается, что замечаний концептуального характера нет. Комитетом подготовлен проект постановления, в котором предлагается установить срок подачи поправок - тридцать дней. Мы рекомендуем принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть вопросы. Тогда прошу записаться. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Семь депутатов записались. Ну, семь вопросов - это не так много, давайте дадим возможность их задать. Депутат Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Гарри Владимирович, к вам вопрос. Скажите, что это за формулировка - "подвергавшихся уголовному преследованию"? Ну, было бы понятно, если бы "осуждённых по приговору суда". То есть вы имеете в виду, что будет возбуждено уголовное дело - и всё, тут же запрет на профессию вводится, так это понимается? Это вообще беспрецедентно! Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос кому? МИТРОФАНОВ А. В. Гарри Владимировичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Митрофанович, ну... (Оживление в зале.) Уважаемый Алексей Валентинович, извините. Я хочу сказать, что хоть вы депутат и с большим опытом, тем не менее у вас был определённый перерыв в депутатской деятельности. Вот хочу просто напомнить, что в прошлом созыве были соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс, в те же самые статьи, и в ту же статью федерального закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, посвящённые защите детей от взаимодействия с лицами, которые были осуждены. И ровно те же самые формулировки, которые у вас сейчас вызывают недоумение, содержались в том законопроекте, который теперь стал действующим законом, в отношении лиц, которые подвергались и подвергаются уголовному преследованию за преступления сексуальной направленности в отношении несовершеннолетних. Поэтому здесь если и есть элемент новизны, то он носит, я бы сказал, субъективный характер, а в принципе эта формулировка уже проверена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Плетнёва. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Я, безусловно, за то, чтобы в школе и вообще в любом учебном заведении работали люди морально устойчивые, чистые, совершенно правильные, но вот эта формулировка - "экстремистская деятельность"... вы знаете, мы же очень много спорили, что это такое, а сегодня, когда я послушала выступавших от "ЕДИНОЙ РОССИИ" особенно, от фракции ЛДПР, то, вы знаете, сложилось впечатление, что, получается, я самый главный экстремист: я не принимаю эту власть, я не хочу жить так, как сегодня навязывают нам, - и что, это значит, я тоже не имею права работать в школе? Потому что конкретной формулировки эстремистской деятельности у нас нет, и мы видим сегодня: любой, кто скажет против власти что-то, - это уже экстремист. А на самом деле мы до сих пор ещё не разработали, сколько ни спорили в прошлой Думе, так и не поняли, что именно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемая Тамара Васильевна, я уверен в том, что вы не экстремист, как и ваши коллеги, которые работают в Государственной Думе, независимо от партийной и фракционной принадлежности. И хочу вам напомнить, что хоть вы и ругаете власть, но вы являетесь частичкой этой власти как депутат Государственной Думы. Критика - это вещь полезная, и здесь, повторюсь, нет ничего экстремистского. Что же касается ваших опасений, то они применительно к тому, о чём сегодня мы говорим, не имеют, на мой взгляд, оснований, потому что абсолютно чётко сформулированы номера статей, а точнее, глава 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, поэтому, если лицо осуждено в рамках этих статей главы 29 Уголовного кодекса Российской Федерации или вот тех формулировок, о которых уже говорил и коллега Митрофанов, то здесь вопросов никаких нет и быть не может. То есть там должны быть решения соответствующих компетентных органов и конкретные статьи главы 29 Уголовного кодекса Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алевтина Викторовна Апарина. Пожалуйста, включите микрофон. АПАРИНА А. В. Спасибо. Гарри Владимирович, у меня тоже к вам вопрос. Вот по той проблеме, которую затрагивает, которой касается законопроект, поступают жалобы от избирателей. Пока мы закон примем, пока он вступит в действие, пройдёт время, поэтому скажите, пожалуйста, а вот сегодня в нашем законодательстве есть такие законы, статьи законов, которые ограждали бы детей от людей, которые их развращают? Какие законы можно сегодня применить и применяют ли их? Какие наиболее эффективные? Будьте добры, дайте разъяснения. МИНХ Г. В. Уважаемая Алевтина Викторовна, я хочу напомнить, что в своём докладе я специально назвал несколько федеральных законов, которые были инициированы в своё время Президентом Российской Федерации и были посвящены именно этой проблематике - защите детей, несовершеннолетних, молодёжи от различных форм противоправного воздействия, и не только с точки зрения физического воздействия, но и с точки зрения интеллектуального воздействия, нравственного, а точнее, безнравственного. То есть в настоящее время имеется достаточно серьёзная нормативно-правовая основа для того, чтобы по целому ряду проблем отвечать симметрично, в том числе и с точки зрения уголовно-правовой защиты наших несовершеннолетних. Ну и практика применения, вы знаете, в настоящее время тоже наработана, в том числе, скажем, в отношении защиты детей в сфере сексуальной, и здесь, как мне кажется, есть определённый безусловный прогресс. Но, естественно, есть и проблемы, которые ещё требуют дополнительного законодательного урегулирования, и вот сегодня мы с вами как раз рассматриваем такую инициативу, которая этот пробел предлагает заполнить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. Пожалуйста, включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, такой небольшой вопрос: распространяются ли положения данного законопроекта на высшую школу, где нет несовершеннолетних, а уже совершеннолетние учатся, но тем не менее опасность тоже существует? И второе. Не считаете ли возможным в рамках второго чтения расширить положения данного законопроекта до запрета на занятие подобным видом деятельности для лиц, которые были осуждены либо привлекались по вопросам, связанным с коррупцией? Это не меньшая беда, и мне, честно говоря, странно смотреть, как у нас некоторые лица на самом высоком уровне, которых выгоняли с работы, которые, может быть, были осуждены, может быть, не были осуждены, сейчас занимаются тем, что нашим студентам рассказывают, как они создавали те или иные коррупционные системы. У нас коррупция вообще с роддома начинается, но, может быть, мы хоть школу и вузы как-то оградим в рамках этого законопроекта? Спасибо. МИНХ Г. В. Если говорить о круге лиц, которых мы защищаем в рамках данной законодательной инициативы, то это несовершеннолетние, в законопроекте абсолютно чёткое положение. Что касается высших учебных заведений, то вы знаете, что в высшие учебные заведения поступает некоторое количество несовершеннолетних, которые достигают совершеннолетнего возраста либо уже на первом курсе, либо на рубеже первого-второго курсов. Ну, есть, конечно, и отдельные случаи, когда дети гораздо более раннего возраста поступают в высшие учебные заведения, но это исключение, а как правило, конечно, довольно большое количество семнадцатилетних - это студенты первого курса, то есть в этом плане есть определённая защита. Что же касается расширения круга лиц с точки зрения состава совершённых ими уголовных преступлений, то здесь есть одна проблема, она лежит в плоскости оценочной, субъективной. В целом то, что мы вводим определённые запреты, ограничиваем право на занятие трудовой деятельностью, на занятие предпринимательской деятельностью, это в логике части 3 статьи 55 Конституции - ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом возможно, и мы закрепляем цели, ради которых такие ограничения мы можем ввести, - это, в частности, защита нравственности, прав и свобод других лиц. Но при этом обсуждение проблемы соотношения ограничений, запретов и рисков, о которых вы говорите, это всегда, повторю, оценочное суждение. При подготовке данного законопроекта мы исходили из того, что инициатива направлена на защиту нравственности, морального здоровья несовершеннолетних как раз с точки зрения невовлечения их в экстремистскую деятельность. Я не уверен, что коррупционные правонарушения, преступления имеют большую общественную опасность, чем, например, насильственные преступления, в частности убийства. Если мы будем следовать логике, что все, кто подвергался уголовной ответственности за умышленные преступления, не должны работать с детьми, боюсь, тогда мы с вами можем несколько исказить картинку, и вряд ли те ограничения, которые мы введём, будут адекватными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. Пожалуйста, включите микрофон. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Гарри Владимирович, мне кажется, в нашей дискуссии мы всё-таки должны разделить понятия педофилии и экстремизма. Что касается педофилии: мы голосовали за ужесточение ответственности за эти преступления, - и это понятно, это поддерживается всем обществом, и мы поддерживали и будем поддерживать. Что касается экстремизма: к сожалению, мы можем привести примеры, когда какую-то оппозиционную деятельность пытаются трактовать как экстремистскую. В вашем выступлении не прозвучали примеры. Не могли бы проиллюстрировать, какие-то примеры привести, с тем чтобы более глубоко войти в тему и чтобы все сомнения депутатов на этот счёт были рассеяны? Спасибо. МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, я готов привести не примеры, а статистику, потому что примеры-то очень простые. Если лицо осуждено вступившим в законную силу приговором суда за преступления, которые перечислены в 29-й главе Уголовного кодекса, то в случае вступления в силу тех инициатив, которые мы сегодня рассматриваем, это лицо не сможет трудоустроиться или организовать собственный бизнес для работы с детьми. Все примеры ровно вот в этой плоскости, но есть определённая статистика. За преступления, перечисленные в главе "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" - именно так называется 29-я глава Уголовного кодекса, - в 2007 году были осуждены 112 человек, в 2008-м - 159, в 2009-м - 127, в 2010-м - 257 человек, за полгода 2011 года (более поздней статистики мы пока ещё не получили) - 103 человека. Вот это либо примеры, либо статистика - как угодно можно это расценивать, но цифры вот такие в целом по стране. Как вы видите, количество лиц, осуждаемых ежегодно за эти преступления за последние пять лет, не превышало 257 человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И Николай Васильевич Коломейцев. Пожалуйста, включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, учитывая, что у нас экстремистская деятельность - расплывчатое понятие, не могли бы вы сказать, вот действия фанатов на Манежной площади, когда переворачивали и поджигали автомобили, - это экстремистская деятельность или нет? И как в связи с этим трактовать встречу кандидата в президенты, премьера, с этими самыми фанатами? Там ведь, мы помним, и трупы были... И я хотел бы всё-таки понять, сколько человек лишатся профессии при принятии этого закона, при введении его в действие? МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, начну с последней части вашего вопроса, исходя из тезиса: повторение - мать учения. Напоминаю, в 2010 году 257 человек были осуждены за преступления в рамках этой главы кодекса - это максимальная за последние пять лет цифра, и это максимальное число лиц, в отношении которых в случае вступления в силу этого закона будет действовать запрет на профессию с точки зрения общения с детьми. Это первое. Второе. Я не помню, чтобы на встрече одного из кандидатов с фанатами были какие-то трупы... ИЗ ЗАЛА. На Манежной площади! МИНХ Г. В. Ну, так было сформулировано. Я иду по цепочке тех аргументов и в русле той логики, с которой были заданы вопросы, я отвечаю ровно на то, что спрашивают. Говоря о том, кто такие экстремисты, ещё раз повторю свой ответ (извините, что вынужден это делать): лица, которые осуждены за преступления, перечисленные в 29-й главе Уголовного кодекса, - это как раз те самые экстремисты. Поэтому если кто-то из тех лиц, которые привлекались к уголовной ответственности, в том числе и за события на Манежной площади или какие-то другие события, попадал в эту вилку, которая содержится в 29-й главе Уголовного кодекса, то ответ положительный, если нет, если они привлекались к ответственности по другим статьям Уголовного кодекса или по статьям, которые содержатся в Кодексе об административных правонарушениях, то ответ отрицательный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Коллеги, вопросы заданы, на них получены ответы. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Тогда прошу записаться на выступления. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Коллеги, записались семь человек, есть предложение дать возможность выступить по одному депутату от фракции. Нет возражений? Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев по ведению. Пожалуйста. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, по нашему Регламенту, если вы хотите ограничить - по одному от фракции, то вы должны до записи это делать, а если уже осуществлена запись - это ущемление прав депутатов. Почитайте Регламент, вы же его не читали! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ - депутат Бортко. Пожалуйста. Включите микрофон. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Здравствуйте, дорогие коллеги! Я выступаю первый раз в Государственной Думе и очень волнуюсь, но вопрос уж больно интересный. Вы понимаете, существуют законы, которые, казалось бы, не подлежат никакому обсуждению, и так всё понятно, но это не такой закон, ибо здесь есть условие - экстремизм. Что есть экстремизм в данном случае? Я понимаю, что у нас есть определение экстремизма, но здесь не стоило бы повторить его? Например, я коммунист, я призываю детей к светлому будущему, я хочу строить социализм, то есть менять существующую власть в стране, - не есть ли это, извините, пожалуйста, экстремизм? И не только обо мне речь. Я член Государственной Думы. Да, не все члены Государственной Думы будут призывать детей к строительству светлого будущего, а мы в это верим, мы хотим этого. Так что есть экстремизм? И не стоит ли сейчас в этом законопроекте дать ещё раз определение экстремизма, ибо очень многие могут пострадать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это очень важный политический закон. В отличие от депутата Бортко я не волнуюсь, потому что знаю суть того, о чём говорю. Я вынужден оттолкнуться от слов предыдущего оратора. Если вы говорите, что вы коммунист и хотите построить светлое будущее, то вы экстремист, ибо никакого светлого будущего не будет никогда и никогда не будет коммунизма. Если мы морочим голову миллионам людей, зовём их за собой, а потом бросаем, то это и есть экстремизм. 93-й год: и Ельцин экстремист, и те, кто захватывал мэрию Москвы и Останкино - с двух сторон были экстремисты. То есть надо по-русски называть, а то мы всё время используем иностранные слова, не зная сути слова. Здесь это значит - крайние действия. Крайние действия, когда дальше пропасть, не подходите к краю! Вот альпинисты поехали, двое русских, и лежат в могиле уже - вот это их крайние действия. Сообщите спасательной службе, возьмите проводника, поднимитесь, спуститесь и счастливые вернитесь домой - нет, они заставляют волноваться всю страну и своих родителей. И вот это крайние действия - когда анархия, когда на Болотной площади один из выступающих говорит: мы можем идти на Кремль отсюда. Вот так он уже призывает к тому, чтобы применить насильственные действия. Всем, кто плохо владеет русским языком и юридической лексикой, хочу помочь: любые действия, направленные на применение силы в отношении общества, государства или гражданина, - это и есть экстремистские действия. Вот участковый полицейский избил подростка. Тот экстремист - совершил грабёж, разбой даже, силовое нападение на женщину, вырвал деньги, а другой палкой избивает его до смерти. Вот за это ответственность в Уголовном кодексе предусмотрена, а у нас в основном это носит политический характер. Депутат Бортко не понял, что такое экстремизм. Вот здесь я предлагал убрать статью 282 из Уголовного кодекса, по которой сидят только русские, но фракции КПРФ и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддержали - вот это и есть экстремизм со стороны этих депутатов. Вы позволяете до сих пор русских сажать за то, что они хотят считать себя русскими и из-за чего-то могут быть недовольными, обижаются, - вот вы и есть экстремисты, те, кто отказался... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот и это экстремизм! Сейчас надо сидеть и молчать! Я вот молчал, пока вы выступали. Никогда ни один депутат фракции ЛДПР не мешает выступать - постоянно левые мешают! И не только сейчас, они наследники тех, кто мешал царю: тогда требовали курс сменить, тогда требовали всех министров в отставку... Все революции - это экстремизм. Они не по-русски названы, от revolt, revolution. "Переворот" - давайте по-русски называть. Переворот можно совершить только силой, никто не желает никакого переворота. Давайте, зал, переворот совершим - не пройдёт, а силой если, если войдут сюда экстремисты вооружённые, - сразу все на пол ляжете, как пойдёт стрельба из этих четырёх дверей или с балкона. То есть ясно, что такое экстремизм. Конечно, желание изменить строй, вернее, даже не изменить строй, а улучшить жизнь, оно законное, и те, кто у власти, должны прислушиваться. И не надо создавать ненужные, лишние партии. Вот создавать лишние партии сверху - это экстремизм. Потом эти партии бегают по иностранным посольствам. А кто их создал? Давайте родителей найдём - что за родители породили и воспитали тех, кто бегает по чужим посольствам, провоцирует в стране "оранжевую революцию"? Вы даже не понимаете, что реально она уже идёт, "оранжевая революция", а то, что они хотят 4 февраля шествие, - это чтобы была провокация: чтобы появился первый труп. Потом, в марте, ещё труп, и потом они потребуют, чтобы Совет Безопасности ООН принял резолюцию в отношении России. И руководитель "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" защищает людей, которые были на площади: как это так, отказали в присутствии здесь представителю "ЯБЛОКА"! Да он не вылезает из американского посольства, так с какой стати мы должны давать зелёную улицу тем, кто готовит "оранжевую революцию"?! Вы биографию Явлинского знаете, господин Миронов? В 90-м году его возили на смотрины в США. Для чего возили? Чтобы американская элита определила, сойдёт ли он за русского Ющенко. Но он слабенький оказался, и в 96-м году американские спецслужбы бросили его, стали делать ставку на других - немцовых и прочих там каспаровых-лимоновых. Сейчас ставка на Навального - новый Ельцин. Откуда взялся? Из "ЯБЛОКА", которому мы запретили здесь выступать. И Миронов не знает политической стороны жизни нашей страны. Вы не знаете, что это самая "оранжевая", так сказать, партия. Почему у них символ - яблоко? Потому что американцы на праздники кушают яблочный пирог. Даже названием партии они хотят показать американцам, что они проамериканские: поддержите, помогите! Сдали ксерокопии подписей, ни одной подлинной подписи - и Миронов их защищает: давай сюда авантюристов, проходимцев. Вот это и есть экстремизм: Явлинский экстремист и Миронов экстремист, вот экстремизм - поломать ситуацию в стране! Мы никогда не поддерживали власть, но мы никогда её не подталкивали к катастрофе. Вот фракция КПРФ хотела импичмент, голоса у них были, но они отступили - поняли... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Триста голосов, в этом зале было триста голосов желающих проголосовать за импичмент. У фракции ЛДПР - пятьдесят. Но он ушёл, Ельцин, ушёл коммунист Ельцин, оставив коммуниста Путина. Всё это ваша партия, от Ленина до Путина - это одна и та же партия большевиков, и Миронов коммунист ваш! Из семи кандидатов в президенты лишь я один чистый и честный: я не был членом КПСС! (Оживление в зале.) Путин - коммунист, Явлинский - коммунист, Мезенцев - коммунист, Миронов - коммунист, Зюганов - сам бог велел. А Прохоров - экстремист, баскетболист, с чужими деньгами, и хочет нас всех обмануть. Ну вот посмотрим 4 марта... Пока настроение у всех плохое, ибо по честным цифрам никто не получает даже 40 процентов, какие там пятьдесят - шестьдесят. Вот честный рейтинг: у меня - 12 процентов, у Зюганова - 19, у Путина - 28. Вот честный рейтинг! Как сделать 4 марта 51 процент, где взять? Это трудно. Поэтому хотят всё сорвать, всё перемешать. Зюганов ведёт себя вяло. Хорошо так сидеть: всегда оппозиционная партия. И ещё зарплату требуют повысить. У вас забрать нужно зарплату! Они хотят прибавки, ещё любовницами окружат себя. Как 20 тысяч платить любовнице? Она не пойдёт сегодня, надо бы 40 тысяч ей платить. Сами должны соображать, сами писать законы! Вам ведь их помощники будут писать! Вы думаете, сейчас они в комитетах ваших законы вам пишут?! В карты играют на компьютерах ваших и звонки делают определённые, так сказать, и вы им ещё зарплату хотите дать побольше, чтобы вообще вам ничего не делать, только здесь сидеть шуметь, а в кабинете пусть любовница наливает чай и ей побольше зарплату. Проверьте всех ваших помощников по Думе, и вы увидите, что они ни черта не делают, хоть за 20 тысяч, хоть за 50 тысяч! И давайте проверим депутатов. В чём экстремизм ещё? Депутаты и члены Совета Федерации не соблюдают закон "О статусе..." - продолжают некоторые заниматься бизнесом. Кто предлагал проверить всех? Только фракция ЛДПР. Кто не поддержал? Все остальные фракции - и КПРФ, и "ЕДИНАЯ...", и "СПРАВЕДЛИВАЯ...". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Давайте проверим! Давайте сейчас проверим - всех проверим и всех лишим депутатского мандата, и придут настоящие, честные и чистые! И статью 282 отменим давайте! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Не мешайте, не мешайте, я выступаю, моё время! Это время дала новая Конституция! По вашей, по советской, я бы сидел в лагере, но я молчал, я понимал, что... Мой отец уже отсидел - хватит уже, хватит, мой отец уже отсидел в Сибири в трудовом лагере. Ничего не говорил никогда, но - сын фабриканта. Моя фабрика стоит, и никакого экстремизма. Дед построил фабрику в Костополе, я внук фабриканта, а Прохоров чей внук? Баскетболиста? И деньги уходят за границу, а моя фабрика работает сегодня на вашу счастливую советскую Украину, на коммуниста Януковича. В своё время английским оружием вооружили московских рабочих, они объявили вооружённое восстание. Посмотрите на памятник рабочим на Красной Пресне, у метро, - там английские винтовки. С 905-го до 2011-го - опять везут взрывчатку в Россию: пароход вышел из Германии, откуда привезли Ленина в Финляндию, пришёл в Эстонию и разгрузил тысячу тонн взрывчатки. То есть революция, начатая большевиками в нашей стране, продолжается - вот это и есть экстремизм. Надо находить формы, я согласен, не должно быть огульного, повального, должна быть свобода. Но лучший признак для определения - насилие. Вот взрывчатка и попытка провести насильно шествие по Москве - это примеры экстремизма. Надо останавливать их! Все революции в арабских странах привели к катастрофе, там ещё больше безработных, там террор, там гражданская война... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат Рахматуллина Зугура Ягануровна. Пожалуйста. Пожалуйста, включите микрофон. РАХМАТУЛЛИНА З. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. К сожалению, детская и подростковая психология - дети очень доверчивы - всегда являлась и является наиболее благодатной почвой для разного рода спекуляций - мировоззренческих, идеологических, противоправных. У семьи, школы, образовательных учреждений, детских организаций сегодня очень много конкурентов в деле воспитания и организации досуга детей и молодёжи, число охотников за детскими душами, которые используют все возможности, в том числе профессиональные, растёт с каждым днём. Не будем забывать и то, что дети - это наш мобилизационный ресурс (это не патетика), и от жизненной позиции, от мировоззренческих ориентаций, от духовных предпочтений детей и молодёжи зависит не только их будущее, не только их благополучие, но и будущее страны в целом. Законопроект прежде всего направлен на защиту детей от потенциальных идеологов экстремизма, на защиту прежде всего их духовного здоровья и, безусловно, требует поддержки и заслуживает одобрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - депутат Пономарёв Илья Владимирович. ПОНОМАРЁВ И. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Здравствуйте, дорогие коллеги! Слушал с большим удовольствием, как обычно, Владимира Вольфовича, и вот думаю: ведь выступал против этого законопроекта, полностью обосновал, что этот закон будет использоваться в политических целях, но дождался того времени, когда выключили микрофон, и сказал, что фракция Либерально-демократической партии поддержит "ЕДИНУЮ РОССИЮ" и будет голосовать за этот законопроект. Ну вот что за циничный обман избирателей, которые не услышат то, что на самом деле говорит их лидер? Конечно, перед выборами это хорошо делать, но неужели вообще никакой совести у вас нет?! Давайте посмотрим, в чём суть этого законопроекта. Сегодня мы слышали статистику: двести человек по стране в лучшем случае могут теоретически подпадать под действие этого закона - так зачем же его тогда принимать? Неужто у нас сейчас нет более важных задач в тех же самых школах? Я думаю, что вы согласитесь со мной (и статистика такая есть): работают тысячи людей с судимостями по реальным уголовным статьям - тысячи! - потому что кадров нету, люди туда не идут. Вон, я вижу, сидят мои коллеги из Новосибирской области - они прекрасно знают о том, что эта проблема является очень важной. Тем не менее мы понимаем, что для нашей власти судимости по реальным уголовным статьям, причём имеющиеся, непогашенные судимости, а не то, что расследуется, - это не является проблемой, а вот мифический экстремизм, который действительно постоянно используется в политических целях, является проблемой. Так что нам важно - двести человек или тысячи людей? Мы глубоко убеждены, что сейчас главная проблема в наших школах, то, что оказывает особо негативное воздействие на наших детей, - это личный пример тех учителей, которые впрямую занимаются фальсификациями на выборах. Вот это является реальной проблемой, потому что это государственное преступление, которое направлено на узурпацию власти, и, к сожалению, основа всей системы выборной - это учителя, работники наших школ. Это наша большая беда, ведь люди работают из-под палки. Поэтому мы считаем, что если и накладывать какие-то ограничения, то начинать надо, безусловно, с нарушений на выборах и устанавливать запрет в отношении тех людей, которые непосредственно занимаются фальсификацией, и особенно в отношении тех людей, которые дают команды делать это. Пока же мы видим обратный процесс: мы видим, как повсеместно, по всей стране, все учителя, которые отказались участвовать в фальсификации выборов, в итоге подпадают под тот самый запрет на профессию - их увольняют, снимают с работы. Такие примеры сейчас по всей стране. Например, директор саратовского лицея - уже на улицу вышли люди защищать своего директора. И мы все знаем пример по Красноярскому краю, а сейчас в Думу приехала делегация из Тюменской области протестовать против законопроекта, который мы с вами здесь сегодня обсуждаем. Вот это является настоящей проблемой. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" как партия всегда последовательно в Государственной Думе выступала против экстремизма. Мы поддерживали инициативы, которые нужны для того, чтобы этой проблемы у нас в стране не было, а она действительно сейчас есть. Но корни экстремизма не в том, что кто-то хочет узурпировать власть, не в мифической руке Госдепа, а в том, что совершенно прозападный режим сейчас в Белом доме и в Кремле, где повышают налоги на граждан Российской Федерации, а потом передают собранные деньги в Соединённые Штаты Америки, покупая долговые обязательства этой страны. Это мы финансируем Государственный департамент, а не Государственный департамент финансирует каких-то мифических экстремистов, которые присутствуют в России. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не хочет поддерживать имитационные законы, не хочет поддерживать те законы, которые будут использованы для манипуляции общественным мнением. И этот закон мы также не поддержим и призываем это сделать всех присутствующих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы хотели бы выступить? Нет. Выносим вопрос о принятии законопроекта в первом чтении на "час голосования". Теперь по порядку ведения. Пожалуйста, Алексей Валентинович Митрофанов. Включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый господин председатель, для сведения Владимира Вольфовича: Прохоров - сын начальника международного управления... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению, Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. ...спорткомитета... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите, пожалуйста, микрофон. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, в соответствии с нашим Регламентом депутаты, присутствующие в Государственной Думе, должны придерживаться делового стиля в одежде. Выступавший сейчас товарищ мало того что в свитере - ещё какая-то тряпка на пиджаке висит. Пусть он приведёт себя в порядок!
Голосуется в первом чтении проект закона из пункта 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 34 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 7 чел.1,6 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принято. Спасибо.